Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Н. К. Калмакова в свете традиций петербургского символизма» Балыбина Юлия Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балыбина Юлия Викторовна. Творчество Н. К. Калмакова в свете традиций петербургского символизма»: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения наук: 17.00.04 / Балыбина Юлия Викторовна;[Место защиты: Государственном Русском Музее].- Санкт-Петербург, 2007.- 28 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке не уменьшается интерес исследователей к искусству конца ХIХ - начала XX века, в частности, к проблемам, связанным с символизмом. Возросло внимание к творчеству малоизученных художников этого времени. Их вклад в художественный процесс стал так же интересен, как и судьбы их великих собратьев.

Cтановление русского символизма с самого начала проходило под знаком стремления к разнообразию и широте. Вектор его развития определялся творчеством А.Блока и М.Врубеля, однако, эти выдающиеся мастера не были одиноки. Корифеи русского fin de siecle уже давно стали предметом многочисленных публикаций и выставок. Пора присоединить к существующему ряду имен менее известных художников. Последние выставки, в том числе и тематическая выставка «Русский символизм» в Государственном Русском музее (1996), многое сделали для того, чтобы расширить стандартные определения, ввести в обиход неизвестные имена и произведения. Многие бесспорно талантливые художники, долгое время находившиеся в пренебрежении, получили признание и заняли свое законное место в истории русской культуры конца XIX – первой трети ХХ века.

Среди заново открываемых имен выделяется имя Николая Константиновича Калмакова (1873-1955), представителя петербургского живописного символизма. Необходимость подробного рассмотрения искусства этого самобытного художника назрела давно. Его работы были хорошо известны при жизни, они являли собой яркую страницу в искусстве “Серебряного века” и стали неотъемлемой частью художественной жизни нашего города. Калмаков оформил в театрах Петербурга 11 спектаклей, многие из них являются весомым вкладом в историю всего русского театра.

Об этом своеобразном мастере писали известные художественные критики: А. Бенуа, А. Ростиславов, С. Маковский, С. Яремич и др. В ряде случаев, по силе декоративного таланта, его ставили в один ряд с выдающимися мастерами - А. Головиным, Н. Рерихом, Л. Бакстом.

В настоящее время имя Калмакова популярно, прежде всего, за рубежом. Там оно ассоциируется с понятием “русский символизм” и упоминается в исследованиях, связанных с историей русского театрального искусства начала XX века (Дж. Боулт и др.). В отечественном искусствознании о творчестве Калмакова найти информацию трудно. И даже в таких фундаментальных трудах по театрально-декорационному искусству как книги М. Давыдовой “Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХVIII-XX века”, М. Пожарской “Русское театрально-декорационное искусство конца ХIХ - начала XX века”, Ф. Сыркиной, Е. Костиной “Русское театрально-декорационное искусство” отсутствует имя этого художника. Существующий материал о Калмакове до сих пор чрезвычайно разрознен, малодоступен и не систематизирован. Это положение пора изменить.

В последние десятилетия у нас в стране и за рубежом сильно возрос интерес к наследию русских художников эмигрантов, обогативших своим искусством не только национальную русскую школу, но европейскую и американскую художественные культуры. В связи с этим актуальным представляется изучение как “русского”, так и “зарубежного” периода творчества художника. Его искусство – весьма характерная составляющая мощного блока, представляющего русское искусство во Франции. Проведенное в диссертации исследование поможет по-своему осмыслить масштаб данного явления, в котором отразились многие существенные грани духовной жизни эпохи.

Есть и еще одна, чисто практическая, причина для исследования о Калмакове. В связи с нынешними темпами расширения антикварного рынка, благодаря частным галереям, аукционам и специальным журналам вновь обнаружилось значительное число работ художника, а также приписываемых ему произведений. Известны случаи, когда работы Калмакова подписывались другими, более популярными на антикварном рынке именами. Художник оставил обширное наследие. Разобраться в нем необходимо, чтобы выявить его подлинное творческое лицо, а также устранить ошибки, встречающиеся при атрибуции его произведений.

В настоящее время работы Калмакова включены в постоянные экспозиции Государственного Русского музея, Санкт-Петербургского государственного Музея театрального и музыкального искусства, Театрального музея им. Бахрушина (Москва), они участвуют в выставках в нашей стране и за рубежом. Много произведений Калмакова находится в частных собраниях. Расширение знаний о нем необходимо и для специалистов, и для любителей-коллекционеров.

Диссертантом выносится на защиту работа, в которой творчество художника, мало исследованного, сопоставляется с художественными событиями эпохи, сыгравшей большую роль в развитии отечественного искусства. До сих пор искусство Калмакова представлялось явлением сугубо камерным и довольно малозначительным. Подробный анализ его творчества позволил нам убедиться, что оно занимало в художественном процессе cвоего времени существенное место, оставаясь при этом явлением необычным и даже эксцентричным для русской культуры.

Цель работы - монографическое исследование творчества Н.К. Калмакова в максимально полном объеме. Выявление индивидуального и типического в его искусстве в русле традиций петербургского символизма.

Задачи исследования:

  1. Изучить творческий метод художника, определить те приемы, которые лежат в основе большинства его произведений и выделить особенности, которые отличают его живописное, графическое и театральное наследие.

  2. Проследить логику эволюции творчеcтва художника.

  3. Определить место Калмакова в художественной жизни Петербурга начала ХХ века.

  4. Нахождение, атрибуция, каталогизация и публикация работ художника стали специальной задачей диссертанта.

Диссертантом избран хронологический принцип рассмотрения материала, внутри тех видов искусства, к которым обращался Калмаков, что позволило изучить творчество конкретного мастера через эволюцию его искусства, более того, проследить развитие и тех различных тенденций в искусстве, с которыми было связано творчество художника.

Объект исследования.

Диссертация является первым опытом комплексного исследования творчества Калмакова. Она охватывает широкий круг материалов, связанных с избранной темой. Главным объектом исследования являются работы художника в собрании С.-Петербургского государственного Музея театрального и музыкального искусства, ГРМ, театрального музея им. А. Бахрушина, художественных музеев Вологды, Ярославля, Симферополя, Еревана, Таллинна, Рязани и многочисленных частных коллекций России и Европы. Диссертантом были исследованы материалы Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Государственной театральной библиотеки им. А. Луначарского, научных библиотек Российской академии художеств, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного центрального музея им. А. Бахрушина. Исторические и фактические сведения черпались также из архивных хранилищ Российского государственного архива литературы и искусства, Российского института истории искусств, Института русской литературы Российской академии наук, рукописных отделов Российской национальной библиотеки, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, а также из зарубежных архивных собраний.

Методика исследования: образно-стилистический анализ произведений художника в широком контексте тенденций русского и зарубежного искусства начала ХХ века.

Научная новизна исследования: в искусствоведческий обиход вводится новое имя и связанный с этим именем новый материал. Все архивные данные, на которых строится работа, используются и публикуются впервые. Найдены, осмыслены и введены в научный обиход материалы, связанные с жизнью и творчеством художника из личных архивов Ф. Соллогуба, А. Чеботаревской, И. Степанова, К. Сюннерберга (Эрберга), К. Сомова, С. Крачковского, расширяющие представление о культурной картине эпохи.

Художественная реконструкция большинства спектаклей, которая произведена в работе, также осуществлена впервые. Ранее не представлялся объем оставленного художником творческого наследия. В результате данного исследования обнаружено и введено в научный оборот порядка 124 эскизов костюмов и декораций к 11 спектаклям, около 96 живописных работ, около 12 оформленных художником книг. По результатам этой работы составлен подробный каталог наследия Калмакова.

Практическое значение настоящей работы заключено, прежде всего, в воссоздании творческой биографии Н.К.Калмакова и во введении в искусствоведческую науку новых данных, расширяющих представление об эпохе Серебряного века. Выявление в процессе анализа произведений Калмакова ряда ранее не отмечавшихся исследователями особенностей петербургского модерна позволяет использовать эти наблюдения, как в общих, так и в конкретных искусствоведческих исследованиях.

Важнейшее практическое значение имеет составленный впервые на русском языке полный каталог работ Калмакова. Живописные, графические, декоративные, театрально- декорационные произведения художника собраны и систематизированы, даты создания ряда картин и рисунков уточнены. Большинство произведений, хранящихся в частных собраниях, впервые описаны и каталогизированы. Обнаружены и впервые опубликованы воспроизведения ряда работ, местонахождение которых неизвестно. Проведена атрибуция свыше двух десятков театральных эскизов. В двух случаях восстановлено авторство художника. Художественные произведения Калмакова были собраны диссертантом в 10 государственных собраниях России, Украины, Армении и многочисленных частных собраниях США, Великобритании, Швейцарии, Франции, Германии. Для восполнения недостающего материала использовались книжные издания и периодика.

Обнаружены и опубликованы три варианта авторской подписи и изложена история ее создания, благодаря чему переатрибутирован ряд произведений.

Апробация работы.

Основные положения диссертации были представлены в ряде публикаций и докладах, прочитанных на научных конференциях : “Театр в творчестве Н. Калмакова” (VIII Алпатовские чтения, Москва, 1998 ); “ К вопросу об атрибуции работ Н. Калмакова” (V научная конференция “Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства”, Москва, 1999); “Театральное творчество Н. Калмакова в свете петербургского модерна” (IV Cанкт-Петербургская ассамблея молодых ученых и специалистов “Художественная культура на пороге III тысячелетия” C. Петербург, 1999).

Cтруктура работы. Диссертация состоит из введения; двух разделов, имеющих пять глав, снабженных примечаниями; заключения, содержащего итоги исследования; библиографии на русском и иностранных языках; списка использованных архивных материалов и приложения, которое включает каталог работ художника, альбом иллюстраций и статью об истории создания монограммы Калмакова.

Похожие диссертации на Творчество Н. К. Калмакова в свете традиций петербургского символизма»