Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий Комарова Ольга Сергеевна

Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий
<
Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комарова Ольга Сергеевна. Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : Барнаул, 2004 284 c. РГБ ОД, 61:05-17/98

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Роль монументальной пластики в формировании городской среды: исторический аспект 17

1.1. Содержание понятий «монументальная пластика», «городская скульптура», «городская среда». Типология городской скульптуры 17

1.2. Эволюция видов и жанров городской скульптурной пластики России в XVII - начале XX столетий 28

1.3. Ленинский план монументальной пропаганды и его влияние на развитие монументального искусства. Основные этапы реализации плана 44

Глава II. Реализация Ленинского плана монументальной пропаганды и архитектурно-художественное решение памятников Барнаула 63

2.1. Истоки формирование архитектурно-художественного облика Барнаула средствами монументальной пластики в XVIII — начале XX веков. Первый монумент Барнаула 63

2.2. Монументальная пластика Барнаула XX века (1920-1950-е годы) 69

2.3. Монументальная пластика Барнаула второй половины XX века (1960-1970-е годы) 80

2.4. Памятники деятелям науки, культуры и искусства в Барнауле (последняя четверть XX века) 94

Глава III. Проблемы эстетизации городской среды в архитектурно-художественной практике Барнаула в конце XX столетия 109

3.1. Современные тенденции развития архитектурно-пластической культуры Барнаула 109

3.2. Монументальная и декоративная пластика в районах массовой жилой застройки Барнаула (последняя четверть XX века) 124

3.3. Дизайн городской среды как перспективное направление проектной культуры Барнаула 134

Заключение 141

Принятые сокращения 146

Список источников и литературы 147

Список иллюстраций 186

Иллюстрации 193

Приложения 225

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена изменением роли монументальной пластики в модернизированной городской среде конца XX столетия. Характерное для современности разрушение классической системы ценностей приводит к снижению идеологического и нравственно-воспитательного значения монументального искусства. Однако, монументы -это «...человеческие ориентиры, которые люди создали как символы своих идеалов, целей, действий. Они предназначены пережить период, породивший их, и составить наследство для будущих поколений. Как таковые они образуют связь между прошлым и будущим» [404 С.293]. В связи с этим, актуально изучение монументальных памятников ХІХ-ХХ вв. и выявление специфики их функционирования в современной городской среде.

История создания произведений монументальной пластики города Барнаула хронологически охватывает почти два столетия. Определение роли архитектурных и скульптурных монументов, памятников, мемориальных ансамблей, а также декоративных композиций в формировании архитектурно-художественного облика Барнаула, выявление основных тенденций развития архитектурно-пластической среды города имеют существенное значение для изучения искусства региона и понимания ценности сохранения культурного наследия.

Степень разработанности проблемы. Определение понятия городской среды, выявление ее онтологического статуса является одной из актуальных проблем современного научного знания, к которой обращаются представители самых разных научных направлений, как естественнонаучных, так и гуманитарных: «Новизна объекта для этих ученых ведет к

4 лавинообразному нарастанию исследований. Это действительно новизна, так как, развиваясь тысячи лет, город, ставший сейчас «естественной» средой бытия, создается по-прежнему с минимальным учетом его воздействия на организм человека, биоценоз территории в целом» [276]. Исследованию феномена города и его среды посвящены труды ученых А.В. Иконникова [292, 294], В.Л. Глазычева [275-277], И.ПЯковенко [430], Э.А. Орловой [340], Н.В.Воронова [270], З.Н. Яргиной [431], Л.Е. Трушиной [407], Е.Л. Беляевой [253], О.А. Швидковского [418], А.В. Маслова [323], А.С.Щенкова [252], Ю.А.Веденина [265], Ю.Г.Рыженко [366], Г.З. Каганова [299-300], Л.И.Павловой [344] и др.

Монументальная пластика, ее типология, история, анализ рассматриваются в контексте проблем городской среды в исследованиях В.А.Артамонова [243], В.С.Турчина [408], Н.И.Поляковой [360], В.С.Сперанской [391], В.П.Толстого [403-405] и других ученых. Монумент как часть градостроительной системы рассматривается в исследовании В.А.Артамонова «Город и монумент» [243]. Автор выделяет . ряд закономерностей, влияющих на восприятие монумента, формулирует рекомендации по сооружению и установке монумента в городе, а также анализирует градостроительную роль монумента. Комплексный подход к исследованию монумента и его взаимоотношений с окружающим пространством представлен в монографии В.С.Турчина «Монументы и города» [408]. В книге исследуется типология монументов, вскрываются закономерности построения различных форм монументов и их сочетания с пространством площадей и улиц, прослеживается связь с культурными и историческими центрами города. Уделяется внимание анализу художественного образа монументов, процессу изменения первоначального замысла монументов, заложенного его создателями, в восприятии людей будущих поколений; объяснение этого процесса связывается с мировоззренческими изменениями людей разных эпох. Проблеме взаимоотношения объема скульптурной формы и пространственной среды

5 посвящена монография Н.И.Поляковой «Скульптура и пространство» [350]. Эволюция объемно-пространственной формы рассматривается как утверждение объема в пространстве, таким образом, пространство анализируется как основной формообразующий элемент скульптурной формы. В монографиях В.С.Турчина и Н.И.Поляковой общетеоретические проблемы рассмотрены на материалах западноевропейского искусства.

В исследовании В.С.Сперанской [391] рассмотрен комплекс взаимосвязей скульптуры и городской среды в контексте системы «скульптура - архитектура — среда — человек». Представленная система взаимосвязей анализируется на материале Санкт-Петербурга на примере исторических зон и современных районов города и предлагается ряд методических принципов формирования эстетической среды районов массовой жилой застройки 1960-1980-х гг., а также определяются тенденции, соответствующие задачам градостроительной политики указанного периода. Важное значение имеет представленная автором типология городской скульптуры, а также выявление функций скульптуры в городской среде.

В статье В.П.Толстого «Исторические судьбы монументального искусства» [403] рассмотрены монументальные произведения с позиций их социального функционирования и историзма. Особенности отечественной монументальной пластики XVIII-нач.ХХвв. исследованы в трудах Д.Е.Аркина [242], посвященных истории создания и анализу монументальной скульптуры России; в исследовании Л.Г.Бадалян [245] раскрываются этапы развития мемориалов в отечественном искусстве; монография В.И.Пилявского [356] посвящена истории триумфальных памятников. Особый интерес представляет монография К.Г.Сокола «Монументы империи» [162], включающая исторический очерк и аннотированный каталог двухсот российских монументов, в котором описывается история создания монументов, представлен анализ пластической формы и художественного образа, а также включены ценные иллюстрации, в том числе не сохранившихся монументов.

Реализация Ленинского плана монументальной пропаганды изучалась в трудах РЛ.Аболиной [237], С.С.Валериус [263], А.Павлюченкова [345], М.А.Чегодаевой [416] и др. В монографии В.П.Толстого «У истоков советского монументального искусства» [405] раскрываются особенности монументального искусства первых лет советской власти, подробно рассматривается план монументальной пропаганды: его предыстория, основные события 1918-1920-х гг., а также первые советские монументальные произведения. Анализу значения ленинского плана монументальной пропаганды посвящено исследование Е.Н.Короткой «Проблема героя в советской монументальной пластике 1918-1941 гг.»[309]. В нем анализируется социальный состав героев, которым посвящались памятники, а также тематика и художественная значимость монументов, уничтоженных во исполнение декрета «О памятниках республики».

Целый ряд исследований посвящен определению специфики жанра мемориального ансамбля в советском искусстве, наиболее ярко демонстрирующего синтез различных видов искусств. В работе Т.Г.Малининой [316] на материалах конкурсов и выставок 1942-1945гг. представлена история и анализ художественного решения мемориалов. Выявлению закономерностей взаимосвязи мемориального ансамбля и ландшафта в различных природных условиях и разработке на этой основе методики формирования мемориального ансамбля в природной среде посвящено исследование С.М.Круповского [312]. Типология мемориальных ансамблей, а также их формообразование на основе принципов синтеза искусств представлены в работах О.А.Швидковского [419]. Наиболее исчерпывающий анализ мемориального ансамбля содержится в монографии И.А.Азизян и И.В.Ивановой «Памятники вечной славы. Концепции и композиция» [238], где выявлены этапы становления и развития мемориального ансамбля в советском искусстве 1940-1970-х гг., определена специфика жанра, подробно рассмотрены пространственные взаимосвязи мемориала в городской и природной среде, представлена типология

7 мемориалов, исходя из анализа их образно-пластического решения, проанализированы наиболее яркие примеры мемориалов советского периода, а также намечены перспективы развития жанра мемориального ансамбля.

Основные тенденции монументальной скульптуры 1960-1980-х гг. представлены в монографии Н.В.Воронова [270]. В ней исследован процесс реализации плана монументальной пропаганды, приведен анализ правительственных документов, оказавших решающее значение для развития монументальной скульптуры указанного периода, а также рассмотрена реальная практика установки монументов: социальный состав героев монументальной скульптуры, типология памятников и монументов, композиционные принципы организации монументальных форм. Н.В.Воронов приходит к выводу, что в 1960-1970-х годах произошли значительные изменения в монументальном искусстве, которые можно рассматривать как сложение новой концепции монументальной пластики. Возникновение ее было обусловлено идейно-нравственными, социальными, мироощущенческими и социально-психологическими изменениями, произошедшими в советском обществе в послевоенные годы [270, С.64].

Тема монументальной пластики Барнаула не является абсолютно невостребованной исследователями. Накопление фактологического материала о монументах и памятниках Барнаула начинается с подготовки к изданию в 1929 г. «Сибирской энциклопедии» [376]. Включение в это издание Барнаульского монумента является фактом признания его исторической и художественной ценности. Одним из первых обратил внимание на произведения архитектуры и монументального искусства А.П.Уманский в монографии «Памятники культуры Алтая» [411], в которой предметом внимания стали памятники на братских и одиночных могилах борцам за установление советской власти.

В монографии С.Н.Баландина «Архитектура Барнаула» [249] рассмотрены наиболее ценные памятники Х1Х-середины XX вв., уделено внимание первому монументу Алтая — Демидовскому столпу, и его

8 расположению на одноименной площади. Советский период автора привлекает с точки зрения анализа динамики градостроительной ситуации, поэтому монументальные памятники XX века рассматриваются как часть общей градостроительной системы. А.Д.Сергеев в альбоме «Барнаул» [250] и книге популярного характера «Память эпохи» [375] рассматривает памятники борцам революции, В.И.Ленину, героям Великой Отечественной войны; в центре внимания - исторические события, в связи с которыми установлены памятники. Градостроительные, образно-стилистические, художественные особенности ряда монументов рассмотрены в монографии А.П.Долнакова, Т.М.Степанской, Л.А.Зотеевой «Памятники архитектуры Барнаула» [349], в которой прослежена эволюция градостроительства Барнаула; в книге опубликованы планы площадей, города в целом, панорамы, а также виды Барнаула начала и середины XX века. Изучению исторических некрополей Барнаула посвящены труды Г.А.Кубриной [313].

Основные тенденции развития монументального искусства 1950-1980-х гг., а также анализ наиболее значимых памятников представлен Т.М.Степанской в учебном пособии «Очерки истории Алтайского края» [398]. В контексте развития искусства XIX-нач.ХХ столетий монументальные памятники рассмотрены Т.М.Степанской в монографии «Архитектура Алтая XVIII-нач.ХХ вв.» [399], которая является первым комплексным исследованием по истории архитектуры городов Алтая. Важное значение имеет анализ Демидовской площади Барнаула, в ходе которого выявлена планировочная структура архитектурного ансамбля, пластические и художественные качества памятников архитектуры, и определена роль Демидовского столпа в формировании городского пространства Барнаула. История создания первого монумента в Барнауле подробно изложена Т.М.Степанской в очерках «Служили Отечеству на Алтае» [397], введены в научный оборот интересные данные об архитекторах, создавших ансамбль исторической части города. Первому монументу Барнаула посвящены также публикации А.П.Уманского [409-

9 410], Гришаева В.Ф. [282], М.О.Юдалевича [428], а также публикации Т.М.Степанской [395, 400], в статье «Площадь, предназначенная для обелиска» [396], уточнены тексты первоначальных памятных досок и установлена дата основания обелиска.

Важное научное значение имеют первые аннотированные каталоги, составленные Т.М.Степанской «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края» [159] и «Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула» [160], в которых зафиксированы памятники архитектуры и монументального искусства XVIII-XX вв., представлен их анализ, освещена история их сооружения. Историко-революционным памятникам посвящен каталог А.П.Уманского, С.П.Мальцева, С.Д.Дрыгина [161], в котором содержится краткое описание памятников Октябрьской революции и гражданской войны: мемориальные ансамбли, отдельные обелиски, памятные знаки, памятные доски на зданиях, приводятся их фотографии.

Сведения о Барнауле и его историко-архитектурных достопримечательностях содержатся в справочных изданиях. В первом томе энциклопедии Алтайского края помещены обзорные статьи, освещающие эволюцию градостроительства Барнаула и Алтайского края (А.П.Долнаков) и особенности культуры, искусства и архитектуры Алтая (Т.М.Степанская); во втором томе представлены персоналии скульпторов и их основные работы [427]. В энциклопедии «Барнаул» [251] содержится информация об авторах, истории создания и художественных особенностях десяти наиболее значимых монументов Барнаула.

Особую группу составляют публикации в местной периодической печати, представляющие хронику художественной жизни Алтая. Большая часть публикаций носит информативный характер, однако, существуют и проблемные, посвященные обсуждению выразительности современного монументального искусства (В.Ф.Добровольский [283], П.Л.Миронов [326;]), рассмотрению архитектурно-художественного облика Барнаула

10 (С.А.Боженко [257]), степени художественности барнаульских памятников (Н.Саблин [368]). Среди публикаций выделяются статьи Ю.Н.Сорокина [384-390], в которых дается оценка монументального искусства : «То, что мы имеем сегодня, создано на глазах одного поколения... Сделано немало, то, что рождено, объективно отражает время, в которое мы жили, и вкусы, и уровень нашей культуры. В общем, хроника времени» [389, С.6].

Таким образом, отдельные аспекты темы с разной степенью глубины освещены в специальной научной литературе и краеведческих публикациях. Исследования обобщающего характера, посвященные рассмотрению монументальной пластики в архитектурно-художественной среде Барнаула, отсутствуют.

Цель исследования: выявить динамику формирования архитектурно-художественного облика города Барнаула.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятия «монументальная пластика», «городская скульптура», «городская среда».

  2. Представить типологию городской скульптуры, проанализировать эволюцию ее видов и жанров в историческом контексте.

  3. Рассмотреть влияние Ленинского плана монументальной пропаганды на развитие монументальной пластики, выявить этапы реализации плана в городе Барнауле.

  4. Проанализировать архитектурно-художественное решение памятников Барнаула.

  5. Выявить эстетические проблемы городской среды Барнаула в конце XX в., определить современные тенденции и перспективы развития архитектурно-пластической культуры Барнаула.

Объект исследования: монументальное искусство России. Предмет исследования: монументальная пластика как средство формирования городской среды Барнаула.

Территориальные границы исследования: город Барнаул.

Хронологические границы исследования: XIX — XX вв. Границы определены установкой первого монумента Барнаула в первой четверти XIX в. и новыми тенденциями развития архитектурно-пластической культуры Барнаула в конце XX в.

Методология и методика. Использовался системный подход при анализе взаимодействия архитектуры и скульптуры, а также эволюции и динамики развития видов и жанров монументальной пластики и их адаптации к конкретным историческим ситуациям. Произведения монументальной пластики Барнаула были изучены в контексте исторических и социокультурных процессов, то есть на основе принципа междисциплинарности. Целостный подход к формированию города обусловил обращение к понятию городской среды на базе концепций и теоретических взглядов ученых В. Л. Глазычева, А.В. Иконникова, З.Н.Яргиной и др.

Использовалась комплексная методика: исторический метод позволил рассмотреть монументальную пластику Барнаула как динамичное и развивающееся явление, он применен для характеристики общероссийской культурной ситуации, влияющей на развитие монументальной пластики; были использованы также типологический метод, методы сравнения, аналогии, метод стилистического анализа монументов и памятников. Основу комплексной методики составили рекомендации и обобщение опыта выявления, изучения и описания памятников архитектуры и искусства Алтая, представленные в трудах Т.М.Степанской [338].

Источники. В основу исследования легли разнообразные источники: натурные - монументы и памятники г.Барнаула ХІХ-нач.ХХІ вв. [1-63]; правительственные документы, принятые в рамках плана монументальной пропаганды, а также отражающие специфику современной культурной политики: Документы РФ и СССР: Декрет СНК «О памятниках республики»

(1918г.), Постановление II съезда Советов СССР о сооружении

12
памятников В.И.Ленину (1924 г.), Постановление Центрального Комитета
* КПСС и Совета Министров СССР о порядке проектирования и

сооружения памятников и монументов (1966г.), приказ Министерства культуры РСФСР об образовании общественных фондов для проектирования и содержания памятников (1988г.), Федеральный закон об объектах культурного наследия (2002г.) и т.п. [171-224].

Документы по Алтайскому краю и Барнаулу, регламентирующие
деятельность в области монументального искусства, а также посвященные
сооружению отдельных памятников: Решение крайисполкома о
восстановлении и сохранении в крае памятников, связанных с историей
русского народа, его революционной борьбой, могил и памятников
погибшим революционерам и партизанам гражданской войны (1946г.),
решение крайисполкома об увековечении памяти знаменитого русского
изобретателя И.И.Ползунова в связи со 180-летием со дня смерти (1946г.),
постановление Барнаульского горкома КПСС и горисполкома о

завершении строительства мемориального комплекса в честь победы
советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1974г.)
и т.п. [225-236].

Неопубликованные источники:

фонды Центра хранения архивного фонда Алтайского края (фонды
Алтайского краевого отдела по делам искусств, Алтайского краевого
управления культуры, Барнаульского городского отдела культуры,

коллекции документов по празднованию 250-летия г.Барнаула и 50-летия
Алтайского края, личные фонды членов Союза художников РФ
скульптора П.Л.Миронова и художника-монументалиста
В.Ф.Добровольского) , представляющие документы, связанные с
сооружением памятников, каталоги, а также изобразительные материалы -
проекты и эскизы реализованных и нереализованных памятников [64-95];

текущий архив НПЦ «Наследие», в котором содержится информация об

объектах культурного наследия [111];

архив Алтайского отделения Союза художников России — личные дела скульпторов [112-120];

фонды Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая - фотографии утраченных памятников Барнаула 1930-1950-х гг. [96-99];

фонды Алтайского краевого краеведческого музея - фотографии, альбомы и открытки утраченных и сохранившихся памятников Барнаула [100-110];

архив архитектурно-планировочных заданий управления главного архитектора города - планы и схемы расположения монументальных объектов Барнаула [121-139].

Опубликованные источники:

планы Барнаула, опубликованные в трудах историков и краеведов: план 1826 г., 1912 г., план Демидовской площади в Барнауле 20-х гг. ХІХв., план Барнаула 1907 года и др. [140-147];

изобразительные материалы: фотоальбомы «Памятники Сибири. Западная Сибирь и Красноярский край», фотоальбомы «Барнаул» и «Алтайский край» различных лет издания; открытки (1994г., 2000г., 2004г. и др.), демонстрирующие виды памятников Барнаула [148-158];

каталоги монументальных памятников, предоставляющие информацию об авторах, размерах, материале памятника, а также их краткое описание: К.Г.Сокол «Монументы Империи» (1999г.); Т.М.Степанская «Памятники градостроительства и архитектуры Алтайского края» (1990г.), «Обелиски, монументы, скульптура и мемориальные доски Барнаула» (1994г.) [159-162];

каталоги творчества скульпторов и художников-монументалистов: В.Ф.Добровольского, П.Л.Миронова, Л.В.Рублевой, И.Ц.Зоммера, К.Г.Чумичева, П.А.Щетинина и др. [163-170].

Были изучены фонды научных библиотек: Государственной публичной научно-технической библиотеки г.Новосибирска, Алтайской краевой

14 универсальной научной библиотеки им.В.Я.Шишкова, библиотеки Алтайского государственного университета, библиотеки Алтайского государственного института искусств и культуры. Научная новизна:

Проанализирована роль монументальной пластики в - формировании городской среды.

Рассмотрено влияние Ленинского плана монументальной пропаганды на развитие монументального искусства в городе Барнауле.

Выявлены этапы развития монументальной пластики в Барнауле, осуществлена систематизация памятников и проведен анализ их архитектурно-художественного решения.

Определены современные тенденции развития монументальной пластики в контексте городской среды Барнаула.

Составлены типологические таблицы памятников Барнаула, введены в научный оборот неопубликованные материалы о существующих и утраченных памятниках.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут служить основанием для разработки практических рекомендаций по эстетизации городской среды, могут быть полезны в реставрационной деятельности органов охраны культурного наследия, в учебных курсах гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также могут быть использованы в сфере культурного туризма Алтайского края.

Положения, выносимые на защиту:

Взаимосвязь монументальной пластики и городской среды динамична, она определяется объективными историческими и социокультурными процессами, стилевой эволюцией, а также многослойностью самой среды и разнообразием жанров скульптуры.

История монументальной пластики Барнаула отражает эволюцию идеалов, духовных ценностей и эстетических предпочтений, она связана

15 со стилевыми особенностями, определяющими принципы синтеза искусств, а также градостроительными задачами эпохи.

Развитие монументальной пластики Барнаула в советский период осуществлялось в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды, что определило типологию персоналий, а также особенности образно-пластического решения памятников.

Современные тенденции развития скульптуры Барнаула определяются ослаблением идеологической и усилением эстетической функции, что приводит к доминированию декоративной пластики, которая активно вводится в городскую среду исторического центра и районов массовой жилой застройки Барнаула.

Перспективным направлением в организации городской среды Барнаула является городской дизайн, отличающийся мобильностью, высокой технологичностью и направленный на поиск возможных путей включения исторически сложившегося центра в функциональные процессы современности.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на методологическом семинаре и заседаниях кафедры истории отечественного и зарубежного искусства Алтайского государственного университета, а также были представлены в докладах и сообщениях на конференциях различного уровня: «Наука -городу Барнаулу» (городская, Барнаул, 1999 г.); «60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России. Первые искусствоведческие чтения» (краевая, Барнаул, 2000 г.); «Актуальные вопросы истории Сибири. Третьи научные чтения памяти профессора А.П. Бородавкина» (Всероссийская, Барнаул, 2001 г.); «Камнерезное искусство России. Горная Колывань» (Всероссийская, Барнаул, р.п. Колывань, 2002 г.); «Проблемы освоения историко-культурного наследия Сибири» (Всероссийская, Барнаул, 2002 г.); «Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Четвертые научные чтения памяти профессора А.П.Бородавкина»

(Всероссийская, Барнаул, 2003 г.); «Охрана и использование памятников индустриального наследия России. Десятые Ползуновские чтения» (всероссийская, Барнаул, 2004 г.); «Интеллектуальный потенциал ученых России» (всероссийская, Барнаул, 2004 г.); «XXXI научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов» (региональная, Барнаул, 2004г.); «IX всероссийская научно-практическая конференция, посвященная памяти Л.И.Снитко (1928-1982), основоположника искусствоведения на Алтае», приуроченная к 45-летию Государственного художественного музея Алтайского края (Всероссийская, Барнаул, 2004г.); «Проблемы искусствоведения на рубеже XX-XXI вв.» (региональная, Барнаул, 2004г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, иллюстраций и приложений. Общий объем диссертации 284 с.

Содержание понятий «монументальная пластика», «городская скульптура», «городская среда». Типология городской скульптуры

Понятие «городская среда» возникло в связи с рассмотрением города с естественнонаучных позиций, переносом на него представлений об объекте, оправдывающих себя в природоведении [276]. Со второй половины XX века понятие «городская среда» используется не только в исследованиях климатологов, ботаников, экологов, но и трудах социологов, градостроителей, искусствоведов и других исследователей.

Тема среды или «средового сознания», зародилась в период массового индустриального строительства. Особенно активно термин «среда» вошел в научную литературу с начала 1970-х годов. Причиной этому стал «удивительный парадокс, затронувший взаимоотношения человека с городом, - «главный фактор города, то ради чего существует архитектура -человек, был отодвинут на второй план и, естественно, оказался этим весьма недоволен» [247, С. 18]. В 1970-е годы стало очевидно, что «жилищная проблема не решает всех проблем жизни в городе, она является лишь ее частью, пусть и весьма важной», и в результате, под натиском техницизма родилась «идея среды». Понятие «среды» с 1970-х годов вошло в число таких же ключевых как «фасад», «магистраль» в 50-е, как «пространство» - в 60-е годы. Определяя «феномен среды», исследователь С.Базазьянц считает, что «если город в своем целом относится ко «второй природе», то среду можно представить как своего рода «третью природу», сращенную с обитателями города. Эстетическое начало выходит в этом случае далеко за пределы отдельных художественных произведений, действует как формирующая основа среды, как катализатор процессов, соединяющих жизнь, искусство и человека» [247, С.20]. В связи с этим, среда способна интегрировать не только виды искусства - архитектуру, скульптуру, монументальную живопись (что является прерогативой синтеза искусств), но и «... интегрировать искусство и жизнь». Поэтому «отдельные произведения искусства в рамках среды становятся важными не сами по себе, а как части многосоставной целостности» [247].

В 1970-1980-е гг. «городская среда» не имела еще статуса научного понятия, и «была скорее метафорой, словесной оболочкой, содержание которой зависело от индивидуальных склонностей как проектировщика, так и исследователя. Но даже в таком качестве словосочетание «городская среда» оказало существенное воздействие на сознание специалистов, традиционно занятых городом как объектом постановки и решения профессиональных задач» [276]. На рубеже ХХ-ХХІвв. «городская среда» стала одним из основных понятий междисциплинарного научного аппарата. Термин «городская среда», используясь в контексте различных наук, наполняется тем или иным смыслом, соответствующим характеру исследований. Однако, различные определения понятия «городской среды» не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Приведем примеры различного понимания этого термина: «неоприрода, обретающая признаки .местности за счет соединения природного и человеческого начал» [232, СП]; «многослойные системы знаков, воспринимаемые в обыденном сознании во всем диапазоне эмоциональных и рациональных значений — от непосредственно чувственного восприятия (например, затесненности пространства) до чисто рационального понимания значений (светофоров, дорожных знаков, рекламы) [431, С.215]; «кумулятор и интегратор технико-производственного потенциала, социальных функций, различного рода информации, всех связей, ценностных значений и субъективных смыслов культуры соответствующих обществ» [371, С. 144]; «особый вид текста, критериями которого предлагаются простота и связность» [299]; «исторически сложившаяся иерархия структур (или текстов), где под наглядно выраженной современной социально-экономической структурой находятся пласты, впитавшие в себя культурно-исторические смыслы, иногда восходящие ко временам глубокой древности» [407, С. 10]; «предметно-пространственное окружение в его чувственно данных компонентах, окружение человека в сугубо социальном плане, проявленном в наблюдаемых признаках распределения ролей и позиций; ... городской среде присущи такие органические качества, как амбивалентность, неуловимость, текучесть» [275, С. 130]; «самоорганизующаяся система, формирующая самостоятельный содержательный пласт, выражающий фундаментальные представления и базовые ценности культуры» [430, С.24]; «упорядоченность, которая определяется взаимодействием и пространственным наложением ряда структур: архитектурно пространственной, коммуникативной, инженерного обеспечения, социально-функциональной» [244, С.559]. На наш взгляд, последнее определение является более универсальным. По мнению авторов данной концепции, посредством среды осуществляется преемственность культуры: «Совмещая в единстве своих систем разновременно сложившиеся слои, предметы, принадлежащие различным временным периодам, среда связывает человека с временной глубинностью бытия, его «четвертым измерением» и служит одной из форм осуществления

социальной памяти» [244, С.560]. В этой целостности, которую образует среда, соединяющая материальное окружение, поведение людей, культуру различных эпох существует и искусство. Его произведения — монументальные, связанные с определенным местом и его характером, или станковые, образующие как бы самодостаточный мир в собственных пределах, — воспринимаются соотнесенными с формами окружения и смысловым контекстом, в который это окружение складывается. Однако, искусство присутствует в среде не только своими произведениями. Его роль нельзя свести к повышению «информативности» окружения или внедрению в него художественных ценностей. Несводима эта роль и к" удовлетворению эстетической потребности человека. Все это входит в задачу художника, но высшая цель искусства — интеграция среды и связанных с ней видов деятельности, приведение среды к «очеловеченному» единству. Воспитывая чувствующий красоту формы глаз, искусство создает необходимое условие для того, чтобы красота вошла во «вторую природу», в среду, которую создает вокруг себя человек. Художественный идеал, предлагаемый искусством, образует ориентир для ее интеграции, приведения к осмысленному «очеловеченному» единству [292].

Истоки формирование архитектурно-художественного облика Барнаула средствами монументальной пластики в XVIII — начале XX веков. Первый монумент Барнаула

В первой половине XIX в. памятники типа обелиск-луч были воздвигнуты в ряде городов России, например, в Херсоне в честь англичанина Джона Говарда, в Нижнем Новгороде в память о Минине и Пожарском. Прообразом этих обелисков стал монумент в честь Румянцевских побед, установленный в 1799 г. в Петербурге (архитектор В.Ф.Бренна) (Рис.4).

Авторство первых проектов обелиска принадлежало инициатору его сооружения начальнику Колывано-Воскресенских заводов П.К.Фролову. Один из его проектов описан К.Ф.Ледебуром: «На свободной, площади северо-западнее заводского двора вскоре будет воздвигнут вытесанный из гранита обелиск, вышиной в 70 футов в ознаменование Колывано-Воскресенских Горных заводов» [410; С.52]. В Центральном государственном архиве Петербурга сохранился другой проект памятника высотой 16,4 м., подписанный П.К.Фроловым, высота которого составляет 16,4 м. Две трети высоты составляет стержень, завершающийся пирамидкой, нижняя треть памятника - основание вместе с пьедесталом; пьедестал состоит из уступчивого цоколя и прямого стула с нишами для мемориалов; стержень опирается на четыре чугунных опоры, лежащие на пьедестале [410, С.53].

Проект Фролова был переработан архитектором Я.Н. Поповым. (1802-после 1852), учеником К.И.Росси, творчество которого отличало решение крупных градостроительных задач, формирование системы городских ансамблей. В целях сохранения всей композиции ансамбля, Я.Н.Попов на три метра уменьшил высоту обелиска, изменил соотношение его основных компонентов, увеличив пьедестал и уменьшив стержень; также уменьшил зеркала ниш, где предлагалось укрепить мемориальные доски, подвел более прочную опору под стержень обелиска. В таком виде памятник и был построен (Рис.43.).

Обелиск был заложен в центре площади 18 июня 1825 г., окончательно возведен в 1839 г.[396] Памятник сложен из двенадцати блоков серого гранита разного размера. Блоки высекали и обрабатывали в деревне Беловской Колыванской волости и на плотах сплавляли вниз по Чарышу и Оби до Барнаула. Для прочности сооружений при строительстве обелиска были применены свинцовые спайки камней. Основание стержня опирается на четыре чугунные угловые опоры, лежащие на высоком гранитном постаменте. Высота обелиска 14 м. [71; 160, С.82].

Первоначально на гранях постамента были установлены отлитые на Сузу иском заводе бронзовые доски с посвятительными надписями: «Столетию Колывановоскресенских заводов, совершившемуся в 1825 году», «Основаны в 1725 году Демидовым вступили в собственность императрицы Елизаветы в 1745 году» [396, С. 193]. На постаменте был укреплен чугунный овальный барельеф с портретным изображением Демидова (ныне хранится в Алтайском краевом краеведческом музее) [346], по овалу вокруг портрета шла надпись: «Действительный статский советник Акинфий Никитович Демидов». Барельеф был отлит на Гурьевском заводе в 40-х годах XIX столетия. После установления обелиска за площадью прочно закрепилось название Демидовской.

Барнаульский обелиск вошел в книгу АЛ.Долгова «Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнеиших русских событий и в честь замечательных лиц», изданную в Петербурге в 1860 г.

На обелиске заметны следы пуль, он пострадал в 1918 году во время июньских боев на площади. Не обошло стороной обелиск и действие декрета «О памятниках республики», призывающего к «снятию памятников в честь царей и их слуг». Хотя сам обелиск не был уничтожен, была сделана попытка изменить содержание его посвящения. В августе 1924 г. с обелиска были сняты доски и отравлены в Новосибирск на переплавку, ходатайство о передаче их в музей было проигнорировано. Сам обелиск было решено приспособить для увековечения памяти борцов за власть Советов, о чем свидетельствовала надпись черной краской; позже имена революционеров были высечена на гранитных блоках обелиска [282].

В 1949 г. по решению крайисполкома памятник был отремонтирован, частично реставрирован, было возвращено значение, как памятника горной промышленности, положившей начало городу - на гранях постамента были установлены новые памятные доски: «Памятник столетию горного производства на Алтае (1725—1825). Воздвигнут по предложению П.К. Фролова в 1831—1839 гг. Архитектор ЯМ. Попов. Охраняется государством». Другая доска с надписью: «Памятник архитектуры XIX в. Ансамбль площади создан в 1821-1861гг. по предложению П.К.Фролова. Архитектор Я.Н. Попов. Охраняется государством».

Уже с середины XX в. изменилась градостроительная роль монумента. Отчасти это связано с изменением функционального значения площади, которая перестала исполнять роль центральной административной (эта функцию в настоящее время выполняет площадь Советов). Процесс этот закономерен, учитывая разрастание города и формирование новых районов. С утратой административной функции усилилось значение Демидовской площади как памятника градостроительства, архитектуры и истории, который необходимо беречь от разрушений и максимально сохранять в первозданном виде. Однако, вместо этого, площадь превратилась в транспортную (Рис.43), через нее проложены трамвайные пути и крупная магистраль с выходом на Змеиногорский тракт, что является губительным как для площади, так и для монумента. Во-первых, это создает дополнительные условия, способствующие физическому разрушению памятников, во-вторых, кардинально нарушает атмосферу непредназначенной для суеты классицистической площади. Мощные транспортные потоки нарушают и целостность восприятия площади, некогда единое пространство которой теперь разбивается на два - по разные стороны от проезжей части. Адекватное восприятие площади с движущегося транспорта практически невозможно. Гармонию ансамбля нарушают различные постройки (киоски, гаражи и т.п.), зрительно изменившие конфигурацию площади. Разрушительное воздействие оказывает характерное для рубежа XX-XXI вв. обилие наружной рекламы (особенно это касается реконструированного здания богадельни, в которой ныне находится магазин) — на глади стен появляются рекламные щиты, электронные табло и т.п. Таким образом, в настоящее время актуальна не только проблема охраны памятников, но и их восстановления, возвращения им первоначального облика.

Памятники деятелям науки, культуры и искусства в Барнауле (последняя четверть XX века)

К началу 1980-х годов формируются новые тенденции в монументальной скульптуре Барнаула. Большое значение уделяется индивидуальному характеру проектов памятников, степени их художественности, а также воплощению проектов на высоком профессиональном уровне. Круг лиц, увековеченных в произведениях монументальной пластики, значительно расширяется, и, прежде всего, за счет деятелей науки, культуры и искусства. При выборе героев монументального искусства все большее значение приобретает мнение общественности; процесс сооружения памятников, выбор места для их установки, а также и сам художественный замысел становятся объектом противоречивых дискуссий. Памятники деятелям культуры и искусства устанавливаются, как на местах, связанных с их жизнью и деятельностью, так и без привязки к фактам их биографии, что имело общее культурно-историческое значение. Характерно, что в европейской части России, а также ряде городов Сибири памятники культурным лидерам широко устанавливаются уже с 1960-х гг., в то время как в Барнауле - только с 1980 г. (исключение составляет утраченный ныне бюст академика И.П. Павлова). Индивидуальностью замысла и художественной выразительностью образного решения отличаются созданные в 1980-х годах памятники писателю П.П. Ершову (Тобольск, 1972г.), писателю А.П.Щупову (Иркутск, 1986) и др. [158]. Памятники деятелям науки, культуры и искусства имеют важное значение в формирование культурного пространства сибирских городов. Облик Барнаула немыслим современниками без памятника Ивану Ивановичу Ползунову, выдающемуся изобретателю, создателю первого в мире пароатмосферного двигателя (1729-1766) [251, С.227-228]. С 1747 года его деятельность была связана с Алтаем, где он «...не имея специальных инструментов, решая по ходу дела сложные технические задачи ... создал свою знаменитую машину... В октябре 1765 г. паровая машина была готова. Официальные испытания ее начались 23 мая 1766 г. Ползунов не дожил до этого момента всего неделю... После смерти изобретателя не нашлось специалиста, способного устранить неизбежные для нового механизма конструктивные дефекты. Машина была предана забвению и в 1780 г. разобрана на части» [427, ТІ, С.219-223]. К 180-летию со смерти изобретателя решением крайисполкома улица Набережная, где он проживал с 1748 по 1752 г., переименована в улицу имени Ползунова; на фасадах зданий, где жил и работал изобретатель, установлены мемориальные доски (Ползунова, 41, Пушкина, 78); место захоронения И.И.Ползунова отмечено памятным знаком (1987г.) [38]; его имя носит Алтайский государственный технический университет. Таким образом, имя И.И.Ползунова прочно вошло в культурную память Барнаула. Появление памятника изобретателю было не случайным [23].

Идея возведения памятника изобретателю в Барнауле родилась задолго до ее осуществления. Решением крайисполкома №102 от 15 мая 1946 года было определено: «Просить Совет Министров РСФСР разрешить установить в г. Барнауле памятник Ползунову» [228]. В ответ на запрос крайисполкома вышло постановление Совета Министров РСФСР о сооружении в Барнауле памятника-бюста Ползунову [70]. Управление главного архитектора определило место установки бюста - привокзальную площадь. Управление культуры крайисполкома поручило проектирование памятника барнаульскому скульптору П.Щетинину [120]. Созданный П.Щетининым проект был рассмотрен на экспертном совете по скульптуре Министерства культуры РСФСР. Совет эскизное предложение отклонил и рекомендовал исполнение творческого заказа скульптору В.Федорову (Москва). В 1960-е гг. краевое управление культуры поручило проектирование памятника-бюста барнаульскому скульптору П.Л.Миронову. Экспертный Совет по скульптуре Министерства РСФСР рассмотрел эскизные предложения двух авторских групп и принял решение провести конкурс и продлить его на три месяца. Однако, в это время, в целях экономии средств на «химизацию всей страны», было принято правительственное решение о консервации сооружений памятников, в том числе и памятника Ползунову в Барнауле [368, С.133]. Это несколько задержало срок проведения конкурса, но он все же состоялся. Оба проекта, представленные на конкурс, были приняты: проект скульптора А.Федорова и архитектора Ю.Г.Кривущенко условно предполагался для сооружения на родине Ползунова на Урале, в Барнауле было решено установить памятник по проекту скульптора П.Л.Миронова и архитектора Н.А.Миловидова [76]. «Привязка» памятника на этом этапе была перенесена к зданию технического университета, носящего имя великого изобретателя. В настоящее время в главном корпусе университета установлена рабочая модель памятника, выполненная П.Л.Мироновым (Рис.73), сохранились фотографии его эскизов [78]: Ползунов изображен сидящим, облаченным в рабочую одежду, в его облики отсутствуют какие-либо аксессуары, напоминающие о XVIII веке; памятник решен камерно.

Спустя почти двадцать лет, в ходе подготовки с 250-летию Барнаула, городские власти обратились в Совет Министров РСФСР с просьбой реконсервировать ранее принятое решение о сооружении памятника И.И.Ползунову и рекомендовать в состав авторской группы московского скульптора И.Д.Бродского, автора памятника Лермонтову, установленного в Москве у Красных ворот (1965г.), монументов Ленину в Барнауле (1967г.) и Новосибирске (1970г.) и барнаульского архитектора А.А.Шимина [368, С. 133]. Просьба была удовлетворена, к юбилею города в 1980 г. у здания технического университета был открыт памятник изобретателю [95; 385]. Памятник И.И.Ползунову отлит в бронзе на Мытищенском заводе художественного литья им. скульптора Е.Ф.Белашовой. Высота сооружения около семи метров [160, С.89].

Современные тенденции развития архитектурно-пластической культуры Барнаула

С 1980-х гг. начинают формироваться новые тенденции в развитии монументальной пластики Барнаула, что проявилось в выборе героев монументального искусства, изменении градостроительного значения памятников, а также в расширении видов и форм городской скульптуры, типология которой расширяется за счет декоративной и функциональной скульптуры. Памятники, созданные в период 1980-2000-х гг. устанавливаются преимущественно не на открытых пространствах города (площадях и проспектах), а в скверах и парках; функция эстетизации городской среды значительно усиливается и становится ведущей среди целого комплекса других функций. Помимо памятников, посвященных деятелям науки, культуры и искусства, появление которых уже стало новой для Барнаула тенденцией, в городской среде развиваются и другие традиционные формы монументального искусства.

В 1990-2000-е гг. появляются мемориалы, в морфологии которых прослеживаются значительные изменения. Самым масштабным по замыслу и актуальным по содержанию сооружением 1990-х годов стал мемориал памяти воинов-интернационалистов [44]. С его открытием в 1991 г. в Барнауле официально появилась площадь Ветеранов, что сало частью акции по увековечению памяти 144 воинов, погибших в Афганистане. История мемориала началась еще в 1987 г. (за два года до вывода войск из Афганистана), когда был объявлен конкурс проектов памятника. Графические эскизы и макеты были представлены на выставке в Доме архитектора, в основе большинства проектов - использование символики, традиционной для военно-патриотической тематики: вечный огонь, пятиконечная звезда, голуби, как символ мира, архитектурные конструкции, символизирующие двери страны, человеческие ладони, как бы оберегающие мир, приспущенные в трауре знамена, изображение оружия, нераскрывшийся бутон, как символ непрожитой жизни, и т.п.; использовались продольные и центрические композиции, предлагались как архитектурно-скульптурные комплексы, так и памятники в виде одиночно стоящей статуи или архитектурного объема. По мнению организаторов, конкурс вызвал большой интерес у художников и архитекторов, и в отличие от подобных мероприятий привлек большое число участников (двенадцать авторских коллективов), продемонстрировавших и богатство образных и композиционных идей [350]. Мемориал был возведен по проекту художника-монументалиста В.Ф.Добровольского [165-167], архитекторов С.А.Боженко, В.В.Отришко. Авторской группой было найдено оригинальное решение мемориала (Рис.80). Тематически и композиционно мемориал связан с двухэтажным из красного кирпича зданием, в котором располагается Дом Интернационального движения имени Героя Советского Союза К. Павлюкоьсі, а также военно-исторический отдел Алтайского краевого краеведческого музея (с 1992 г.). Ядром мемориала стала представленная в интерьере музея экспозиция, посвященная памяти погибших в горячих точках. Композиция мемориала построена на использовании трех типов пространств — открытого пространства перед зданием музея, пространства интерьера, а также камерного полузамкнутого пространства, предусмотренного планировкой здания. В глубокой нише установлены памятные доски с именами погибших воинов: первоначально здесь была установлена одна монументальная плита, декорированная рельефным изображением лавровой и дубовой ветви, позже по сторонам от нее устанавливались другие памятные доски с именами воинов, погибших в Афганистане, Чечне и других горячих точках (Рис.82). Венчает композицию минипространства как бы нематериальный церковный купол, силуэт которого очерчен металлическим каркасом на фоне неба. В центре мемориала установлена чаша с вечным огнем, вокруг которой — стилизованные ветви роз с шипами и колючей проволокой (Рис,81). В целом, мемориал отличает оригинальное пространственное решение, использование традиционной символики, а также символики, не характерной для воинских мемориалов (силуэт церковного купола), гармоничное сочетание архитектурных и пластических элементов.

Мемориал имеет важное расположение на площади, он замыкает перспективу Обского бульвара (Рис.81), изолирован от транспортного движения, располагается на естественной возвышенности и потому доминирует в окружающем пространстве. Со стороны проспекта Комсомольского к мемориалу ведут парадные лестницы, со стороны площади Советов - выложенная плиткой аллея, декорированная по центральной оси цветниками, по сторонам, очерченная кустарниками и елями. Мемориал памяти воинов-интернационалистов имеет важное градостроительное значение, являясь гармоничным завершением ансамбля площадей — площади Советов и площади Ветеранов.

В Барнауле был установлен мемориал в память японским военнопленным, умершим в Барнауле в 1945-1947 гг. [45] Мемориал был возведен по инициативе и на средства Александра Кудашова, авторами проекта стали скульптор Н.Звонков и художник В.Полукаров. Мемориал представлял собой три перехваченные кольцом стелы, символизирующие рвущихся из неволи людей и восходящее солнце, в композиции мемориала использованы бронзовые колокола, у подножия мемориала была установлена статуя Будды, охраняющего покой умерших, рядом - чаша с поминальными свечами, особое значение в композиции имели журавли, к которым в Японии относятся с особым трепетом (Рис.86). Бронзовые фрагменты памятника отливали на заводе «Трансмаш». На торжественном открытии мемориала в 1993 г. присутствовала делегация из Японии, во главе с президентом всеяпонской организации бывших военнопленных Сайто Ракура [287]. Однако, уже через несколько лет мемориал был разграблен и пространство всего сквера пришло в запустение: судьба памятника оказалась трагичной [289; 329].

В последнюю четверть XX столетия в Барнауле получают распространение памятные знаки в виде установленных на постаментах танков и самолетов. В 1980 г. у здания бывшего летного училища был установлен памятник авиаторам, представляющий собой самолет ЯК-28, установленный на высоком диагональном постаменте [25; 160, С.89]. В середине 1990-х гг. устанавливались самолеты в районах массовой жилой застройки. К 50-летию победы в Великой Отечественной войне был заложен бульвар защитников Сталинграда, в его композицию включен памятный камень [48] и танк [47]. На постаменте, где он установлен, расположена памятная доска с текстом: «Танк Т-34 — лучший танк II мировой войны. Монумент как символ единства фронта и тыла. Сооружен в честь воинов-танкистов Алтая, участвовавших в обеспечении победы над фашизмом в Великой Отечественной войне и трудящихся завода Трансмаш, изготовивших 10000 двигателей для этих танков».

Похожие диссертации на Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий