Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Живопись мадхубани Гордейчук София Тарасовна

Живопись мадхубани
<
Живопись мадхубани Живопись мадхубани Живопись мадхубани Живопись мадхубани Живопись мадхубани Живопись мадхубани Живопись мадхубани Живопись мадхубани Живопись мадхубани
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гордейчук София Тарасовна. Живопись мадхубани : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : Москва, 2004 171 c. РГБ ОД, 61:04-17/115

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Митхила: прошлое и настоящее . 23

1. Княжество Митхила: историко-культурный обзор . 23

2. Деревня: сельская община, касты, календарные обряды и праздники. 31

3. Мир митхильской женщины: дом и художественное творчество . 37

Глава II. Иконография живописи мадхубани . 51

1. Пантеон митхильских богов. 51

1. Брахма. 51

2. Шива. 54

3. Вишну. 59

4. Женские божества. 72

2. Символика свадебных ритуалов и росписей. Кохбар - синтетический образ . 90

Глава III. Особенности стиля росписей мадхубани . 105

1. Классификация росписей, созданных на бумаге . 105

2. Пространство и время в живописи мадхубани. 110

3. Изображение человека в живописи мадхубани. 115

4. Канон и вариативность. 123

Заключение. 139

Литература. 141

Введение к работе

Предметом исследования являются ритуальные росписи деревенского жилища на территории современного индийского штата Бихар и их модификации при переводе на бумагу.

У многих народов, особенно проживающих в тех регионах, где
распространено саманное и глинобитное домостроение, встречается
такой вид женского творчества, как росписи стен.

Немногочисленные научные и научно-популярные работы, написанные в период с 1930-х по 1970-е гг. на основе материала, собранного в 1910-30-х гг., сообщают о том, что роспись крестьянского жилища встречалась и встречается у украинцев, белорусов, русских, молдаван, словаков, поляков, болгар и сербов, а также на Кавказе - у черкесов и грузин, в Средней Азии - у таджиков1.

1 См. об этом: Арутюнов С.А., Васильев В.И., Джарылгасинова Р.Ш. Древние уральско-восточноазиатские этнографические параллели (на материалах жилища).// Советская этнография, М., 1991, ft 2, с.28-37; Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири, М., 1953; Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Западной Сибири, М., 1950; Бардавелидзе В.В. Древние религиозные верования и обрядовое графическое искусство грузинских племен, Тбилиси, 1957; Бежкович А. С. Настенная роспись украинской хаты.// Советская этнография, М., 1954, №2, с.121-128; Белановская Т.Д. Трипольская культура, П., 1958; Берченко Е.В. Настінне мальовання украіньских хат на господарьских будівель при них, Днепропетровск, 1930; Бломквист Е.Э. Общие черты в крестьянском жилище русских и украинцев.// Советская этнография, М., 1954, ft 4, с.25-41; Воронина В.Л. Узбекское народное жилище.// Советская этнография, М., 1949, ft 2, с.59-85; Выставка украинской народной живописи. Росписи хат. Институт истории искусств, Л., 1928; Зарембский А. Народное искусство подольских украинцев, Л., 1928; Коваленко Гр. Про украінський стиль і украінську хату. Киев, 1912; Кржемінский К. Стінні розписи на Уманщині. Мотиви орнаменту, Каменец на Поділлю, 1927; Матеріали з етнографіі та художнього промислу, Киев, 1956; Материальная культура компактных этнических групп на Украине. Жилище, М., 1979; Миллер М.А. Очерки крестьянских построек в Приазовье, Ростов-на-Дону, 1912; Никольская З.А. Из истории аварского жилища.// Советская этнография, М., 1947, № 2, с.155-166; Салманович М.Я. Жилище коренного населения Молдавской ССР.// Советская этнография, М., 1947, № 4, с.204-233; Украинский народ в его прошлом и настоящем (ред. Ф.К.Волков), Пг., 1914 - 1916,

Большинство исследователей сходятся на том, что это древняя традиция сохранилась благодаря немногочисленным мастерам2.

В 1934 году на севере индийского штата Бихар3, на границе с Непалом, произошло землетрясение, которое разрушило деревенские глинобитные дома; и оказалось, что стены и полы этих скромных жилищ покрыты выразительными символическими росписями.

Т. 2; Украинское народное искусство. Ковроделие, ткачество, вышивка, роспись, гончарные изделия, М.-Л., 1938; Чураков С. Древнерусские стенописные орнаменты.// Декоративное искусство, М., 1958, № 12, с.38-42; Шарко А. Малороссийское жилище, М., 1901; Шероцкий К. Очерки по истории декоративного искусства Украины. Т.1 Художественное убранство дома в прошлом и настоящем, Киев, 1914; Щепотьэва М. Розписи хат в с.Ходоровцях на Камянечині, Киев, 1928; Юрченко П.Г. Народное жилище Украины, М., 1941

2 На Украине в Киеве, в Государственном музее украинского
народного декоративного искусства находится большая коллекция
работ украинских народных художниц, в том числе и Марии
Приймаченко, которая родилась в 1908 году в с. Болотня на
Киевщине. Ее работы экспонировались во многих странах мира, а ее
имя включено во «Всемирную энциклопедию наивного искусства»,
изданную в Будапеште. Подробнее см.: Мария Приймаченко. Альбом.
Киев, 1989.

3 Митхила - страна древних митхилов, защищенная с севера
Гималаями, а на востоке, юге и западе - реками Коши (Каушики) ,
Ганг и Гандаки соответственно, занимала около 20 000 квадратных
миль современного индийского штата Бихар (дистрикты: Мадхубани,
Дарбханга, Самастипур, Вайшали, Музафарпур, Чампарак, Монгхур,
Сахарса, Пурни) и примерно 10 000 квадратных миль - в Непале
(районы: Рохтара, Сарилахи, Мохитари, Саптари, Моранг). Сейчас
это небольшой район Бихара, одного из наиболее густонаселенных
штатов Индии. В среднем плотность населения на Бихарской равнине
- 447 чел. на 1 кв.км. Наиболее густо заселены четыре округа -
Патна, Саран, Музаффарпур, Дарбханга (605 - 635 чел. на 1
кв./км), причём доля городского населения в большинстве округов
составляет не более 10%. (См.: Сингх Г. География Индии, М.,
1980, с.443).

В поздне-ведическую эпоху Митхила была частью королевства Видеха. Тирабхукти - другое название Митхилы и более популярное в IV - V вв. н.э. Но исторически, Митхила - более употребляемое название этого региона, если говорить о культурных аспектах, а не политико-географических.

Своеобразный уклад жизни позволял на протяжении долгого времени скрывать от посторонних глаз это искусство, образцы которого сейчас представлены во многих музеях мира и частных коллекциях4.

В 1966 - 1967 гг. на Бихар обрушилось новое бедствие -голод. Чтобы облегчить участь голодающих, Всеиндийский Совет по ремеслам, возглавляемый вьздающимся деятелем индийской культуры Пупул Джаякар, снабдил митхилок бумагой и шелковой тканью (для написания картин), предоставил субсидии и обеспечил их работам рынок сбыта. Так живопись мадхубани начала обретать коммерческую основу. В определенном смысле она повлияла и на моду: многие женщины с удовольствием начали носить сари с росписями, аппликациями или вышивками, сделанными на основе митхильских сюжетов; интерьеры многих морских портов, железнодорожных вокзалов, отелей и даже поездов были украшены работами художниц.

В 1970 году это искусство получило официальное признание, когда Премьер-министр Республики Индия Индира Ганди вручила государственные награды нескольким художницам: Джагдамбе Деви, Сите Деви, Махасундари Деви.

Искусство мадхубани имеет очень древние корни. Мадхубани -название более известное, но менее точное, ибо так называется только один из четырех районов той части штата Бихар, где распространено это искусство. Другое название этих росписей -митхильская живопись или митхильские росписи - происходит от

4 Коллекции митхильского народного искусства (в том числе и росписи) хранятся в Индии: Чандрадхари музеум (г.Дарбханга, штат Бихар), Бихарский институт промышленного дизайна (г.Патна, штат Бихар), Музей ремесел (Нью-Дели), частная коллекция Упендры Маратхи; в музеях Европы, Америки и России (например, в индийском департаменте Британской библиотеки - коллекция, собранная У.Г.Арчером и М.Арчер в 1930-40-е гг.; в Государственном Музее Востока - коллекция В.И.Коровикова, собранная в 1980-е гг.). Выставки живописи мадхубани прошли в Париже в 1973 г. и 1975 г.

наименования государства, а затем княжества Митхила, которые существовали на этих землях (см. Главу I).

Этим видом творчества занимаются в основном женщины из каст брахманов и каястхов. Узоры мадхубани выделяются специфической композицией. Фигуры богов, людей или животных обычно помещаются в рамку, все пространство которой заполнено изображениями цветов, рыб, птиц, змей и символов планет.

Традиция создания рисунков на стенах и полах домов, на ткани и бумаге существовала с древних времен и в других индийских штатах: Ориссе, Западной Бенгалии, Раджастхане, на юге и др. Но если в узорах альпона (создаваемых у входа в дом и внутри помещения на полу) можно найти много общего, то в живописи, создаваемой на ткани или бумаге, есть региональные отличия5.

5 В окрестностях храма Джаганнатха и в ближайших деревнях вокруг городов Пури и Ганджама (штат Орисса) сохранилась древняя традиция: изображение на пальмовых листьях или бумаге сюжетов на религиозные темы (появление живописи Пури относят к началу строительства храма, примерно к XII в. н.э.). Она сохранила черты буддийских фресок, найденных в орисских храмах. Основным же объектом для изображения был сам Джаганнатха, как один, так и в компании с братом Баларамои и сестрой Субхадрои. Другие сюжеты подсказывали эпос Рамаяна, Пураны, мифологические повествования о Кришне. Относительно редко иллюстрировались местные легенды и исторические события. (См.: Das J.P. Puri paintings. New-Delhi, 1982; Krasa M. The folk paintings of Orissa.// New Orient, 1962, ft 1, p.19) .

С древних времен и на территории Бенгалии (X.Книжкова упоминает только некоторые места из огромного списка: Банкура, Бирбхум, Бурдхван, Надиа, Хугли и Калькутта) жили художники, создававшие подобные картины, но более других славились мастера Калигхата - района вокруг храма богини Кали, предместья Калькутты. Они называли себя читракарами или патуа. О первоначальной стадии развития этого искусства ничего неизвестно. Большинство существующих росписей относится к середине XIX - началу XX вв. Любимыми сюжетами для художников из предместья Калигхат были изображения бенгальских женщин, индуистских богов, сцен из эпических поэм, Пуран и Корана. Изображение человека или животного было достаточно крупным, и на одном листе помещали только одну фигуру. (См.: Knizkova Н. Bengali pictures of Kalighat style.// New Orient, 1967, ft 6, p.79-80).

Одним из первых, кто по достоинству оценил и начал собирать живописные произведения и сведения о мадхубани, был английский ученый У.Д.Арчер6. Он собрал то немногое, что было создано до 1934 г. на редкой для тех мест бумаге, а также сфотографировал росписи на стенах внутри домов. Теперь его коллекция хранится в Восточном отделе Британской библиотеки.

Российские индологи-искусствоведы почти не обращались к этой тематике7, за исключением Н.Р.Гусевой. В ее книге8 одна из глав посвящена народной живописи, в том числе и митхильской, но в ней использован уже известный, хотя, возможно, и малодоступный на тот момент, англоязычный материал.

В основном же проблемами истории и развития этого вида живописи занимались индийские и западноевропейские искусствоведы: первые работы появились почти сразу после того, как мир узнал об этих росписях. В 1949 г. У.Д.Арчер опубликовал

Близкой к мадхубани ветвью художественно-ремесленного производства является изготовление свитков печваи в небольшом городке Натхдвар (штат Раджастхан). Эти росписи впервые появились в г. Матхура - историческом центре кришнаизма. В XYII в., в период правления Аурангзеба, центральное изображение Кришны было перевезено в Натхдвар, к северу от Удайпура, куда переселяются и мастера, изготавливающие печваи. (См.: Joshi О.Р. Painted Folklore and folklore Painters of India (a study with reference to Rajasthan). New Delhi, 1976) .

6 У.Д.Арчер 16 лет проработал в Indian Civil Service в Бихаре. В
это время он несколько лет прожил среди санталов, одной из
крупных племенных групп Бихара, а вернувшись в Англию, с 1949 г.
возглавлял отдел индийского искусства в Музее Виктории и
Альберта в Лондоне. У.Д.Арчер - автор монографий и каталогов по
классическому и народному искусству Индии.

7 Историография вопроса представлена в статье автора. См.:
Гордейчук СТ. Ритуальная живопись Северо-восточной Индии
(мадхубани Бихара): история изучения и перспективы. // Культура

в современном мире: опыт, проблемы, решения. Научно-информационный сборник РГБ. Вып. 3. Москва, 2002, с. 63-79.

8 Гусева Н.Р. Художественные ремесла Индии. М., 1982.

статью в специальном журнале «Marg»9. В относительно небольшой статье исследователь обрисовал основной круг проблем и вопросов, которые позже разрабатывали его последователи и коллеги. Он наметил черты социально-исторической обстановки, в которой родилось это искусство (роль женщин из каст брахманов и каястхов; факторы, повлиявшие на сохранение традиционных форм и образов; функциональное назначение росписей); описал технику художниц и материалы, которыми они пользовались; разделив все изображения на две группы (1. мифологические существа: боги, герои, др.; 2. символы плодородия), попытался объяснить их значение в культуре Митхилы; но наибольшая ценность его работы заключается в том, что он дал характеристику стилей живописи женщин-брахманок и женщин из касты каястхов.

В 1964 г. в сборнике по индийскому народному искусству была опубликована статья Сундхаканты Мишры10. В ней автор рассматривает все виды народного творчества жителей Митхилы, хотя и не отдает предпочтение ни одному из них: производство одежды и домашней утвари из металла и дерева, гончарное производство, создание различных изделий и игрушек из травы сикки, искусство татуировки и другие виды украшения тела, народная живопись и, как наиболее важный вид народного искусства, ритуальные узоры альпона.

В 1966 г. выходит специальный номер журнала «Marg», посвященный искусству и культуре штата Бихар, в котором были опубликованы две статьи о живописи мадхубани11. Статья Милдред

9 Archer W.G. Maithil painting.// Marg, 1949, Vol.Ill, ft 3, p.25
- 31.

10 Mishra S. The folk-art of Mithila.// Studies in Indian folk
culture, Calcutta, 1964, p.103-110.

11 Archer, Mildred. Painting.// Marg, 1966, Vol. 20, ftl, p. 47;
Mathur J.C. Domestic arts of Mithila.// Marg, 1966, Vol. 20, ftl,
pp. 43 - 46.

Арчер - это краткое обобщение всего известного о росписях, а работа Дж.С.Матхура ввела в научный оборот новые данные. Прежде всего, автор дает краткую историческую справку о Митхильском княжестве, рассказывая о системе кулинизм, введенной раджой Карнатакской династии Нарасимхадэвой среди брахманов и каястхов и предписывающей им создать свои генеалогические таблицы. Дж.С.Матхур показал неразрывную связь митхильской живописи с домашними обычаями и особенно со свадебными церемониями. Митхильское народное искусство он разделил на четыре категории (альпона, стенная живопись, терракотовые скульптуры, изделия ремесленников) и дал им краткие характеристики, утверждая тем самым (еще раз) необходимость комплексного подхода к изучению народного искусства.

Конец 1960-х - 1970-е гг. отмечены статьями о народном искусстве Пупул Джаякар, книгой-альбомом Ива Веко и работой Милдред Арчер12.

В своей статье, опубликованной в журнале «Marg», П.Джаякар особое место отводит искусству создания альпона, в основном тех мотивов, которые органично входят в митхильские росписи (например, стенописи в комнате новобрачных). В статье,

Jayakar P. Painting: colour in the hands of folk makes holy Mandalas in gay spirits.// Marg, 1969, Vol.XXII, К 4, p.37 - 43; Jayakar P. Paintings of rural India.// The Times of India annual, 1975, pp.53 - 62; Vequaud Y. The art of Mithila: ceremonial paintings from the ancient kingdom, London, 1977; Archer, Mildred. Indian Popular Painting in the India Office Library, London, 1977.

Пупул Джаякар - автор работ по народному искусству Индии, председатель Всеиндийского Совета по ремеслам (учрежден в 1952 г.) и одна из активных сторонников сохранения и развития традиций живописи мадхубани.

Ив Веко (был известен в Индии как Bihko Fransi) - французский исследователь, один из наиболее активных собирателей и пропагандистов живописи мадхубани в начале 1970-х гг. Автор книги и фильма о творчестве митхильских художниц. Возможно, именно он был одним из организаторов двух выставок мадхубани в Париже в 1973 и 1975 гг.

опубликованной позже, в 1975 г., она рассматривает уже более широкий круг вопросов (создание мандал, альпона, домовых росписей, живописных свитков патуа, творчество племенных групп), используя для сравнения художественный материал не только Бихара, но и Западной Бенгалии, Махараштры и Раджастхана.

Работа И.Веко - первая основательная работа о митхильских росписях, которая строится по традиционной схеме:

Княжество Митхила: историко-культурный обзор

Митхила играла значительную роль в политической и культурной жизни древней Индии, однако крайне мало подлинных свидетельств для реконструкции ранней митхильской истории. Среди местных источников определенное место занимают произведения Видьяпати (вторая половина XIV - первая половина XV вв.). Нумизматика и эпиграфика Митхилы также весьма не богаты. Некоторые сведения дают мусульманские хроники, но только «в связи с военными экспедициями тех или иных мусульманских владык»31. Поэтому одним из важных источников являются записки путешественников, в основном паломников-буддистов. В Митхиле «побывали все знаменитые китайские путешественники: Фа Сянь (начало V в.н.э.), Сюань Цзан (первая половина VII в.н.э.), И Цзин (конец VII в.н.э.), они оставили свидетельства о состоянии буддизма, вернее его упадке»32. К XIII в.н.э. относятся записки о митхильском государстве тибетского паломника Дхармасвамина33.

Ученые начинают свои исторические обзоры Митхилы с характеристики упоминаний этой территории в древнеиндийской литературе34. Наиболее раннее упоминание Митхилы встречается в «Шатапатхабрахмане», датируемой 1500 г. до н.э. В ней рассказывается о членах рода35, народе видехов36. Ведомые Агни Вайшванарой и священником из клана Гаутама они пересекли реку Саданика (современную Гадаки), устремились на болотистые и необработанные земли и превратили этот регион в землю, которую позже станут называть их родовым именем - Видехой. «Индийская традиция знает несколько царей по имени Джанака, правивших в Видехе», - пишет С.Д.Серебряный37 и приводит ряд интересных примеров: царь Видехи Джанака упоминается в «Брихадараньяка-упанишаде» как покровитель мудрецов и философов38; в «Рамаяне» Джанака - отец Ситы, супруги главного героя поэмы - Рамы. В этом произведении его (Джанаки) царство упоминается и как Видеха, и как Митхила (от имени «Митхи», которое носил предок Джанаки).

Упоминается «Митхила» и в «Махабхарате». «Полагают, пишет С. Д. Серебряный, - что это мог быть город Джанакпур, расположенный на территории современного Непала, на границе с Республикой Индия»39.

Древние индийские писатели оставили сведения о различных племенах - соседях видехов, живших в северной Индии в I тыс. до н.э.: о племенном объединении личчхавов, живших на севере от Ганга и на востоке от Гандаки; о ваджах (вриджах), обитавших севернее от личчхавов; о южном соседе - государстве Магадха, территориально расположенном вдоль правого берега Ганга. Задолго до Будды и при его жизни восемь родов, включая видехов и личчхавов, входили в состав конфедерации Ваджи40. В общем же, в период с IV в. до н.э. по XI в. н.э. Митхила входила в состав нескольких империи и государственных образований, среди которых империи Магадха (с сер. VI в. до н.э.), Ашоки (с III в. до н.э.) и Чандрагупты I, возвышение которого относят к 320 г. н.э.41. С XII в. цепь исторических событий в Митхиле прослеживается более четко, чем в предыдущий период. Немалую роль в этом играют дошедшие до наших дней произведения Видьяпати42. Периодизацию истории Митхилы с XII в. можно представить в таком виде: - правление Карнатакской династии (XII - середина XIV вв.) , - господство Оинийской династии (середина XIV - начало XVI вв.) , - Митхила в составе империи Великих моголов (начало XVI в. - конец XVIII в.), - Митхила в составе Британской империи (конец XVIII в. 1947 гг.), - Митхила как часть штата Бихар в независимой Индии (с 1947 г.) . Карнатакская династия утвердилась в Митхиле примерно в конце XI века. Первым известным раджой был Наньядэва. Полагают, что основатели династии действительно пришли с юга Индии, из Карнатака. На это указывает как имя раджи, имеющее дравидийское происхождение, так и южноиндийское происхождение соседней династии Сенов (Шенов), утвердившейся в Бенгалии на рубеже XI и XII веков43. В течение двух с половиной веков Митхилой управляли около десяти раджей Карнатакской династии, о деятельности которых почти ничего неизвестно, поэтому остановимся только на двух из них: Рамасимхадеве и Харисимхадеве, тем более что результаты их деятельности приобретают особое значение в контексте данной работы.

«В период правления раджи Рамасимхадевы (1227 - 1276) был проведен ряд социальных и религиозных реформ, которые позволили ввести индуизм во все сферы жизни. В каждую деревню был направлен чиновник, который следил за выполнением этих указаний». 44

Но больше всего сведений сохранилось о последнем радже -Харисимхадеве (первая половина XIV в.), который ввел уникальную иерархическую систему среди брахманов и каястхов, так называемый кулинизм45 - свод индуистких кастовых и брачных правил. Эта система была связана с кастовой организацией и призвана была поддерживать законы внутрикастовых браков. Важную роль в этом процессе играли генеалогические списки (панджи) , составлявшиеся для семей брахманов и каястхов46.

Мир митхильской женщины: дом и художественное творчество

Округ Мадхубани - один из главных центров распространения настенных росписей - находится далеко от крупных городов и городских поселков. Это типичный сельскохозяйственный район. Здесь почти нет минеральных ресурсов, и население занято в основном земледелием. Перед тем, кто попадает сюда первый раз, эта земля предстает пестрым ковром, сотканным из разноцветных полей-плантаций манго, бананов, кокосов, хлопка, индиго, овощей и злаков, бамбуковых рощ и голубых прудов, окруженных тропическими лесами. И среди этого многообразия расположены большие и маленькие деревни.

Поселения стоят на одних и тех же местах, как правило, веками, так как при застройке люди руководствуются не только наличием земли, но и воды. Во всех деревнях четко разграничены места проживания высших земледельческих и низших каст: если первые занимают центральные части, то вторые селятся на окраинах.

Конструкция домов и материал для их постройки диктуются климатическими и географическими особенностями региона. Дома сельских жителей преимущественно глинобитные или каркасно-столбовые (дерево используется для каркасов, а стены заполняются травой, ветками, бамбуком), покрытые с внутренней и внешней сторон побелкой или обмазкой. Полностью из дерева делаются только небольшие хозяйственные постройки. Муссоны вынуждают делать высокие и крутые крыши, материалом для которых служат солома, тростник, расщепленный бамбук, реже черепица. В застройке преобладают жилища, «собранные» из четырех одноэтажных домов, крытые веранды которых выходят в общий двор, образуя сплошную галерею. В одном таком доме может проживать несколько поколений со своими семьями. Количество комнат определяется уровнем зажиточности, но в любом случае все жилое пространство разделено на женскую и мужскую части. Веранда, общая комната -открытое пространство - отданы мужчинам; а женская часть дома -это внутренние комнаты, кухня, место у очага - закрытое пространство. Пиши, в стенах выполняют функциональную роль, заменяя полки для посуды и другой домашней утвари.

Жилище для митхильцев является таким же полисимволическим объектом, как и природа. С одной стороны, жилища митхильцев, как бы вырастающие из земли, служат защитой для человека от природных стихий, а с другой - сами жители считают себя защитниками и хранителями своих домов - святилищ для домашних божеств, при этом имея в виду не только алтари, но и места хранения урожая, кухни, очаги, комнаты новобрачных. Божества могут присутствовать в них как в видимых образах (скульптурных, живописных), так и невидимых (освященное пространство обозначается различными символами и знаками). Таким образом, дома для митхильцев - и реликварии, и священные объекты. И соответственно сам процесс строительства, в котором принимают участие все члены семьи, поднимается до уровня ритуализированного акта творчества. Собственно строительство простых деревенских домов и сложных храмовых комплексов имеет единую архитектурную традицию, только в первом случае строители подчинялись своей интуиции и древним традициям, которые они затем оформили в классические архитектурные каноны. Строительство дома - мужская обязанность, но его украшение (будь то простая побелка, скульптурный декор или росписи на стенах) -дело женских рук, причем интерьер жилища всегда будет оформлен «роскошнее», чем фасад дома.

Главным украшением митхильского интерьера до сих пор является декорирование стен и потолка росписями (на санскрите -bhittichitra)87. Живопись мадхубани долгое время была неизвестна науке. И хотя выдвигаются различные гипотезы о времени появления живописи, этот вопрос до сих пор остается открытым. Предполагают, что она имеет непосредственную связь с древней цивилизацией долины Инда. Так У.Тхакур считает, что «символические изображения [мадхубани] напоминают узоры на Хараппской керамике и штампованных монетах»88. В работе

Э.Маккея89 приводится большое количество иллюстративных таблиц с археологическими находками из Хараппы и Мохенджо-Даро. На наш взгляд, в стилизованном геометрическом орнаменте керамики сложно усмотреть прямые аналогии с росписями мадхубани, скорее всего можно говорить об устойчивой традиции украшения росписями глиняной поверхности, в том числе и жилищ.

Символика свадебных ритуалов и росписей. Кохбар - синтетический образ

Как мы уже отмечали, первоначально живопись использовалась только для украшения домов, хотя сюжеты и образы повторялись и на других изделиях (лаковых, из травы сикки, посуде, вышивках, аппликациях, альпона - специальных ритуальных узорах, которые рисовали на земле около дома и во дворе, др.). В доме для них отводились определенные места: госауни-ко-гхара (семейный алтарь), кохабара-гхара (комната новобрачных), кохабарагхара-ка-конийан (веранда напротив комнаты новобрачных, где ожидают друзья жениха). Каждому помещению в доме соответствовала своя группа изобразительных мотивов. Так как отсутствуют статистические данные о преобладании тех или иных персонажей, мы можем сослаться только на описание коллекции У.Г.Арчера и исследование У.Тхакура.

Проанализировав описания работ из коллекции британского исследователя, можно сделать вывод, что наиболее разнообразной была живопись в комнате новобрачных: здесь изображались супружеские пары, причем как обобщенные образы митхильцев, так и божественные (Радха и Кришна, Шива и Парвати, Вишну и Лакшми), кроме того, везде встречается изображение кохбара - ритуального узора, окруженного птицами, рыбами и растительными формами. При рисовании использовался преимущественно красный цвет, хотя важное значение имели черный, желтый и зеленый, а также их оттенки.

На веранде обычно изображались сцены из жизни деревни, связанные со свадебными ритуалами: перенос даров в дом жениха, свадебные процессии; стилизованные изображения деревьев (манго, граната, др.) и животных (верблюд, слон, др.), символизировавших идею плодородия, а также герои мифологических повествований (Кришна, Дурга, Хануман, Радха, аватары Вишну: Матсья, Вараха, Курма).

На стенах около семейного алтаря изображались рыбы, черепахи, другие животные и птицы228, а также божества, которым поклонялись в данном доме (как мы уже указывали, их могло быть и несколько).

Несмотря на то, что росписи создавались ко многим семейным и общинным событиям и праздникам, все же наибольшее значение они приобретали в период организации и проведения свадьбы. Свадьба была одной из наиболее важных санскар в жизни мужчины и женщины. Она была началом и центром всех домашних жертвоприношений, с нее начинается изложение в грихья-сутрах. «В них предписывается, что каждый мужчина при нормальных условиях должен жениться и вести жизнь домохозяина»229. Своеобразию свадебных церемоний народов, населяющих Индийский субконтинент, уделено значительное место в исторической, этнографической, культурологической литературе, но нам с трудом удалось отыскать материалы, описывающие и анализирующие обряды бракосочетания в Митхиле230. Это тем более странно, так как здесь на практике следуют многим ритуалам, которые упоминаются лишь в ранних версиях дхарма-шастр, и давно забыты в других ареалах индуистской культуры. Несмотря на скудность материала, нам, тем не менее, хотелось бы описать некоторые свадебные ритуалы. Церемонии в доме невесты проходят в двух ритуально значимых местах. Все начинается во дворе под свадебным шатром и около ритуального костра, и заканчивается в доме, в кохбар-гхаре . В обычные дни двор является центром мирской повседневной жизни: здесь встречают посетителей - представителей неизвестных каст или людей с неопределенным религиозным статусом, здесь обмолачивают и очищают зерно, хранят сельскохозяйственный инвентарь, а сельский брадобрей подстригает и бреет мужчин семейства. Но перед свадьбой пространство центрального двора переосвящается, подобно храму или божественному образу: вся территория обмазывается коровьим навозом и украшается альпона, которые рисуют рисовой пастой. За пять дней до свадьбы начинают строительство свадебного шатра (или навеса). Сначала возводят бамбуковый каркас, который затем покрывают уже подготовленной соломенной крышей. Место невесты отмечают пятью отпечатками ладони на рисовой пасте, украшая их киноварью и желтыми хлопковыми нитями. Интересную аналогию отметил Дж.Джайн, связывая этот ритуал с другим, известным как мадаб тхатха, когда приглашенные замужние соседки и родственницы невесты украшают свои проборы в волосах киноварью231. Одновременно освящается и кохбар-гхар. Утром в день свадьбы пол в кохбар-гхаре обмазывается девять раз глиной. Приглашенные женщины-художницы, как правило, родственницы, украшают стены комнаты росписями, причем они сохраняют свое магическое значение только четыре дня и четыре ночи, пока длится ритуал232. На свежеобмазанный пол около росписей брадобрей кладет несколько веточек манго и зажигает огонь в алтаре, перед которым садится невеста.

Прибывшему жениху дают новую одежду, причем меняет ее он несколько раз: по прибытии, накануне свадьбы, на четвертый день после свадьбы и перед его отъездом из деревни невесты. Затем происходит освящение шатра женихом: брат невесты ставит горшки с водой, отмечая каждый из четырех столбов шатра, и обводит троекратно около них жениха, который прикасается к ним правой рукой. После этого жениху предлагают лист бетеля, который до этого был во рту невесты.

Другими важными составляющими свадебного ритуала в Митхиле являются триратриврата (обет воздержания в течение трех ночей после обряда бракосочетания) и чатуртхикарма (ритуал четвертой ночи, символизирующий завершение свадебных ритуалов). Они отмечены в некоторых ранних версиях дхарма-шастр, но потеряли свою актуальность повсеместно, за исключением Митхилы, где им очень серьезно следуют .

Классификация росписей, созданных на бумаге

Как мы отмечали в Главе I, У.Д.Арчер сделал попытку провести стилистический анализ живописи мадхубани, разделив росписи на две группы: брахманские и росписи художниц-каястхов.

Нас отделяет от У.Д.Арчера почти столетие, поэтому мы уже не можем увидеть подлинные росписи, созданные без какого-либо внешнего культурного влияния, и подтвердить или опровергнуть гипотезу У.Г.Арчера. Анализ работ из более поздних коллекций (в том числе и Государственного музея Востока, В.И.Коровикова, а также некоторые работы из собрания У.Г.Арчера), позволяет нам сделать другие, не менее интересные выводы как об общей стилистике этой живописи, так и об изменениях, произошедших после появления бумаги, химических красок, а главное в связи с расширением информационного пространства вокруг митхильских женщин и их включенности в него, начиная со второй половины б0-х годов XX столетия.

Новая живописная поверхность заставила изменить положение тела, позу, в которой работала художница: вертикаль стены сменилась горизонталью пола. Появились новые инструменты и материалы для рисования. Художницы стали использовать перьевые и чернильные ручки и кисти вместо пальцев рук и подручных материалов. Привычные краски с растительными и минеральными пигментами с достаточно ограниченным колористическим рядом были заменены яркими химическими, водяными красками с богатой цветовой палитрой. Все это, с одной стороны, способствовало своеобразному сокрытию кастовых отличий живописи (возможно, они сохранились, но искать их уже нужно по другим параметрам, а не по тем, которые были отмечены для стенных росписей) ; с другой стороны, эти изменения помогли раскрыть индивидуальный стиль каждой художницы, а это уже черта, присущая всему художественному процессу XX века.

Взяв за основу размеры бумаги и соответственно целевое предназначение росписей, мы условно разделили их на 2 большие группы.

К первой группе относятся росписи, сделанные на бумаге небольшого формата в виде складных поздравительных открыток (рис.185-194,245,246) . Нельзя сказать, что традиция создания подобных небольших росписей появилась только с приходом «цивилизации», так как для митхильских женщин, собирающихся замуж, обязательным занятием было создание картинок небольшого формата, которые дарились будущему супругу. Главным же отличием между традиционными подарками жениху и «современными» открытками были сюжеты. Если в первом случае изображались парные символы плодородия: попугаи, павлины, рыбы, черепахи, змеи, цветы, а также синтетические растительно-зооморфные образы, то во втором - выбирались хорошо известные персонажи индуистского пантеона: Брахма, Вишну, Кришна, Ганеша и Кали, причем самые узнаваемые их иконографические варианты, а также изображения митхильской «одноглазой» красавицы-невесты.

Ко второй группе относятся росписи, созданные на плотной бумаге большого размера, и представляющие отдельные детально проработанные изображения и группы персонажей (рис.195-204,205-243) . Очень многие росписи имеют определенную географическую (вплоть до деревни) и авторскую идентификацию, но это не свидетельство заботы о будущих исследователях, для которых важен как сюжет, так и авторство работы. Скорее всего, это влияние всеобщих рыночных правил в области искусства, которые стали известны и простым деревенским художницам. Несмотря на то, что мадхубани становится с 60-х годов уже художественным промыслом, в нем сильны и черты авторского творчества со всеми преимуществами и недостатками. Ежегодно лучшие художницы получают Государственные премии, многие из них участвуют в выставках в Индии и за рубежом, их работы находятся во многих музеях и частных коллекциях, соответственно о них часто пишут в газетах и журналах. Все эти атрибуты биографии, обязательные для любого современного художника, дают ему, как минимум, известность и повышают ценность его работ в отличие от творений анонимных авторов. Это хорошо поняли митхильские художницы, поэтому все работы подписываются (отсутствие авторства некоторых работ в коллекции ГМВ и В. И. Коровикова свидетельствует о невозможности расшифровать подписи).

Этот же процесс породил и волну подделок и не только под общий стиль живописи, но и под многих известных художниц. Ганга Деви, одна из самых знаменитых художниц, в начале своей «карьеры» неоднократно сталкивалась с тем, что ее именем подписывали чужие работы, чтобы продать дороже248. Возможно, это был не единичный случай, так как многие художницы умели прекрасно рисовать, но были безграмотными, чем и могли пользоваться сотрудники местной организации, которая помогала им в продаже росписей.

Внутри этой большой группы можно выделить несколько подгрупп, так как, даже, несмотря на индивидуальный почерк, художницы придерживаются определенных стилистических приемов.

1. Первая подгруппа представлена росписями, которые по манере исполнения близки к стенным: здесь все персонажи обводятся толстыми контурами, как будто используется палец руки или толстая палочка, а не кисть (рис.8,196,197,203,204,235). Характерна условная схематическая трактовка фигур людей и животных. Среди цветов преобладают темные оттенки охры, а также черный цвет в качестве обводки.

2. В следующую подгруппу можно отнести росписи, для которых характерно использование тонких кистей, ручек и чернил -для контуров изображений с последующей их заливкой цветными красками.

Похожие диссертации на Живопись мадхубани