Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественные принципы становления и развития архитектурного ордера в Санкт-Петербурге Блинова, Елена Константиновна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Блинова, Елена Константиновна. Художественные принципы становления и развития архитектурного ордера в Санкт-Петербурге : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / Блинова Елена Константиновна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2012.- 457 с.: ил.

Введение к работе

Санкт-Петербург - поистине огромный архитектурно-ландшафтный комплекс. Формирование пространственной системы Петербурга как агломерации постоянно сопровождалось организацией образных связей, часто остающихся скрытыми от беглого взгляда. В течение более 250 лет в процессе создания художественного образа городских комплексов, отдельных зданий и их интерьеров, а это несколько тысяч композиций, ордерная система выступала лейтмотивом архитектурного единства. Чтобы проектируемая ордерная архитектура гармонически встраивалась в уже существующую или формирующуюся на конкретном историческом этапе часть городской структуры, архитекторы соответственным образом или поддерживали, или видоизменяли классические характеристики ордера. В нашем исследовании градостроительная структура города, развивавшаяся на основе ордерного метода, интерпретируется как семантическое пространство, то есть определяется через отношение зрителя; градостроительный комплекс Петербурга рассмотрен не только как ансамбль сооружений, но и как ансамбль образов.

Актуальность исследования

Многие сооружения Петербурга и его пригородов, жестоко разрушенные в годы Великой Отечественной войны, были восстановлены в ходе масштабных реставрационных работ. Петербургская агломерация, её исторический центр и дворцово-парковые ансамбли пригородов, включена в список Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО. Несмотря на это постоянно возникают угрозы нарушения ансамблевой целостности Петербурга. Разработки генеральных планов развития города, планов реконструкции и развития зон, входящих в историческую застройку, не сопровождаются программными предложениями, в которых новое строительство системно увязывалось бы с историко-художественным контекстом, что ведёт к разрушению исторической ткани города. Сегодня, в момент острейшего противоречия между требованиями охраны архитектурного наследия Петербурга и прагматическими запросами строительной индустрии сохранение исторической архитектурной среды не должно сводиться только к охране отдельных выдающихся памятников, к охране, понимаемой только как защита от разрушения материальных объектов. Охраняться, оберегаться должна неповторимая образность города.

Для того чтобы противостоять возникающим угрозам и сохранить неповторимую чистоту образного строя Петербурга, необходимо проводить исследования, направленные на оценку семантических значений архитектурно- ландшафтного комплекса, в связи с чем на первый план выходят проблемы восприятия ордерной архитектуры, доминирующей в исторической городской среде.

Состояние и степень научной разработанности проблемы

Утверждение, что Санкт-Петербург - крупный архитектурный ансамбль, часто носит ассерторический характер. Если доказательства и предъявляются, то эти доказательства локализованы в зоне одной избранной проблемы - или стиля, или творческого метода, или градостроительной деятельности.

В петербурговедении существует ряд работ, в которых обобщается архитектурная история города. Развитие пространственно-планировочных решений освещается в уникальном фолианте «Ленинград. Архитектурно- планировочный обзор развития города», изданном в блокадном 1943 году; градостроительное развитие петербургской агломерации исследуется в работах Т.Ф.Саваренской, С.В.Семенцова; стилевая эволюция - в работах Б.Р.Виппера, Н.Ф.Гуляницкого, Н.И.Брунова, В.Г.Лисовского, А.Л.Пунина, Б.М.Кирикова; ансамблевая структура - в работах Д.Е.Аркина, В.И Пилявского, Г.Е.Русанова; проблемы образа города раскрыты в работах М.И.Пыляева, Н.П.Анциферова, Г.К.Лукомского, Н.Н.Врангеля, А.Н.Бенуа, П.П.Вейнера, В.Я.Курбатова, П.Н.Столпянского, Ю.И.Курбатова, З.С.Каганова; преемственность в творческих подходах к архитектуре разных поколений зодчих - в книгах И.Э.Грабаря, В.Г.Исаченко, Л.П.Лаврова; также архитектурно-художественная преемственность представлена в коллективной трёхтомной монографии «Зодчии Санкт-Петербурга (XVIII, XIX, XX вв.)». В.Г.Лисовский в своих книгах «Архитектура Петербурга. Три века истории» (2004) и «Санкт- Петербург: очерки архитектурной истории города. Классический город» (2009) представляет северную столицу как шедевр целостной пространственной организации.

Ордерная архитектура, её композиции во всех этих работах занимают одно из центральных мест, но никогда ордер не рассматривался как системообразующий фактор градостроительного ансамбля.

Поиск причин ощущения образного единства, идеальности архитектуры Петербурга, создававшейся на различных этапах стилевого развития, не прекращается и сегодня. «Благородным городом» назвал Петербург Дж.Фостер - один из крупнейших архитекторов современности. Основой совершенства Петербурга, его классицистической целостности является ордер как архитектурно-художественная система.

Описание семантических значений ордерного ансамбля основано на исследовании ордера как универсальной архитектурно-художественной системы, на установлении ордерных идей и выявлении приёмов организации связей сооружений ордерной архитектуры в градостроительной среде, на выявлении особенностей развития ордерных композиций в отдельных случаях.

Однако до сих пор не существует комплексной методики описания и оценки образной целостности градостроительной структуры, семантического архитектурного пространства (САП) ансамбля Петербурга. Методы, основанные на приёмах стилевого анализа, в котором ансамбль рассматривается как стилистически-композиционное единство, в данном случае не могут дать удовлетворительных результатов, так как применимы только в определённых границах архитектурных эпох. Стилевые дефиниции расслаивают архитектурное единство градостроительного ансамбля города по хронологическому признаку. Поэтому актуальной остаётся цель - создание методики описания САП на основе композиционного анализа соподчинения элементов, в том числе и стилистически разнородных.

Задача распознавания образов в архитектуре до сих пор не обрела формальной постановки. В архитектуроведении достаточно глубоко разработаны методы историко-художественного, стилистического, композиционного анализов и формальные методы анализа выразительных средств архитектурной композиции, но разработка методов семантического анализа до сих пор является актуальной задачей.

Материал исследования: ордерная архитектура Петербургской агломерации.

Объект исследования: градостроительная среда, созданная на основе ордерной архитектуры, и семантическое пространство Петербурга.

Предмет исследования: методы и способы организации единого архитектурно-ландшафтного комплекса классического Петербурга, художественные, композиционные и семантические связи, ставшие причиной ощущения ансамбля как ансамбля ордерного.

Целью исследования является разработка концепции систематического описания семантического архитектурного пространства (САП), организованного ордерной архитектурой.

Для этого необходимо:

представить концепцию описания ордерного ансамбля;

в соответствии с этой концепцией разработать модель семантического архитектурного пространства (САП);

согласно с данной концепцией провести анализ ордерного ансамбля Петербурга в градостроительном, композиционном, семантическом, интерпретационном, идеографическом аспектах.

Условие реализации цели - это учёт целостности человека и архитектурной среды, условие, которым невозможно пренебречь при анализе ордерной архитектуры Петербурга, что потребовало вести работу одновременно в нескольких направлениях.

Первое направление - изучение ордерного ансамбля Петербурга как предметной архитектурной среды, выявление и систематизация объектов ордерной архитектуры разного уровня композиционной сложности.

Второе направление - определение набора средств изучения ордерных композиций. Этот набор средств подразделяется на следующие группы:

средства, находящиеся в арсенале архитектуроведческих исследований;

средства, существующие в других науках и смежных областях гуманитарных знаний;

новые средства изучения, требующие выработки новейших методов выявления смысла ордерных композиций и приёмов систематизации ордерных конформаций.

Третье направление - изучение тех факторов, в том числе информационных, психофизических и психофизиологических, которые влияют на восприятие архитектурно-ландшафтного комплекса города и его агломерации как целостной, взаимосвязанной структуры.

Четвёртое направление - семантический анализ ордерного ансамбля, изучение (анализ) особенностей архитектурно-художественных образов, создаваемых ордерными композициями.

В связи с указанной целью работы и выбранными направлениями исследования были определены два блока задач.

Первый блок задач, направленных на исследование ордера как архитектурно-художественной системы, включает:

проведение анализа традиционных и современных подходов к изучению ордерной архитектуры;

проведение анализа концепций и взглядов на историю ордера;

выявление параметров ордерной системы, на основе которых осуществляется классификация ордерных композиций и конформаций их архитектурных форм;

обнаружение причин визуальных эффектов, источником которых является ордер;

установление тех оснований, которые позволяют признать, что ордер формирует образы напряжённости пространства;

раскрытие проблемы смысла как отражения коммуникативной функции ордера;

сопоставление взглядов на тектоническую сущность ордера;

установление сущностных характеристик ордера, на основе которых осуществляется преемственность архитектурно-художественного развития больших градостроительных ансамблей;

исследование ордерного строя как архитектурной фактуры;

разработку типологии видов ордерной системы;

выделение тех сущностных характеристик ордера, которые влияют на восприятие ансамблевого единства и формируют семантические слои (виды передаваемой информации);

построение парадигмальной модели на основе выделенных сущностных характеристик ордера;

разработку алгоритма сравнительного (контрастивного) метода анализа ордерной архитектуры.

Второй блок задач, направленных на непосредственное исследование ордера в архитектуре Петербурга, включает:

установление ведущих тенденций композиционной разработки ордера в допетровскую эпоху;

рассмотрение концепций архитектурно-градостроительного развития Петербурга и установление места и роли ордера в этих концепциях;

исследование ордерного строя как архитектурной фактуры города;

установление основ и направлений развития ордера как архитектурно- художественной системы в Петербурге;

разработку типологии структурных единиц ордерного ансамбля (модификации модели), обеспечивающих его семантические слои;

определение роли ордерных композиций в формировании архитектурного ландшафта города;

систематизацию композиций, как внешнего, так и внутреннего ордеров;

анализ преобразований типов ордерных систем и описание динамики этих преобразований;

установление смыслов иносказательных символов ордерной архитектуры.

Решая эти задачи необходимо также провести следующие процедуры:

согласовать между собой дисциплинарные и внедисциплинарные понятия и термины исследования и создать конкорданс;

в ходе полевых и натурных исследований выявить значимые для интерпретации объекты и представить их, в том числе, и с идиографической позиции.

Методология исследования

Методология исследования направлена на комплексное изучение проблем организации ордерного ансамбля Петербурга и на разработку анкеты методов его исследования.

Изучение ордера как системы и построение концепции проводятся на основе теоретико-методологического положения, сформулированного И.Б.Михаловским в работе «Теория классических архитектурных форм», изданной в 1944 году: «Изучение архитектурного искусства должно стремиться к познанию смысла архитектурных форм и основной идеи архитектурной композиции, принципа классической архитектуры». Ключевые положения концепции базируются на понятиях - смысл, идея, принцип.

Для того чтобы выявить общие закономерности развития ордерного ансамбля Петербурга и сформулировать принципы становления и развития ордера как архитектурно-художественной системы, необходимо использовать средства, накопленные в результате нескольких подходов: дисциплинарных, междисциплинарных, мультидисциплинарных.

В связи с поставленными задачами были определены методы и средства их решения.

Дисциплинарный подход предваряют методы лексикографии и терминоведения с установкой на деятельностный контекст употребления основных терминов исследования. Стартовыми методами являются методы полевого и натурного исследований архитектурного ландшафта, приобретающие плановый систематический характер.

В рамках дисциплинарного подхода использованы: иконографический метод при решении вопросов реконструкции первоначального облика архитектурного ландшафта, при анализе методов и приёмов архитекторских интерпретаций иконографических источников; приёмы историко- художественного анализа при осмыслении исторических причин возникновения каких-либо изменений; приёмы градостроительного анализа при исследовании планировочных схем; приёмы стилевого анализа при выделении формальных признаков архитектуры, характеризующих искусство определённой художественной эпохи, исторического времени; сравнительно- исторический метод при сопоставлении стилевых характеристик объектов, объёмно-пространственных решений ансамблевых структур; сравнительно- морфологический анализ при изучении редуцированных форм «русского ордера». Инструменты композиционного анализа использованы при выявлении приёмов сочетания выразительных средств в ордерных композициях. Индивидуальные методы архитекторов рассматриваются в профессионально- семантическом аспекте. Построение модели семантического архитектурного пространства (САП) и его оценка выполняются с опорой на методы искусствометрии. Достоверность основных положений и выводов диссертации подтверждается на конкретном материале - на примере композиций ордерной архитектуры Петербурга, как методом широкого охвата, так и методом концентрированного показа.

При анализе образного строя произведений архитектуры искусствоведение оперирует собственными дисциплинарными законами, но они должны быть соотнесены с другими гуманитарными и естественнонаучными знаниями. В работе применен междисциплинарный подход с привлечением принципов и методов эстетики, психологии, теории коммуникации при исследовании условий передачи смыслов, методов литературоведения и музыковедения при исследовании последовательности репрезентаций - типов взаимодействия «текстов». Исследование проводится с опорой на достижения психофизиологии и психофизики. Мультидисциплинарный подход, который в данной работе обеспечивают такие науки, как психосемантика, семиотика и теория построения искусственных интеллектуальных систем, стал основой построения дескриптивной парадигмальной модели, позволяющей согласованно представить художественные принципы становления и развития архитектурного ордера в Петербурге.

Методологически значимыми для отдельных разделов исследования стали положения и концепции, представленные в работах по таким научным направлениям, как: методология архитектурной науки, теория и история архитектуры, в том числе теория градостроительства: А.Н.Некрасов, А.И.Жолтовский, А.В.Кузнецов, Г.Д.Гримм, М.Я.Гинзбург, С.О.Хан- Магомедов, А.К.Буров, Л.Б.Твелькмейер, К.Г.Вагнер, Д.Е.Аркин, Н.И.Брунов, Н.Ф.Хомутецкий, В.И.Пилявский, И.В.Рязанцев, А.Э.Гутнов, Е.И.Кириченко, М.А.Некрасова, И.А.Азизян, А.В.Иконников, Ю.П.Волчок, В.Л.Глазычев, А.И.Каплун, Н.А.Евсина, Н.П.Овчинникова, Ю.Л.Косенкова, Г.С.Лебедева,

Д.И.Плужников, Т.Г.Малинина, А.Л.Баталов, А.Г.Раппапорт, М.Р.Савченко, Д.О.Швидковский, В.Г.Власов, Г.И.Ревзин, Ж.М.Вержбицкий, А.А.Пучков, А.Гильдебрандт, Д.Рескин, В.Гропиус, Г.Вёльфлин, З.Гидион, К.Зитте, К. Линч, Ч.Дженкс; методология науки: Протагор, Леонардо да Винчи, Р.Декарт, Г.Гегель, Н.Г.Чернышевский, В.М.Бехтерев, М.Хайдеггер, Э.Шрёдингер, Б.В.Раушенбах, В.В.Налимов, Г.Ю.Резниченко; философская герменевтика: Г.Гадамер, П.Рикёр, В.Дильтей; теория композиции: В.А.Фаворский, Л.Ф.Жегин, Н.Н.Волков, П.А.Кудин, А.В.Свешников, О.Л.Некрасова- Каратеева; архитектурное петербурговедение: А.Ф.Крашенинников, С.П.Луппов, М.А.Ильин, Л.М.Тверской, В.И.Пилявский, Д.С.Лихачёв, А.Л.Пунин, В.Г.Лисовский, Ю.И.Курбатов, С.В.Семенцов; ордероведение: Витрувий, Л.-Б.Альберти, А.Палладио, Дж.Виньола, А.Х.Катрмер де Кенси, О.Шуази, И.Б.Михаловский, Б.Н.Николаев, Н.В.Дмитриев, Б.Н.Фёдоров, А.Г.Габричевский, В.П.Зубов, А.Г.Цирес, В.Ф.Маркузон, Б.П.Михайлов, Н.Ф.Гуляницкий, О.И.Брайцева, В.Л.Хайт, Л.И.Таруашвили; эстетика: Э.Кант,

    1. Г.Баумгартен, А.Ф.Лосев, А.П.Валицкая; общая семантика: А.Коржибски; семиотика: Ч.С.Пирс, Г.Глисон, У.Эко, В.И.Лучкова; психофизиология и психофизика: И.М.Сеченов, А.А.Ухтомский, Н.А.Бернштейн, Б.М.Величковский, В.П.Зинченко, А.Р.Лурия, П.Линдсей, Д.Норман; психология: С.Л.Рубинштейн, Ю.Б.Гиппенрейтор, А.Г.Асмолов, Ф.Е.Василюк,

    2. В. Петухов, М. Коул; психология восприятия: Г. Гибсон, Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Т.Липпс, Г.И.Лернер, В.А.Барабанщиков, Л.И.Леушина,

      1. Д.Логвиненко, В.А.Филин, Э.Вюрпилло; психосемантика: Ч.Осгуд,

      2. Е.Симмат, Е.Ю.Артемьева, В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелёв, А.Ю.Терехина, А.Н.Гусев, Ч.А.Измайлов, М.Б.Михалевская; психология искусства: Т.Липпс, Р.Арнхейм, Е.Я.Басин, Л.С.Выготский, С.Э.Габидулина; теория функциональных систем, теория информации, теория коммуникации: Н.Винер, П.К.Анохин, Р.Дуда, П.Харт, В.Н.Вапник, А.Я.Червоненкис, Л.И.Хромов, А.И.Демин, Ю.Л.Шередеко, С.Л.Сотник, П.Линдсей, Д.Норман; теория взаимодействия «текстов» (последовательность репрезентаций): Ж.Женетт, Н.Пьеге-Гро.

      Гипотезой исследования является предположение о том, что ощущение единства, ансамблевости Петербурга обеспечивается существованием устойчивых образных инвариантов, матриц образов (модальностей), композиционной основой которых является ордер. Сама гипотеза, имеющая объяснительный характер, предполагает и программу исследования. Для доказательства выдвинутого предположения необходимо установить и описать закономерности протекания процесса восприятия - построения образов классической (традиционной, доиндустриальной) градостроительной среды.

      Границы исследования установлены от 10-х годов XVIII века, с момента, когда фиксируется первая постройка Петербурга, имеющая программно применённые ордерные элементы (Меншиковский дворец), и по начало 60-х годов XX века - времени возведения последнего комплекса сооружений, в котором ордер играет ведущую композиционную роль (Комсомольская

      площадь).

      Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые:

      1. выполнен комплексный историографический обзор истории и теории ордера в отечественном архитектуроведении;

      2. систематизированы методы анализа ордерной архитектуры и ордерных композиций;

      3. установлены причины визуальных эффектов, источником которых является ордер;

      4. на основе междисциплинарного подхода установлено, что ордер формирует образы напряжённости пространства;

      5. высказано мнение, что именно ордерные композиции являются основой формирования архитектурно-художественной целостности Петербурга как города со своеобразной выдающейся градостроительной структурой;

      6. предложена совокупность методов и приёмов анализа ордерной архитектуры и самих ордерных композиций на базе дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов; среди этих методов особое место занимают методы оценки художественных достоинств ордерной архитектуры на основе выделения образных значений;

      7. применены дисциплинарные подходы, позволившие показать развитие ордерного ансамбля: выявить иконографические связи и композиционные закономерности;

      8. зрительное восприятие ордерных композиций представлено на основе междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов как процесс осознания образа тектонической напряжённости пространства, что даёт возможность, как неискушённому зрителю, так и специалисту давать оценку художественной значимости сооружений, наделённых ордерными композициями и ордерными формами;

      9. представлен расширенный словник специальных терминов ордерной архитектуры, составленный на основе идеографического принципа;

      10. показана роль ордера в организации архитектурного ландшафта Петербурга;

      11. систематизированы композиционные варианты расположения ордерных форм во взаимосвязи с видами сооружений и их элементов;

      12. выявлены фазы развития градостроительной структуры города, связанные с развитием ордерных идей;

      13. разработаны критерии типов ордерных систем и на основе этих типов ордерных систем, показана эволюция композиций ордерной архитектуры советского периода;

      14. систематизированы методы и приёмы архитекторских интерпретаций;

      15. систематизированы иносказательные символы в ордерной архитектуре;

      16. ордерные композиции изучены с идиографической позиции, то есть с позиции единственного и уникального смысла некоторых из них.

      Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

        1. ордерная система строит образы пространства как субъективное переживание напряжённости, архитектурно-художественная целостность города определяется согласованностью образов напряжённости пространства;

        2. художественные принципы становления и развития ордера в Петербурге представлены как бинарные оппозиции сущностных характеристик по трём принципам: I принцип: тектоничность - декоративность; II принцип: ансамблевость - обособленность; III принцип: каноничность - инновационность. Сущностные характеристики ордера, находящиеся в бинарных оппозициях, влияют на восприятие ансамблевого единства;

        3. на основе принципов становления и развития ордера построена дескриптивная парадигмальная модель семантического архитектурного пространства (САП), которая позволяет проводить эмпирическую оценку художественных достоинств ордерной архитектуры методом многомерного шкалирования;

        4. заданный алгоритм многомерного шкалирования определяет модификации модели САП, которые представляют отдельный образный инвариант - модальность; типология модальностей - это типология индивидуальности образов, формируемых ордерной архитектурой;

        5. ордер - архитектурно-художественный код агломерации Петербурга;

        6. многоаспектная (многофункциональная) методика анализа ордерных ансамблей, основанная на неразрывной связи с художественными принципами становления и развития ордера как архитектурно-художественной системы, обеспечивает комплексную оценку градостроительной среды;

        7. мультидисциплинарный подход позволяет снять эстетическое противоречие, возникающее между положениями «формальной эстетики» и «психологической эстетики» при оценке образных значений ордерной архитектуры.

        Теоретическая значимость

        Следующие теоретические идеи диссертации имеют существенное значение для развития архитектуроведения и могут лечь в основу исследования градостроительных комплексов классического типа:

            1. трактовка ордера как оперативного образа пространства;

            2. установление идеи, смысла, принципов ордера как архитектурно- художественной системы (целевая программа архитектуроведения); основная идея архитектурной композиции раскрывается в создании образа, описываемого через тонос, напряжённость пространства; смысл архитектурных форм раскрывается в композиционном порядке поступления зрительной информации в виде фактурных полей, закреплённых в конформациях; принцип классической архитектуры раскрывается как принцип телесности;

            3. представление ордера как системообразующего фактора в формировании архитектурно-художественной целостности агломерации Петербурга;

            4. концепция систематического описания семантического архитектурного

            пространства (САП), организованного ордерной архитектурой;

            5. показ роли ордерных композиций в формировании целостной архитектурно-ландшафтной пространственной панорамы Петербурга с акцентом на непосредственные акты восприятия и формирования художественного образа с учётом индивидуальных составляющих процесса (в отличие от суждений о восприятии художественного образа и об иных формах коммуникации, где подразумевается идеальный объект и идеальный зритель).

            Практическая значимость

            Модель архитектурного семантического пространства, построенную на основе художественных принципов становления и развития ордера в Петербурге, можно применить при оценке степени разнообразия композиционных решений и при уточнении особенностей ордерных ансамблей других городов. Предложенная методика оценки образных значений может быть применена при решении проблем реконструкции зданий в охраняемых зонах, при проведении реставрационных работ, в архитектурно- художественной экспертизе при револаризации архитектурно-ландшафтных комплексов и городских перспектив, в научно-практической работе комитетов по охране памятников. Предложенные методики могут использоваться при художественной оценке вводимых в историческую среду новых сооружений с модернизированными ордерными формами. Разработанную анкету методов (перечень методов) исследования, показывающую, как организован поиск ответов на поставленные вопросы и позволяющую оценить проектируемые мероприятия, можно применить как исследовательский алгоритм в архитектурном образовании.

            Рекомендации по использованию результатов исследования

            Комплекс материалов: росписи источников изучения ордера и методов изучения ордера, словник, составленный на основе идеографического метода, словарь терминов исследования (конкорданс), алгоритм контрастивного анализа, разработку методики работы с дескриптивной моделью и её модификациями можно использовать в архитектурно-художественном образовании с целью развития композиционного и образного мышления, в научно-просветительской деятельности.

            Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается методологической связанностью дисциплинарных, междисциплинарных и мультидисциплинарных подходов; анализом внушительного корпуса ордерной архитектуры Петербурга - самого материала исследования. Методика анализа базируется на фундаментальных положениях архитектурной теории и эстетики; выводы подкреплены обращением к трудам авторитетных исследователей ордера мирового и отечественного архитектуроведения.

            Апробация и внедрение результатов исследования

            Итоги исследования обсуждались на кафедре художественного образования и музейной педагогики РГПУ им.А.И.Герцена и на кафедре истории и теории архитектуры СПГАИЖСиА им.И.Е.Репина.

            Основные результаты исследования представлены в разных формах.

                  1. Изложены в 24 докладах на следующих научно-практических конференциях, в том числе и международных: Герценовские чтения РГПУ им. А.И.Герцена (1999, 2003; СПб.); «Языки науки - языки искусства» серии «Нелинейный мир», МГУ им. М.В.Ломоносова (1999; Суздаль); «Синтез в русской и мировой художественной культуре», МГПУ (2001; Москва); конф. памяти профессора М.В.Доброклонского, СПГАИЖСА им. И.Е.Репина (2002; СПб.); «Современные концепции университетского образования», РГПУ им. А.И.Герцена (2001; СПб.); «Проблемы методологии педагогических исследований в художественном образовании», РГПУ им.А.И.Герцена (2002; СПб.); «Актуальные вопросы современного университетского образования», РГПУ им. А.И.Герцена (2003; СПб.); Голубкинские чтения, НИИ РАХ и ГТГ (2004; Москва); «Скульптура XX века», НИИ РАХ (2006; Москва); «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории» (VI), РГПУ им. А.И.Герцена (2007; СПб.); «Сталинский ампир», НИИТИАГ РААСН (2007; Москва); «Болонский процесс и сохранение традиций в художественно- педагогическом образовании», ФИИ РГПУ им. А.И.Герцена (2008; СПб.); «Искусство и диалог культур» (II) (2008; СПб.); «Рериховское наследие» (VIII) (2008, СПб.); «Наука и высшая школа - профильному обучению» (II), НИИ общего образования РГПУ им. А.И.Герцена (2008; СПб.); «Санкт-Петербург как эстетический феномен», кафедра философии и политологии СПбГУ (2008; СПб.); «Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик» (6, 7), НИИ общего образования РГПУ им. А.И.Герцена (2008, 2009; СПб.); «Scientia artis. Наука искусства: Цитата, реплика, заимствование...» (3), СПбГУКИ (2009; СПб.); конф. посвящ. 250-летию архитектора А.Н.Воронихина, Епархия РПЦ и СПГАИЖСА им. И.Е.Репина (2009; СПб.); II Конгресс петровских городов «Культурные инициативы Петра Великого и современная Россия» (2010; СПб.); «Произведение искусства - документ эпохи», НИИТиИИИ РАХ (2011; Москва); «Monumentalita & modernita - 2011. Италия, Германия, Россия. Проблемы восприятия, интерпретации и сохранения архитектурно-художественного наследия "тоталитарного" периода» (2011; СПб.).

                  2. Изложены в лекции «Ордерные композиции в архитектуре садово- парковых ансамблей», прочитанной для слушателей курсов экскурсоводов Национального дендрологического парка «Софиевка» НАН Украины (2005; Умань).

                  3. Реализованы в процессе педагогической деятельности: в системе лекционных и практических занятий курса по выбору «Ордерные формы и ордерные композиции в архитектуре Петербурга» для студентов факультета изобразительного искусства РГПУ им.А.И.Герцена; в специальном курсе «Основы классической архитектурной композиции» для студентов факультета теории и истории искусств СПГАИЖСиА им. И.Е.Репина; в дисциплине «Охрана архитектурного наследия» для студентов архитектурного факультета СПГАИЖСиА им. И.Е.Репина; в курсе лекций по основам архитектуроведения для аспирантов кафедр факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И.Герцена; применены в руководстве научно-исследовательской деятельностью аспирантов, студентов магистратуры и бакалавриата в области архитектуроведения.

                  Методика поэтапного анализа ордерной архитектуры в конкретной историко-художественной ситуации, излагаемая в этих курсах, разработана на основе выполненного исследования. Для данных лекций и занятий подготовлен УМК, включающий цифровой образовательный ресурс, методическое обеспечение и рекомендации, выполненные на основе педагогических технологий интериоризаций знаний и умений учащихся.

                  Структура работы

                  Диссертация представлена в двух книгах: «Художественные принципы становления и развития архитектурного ордера в Санкт-Петербурге» и «Альбом приложений и иллюстраций». Первая книга состоит из введения, 2 частей текста и заключения, представленных на 398 страницах, и понятийного словаря. Первая часть освещает теоретические вопросы изучения ордера и разработки методов описания и оценки комплексов ордерной архитектуры, вторая часть посвящена проблемам изучения ордерной архитектуры Петербурга. Каждая часть состоит из трех глав. Два библиографических списка соответствуют двум частям диссертации и состоят в общей сложности из 829 наименований. Первый список представляет перечень, в котором собраны источники изучения ордера; во второй список включены издания, посвящённые ордерной архитектуре Петербурга, а также проблемам восприятия и психологии искусства. Вторая книга состоит из 6 приложений. Приложение 1 содержит список источников изучения ордера на иностранных языках (112 наименований). Иллюстративные приложения 2-6 выполнены на основе авторских фотографий.

                  Основные положения диссертации отражены в 49 опубликованных работах: в 3 монографиях (1 в соавторстве); в 1 учебном пособии; в 35 статьях, в том числе в 11 статьях в журналах из перечня ВАК; в 8 публикациях - материалах конференций; в 1 программе; в 1 методическом пособии. Общий объём публикаций 64,1 п. л.

                  Похожие диссертации на Художественные принципы становления и развития архитектурного ордера в Санкт-Петербурге