Введение к работе
Актуальность темы и состояние ее изучения
Русский Север – хранитель памятников древней народной культуры, где они создавались на протяжении нескольких столетий в условиях стабильности, патриархального уклада жизни и непрерывности художественных традиций. Даже в наше время на Севере еще обнаруживаются многие неизвестные памятники прошлого. Диссертация посвящена православной культуре Русского Севера: иконописи, монументальной живописи; иконописцам и мастерам-создателям иконостасов, работавшим на обширных землях Архангельского края в конце ХVI -ХVIII вв. Сложение разных факторов обеспечило своеобразие культуры этого обширного региона. Следует учитывать особенности заселения территории, социальный состав жителей, формы землевладения, традиционные занятия населения и хозяйственные связи. На территории Архангельского края мы имеем живую модель художественных процессов, протекавших и в других районах Руси, завершившихся во второй половине ХVIII в. Широкий срез массового искусства с привлечением большого числа новых произведений имеет большое значение не только для познания культуры северной провинции, но и для характеристики общерусского художественного процесса.
Живопись этого региона в ХVI – ХVIII вв. относится к числу наименее изученных явлений отечественной культуры. В то же время коллекции «северных писем» в музеях страны довольно значительны, но часто обезличены из-за утраты сведений об источнике поступления. Открытие икон с четким происхождением дает возможность описать их и в дальнейшем использовать как базу образцовых произведений для сравнения и атрибуции. Иконное наследие северных городов и монастырей отличается большим стилистическим разнообразием. После открытия значительной части произведений назрела необходимость выявления и изучения искусства отдельных центров северной иконописи. Сегодня уже определена специфика искусства Обонежья и вологодских земель. Иконы, созданные на обширных северных территориях, принято объединять термином «северные письма». Одна из актуальных задач – соотнести этот устоявшийся термин с традициями и стилистическими особенностями искусства той или иной территории, с наследием ведущих школ (особенно Новгорода и Ростова); проследить хронологическую последовательность, а также степень влияния этих школ на местную культуру. Необычайно важным представляется выявление и определение роли артелей иконописцев, а иногда и отдельных мастеров в формировании стилистических особенностей искусства северных центров. Наряду с профессиональным творчеством, на Севере сформировалась уникальная среда крестьянской иконописи, где ремесло живописцев опиралось на устойчивые архаичные традиции.
Иконное наследие Русского Севера труднодоступно для изучения из-за разрозненности и разбросанности произведений по обширной территории. Значительные коллекции северной живописи рассредоточены сейчас по различным музеям, церквам и частным собраниям Архангельской и Мурманской областей, Карелии. Коллекции «северных писем» значительны и в центральных музеях страны. Многие иконы находятся под поздними записями или потемневшей олифой и, тем не менее, нуждаются хотя бы в предварительной атрибуции. Аварийное состояние живописи в некоторых северных церквах и даже гибель их значительной части в последние десятилетия делают выявление и исследование памятников особенно актуальным.
Искусство Русского Севера формировалось в особых исторических условиях. Северные земли осваивались выходцами из Новгорода и центральных районов Руси. Это определило ориентацию искусства Севера в XIII – XVI вв. на художественную культуру таких крупных средневековых центров, как Ростов, Новгород и Москва, о чем свидетельствует целый ряд произведений. В ХVI – ХVIII вв. на Севере работали местные иконописцы и даже целые артели мастеров. Необходимость уточнения и локализации северного наследия поднималась в трудах некоторых ученых (Г.И. Вздорнов, А.С. Косцова, М.А. Реформатская, Э.С. Смирнова). Осмысление региональных особенностей иконописи Обонежья впервые предложено Э.С. Смирновой (Л., 1967). Позже появились книги А.А. Рыбакова о вологодской иконе (М., 1995) и Т.М. Кольцовой – об иконах Северного Поонежья (М., 2005). Отсутствие обобщающих трудов, посвященных иконописи обширного Архангельского края, определило проблематику данной работы.
Диссертация является результатом многолетней экспедиционной собирательской работы по Северу России, выявления и научной фиксации сохранившихся произведений древней живописи и иконостасов. Обследованы классические архитектурные памятники бассейнов рек Северной Двины, Онеги, Пинеги, Мезени, Ваги, многие из которых ныне остались только в фотографиях.
Цель и задачи диссертации
Цель диссертации состоит в выявлении особенностей становления и развития, в определении региональной специфики художественных центров Архангельского края в конце ХVI – ХVIII вв.
В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
1. Определить истоки традиций северной иконописи;
2. Выделить специфические факторы политической, социальной и духовной жизни, оказывавшие влияние на формирование иконописи;
3. Выявить взаимосвязь северной иконописи с искусством других художественных центров; определить ее место в художественном наследии Руси;
4. Изучить особенности северной иконографии, в том числе рассмотреть процесс создания образов северных святых, а также роль паломнических икон;
5. Рассмотреть художественные особенности искусства северных городов (Холмогоры, Каргополь, Архангельск) и монастырей (Соловецкий, Антониево-Сийский, Кийский Крестный);
6. Выявить имена мастеров-иконописцев и резчиков по дереву, охарактеризовать их деятельность;
7. Определить создание резных иконостасов, как специфического вида искусства.
Методы исследования
В основу диссертации положен исторический подход к материалу. Иконопись Архангельского края рассматривается в тесной связи с историей этих земель, особенностями общественного уклада, художественных традиций, политических и культурных отношений с другими русскими землями. Главным источником и объектом изучения являются сами иконы. Однако для полноты исследования привлекаются также многообразные письменные источники: тексты житий северных святых, архивные документы, описи храмов и монастырей, заметки в Архангельских епархиальных ведомостях и т.п. Рассматриваются особенности северной иконописи: сюжеты икон и своеобразие их трактовки.
Метод художественного анализа используется в диссертации как один из важнейших, при помощи которого автор стремится выявить специфику образной системы северной иконописи.
Некоторые иконы рассматриваются как часть идейной и художественной системы интерьера северного храма. Такой подход соответствует ансамблевой природе древнерусского иконостаса. Многие комплексы северных иконостасов сохранились достаточно цельно, на оборотах икон встречается маркировка. Это обстоятельство помогает более точной атрибуции произведений и определению их местонахождения в храме. В диссертации поднимается проблема воссоздания убранства храмового интерьера, особенно его иконостаса. Это позволяет затронуть тему истолкования иконописного образа.
Рассматриваемый материал требует привлечения и других разнообразных способов исследования.
Большая часть икон находится под слоем поздних записей и потемневшей олифы, что значительно осложняет их атрибуцию. Отсюда – необходимость использования технико-технологической экспертизы икон, проводимой в процессе реставрационных работ. Консультации с реставраторами по составу грунтов, красящим веществам и другим материалам помогают уточнить атрибуцию произведения.
Географические границы и хронологические рамки диссертации
Под терминами «Архангельский край» или «Архангельский Север» подразумеваются территориальные границы Архангельской губернии в ХVIII – начале ХХ вв., куда входили исторически связанные между собой территории Поморья, части Каргополья, а также земли вдоль рек: Северной Двины, Онеги, Ваги, Пинеги, Мезени. Эти термины утвердились в исторической науке и краеведческих исследованиях.
Самые ранние иконы, найденные на Севере, относятся к ХIV – ХV вв. Это памятники, созданные под влиянием новгородской и ростовской школ. Оригинальные произведения собственно северных мастеров датируются временем не ранее ХV в. Факт появления своих живописцев подтверждают и письменные источники того периода, зафиксировавшие первые имена северных иконописцев, работавших в монастырях. Однако для нашей работы мы избрали более позднюю нижнюю границу, а именно конец ХVI в., то есть то время, когда культурная жизнь Севера стала развиваться с особой интенсивностью.
Рубеж ХVII и ХVIII в. является периодом наивысшего расцвета северной иконописи. Именно в это время активно строятся города и монастыри, возводятся многочисленные храмы, живописное убранство которых потребовало привлечения большого числа иконописцев, вышедших из местной среды.
Верхняя граница исследования обоснована историческими обстоятельствами, определившими спад иконописи в Архангельском крае к концу ХVIII в. С присоединением к России новых морей Архангельск теряет торговую привлекательность и былую мощь единственного порта России. К началу ХIХ в. здесь отмечено резкое сокращение строительства храмов и уменьшение числа иконописных заказов. В результате секуляризации монастырских земель большинство обителей Поморского Севера остались за штатом и были закрыты. Иконописцы продолжали постоянно работать только в Соловецком монастыре, где существовала иконописная школа.
Русский Север в XVIII – XIX вв. находился под сильным влиянием старообрядцев. Значительные иконописные заказы выполнялись для старообрядческих часовен и домашних молелен. Но делалось это, по-видимому, тайно. Ужесточился контроль и за качеством икон. Указы Синода и Архангельской духовной консистории предписывали священникам следить за тем, чтобы иконописцы имели специальные свидетельства.
В конце ХVIII – начале ХIХ в. архангельские живописцы, не имея постоянных и стабильных заказов, уступают свои позиции иконописцам Владимирской, Костромской и Вологодской губерний. Они со временем стали заниматься росписью предметов быта, домовой росписью. Таким образом, традиции иконописи Русского Севера стали базой для формирования профессиональной среды мастеров северной народной росписи по дереву XIX в.
Научная новизна
Впервые составлена периодизация, определены пути развития иконописи Архангельского края, охарактеризовано стилистическое и иконографическое своеобразие живописи; особое внимание обращено на сохранение историко-культурных традиций.
Выявлены и систематизированы новые группы памятников, характеризующих живопись крупнейших городов Архангельского Севера: Холмогор и Каргополя. Освящена история иконописных мастерских в поморских монастырях. В научный оборот введено свыше шестисот неизвестных ранее живописных произведений ХVI – ХIХ вв. В контексте изучения источников проводилось сопоставление иконных образцов и икон, найдены конкретные прототипы северной иконографии.
Не менее важной была документальная реконструкция убранства интерьеров северных храмов. На основе натурных обследований, а также письменных и изобразительных источников, составлены схемы-реконструкции иконостасов северных церквей и часовен. Это позволило проследить специфику и эволюцию состава иконостасов. Проанализировано искусство стенописи и малых архитектурных форм, отмечена их тесная связь с местной иконописью. Письменные источники, а также подписные произведения, позволили вести в научный оборот свыше двухсот новых имен иконописцев.
Апробация работы
Основные положения диссертации обсуждены на заседаниях Отдела древнерусского искусства Государственного института искусствознания. Материалы исследования введены в научный оборот в статьях, каталогах, монографиях, а также выступлениях на всероссийских, международных и региональных конференциях. Результаты исследования нашли отражение в серии выставок, подготовленных автором: «Северные подвижники благочестия» (Архангельск, 1994); «Иконы Северной России» (Норвегия, Исландия, 1995); «Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера» (Москва, 1996); «Северные письма» (Москва, 2001); «Окно в рай. Иконы из Архангельска (Финляндия, 2003), «Крестьянская живопись Поважья» (Архангельск, 2004), «Наследие Соловецкого монастыря» (Архангельск, 2006) и др. Основные материалы данной работы излагаются в курсе лекций «Христианская культура Русского Севера», который с 1995 г. читается автором студентам Поморского Государственного университета.
На защиту выносятся:
-
Выявление иконописных центров Архангельского края.
-
Характеристика самобытных черт северного иконописного наследия: стилистических, иконографических и технико-технологических.
-
Характеристика системы иконописного обучения на Севере; взаимосвязь понятий «артель – ученик – мастер».
-
Разработка и введение понятия «крестьянская иконопись», появившегося в связи с особыми северными социальными условиями.
-
Определение иконописного наследия как важнейшего изобразительного источника знаний об истории и быте Архангельского края.
-
Метод использования вспомогательных исторических дисциплин, архивных источников и изобразительных материалов в решении вопросов атрибуции северных памятников.
-
Опыт классификации в составлении биобиблиографического словаря северных иконописцев.
-
Опыт реконструкции иконостасов по маркировке на иконах и письменным источникам.
Структура диссертации