Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие Баруткина Лариса Петровна

Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие
<
Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баруткина Лариса Петровна. Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04.- Санкт-Петербург, 2006.- 290 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-17/117

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Керамика Кисловодской котловины: историческая эволюция и факторы влияния 11

1.1. История научного изучения керамики Кисловодской котловины и соседнихтерриторий от скифского времени до современности 11

1.1.1. История научного изучения аланской керамики Кисловодской котловины и соседних территорий хазарского времени (VIII-Хвв.) 19

1.1.2. История научного изучения керамики алан и соседних народов в эпоху Нового времени и современности 26

1.2. Факторы влияния на формирование стиля в искусстве керамики Предкавказья 35

Глава 2. Художественные особенности аланской керамики Кисловодской котловины 83

2.1. Принципы искусствоведческого анализа керамики Северного Кавказа 83

2.2. Художественная керамика Северного КавказаXlVe. до н.э. - IVв. н. э 97

2.2.1. Сравнительный анализ керамики Кисловодской котловины и соседних территорий савромато-сарматского мира до гуннского нашествия 97

2.2.2. Сравнительный анализ форм керамики Волго-Донского меэюдуречъя и Северного Кавказа.

2.2.3. Сравнительный анализ форм керамики Сарматского периода IVв. до н. э. - III в. н.э. на территории расселения сарматов (Юэюного Приуралья, Поволжья, дельты Дона, Кубани и Северного Кавказа) 119

2.2.4. Сравнительный анализ форм керамики Прикавказского региона (Приазовья, Прикубанья и Северного Кавказа) 131

2.3. Художественная керамика Северного Кавказа IV- VIII в. н. э 140

2.3.1. Сравнительный анализ керамики Кисловодской котловины и соседних территорий в эпоху раннего средневековья 140

2.4. Сравнительный анализ аланской и салтово-маяцкой керамики VIII-Хвв 161

2.4.1. Технико-технологическая основа формообразования и декорирования аланской керамики V- VIII ев 162

2.4.2. Композиционно-конструктивный анализ декора и форм керамики 167

2.4.3. Формосодержательная основа керамических произведений 176

Глава 3. Керамика Нового времени и современности как продолжение традиций гончарного искусства средневековья 194

3.1. Традиции керамического искусства сармато-аланов в керамике Нового времени и современности 194

3.1.1. Технико-технологическая основа формообразования и декорирования изделий 195

3.1.2. Композиционно-конструктивная основа произведений 198

3.2. Символика в керамике Нового времени как свидетельство сохранения и развития традиций «аланского стиля» 209

Заключение 214

Список литературы 220

Приложение 235

Введение к работе

Предлагаемая диссертация посвящена художественному анализу аланской керамики раннего средневековья, которая как явление самобытной культуры алан искусствоведами исследована не была, но, по убеждению диссертанта, представляет собой феномен в искусстве народов Северного Кавказа и всей России. Сравнительно небольшой Кисловодский историко-краеведческий музей обладает богатой коллекцией древних керамических сосудов, найденных при проведении раскопок в окрестностях города. Ее значимость признана не только в плане истории края, но на уровне академических исследований неоднократно отмечалось, что в простых формах керамических изделий заключается максимум полезности и удобства, а также воплощен особый художественный образ. Научным разработкам этого материала посвящены множественные историко-археологические исследования, но пока отсутствуют искусствоведческие.

Рассмотрение художественных особенностей аланской керамики в ретроспективном ряду артефактов предшествовавших культур обнаруживает преемственность традиций (или их составляющих) в керамическом производстве Северного Кавказа с древнейших времён до Нового времени и современности.

Актуальность темы исследования определяется возросшим интересом народов к своим национальным корням. Далекие от повседневной жизни и, казалось бы, представляющие лишь академический интерес знания о древности оказываются особенно остро востребованными в периоды социальных и политических потрясений. Это в полной мере проявилось в последнее десятилетие и в освещении исторического прошлого Северного Кавказа.

Сегодня вызывают особый интерес культурные традиции отдельных народов Кавказа и характер таких государственных образований, как

Хазарский каганат, объединивший на ряд столетий десятки племен Северного Кавказа.

В диссертации широко рассматривается развитие аланского керамического искусства Северного Кавказа, а также его влияние на культуры сопредельных территорий. Особое внимание уделено керамике Кисловодской котловины как эпицентру аланской культуры (компактная территория проживания алан, презентованная множественными могильниками и поселениями, наиболее изученными в этом районе). Рассмотрены все этапы развития стилистических особенностей искусства керамистов от времени сложения Кобанской культуры скифского периода, находящих дальнейшее свое продолжение в посуде салтово-маяцкого круга хазарского времени, в керамике Нового времени и современности включительно. Исследование художественных особенностей древних керамических произведений играет большую роль в проявлении духовной самобытности ее создателей.

Изучение древней керамики не только иллюстрирует существование традиционных форм гончарных изделий в почти тысячелетней исторической перспективе, но и может сегодня реанимировать уже утерянные.

В связи с подъемом и развитием керамического искусства в Северокавказском регионе растет интерес художников-керамистов, желающих изучить приемы изготовления и способы декорирования аланской керамики для того, чтобы использовать их в своем творчестве, вдохновляться нетленными свидетелями прошлой культуры и продолжать создавать на их основе свои произведения. Множество умений и навыков современных северокавказских гончаров, равно как и применяемых ими технологий, нуждаются в объяснении их генезиса.

Степень разработанности проблемы. В процессе исследования средневековых северокавказских памятников1 намечаются две тенденции:

интерес к культуре отдельных народов, поиски их предков и

Памятники - здесь и далее имеются в виду могильники и поселения, исследованные археологами.

культурных традиций (А.В. Гадло, 1974);

интерес к так называемой «хазарской», государственной культуре
периода Хазарского каганата, стремление выявить во множестве культур
Северного Кавказа VII-X вв. что-то общее, уже не племенное, а
государственное (С.А. Плетнёва, 1967).

В этом плане отмечается значительный вклад керамистов всего Северного Кавказа и аланских, в частности, в гончарное дело этого макрорегиона. Этому посвящены монографические исследования М.И. Артамонова, С.А. Плетневой, А.В. Гадло, Г.Е. Афанасьева, М.Г. Магомедова и

др.

Изучение аланской культуры, как самодовлеющего феномена, в
настоящее время опирается на всю массу исследованных могильников,
поселений и случайных коллекций, хранящихся в центральных и местных
музеях.

Натурные и следующие за ними обобщающие исследования В.Ф. Миллера, Б.Е. Деген-Ковалевского, А.А. Иессена, Е.И. Крупнова, Т.М. Минаевой, Е.П. Алексеевой, М.Е. Массона, Г. А. Пугаченковой, В. А Кузнецова, В.В Виноградова, А.А. Иерусалимской, Г.Е. Афанасьева, И.О. Гавритухина, В.Ю. Малашева, местных археологов Н.М Егорова, А.П.Рунича, М.И.Рыбенко, Е.Е.Ивашнева, Г.Я. Симакина и др. освещают не только общие, но и конкретные вопросы истории Центрального Предкавказья. В научных трудах описаны обнаруженные ими могильники и поселения, содержащие огромное количество керамических изделий, хранящихся сейчас в фондах многих музеев. Исследователи рассматривали керамику как источник сведений о хронологии и показатель экономической ситуации в регионе, не выделяя специально ее художественных и эстетических качеств.

Работы ряда ученых (Э. В. Кильчевской, Д. А. Чиркова, В. И. Морковина С. Г. Магомедовой и др.) посвящены прикладному искусству Восточного Предкавказья и Северо-западного Кавказа. Керамика Центрального

Предкавказья как художественный феномен в поле изучения искусствоведов не попадала.

Объект исследования - аланская керамика Кисловодской котловины V-VIII вв., найденная при проведении раскопок в окрестностях г. Кисловодска (могильник Мокрая балка, некоторые сосуды из могильников Клин-Яр III, Лермонтовская скала, Аликоновский могильник, Аланская крепость).

Предмет исследования - художественно-стилистические особенности керамики Кисловодской котловины.

Цель и задачи исследования. В результате многолетних археологических раскопок в Кисловодском историко-краеведческом и других музеях Ставропольского Края, накоплен огромный фонд керамических находок, далеко не полностью опубликованных и не исследованных с искусствоведческой точки зрения.

Цель работы - исследовать аланскую керамику, изучить имеющийся материал с тем, чтобы выявить его специфику и художественные особенности, рассмотреть вероятные истоки феномена и его воздействие на дальнейшее развитие керамическое производство этого и сопредельных регионов. Результаты работы ввести в научный оборот и использовать в современной художественной практике.

Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:

Выявить генезис историко-художественных особенностей аланской керамики и ее воздействие на керамику средневековья, Нового времени и современности.

Осуществить ретроспективный анализ ранних периодов развития керамического искусства на данной территории от керамических форм кобанской культуры скифского времени VII - IV вв. до н. э. к сарматскому периоду III в. до н. э. - IV в. н. э., как подосновы аланского керамического производства V-VIII вв.

Проанализировать технологию и технику изготовления керамического

производства V-VIII вв., используемые материалы, принципы формообразования, принципы декорирования кавказской керамики.

Выявить продолжение аланских традиций в приходящей на смену салтовской культуре периода Хазарского каганата (VIII-X вв.), и возрождение художественных образов древних ритуальных форм в керамике Нового времени.

Проанализировать развитие традиций керамического мастерства в современной художественной керамике.

Методология и методика исследования. Исследование основано на комплексном междисциплинарном подходе. При этом в качестве основных использованы методы сравнительно-исторического и искусствоведческого анализа, на основе которых построен материал в диссертации. Методологической базой явилась опора на научные исследования в следующих областях науки:

искусствоведения (Б. А. Налоев, А. X. Магомедов, В. Ф. Миллер, 3. Д. Гаглоева, В. А. Татаев, Н. Ш. Шабаньянц, А. С. Башкиров, Н. Б. Бакланов, Е. М. Шиллинг, Э. В. Килъчевская, В. И. Марковин, М. М. Мамаев, А. Н. Шефов, Д. А. Чирков, В. И. Морковин, С. Г. Магомедова);

археологии (Е.И. Крупнов, Т.М. Минаева, М.И. Артамовов,Н.М. Егоров, А.П. Рунич, С.А. Плетнева, М.И. Рыбенко, Е.Е. Ивашнев, Г.Я. Симакин, Г. Е. Афанасьев, И.О.Гавритухин, В.Ю.Малашев);

истории (Е.И. Крупнов, Т.М. Минаева, М.И. Артамовов, Е.П. Алексеева, С.А. Плетнева, Г.А. Пугаченкова, В.А. Кузнецов, В.В. Виноградов, А.А. Иерусалимская, Г. Е. Афанасьев, И.О.Гавритухин и В.Ю.Малашев и др.);

культурологии ( В.И.Абаев, В. А. Кузнецов, Э. Б. Тайлор, П. К. Козаев, В. А. Цагараев и др. );

мифологии (В.И. Абаев, Ж. Дюмезиль, А. Голан, В. Б. Мириманов и

др-);

антропологии (В.В. Бобин, В.П. Алексеев и др.).

Методика работы:

Основным методом работы с исследуемым материалом было сопоставление форм и элементов декора сосудов, из определенных могильников; поиски аналогий в древностях предшествующего и наследующего времени (типологический анализ).

Автор сопоставил данные документальных источников с хронологически соответствующими группами керамического материала. К источникам, используемым в настоящей диссертации, относятся и данные научных изысканий по культурной антропологии (этнологии), этнографии и палеоэтнографии (археологии).

Проведен обширный анализ художественных характеристик керамики из могильников, находившихся в окрестностях г. Кисловодска, изучены формы сосудов керамики из Кисловодской котловины в сравнении с аналогичной керамикой сопредельных территорий, составлена их типология.

Источники исследования: музейные коллекции из фондов Государственного Эрмитажа (Хранение Отдела археологии Восточной Европы и Сибири: коллекция Дмитровского могильника 1966; Салтовского могильника № 1107); Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук (1.Коллекция Княжества Болгарского 1880-1887 гг., № 372: сосуды кухонные и столовые, украшения; 2. Коллекция чл.-корр. АН СССР Д.К. Зеленина 1926 г, № 3340: орудия гончарного промысла из Поволжья; 3. Коллекция научного сотрудника МАЭ А.Г. Данилина 1927 г., № 3533: гончарный круг и полуфабрикаты сосудов, иллюстрирующие процесс формовки степи восточнее Каспия; 4. Коллекция научного сотрудника МАЭ Н.Н. Тихоницкой 1928 г., № 3644: орудия гончарного промысла, модели изделий из глины из Поволжья; 5. Коллекция адмирала К.Н. Посьета 1899 г., № 485: домашняя утварь Казанской губернии; 6. Коллекция студента А. Павловича 1906 г., № 1035: керамика междуречья Днепра и Дона; 7. Коллекция профессора Р. Бодуэна де Куртенэ 1911 г., № 1827: глиняная посуда

из Северного Подунавья и Поднестровья; 8. Коллекция научного сотрудника МАЭ Е.Г. Кагарова 1929 г., № 3968: предметы гончарного производства из Поволжья) и Кисловодского историко-краеведческого музея (Коллекции раскопок Лермонтовской скалы 1967-1968; Клин-Ярского могильника 1960, 1966, 1988, 1993гг.; могильника Мокрая балка 1969-1973г., - раек. А.П. Рунича, Г.П. Афанасьева, А.Б.Белинского; могильника «Ясли» 1968г., 1981г., -коллекция №2580, раек. С.Н. Савенко); Ставропольского краеведческого музея (Коллекции раскопок: могильник Гиляч 1939, городища Адиюх 1954, могильника Узун-Кол 1956, - раек. Т.М. Минаевой; Лермонтовской скалы 1971-1973, могильника Мокрая балка 1970-1975 коллекция № 16898, Острый мыс 1974,- раек. А.П. Рунича), Музея декоративного искусства (СПбГХПА); материалов Кафедры стекла и керамики СПбГХПА.

Обмеры и зарисовки керамических изделий производились также в экспедиционных условиях: Кисловодск, Археологическая экспедиция Института археологии РАН и Кисловодского краеведческого музея, охранно-разведочные раскопки на горе Крестовой в 1998 г.

Научная новизна заключается в выборе малоисследованного аспекта изучения керамики Кисловодской котловины в плане рассмотрения ее формообразования, декора, цвета, символики знаков с позиций искусствоведческого анализа:

впервые проведена классификация сосудов аланской керамики с учётом разновидностей их форм и декора;

впервые проведено определение устойчивых художественно-образных качеств предметов аланской керамики;

- впервые вводится в научный оборот понятие «аланский стиль» в
северокавказской керамике;

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании искусствоведческого принципа исследования древней керамики Кавказа, основанного на представлении о художественно-образной значимости её форм

и декора. Материалы диссертации открывают перспективу новых теоретических разработок в области изучения керамического искусства, как архаических культур, так и их традиций в современном творчестве народных художников.

Практическая значимость работы. Результаты этой работы могут быть использованы в атрибуционной музейной работе, при составлении каталогов, организации выставок, формировании коллекций, в экспозиционной практике. Ими можно воспользоваться в курсах лекций по традиционному народному и современному декоративно-прикладному искусству, а также в трудах по истории развития искусства народов Северного Кавказа и пограничных с ним территорий.

История научного изучения керамики Кисловодской котловины и соседнихтерриторий от скифского времени до современности

Интерес к истории савроматских и сарматских племен, населявших евразийские степи в раннем железном веке, появляется в среде русской ученой интеллигенции XVIII в. Пишутся первые «Истории российские...» (В.Н. Татищев,1 М.А. Щербатов,2 М. В. Ломоносов,3 и др.), в которых высказываются две полярные точки зрения: одни историки считают сарматов древними предшественниками славянских народов (М.А. Щербатов, М.В. Ломоносов), другие отрицают их прямое родство (В.Н. Татищев, И.Н. Болтин4).

Географией расселения савроматов, скифов и сарматов в ХІХв. занимаются русские историки, этнографы и географы: Н.М. Карамзин,5 П. Кеппен6, О.И. Сенковский 7, Г. Эйхвальд8, Ф. Брун9, П. Бурачков10, А.С. Лаппо-Данилевский п, Ф.А. Браун12.

В XX веке процесс сложения элементов скифского искусства VIII — VII вв. становится предметом исследования многих историков-археологов, среди которых, в силу специфики данного исследования, следует отметить A.M. Лескова13, Е.В. Черненко14, Б.А. Шрамко15. Вопрос о принадлежности скифов к ираноязычной группе решался учеными В.Ф. Миллером16, В.И.Абаевым .

Собранный вышеперечисленный археологический материал и стал первым шагом в развитии скифо-сарматской археологии. На основе накопленного материала еще в начале XX в. был написан один из основных обобщающих трудов, принадлежащий перу академика М. И. Ростовцева 8, где ученый сопоставляет археологические находки с территории Поволжья и южного Приуралья с иранскими памятниками, подчеркивая пришлый «иранский» характер культуры. Эти выводы не потеряли актуальности и в начале XXI в.

После революции 1917 г. начинается следующий этап в истории изучения сарматов. Существует две точки зрения на взаимоотношения скифов и сарматов. Ученые П. С. Рыков, Б. Н. Граков, изучавшие скифов и сарматов нижнего Поволжья, считали, что будучи сначала союзниками19 (савроматы вместе со скифами воевали против войск Дария [Геродот, IV, 120]), в конце V в. до н. э. сарматы начали вытеснять скифов и к III в. , или рубежу III - II вв. до н. э. заселили сами степи Северного Причерноморья. Иначе считает историк СВ. Полин22 - сарматы не сменили и не вытеснили скифское население, а заполнили пустовавшие пространства Днепро-Донского междуречья вследствие изменения климатических условий в степях Северного Причерноморья и резкого сокращения численности населения. Сарматы расселились на запад смешавшись с местными племенами. Дальше из Прикубанья, Предкавказья и областей Казахстана и Средней Азии в III - II вв. до н. э. часть сарматов устремилась в Южное Приуралье. На всех этих территориях проживали сарматы в III в. до н. э. -IV в. н. э.

Северный Кавказ вошел в историю скифо-сарматских отношений прежде всего как территория на пути в Переднюю Азию (Геродот, IV, 12). Маршруты скифских походов через Кавказ в страны Переднего Востока, их направленность и характер взаимоотношений скифов с местными племенами наиболее полно отражены в исследованиях Е. И. Крупнова и В. Б. Виноградова 4. Развивая осторожное высказывание Е. И. Крупнова о возможном участии местных северокавказских племен в скифских походах, В. Б. Виноградов полагает, что это было многоплеменное движение, костяком которого являлись скифы Причерноморья. Далее, по мере продвижения, к ним присоединялись вооруженные отряды из жителей лесостепи, савроматов и кавказцев (кобанцев).

На Северном Кавказе скифские памятники были изучены на территории среднего Прикубанья и степного Ставрополья А. А. Иессеном . Ученый предположил, что уже в создателях памятников VIII—VII вв. до н. э., которые известны в степном Предкавказье и в степных районах Северного Причерноморья, можно видеть как предков скифов VI в. до н. э., так и киммерийцев26. Далее, А. М. Лесков27 развил эту гипотезу утвердив мнение о формировании скифской культуры в Волго-Донском междуречье и Предкавказье.

Сведения об известных к началу 70-х годов XX в. курганных могильниках и отдельных курганах, расположенных как на Ставропольском плато, так и в равнинных районах Кабардино-Балкарии и Чечено-Ингушетии, которые могут принадлежать степным кочевникам, были собраны и проанализированы В. Б. Виноградовым . Систематические раскопки памятников скифской культуры на Ставропольском плато проводил В. Г. Петренко29. Ряд предметов скифской культуры, найденных при случайных обстоятельствах, хранится в Ставропольском, Кисловодском и Пятигорском историко-краеведческих музеях.

Изучение памятников сарматского периода (III в. до н. э. - IV в. н. э.) центральных районов Северного Кавказа было начато Е. И. Крупновым . Отнесение их к сарматской эпохе подтверждается анализом собранных на них керамических материалов. В этом отношении лучше исследованы восточные (Чечено-Ингушетия) и западные (Карачаево-Черкесия) районы центрального Предкавказья. В Чечено-Ингушетии работами А. П. Круглова32, Т. М. Минаевой33, В. И. Марковина34, В. Б. Виноградова35, В. А. Петренко36 и др. был открыт целый ряд поселений сарматского времени и выявлены слои сарматской эпохи. Поселения, селища и укрепленные городища сарматского времени на территории Карачаево-Черкесии были обнаружены экспедициями Н. В. Анфимова37, Т. М. Минаевой38, Е. П. Алексеевой39.

Наиболее крупные из городищ Северного Кавказа - Алханкалинское в Чечено-Ингушетии (А. П. Круглов40, В. Б. Виноградов41 и др.) и Нижне-Джулатское в Кабардино-Балкарии42 содержат керамику первых веков нашей эры. Было исследовано несколько обширных могильников: Нижне-Джулатский43 в Кабардино-Балкарии и Подкумский близ г. Кисловодска (М. П. Абрамова44), Чегемский могильник в Кабардино-Балкарии (Б. М. Керефов и А. X. Нагоев45), Ханкальский могильник в Чечено-Ингушетии (В. Б. Виноградов и В. А. Петренко46). Кроме того, в результате археологических работ, проводимых в эти годы различными исследователями (Т. М. Минаевой47, Е. П. Алексеевой48, А. П. Руничем49, И. М. Чеченовым50, Р. М. Мунчаевым51, В. Б. Виноградовым52 и др.), на территории предгорной и равнинной части центральных районов Северного Кавказа было открыто значительное количество комплексов сарматского времени, содержащих керамический материал.

Раскопки северокавказских могильников в горных районах Северной Осетии начались в конце XIX в., где были открыты памятники кобанской культуры и собран обширный керамический материал, в том числе сарматской эпохи, который демонстрирует самобытную культуру кавказцев. Историк Г. Д. Филимонов53 отнес ее к переходной эпохе от бронзового века к железному.

Специфика кобанской культуры вырисовывалась преимущественно по металлическим изделиям и лепной керамике, которая также отличала пласт кобанских древностей от остальных культур Кавказа и Европы54. Кобанскими древностями занимались многие исследователи: Е.П.Алексеева55, С.Л. Дударев56, В.И. Козенкова (1977,57 198158). Е.И.Крупновым59 была установлена хронологическая периодизация культуры - XII—IV вв. до н. э. Классический период определен им XI—VIII вв. до н. э. Периодизацию культуры составляли также В. Б. Техов60, Е. П. Алексеева61, причем керамика являлась хронологическим показателем для ученых, изучавших историю края.

Памятниками северо-восточной части Кавказа (Дагестана и Чечни) занимался А. П. Круглов . Собранные им материалы были изданы, проанализированы О. А. Артамоновой-Полтавцевой.

Принципы искусствоведческого анализа керамики Северного Кавказа

Керамика Кисловодской котловины, датируемая V-VIII вв., а именно ее художественные особенности, находятся в центре внимания данного исследования. Говорить об искусстве керамистов Северного Кавказа, о традиционных чертах и новациях нужно, исходя из принципов анализа художественного образа произведений декоративно-прикладного искусства.

Художественный образ представляет собой умозрительное идеальное явление, не занимающее реального пространства в отличие от самого художественного произведения, в котором этот образ фиксируется и который является его объективным, материальным воплощением.

Произведение искусства есть материально-содержательная целостность, единство материального носителя и идеального художественного образа. В свою очередь, художественный образ есть формально-содержательная целостность, в реальности бытия которой форма и содержание неразрывны, в анализе же различимы.

Глина является самым древним искусственным материалом, но художественной обработкой глины люди стали активно заниматься лишь в эпоху неолита.2 Сначала изготовление древнейшей керамической посуды сводилось к простым природным формам, затем появилась керамика сначала с простейшим ковровым орнаментом, потом с более сложными узорами. С развитием земледельческих культов появилась специфическая ритуальная посуда, изображения на керамических сосудах получили новое символическое значение. Высокий ритуальный статус гончара, а так же его связь с поклонением культурным героям, высокое мастерство, более широкий спрос на глиняные изделия обусловили появление первого художественного «клана» в обществе... мастерство и специализация достигли той ступени развития, когда можно засвидетельствовать зарождение института художественного производства, а соответственно — и художественного обмена и потребления.

В исследовании внимание уделено анализу истории развития художественных особенностей керамического производства Центрального Предкавказья с эпохи бронзы, когда в кобанской культуре были заложены основные черты, утвердившиеся в аланском искусстве, по которым легко можно было узнать сосуд северокавказского производства - это черный цвет изделий, лощеный геометрический рисунок, зооморфный и антропоморфный декор. Эти отличительные особенности присущи керамическим изделиям так называемого «аланского стиля».

Стиль - это индивидуальная художественно-образная система, сохраняющая ряд устойчивых признаков, характеризующих формальную структуру, характерную для произведений искусства определенной исторической эпохи.

«Стиль ... это крупное явление культурной жизни, это - некая целостность в художественно-практической жизни людей в определенном историческом времени и пространстве. Зарождение, развитие и особенности стиля обусловлены определенными эпохами и периодами исторического времени, определенными естественно и исторически сложившимися условиями жизни и творчества людей в регионе. Это нахождение и установление единых подходов к творчеству, единых принципов работы с материалом, общего языка, общих предпочтений в характере форм и декора, общего миропонимания, общих эстетических, духовных, социальных приоритетов»3. С течением времени миропонимание людей меняется, в нем все большее место занимает аналитическое начало. Человек воспринимает мир более рационалистически, более адекватно, натурально. В то время, как новые и новые детали усложняют реальное восприятие мира, традиционный образ становится все более условным. Примеров тому служат ручки с зооморфными изображениями. На керамических сосудах сармато-аланского времени они передают образы животных, выполненных натуралистично, детально проработанными. В салтово-маяцкой керамике те же звери уже схематизированы и предельно стилизованы. Этому способствует и технология изготовления.

При ограниченном количестве сюжетов и их многократном повторении неизбежно начинается процесс стилизации. Упрощение процесса изготовления приводит к более условным обобщенным формам.4

Стиль, сложившийся на Северном Кавказе в кобанской культуре и развившийся в аланскои керамике, установил свои нормы в искусстве и явился системой внутренних связей между всеми сторонами художественного произведения: содержанием и формой, идеей, конструкцией, материалом, техникой, способами, приемами изготовления.

Керамика Кисловодской котловины эпохи раннего средневековья является ярким примером продолжения традиций кобанской культуры, где отличительные особенности аланского стиля наиболее ярко выражены и выявлены в исследовании. Традициям в изготовлении и некоторым новациям в способе декорирования аланскои керамики уделено главное внимание в работе. Проводится сравнительный анализ художественных особенностей керамических наборов скифо-сармато-аланского, а также хазарского и Нового времени для того, чтобы показать влияние северокавказских мастерских на производство художественной керамики соседних с Предкавказьем территорий, входивших в сферы влияния сарматского мира.

В работе рассматривается формально-функциональные качества изделий - материал, форма, функциональное предназначение, качество обожженного черепка, конструктивные особенности каждой формы. Из целостности формы сосуда, декора, функционального назначения, а так же материала складывается художественный образ произведения искусства.

Все составляющие образа в свою очередь исполнены смысла и подвергаются искусствоведческому анализу.

Принципы искусствоведческого анализа произведений заключаются в рассмотрении их художественного образа. В работе уделено внимание всем его составляющим: технологии и технике изготовления изделий, формально-функциональным и декоративным качествам, а так же формам и характеру орнамента, несшим символическую, магическую и эстетическую функции.

Керамическое изделие должно быть согласовано с жизненными целями человека, а потому его анализ предполагает ответ на вопрос, как в нем решена проблема единства красоты и пользы, как соблюдается принцип необходимости и достаточности в выборе материала, размера, формы, декора изделия, как оно гармонирует с окружающей предметной и социальной средой, как выражает индивидуальные особенности автора, его талант и мастерство. «Эстетика мастерства выделяет художника из среды ремесленников, создает его авторский почерк и делает его произведения особенно привлекательными».5

Сравнительный анализ форм керамики Прикавказского региона (Приазовья, Прикубанья и Северного Кавказа)

Но территории Приазовья и Прикубанья проживали меоты, соседи кобанцев, затем сарматов, осевших на территории северного Кавказа. На основании археологических материалов сейчас можно сказать, что в VII в. до н. э.- III в. н. э. они жили по нижнему и среднему течению Кубани. В I в. до н. э.- III в. н. э. часть меотов занимала также дельту Дона, где в настоящее вре мя известна группа меотских городищ. Таманский полуостров и прилегающие к нему районы к югу от Кубани занимали синды, которых как письменные источники, так и современные исследователи то включают в состав меотов, то противопоставляют им38. Культура меотов прослеживается на протяжении тысячелетия и делится на периоды: протомеотский период VIII — первая половина VII в. до н. э., раннемеотский - конец VII- начало IV в. до н. э., среднемеотский - IV- первая пол. I в. до н. э., позднемеото сарматский - вторая пол. I в. до н. э. - III в. н. э.39 "!

В могильниках Прикубанья, наряду с традиционными формами корчаг, мисок, кувшинов и разнообразных горшков (табл. 13; 4, 5, 12-14, 16-18, 20-23, 25-30) появляются черпаки с петельчатой ручкой (табл. 13; 1-3, 6-11, 15, 19, 24)

В раннемеотский период (VII - нач. IV в. до н. э.) мы находим те же, хотя и несколько изменившиеся, формы керамики: черпаки, у которых петельчатая ручка перешла в ручку с выступами, а резервуар расширился (табл. 14; 2, 3), кувшинчики (табл. 14; 15, 17), глубокие миски с налетами или выступами (табл. 14; 13).

Керамика в раннемеотский период украшена иногда геометрическим орнаментом. Орнамент на посуде был резным, встречался также процарапанный, выполненный уже по обожженной поверхности. В отношении форм можно говорить о большем их разнообразии по сравнению с протомеотским этапом. Наиболее яркими являются ковши с высокими ручками. Ручки ковшей украшены двумя выступами (табл. 14, 2, 3), что некоторые исследователи склонны рассматривать как зооморфный элемент. Бокаловидные кубки с ручкой, высокие, стройных пропорций (табл. 14, 16). Позднее - эти кубки теряют стройность и получают более широкое горло, сближаясь с кувшинчиками. На всей территории распространены различные варианты глубоких мисок: с наклоненными внутрь бортиками или с плавно закругленными стенками (табл. 14; 13). Полушаровидные или сегментовидные чаши (табл. 14; 10). Из других форм в погребениях и на городищах отмечены горшочки, вазочки (табл. 14; 6), вазы (табл. 14; 7), горшковидные сосуды с ручками (табл. 14; 5, 17), .корчаги (табл. 14; 1).

Решительные изменения заметны на рубеже раннемеотского и среднемеотского периодов, когда распространяется гончарная сероглиняная керамика. Она явно находится под влиянием греческой продукции, но удивительно, что и лепная керамика также меняет формы. Смена форм сосудов должна означать смену бытовых, а может быть, и хозяйственных навыков. В среднемеотский период обращает внимание отсутствие такой характерной формы, как ковши.

Среди простой лепной керамики начинают преобладать горшки без выделенного горла (табл. 14; 50, 57). Более редки миски (табл. 14; 28, 46, 58). Присутствуют крупные корчагообразные горшки, возможно, продолжающие традицию предшествующего периода (табл. 14; 48), сосудики с ручками-упорами (табл. 14; 53), шаровидные горшочки и кувшинчики (табл. 14; 49, 51, 55, 56).

В серолощеной гончарной керамике повсеместно встречаются кувшины, в ряде случаев украшенные горизонтальными каннелюрами (табл. 14; 18-25), преимущественно с овальным туловом, плавно переходящим в горло, и разнообразные миски (табл. 14; 31-37). Более редки кувшинообразные сосуды без ручек (табл. 14; 26), двуручные кувшины-амфоры (табл. 14; 29, 30), широко распространяются вазочки (табл. 14; 40, 41), кругло-донные горшочки с ручками-упорами (табл. 14; 44, 45), кружки (табл. 14; 35, 39), рыбные блюда и др.

В среднемеотский период (IV - 1-ая пол. I в. до н. э.), т. е. в раннесарматское время, в керамике решительно преобладает серолощеная посуда: разнообразные кувшины (табл. 15; 1- б), миски (табл. 15; 7—12), вазочки (табл. 15; 14-16), кружки (табл. 15; 17), кувшинообразные сосуды без ручек (табл. 15; 16, 19) и с двумя ручками (табл. 15; 20), кувшинообразные сосуды с горизонтальной ручкой, горшки (табл. 15; 21— 25), открытые сосуды с горизонтальными ручками-ушками и крышками (табл. 15; 26), разнообразные канфары (табл. 15; 27—29). Лепная керамика — это в основном разнообразные горшки. Можно отметить, больше горшков без выделенного горла (табл. 15; 37), они уступают место горшкам с невысоким горлом, образованным отгибом кран (табл. 15; 35, 36). Остальные формы — миски (табл. 15; 40), чашечки, миниатюрные сосудики — в лепной керамике довольно редки.

На примере керамики позднемеотского периода (I в. до н. э. - III в. н. э.) очевидна огромная роль, которую играла связь с античным миром.

Около половины находок составляют обломки амфор (52%), античные краснолаковые (4,8%) и простые гончарные (5,5%) сосуды. Следует отметить, что донские меоты не производили на гончарном круге красноглиняной керамики, которая на Кубани была довольно обычной еще в последние века до нашей эры. На донских поселениях керамика изготовлялась либо домашним способом (лепная), либо ремесленным (на гончарном круге, серолощеная). Первая составляет 35%, вторая — около 10%. Лепная посуда представлена преимущественно горшками и крышками-чашами, украшена налепами, реже — рядами вдавлений и совсем редко -линейно-волнистым орнаментом.

Именно с этого времени начинается широкое распространение в сарматской среде - до Поволжья и даже дальше - серолощеной керамики меотского производства. Серолощеную гончарную керамику составляют миски, кувшины, горшки, вазочки, горшочки, корчаги и т. д.

Формы керамики разнообразны: миски (табл. 16; 2, 3, 14, 16, 17, 20, 24— 26, 31, 36, 49, 51), кувшины (табл. 16; /, 5, 10, 13, 29, 30, 33, 35, 37-39, 40, 41, 44, 46), вазочки (табл. 16; 21, 23), кружки (табл. 16; 12, 15), кувшинообразные сосуды (табл. 16; 32), мисочки на трех ножках (табл. 16; 27) и т. д. появляются кувшины с зооморфными ручками (табл. 16; 35, 37, 38, 40, 41) и кувшины, орнаментированные по плечикам многорядными полосами, нанесенными гребенчатым штампом, и циркульными кружками (табл. 16, 5, 33, 39). Здесь очевидно влияние кавказских традиций украшать сосуды ручками в виде стилизованного зверя, распространившееся н всей территории сарматского мира.

«Сарматизация» меотов осуществлялась главным образом через сираков, которые впервые появились в Прикубанье во второй половине IV в. до. н. э.40 Особенно ярко это проявилось в керамике, в которой прослеживается синкретизация двух культур. Меотское ремесло стояло на высоком уровне развития, огромную роль играло соседство с Боспорским царством.

Композиционно-конструктивный анализ декора и форм керамики

Выделение композиционно-конструктивных особенностей легли в основу работы по разработке типологии аланской столовой керамики по материалам Кисловодской котловины.

Весь массив форм сосудов был разделен на типы:

Сосуды (кувшины) больших размеров (ил. 2; 3; 1, 3; 4; 8-10; 9; 1,4)

Сосуды (кувшины, кувшинчики) со сливом (ил. 3; 4; 4; 1-7)

Сосуды (кувшинчики, кружки) без слива (ил. 3; 2, 5; 6; 7; 8; 9; 2, 3, 5-9, И)

Особое внимание уделено орнаменту, сосудам с зооморфными ручками и изделиям с тамгообразными знаками, куда вошли все типы. У кувшинов и кружек есть общие приемы формообразования — тулова по форме напоминают яйцо. Сосуд в форме яйца имеет аналоги в савроматской керамике на всей территории расселения этих племен. Кувшин сочетает в себе большую символическую выразительность и, одновременно, является чисто функциональным, предметом бытового предназначения, - сосудом для хранения и употребления в пищу продуктов и жидкостей. С точки зрения эстетики симметричность, пропорциональность этой обтекаемой формы представляются наиболее совершенными. Вероятно, поэтому так широко распространены во всем мире керамические яйцевидные сосуды.

Наиболее распространенной разновидностью формы, проистекающей из этого общего образа, являются кувшины с шаровидными пропорциями тулова, которое резко переходит в хорошо отделенную профилировкой горловину (ил. 2; 1,4; 3; 3; 4: 8-10). Характер нижней части формы - конического преддонья, по разному выражен (ил. 4; 8-10). Кувшины небольших размеров (ил. 3; 4; 4; 4, 6; 5; 10, 13), а также маленькие кувшинчики, лишены конуса тулова, образующего донце, и в плоское дно плавно переходит сам шарообразный корпус (ил. 3; 2; 4; 2, 3, 5; 5: 10-13, 16). Иногда, в результате отсутствия преддонного конуса, форма небольшого кувшина является усеченным шаром (ил. 6; 1); словно срезанным плоскостью дна, что придает сосудам характер приземистости, надутости, ощущение заполненности объема.

Уже при формовке на круге, частичка Матери-Земли — Великой богини, под руками гончара вырастала расширяющимся конусом навстречу всему миру. А далее руки мастера формировали шар корпуса сосуда: подобный шарообразным светилам - солнцу и луне - символам дня и ночи. А далее следовала горловина, подобная рогу изобилия, от которого человеку приходит одно из величайших благ в жизни и в мире — влага; и эту горловину завершал слив на венчике кувшина (ил.З; 3, 4; 4; 10; 9; 1). Либо не завершал (ил.13; 17, 18; 9; 5, 8), поскольку образ рога изобилия, передаваемый горловиной кувшина, был самодостаточен по своей природе. Можно считать сливы на венчиках кувшинов (о их семантике - см. ниже) деталью чисто функциональной, поскольку они присущи лишь сосудам крупных, и относительно крупных размеров.

Форме изделий соответствует гармония, структурными составляющими которой являются симметрия, пропорции, ритм. Все рассматриваемые произведения подчинены определенным законам формообразования, среди которых общий и главный - осевая симметрия. Для каждого типа сосудов характерны пропорциональные закономерности; расположение орнамента тоже регламентировано, в том числе и ритмом. На раннесредневековои керамике преобладающий тип декора - повторяющийся орнамент из простейших элементов; скульптурные украшения, являющиеся одновременно элементами конструкции и символами религиозных представлений. Кувшины и кружки украшены геометрическим рисунком, замечательным по технике выполнения и точности распределения на форме.

Охарактеризовав суммарно по ряду признаков различные типы сосудов по их размеру, форме, назначению, дадим эстетическую оценку этим вещам в глине, подчеркнув при этом, что художественными чертами отличаются и самые простые, казалось бы, по форме сосуды, исполненные своеобразия и особой лаконичной выразительности.

Начнем именно с простых - это кружки (ил. 7; 8; 1-10, 15; 9; 2, 3, 6, 7, 9, 11), наиболее массовая разновидность посуды заупокойного сопровождения в могильнике Мокрая Балка (75 сосудов).15 Кружки по форме делятся на высокие и низкие. Их отличает достаточно массивное, придающее, как, по сути, так по визуальному восприятию ощущение устойчивости и основательности, что могло иметь значение и в связи с функцией сосуда. Однако и в этом простом образце керамики есть свои модуляции и вариативность - она в основном затрагивает характер тулова. Форма то более утяжелена книзу, то она нарастающая и утончающаяся к горловине, что сразу придает особую визуальную интонацию предмету - делает его более стройным. Ведущую роль в этом плане играют такие детали, как горловина и венчик в месте их перехода, зачастую с небольшими вариациями и изменениями в их профилировке. Особый неповторимый образ каждому изделию придают ручки, крепящиеся по разному и создающие свой характер формы. Ручки соединяются с венчиком, горлом (ил. 7), иногда они расположены на тулове - верхний прилеп крепится к основанию горла или к верху плечика (ил. 5; 4). Встречаются экземпляры с двумя ручками (ил. 5; 5), что сразу роднит такие кружки с античными киликами или канфарами. По-разному решается оформление верхнего прилепа ручки. Переход горла в плечики бывает плавный или резко выраженный, что добавляет сосудам еще одну индивидуальную черту их образного восприятия.

Средние (ил. 5; 6; 1, 4, 5) по размеру сосуды без слива несут больше образного многообразия. Конечно, изменение функций влияет на восприятие и эстетическую оценку. Силуэт четкий и достаточно простой, но он сильнее подчеркивает переход тулова в более утонченное горло в сравнении с кружками. Аскетичность формы компенсируется орнаментом.

Заметное нарастание динамичности конфигурации силуэтов форм мы наблюдаем в кувшинчиках со сливом. Кружки-кувшинчики - это небольшие сосуды функционально, видимо, являющиеся кружками, но морфологически обладающие диагностическими признаками кувшинчиков. Их показатели более характерны для кувшинов средних и крупных размеров, чем для кувшинчиков. В эту группу вошли 24 сосуда из могильника Мокрая Балка16 (ил. 4; 3, 4, 7),2 — из могильника Клин-Яр (ил. 4; 1,2), кувшин из могильника «Ясли» (ил. 3; 4), из могильника №2 у Лермонтовской скалы (ил. 4; 7).

Ручки кувшинов перекликаются с носиком-сливом, уравновешивая своими конфигурациями создаваемый неповторимый силуэт-образ, который еще больше усложняется и за счет различной пропорциональности его составных частей.

Формы кувшинов средних и крупных размеров еще больше усложнены и богаче орнаментированы.

Чем больше размер кувшина, тем сильнее за счет сужения или расширения формы подчеркивается яйцевидное тулово, горло и слив в местах их плавного перехода. В эту группу вошли 65 сосудов из комплексов, а также 3 сосуда - случайные находки из разрушенных погребений.

У кувшинов больших размеров широкое тулово сильно сужается к горлу и раскрывается небольшим конусовидным венчиком. Носик-слив подчеркивается декором так, что воспринимается словно клюв птицы. Так как диаметр дна небольшой по отношению к массе кувшинов, то создается впечатление подтянутости и некоторой легкости при образном восприятии подобных форм сосудов.

Похожие диссертации на Художественные особенности аланской керамики раннего средневековья: истоки и наследие