Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Монументальная живопись Кипра храмы Троодоса XIV - XVI веков Коршунов, Иван Сергеевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коршунов, Иван Сергеевич. Монументальная живопись Кипра храмы Троодоса XIV - XVI веков : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Коршунов Иван Сергеевич; [Место защиты: Моск. гос. акад. Худож. ин-т им. В.И. Сурикова].- Москва, 2012.- 28 с.: ил. РГБ ОД, 9 12-1/2415

Введение к работе

Введение. .

Данная работа посвящена изучению монументальной живописи Кипра, а именно живописи храмов XIV - XVI веков, расположенных в горах Троодос. Эти небольшие, незаметные на первый взгляд постройки, поражают разнообразием и насыщенностью своих росписей. Многие из этих храмов еще до конца не изучены. Их камерные помещения, порой расписанные полностью от пола до потолка уникальными фресками, дошли до наших дней в отличном состоянии. Редчайшие настенные росписи кипрских церквей являются сокровищами мирового культурного наследия.

Благодаря своему выгодному географическому положению, Кипр, лежащий на пересечении торговых путей Востока и Запада, связывающих Европу, Азию и Африку, всегда был в сфере интересов ведущих держав региона.

Греки, одни из первых принесшие на остров цивилизацию, подвергались бесконечным нападениям. Римляне, крестоносцы-латиняне, венецианцы, турки, англичане и многие другие завоеватели сменяли друг друга на острове.

В культуре Кипра синтезируется множество черт, характерных для культур и завоевателей, и традиционных локальных Кипрских черт, имеющих греческие корни. Зачастую на стыке различных культур рождались выдающиеся памятники искусства, которые можно встретить только на Кипре. Без учета этих фактов невозможно понимание своеобразия кипрского искусства.

Все эти сложные геополитические изменения, повлиявшие на формирование разнообразного и по-своему уникального языка кипрской культуры, отражены в шедеврах монументальной живописи храмов Троодоса. Объект исследования

Объектом исследования выступает фресковая живопись храмов
Троодоса, относящихся к XIV - XVI столетиям, а также фресковая
живопись некоторых храмов XI-XIII вв., описанных в данной

работе для их сравнительного анализа. Монументальные памятники Кипра представляют собой интерес для исследования, так как они демонстрируют не только характерные черты местной традиции, но и отражают основные направления и влияния различных культур других

народов и одновременно являются образцами органичного синтеза разнородных, на первый взгляд несовместимых, культурных традиций. Они показывают степень воздействия различных политико-социальных изменений на интерпретацию тех или иных живописных традиций. Предмет исследования

Предметом исследования является анализ художественных образов, различных живописных традиций, художественных и технологических приемов росписей, структурного и композиционного построения живописного храмового пространства. Одной из ведущих является проблема преемственности византийской школы живописи в пост-византийский период и эволюция кипрской монументальной живописи под воздействием внешних политико-социальных условий.

Для комплексного исследования памятников необходимо рассмотреть стилистические особенности фресок, проанализировать различные художественные направления, повлиявшие на формирование уникального живописного языка кипрских храмовых росписей, а также выявить индивидуальные художественные приемы и уровень мастерства живописцев, принимавших участие в росписи храмов. В данной работе особое внимание уделено специфике колорита фресковой монументальной живописи Кипра.

Главной задачей в данном случае является анализ системы росписей храмов Троодоса XIV - XVI столетий, выявление центральных сцен и образов, являющихся основными структурирующими элементами всего живописного пространства храмов. Многие памятники, несмотря на их небольшие размеры, имеют довольно насыщенные программы росписей, включающие в себя как традиционные сюжеты религиозной живописи, так и редко встречающиеся сюжеты и образы.

Также одной из основных задач исследования была попытка выявить стержень в традициях современной кипрской монументальной живописи, сложившейся из двух основных традиций

византийской школы живописи и традиций монументальной живописи западноевропейского искусства. Наряду с традиционными местными особенностями, которые нашли свое проявление в колорите и цвете, в кипрской монументальной живописи XIV - XVI вв. существовала другая линия, которая тяготела к картинности,

развиваясь от знаковости к изобразительности, и представляла собой проявление различных черт традиций западного Ренессанса. Цели и задачи исследования

Целью данной работы является исследование развития монументальной живописи Кипра на протяжении различных исторических этапов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

определить влияние традиций византийской школы живописи на развитие монументальной живописи Кипра в пост-византийский период;

проследить, насколько геополитические и исторические процессы повлияли на формирование художественного языка монументальной живописи Кипра;

определить роль иконографических и стилистических заимствований и их художественно-образного претворения в монументальной живописи Кипра XIV-XVI вв.;

проанализировать особенности архитектурного построения интерьеров храмов, их размеры и пропорциональную соразмерность с масштабом человеческой фигуры;

- провести сравнительный анализ храмов XI - XIII вв. и храмов XIV -
XVI вв.

Актуальность темы

Актуальность темы диссертационного исследования
определяется, прежде всего, недостаточной изученностью самой
темы монументальной живописи Троодоса XIV-XVI вв. Фрески,

представленные в храмах Троодоса, для исследователей византийского и пост-византийского искусства, являются сокровищем не только кипрской монументальной живописи, но и всего мирового наследия. Неслучайно, многие из этих храмов были взяты под охрану ЮНЕСКО. Если архитектура подобных церквей уже вполне может считаться сложившейся местной традицией, то настенные росписи этих храмов придают каждому из храмов свой индивидуальный облик, в чем-то непохожий на другие. Объединяет церкви Троодоса XIV-XVI вв. именно богатство фресок, их хорошая сохранность, дающая прекрасное представление о местной школе храмовой живописи, сочетающей и органично синтезирующей византийское наследие с разнородными и разновременными влияниями.

Храмы Троодоса стали объектами внимательного изучения лишь в начале XX века. Конечно, исследовательское внимание, которое привлекают к себе храмы XIV-XVI вв., не соответствует значимости этих памятников в мировом искусстве, и храмы, и их росписи требуют, безусловно, более глубокого изучения. Методика исследования

Работа строится на комплексном исследовании тематического круга циклов фресковой росписи, на ее иконографии и стилистике, формирующих, в конечном итоге, художественный образ того или иного храма. В диссертации затронута проблема соотношения живописной композиции и структуры внутреннего убранства церквей с учетом архитектурного построения их интерьеров. Иконографический и стилистический анализ памятников определил структуру данной работы. При этом, изучение иконографии и стиля произведений монументальной живописи не ограничивается их символистическим содержанием, но предлагает исследование в широком историческом значении эпохи.

Немаловажную роль в исследовании играет также и исторический подход к анализу изучаемого материала, что помогает осмыслить значимость монументальной живописи Кипра XIV-XVI вв. в контексте истории и культуры острова, а также проследить этапы развития монументального искусства Кипра. Научная новизна исследования

В данной работе впервые была сделана попытка рассмотреть различные художественные, исторические и иконографические влияния, сформировавшие многообразное и сложное культурное наследие кипрской монументальной живописи XIV-XVI вв.

Также была проведена полная систематизация материала, определено своеобразие монументальной живописи храмов Троодоса, местные особенности художественного языка, что позволило обогатить представления о византийском и поствизантийском искусстве на Кипре. Апробация работы

Основные положения диссертации нашли отражение в четырех научных публикациях, и были представлены в докладах на научных конференциях: «Проблемы истории искусства и реставрации художественных ценностей глазами студентов и аспирантов» (Москва,

РГГУ, апрель 2009 года), научно-практическая конференция «Студенческая наука» (Москва, МГАХИ им.В.И.Сурикова,, ноябрь 2009 года). Структура работы

Похожие диссертации на Монументальная живопись Кипра храмы Троодоса XIV - XVI веков