Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Гуань Сино

Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций
<
Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гуань Сино. Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Гуань Сино; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2009.- 135 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/94

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История развития мировой монументальной живописи: краткий очерк 12

1.1. История европейской монументальной живописи 12

1.2. История восточной монументальной живописи 30

1.3. Взаимные связи и отличия монументальной живописи между Европой и Востоком 41

Глава 2. Тенденции развития китайского современного искусства в конце XX-начале XXI вв 49

2.1. Течение «нового веяния 1985 года» в искусстве Китая 49

2.2. Место традиционной монументальной живописи в Китае 53

2.3. Основные тенденции в развитии современного монументального искусства Китая 57

Глава 3. Основные этапы развития современной монументальной живописи Китая и ее достижения на основе синтеза традиционной китайской стенописи и европейской школы монументального искусства 59

3.1. Начало развития современной китайской монументальной живописи 59

3.2. Подъем в развитии современной китайской стенописи (1980-1987)...63

3.3. Синтез европейских и восточных художественных традиций как проявление тенденций духовной интеграции 68

Заключение 99

Список литературы и источников 102

Иллюстрации 111

Список иллюстраций 133

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Монументальная живопись как один из самых старинных видов искусства в мире в процессе развития привлекала большое внимание художников Востока и Европы. И на Востоке, и в Европе были колоссальные успехи. Наиболее развита монументальная живопись в азиатских странах: в Китае, Японии, Индии, странах Юго-восточной Азии. Монументальная живопись добилась больпшх успехов в Египте, на Американском континенте, главным образом, в Мексике и в Европе. В развитии живописи на Востоке и в странах других континентов наблюдаются различия. Относительно стабильно добивались успехов в монументальной живописи страны Европы. В большинстве стран Востока наблюдались периоды застоя. Монументальная живопись Китая прошла сложный путь развития. Если в истории искусства специальные работы об изобразительном искусстве в целом многочисленны, то монументальная живопись, ее принципы практически остаются за пределами внимания авторов. В связи с этим обращение к исследованию монументальной живописи в китайской стенописи представляется актуальным.

Развитие стенописи тесно связано с экономикой и мировоззрением общества страны. В современном Китае в течение тридцати лет после создания КНР был период упадка монументальной живописи. Сейчас остро стоит проблема сохранения и развития на Востоке этого вида искусства, а это невозможно без изучения монументальной живописи в целом, тем более, что монументальная живопись Китая в настоящее время

4 обращается не только к национальным традициям, но и осваивает традиции европейского искусства. Представляется существенным говорить не только о монументальной живописи, но и обо всей эпохе как полосе художественной культуры, стремящейся к диалогу и взаимному

обогащению.

Все вышесказанное позволяет заключить, что тема исследования актуальна, так как монументальная живопись является востребованным видом искусства. Этот вид живописи рассказывает об истории родины, жизни народа, воспитывает эстетические и этические качества в людях.

Цель исследования: проследить динамику развития китайской современной монументальной живописи с 80-х годов XX века и выявить европейские традиции и сравнить их, определить их проявление в искусстве Китая XX века.

Для достижения поставленной цели автор сформулировал следующие задачи:

изучить значение и место традиционного искусства в Китае;

проанализировать взаимное проникновение и связи традиционного искусства с современным;

определить характер обращения к европейскому опыту искусства;

рассмотреть обращение к опыту традиционного искусства Китая;

- выявить основные достижения современного монументального
искусства.

Для решения поставленных задач необходимо:

изучить биографии китайских художников второй половины XX век;..

опоеделить их школу, где учились, опыт каких еввопейских художников влиял на китайских монументалистов;

выявить, какие традиции китайских росписей, вообще искусства, вошли в синтез современного искусства Китая.

Объект исследования — традиционная монументальная живопись

5 Европы и Востока и современная монументальная живопись Китая: фреска, мозаика, витраж, роспись.

Предмет исследования - становление и развитие существенных признаков современной монументальной живописи Китая — мотивов, сюжетов, образов, композиционных и колористических особенностей произведений, технических приемов — на основе взаимопроникновения китайских и европейских традиций монументального искусства.

Хронологические рамки. XX — начало XXI в. Настоящая современная китайская монументальная живопись возникла после создания стенописей здания пекинского аэропорта в 1979 году. Ее проявление с самого начала было разнообразным по технологии, художественным образам, материалам, мотивам и по другим факторам искусства. Монументальная живопись отражала политическую устойчивость в стране, экономическое развитие, укрепление государственной мощи.

Развитие современной монументальной живописи не прерывалось в Китае после 1979 года. К работе в области монументальной живописи обратились художники - представители различных видов искусства. Они использовали свои изобразительные средства в монументальных произведениях, продолжая традиции искусства Китая и Европы, и это обогатило искусство Китая. Любые изобразительные средства можно найти в современном китайском монументальном искусстве. Современная китайская монументальная живопись оказалась одной из самых живых, плодотворных, имеющих последователей и преемников.

Обзор литературы. Автор изучила литературу, касающуюся восточной и европейской монументальной живописи, и представила в хронологическом порядке исследованные статьи, монографии, общие труды и статьи.

В ходе исследования была выявлена и изучена периодическая печать, изданная до 2007 года. Она оказала самое непосредственное влияние на

художественную практику, по времени намного опережая специальные эстетические трактаты.

Так, в китайском журнале «Мэшу» («Искусство») [11] после 1980-х
годов печатается немало репродукций современных стенописей,
знакомивших читателей с монументальными работами,

распространившимися в Китае.

Автор изучила фундаментальные труды, изданные на китайском языке, такие, как «История монументальной живописи Востока» (Пекин, 2005) [20, 160 с], «История монументальной живописи Европы» (Пекин, 2000) [21, 157 с]. Автор этих книг Чжу Чуншоу глубоко анализирует развитие монументальной живописи в разных странах.

Монография «Стенописи и творчество стенописи» (автор Юй Мэйчэн, Харбин, 1991) [23] также очень популярная книга в Китае. Ее автор подробно исследует развитие мировой монументальной живописи и современный характер проектирования.

Более глубокое изучение искусства стенописи началось после 1991-го года. Среди работ, в которых специальное внимание уделено современной китайской монументальной живописи, следует назвать монографию Хоу Иминь, Ли Хуацзы, посвященную истории китайской стенописи в течение 100 последних лет «Китайская стенопись в последние 100 лет» (Пекин, 2004) [16]. Интересная и глубокая характеристика монументальной живописи дана в исследовании Вэй Цзэсун «Вспоминать и думать о развитии современной китайской стенописи» (город Гуандун) [6]. В книге рассматриваются не только общие принципы китайской современной стенописи после 1979-х годов, но и другие проблемы, например, связанные со знаменитыми стенописями аэропорта Пекина. Жизнь и творчество художников современных стенописей нашли отражение в коллективном исследовании «Китайская стенопись» (Цзинань, 2002 г.) [13] под общей редакцией Ли Хуацзи.

Исследование Ян Миншэн «Биографии китайских современных

7 художников», том 2 (Чжэнчжоу, 1989 г.) [26] посвящено жизни и творчеству Чжан Дина и многих других художников, но в этой работе внимание сосредоточено в основном на биографических проблемах.

Заслуживает внимания монография «Стенописи и общественные обстоятельства» (Ухань, 2004) [5]. Автор Ван Янь анализирует образ современной монументальной живописи и исследует технику стенописи.

Кроме китайских авторов, изучались и использовались труды европейских и российских исследователей. Обобщение опыта мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР 1935-1948 годов содержит труд Е.В. Шунковой (1978); мастерская монументальной живописи - явление уникальное в истории советского изобразительного искусства, ее коллектив (Л.А. Бруни, В.А. Фаворский, А. Дейнека) создал особый стиль монументальных росписей, разработал своеобразные принципы взаимодействия архитектуры и живописи. Монография Г.П. Степанова «Композиционные проблемы синтеза искусств» (1984) [7] была также полезна при исследовании данной темы.

Обзор научной литературы обнаруживает только начальный этап изучения материала, фрагментарность информации представляет особую трудность для изучения проблемы.

Характеристика источников. Источниками явились прежде всего произведения монументальной живописи. Они представлены в экспозиции государственного Художественного музея в Пекине, опубликованы в альбомах и монографиях. Материалы для диссертации касаются восточной и европейской монументальной живописи. Автором системно описано развитие восточных и европейских стенописей. Указаны направления, методы, художественные образы, технология в современной стенописи, отношение монументалистов к пространству и архитектуре. Главное внимание сосредоточено на современной китайской монументальной живописи. Кроме того, в Китае в настоящее время развиваются все виды изобразительного искусства, участвующие в синтезе искусств.

В исследовании Ян Миншэн «Биографии китайских современных художников» Г261 описана жизнь и деятельность китайских художников, родившихся до 1938 года. Остальные монументалисты представляются на основе личного резюме. Автор диссертации собрала и выполнила фотографии современных стенописей Китая. Монументальные работы выполнены из различных материалов. Альбом «Избранные произведения современных китайских стенописей» (Шеньян, 1993 г.), «Стенопись» (Пекин, 1989 г.) и монография «Китайская стенопись в последние 100 лет» (Пекин, 2004 г.) [16] - все эти печатные издания содержат материалы о наиболее выдающихся произведениях китайской монументальной живописи в технике роспись, мозаика и витраж.

В изученной мной литературе конкретно указаны названия произведений, использованная технология, авторы, время и место выполнения работ.

Методологическая база и методы исследования.

Методологическую основу исследования составили культурологические, исторические и искусствоведческие подходы. Автор опирался на труды китайских авторов (монографии Чжу Чуншоу, Юй Мэйчэн, Хоу Иминь, Ли Хуацзы, Вэй Цзэсун) и труды российских ученых (Т.П. Степанов, Н.С. Николаева, А.А. Комаров, Е.В. Шункова).

Методами исследования явились прежде всего искусствоведческий анализ и описание произведений монументальной живописи. Использовались иконографический и иконологический методы. Применялись методы сравнения, сопоставления, принцип историзма, фотофиксация. Таким образом методика исследования носит комплексный характер.

Научная новизна исследования выражается в следующем:

- в диссертации дана сравнительная характеристика традиционной
монументальной живописи Европы и Востока;

- выявлены тенденции современного китайского искусства к

9 обновлению его пластического языка (например, введение техники масляной живописи);

определена динамика развития современной китайской монументальной живописи после 1979 года (периоды подъема, спада и нового подъема на основе синтеза традиций в 1980-1987 годах и т.д.);

- осуществлён анализ наиболее значительных произведений
современной китайской монументальной живописи (города Пекина),
созданных монументалистами, обучавшихся в странах Восточной Европы,
во Франции, Японии;

введены в научный оборот произведения,отражающие региональные исторические события и особенности (региональный компонент искусства);

- определены признаки, черты и особенности взаимопроникновения
европейских и восточных традиций в современную монументальную
живопись Китая, представленную различными техниками - фреска,
мозаика, витраж, роспись.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Исследуя опыт развития монументальной живописи Европы и Востока, автор определил, что для развития искусства необходим обмен достижениями искусства между нациями и странами.

  2. В развитии китайской современной монументальной живописи можно выделить четыре этапа: начало развития (в 1979 г.); подъем развития (1980-1987 гг.); спад уровня современного китайского искусства (1988-1991 гг.); его возрождение (после 1991 г.). Каждый период имел связь с предшествующим периодом и имел свои достижения.

  3. Возрождение китайской стенописи и состояние современной китайской монументальной живописи соответствуют общей тенденции развития китайского искусства на основе синтеза традиций и новаций.

  4. На основе традиций современная монументальная живопись в Китае приобрела свои особенные черты.

  1. Китайская монументальная живопись находится в состоянии динамичного развития на основе приобщения к опыту мировой монументальной живописи.

  2. Новые задачи, черты и проблемы китайской монументальной живописи побуждают художников Китая к новым поискам и художественным экспериментам.

  1. Анализ задач монументалистов в развитии современной монументальной живописи показал, что для успешного развития современной монументальной живописи художники поставили три важных задачи: первая задача - продолжить национальные традиции и отразить новый дух эпохи; вторая задача — воспитывать эстетические чувства людей, их умение давать правильную оценку произведениям искусства; третья задача для будущих монументалистов - использовать разнообразные сюжеты, создавать глубокие по содержанию и интересные по форме произведения, отражающие жизнь народа, имеющие большое воспитательное и образовательное значение.

  2. Определяющее значение архитектуры и монументальной живописи в создании современного образа китайского города подчеркивает важность и актуальность данного исследования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что материалы диссертации могут служить основанием для создания обобщающих трудов по современной китайской монументальной живописи; ряд материалов может стать важной составляющей при подготовке специальных учебных курсов, учебных пособий для студентов искусствоведческих и других гуманитарных факультетов, они могут стать необходимыми при создании работ научного характера; материалы могут иметь широкую сферу применения в музейной и художественной практике, а также в выставочной деятельности.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования в виде научных докладов были представлены на конференциях различного

уровня: Конференция молодых ученных и аспирантов "Материалы IX краевой молодежной научно-практической конференции" (Рубцовск, 2008), "Материалы XXXV научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов" (Барнаул,

2008). Автор участвовала в работе научно-практического семинара по актуальным проблемам современного искусства с международным участием (Барнаул, АлтГУ, 2009).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, включает словарь художников, систематизированный в алфавитном порядке, иллюстративный материал.

История европейской монументальной живописи

В параграфе раскрывается понятие «традиционная монументальная живопись Европы», характеризуются черты каждого периода развития европейской монументальной живописи. 1. Древность. Европейское древнее монументальное искусство совокупно: 1) стенопись Эгейского моря, 2) стенопись древнегреческая, 3) древняя римская стенопись. 1) Стенопись Эгейского моря. Европейское искусство создано на основе искусства Древней Греции. Искусство Древней Греции создано на основе искусства Эгейского моря. Стенопись Эгейского моря делится на две части: одна - это стенопись Крита, другая — это стенопись Майсини. Цивилизация Крита существовала с XX по XV вв. до н. э. Искусство Крита в этот период было уже развитое, везде строили огромные дворцы. В них использовали монументальную живопись, в том числе, рельефы. Содержание стенописи Крита в больнгинстве составляют мещанские сюжеты, такие как мирная жизнь народа, королевского двора, кулачные бои, бои быков, мир животных, пейзажи. Такая живопись эмоционально отражала глубокий дух людей. Авторы умело создают прелестный стиль живописи, пользуются плоскостным решением, мягкими линиями, яркими цветами, обращают внимание на пропорции и строение тела, реалистически описывая окружающий мир. Ярким примером могут служить картины «Кулачные бойцы» (Илл. 1) и «Борьба быков». В этот период на стенопись Крита оказывает влияние живопись Египта с ее щедростью красок, плоскостными решениями, использованием деталей при создании целостности картины.

Цивилизация Майсини приходится на XV-XII вв. до н. э. Она повлияла на начальный этап Древней Греции. Сначала монументальная живопись Майсини продолжает стиль живописи Крита, потом у нее появляются свои особенности. Например, роспись во дворце Тисылинь создана в XTV в. до н. э. У нее плоскостное решение в композиции, рисунки с сильными и стройными линиями. Она более декоративна, чем живопись Крита, отличается от монументальной живописи Крита менее реалистическим описанием. К сожалению, по причине войны, дворцы Майсини сильно пострадали, и очень редко можно найти сохранившиеся стенописи. Монументальная живопись Крита и Майсини сочетает монументальную живопись Эгейского моря. Их сходные черты: во-первых, они все украшают дворцы стенописью, во-вторых, у всех них плоскостное решение, преобладает использование линии. Разница заключается в том, что у монументальной живописи Крита реалистическое описание, линии кривые, мягкие, изящные и оживленные. А у Майсини более упрощенная живопись, линии прямые, простые и спокойные, так как нация Крита мягкая и жизнерадостная, а нация Майсини воинственная. В целом, монументальная живопись Крита была сильной по реалистическому описанию, а Майсини - по декоративности.

Истоки европейской культуры - это культура Древней Греции. Искусство Древней Греции. Искусство Древней Греции создало идеальный образ искусства. Греческий миф многообразный представлял условия процветания искусства. В искусстве Древней Греции бог и человек имеют одинаковые формы, черты и тело, их тяжело отличить друг от друга. Этот самый разный антропологизм привел искусство к человеческому дыханию жизни, активному и оптимистичному. Вследствие теплой погоды греки легко одеваются, и при изображении людей великолепно проявляется красота их фигур, например, при описании Олимпийских игр. Искусство Древней Греции имеет длинную историю. Больших высот оно достигло за тысячу лет до нашей эры. Это время можно разделить на четыре части: 1) Эпоха Хэта (XII век до н. э. - VIII век до н. э.). В это время появился греческий миф, который является загадочной стадией искусства Греции. Он оказывает большое влияние на искусство Древнего Рима и дальнейшее искусство Европы. Этот период еще называют Геометрическим периодом. 2) Эпоха старины (VII век до н. э. - VI век до н. э.). В этот период Греция имела связь с Востоком (Египтом и Северной Азией). Культура Востока повлияла на Грецию. Поэтому этот период еще называют периодом «Стили Востока». В это время в архитектуре главное -храм, который украшается скульптурой. 3) Эпоха классики. Это золотой период Греции. Каждый вид искусства достиг вершины художества, вышел из-под влияния Востока, сформировал собственное свойство, выразительное реалистическое описание, великолепное и изящное. 4) Греческий период. Монументальная живопись, как и скульптура этого времени, бурно развивается в Греции. Некоторые художники сотрудничают со скульпторами. Содержание их работ одинаково с произведениями скульпторов. Сюжеты берутся из мифов и исторических событий. Часто изображаются военные сцены, победы над врагами. Техника совокупна с фреской в моде темпер, мозаика, восковая живопись и т. д. Появляются огромные полотна монументальной живописи с целью патриотического воспитания. Монументальная живопись Греции развивается вместе с росписью вазы. В V веке до н. э. появляется плоскостное решение. После V века до н. э. созрело реалистическое описание, художники гордятся, когда картина выглядит как настоящий объект. К сожалению, почти все греческие монументальные произведения разрушены. Искусство Древнего Рима продолжало искусство Древней Греции, особенно его раннее время. Например, Помпейская стенопись. 3. Древний Рим. Период Древней Греции закончился. Центр культуры Древней Европы перешел из Греции в Рим. В истории Древнего Рима выделяются три части: 1) период Королевства; 2) период Республики; 3) период Империи. Монументальная живопись Древнего Рима началась в период республики и оформлялась в собственный стиль в период империи. Когда говорят о стенописи Древнего Рима, в первую очередь приходит в голову мысль о стенописи Помпеи. В старинном городе Помпее имеется много монументальной живописи. Есть цветные описания, мозаика, отражающие различные стили. Некоторые картины написаны греческим стилем по греческим мотивам, подражают стенописи Греции. Есть и такая живопись, которую выполняли греческие художники. Мозаика «Александр вступает в последнюю борьбу» отражает греческий художественный стиль. На картине уже появились перспективы, ракурсы, т.е. факторы, которые имеют научный реалистический характер. Но многообразная монументальная живопись Помпеи также отличается от искусства Греции.

Течение «нового веяния 1985 года» в искусстве Китая

В параграфе характеризуются результаты культурной политики «открытых дверей» в Китае. В 1985 году возникло новое течение искусства в Китае, называемое «Новым веянием 85-ого года». В 1979 году состоялась выставка звезд, которая знаменовала начало и переворот этого беспокойного течения в искусстве Китая. На этой выставке утверждалась идея служения искусства людям и отказ от политики. Под влиянием развития культуры общества в середине 80-х годов это направление быстро изменилось. Общество было втянуто в национально-освободительное духовное движение, и культурное обновление стало авангардом этого движения. «Новое веяние 85-ого года» критиковало вопросы, которые уже вышли из рамок искусства, совокупно все проблемы культуры и общества. Художники принимают горячее участие в диспутах. Некоторые из них отстаивали традиционные принципы, отвергая влияние европейской культуры на китайскую, другие поддерживали идею взаимопроникновения культур. Под воздействием политики «открытых дверей» и реформы Китая европейская культура влияла на современное китайское искусство. В течение двух-трех лет китайские художники использовали все изобразительные способы школы Европы - с классицизма по постмодернизм. Это была необходимость. В Европе же каждый стиль искусства проходил определенное длительное время в течение нескольких эпох. Через практику китайские художники пришли к выводу, что надо действовать умно и осторожно, нельзя отказываться от многих своих традиций и традиции Европы принимать выборочно при необходимости. Все было непросто, во время реформы возникло много проблем. Например, некоторые художники предлагали механически принять школу Европы, другие хотели идти по линии наименьшего сопротивления, воспринимая поверхностное изучение искусства Европы и желая быстро сделать головокружительную карьеру, это уже была демагогия. Некоторые молодые люди полностью преклонялись перед искусством Европы, не признавая национальных традиций, появились картины с нездоровыми сюжетами. Все эти явления не соответствовали требованиям развития социального общества, не приносили пользу для человека.

Остановимся на развитии искусства Европы, явление каждого направления искусства тесно связано с его общественными производительными силами и общественной экономикой. Европейское искусство является результатом развития общества. По сравнению с Европой китайской традиционное искусство пошло совсем по другому пути, и, можно сказать, оно не развивалось в последние несколько столетий. Замкнутая политика феодального общества привела к консерватизму все традиции. Выразительные средства и стили живописи стали неизменными. В 85-м году пришли к решению, что нужно расширить тематику и глубину мыслей в произведениях искусства, использовать больше разных изобразительных средств. С другой стороны китайское традиционное искусство имеет свои преимущества. Первое -благодаря традициям китайской живописи, в ней отражены национальные самоуверенные силы и чувство собственного достоинства. Второе -отражение душевных качеств в живописи. Третье — своеобразные стили и красоты. Китайская традиционная живопись отлично передает дух народа, его умственные способности, используя принцип некоторой условности. Четвертое - в китайской живописи отражены поэтичность и любовь к Родине. По традиции китайской живописи стихи и рисунок в большинстве случаев сочетаются, то есть рисунок сопровождается стихами. Произведения искусства проникнуты осознанным чувством пространства. Место, на котором ничего не нарисовано, тоже многозначительно. Пятое -использование разных технологий. Рассмотрим историю Китая. Китайское искусство непрерывно черпает культуру извне. Например, в династии Хань и Тан заимствовали культуру Сиюй и искусство буддизма. В современности на Китайское искусство оказало большое влияние европейское. 1980-е годы считаются периодом социалистического общества на новом этапе. Общественные производительные силы и экономика Китая сильно отставали от Европы, поэтому до совершенства современного китайского искусства еще нужно было длительное время. Плюрализм является важной чертой 1980-х годов. В этот период существовало много проблем. Многие известные художники впадают в апатию. В последнее время своим творчеством они уже больше ничего не могут сказать нового. В конце 1980-х годов среди художников был всякий народ: честные люди и подонки общества. Не было порядка, ответственности перед людьми. Передовые писатели борются за высокое назначение искусства, его человечность, гуманизм. Они критикуют тех представителей искусства, которые воспевают индивидуализм. Произведения индивидуалистов оторвались от реальной жизни народных масс. Все эти проблемы полностью проявились на выставке «Китайское современное искусство». «Веяние 1985-ого года» закончилось вместе с этой выставкой. Можно сказать, что искусство 80-х годов — это начало целого китайского современного искусства; несмотря на многие недостатки, оно оказало глубокое влияние на развитие живописи будущего. Оно максимально раскрыло взгляды художников. Представители искусства поняли, что они должны нести моральную ответственность за свои творения. В 90-х годах искусствоведы разработали новые взгляды на современное китайское искусство. 1) Искусствоведы считают, что пока во время «нового веяния 1985-ого года» китайские художники изучали все направления европейского искусства, последнее развивалось дальше. Европа снова была впереди. При таких темпах Китай может долго еще отставать от Европы. Не только китайцы, но и передовые европейские деятели были заинтересованы в развитии китайского искусства и во взаимопроникновении двух культур. И та, и другая культуры являются общим человеческим наследием. Для китайских художников тема современности стала актуальной проблемой китайского искусства. В выполнении этой задачи национальные традиции играют важную роль. 2) Искусствоведы считают, что в 90-х годах в Китае стиль искусства, его методы в Европе и на Востоке совершенно разные, поэтому между ними может существовать только искусственный обмен. Для китайского искусства художники берут из школы Европы только технологию. 3) Искусствоведы считают, что китайское искусство должно служить народу строить социалистическое общество. Социалистическое искусство должно быть многообразным и свободным. Произведения должны быть глубоко идейными. Особенно критике подверглись дадаизм и постмодернизм, как порождение капиталистического противоречия, не соответствующего эстетическим принципам социализма.

Основные тенденции в развитии современного монументального искусства Китая

В параграфе определяется значение монументальной живописи здания Пекинского аэропорта, прослеживается процесс зарождения «движения китайской стенописи аэропорта» в современном монументальном искусстве Китая. Определено ключевое значение монументальной живописи аэропорта в Пекине.

Все стенописи занимали огромную территорию, почти 500 квадратных метров. При создании этих произведений использовали различные материалы: мозаику, керамику, акрил и т. д. Главным руководителем был Чжан Дин. Сегодня мы называем его первым современным китайским монументалистом. Тридцать лет назад Чжан Дин и Чжан Гуанюй являлись представителями декоративного искусства, были инициаторами взаимопроникновения основных традиций современного искусства Мексики с китайским народным искусством. Они воспитывали кадры для монументального искусства своей Родины. Третий художник -господин Дун Сиюнь был инициатором в сближении западного декоративного искусства с традиционным китайским. Он преподавал в Академии Художеств на факультете монументальной живописи в 50-х и 60-х годах. Многие студенты, последователи знаменитых художников, составили основной костяк монументалистов современного монументального искусства. Поэтому Чжан Дин, Чжан Гуанюй и Дун Сивэнь оказали решительное содействие образованию облика современной китайской стенописи. И только Чжан Дин дожил до нашего времени, увидел собственными глазами расцвет искусства монументальной живописи.

При создании стенописей в аэропорту Пекина Чжан Дин поставил четкую задачу: использовать национальный стиль, китайские обычаи, пейзажи. Должны быть отражены история Китая и современность, дух нации; сюжет должен полностью отражать китайские национальные истории. Международный аэропорт является как бы дверью общения Китая с миром, и творческое воплощение замечательных монументалистов оказалось очень важным. Монументальная живопись не только украшает аэропорт, Но и помогает иностранцам знакомиться с Китаем. Монументальная живопись аэропорта имеет историческое значение в китайском искусстве. Художники проявили новизну во всем: в создании образов, в язьже, сюжетах, духе творчества в использовании новых материалов. Стенописи аэропорта оказали огромное влияние на развитие всего современного китайского искусства. В результате этой замечательной творческой работы современное китайское искусство, в том числе монументальное, небывало оживляется, и появилось движение «Новое веяние 1985-ого года».

Стенопись аэропорта наводит на серьезные размышления. 1) Проект монументальной живописи и архитектуры в целом. Монументальная живопись тесно связана с архитектурой. Стенопись должна стать естественной частью архитектуры. Поэтому во время создания стенописи нужно решить много проблем: композиционных, цветовых, каким материалом пользоваться и т. д. Например, при создании росписи «Пейзаж Башаныпушуй» использовали вертикальную композицию, акрил. Эта стенопись составила единое целое с большой дверью в центре стены здания и с большими часами, которые находятся над дверью. 2) Национальность и современность. Уже шесть-семь тысяч лет назад в Китае было свое искусство. Предки китайцев создали элементарную монументальную живопись, которая явилась, в какой-то степени, началом живописи национальной. Долгие годы происходило постепенное взаимодействие древнего китайского искусства с искусством других наций. Вспомним эпоху конца 1-ого, начала П-ого веков до н. э. Чжан Чиань был послом и способствовал общению культуры Запада и Китая. В годы распространения в Китае буддизма, происходило взаимопроникновение искусств Индии и Греции. В наше время в пещерах «Дуньхуан» мы можем увидеть, как происходила эволюция китайского искусства, познакомиться с системой взаимосвязи западной и китайской культуры. Одним из трудных вопросов, вызьшающих большие сомнения, у китайских современных художников является соотношение условностного и реального в искусстве (абстрактности и конкретности). В процессе создания стенописи аэоопоота ХУДОЖНИКИ руководствовались стремлением продолжать национальные традиции и отразить новый дух эпохи. Монументальная живопись «Нэчжа скандалит в море» является одной из лучших стенописей аэропорта, которая идеально сочетает приемы традиционной живописи с современными. 3) Выбор материала. При создании проектов стенописей аэропорта вопрос о выборе материалов был очень важным, потому что это связано с необходимостью эффективного воздействия на зрителей и на сохранность произведения. Материалы художники выбрали прочные, их качество соответствует структуре архитектуры. При создании стенописи аэропорта использованы традиционные и современные технологии. Например, роспись «Чжунцай», «Нэчжа скандалит в море» (Илл. 15) - традиционная, а «Веселый праздник «воды» - хвалебная песня жизни» (Илл. 14) - современная акриловая роспись. В других монументальных произведениях используются керамика, дерево, стекло и т. д. 4) Трактовка декоративности монументальной живописи. Цвет играет важную роль в монументальных произведениях. В стенописи аэропорта использовался прием традиционной китайской живописи «Чжунцай» - метод трактовки цвета. При использовании этого метода с его прозрачностью четко видны линии, получается идеальный тон изображения в целом. Кроме того, еще можно получить идеальный эффект дублированных слоев. Данный метод подчеркивает декоративность цвета, что способствует приближению к плоскостному решению в целом.

Композиция стенописи аэропорта многообразная. Например, «Нэчжа скандалит в море» - симметричная; «Весна науки» - ассиметричная, веселый праздник «воды» - хвалебная песня жизни» - волнообразная. При различных композиционных решениях в основаниях всех видов рисунков проходят горизонтальные линии. Благодаря многообразным приемам стенопись вызывает впечатление порядка, ясности и спокойствия.

Важный фактор декоративности этого произведения — его изобразительность. Наряду с абстрактным изображением китайские монументалисты создали естественные образы. В них вкладывали свои эмоции. Например, в «Веселом празднике «воды» - хвалебной песне жизни» художники сосредоточили внимание на чувствах, условности и порядке, эмоционально изобразили персонажей - представителей местной нации. Это здоровые люди, жизнерадостные, автор любуется людьми, природой и как бы призывает всех к здоровому образу жизни.

Китайская традиционная живопись требует красивых форм и глубокого духовного содержания произведения. То есть нужно использовать красивые формы, но и пропагандировать гуманизм, порядочность и другие положительные качества. «Пейзаж Башаныпушуй» (автор Юань Юньпу) сделан по этому требованию. Гармония, равновесие в природе, красота, изображенные на этой росписи, вызывают состояние упоенности, восторга, чувство патриотизма.

Начало развития современной китайской монументальной живописи

Современные китайские монументалисты еще из мира станковой живописи, гравюры, карикатуры и других областей европейского искусства хорошо владели изобразительными средствами этого искусства. Многие из них ездили за границу и изучали опыт европейского искусства. Например, Чжу Данянь был в Японии. Ван Симинь, Чжао Уцзы и У Ганьчжун были во Франции и изучали классику этой страны. Чжан Дин увлекался произведениями Пикассо. И многие другие художники серьезно изучали школы европейского искусства. В Китае появились монументальные произведения, которые имеют объем, свет, тень, как при реалистическом описании в традиционной европейской живописи. Они отражают важные известные в истории события, имеют характер памятника. Например, стенопись в музее. Она прекрасно объясняет события какого-то исторического периода.

Другой стиль является абстрактным. У него геометрические пятна и свободная форма мазков. Он немного соответствует абстракционизму Европы, который возник несколько десятилетий назад. Такой монументальной живописи в Китае очень мало, она является новым видом для современной китайской стенописи.

Использование европейской технологии является главным образом следствием обращения к европейскому опыту искусства. В 1955 году Иань Шандэ, Чжу Цзи были первыми студентами, которые специально изучали европейскую стенопись за границей после сождания КНР. Они изучали мозаику в Польше. Чжан Гофань является одним из самых ранних студентов, который специально изучал стенопись в Восточной Европе. Он прекрасно владел технологией мозаики из различных материалов, например, из керамики, стекла, дерева и многих других. Сам художник воспитал несколько поколений молодых монументалистов. В своих произведениях Чжан Гофань использовал традиции народного искусства вместе с изящностью современного европейского искусства. Творчество Иань Шандэ, Чжу Цзи, Чжан Гофань послужило основой многообразия китайской современной монументальной живописи.

В древние времена китайская мозаика тоже существовала. Самую раннюю китайскую мозаику обнаружили в склепе в провинции Хэнань. Изображая тигра и дракона, автор использовал ракушки. Мозаика в Китае имеет давнюю историю и необыкновенные образы. Но она развивалась не в монументальной живописи, ее широко использовали в области художественных изделий. Поэтому стенопись мозаики не является традицией китайской стенописи, а считается, что это традиция монументальной живописи Европы. В Европе мозаика имеет высокий уровень и длительную историю в области монументальной живописи художники прямо брали технологию и образ из искусства Европы. Например, произведения «Осенний пейзаж Досинаньмина» (Илл. 23), «Свет искусства». Мозаику широко используют в современном китайском обществе.

Один из видов стенной живописи -фреска — часто встречается в Европе. Самая ранняя фреска на западе появилась еще в Древней Греции, затем в Древнем Риме. В средние века длительный период фреска украшала дворцы и храмы. Наивысшего расцвета это искусство достигло в эпоху Возрождения в Италии. Многие специалисты считают , что настоящая фреска появилась после ХШ века. В Китае в знаменитой пещере «Дуньхуан» нашли стенопись, которая похожа на фреску, относящуюся ко времени правления династии Юань (1206 — 1368). Подобные фрески украшали исторические храмы, монастыри и гробницы. Они не сохранились до сегодняшнего дня. Секрет ярко красочной росписи китайской стенописи был утерян уже более 600 лет назад. В 1984 году появилась фреска «Могучая рука» (Илл. 22) в тереме Хуанхэлоу, в городе Учане, на Змеиной горе. Она вызывает у нас живое внимание. Это одна из известных фресок, созданных в наше время.

Старинная стенопись Европы — витраж — тоже очень редко появляется в архитектуре современного китайского общества. Витраж является чисто европейским традиционным искусством. В период средних веков готический витраж получил блестящее место в мировом искусстве. В современном обществе Европы мы можем увидеть витраж не только в храмах, но и в любых других современных зданиях, например, в общественных зданиях, детских дворцах школах, в коридорах, залах и т. д. Художник Матисс работал над витражом во Франции в храмах Ванстоминика.

В Китае витраж не четко отличается от мозаики. При исследовании я нашла только четыре настоящих витража в Китае: Ван Сюедун создал витражи в храме, Хуа Дин витраж «Небо космоса» (Илл. 29), витраж в бассейне ресторана «Цзиньи» в городе Чжухай, и Е Улинь создал витраж в 2000 году в современной китайской галерее литературы (Илл. 27). Кроме того, в стенописи китайские художники еще используют технологию масляной живописи Европы.

Древняя китайская архитектура длительное время не изменялась, вследствие этого традиционная технология китайской стенописи сравнительно одинаковая. С эпохи династии Цинь (221 — 206 гг. до н. э.) и Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н.э.) до эпохи династии Мин (1368 — 1644 гг. н. э.) все знаменитые китайские монументалисты в основном использовали одну систему технологии «Чжунцай», очень своеобразную систему. В пли дни художники используют новые технологии стенописи, и основной традиционный метод изготовления уступил место новаторским системам. По образу изготовления только произведение «Нэчжа скандалит в море», которое создал Чжан Дин, является образцом стенописи по традиционной технологии в современном обществе. При создании этого произведения выбор краски, кистей, их использование, технология рисования - все использовалось в соответствии с методом традиционной стенописи «Чжунцай». Это, наверное, единственное произведение современной монументальной живописи, выполненное точно по методу традиционной стенописи «Чжунцай». Кроме этого произведения я не встречала ни одного, созданного по данному методу. Другие современные монументальные произведения «Чжунцай» не созданы по принципу «чистой» традиции этой росписи. В этих произведениях художники просто использовали технику рисования «Чжунцай», а поверхности стен сделаны другим способом. Главная причина такой ситуации заключается в том, что из-за ее необыкновенной технологии при современной архитектуре трудно обеспечить изготовление росписи. Поэтому, как продолжать традиционную технологию росписи «Чжунцай», для сегодняшнего Китая все еще остается большой проблемой.

Введение европейских технологий и образов искусства содействовало осуществлению богатых и многообразных китайских монументальных произведений. «Нефритовый дракон и золотая гора» и «Цзинвэй засыпает море» (находятся на вокзале Тяньцзинь) выполнены по технологии традиционной масляной живописи Европы. Акриловая роспись появилась в 20 - 30-х годах XX века; эту технику ввели в Китае очень поздно, но после использования стенописи аэропорта она стала самой популярной техникой в современном Китае. Например, «Создание. Успехи. Радости», «Люди династии Тан играют мячом на лошадях», «Легенда из горы Чанбай», «Тибетская девушка и воды» - эти произведения все выполнены из акрила.

Похожие диссертации на Современная монументальная живопись Китая: взаимопроникновение восточных и европейских традиций