Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система текстильного орнамента в искусстве Китая. Традиции и новации Тянь Хэ

Система текстильного орнамента в искусстве Китая. Традиции и новации
<
Система текстильного орнамента в искусстве Китая. Традиции и новации Система текстильного орнамента в искусстве Китая. Традиции и новации Система текстильного орнамента в искусстве Китая. Традиции и новации Система текстильного орнамента в искусстве Китая. Традиции и новации Система текстильного орнамента в искусстве Китая. Традиции и новации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тянь Хэ. Система текстильного орнамента в искусстве Китая. Традиции и новации : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Тянь Хэ; [Место защиты: С.-Петерб. гос. художеств.-пром. акад. им. А.Л. Штиглица].- Санкт-Петербург, 2011.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/126

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Традиционное текстильное искусство Китая: исторический обзор 10

1. Развитие шелкоткачества в Китае 10

2. Плетение в текстильном искусстве Китая: сущность и основные типы 18

3. Традиционная китайская вышивка: история, особенности и виды 30

Глава II. Семантика китайского орнамента 49

1. Эволюция орнамента в текстильном искусстве Китая 49

2. Система китайской орнаментальной символики 56

Глава III. Современные тенденции текстильного искусства Китая 86

1. Значение текстильного искусства в современном Китае 86

2. Текстильное искусство и современный китайский интерьер 90

3. Современный китайский текстиль: в русле общемировых тенденций 105

Заключение 112

Список использованной литературы 114

Приложение I. Список иллюстраций 130

Иллюстрации 132

Введение к работе

Актуальность исследования.

Художественный текстиль является одним из самых распространенных и древнейших ремесел, без изучения и понимания которого невозможно представить общую картину декоративно-прикладного искусства, становления и развития новых орнаментальных форм и стилей.

Искусство художественного текстиля - это важный компонент китайской национальной культуры, которая создала, за период своего существования, яркие образцы, уникальные технологии и неповторимые виды художественного текстиля.

Китай - страна с богатейшим культурным наследием, традиции которого продолжают жить и плодотворно развиваться во взаимодействии и относительном взаимовлиянии с западными культурными веяниями. Сейчас, когда Китай является мировым лидером в производстве текстиля самых разных видов и типов, особенно интересным и важным становится изучение истории китайских художественных тканей для понимания процессов развития данного вида декоративно-прикладного искусства как внутри страны, так и за ее пределами.

Художественный текстиль Китая представляет собой многоплановое и многоаспектное явление. Этот вид художественной практики Китая имеет древнейшие корни и во многом повлиял на развитие текстильных ремесел Запада и Востока, особенно в технике шелкоткачества.

Таким образом, понимание структуры взаимовлияния западных тенденций и национальных традиций, изучение аспектов развития художественного текстиля в Китае представляется весьма актуальным и перспективным направлением в искусствоведении.

Степень изученности темы

На данный момент цельного исследования, посвященного истории развития китайского художественного текстиля, не существует. При изучении интересующей проблемы автор обращался к широкому кругу публикаций, который включает в себя монографии, статьи, обширный визуальный материал и т.д.

В первую очередь, ключевой представляется информация, которую содержат собственно литературные источники, относящиеся к исторической прозе и поэзии Китая с непосредственными описаниями текстильных предметов костюма и интерьера, а также способов производства тканей (сюда относятся такие произведения, как «Сон в Красном тереме», «Щи Цзин. Книга песен и гимнов», «Чжоу ли» и т.д.).

Наиболее широко для работы над исследованием использовалась литература на китайской языке, которую можно разделить на несколько следующих блоков.

В первую очередь это публикации, посвященные общим вопросам развития истории искусства, а также общекультурной ситуации в Китае за

последние 2000 лет, которые проецируются на текстильные виды декоративно-прикладного искусства. Это работы Чжао Нонга, Хуа Мэй, Сюй Уны Пон и, конечно, Пэн Ди Сяня.

Для исследования в области истории и теории художественного текстиля огромное значение имеет изучение искусства орнамента, который является неотъемлемой частью ткачества с древних времен. Сюда можно отнести такие важные исследования, отличающиеся глубиной проработки многих аспектов китайского орнамента, как «Символика традиционных китайских узоров» Цуй Сяо Мэй (1901) и «Традиционный китайский орнамент» Ван Чи Дина (2007).

Затем следует выделить блок литературы, где уделяется внимание собственно текстилю или его бытованию в костюме, особенно древнем. Исследования, посвященные данным проблемам, весьма обширны, и включают в себя публикации, затрагивающие древний китайский костюм (Чжоу Си Бао «История древней китайской одежды» (1984), Шен Цун Вен «Исследования по древнекитайскому костюму» (1997), Хуан Нанфу «История китайского костюма» (2001)), эволюцию текстильных ремесел в Китае, где особым образом выделяется история шелкоткачества (Чжао Фэн «Шелк в династии Тан»(1992), Чжао Хань Шэн «Крашение и набивка тканей в древнем Китае» (1997), Чжао Фзн «Искусство китайского шелка» (2005)).

Наконец, заключительным блоком следует отметить те работы, которые относятся к предмету настоящего исследования в современном его аспекте. Здесь литература более обширна, хотя чаще всего авторы адресуются к узким областям текстильного искусства, например, Гун Цзянь Пей обращается к текстилю в современном интерьере, Лю Гон Чао - к расписным тканям в дизайне одежды, а Чэнь Дин Зинь - к современному искусству ткачества в целом.

Из публикаций на русском языке в первую очередь хотелось бы отметить следующие: редкий пример обращения российских исследователей к развитию традиционной одежды - «Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве» Л. П. и В.Л. Сычевых (1975), а также две публикации Е. И. Лубо-Лесниченко «Китайские шелковые ткани и вышивки в V в. до н.э. - III в. н.э в собрании Государственного Эрмитажа» (1961) и «Китай на Шелковом пути» (1994).

Объект настоящего исследования - китайский текстильный орнамент в традиционных техниках (вышивка, плетение, шелкоткачество).

Предмет исследования - произведения текстильного искусства, выполненные в традиционных техниках в контексте формирования декоративно-прикладного искусства современного Китая.

Цель работы - изучение особенностей развития текстильных искусств Китая на современном этапе во взаимодействии черт традиций и новаций.

В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования: рассмотреть основные процессы развития текстильного искусства Китая; определить наиболее характерные виды исторических форм художественного текстиля в Китае; выявить семантические особенности

орнаментики в китайском текстильном искусстве в контексте его исторического развития; показать значение художественного текстиля в Китае на современном этане его развития; выявить роль текстильного искусства в развитии современного китайского интерьера;, охарактеризовать в целом особенности современного китайского текстиля в контексте общемировых тенденций.

Методология и методика исследования были определены предметом,
целью и задачами диссертации. В диссертации использовались следующие
основные методы работы: художественно-стилистический: при анализе
семантики текстильных узоров и исследовании влияния традиций на
практику современного декоративно-прикладного искусства;

типологический: при определении типов текстильных техник и изделий; принцип искусствоведческого анализа, осуществленный на основе изучения и систематизации теоретического и иллюстративного материала.

Научная новизна исследования, по мнению автора, состоит в следующем:

1. Предпринята попытка проследить развитие текстильных искусств в
Китае с точки зрения противоречивого взаимодействия национального
наследия и мировых тенденций в области художественного текстиля.

  1. Выделены исторические техники текстиля в их развитии и существовании на современном этапе как неотъемлемой части традиционной культуры Китая; указывается на обогащение эстетической и технологической базы исторических форм художественного текстиля идеями западноевропейского декоративного искусства.

  2. Выявлена основополагающая роль орнаментальной системы в декорировании художественного текстиля Китая, этапы ее эволюции, функционирование на современном этапе развития.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы диссертации могут быть применены при подготовке и проведении вузовских учебных курсов по истории декоративно-прикладного искусства Китая, а также спецкурсов, посвященных истории китайского художественного текстиля. Целый ряд положений и выводов будут полезны при разработке методических указаний и пособий.

Апробация работы

Основные положения диссертации изложены в ряде публикаций, а также на научных конференциях: международной научно-практической конференции «Искусство и диалог культур», международной научной конференции «Мода и дизайн - исторический опыт новые технологии», межвузовской научно-практической конференции аспирантов и студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современные текстильные искусства Китая продолжают развиваться в русле традиционных эстетических художественных процессов, что не исключает использование самых современных техник и освоения общемировых тенденций.

2. Китайские текстильные искусства как вид художественной практики
представляют собой по своим декоративным и материальным свойствам одно
из уникальных явлений в контексте эволюции мирового художественного
текстиля, что в первую очередь относится к развитию такого подлинно
китайского вида декоративно-прикладного искусства, как шелкоткачество.

3. Изучение художественного текстиля Китая через анализ его
декорировки и технических характеристик позволяет более глубоко осознать
его как особый феномен не только в истории художественной культуры
Китая, но истории декоративно-прикладного искусства в целом

Структура работы, в соответствии с поставленными задачами, выглядит следующим образом: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и иллюстративного приложения.

Плетение в текстильном искусстве Китая: сущность и основные типы

Одной из наиболее развитых технологий текстильного ремесла в Китае считается плетение. Исходя из этого факта, было бы целесообразно ознакомиться с указанным видом ремесленного производства, а также его основными видами.

Огромная территория Китая и разнообразие флоры обеспечили богатые запасы бамбука, ивы, вьющихся растений и трав для такого вида декоративного искусства, как плетение. Плетение - одно из древнейших ремесел, которым овладело человечество. Плетёные изделия становились предметами повседневной жизни, и их создание стало важной частью декоративно-прикладного искусства Китая.

Плетение - это ремесло, особенность которого состоит в его изменчивости. Расщепив определенный материал, ремесленник вновь сплетал его в соответствии со своими нуждами, производя изделие, отвечавшее требованиям практичности и эстетическим запросам.

Здесь следовало бы кратко остановиться на мировоззренческих аспектах плетения в Китае. Слова «веревка» и «дух» в китайском языке имеют схожее звучание, что указывает на поклонение народа плетёной веревке в период становления китайской культуры. Мифы говорят: «Нюй Ва опустила веревку в глину, подняла ее, и из капель глины получились люди»18. Кроме того, в связи с тем, что веревка по форме напоминает змею или китайского дракона, который является объектом поклонения в Китае, в доисторический период ее использовали как олицетворение дракона. Известно также, что в древние времена узел использовался как мнемонические приспособление, то есть, можно сказать, что он являлся прообразом иероглифа.

В этом аспекте немаловажно знать, что семантика иероглифа «узел» обозначает силу, гармонию, дружбу. Этот иероглиф встречается также в таких словах и словосочетаниях, как объединение, дружба, увлечение (романтическое), солидарность, успешный результат, первый брак, единодушие - и ассоциируется с понятиями единства, родства, теплых чувств.

Слово «узел» созвучно слову «удача», которое в китайском языке равным образом имеет богатый спектр значений. Процветание, собственно удача, долголетие, счастье, богатство, надежность, здоровье — все эти понятия входят в данный спектр. Обретение «удачи» является неизменным лейтмотивом жизненного поиска, соответственно, и «плетение узлов из веревки», жизненно важное ремесло, естественным путем стало основой традиционной китайской культуры, процветающим с древнейших времен до наших дней. Доказывают это археологические находки. Так, среди реликвий, относящихся к последнему периоду каменного века19, то есть к периоду культуры «шаньдиндунского» человека, были обнаружены «костяные иглы». Поскольку наличие иглы в то время обозначало так же и наличие нити или веревки, можно с уверенностью предположить, что уже в тот период существовали прообразы простейших орудий вязания и шитья. Однако, из-за хрупкости материала, из которого они были сделаны, очень малое количество этих орудий дошло до наших дней. Свидетельства еще более раннего плетения сохранились на бронзовых сосудах эпохи Чжаньго, буддийских гравюрах периода Северных Династий и росписях на шелке Западной Хань.

Исторически, «плетение» рассматривалось, как плетение узлов из веревки. В древности как внутри, так и снаружи дворцовых построек всегда создавалось определенное количество мастерских, в задачу которых входило обеспечение дворца веревками.

Особенность китайских узлов состоит в том, что каждый узел от начала и до конца плетется из одной веревки, и каждый из базовых узлов называется в соответствии с его формой и значением. Из видов плетения разных узлов возникло огромное количество уникальных ярких традиционных украшений, разнообразных по своему внешнему виду и смыслу. Такие узлы, как «избыток радостных событий» (рис. 5), «богатство и долголетие», «удвоенное счастье в доме», «удача и счастье» (рис.6), «благополучие в дороге» (рис.7), выражают теплые и искренние пожелания счастья и мира. Плетение узлов стало неотделимой частью повседневной жизни китайцев. Оно развилось, дав начало множеству украшений, которые делятся на две основные группы: благопожелательные подвесные украшения и украшения для одежды из узлов. Обе группы включают в себя множество подвидов. Ознакомимся с ними.

Так, в группу «подвесных украшений» входят настенные украшения, подвесные украшения для комнат, подвесные украшения различного рода движущихся устройств, в том числе автомобилей, а в группу «украшений для одежды» - кольца, серьги, цепочки, колье, пояса, классические круглые пуговицы и т.д.

Мудрость и чувства, передаваемые при помощи традиционных китайских узлов, формируют часть старинной культуры Поднебесной. В них сочетаются древние иносказания, и множество тонких игр, и сложные изящные изгибы, в основе которых лежит самая простая нить из двух волокон. Они обладают элегантностью и изысканностью, берущей начало в простейших орудия труда древнего человека.

Самое раннее письменное упоминание узлов можно найти в «И Цзине»: «Предки записывали дела, завязывая узлы на веревке, мудрецы из потомков переписали их в книги»20, а в «Комментариях к Чжоу И» Чэнь Сюаня говорится: «О больших делах завязывай большой узел, о малых делах завязывай малый узел» . Кроме того, изображения узлов были обнаружены среди резьбы на бронзовых сосудах периода Борющихся Царств.

В «Ши цзине»22 можно найти стихотворение, в котором говорится о том, как мать невесты завязывает ей платок и, с одной стороны, подбадривает ее, а с другой, предупреждает о трудностях замужества. Это действие являлось частью свадебной церемонии, поэтому словосочетание «завязывать платок» стало синонимом брачного обряда.

Корни искусства плетения узлов уходят в глубокую древность, оно активно развивалось во время династий Тан и Сун и достигло расцвета при правлении династий Мин и Цин. Среди орнаментов на бронзовых зеркалах периода династии Тан встречаются изображения птицы с узлом в клюве, обозначающие брак, объединение двух семей.

Китайские узлы обладают не только разнообразием и красотой форм, но и множеством названий, связанных с их значением: например узел-диск, узел-панно, узел-двойная монета и т.д.

Фактически, в этих названиях нашли отражение древняя культура Китая и многообразие его религий, а так же стремление человека к истинному, совершенному и прекрасному.

Приведем некоторые примеры:

- подарить новобрачным узел-диск (рис. 8) означало пожелать любящим взаимопонимания и взаимной поддержки, а так же никогда не расставаться;

- узел-жуи (рис. 9) в качестве орнамента для нефрита означал исполнение желаний сердца, исполнение всех желаний;

- узел удачи на веере был символом удачи и процветания, счастливого предзнаменования, благополучия;

- на гарде меча вырезали узел — колесо закона (рис. 10), означавший умение отделять темное и стремиться к светлому, избегать зла и взращивать добро.

Следующим указанием на происхождение узлов являются их упоминания в литературных произведениях Китая (к примеру, поэзии и прозе), а так же в частной переписке. Особенно широко эта тематика раскрыта в романе «Сон в красном тереме»24 Чжан Сянь, поэт, живший при династии Сун, писал: «Сердце - как сеть из двух нитей, в середине тысячи узлов»25. Эти слова описывают смятенное состояние женщины, вспоминающей своего прежнего возлюбленного. В древней литературе Китая слово «узел» традиционно используется для описания нежной любви молодых юноши и девушки.

В целом, можно сделать предварительный вывод о том, что за долгую историю своего развития, китайский узел стал для людей символом человеческих эмоций и желаний.

Понятия, связанные с совместной деятельностью, объединением, в китайском языке часто описываются при помощи слов, содержащих иероглиф «узел», например, «стать побратимами», «создать союз», «породниться», «дать взаимную клятву», «сплотиться» и т.д.

Система китайской орнаментальной символики

Смысловая и эстетическая нагрузка китайских орнаментов в том, что они не являются отдельно стоящим культурным феноменом, а представляют собой единство материи и духа, будучи воплощенными в материальном носителе при помощи искусства эстетические концепции. Данными концепциями являются, во-первых, эстетическая ценность узора, а во-вторых, отраженный в нем эмоциональный подтекст. Такой орнамент представляет собой единство внешнего совершенства и внутренней наполненности.

Форма и содержание китайских орнаментов изменялись на протяжении всей истории их существования. Изменения, происходившие в стране, отражались в историчности и периодичности узоров. Они менялись в соответствие с формами общественного и политического развития. Так, в примитивном обществе орнаменты имели магическое, тотемное значение, в феодальный период отражали политические принципы, а в новое время получили распространение национальные благопожелательные узоры.

Для китайского узора важно выражение внутреннего смысла, его эстетическая ценность связана со смысловой нагрузкой. Движущей силой создания орнамента служила не объективная реальность, а требования идеологической концепции. Поэтому узор не ограничивался простой передачей объективной реальности, а являлся соединением этой реальности и духовных запросов человека, переплетением формы и содержания, что делало его цельным произведением, сочетающим дух и материю. Эта эстетическая особенность китайского орнамента определила, что его форма должна раскрывать содержание, то есть то, что через определенную форму передается определенный смысловой подтекст.

В китайском орнаменте большое значение придавалось сочетанию контрастов, важности формы. В процессе складывания узора, появились определенные нормы - «дизацны», зависящие от горизонтальной и вертикальной проекции изображения. К таким дизайнам относятся: танский травяной узор, «встреча с радостью», «вьющаяся ветка» и т.д. Сформировались такие способы создания узоров, как «упрощение», «увеличивающее изменение», «объединение», «разделение» и т.д.

Кроме того, существовали и устойчивые формы орнаментов: дракон, феникс, цилинь, Будда, и множество других. Противопоставление контрастности и цельности в китайских узорах придавало им изменчивость, способность к обновлению, гарантировало их процветание и жизненную силу.

Изменчивые, наполненные разнообразным содержанием и благопожеланием китайские орнаменты находили применение у различных социальных групп, в том числе и у императоров, благодаря тому, что брали за основу саму жизнь. Традиционные узоры отличались не только яркостью и детальностью, но и часто имели благопожелательное значение. Например, пион означал богатство, летучая мышь — счастье, и т.д.

Китайские традиционные орнаменты можно разделить на несколько групп:

- узоры с изображением небесных явлений;

- геометрические узоры;

- растительные узоры;

- узоры с животной тематикой;

- узоры, символизирующие счастье, процветание, долголетие, радость, богатство и т.д.

С развитием орнаментов и узоров расширялся спектр типов используемых сюжетов и благопожелательных значений. Существовали узоры, предназначенные для императорского дворца или жилища простого человека, ханьские узоры и узоры малых народностей, животные и растительные узоры, «узоры четырёх духов» и т.д. Четыре духа - дракон, белый тигр, красная птица и сюаньу (божество севера и воды, изображалось в виде змеи с черепахой). Их так же называют «четырьмя божественными животными» или «четырьмя божествами». Образы четырех духов развились из четырех созвездий, расположенных по сторонам света. В древнем Китае существовало учение о «инь-ян и пяти первоэлементах», отражавшее космогонические взгляды того периода. «Инь-ян» указывало на деление всего сущего на иньское и янское начала, а «пять первоэлементов» обозначали пять первоначальных субстанций, образовавших вселенную.

Этими пятью первоэлементами были вода, огонь, земля, дерево и металл. Насчитывалось пять сторон света: север, юг, запад, восток и центр. В соответствии с этим вводилось пять основных цветов: темный (предположительно темно-зеленый), желтый, красный, белый и черный. Созвездия рассматривались, по аналогии с земными структурами, представлялись как дворцы, и традиционно делились на пять дворцов: восточный, южный, западный, северный и центральный.

Наблюдая за небосводом, древние китайцы пришли к выводу, что все «дворцы», кроме центрального, имеют форму того или иного зверя. Созвездие восточного дворца - форму дракона, а поскольку восток ассоциировался с темным цветом этого дракона стали называть «темным драконом». Южное созвездие называли «алой птицей», т.к. по форме оно походило на птицу, а цвет юга - красный. Таким образом, западное созвездие преобразовалось в белого тигра, т.к., цвет запада - белый, а север - в сюаньу (сюаньсы — черный цвет). Так появились обозначения небесных созвездий и символы сторон света.

Во времена династии Хань четырем духам стали приписывать способность отгонять злых духов, потому их изображения получили широкое распространение в качестве декоративных элементов: темного дракона, белого тигра, красная птица изображалась в виде павлина или феникса, а сюаньу - в форме мифического животного, соединявшего в себе тело змеи и черепахи. Образы перечисленных животных приобрели богатый спектр символических значений, получили статус божественности.

В число изображаемых небесных явлений входят, в первую очередь, облака и дождь. В Китае существует выражение «дух облака». Облака были здесь объектами поклонения с древнейших времён по нескольким причинам. Во-первых, как явление природы, облака переменчивы, и в представлении людей служат предзнаменованиями. Во-вторых, облака неразрывно связаны с дождем, то есть имеют огромное значение для сельского хозяйства, роста сельскохозяйственных культур.

Древние китайцы обладали обширными знаниями об облаках, что подтверждается высказыванием: «Из облака происходит дождь, из дождя — облако. В начале есть облако, облако разрождается дождем»49. Кроме того, считалось, что юньнаньский мрамор («облачный камень») возникает там, где его собирают драконы. Древние китайцы обожествляли облака. Считалось, что человек, при жизни занимавшийся духовными практиками и творивший добро после смерти поднимался на небеса, чтобы стать буддой, именно на облаке. Облако - деталь многих легенд и мифов Китая, материал божеств, поэтому в узорах на одежде и украшениях часто встречается мотив облака.

С момента своего формирования облачный узор сменил множество форм и смысловых значений. В эпоху Инь-Шан существовал узор облаков и грома, сочетавший облачный и громовой узоры, который в дальнейшем превратился в круговой узор. Облачный узор имел круговую, а громовой -квадратную форму. Поскольку облака плывут и изменяются, а звук грома -отражается, то есть тоже совершает круговое действие, в дальнейшем узор переименовали в круговой. Он обозначал благодатный дождь, дарующий процветание крестьянам.

Облачный узор стал популярен при династии Хань. Это было связано с религиозными представлениями того периода. Облачный узор часто можно видеть на керамике, ткани, вышивке, изделиях из лака и меди, гравировках того периода. Облачный орнамент династии Хань отличается от получившего распространение при династии Тан узора плывущих облаков. Танский узор происходит от древних орнаментов с фигурами свернувшегося безрогого дракона и птицами, и хотя, в целом, он очень похож на облачный орнамент, если присмотреться, можно заметить следы изображения голов зверей и птиц.

К тому же, популярность ханьского облачного орнамента была связана с культами божеств. На одежде этот узор выполнял четыре основные функции: во-первых, разграничивал другие орнаменты, создавая для каждого собственный небольшой участок, во-вторых, объединял все в единое целое, в-третьих, заполнял пустоту, в-четвертых, увеличивал общую выразительность. Можно сказать, что в произведения прикладного искусства династии Хань самым важным из орнаментов был именно облачный.

При династии Тан появился узор «облака и цветы», сочетавший четко различимое изображение стебля и рисунок, похожий на лист или цветок. Особенная, черта данного узора - созвучие слова «облако» (юнь) и «удача» (юнь), благодаря чему облако стало символом удачи и счастья. В дальнейшем возникали все более искусные узоры, а именно: «летящее облако», «неподвижное облако», «собирающиеся облака», «облако - как пожелаете» и т.д., отображавшие богатство и разнообразие существующих в природе форм облаков. Узоры с мотивом облаков: узор из облаков (юнь) и летучих мышей (фу) называется «счастливая удача» (фу юнь). Независимо о того, благодаря ли особому энергичному настроению или мягкой легкой смысловой нагрузке, но облачный орнаментр всегда придает предмету благопожелательную атмосферу.

Водяной узор также очень популярен в орнаментальном искусстве Китая: вода - это источник жизни, поэтому она обладает мистическим значением в культуре. В буддизме вода и лотос являются важными символами, означающими святость и чистоту. В древнем Китае существовала традиция жертвоприношений на воде.

Значение текстильного искусства в современном Китае

Цивилизации восточного типа (к коим относится в том числе и китайская цивилизация) всегда отличались от цивилизаций западных, пристальным вниманием к обычаям предков и весьма успешным способом сочетала инновации и традиционализм. Ярким доказательством приведенного выше тезиса является современное состояние текстильного искусства Китая. Ознакомимся подробнее с наиболее значимыми тенденциями этого вида искусства, присущими изучаемой нами стране.

В китайском языке «рисунок» (первый иероглиф, входящий в современное слово «дизайн») обозначает изображение формы вещи, а второй иероглиф того же слова обозначает «план», «способ», «замысел». Таким образом, «современный дизайн» - это предварительное планирование изделия прикладного искусства, декоративного искусства, архитектурного искусства, текстильного искусства, т.е. всего того, что касается цвета, композиции и формы.

Дизайн практически включает в себя всю созидательную деятельность людей в области художественного планирования. Различные виды дизайна, включая дизайн декоративного украшения строений, дизайн текстиля для внутреннего интерьера, декоративный дизайн, дизайн одежды, дизайн индустриальных продуктов, книжный дизайн и др., имеют одинаковое содержание, методы, техники и оказывают друг на друга влияние61.

Многие современные исследователи задумывались о традициях и современности текстильного искусства, его традиционности с одной стороны, передачи ощущения времени и создании новой моды с другой стороны. Традиции и современная мода отражают эстетические представления людей в одежде, которые, безусловно, включают некоторые исторические и культурные факторы, зависят от среды, общества, географического положения, то есть в основании всех этих факторов лежат различные проявления культуры.

Искусство художественного текстиля - это важный компонент национальной культуры, что подчеркивается тем фактом, что китайская цивилизация создала неповторимую текстильную культуру.

Концепция современного художественного текстиля Китая основана на творческом применении традиций теории классической китайской живописи, теории прикладного искусства и теории современного западного искусства .

Декоративное искусство текстиля является выражением культурного самосознания. В общем, оно проистекает о знаний человека об окружающем мире, особенно от форм инструментов и того, что воспринимается красивым. В это изначальное эстетическое восприятие, объединяющее и духовную, и материальную сферу жизни, включают элементы науки, религии, древних магических ритуалов и т.д.63

Таким образом, форма украшения ткани имеет культурное и духовное содержание. Каждый орнамент является эстетической деятельностью, а декоративное искусство соединяет в себе потребность в орнаменте, опыт и создание. Декоративное искусство возникает из наблюдения за природой и обществом и из обобщения увиденного. Художники, занимающиеся этим видом искусства, создают уникальный язык декоративного искусства. Для отражения в текстильном орнаменте культурного сознания и эстетического чувства необходим синтез.

Сочетание народных традиций и западного влияния обогатило содержание китайских текстильных узоров, увеличило разнообразие форм, сфер применения и цветовую выразительность орнаментов.

В процессе создания узора в текстиле эстетика, форма, характер и язык узора происходят из жизни общества и природы. Язык орнамента имеет собственную грамматику, собственные правила, например, ритм, гармонию, постепенность изменения, симметрию, баланс, контраст и др.

В настоящее время выделяют три основных техники создания текстильного узора: стилизация, абстракция и реализм64. Практически любое произведение текстильного искусства сочетает эти три техники. Одним из особенностей китайского текстильного искусства является декоративность.

В XXI веке в связи с ростом экономики и развитием общества люди предъявляют все большие требования к уровню жизни. Возникает вопрос, как сочетать текстильное искусство и пространство современного интерьера. В современном текстильном дизайне Китая, как правило, продумываются следующие моменты :

- сочетание текстиля и окружающей обстановки;

- пропорциональное соотношение элементов интерьера и декоративного текстиля;

- соотношение текстиля и материалов интерьера;

- цветовые сочетания;

- сочетание текстиля и освещения, звукового наполнения, акустики окружения;

- связь функций текстиля и окружающей его среды;

Помимо этого, с точки зрения художественного стиля, важно соотношение традиций и современности, западного искусства и искусства современного Китая. Как известно, китайская цивилизация, которая до определенного периода развивалась во многом обособленно от соседей. В последние столетия китайская цивилизация подверглась сильному влиянию других культур (в первую очередь европейских и японской).

Этот факт, привел, помимо всего прочего, к проникновению зарубежных тенденций в искусство (в том числе и текстильное). Исходя из этого, в настоящее время нельзя утверждать, что текстильное искусство Китая в настоящее время полностью сохранило свою самобытность. Напротив - оно вобрало в себя многие традиции и технологии западной цивилизации, сохранив при этом определенный национальный колорит и своеобразие. В настоящее время текстильное искусство Китая активно применяется в интерьерных решениях и дизайнерских разработках, как внутри Китая, так и за его пределами.

Таким образом, можно сформулировать некоторые выводы:

- искусство художественного текстиля - это важный компонент китайской национальной культуры, которая создала, за период своего существования, яркие образцы, уникальные технологии и неповторимые виды художественного текстиля;

- декоративное искусство текстиля в Китае, во многом является выражением культурного самосознания, менталитета китайского народа. Фактически, форма украшения ткани, в Китае, имеет культурное и духовное содержание;

- сочетание народных традиций и влияние традиций зарубежных государств, которое стало заметно в последние столетия истории Китая, обогатило содержание китайских текстильных узоров, увеличило разнообразие форм, сфер применения и цветовую выразительность орнаментов. В настоящее время текстильное искусство Китая активно применяется в интерьерных решениях и дизайнерских разработках.

Современный китайский текстиль: в русле общемировых тенденций

Ознакомившись с основными тенденциями современного китайского текстильного искусства, проанализируем общемировые тенденции развития текстильного искусства и производства. Это позволит нам сравнить современные общемировые тенденции с тенденциями современного и традиционного текстильного искусства в Китае.

В настоящее время различия в статусе, образе жизни, привычках обуславливают эстетическое разнообразие декоративных стилей интерьерного текстиля, которые можно подразделить на классический, натуральный, романтический, современный, национальный и детско-развлекательный69. Рассмотрим каждый из них подробно.

Интерьерный текстиль классического стиля стремится передать декоративный эффект пышности и великолепия. Атмосфера роскоши, цвета тёмных тонов, плотные материалы, дизайн с обилием сложных элементов, кружевные детали призваны создавать настроение торжественности. Изделия, выполненные в этом стиле отличаются гармоничностью цветовой гаммы, тщательностью отделки, преобладанием мягких кривых линий в формах.

Особенностями натурального стиля текстиля, являются комфортность и произвольность. Простые и четкие контуры, подчеркивание покоя и гармонии, мягкие естественные тона создают легкую и раскрепощенную обстановку теплоты, простоты и естественности. Здесь используются в основном натуральные цвета, исходными материалами, как правило, являются хлопок, лён и шерсть.

В этом романтическом стиле основными элементами являются теплота и гармония, характерно стремление к мягкости форм. Здесь характерно использование нежной и изящной цветовой гаммы с преобладанием розовых оттенков.

Современный стиль: характеризуется сжатостью, чёткостью и энергичностью. Этот стиль лаконичен, прост и упорядочен, отличается четкими и ясными контурами и практичным дизайном, отсутствием сложного декора. В нём воплощается быстрый ритм жизни крупных городов, лаконичность, ясность, подчеркнутая функциональность. В декоре превалируют свободные, плавные линии, (рис. 48).

Текстиль национального стиля отличается этническим колоритом. Национальные особенности проявляются в цветовой гамме, узорах, стиле декора. У разных национальностей, в разных регионах существуют свои жизненные и эстетические привычки, и национальный стиль декора вбирает в себя те или иные традиции.

Текстильные формы детско-развлекательного стиля характеризуются непосредственностью и активностью. Различают младенческий и детский стили. Текстильные изделия, предназначенные для использования в комнате младенца должны подбираться с учётом того, что дети в этом возрасте много спят. Поэтому в основную цветовую гамму такого текстиля входят светло-желтый, светло-розовый, светло-голубой и белый цвета, из материалов оптимальными являются хлопковые ткани и байка, выбор форм определяется комфортом и рациональностью, подчеркивается их функциональность.

Характерным признаком интерьерных текстильных форм для более старших детей является их живость и теплота, в формах преобладают образы из нравящихся детям мультфильмов, цвета отличаются высокой степенью чистоты (рис. 49).

При выборе стиля и разработке дизайна интерьерного текстиля следует обращать внимание на гармоничное единство трех аспектов -функциональности (практичности), эстетичности (художественности) и технологичности, т.е. выполняя требования функциональности, необходимо с помощью технологичности воплощать индивидуальную эстетику интерьера.

В этой связи необходимо добиваться органичного соединения текстильных изделий с обстановкой, средой интерьера, чтобы в конечном итоге создать хорошую и комфортную среду для жизни человека. При условии удовлетворения требованиям функциональности дизайн текстильных форм должен быть гармоничен, чтобы в единстве присутствовали перемены, а в переменах просматривалось единство. Например, шторы, спинка кровати, покрывало, абажур, прикроватные тумбочки вместе образуют обстановку спальной комнаты, в богатых и колоритных текстильных формах присутствует объединяющий их фактор -оборки и узел бабочка, что делает весь дизайн сложным, но упорядоченным, целостным и гармоничным.

Текстильный дизайн интерьеров предполагает такой способ художественного выражения, при котором путем реализации единого дизайнерского замысла и посредством соответствующих дизайнерских приемов формируется некий заданный стиль текстиля, служащего для убранства интерьера70. Существует различное понимание общего текстильного дизайна интерьеров в зависимости от его содержания.

Общий дизайн в широком смысле охватывает отношения единства и гармонии между всеми текстильными изделиями в обстановке интерьера. Текстиль включен во все части современного интерьерного дизайна, его форма, цвет и качество играют важную роль в создании стиля и атмосферы внутренней среды. Если упрощенно понимать интерьерный текстиль только как шторы, покрывала и другие единичные предметы обстановки, то тем самым будет явно занижаться потенциал текстиля и недооцениваться практическое значение общего дизайна интерьерного текстиля.

Формируемое мягким материалом качество, присущее изделиям из текстиля, обуславливает их коренное отличие от твердых материалов. Чем большую площадь занимает текстиль в дизайне интерьера, тем больше сказывается его влияние на атмосферу, стиль и общий дух внутренней среды в целом, вплоть до того, что он может определить основное стилевое направление дизайна.

Использование текстиля в качестве важного приема декора интерьеров определяется, прежде всего, его высокой пластичностью и регулируемостью. Текстиль может эффективно разделять и соединять пространство, повышать коэффициент его использования и качество среды, удовлетворяя тем самым потребность людей в многофункциональности интерьеров.

Кроме этого, текстиль отличается мощной декоративностью, и это является дополнительной причиной, определяющей стиль интерьерного дизайна. Ещё более важно, что общий дизайн интерьерного текстиля не ограничивается создаваемой им атмосферой и средой, его основным фактором является сам человек, дизайн посредством визуальной передачи вызывает различные психологические ощущения, отражает культурную психологию людей. Чем шире применяется текстиль в интерьерах, тем больше людей стремятся украсить свою среду обитания отличающимися индивидуальностью и эмоциональной насыщенностью изделиями из ткани. Характерный для прошлого периода локальный текстильный дизайн уже не приемлем для использования в разнообразных и постоянно меняющихся способах декорирования современных интерьеров.

В настоящее время наблюдается стремление к органическому единству практичности, функциональности и эстетической ценности текстиля. Комплексный текстильный дизайн интерьеров не только поднялся на высоту общего дизайна внутренней среды, но и приобрёл большую глубину и широту в самом содержании комплексности, которая требует уже не простого взаимного сочетания между собой отдельных элементов текстильного декора, а взаимного согласования с общей атмосферой интерьеров .

Общий текстильный дизайн интерьеров посредством использования различных правил комбинирования создает идеальную среду жизни для людей с разными жизненными привычками и эстетическими предпочтениями. Из этого можно сделать вывод, что к настоящему времени общий текстильный дизайн интерьеров из «эпохи декоративного искусства» перешёл в «эпоху средового искусства».

При использовании различных приёмов и концепций в целостной компоновке интерьерного текстиля могут возникать значительно отличающиеся друг от друга стили Несомненно, что исторически и национальные стили оказывают существенное влияние на современный дизайн. Признаки наметившейся в художественных стилях в последние годы тенденции возврата к классицизму являются выражением интереса к истории и культуре.

С другой стороны традиционная культура, будучи формой существования исторической классики, также свидетельствует о заключенной в ней рациональности и непрерывности. Наследование традиций является потребностью развития человеческого общества. При этом традиции являются многоплановым феноменом, в процессе своего продолжения они постоянно пополняются новыми элементами, изменяется их состав и содержание.

Похожие диссертации на Система текстильного орнамента в искусстве Китая. Традиции и новации