Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Возникновение и эволюция основных видов и форм металлических украшений. их значение в историческом костюме 14
1.1 Становление и функции основных типов металлических украшений в костюме древних культур 14
1.2 Эпоха переселения народов и Средние века 26
1.3 Возрождение и Новое время 35
1.4 Украшения из металла в западноевропейском костюме XIX в 37
1.5 Украшения из металла в русском историческом костюме 42
ГЛАВА 2. Влияние технико-технологических особенностей изготовления металлических украшений на форму и образ костюма 54
2.1 Технологии и техники исполнения исторических образцов украшений из металла 54
2.2 Современные материалы и технологии производства металлических украшений и элементов костюма .. 67
ГЛАВА 3. Роль металлических украшений в современном костюме 73
3.1 Новые факторы создания и использования металлических украшений в костюме XX в 73
3.2 Значение украшений из металла в формировании образа костюма XXI в 93
3.3 Авторский опыт создания костюма с металлическим декором в контексте требований современной моды 109
Заключение 111
Список литературы 115
Приложение (иллюстрации) 123
Список иллюстраций 156
Терминологический словарь 159
- Украшения из металла в западноевропейском костюме XIX в
- Технологии и техники исполнения исторических образцов украшений из металла
- Современные материалы и технологии производства металлических украшений и элементов костюма
- Значение украшений из металла в формировании образа костюма XXI в
Введение к работе
На протяжении тысячелетий одежда и украшения развивались в тесном контакте, оказывая большое взаимное влияние. Характер одежды предполагал определенную форму и состав украшений, которые, в свою очередь, органично входя в композицию костюма, существенно влияли на его образ. Таким образом, на протяжении всей истории украшения из металла и костюм имели прочные связи, постоянно взаимодействуя, дополняя и влияя друг на друга.
В большинстве источников, затрагивающих тему украшений в костюме, последние рассматриваются лишь как дополнения к одежде. При этом предметом описания являются, в основном, формы украшений, способы применения и только отчасти роль и функции. Актуальность данного исследования состоит в раскрытии роли металлических украшений в современном костюме, взаимосвязи их форм, количества и типов с композиционной и функциональной структурой костюма в целом. В исследовании прослеживается также влияние техник и технологий изготовления украшений из металла на пластику и образ костюма.
Возрастающий интерес к украшениям из металла в настоящее время также подчеркивает актуальность и своевременность избранной в качестве диссертационного исследования темы.
Одним из результатов исследования является прогноз и обоснование дальнейшего повышения интереса к металлическим украшениям в костюме и увеличение спроса на них.
Анализ генезиса, эволюции и роли украшений из металла в историческом и современном костюме требует комплексного подхода к их исследованию, объединяющему данные ряда научных дисциплин - искусствоведения, этнологии, культурологии, истории, психологии
и других. Изучение источников по истории, психологии и семиотике костюма, аксессуаров и украшений позволяет сделать выводы, что тема металлических украшений и костюма как единого композиционного целого в исторической перспективе и контексте современной практики достаточно редко затрагивается в научной литературе. Поэтому следует отметить, что наиболее интересное и «эргономично» выстроенное описание костюма и украшений как единого и цельного отражения культурной среды своей эпохи дается в источниках, освещающих более общие вопросы искусства и культуры тех или иных народов, в таких, например, как труды Б.А. Рыбакова «Ремесло Древней Руси» (1948) и «Язычество Древней Руси» (1987), или Лайонелла Кассона - «Правители варваров» (1998) и других.
В большей части научной литературы по истории костюма украшения и аксессуары рассматриваются отдельно от одежды, в конце характеристики того или иного исторического этапа в развитии костюма. Такой подход не дает достаточно подробного и четкого представления о его композиционном строе в целом. Можно отметить, что источники конца XIX - начала XX вв. больше тяготеют к более полному и подробному описанию украшений и их конструктивных особенностей в тесной связи как с одеждой, так и с другими элементами костюма (П.И. Савваитов «Описание старинных русских утварей, одежд и оружия», 1896).
Работа Н.Т. Савельевой «Мода и массовый вкус» (1966) интересна исследованием исторических и социальных предпосылок использования металлических украшений в историческом костюме, основными из которых обоснованно указаны классовое разделение и социальное неравенство, характерные для большинства культур древности. Важное значение в освещении проблемы украшений из
металла как в контексте костюма, так и на фоне специфической культурной и социальной среды своего времени, имеют труды П.И. Уткина «Русские ювелирные украшения» (1970) и Т.Б. Забозлаевой «Драгоценности в русской культуре XVIII-XX веков» (2003). Из источников по ювелирному искусству можно также выделить работу Р.А. Ванюшовой и Б.Г. Ванюшова, - иллюстрированный типологический словарь ювелирных изделий (2000), где описание различных ювелирных украшений дано в тесной связи со специфическими особенностями костюма, и способами их применения в рассматриваемый период. Отчасти это является следствием того, что авторы широко используют материалы работ упомянутых выше Б.А. Рыбакова и П.И. Савваитова. Данный труд ценен также решением важнейшей проблемы терминологии ювелирных украшений.
С этой точки зрения интересна работа Дайфри Уильямса и Джека Огдена «Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи V - IV вв. до н. э.» (1995). Украшения здесь анализируются в контексте технико-технологических процессов и приемов исполнения, что дает возможность оценить взаимосвязь технологии с образом и пластикой, а также социо-культурную характеристику среды, условий и особенностей использования.
Следует отметить работу Г.М. Медведевой, Н.Г. Платоновой и других «Русские ювелирные украшения XVI - XX веков из собрания Государственного Исторического музея» (1994). Это исследование актуально комплексным подходом к освещению вопроса значения украшений в костюме, о чем свидетельствуют сами авторы: «На протяжении веков развитие ювелирных украшений и их количество стояли в тесной зависимости от стилистических изменений моды. Поэтому в каждом разделе текста они рассматриваются в связи с
покроєм одежды и условиями бытования».
Аналогичный подход, только уже с точки зрения изучения костюма, применен в четырехтомном издании М.Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» (1993), где развитие одежды рассматривается параллельно с украшениями в контексте общей декоративной и функциональной структуры костюма.
Весьма полезна в изучении данной проблемы работа Ш. Зелинг «Мода. Век модельеров 1900 - 1999.» (2000), посвященная истории моды в XX в. и раскрывающая новые факторы ее развития. Наиболее интересны материалы по новейшим технологиям и разработкам в области металлизированного текстиля, а также интервью с известным авангардистом моды Гельмутом Лангом, посвященное тенденциям и прогнозам развития моды в ближайшем будущем и их социальной и психологической обусловленности.
Из публикаций последних лет следует выделить издание «История костюма с XVIII по XX вв. Коллекция костюма Киото», представляющее богатый иллюстративный материал из не публиковавшегося ранее собрания, включающий в себя украшения и аксессуары.
Монография А. Васильева «Русская мода. 150 лет в фотографиях» (2004) интересна тем, что в ней история русской моды со второй половины XIX в. и до наших дней представлена в виде фотоальбома. Это дает возможность составить наиболее полное впечатление не только о развитии композиции костюма, но и о манере его ношения с теми или иными украшениями и аксессуарами.
Весьма репрезентативны при рассмотрении проблемы в контексте современной моды такие иностранные издания как работа Колина МакДауэлла «The Fashion Book» (1998) и «Fashion Now» (2003), представляющие собой прекрасно проиллюстрированные альбомы с
подробным описанием и комментариями, касающимися в том числе и украшений. Таким образом, при изучении вопроса с использованием материала по ювелирному искусству с одной стороны, и по искусству костюма - с другой, складывается довольно противоречивая картина описательного, по большей части, характера.
Это позволяет говорить о необходимости разностороннего изучения объекта исследования - украшений из металла в историческом и современном костюме.
Предметом диссертационного исследования стали значение, функции и роль украшений в современном костюме.
Цель работы - изучение, систематизация и обобщение исторического и современного материала, свидетельствующего о роли металлических украшений в костюме, сравнительный анализ и оценка взаимодействия этих двух составляющих в контексте современной культуры. В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
изучить основные формы, функции и значение металлических украшений в историческом костюме;
рассмотреть технико-технологические аспекты изготовления украшений из металла в различные исторические периоды, определить их роль в композиции костюма;
выявить образно-пластические возможности новых технологий;
исследовать социокультурную обусловленность изменений в характере и составе украшений;
сформулировать основные принципы применения декоративного металла в структуре современного костюма;
оценить тенденции к применению новаторских решений на фоне использования традиционных видов и форм украшений в костюме;
раскрыть роль украшений из металла в создании костюма XX -начала XXI вв. и их значение в формообразовании современного
костюма.
Методологической основой работы стал комплексный, системный подход к исследованию. Материал рассматривается как в культурно-историческом аспекте, так и с точки зрения социальной и психологической обусловленности. В работе использованы: художественно-стилистический, историко-сравнительный, системный и типологический методы.
Научная ценность и новизна работы состоит в следующем:
- в работе прослежена эволюция металлических украшений в
контексте костюма как важнейших его составляющих;
выявлены факторы использования украшений в историческом костюме, проведены параллели с современностью и обоснованы предпосылки дальнейшей эволюции;
впервые предложена классификация украшений и декоративных элементов из металла по принципу их использования в современном костюме;
данная работа позволяет полнее рассмотреть и оценить роль металлических украшений и аксессуаров в формировании образа современного костюма.
При этом значительное внимание уделяется культурным, социальным, историческим, технико-технологическим и другим факторам, влияющим на обусловленность различных форм металлических украшений и их роль в композиционном строе костюма.
Необходимо сразу оговорить тему средневековых боевых доспехов, которая не затрагивается в данной работе, так как представляет собой отдельную обширную и самодостаточную проблему, требующую индивидуального и всестороннего исследования.
При рассмотрении истории костюма и украшений можно отметить, что металлические элементы и украшения используются человеком в одежде с древнейших времен, и им всегда придавалось большое значение: украшения из металла были и остаются поныне важными формообразующими составляющими костюма. Любой исторический костюм представляет собой единую, архитектонически сбалансированную цельную композицию, включающую в себя как одежду, так и украшения - только это выверенное веками соотношение создает законченную, неповторимую пластику образа, на которую, наряду со спецификой производства одежды, существенное влияние оказывали и оказывают технико-технологические особенности изготовления металлических деталей и украшений.
Данная работа, наряду с исследованием роли украшений из металла в композиции исторического и современного костюма, затрагивает также их роль в общей функциональной структуре костюма, отражающей географические и климатические условия, этнические особенности, эстетические вкусы и социальный заказ общества.
При рассмотрении некоторых металлических украшений в костюмах разных народов можно сделать вывод, что функциональные особенности этих украшений являются неотъемлемым компонентом функции костюма в целом. Так, в древнеиндийском костюме украшения являлись не только демонстрацией благосостояния семьи, но и важнейшими декоративными и конструктивными его элементами. Каскад браслетов на руке выполнял функцию рукава, ножные браслеты создали необходимую массу, восполняющую отсутствие обуви. Кроме эстетического значения они несли важную магическую и
ритуальную функции - служили оберегами и талисманами.
В северных странах украшения также являлись необходимой и гармоничной составляющей костюма, постепенно приобретая новые, специфические черты. Так для древнерусского костюма знаковой, легкоузнаваемой деталью стали височные кольца, а для женского костюма восточных славян доминантой служили мониста - особые «передники», собранные из серебряных пластин.
Мужской грузинский традиционный костюм узнаваем по газырям -деталям, представляющим собой небольшие нашитые на одежду обоймы с декоративными металлическими патронами, в сочетании с чеканным поясом и кинжалом, формирующим силуэт, дающим единый образ и определяющим графику костюма.
Указанные примеры свидетельствуют также о влиянии функциональности украшений на пластику и образ костюма. Необходимо заметить, что только в тех случаях, когда в костюме доминирует утилитарная функция (например, рабочая и защитная), костюм выступает как «вещь». В тех случаях, когда преобладает функция региональная, общественная, ритуальная или эстетическая, костюм приобретает символику или знаковость, указывающую на смысл его назначения и образ.
Современный костюм унаследовал от исторического и народного костюма только некоторые их функции. При этом интенсивность их проявления снизилась, так как в современной одежде трудно вычленить «в чистом виде» определенную функцию, ставшую многозначной, поскольку в ней нет четко выраженной утилитарности или нарядности. Украшения же, служившие на протяжении истории для выявления и акцентирования определенного назначения костюма, теперь, зачастую, наоборот стремятся нарушить единообразие, войти в контраст с общей структурой одежды. Существуют также примеры,
когда использование металлических украшений и элементов полностью исключало функциональность костюма как одежды. Тем не менее украшения из металла в костюме продолжают играть важную роль в современной моде. На протяжении тысячелетий ювелирные украшения занимали свое заслуженное место в костюме самых различных народов, пока современная цивилизация не отодвинула их на второй план, ограничив как в размерах, так и в способах применения. Однако находки прошлого продолжают вдохновлять художников современности. Так, в революционных 1960-х Пако Рабанн вернулся к древним истинам, представив на подиумах необычные платья - кольчуги и панцири, выполненные из металла. Из народного творчества прошлого можно до бесконечности черпать идеи, преломляя их сквозь призму современного восприятия мира и не оставляя, наряду с этим, в стороне научно - технический прогресс. Многие модельеры, так же как Пако Рабанн, начали обращаться к прошлому в поисках новых идей, создавая «нетленные» вещи из разряда тех, что не теряют актуальность по завершении сезона, и притягивают взоры спустя годы. Это обстоятельство закрепляет за этими творениями статус произведений искусства.
Украшения из металла имеют собственную значимую ценность в смысле их уникальной способности предоставлять мастеру обширное поле для творчества, исторических ассоциаций, поиска новых форм, технологических приемов и идей. Ассоциативные образы, авторские фантазии воплощаются в произведения, в которых металл и ткань становятся неразделимым целым, обеспечивающим законченность и целостность образа.
Следует упомянуть, что в древности практически все украшения и элементы из металла являлись именно произведениями ювелирного искусства. Поскольку металл высоко ценился и был доступен лишь
богатым и властьимущим, изделия из него тщательно отделывались и облагораживались, чтобы придать вещи большую ценность и уникальность, полнее использовать красоту и возможности материала, будь то золото, серебро или просто медь и железо. Поэтому ювелирная техника была основной при изготовлении ювелирных украшений и металлических элементов в одежде. Однако в наше время сложно дать точную оценку художественному изделию из металла в костюме как предмету ювелирного искусства, так как по формам, техникам изготовления и функциям украшения, а также металлические элементы в современном костюме предельно разнообразны и включают в себя как традиционные произведения ювелирного искусства, так и высокотехнологичные образцы современного ручного и промышленного производства. С одной стороны это могут быть «классические» драгоценности, выполненные в традиционной ювелирной технике, а с другой - суперсовременные формы в стиле хай-тек фабричного производства. Металл может использоваться в качестве несущего элемента или модуля, на основе которого создана вещь, и не являться самостоятельным художественным произведением, но быть важной составляющей художественного образа в целом. Тем не менее, все вышеуказанные примеры служат той же цели, что и исторические аналоги металлических украшений в костюме.
Украшения из металла в западноевропейском костюме XIX в
Первые пятнадцать лет XIX в. вся Европа напоминала военный лагерь. Офицерский состав в большинстве государств этого периода был многочисленным, занимая и в светском обществе и при дворе центральное место. Помимо полевой военной формы повсеместно существовала еще парадная и бальная офицерская форма. Она сверкала кокардами, обилием золотой вышивки и пышными эполетами (57,140).
В женском костюме, как и в мужском, чувствовалось влияние стиля ампир. Во Франции оно было связано с появлением новой знати, укладом жизни императорского двора, для которого Наполеон сам вырабатывал нормы этикета на основании заимствований у различных европейских королевских дворов. Наполеон I проявлял особенный интерес к придворным костюмам. Своеобразен был и выработанный им самим коронационный наряд. Поверх длинной, белой, шелковой туники была надета подбитая горностаем волочащаяся мантия из красного бархата с прорезью для руки, горностаевый воротник украшала цепь, звенья которой состояли из орлов. К этой цепи прикреплялся орденский знак почетного легиона. Белый шелковый шарф с золотыми кистями служил портупеей для короткого золотого меча. Башмаки, туника и мантия были богато затканы золотом; последняя, кроме того, сплошь была усеяна маленькими золотыми пчелами. Золотой лавровый венок украшал голову императора. (Этим же коронационным нарядом пользовался и Наполеон III.) Созвучным с костюмом императора был коронационный наряд императрицы. Придворные дамы одевались в том же стиле. Часто платье вышивалось спускающимися или симметрично расположенными гирляндами из золота или серебра. Вместо поясной повязки некоторые носили металлические пояса с острым, обращенным вверх концом. Определенный костюм, выработанный для каждого придворного чина, непременно имел отделку из драгоценных металлов - золота или серебра: министры носили мантию до колен, затканную золотом и также украшенный золотом жилет, маршалы и некоторые другие чины - наглухо застегнутый сюртук, борта и швы которого густо расшивались золотом и серебром. Обязательными аксессуарами придворных чинов при Бонапарте были, в зависимости от чина, золотые мечи в золотых портупеях, парадные шпаги, длинные золотые трости с различными эмблемами, а маршалам были присвоены короткие, обитые золотом жезлы. В первые годы XIX в. женские платья часто шили из тонких прозрачных тканей на плотной шелковой подкладке и расшивали пайетками. Вышивка и декор на платье давали новую фактуру и хорошо гармонировали с блестящим золотным шитьем военных мундиров и придворных костюмов (57,141).
Как и в костюме, в женских украшениях XIX в. просматриваются различные стили, переработанные в соответствии с текущими тенденциями. В 1820-х - 1830-х годах имело место увлечение средневековьем. Изучение средневековья в Европе началось с романтического восторга в отношении средневекового готического искусства. Тогда было завершено строительство недостроенного Кельнского собора, первый камень которого был заложен несколько столетий тому назад. Были построены крепости и укрепленные замки в средневековом стиле, а в Лондоне появилось здание парламента в стиле лучших традиций готической архитектуры. Так, около 1820 года возникла мода на крупные браслеты с неоготическим орнаментом. Подобные браслеты отливали в Берлине из чугуна. Походили они на черное «псевдоготическое кружево». В России эта мода нашла выражение в каслинском литье, которое с успехом практиковали. В Англии и Франции браслеты делали стальными или золочеными.
В середине XIX столетия пережил новое рождение стиль рококо. В этот период украшения разделялись на парадные (большие парюры, - наборы ювелирных украшений, выполненные в едином художественном стиле, в которых всегда было много камней, гребни, серьги, ожерелья или колье, браслеты, кольца, броши, пряжки) и обычные (малые парюры, для визитов и небольших приемов дома: серьги, броши, кольца, браслеты, цепочки). Наряду с драгоценными украшениями, указывавшими на состоятельность владельца, были и недорогие - из бисера цветного, граненого, стального, из каменного угля, никеля, вороненой стали, оксидированного серебра, серебра с эмалями и мелким жемчугом.
Формы украшений претерпевали постоянные метаморфозы, что могло являться следствием растущей индивидуальности художников и потребителей. Портные и ювелиры уже не столько следовали стилю эпохи, сколько сами были заняты изучением и поиском актуальных направлений. Таким образом стили европейской культуры были дополнены и обогатились благодаря влиянию внеевропейских культур. Так вошло в моду искусство Китая XVII -XVIII в., оживилось и расширилось влияние мотивов арабско -исламского искусства, форм и орнаментики Индии и Японии (26,13). К известным мастерам ювелирного искусства Франции XIX в. относится Дезире Франсуа - Фроман - Мерис, который в 1839 году на выставке в Париже впервые представил золотые украшения, выполненные в романтическом средневековом стиле. Работы произвели такое впечатление, что его назвали Челлини XIX в., а поэт Виктор Гюго сочинил в его честь гимны, и автор получил место придворного ювелира при дворе Наполеона III (26,15). Его украшения, выполненные в стиле готики и ренессанса, демонстрировались в 1851 году на первой всемирной выставке в Лондонском хрустальном дворце и оказали большое влияние на формирование вкусов англичан. Из мастерской Дезире Франсуа -Фроман - Мериса вышли колье в виде цветов и птиц в комплекте с сережками, которые сочетали средневековые формы орнамента с романтическим натурализмом, брошь, в которой готический фигурный мотив соединяется с архитектурными формами ренессанса и с элементами натурализма, и браслет в виде цветов и листьев вокруг них (1850 г.) из золота, драгоценных камней, жемчуга и эмали (26,15).
Технологии и техники исполнения исторических образцов украшений из металла
Существует мнение, что найденные человеком золотые самородки и стали первыми металлическими украшениями (74,132). Действительно, самородное золото - один из первых обнаруженных металлов, и можно предположить, что оно привлекло внимание древних мастеров именно своими декоративными свойствами и легкостью обработки. Золото хорошо куется, чеканится, льется, и при этом не тускнеет, не «гаснет», отчего на все времена оно приобрело статус «солнечного» материала, а неоспоримые ювелирные качества золота закрепили за ним титул «главного» ювелирного металла.
Путем холодной ковки самородного золота люди научились придавать изделиям необходимую форму. От простейших украшений, вроде просверленного самородка, человек переходил к изготовлению орнаментов, золотых фигурок и, впоследствии, - к тончайшим ювелирным изделиям. Ювелирное дело развивалось медленно, по мере того, как древние мастера познавали свойства золота. Вначале для изготовления ювелирных украшений человек использовал только золото, затем постепенно стал применять другие металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, янтарь и другие материалы. После того как человечество научилось выплавлять металл, стало развиваться литейное искусство. Вероятнее всего, первые отливки были сделаны в Древнем Египте. Но раскопки показали, что и на территории Кавказа уже в третьем тысячелетии до нашей эры тоже применялись совершенные методы плавки и литья металлов. Литье было наиболее легким и, в то же время, совершенным видом обработки металла, и люди с успехом использовали это. Уже в Древнем Египте золото в руках великолепных мастеров, располагавших самыми примитивными инструментами, превращалось в произведения искусства. Первые золотые браслеты и ожерелья датируются VI - V вв. до нашей эры. Распространенной техникой была зернь - маленькие золотые шарики наплавлялись на золотую же пластинку - основу. В качестве ювелирных металлов для богатых людей применялись золото и серебро, а для средних классов - медь. Тем не менее, вне зависимости от материала, медные украшения ничуть не уступали по красоте и изяществу золотым. Все использовавшиеся камни были полудрагоценными (за исключением жемчуга). В украшениях использовались ляпис-лазурь, полевой шпат, горный хрусталь, бирюза. Очень часто такие камни вставлялись в специально приготовленное из золотой проволоки гнездо. Довольно распространенными были имитации драгоценных камней из фаянса. Самым популярным был бирюзовый цвет. Иногда камни заменяли так называемой пастой, т.е. составом на основе растертых камней, заполняя выемки или гнезда на поверхности изделия. Но, пользуясь достаточно простыми материалами и технологиями, египтяне создали удивительные по красоте образов и композиции вещи. Сдержанная полихромия египетских украшений наглядно демонстрирует, как обычные полевой шпат и бирюза могут стать не меньшими драгоценностями, чем рубины и изумруды в более поздние времена. Древние методы обработки металла - литье, ковка, чеканка, -наложили свой отпечаток на пластику изделий и художественные средства. Можно отметить, что древние ювелирные изделия, при преобладании монохромного стиля и относительной лаконичности в техниках исполнения, отличает совершенство композиции и необычайная выразительность образного ряда. Ярким примером этого, помимо Египта и древних европейских культур, является древнеиндейское ювелирное искусство.
Среди украшений индейцев доколумбовой эпохи встречаются изделия, выполненные в самых разнообразных техниках, что говорит о высоком уровне ювелирных технологий. Индейские ювелиры создавали удивительные по красоте и мастерству исполнения украшения: короны, ожерелья, браслеты, тяжелые серьги, причудливые нагрудные пластины, жезлы и другие знаки власти. Основными способами изготовления металлических украшений мастеров доколумбова периода были литье в формах из огнеупорной глины, ковка и чеканка (25,16). Наряду с этими основными техниками работы с металлом, применялись также такие требующие высокого мастерства приемы, как тиражирование восковых форм для получения одинаковых изделий, пайка, золочение, очистка золота, зернь и т. д (25,20).
Надо сказать, что золото не было единственным материалом в индейском ювелирном деле. Индейцы в большом количестве добывали и медь, и изготовляли из нее колокольчики, бубенцы для жезлов властителей, нагрудные украшения и др. Наряду с изделиями из чистой меди была широко распространена технология переплавки меди с золотом для получения сплава, именуемого «томпак» (25,17). Кроме экономии золота, этим достигалась большая прочность изделия и снижалась точка плавления обоих металлов. Также разрабатывались месторождения платины около стока рек в Тихий океан. Но платина, как известно, требует высокой температуры плавления (1775 градусов), что затрудняло ее применение. Однако индейцы научились смешивать ее с золотом в порошкообразном состоянии, после чего смесь и подвергали нагреву. Далее полученный металл можно было подвергать горячей ковке.
Для ковки индейские мастера использовали горны из камней, каменные наковальни и молотки; чеканные изделия обрабатывались на толстой коже или мешке с песком чеканами, лощилами и штихелями из золота, рога и камня. При соединении пластин в объемные вещи применялась клепка или загибка краев (25,18).
Современные материалы и технологии производства металлических украшений и элементов костюма
В XX веке в изготовлении самых разнообразных украшений начали применяться такие металлы как вороненая и нержавеющая стали, алюминий и титан. К концу XX века находит применение в ювелирном искусстве тантал,- металл серого цвета с легким свинцовым оттенком, второй по тугоплавкости после вольфрама. Также успешно используется в современной ювелирной пластике ниобий - один из самых химически стойких металлов, по декоративным качествам схожий с танталом (66,12).
Широкое применение в XX веке получила технология гальванических покрытий, представляющая собой осаждение одного металла на другой в среде электролита. Цель таких покрытий - не только придание необходимых декоративных качеств изделиям, но и повысить их механические характеристики, поскольку покрытия, полученные в процессе гальванизации, отличаются высокой прочностью. В ювелирной промышленности наибольшее распространение получили покрытия золотом, серебром, родием и сплавами золота. Также применяются хромирование, никелирование и т. п. В массовом производстве метод гальванических покрытий заменил химические способы в силу большей дешевизны и производительности (66,175). В силу этой же причины получил распространение электрохимический метод патинирования (оксидирования) изделий из недрагоценных металлов, имеющий целью как придание поверхности изделия декоративности, так и защиту от потускнения. При этом современный электрохимический метод патинирования позволяет добиться более яркой и разнообразной палитры возможных оттенков обрабатываемой поверхности. Например, сплавам на медной основе при помощи данного метода можно придать практически любой цвет и оттенок. Желаемый цвет патины при этом достигается применением определенного по составу электролита, в который погружают изделие, подключенное к определенной силы электрическому току (66,175).
В XX столетии происходит интенсивное развитие науки и техники, что стало причиной появления не только множества технологических новинок в обработке металлов, но и изобретений в текстильной отрасли, начавшей использовать металл при производстве современных высокотехнологичных материалов. К последним прежде всего следует отнести сложнокомбинированные материалы, ткани с керамическими и металлическими волокнами или покрытые слоем нержавеющей стали.
Новые технологии и приемы позволяют не просто декорировать ткань металлом, а получить принципиально новые материалы с новыми свойствами.
Металл в виде проволоки и сетки применяется в производстве тканей уже довольно давно. Известно, например, что в 1920-е годы в тканях для одежды использовали металлические нити; в 1960-е некоторые вещи делали из материала, сотканного из металлических цепочек, идущих рядами, как в вязке резинкой; в праздничную одежду священников часто воткано золото и серебро.
Новейшие технологии производства позволили сочетать в комбинированных металлизированных тканях принципиально новые декоративные свойства с высокими физическими и эргономическими показателями. Фирма NINO разработала множество материалов, взяв на вооружение мягкость и пластичность такого материала, как медь. Несколько патентов были выданы Юньихи Араи на новаторское применение металлических нитей. Швейцарское предприятие Jacob Schloepfer производит металлизированные материалы для одежды и интерьера (31,618). Японская корпорация Sumitomo Electric Industries Ltd. обратилась к достижениям микротехнологий для разработки одного необычного материала - металлического флизелина: это нетканый материал, состоящий из подвижно соединенных пустотных металлических волокон (31,619). Таким образом, одежда, пошитая с использованием вышеописанных материалов, может быть отчасти отнесена к декоративным изделиям из металла.
Неудивительно, что новые металлизированные ткани сразу же обрели популярность среди современных кутюрье. «Мне кажется, сейчас нужно учитывать все новые веяния, все новые технологии в области текстиля», - сказал Джон Гальяно в интервью The Independent Magazine (31,621). Большинство современных дизайнеров полностью с ним согласны. Новые материалы, открытые в конце XX века, обладают не только высокими декоративными качествами, но и приятны на ощупь, функциональны и экологичны. Разработка новых материалов - область, в которой повсюду в мире наблюдается стремительное развитие. А новые технологии позволяют так многосторонне влиять на свойства тканей, что их внешний вид перестает быть связан с их предназначением (31,620).
Что касается современной бижутерии и других металлических элементов костюма, таких как декоративные застежки, пряжки, пояса, детали обуви, а также самые невероятные аксессуары и головные уборы, которыми кутюрье в изобилии снабжают свои коллекции модной одежды, то и здесь не обходится без новейших технологий. Сегодня используются, в основном, легкие сплавы (например, алюминиевые и титановые) и различные металлические покрытия, сочетающие в себе такие качества как функциональность, удобство, а также красоту и благородство поверхности. Говоря о материалах, можно добавить, что современные технологии и сплавы позволяют придавать изделиям форму, неспособную существовать раньше, а элементы, предполагающие какой-либо традиционный материал, теперь могут быть выполнены из металла.
Значение украшений из металла в формировании образа костюма XXI в
Полной контрастов вступила мода в новое тысячелетие. В то время, как одни авторы доводят минимализм до крайности, другие предлагают барочное изобилие. Растет количество дизайнеров, актуализирующих в своем творчестве тему металлических элементов в одежде и аксессуаров, которые, вместе с тем, становятся более изящными и эргономичными. Здесь можно упомянуть имя Филипа Трейси, знаменитого «шляпника» мировой моды, широко использующего металл в своих изделиях, ставших сегодня неизменным дополнением к коллекциям Шанель, Валентино, Рифат Озбек, Беллы Фрейд, Александра Маккуина. Декоративность и причудливые формы его изделий нисколько не мешают функциональности, и в сочетании с изысканным дизайном обнажают истинную красоту вещи, ее место и роль в костюме.
Сегодня элементы из металла тяготеют к большей лаконичности и, в то же время, выразительности форм. Дизайнеры больше «играют» фактурами, стараясь обнаружить новые образы и ощущения. В частности ткань, расшитая металлизированными пластинками, в коллекции Милано 2001г., не напоминает кольчугу или чешую, - она, скорее, создает впечатление искрящегося ледяного скола в силу авангардной, экспрессивной структуры поверхности. Очень важную роль играют также имитации металла и металлические покрытия. Александр Мак Куин, например, часто использует в своих коллекциях различные металлизированные материалы - ткани, перья, кости, рога и т.д., что вносит ощущение некоторой «иррациональности», совмещает несовместимые в природе вещи - металлическую поверхность и натуральные формы и фактуры материалов. Это дает совершенно иное ощущение и характер вещи, нежели применение полностью металлических элементов (ил.26).
Стремление к лаконичности и, в то же время, изысканности и эргономичности форм наблюдается не только в моде и ювелирном искусстве, где явно чувствуется преобладание стиля "хай-тек", но и во многих других направлениях искусства и дизайна, например, в автомобильном или в дизайне предметов быта, не говоря уже о дизайне архитектурном и интерьерном.
Мода начинает чаще отдавать дань сравнительно недавнему прошлому: 2001 год охарактеризовался всплеском панк - культуры. Такие известные представители моды как Джанни Моларо, Кристиан Диор, Жан-Поль Готье, Селин, Фенди и другие использовали в своих коллекциях клепаные поверхности, металлические шипы и пластинки, цепи и молнии, пряжки и пояса.
К 2002-му году мода больше тяготеет к фольклору, к стилю "кантри", обретает более мажорное звучание. Металл становится довольно скромен по количеству, но гораздо более разнообразен в способах применения и часто используется в сочетании с натуральными природными материалами:
так, например, в коллекции Sportmax 2002 аксессуары и предметы одежды из натуральной кожи сочетаются с обширной отделкой металлом - клепками, пластинками, чешуей;
русский стиль допетровских времен в коллекции Balmain 2002 нашел выражение в короноподобных диадемах, богатых украшениях и золотном шитье на фоне атласных жакетов и платьев, напоминающих кафтаны, и высоких шапок из натурального меха; платья в коллекции Valentino 2002 имеют выраженный азиатский характер, где золотное шитье по натуральным шелковым тканям дополнено сложными и выразительными по пластике металлическими поясами, пряжками и ожерельями в виде сплетенных змей со вставками из самоцветов; дом моды Iceberg к вещам из коллекции 2002 года предложил массивные металлические браслеты современных лаконичных форм в различных комбинациях; такие французские марки, как Paola Frani, Alessandro Del Acqua, Chanel, Lagerfeld широко использовали в одежде функциональные металлические застежки и пряжки своеобразного и изысканного дизайна, являющиеся не только декоративными акцентами в композиции костюмов, но и неотъемлемыми конструктивными элементами; Yves Saint Laurent в коллекции 2002 года также использует функциональную сторону металлических элементов, но переводит ее в декор. В его костюмах клепаные кожаные вещи имеют внешние швы с декоративной отделкой из металлических колец и хомутов, напоминающих хирургические; в платье от Moschino cheap & chic 2002 изящный металлический воротничок-ожерелье является конструктивной деталью одежды; в коллекции Christian Dior 2001 года ткань пестрых расцветок, кожа и мех сочетается с массивными украшениями и головными уборами с обильным включением металла, напоминающими о культуре кочевников азиатских степей (ил.ЗЗ). При показе коллекции 2002 года был использован металлический декор по лицу манекенщиц из кусочков золотой и серебряной фольги (ил.31), напоминающий индейские мотивы и украшения в африканскм стиле;