Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурные традиции в изобразительном искусстве Алтая : вторая половина XX - начало XXI в. Нехвядович, Лариса Ивановна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нехвядович, Лариса Ивановна. Этнокультурные традиции в изобразительном искусстве Алтая : вторая половина XX - начало XXI в. : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.04 / Нехвядович Лариса Ивановна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2013.- 333 с.: ил. РГБ ОД, 71 15-17/11

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования этнокультурных традиций в изобразительном искусстве 18

1.1. Становление этнометодологии 18

1.2. Специфика этноискусствознания 32

1.3. Этнокультурная традиция как понятие гуманитарных наук 50

1.4. Этноискусствозание как метод исследования этнокультурных традиций в изобразительном искусстве 67

Глава 2. Этнокультурные особенности художественных традиций Алтая 85

2.1. Историко-этнографическая характеристика Алтая 85

2.2. Истоки этнокультурного своеобразия художественных традиций Алтая 104

2.3. Тенденции изобразительного искусства Алтая во второй половине XX - начале XXI в. в контексте проблемы этнокультурного своеобразия 127

Глава 3. Проявление русской этнокультурной традиции в изобразительном искусстве Алтая во второй половине XX в 148

3.1. Особенности русской этнокультурной традиции 148

3.2. Этнокультурная традиция как источник формирования национального своеобразия русской художественной школы 162

3.3. Образы русской этнокультурной традиции в произведениях художников Алтая второй половине XX в 181

Глава 4. Алтайская этнокультурная традиция как основа регионального своеобразия изобразительного искусства 204

4.1. Характерные черты алтайской этнокультурной традиции 204

4.2. Этнографические сюжеты алтайской этнокультурной традиции в изобразительном искусстве второй половины XX в 222

4.3. Актуализация этнокультурных традиций в изобразительном искусстве Алтая на рубеже XX-XXI вв 244

Заключение 260

Список источников и литературы 265

Список иллюстраций 294

Иллюстрацией 298

Приложения 320

Введение к работе

Актуальность исследования. Углубление и расширение процесса глобализации, развитие информационного общества активизировали систему этнического самосознания, этническая проблематика становится одной из актуальных в художественной практике, проявлением творческой индивидуальности, тенденцией, внутри которой возникают определенные закономерности. Такая мировоззренческая парадигма характерна для отечественного искусства в целом и ярко отразилась в изобразительном искусстве региональных художественных центров.

Художественно-образная система отечественного изобразительного искусства является актуальным источником этноискусствоведческой информации. Ее своеобразие определяется историческими условиями формирования этнической ментальности, сложным переплетением мировоззренческих оснований традиций, которые соединяются в формально-содержательной и образной структуре произведений искусства. Понимание этих факторов во взаимодействии явится условием раскрытия самобытности национальных (локальных) художественных школ.

Исследование особенностей проявления этнокультурных традиций в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX - начала XXI вв. представляется актуальным. Уникальность художественного наследия и культурного пространства региона во многом определяется его полиэтничностью. На территории Алтайского края и Республики Алтай проживают представители более ста национальностей, в становлении профессионального изобразительного искусства принимали участие как местные живописцы и скульпторы, так и художники, приехавшие после окончания ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Иркутска, Алма-Аты, Риги. Именно поэтому в изобразительном искусстве региона актуальны проблемы исторических корней, этнокультурной самобытности, межкультурного диалога. Анализ этнокультурных традиций в

произведениях художников Алтая позволяет определить степень их влияния на формирование образной системы, творческого метода и стиля.

Теоретическую актуальность исследованию придает

междисциплинарный подход, который предполагает изучение проблемы в рамках еще только определяющейся в своих основах методологии этноискусствознания. Статус нового научного направления ориентирует на спецификацию его объекта и предмета по отношению к смежным с искусствознанием отраслям науки. В условиях глобализации, когда преемственность развития искусства ставится под сомнение, такой подход дает возможность показать диалектику индивидуального и всеобщего, этнического и национального.

Степень научной разработанности проблемы. В зарубежной
этнологии этнокультурная традиция рассматривалась в рамках теорий
эволюционизма (Э. Тайлор, Г. Спенсер, А. Бастиан, Л. Морган),
диффузионизма (Ф. Ратцель, Л. Фробениус), функционализма

(Б. Малиновский), американской школы исторической этнологии (Ф. Боас), структурализма (К.Г. Юнг, К. Леви-Стросс), модернизма (М. Вебер), постмодернизма (А. Гласси).

В отечественных исследованиях понятие «этнокультурная традиция» изучалось в связи с анализом традиции как социально-философской категории (Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, К.В. Чистов, В.В. Аверьянов, В.А. Ельчанинов, А.Г. Дугин, Л.А. Сугрей) и проблем этничности (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, СВ. Лурье, Г.Д. Гачев).

Содержательные аспекты этнокультурной традиции, формы ее проявления в культуре отражены в трудах о природе мифа (М. Элиаде, К. Леви-Строс, В.Н. Топоров), архетипа (К.Г. Юнг), символа и знака (Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев, Т.В. Цивьян), фольклора (В.М. Жирмунский), народной художественной культуры (М.А. Некрасова, B.C. Цукерман), русской и алтайской ментальности (В.А. Щученко, A.M. Сагалаев, В.А. Муйтуева, Л.П. Гекман).

В зарубежном искусствоведении этническая составляющая входит в описание и анализ национальных художественных стилей (И.И. Винкельман, К. Шнаазе, И. Тэн, А. Ригль, Г. Вельфлин, А.Варбург, Э. Панофский). Концепцию функционирования этнокультурных традиций в художественной культуре разрабатывают искусствоведы Казахстана (Р.А. Ергалиева, К.Ш. Нурланова, А.С. Галимжанова), Узбекистана (Н.Р. Ахмедова).

В отечественном искусствоведении проблема искусства и этноса осмысляется в рамках методологии классического искусствознания (А.А. Федоров-Давыдов, М.В. Алпатов, А.А. Каменский, Д.В. Сарабьянов, Н.А. Яковлева, К.Г. Богемская, Ф.С. Мальцева, B.C. Манин, В.А. Леняшин, М.Г. Неклюдова, Н.С. Порожнякова), а также на основе междисциплинарных подходов (Б.М. Бернштейн, М.С. Каган, СВ. Иванов, В.Г. Власов, СМ. Червонная, Н.А. Хренов, И.Г. Яковенко, А.К. Якимович, Ю.О. Новик, В.М. Петров, Е.С Медкова, Э.М. Колчева, Г.Ф. Валеева-Сулейманова).

Со второй половины XX века в трудах этнографов и историков Алтая
всесторонне исследуются такие аспекты этнокультуры как этническая
история алтайцев, материальная культура, шаманизм и бурханизм
(Е.М. Тощакова, Ф.А. Сатлаев, В.А. Муйтуева). Проблема интеграции наук
в изучении художественной культуры Алтая в центре внимания сибирских
ученых. Этнолог Н.А. Томилов, разрабатывая методологические принципы
этноархеологии, утверждает необходимость междициплинарности для
выяснения глубинной причинности появления художественного стиля. В
русле этноархеологии проводятся комплексные изучения семантики
первобытных мифологических изображений (З.А. Абрамова, Л.Л. Баркова,
Э.Р. Бикчурина, СИ. Иванов, М.Ф. Косарев, В.Д. Кубарев,

А.П. Окладников, СИ. Руденко, A.M. Сагалаев, И.В. Октябрьская).

В сибирском искусствоведении разработка проблем,

ориентированных на анализ художественных традиций Алтая,

осуществляется с применением исследовательских методов, выработанных
искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины
(В.И. Эдоков, Л.И. Снитко, Г.И. Прибытков, Т.М. Степанская,

М.Ю. Шишин, Л.Н.Шамина, И.К. Галкина, Л.Н. Лихацкая,

Л.Г. Красноцветова,). Актуализируется архетипический подход (Е.П. Маточкин, В.Ф. Чирков, P.M. Еркинова, А.Г. Кичигина).

Профессор Т.М. Степанская впервые поставила вопрос о необходимости разработки методики этноискусствоведческого анализа проблемы выявления столичных и провинциальных взаимовлияний в творчестве сибирских художников. Заслуживают внимание междисциплинарные исследования по проблемам этнического своеобразия искусства Алтая и сопредельных территорий (Казахстана, Монголии, Китая), выполненные в рамках ее научно-педагогической школы (А.В. Эдоков, А.Л. Усанова, К.А. Мелехова, Н.Ю. Афанасьева, Ю.А. Виноградов, М.Г. Нечаев, Д.М. Мергалиев, Е.Ю. Личман, Сино Гуань, Жанайхан Еркин).

Анализ научной литературы позволяет заключить:

в гуманитарных науках определяются, исходя из специфики предметов изучения и методов, различные подходы к понятию «этнокультурная традиция»;

современная тенденция к интеграции наук служит основой формирования общих понятий гуманитарных дисциплин;

в искусствоведении формируется исследовательская традиция, терминологический аппарат и теоретическая база изучения проблемы этнической специфики искусства;

осознается необходимость спецификации этноискусствознания как научного направления;

актуализируется потребность специального исследования, нацеленного на особенности проявления этнокультурных традиций в изобразительном искусстве Алтая.

Проблема возникает в связи с тем, что в методологии истории искусства до сих пор не сложилось единого понимания этнокультурной традиции как объекта искусствоведческого исследования, подходы к изучению данного феномена в структуре художественного процесса также неоднозначны. В связи с этим, назрела необходимость теоретического осмысления заявленной проблемы, поскольку связана она с генезисом и особенностями художественного языка изобразительного искусства, способностью его передавать архетипическое содержание, с его ролью как фактора сохранения и развития национального (локального) своеобразия искусства.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать особенности проявления этнокультурных традиций в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX - начала XXI вв.

Задачи исследования:

определить место этнометодологии в современном социально-гуманитарном знании;

раскрыть специфику этноискусствознания;

проанализировать существующие подходы к понятию этнокультурной традиции в гуманитарных науках;

изучить возможности применения этноискусствознания как метода анализа этнокультурных традиций в изобразительном искусстве;

выявить истоки и факторы этнокультурного своеобразия художественных традиций Алтая,

установить степень влияния этнокультурной традиции на формирование национального своеобразия русской художественной школы и на художественно-образную систему изобразительного искусства Алтая второй половины XX века;

выделить характерные черты этнокультурных традиций Алтая и определить особенности их преломления в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX века начала XXI в.

Гипотеза исследования: этнокультурные традиции в творчестве художников Алтая второй половины XX - начала XXI вв. приобретают характер устойчивого основания сохранения и развития этнорегиональнго своеобразия изобразительного искусства.

Объект исследования: этнокультурные традиции в изобразительном искусстве.

Предмет исследования: особенности проявления этнокультурных традиций в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX -начала XXI вв. и их роль в сохранении и развитии его этнорегионального своеобразия.

Хронологические рамки: вторая половина XX - начало XXI в.

Территориальные рамки: Алтайский край, республика Алтай.

Методология исследования обусловлена обращением к этноискусствознанию как к междисциплинарному методу исследования этнокультурных традиций в изобразительном искусстве, что предусматривает возможность синтеза различных теоретических подходов и их концептуальных положений. Рассмотрение этничности как свойства искусства задает вектор изучения этнокультурного своеобразия изобразительного искусства с точки зрения феноменологии и герменевтики. Этот базовый уровень методологии диссертации включает ведущие идеи феноменологической философии Э. Гуссерля об интенциональности, связывающей сознание и предмет познания, принципы понимания и интерпретации текстов герменевтики Г. Гадам ера.

Следующая составляющая методологии связана с концепциями мифологических и архетипических оснований художественной образности, развиваемые в русле теории архетипов К. Юнга, структурализма К. Леви-Стросса.

Специфика проблемы исследования обусловила обращение к этнометодологии Н. Гарфинкеля, теоретическим положениям об этносе, этничности Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, СВ. Лурье, И.В. Октябрьской,

принципам этноискусствоведческого подхода Б.М. Бернштейна, А.А. Каменского, Е.С. Медковой, Т.М. Степанской.

Методы исследования. Междисциплинарность этноискусствознания определила применение комплексной методики, включающей элементы феноменологического и герменевтического анализа, принципы историзма, сопоставления, сравнения, систематизации, а также методы искусствознания (иконографический, иконологический, стилистический анализ). Для решения поставленных задач были использованы данные таких смежных дисциплин, как этнография, этнокультурология, фольклористика.

Источники исследования. Диссертация выполнена на основе анализа, обобщения, критического осмысления следующих видов источников:

I.Литературные источники - фольклорные и искусствоведческие тексты, данные по археологии, этнографии, мифологии, представленные в зарубежных и отечественных фундаментальных исследованиях.

II Изобразительные источники: 1) произведения изобразительного искусства Алтая фондов Государственного художественного музея Алтайского края, Национального музея республики Алтай им. А.В. Анохина, Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки, творческих мастерских художников, опубликованные в экспозициях разных лет. В исследование также вошли произведения изобразительного искусства, которые экспонировались на выставочных площадках Новосибирска, Омска, Новокузнецка, Барнаула, Бийска, Горно-Алтайска (выставочные залы Омского, Новокузнецкого, АКО ВТОО «Союза художников России», Новосибирской картинной галереи, а также в художественных галереях «Universum», «Арт-галерея Щетининых», «Кармин», «Открытое небо»); 2) произведения декоравино-прикладного искусства Алтая; 3) опубликованные копии доисторических рисунков, знаков и символов.

III. Каталоги художественных выставок, указатели, иллюстрированные альбомы, путеводители.

IV. Архивные источники - отчеты региональных отделений ВТОО
«Союз художников России», фотографии, личные дела художников из
фондов КГУ «Государственный архив Алтайского края», АКО ВТОО
«Союза художников России», личные архивы художников.

V. Опубликованные документальные источники: нормативно-
правовые, справочно-информационные, содержащие сведения по истории
организации художественных выставок,

VI Дневники, мемуары, материалы интервью. Научная новизна исследования:

показаны возможности этнометодологии к изучению проблем этничности в социально-гуманитарном знании;

на основе междисциплинарного подхода разработана концепция этноискусствознания как нового научного направления, определены объект, предмет, методологические основания;

выявлены сущностные характеристики этнокультурной традиции как понятия гуманитарных наук;

обоснована целесообразность этноискусствознания как метода исследования этнокультурных традиций в изобразительном искусстве;

установлены истоки и факторы этнокультурного своеобразия художественных традиций Алтая;

выявлена степень влияния русской этнокультурной традиций на формирование национального художественного стиля и художественно-образную систему изобразительного искусства Алтая второй половины XX века;

выделены характерные черты этнокультурных традиций Алтая и особенности их преломления в изобразительном искусстве Алтая во второй половине XX - начале XXI вв.

Положения, выносимые на защиту:

Этнометодология рассматривается как область социально-гуманитарного знания, связанная с поиском общих, основополагающих идей, принципов, установок изучения этнических процессов.

Этноискусствознание - формирующееся междисциплинарное научное направление, изучающее этнокультурную специфику искусства, обладающее своим объектом, предметом, методологией, терминологическим аппаратом, историей и перспективами развития.

Этнокультурная традиция представляет собой механизм накопления, сохранения и трансляции этнокультурного опыта, обеспечивающего устойчивую преемственность.

Метод этноискусствоведческого анализа определяется как тип синтезирующих установок и принципов выявления этнокультурного своеобразия искусства. Базовым принципом является рассмотрение художественной картины мира во взаимосвязи общего, особенного и частичного. В качестве общего выступает межнациональное, особенного - национальное, частичного - этнорегиональное.

Полиэтничность, уникальность природно-географической среды и общность самобытного исторического прошлого являются условием формирования этнорегионального своеобразия художественных традиций Алтая.

Русская этнокультурная традиция - источник формирования и обновления художественно-образной системы изобразительного искусства Алтая второй половины XX века.

Этнокультурные традиции в творчестве художников Алтая второй половины XX - начала XXI вв. приобретают характер устойчивого основания сохранения и развития этнорегиональнго своеобразия изобразительного искусства.

Теоретическая значимость. Исследование вносит вклад в разработку этноискусствознания как нового научного направления. Полученные

результаты могут использоваться в дальнейших исследованиях по истории изобразительного искусства Сибири.

Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться при подготовке общих и специальных курсов по теории и истории искусства, методологии истории искусства, этноискусствознания, этнокультурологии, этнологии.

Апробация работы. Исследование прошло апробацию в форме докладов и их обсуждения на научно-практических конференциях, семинарах различного уровня, таких как Международная научная конференция «Перспективы развития вузовской науки», Дагомыс (Сочи), 2008; Международный научно-практический семинар «Наследие и современность (Искусство Сибири)», ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», Барнаул, 2009; II Международная научно-практическая интернет-конференция «Диалог этнокультурных миров в евразийском историческом процессе», ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Оренбург, 2011; Международная научно-практическая конференция «Культура, язык, институты гражданского общества коренных народов России: возрождение, сохранение и развитие в этнокультурном контексте Сибирского региона», ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина», Бийск, 2011; Международная научно-практическая конференция «The Formation of the Worldview of the Person of the 21 st Century» held within the framework of the International project "Civilization", Горно-Алтайск, Республика Алтай, 2011, Международная заочная электронная научно-практическая конференция «Национальное наследие и диалог культур как исток духовности современного общества», Российская Академия Естествознания, Москва, 2012; Международный Азиатский образовательный форум «Образование без границ. Алтай-Азия 2012», ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», Барнаул, 2012.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс через преподавание курсов «Введение в историю искусства», «Методология истории искусства», спецкурса «Этнокультурные традиции в изобразительном искусстве» для студентов искусствоведов, культурологов факультета искусств ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет».

Исследование отдельных аспектов проблемы этнокультурных традиций выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец ХХ-начало XXI в.) № 05-06-06420а Руководитель - Т.М.Степанская, 2008-2009 гг., а также в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» на 2012-2016 годы «Развитие Алтайского государственного университета в целях модернизации экономики и социальной сферы Алтайского края и регионов Сибири», НОК-3 Институт взаимодействия вузами стран Азии.

Структура исследования предполагает поэтапное достижение его цели и задач. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Становление этнометодологии

Понятие «этнометодология» образовано из двух самостоятельных терминов: «этнос» (ethno - народ) и «методология» (metod — методы, logy — исследование). Первое рассматривается как категория этнографии, обобщающая признаки этнических общностей на всех этапах истории человечества. К числу этих признаков принято относить язык, этническую территорию, особенности быта и культуры, происхождение, этническое самосознание (С.А. Токарев). Под термином «методология» подразумевается система общих, основополагающих идей, принципов, установок, из которых обязан исходить или которыми обязан руководствоваться исследователь в своей познавательной деятельности (В.А. Ельчанинов)6. В этом смысле понятие «этнометодология» обозначает направление, преобразующее методологический инструментарий этнографического исследования в общую методологию социальных и гуманитарных наук для изучения феномена этничности.

Первые исследования в данной сфере датируются второй половиной XIX - началом XX в. Центральная проблема этнометодологии - способна ли повседневность давать знание о мире — представляет собой конкретизацию более широкого вопроса - существуют ли общие законы познания этнокультурного разнообразия? Изучение этой проблемы в рамках этнографии, социальной и культурной антропологии определило становление этнометодоло-гии как интегративной области знания, вбирающей в себя методы этих дисциплинарных областей. Накопленный исследователями опыт изучения культуры и быта этносов на основе комплексного подхода, включающего методы «полевого» наблюдения (стационарный и экспедиционный), сравнительно-исторического, типологического, количественного анализа, методы пространственного определения расселения этнических общностей, определили формирование специфики этнометодологического подхода. Антропологическими константами исследований этнокультурных процессов в трудах И.Я.Баховена (1815-1857), Г.Л.Моргана (1818-1881), А. Бастиана (1826-1905), Дж. Леббока (1834-1913) являются человек и культура как устойчивое образование, сохраняющее значимые для этнического общества представления о разных аспектах социальной жизни.

В социологических исследованиях высказывается точка зрения, согласно которой идеи этнометодологического характера возникают в трудах философов феноменологического направления (И.В. Давыдова)7. Основателю феноменологии Э.Гуссерлю (1859-1938) принадлежит систематическое описание феноменологического метода, включающего такие существенные для этнометодологии компоненты как созерцание, рефлексия, феноменологическая редукция, интенциональный анализ.

Общим знаменателем феноменологической и этнометодологической концепций является их онтологический и гносеологический характер, то есть придание решающего значения проблеме взаимоотношения между существованием и сущностью. Внимание феноменологов сосредоточено на переживании человека, данное ему в непосредственном опыте, у этнометодоло-гов - на поиске методов его объяснения. Согласно теории интенционально-сти, связывающей сознание и предмет познания, процесс мышления проис- ходит только при наличии предмета мышления . Цель интенционального анализа сознания состоит в выявлении и исследовании тех аспектов сознания, которые участвуют в осмыслении реальности. Предмет познания строится в процессе познания, а явления мира существуют не объективно, но в перспективе познания. В «Картезианских размышлениях» (1931) Э. Гуссерль пишет: «Термин «интенциональность» не означает ничего, кроме общего свойства сознания быть сознанием какой-то вещи»9. Интенциональность в трактовке феноменолога — это ценность, структура, которая конструируется в своей цельности и значимости в момент индивидуального и коллективного восприятия. Это восприятие характеризируется в феноменологии как нечто интерсубъективное, сверхличное, ментальное. Интерсубъективный по своей сущности мир ментальностей, обоснованный Э, Гуссерлем, определяет одну из актуальных проблем этнометодологии - отношение между ментальными актами и действиями людей, использующими язык для их выражения. Так, например, в его «Идеях» акт познания строится на основе отношений между ноэмами и ноэзами. Понятие «ноэма» играет в феноменологии особую роль. Ноэмы — это интенциональные объекты; ноэзис — это прием, с помощью которого субъект направляет себя на интенциональный объект; соответственно, ноэзы - это средства конструирования фактов реальности на объекты и их отношения.

Теоретические предпосылки этнометодологии обнаруживаются в разработке Э. Гуссерлем категории «жизненный мир», определяемой как единый универсум, обладающий собственными внутренними законами и характеристиками. Жизненный мир, по мысли философа, является фундаментальной предпосылкой формирования общественных институтов и культурных традиций. В этом смысле для становления этнометодологии значимо теоретическое положение, сформулированное им в работе «Философия как строгая наука» (1911): «...люди, переменившие установку, и дальше сохраняют как члены универсальной жизненной общности (своей нации) свои естественные интересы, каждый - свой индивидуальный; они не могут их просто утратить, т.е. перестать быть самими собой, теми, кем они являются от рождения»10.

Дальнейшее развитие идей Э. Гуссерля мы находим в феноменологической социологии А. Шюца (1899-1959). В работе «Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии» (1932) он углубляет феноменологический подход к анализу повседневности, изучает проблему соотношения научных и обыденных понятий, с помощью которых обозначается реальность повседневной жизни, образует терминологический аппарат («повседневность», «обыденное знание», «универсальность смысла жизненного опыта», «типичность моделей поведения», «бодрствующее внимание»), А. Шюц высказывает идею, которая станет одним из оснований обособления этнометодологической проблематики. Суть ее в том, что «жизненный мир» формируется вокруг Я как центра в соответствии с его системами релевантностей и, значит, обыденное знание социального мира неотделимо от этой сопряженности11. С этим связано его понимание повседневности как сферы человеческого опыта, характеризующей особой формой восприятия и осмысления мира и обладающей такими характеристиками как уверенность в объективности и самоочевидности мира и социальных взаи-модействий . В теории А. Шюца, мир повседневности сопрягается с миром культуры, «ибо с самого начала повседневность предстает перед нами, как смысловой универсум, совокупность значений, которые мы должны интер претировать для того, чтобы обрести опору в этом мире, прийти к соглашению с ним. Однако эта совокупность значений - и в этом отличие царства культуры от царства природы - возникла и продолжает формироваться в человеческих действиях: наших собственных и других людей, современников и предшественников»13.

Историко-этнографическая характеристика Алтая

При изучении этнокультурных особенностей художественных традиций большое значение приобретают данные истории, археологии, этнографии. В историко-этнографическом изучении территории Алтая достигнуты определенные результаты. Историк-краевед А.Д. Сергеев обосновал три периода исследований97.

Первый период - это период поступления разрозненных сведений от землепроходцев; его продолжительность около 100 лет, до начала XVIII в. Некоторые сведения о крае были получены в результате похода казаков, посылаемых томскими воеводами для закрепления новых земель, начиная с 1633 г. (под предводительством Ф. Пущина по реке Оби, П. Собанского к Телецкому озеру и по реке Бии, а также П. Дорофеева, П. Зубова). Ко времени составления «Чертежа сибирской земли» П.И. Годунова (1667) были уже накоплены определенные сведения о верхнем течении Оби. В росписи к этому чертежу сообщалось о богатых землях при устьях Катуни, Бии, о желании там построить город, о Телецком озере и народах там кочующих. На рубеже XVII-XVIII вв. для всей Сибири были составлены новые чертежи СУ. Ремезовым. На них уже имеется боле разных подробностей, а на территории современного Алтая надписаны названия ряда рек, озер, кочевий.

В этот период только начинается переход от собирания фактов к их обобщению и научному изучению. В начале XVIII в. в западной низкогорной части Алтая были найдены рудные месторождения.

Начало второго периода связано с организацией горно-металлургической промышленности Алтая. Не случайно первой достоверной картой Западной Сибири оказалась «Ландкарта Кузнецкого уезда», включавшая и значительную часть Северного и Западного Алтая, где был показа вновь открытый медеплавильный завод. Составление карты относят к 1729 г., автор ее геодезист П. Чичагов. Впервые на этой карте относительно правильно показано Телецкое озеро, которое до того времени ошибочно считали одним из самых крупных озер Сибири и на всех старых чертежах рисовали очень большим. К концу XVIII в. весь Алтай уже был заснят, нанесена гидрографическая сеть и показаны горные хребты. Силами людей горного ведомства продолжались поиски новых месторождений Сибири и собирались разные географические сведения. Западный Алтай в XVIII веке посетили такие ученые как И. Гмелин (1734), П. Паллас и И. Фальк (1771). В первой половине XIX в. на Алтае работали следующие ученые: К.Ф. Ледебур, Г.П. Гельмерсен, Г.Е. Щуровский, П.А. Чихачев, Г.С. Карелин, собравшие обширные географические сведения про Алтай. Следует отметить изданный в 1845 г. в Париже труд А.П. Чихачева и приложенную к нему геологическую карту с уточненной топографической основой. Сформировались на ал-тае и свои местные исследователи, которые внесли значительный вклад и были избраны членами-корреспондентами Академии наук за свои исследования (П.И. Шангин, Г.И. Спасский, А.А. Бунге, Ф.В. Геблер).

В начале третьего периода (вторая половина XIX в.) началась большая работа по топографической съемке территорий Алтайского горного округа. Руководил этой работой Ф. Мейэн. В 1868 г. была опубликована карта Алтая. Активизация исследовательской деятельности отмечается в конце XIX в.. К этому времени в Томске уже был открыт университет. Одно из научных направлений деятельности университета было посвящено изучению Алтая. Организованный в 1877 г. в Омске Западносибирский отдел Русского географического общества, также стал изучать эту проблему. С конца XIX в. возрастает интерес к сельскохозяйственной колонизации степных и низкогорных районов Алтайского округа, что определяет изучение почв и растительного покрова. В конце XIX - начале XX в. в изучение Алтая внесли вклад местные научные кадры: СИ. Гуляев, В.В. Радлов, Н.М. Ядринцев, СП. Швецов, П.А. Голубев, В.И. Верещагин.

XX век отличается от предшествующих периодов всесторонним и плановым изучением всей территории Алтая. Система исследовательских работ изменилась: созданы стационарные научно-исследовательские организации, в пределах региона работают научные экспедиции. Укажем в связи с этим на труды А.П. Окладникова, СВ. Иванова, СИ. Вайнштейна, Л.П. Потапова, A.M. Сагалаева, Н.А. Томилова, Ю.Ф. Кирюшина, И.В. Октябрьской, М.А. Демина, Е.А. Бельгибаева, СА. Ан, Б.Я. Бедюрова, СВ. Нестеровой, СП. Тюхтецовой и др.

В основу историко-этнографической характеристики положена концепция Ю. А. Веденина, в соответствии с которой Алтай рассматривается как уникальный природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящий из характерных сочетаний природной и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности98. Уникальность трактуется как неповторимость природного комплекса в пределах более крупных физико-географических единиц. В структуре историко-этнографической характеристики А.А. Иванова выделяет следующие компоненты: 1) природный ландшафт как материальная основа; 2) хозяйственная деятельность как фактор его воспроизводства и изменения; 3) селение как способ его пространственной организации и самоорганизации; 4) сообщество людей, взятое в его этнографическом, социально-семейном и прочих аспектах; 5) языковая система; 6) духовная культура".

Результаты экспедиции географического факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет», основанные на картографических и литературных источниках по отдельным компонентам природы, позволяют выделить следующие природно-географические характеристики Ал-тая .

Алтай расположен в центре Евроазиатского континента; территориально делится на два региона: северный - степной Алтай, представляющий Алтайский край, и южный - Горный Алтай, составляющий административную единицу — Республику Алтай.

Алтайский край — регион Юго-востока Западной Сибири. Территория края - 261,7 тысяч квадратных километров. По данным Госкомстата России на 2013 г. численность населения края составляет 2 398 751 человек. До 1917 г. территория края входила в Томскую губернию, которая в этом же году была расформирована и образована в Алтайскую губернию. 25 мая 1925 г. был основан Сибирский край, в состав которого вошли Алтайский край и Ойротская автономная область (1922 г.). Постановлением Всероссийского Центрального исполнительного комитета от 39 июля 1930 г. Сибирский край переименован в Западно-Сибирский край. 28 сентября 1937 г. Западно-Сибирский край разделен на Новосибирскую область и Алтайский край с Ойротской автономной областью. Ойротская автономная область в 1948 г. переименована в Горно-Алтайскую автономную область, затем 25 октября 1990 г. преобразована в Горно-Алтайскую АССР, 3 июля 1991 г. - в Горно- Алтайскую ССР, в мае 1992 г. - в Республику Горный Алтай, 12 декабря 1993 г. — в Республику Алтай. Республика Алтай, расположенная на юге Западной Сибири, включает: Алтайскую горную систему, Предалтайскую равнину, Салаирскии кряж и юго-западные отроги Горной Шории. Площадь территории составляет 92,9 тысяч квадратных километров. По данным Госкомстата России на 2013 г. численность населения составляет 210 344 человек.

Образы русской этнокультурной традиции в произведениях художников Алтая второй половине XX в

Образы русской этнокультурной традиции в изобразительном искусстве Алтая второй половины XX в. формируются в русле эстетических представлений и художественных принципов русской реалистической школы. Рассматривая с этой точки зрения творчество художников Алтая, можно выделить типологический ряд образов, отмеченные всеми характерными признаками.

Со второй половины 1950-х гг., после начала освоения целинных и залежных земель, в алтайской живописи формируется новый тип пейзажа. Его главный предмет изображения - целинная земля. Образ непаханой, много лет не подвергавшейся обработке земли соотносится с мифологемой Матери-земли в русской этнокультурной традиции.

Целинные пейзажи второй половины 1950-х — начала 1960-х гг. посвящены землям степной части Западносибирской равнины. Из очень большого количества непосредственных зарисовок с натуры, сделанных алтайскими художниками и большей частью носящих не столько образно-художественный, сколько описательно-документальный характер, наиболее интересными и содержательными являются работы «Первая борозда» (1954), «Степные зори» (1954) А.Г. Вагина, «Разбуженная земля»(1954) П.С. Панарина, «Вечер на целине» Ф.А. Филонова, «В ковыльной степи» (1961) Ю.Н. Панина, «В степи» (1961) В.Я. Курзина. Подход живописцев к главному предмету изображению трудно назвать иначе как репортаж. Здесь ощущается романтическое «дыхание эпохи». Сопоставление «обжитой» вспаханной земли, громады тракторов и буйной степи подчеркивает идею покорения земли, подчинения ее человеку. В каждом пейзаже найдено единство конкретно-фактического и поэтического, тот угол зрения, что дает возможность показать образ целины ярко, документально, публицистично.

Образ Матери-земли наиболее последовательно проявился в творчестве Г.Ф. Борунова (1928-2008). Символично, что свое 80-летие художник отметил персональной выставкой «Земля родная» в Государственном художественном музее Алтайского края. Г.Ф. Борунов родился в семье крестьянина. Получил образование в Московском театральном художественном училище (1949), Ленинградском художественном училище (1953), Институте живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде (1959). Дипломной работой стала картина «Хозяева земли» (ил.9), которую художник считал своим программным произведением. Историзм - характерная черта творческого метода Г.Ф. Борунова. Художник синтезировал традиции русского исторического жанра и особенности исторической картины советского периода 1920-1930-х гг. Драматизм истории сибирского крестьянства выражен в картине «Красный трактор» (1980). Достоверность - главная особенность этой работы, все персонажи не вымышлен, написаны с реальных людей; психологически точно и разнообразно отражены эмоции участников встречи первого трактора, поступившего в деревню. Этнографизм проявляется в точности деталей изображения повседневности, прежде всего в деталях одежды персонажей, в образных характеристиках. Картины «Хозяева земли», «Земля родная» «Элеватор на Оби. Хлеб фронту» составляют фонд живописи Алтая.

Образ малой родины проявляется в серии пейзажей Павловска. Павловск - родина живописца Г.Ф. Борунова. Природе этого села посвящены такие лирические пейзажи, как «Павловск. Осенний день», «Этюд. Рогози-ха», «Дом из Рогозихи», «Унылая пора. Шахи» и др. Это небольшие по формату этюды. Колорит пейзажей соответствует характеру изображенных мотивов, часто он темный, с преобладанием земляных, коричневых красок. Это во многом обусловлено тем, что активный компонент пейзажей - земля. Характерна высокая точка зрения, так, что неба практически не видно. Этот прием сообщает особую пространственную активность, что проявилось в одной из лучших картин 1960-х гг. «Шелаболиха» (1966) из серии «Обь -река сибирская». Г.Ф. Борунов решает здесь задачу создания произведения обобщающего характера, заменяя скромный уголок родной земли эпическим образом алтайского села. Художник ограничивает палитру, предпочитая сдержанную гамму холодных цветов. Мерцающие огоньки и чувство ночной тишины, так удачно переданное автором, создают образ несколько драматичный и взволнованный.

Мотив дороги — архетипический мотив, первообраз русской этнокультурной традиции, обозначающий символ земного пути человека. Образ дороги в русской живописи связан с раздумьями о человеческой судьбе. Этот мотив является центральным и в творчестве Г.Ф. Борунова. Т.М. Степанская пишет: «При всей материальности живописи, в этюдах есть нечто, что можно связать с духовностью крестьянской культуры, с благоговением перед родной землей» . Палитра таких пейзажей построена на цветах земли — сочетание коричневого с природными красками, натуральными тонами.

В последние годы жизни художник обратился к религиозной теме. На художественных выставках признание получила картина «Последний благовест». В своих воспоминаниях, посвященных разрушению Павловской Введенской церкви, Г.Ф. Борунов писал: «Стояла она на горе, видна со всех концов Павловска, красивая, старинной постройки, своим видом привлекала всеобщее внимание ... В церковном хоре пела моя мама...Разрушили святыню, веру потеряли». Можно сказать, что это полотно, как и все творчество Г.Ф. Борунова наполнены призывом, заботой о сохранении исконных духовных ценностей русского народа, тех, чей труд связан с землей.

Образы малой родины, сибирской реки получили развитие в серии «Обь целинная» (1961-1964) С.И.Чернова и В.Ф.Добровольского. О том, как родился ее замысел, образный строй, рассказывает В.Ф. Добровольский: «Как-то в беседе с СИ. Черновым возникла идея, определившая образ будущей серии: показать мощь преобразований, вызванных к жизни целинной эпопеей. Потом, когда уже родилось образное ощущение, стало легче конкретизировать место действия, в котором развиваются события. Появилась задумка, сделать целую серию о великой труженице - сибирской реке Обь»210.

Так в творчестве художников Алтая развитие получает образ сибирской реки, созвучный образам русской реки как символ течения времени, жизни. Масштабность образа сибирской реки нашла в работах СИ. Чернова и В.Ф. Добровольского не просто убедительные черты, но и поэтическое звучание. Нашлось решение, поднявшее над обыденностью речной, сельский и провинциальный пейзаж. Решение, которое, родилось одновременно у того и другого и выразило их обоюдную творческую устремленность в пониманий темы. Художники замыслили свою серию еще в 1960-м г. К этому времени они окончательно определили для себя технику темперной живописи. В окончательном виде она состояла из шестнадцати листов: «Обь» (1961), «Степные дороги» (1961) , «Зеленые огни» (1961), «Обские дали» (1961), «Очередной» (1961), «Весна» (1961), «Утро» (1961), «Элеватор» (1961), «Ба-кенщица» (1961), «Глубинка» (1962), «На створах»(1962), «Земснаряд» (1962), «Усть-Пристань» (1962) , «В субботний вечерок» (1963), «Гостиница» (1963), «Караван» (1964) . Серия была завершена в 1964 г. и сразу показана на первой зональной выставке в Новосибирске214.

Актуализация этнокультурных традиций в изобразительном искусстве Алтая на рубеже XX-XXI вв

Факт обращения к этническим истокам и тем смыслам, которые связаны с наиболее ранними нормами культуры в гуманитарных науках рассматривается как типологический признак изобразительного искусства на рубеже XX-XXI вв., обусловленный факторами глобализации, локализации, децентрализации. Переход такого масштаба связан с переоценкой ценностей, формированием нового культурного пространства (Н.А. Хренов, Т.А. Бруева, А.В. Костина).

Важнейшей определяющей чертой нового культурного пространства, оформившегося на рубеже XX-XXI в., является синхронное развитие двух процессов, имеющих протинаправленный характер: глобализация и локализация. За счет универсального распространения сходных черт, норм образа жизни, приобщения к общечеловеческим ценностям происходит утверждение глобального менталитета. Одновременно развивается тенденция, в ходе которой этнические общности реализуют свое стремление к утверждению этнокультурной идентичности, за счет сохранения своей самобытности. Эт-носоциологические исследования этих процессов, проведенные институтом этнографии АН СССР в 1970-1980-е гг., позволили ученым обосновать по-ложение, что глобализация порождает локализацию . Для локальных культур, вышедших из советского централизованного и сравнительно однородного политико-идеологического пространства, претендовавшего на универсальность и всемирность, постсоветский этап означает возвращение к локальности, этничности и национальной автономии соответствующих культур, что придает культурам и соответствующим ментальностям прежде всего «внесоветский характер» (термин И.В. Кондакова)264. Наложение на эти процессы глобализационных контекстов в целом усиливает процессы де-центрации.

В постмодернистских концепциях устремленность искусства к этническим основаниям рассматривается как явление, обусловленное логикой де-центрации. Согласно точке зрения одного из ведущих теоретиков постструктурализма Ф. Джеймисона, децентрация связана с процессом исчезновения единого смыслового центра и одновременно «индивидуального субъекта в постиндустриальном обществе»265. По мнению отечественного исследователя Т.А. Мазаевой, децентрация порождает особое культурное состояние, которое с одной стороны представляет собой столкновение культур, а с другой — столкновение разных подсистем общества, чєму сопутствует раз рыв ткани повседневности . Устойчивым элементом «ядра» культуры является этнокультурная традиция.

Культуролог А. Чучин-Русов, глубоко проанализировав процесс де-цетрации, отмечает архаизацию современного культурного ландшафта, определяя историко-культурную ситуацию как «неоархика»267. Понятие «неоархаика» неоднозначно. В культурологических исследованиях неоархаика рассматривается как мировоззрение, выражающее обращение к доциви-лизационным пластам культуры, стихийную активизацию этих элементов в культурном сознании обществ современной цивилизации (Э.В. Гмызина). В этом контексте еще раз подчеркнем общность процессов в современном искусстве и художественной практике рубежа XIX-XX в., когда модерн, резко в момент своего возникновения порвавший с традицией и прошлым, начал ощущать кризис, он заметно изменил свои ориентации, что проявилось в обращении к архаике и, в частности, к мифу. Именно поэтому творческий поиск современных живописцев, графиков и скульпторов Алтая в рассматриваемый период преимущественно обращен не к современной культуре, а к этнической.

Фактором актуализации этнокультурных традиций является процесс формирования и развития единого информационного пространства в России. Культуролог А.В. Костина, анализируя это явление, выделяет следующие особенности современной информационной сферы: целостность, неделимость, способность объединять в общем пространстве коммуникации все социальные общности - начиная от малых социальных групп и заканчивая национальными государствами . Исследователь полагает, что все эти сообщества обладают собственной культурой, собственными смыслами, ценностями и представлениями, собственными образцами деятельности. Приобщение к ним формирует у человека представление о том, что современный мир есть множественность — расовая, этническая, культурная. Именно это обстоятельство обусловило вовлечение в глобальный обмен информацией разнохарактерных художественных культур. На наш взгляд, данному процессу свойственны противоречивые тенденции. Приведем суждение французского историка П. Рикера: «...человечество, рассматриваемое как единое целое, вступает в эру общепланетарной цивилизации, что свидетельствует о колоссальном прогрессе во всех областях жизни, но в то же время, ставит сложнейшую задачу адаптирования культурного наследия к этому новому состоянию и его сохранения. Все мы в той или иной степени и тем или иным образом ощущаем груз противоречия между неизбежностью этого взлета и прогресса, с одной стороны, и необходимостью спасти унаследованное культурное достояние - с другой»269.

В современных исследованиях все чаще рассматривается вопрос о необходимости сближения национальных особенностей и общечеловеческих ценностей. Основная мысль ученых сводится к тому, что если в обществе существуют национальные ценности, которые не совпадают с общечеловеческими, то должна идти речь о сближении или взаимодействии ценностных систем. По мнению философа Ю.Б. Борева, глобализация необходимый процесс единения человечества. Он пишет: «...при равноправном взаимодействии всех национальных культур, - необходимый и закономерный процесс слияния художественных потоков в единый Океан художественной культуры человечества» . Философ выдвигает гипотезу о начале процесса формирования в современной художественной культуре общечеловеческого искусства, произведения которого не утратят национальных традиций. На наш взгляд, данная точка зрения дискуссионная.

Похожие диссертации на Этнокультурные традиции в изобразительном искусстве Алтая : вторая половина XX - начало XXI в.