Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции и современные тенденции книжного искусства Омана Байт Саид Мохамед Хассан Али

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Байт Саид Мохамед Хассан Али. Традиции и современные тенденции книжного искусства Омана : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Байт Саид Мохамед Хассан Али; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2009.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-1/2538

Введение к работе

С помощью книг человечество смогло сохранить духовные ценности, дать доступ к знаниям и коренным образом изменить мышление человека, поднять его жизнь на качественно высокий уровень во всех сферах. Благодаря книге человек становится частью цивилизованного, современного социального общества. Благодаря книге Оман смог выйти на новый этап развития и роста.

Книга в Омане до 70-х годов XX века не имела столь широкого распространения и престижа среди большинства населения, но имела немаловажное значение среди небольшого количества образованных людей, а с VII в. н.э. Оманские писатели были одними из первых арабских авторов, которые работали в области религиозных наук «Фика» и «Хадит». Это документально подтверждают многие арабские и Оманские ученые-историки. Оманские писатели первого поколения, которые считаются родоначальниками образования в Омане, оценили значимость книги как источника знаний, и дали понять необходимость быть грамотными, образованными людьми. Их просветительская деятельность способствовала появлению интеллектуальной базы для дальнейшего создания книг не только религиозной, но так же естественнонаучной и гуманитарной тематики. Роль книги в Омане возрастала в связи с общим широким распространением книги и развитием книжного дела в мире.

Но именно теперь, когда в 70-х гг. XX века страна вступила на путь самостоятельного культурного развития, возникла актуальная необходимость в создании такой книги, которая отвечала бы духу времени - опиралась на традиционно-национальные основы и в то же время, соответствовала бы современным требованиям. Это одна из первых причин, побудивших автора обратиться к исследованию традиций и современных тенденций книжного искусства Омана. Вторая значимая причина - малое количество научных исследований в области истории книжно-графического искусства арабо-мусульманских стран, за исключением трудов, касающихся

происхождения арабской письменности, различных видов шрифтов и почти полное отсутствие теоретических трудов, посвященных современным проблемам искусства книги в стране, их художественным особенностям. Третья побудительная причина - это активно развивающаяся в Омане книгоиздательская отрасль и автору, как практикующему художнику книги, необходимо комплексное понимание теории книжного искусства, помимо практического опыта работы в отрасли.

Перед книжным искусством Омана стоят задачи и в области структурно-типологической организации изданий, и в области оформления, иллюстрирования. Подход к пониманию этих задач может быть предопределен концепцией «единства книжного организма»*, крупнейшим выразителем которой был В.А. Фаворский. Он рассматривал книгу как пространственный организм, который разворачивается перед зрителем-читателем во времени и опирается на объективный характер динамического восприятия книги и отдельных ее элементов. В работах выдающихся мастеров книжного искусства всегда можно видеть стремление активно влиять на воспитание читателя, укреплять в нем уважение к общепризнанным ценностям, накопленным человечеством в процессе его длительного развития.

История Омана и ее культура имеют глубокие исторические корни. Современная книга Омана должна отвечать двум общим требованиям: она должна, по возможности, быть глубоко национальной по духу и современной по содержанию и оформлению. Ее опора - в глубоких национальных традициях, богатейшем многовековом опыте, которые таят в себе возможности дальнейшего развития книжного искусства Омана. Избежать нежелаемых результатов нам поможет изучение достижений традиционных древних форм книгопечатания, переосмысление изученного в свете общемировой художественной культуры и научно-технического прогресса.

* В А Фаворский «О художнике, о творчестве, о книге», М , 1961 г.

Для этого необходимо всестороннее исследование книг, относящихся к разным периодам истории региона с целью наработки теоретико-методического фундамента -определенного синтеза, слияния исторически-традиционных форм со сложившимися новыми тенденциями в книжном искусстве страны.

Исследование художественно-оформительских тенденций в искусстве книги Омана для страны актуально.

Изучение истории и отдельно истории письменности и книги, анализ современных процессов становления отрасли книгоиздания как отражения в них новых явлений социально-политической жизни страны сообщает выбранной нами теме исследования требуемую актуальность.

Научная литература как пласт изучения искусства книги Омана практически отсутствует. Задача систематизации малоизученного собираемого фактологического материала по истории книги Омана, включение его в обширный историко-документальный научный пласт -основное целевое назначение данного исследования.

Принимая во внимание отсутствие теоретических трудов, научно обосновывающих современные тенденции развития книжного искусства Омана, в исследовании делается попытка решить художественную проблему, как возможность гармоничного сочетания национальных традиций книжного искусства с современными требованиями, предъявляемыми к книге Омана.

Материалом для диссертационного исследования, т.е. для изучения процесса развития книжного дела в арабском регионе, начиная с возникновения письменности и рукописных книг и до настоящего времени, взяты сохранившиеся в регионе и стране образцы рукописных книг Омана, первые печатные книги Омана, а также первые современные публикации.

Предметом диссертационного исследования взята роль книги в культуре Омана и влияние культурно-исторических, художественно-значимых факторов на становление традиций книжного искусства Омана.

Объектом изучения является книга Омана.

Цель диссертационной работы определена как:

  1. исследование процессов формирования и эволюции печатной книги Омана на основе традиционных форм рукописной книги (с ее уникальной историей каллиграфии), на основе всестороннего рассмотрения национальных традиций;

  2. исследование путей развития книжного искусства Омана на фоне выявления и определения современных тенденций его развития;

3. выявление художественно-методических прин
ципов, с помощью которых можно на основе теоретических
данных русского книжного искусства сформировать новые
предложения для активного и действенного развития области
книжного искусства Омана.

Основные задачи исследования формулируются в соответствии с поставленными целями:

собрать и систематизировать материал по истории книжного дела в Омане;

показать роль ученых Омана в деле становления шрифтовой культуры в арабском регионе;

рассмотреть характерные традиционные элементы, сложившиеся в искусстве книги прошлого: 1. - шрифт, 2. -орнамент, 3. - иллюстрация, 4. - композиция, 5. - справочный аппарат;

- определить современные тенденции развития
Оманского книжного искусства и роль в нем традиционных
элементов;

выявить возможности синтеза традиционного и современного в книжном искусстве, учитывая специфические условия Омана;

оценить современное состояние учебной и детской литературы с целью дальнейшей разработки рекомендаций;

- выявить степень значимости существующего
теоретико-практического опыта российской школы (в области
художественного конструирования и оформления книги) для
композиционного анализа современной книги Омана.

Изученность вопроса

Историю книги Омана следует начинать со времени, когда были обнаружены в Шумерских раскопках на территории юга Ирака в виде надписей на каменных памятниках первые сведения о культуре Омана (2340-2284 гг. до н.э. со времен короля Саржун Аккади). В надписях впервые упоминается Мажан (Оман).

Из многочисленных изученных автором трудов и книг, излагающих, историю Омана, можно составить достойный список; все труды излагают общие вопросы истории и культуры Омана. Самые древние известные документы по истории Омана принадлежат Оманскому писателю Аба аль-Мондер Салама бин Мусалем аль-Отаби Ассухари под названием «Происхождение арабов» («Ансаб Альараб»). Самым известным современным историком Омана считается Hyp Аддин Ассалими. Его труд под названием «Тухфа Альаян биссира Ахел Оман» для ученых-исследователей служит основным, важнейшим источником информации по истории Омана. Одним из ведущих современных научных трудов можно назвать, подготовленной значительной группой авторов и изданный в 1995 году «Оман в истории».

На основании всех имеющихся данных автор стремится составить общую картину роли книги в культуре страны. История собственно книги включает историю рукописной и печатной книги (история письменности несколько автономна). Но автор не может сослаться на какие-либо источники по проблемам искусства книги, за исключением арабской письменности и каллиграфии, трудов, например, современных арабских исследователей - Аль-Альфи абу Салех (арабская каллиграфия как пластическое искусство), Аль-Афар Мохаммед Фахад (развитие письменности и гравюры в Хиджазе), D. Мохаммед Абдель Азиз Мрдук (рассмотрение Корана как произведения искусства), D. Аль-Манджед Салах Аддин (по истории арабской каллиграфии) и др.

Искусствовед Б.В. Веймарн в своих работах по изучению декоративно-прикладного искусства арабских стран и Ирана, не касался вопросов искусства книги. Полезный по

теме нашего исследования материал - период расцвета средневекового книжного искусства - находим в работе Ричарда Эттингхаузена.

Проведенное самостоятельное исследование является одним из первых в области художественного анализа книги Омана, в срезе анализа композиции книжной формы. В научный оборот вводится ранее не изученный материал по искусству книги Омана.

Границы исследования определяются историческими, национальными и географическими факторами (географические рамки исследования определены территориальным регионом - это страны Арабского Востока, Египет, Испания).

Исследование включает анализ традиционных элементов книги прошлого на основе конкретных примеров из определенных исторических периодов (художественно-оформленные памятники литературы, манускрипты периода расцвета книжного искусства в мусульманских странах конца XII - начала XIII вв ); искусства декоративного украшения страниц Коранов (с конца IX до XPV вв.); композиционно-декоративной роли различных видов орнаментов и арабского шрифта с учетом географических границ исследования

Соответственно поставленным целям, исследование сочетает в себе историзм и внимание к теоретическим построениям.

Выбранная методика исследования включает.

  1. историко-хронологический подход;

  2. искусствоведческий анализ;

3. основы структурно-функционального анализа;

4. сравнительный анализ (внимание к теоретическим
построениям).

Практическая значимость определяется приложимостью конкретных выводов из данного исследования к современной книгоиздательской практике Омана.

Искусствоведческого плана материал как и практические выводы могут быть использованы при чтении учебных курсов по истории искусства, истории книги, вопросам оформления и композиции изданий в специализированных учебных заведениях страны, готовящих

специалистов для издательской деятельности и полиграфического производства. Анализ опыта прошлого поможет художникам книги оценить перспективы развития современного книжного искусства.

Структура и объем диссертации.

Похожие диссертации на Традиции и современные тенденции книжного искусства Омана