Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурная среда города Сергиева Посада во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. Андреева, Ольга Николаевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андреева, Ольга Николаевна. Культурная среда города Сергиева Посада во второй половине ХIХ-начале ХХ вв. : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.03.- Москва, 2000.- 236 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-24/48-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование пространственной и социоэкономическои среды Сергиева Посада 19

1.1. Роль Троице-Сергиевой Лавры в формировании пространственной среды города 19

1.2. Социоэкономическая основа развития городской культуры. 39

Глава II. Роль промыслов в формировании социокультурной среды Сергиева Посада 62

2.1. Городская ремесленная деятельность в контексте эволюции Сергиева Посада 62

2.2. Культурообразующие функции промысловой деятельности ремесленного населения Сергиева Посада 98

Глава III. Городская культура Сергиева Посада: общее и особенное 126

3.1. Общеобразовательная, издательская и культурно просветительская деятельность в Сергиевом Посаде 126

3.2. Храм в социокультурной среде Сергиева Посада 154

Заключение 180

Список источников и литературы 186

Приложение 1 204

Приложение 2 216

Иллюстрации 220

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Па протяжении ммоіих сголепііі малые юрода России сохраняли ценную историческую среду, формируя национальную культуру. Н настоящее время перспективы их возрождения, а следовательно, выявления и сохранения традиционной культуры в значительной мере связаны с включением культурного наследия в современную жизнь общества. Эго предполагает необходимость интенсивной работы по исследованию всех тех элементов, которые составляют наследие: историческая среда города, традиции народной культуры, в том числе ремесла и промыслы, природное окружение и проч. Судьба любого исторического города неповторима, и возрождение каждого из них должно решаться на основе специальных (федеральной и региональных) программ. В свете этих задач в диссертации впервые рассматривается культурная среда малого исторического города Сергпсва Посада. Проблема изучения кірода в гаком аспекте являеіся одной из наиболее сложных и акіуальнмх в сисіеме гуманитарных знаний.

Изучение культуры духовною центра России и одновременно знаменитого города игрушки представляет исключительный интерес не только в плане выявления определенных типичных провинциальных черт быта, но также и различных культурообразующих процессов самого широкого профиля. Актуальность исследования видится и в возможности реконструкции редкого пласта традиционной культуры ремесленного населения в городе, находившемся под мощным

прессом, с одной стороны, Троице-Сергиевой Лавры, а с другой -Москвы.

Значение ресурсного потенциала Ссргисва Посада полностью отвечает условиям включения лого населенного пункта в «Список исторических городов России», а также в Федеральную программу «Золотое кольцо России». Оно обусловлено и богатым историческим прошлым, и определенной сохранностью исторической среды, развитием музейной деятельности, экскурсионно-туристнческой и других форм культурно-просветительской работы. Но одновременно реализация данного потенциала предполагает дальнейший анализ историко-культурного наследия города.

Объектом исследования является культурная среда города Сергиева Посада, принадлежащею к редкой группе русских городов, сформировавшихся вокруг монастырей. Историческим ядром города явился Троицкий монастырь, основанный в 40-х годах XIV века, и получивший в 1744г. почетное наименование Троице-Сергиевой Лавры.

Цель и задачи исследования. В комплекс культурного наследия входят все элементы традиционной (хозяйственной, бытовой, интеллектуальной) культуры населения Серіиева Посада. Это особый мир отношений и ценностей, особая пространственная организация (зкопомико-хозяік-1 венная и коммуникативная) историко-культурной среды города, изучение которой и составляет цель данного исследования. Реализация ее потребовала решить следующие задачи:

раскрыть особенности формирования пространственной и социожопомической сірукіурі.і Сері иена 11осада;

выявить культурообразующне факторы, влиявшие на развитие города, его социокультурную организацию;

определить влияние Троице-Сергиевой Лавры на социокультурную среду Сергиева Посада;

дать характеристику городскому промыслу по изготовлению игрушки, выявив основные черты традиционной культуры ремесленников;

обозначить целостную характеристику общественно-культурной среды Сергиева Посада.

Хронологические рамки исследования - вторая половина XIX - начало XX вв. Интерес к этому периоду обусловлен тем, что наряду с сохранением во второй половине XIX - начале XX вв. традиционной культуры города, создававшейся веками иод влиянием Лавры, происходит преобразование общественно-культурной среды Сергиева Посада. Кроме того, это время связано с расцветом промысла по изготовлению игрушки, закреплением традиций народного ремесла и его влияния на формирование общественных интересов и городской культуры.

Научная новизна работы заключаются в том, что впервые подвергнута исследованию социокультурная среда малого исторического города Сергиева Посада, связанная, прежде всего, с выявлением мощного влияния духовного центра России - Троице-Сергиевой Лавры, что до сих пор оставалось за пределами исследовательских интересов историков культуры. В работе рассматриваются также традиционные черты культурного наследия в сфере уникального художественного промысла, который являлся аккумулятором народного творчества. Особое значение имеет и то обстоятельство, что в диссертации определены в целом основные

культурообразующие функции городской исторической среды, в том числе, как типичные провинциальные черты быта, так и специфика "культуры повседневности", связанной с наличием в городе Лавры и многочисленных ремесленников.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что исследовательский материал может быть востребован, прежде всего, для выявления и сохранения культурного наследия Сергиева Посада. Кроме того, наблюдения и выводы работы могут быть широко использованы при разработке программ, направленных на возрождение и развитие малых исторических городов. Материалы исследования могут найти применение и при написании трудов о культурном наследии России.

Методологической и методической основой диссертации послужили результаты теоретических разработок в сфере различных научных дисциплин - истории, в том числе исторического краеведения, культурной антропологии, этнологии и др. Основным для данной работы стало понятие малого исторического города и его культуры, как определенной системы, включающей в себя широкий спектр материальных и интеллектуально-духовных ценностей. Реализация положений о системно-функциональном подходе к изучению культурной среды города базировалась на методиках известных культурологов И.М.Гревса, Н.П.Анциферова, на новейших разработках этого плана, осуществляемых в Лаборатории русской культуры МГУ, Институте социологии РАН, Академии городской среды и др. В этой связи создание подлинно глубокой историко-культурной характеристики малого исторического города потребовало и учета одного из главных аспектов системно-функционального подхода к изучению культуры - общественно-

культурной среды (культурного пространства). При этом были использованы описательный, историко-сравнительный и реконструктивный методы.

Историография проблемы. В историографии в первую очередь обращает на себя внимание отсутствие специальных исследований, посвященных культурной среде Сергиева Посада.

Среди дореволюционных работ, послуживших основой для рассмотрения влияния Троице-Сергиевой Лавры на социально-экономическое развитие города, формирование пространственной среды Сергиева Посада, необходимо выделить сочинения историков церкви Е.Е.Голубинского и А.В.Горского". Наряду с исследованием истории Лавры, жизнеописанием ее основателя Сергия Радонежского, в этих трудах отводится значительное место рассмотрению процесса развития посада монастыря, его слобод, имущественному разграничению собственности Лавры и Сергиева Посада, содержатся данные о предприятиях и хозяйственной деятельности монастыря в городе. Однако основная направленность этих работ нацелена на рассмотрение более раннего периода истории Лавры (XIV-XVIII вв.), чем тот, который необходим для решения ряда задач диссертации.

Выявление социокультурной среды Сергиева Посада потребовало привлечения работ, связанных с изучением промысловой деятельности горожан во второй половине ХГХ-начале XX вв. В этот период Сергиев Посад, как один из крупнейших промысловых центров, привлек внимание деятелей земских

1 Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им
Троицкая Лавра. М., 1909.

2 Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910.

организаций, экономистов, художников, исследовавших промысел и работавших в городе. Значительную роль в изучении Сергиевского игрушечного промысла сыграл художник Н.Д.Бартрам. В 1913 г. им был написан раздел по истории, современному состоянию и перспективам развития игрушечного промысла Сергеева Посада для сборника "Кустарная промышленность России"1. Рассмотрению промысла по изготовлению игрушки в контексте общественно-культурной среды Сергиева Посада послужили также работы В.И.Боруцкого, около двадцати лет руководившего Сергиевской игрушечной учебной мастерской2.

В советской историографии, прежде всего, обращают на себя внимание труды исследователя Сергиевских промыслов Д.И.Введенского3. В них отразились не только отдельные этапы развития промысла, но и современное автору состояние игрушечного производства.

В фундаментальном исследовании о мелкой промышленности России К.Н.Тарновского сергиевский игрушечный промысел рассматривается наряду с другими российскими кустарными промыслами1. Автор уделяет особое внимание положению в игрушечном производстве в конце Х1Х-начале XX вв., зависимости сергиевских кустарей от общей ситуации в промышленности

1 Бартрам Н.Д. Игрушечный промысел Московской губернии //
Кустарная промышленность России. Т.1. СПб., 1913.

2 Боруцкий В.И. Кустарный игрушечный промысел Московской губернии
(Учебная игрушечная мастерская Московского губернского земства в
Сергиевском посаде и ее значение для игрушечного промысла России) //
Игрушка. Ее история и значение. М., 1912. С.31-38.

3 Введенский Д.И. Среди кустарей Сергиевского района Московской
губернии: Очерк истории и быта. Сергиев, 1923; Его же. У Сергиевского
игрушечника. М., 1926; Его же. Сергиев Московской губернии. Мелкие
промыслы (Опыт статистико-экономического исследования мелких
промыслов). М., 1927.

России, участию мастеров-игрушечников в международных и
внутрироссийских выставках. В статье Ю.В.Серегина, посвященной
некоторым сторонам Сергиевского промысла, раскрываются связи
Сергиевских мастеров-игрушечников с крестьянскими

традиционными промыслами ближайшей округи2.

Игрушечный промысел попал в поле зрения и искусствоведов и историков культуры (В.М.Василенко, М.И.Ильина, А.В.Бакушинского). Изучение художественных промыслов особенно активизировалось в 1960-1990-е гг., когда значительно возрос общественный и научный интерес к самому явлению традиционным художественным промыслам и ремеслам, к проблемам их возрождения. Среди искусствоведческих исследований, посвященных непосредственно сергиевским промыслам и имевших определенное значение для темы диссертации, необходимо выделить работы Г.Л.Дайн , Н.Н.Мамонтовой4 и С.В.Горожаниной3. В них особый интерес

1 Тарновский К.Н. Мелкая промышленность дореволюционной России.
М., 1995.

2 Серегин Ю.В. Из истории Сергиевской кустарно-художественной
промышленности // Синтез искусств и художественная культура:
Сб.науч.трудов. М.,' 1995. С.95-102.

3 Дайн Г.Л. Искусство игрушки (Художественно-функциональные
особенности русской народной куклы): Дисс. на соискание ученой
степени кандидата искусствоведения. М., 1974; Ее же. Игрушечных дел
мастера. М., 1994.

4 Мамонтова Н.Н. Художественные ремесла и промыслы Сергиева Посада
(XV -XX вв.): К проблеме возникновения и развития русских
художественных промыслов. Дисс. на соискание ученой степени канд.
искусствоведения. М., 1998; Особенности развития народных ремесел и
промыслов России XVIII -начала XX вв. // Народное искусство России:
традиции и стиль. Сборник науч.тр./ Государственный Исторический
музей. М., 1995. Вып.86. С.17-26.

5 Горожанина СВ. Земские художественные мастерские Сергиева Посада
// Русское народное искусство/ Сергиево-Посадский государственный
исторнко-художественный музей-заповедник. Сообщения, 1996. М.,
1998. С. 43-54; К истории токарной игрушки Сергиева Посада //
Народное искусство Подмосковья. Вып.2. М.,1997.

представляют такие сюжеты, как выявление связей сергиевских промыслов с монастырским ремеслом и культурой, влияние игрушечного производства на социоэкономическую и социокультурную жизнь Посада, рассмотрение игрушечного промысла как элемента культурной среды города во второй половине Х1Х-начале XX вв.

Анализ литературы, характеризующей деятельность Троице-Сергиевой Лавры во второй половине Х1Х-начале XX вв., дал возможность выявить взаимоотношения Лавры и городского сообщества. В этой связи отметим, прежде всего, исследование В.И-Дервиза1 об экономическом состоянии Троице-Сергиевой Лавры в начале XX века, ее хозяйственной деятельности.

В советской историографии Сергиев Посад (Загорск) рассматривался, главным образом, как обрамление архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры, но не как самостоятельный и самоценный объект изучения. Среди работ, посвященных непосредственно Сергиеву Посаду, необходимо выделить монографию В.И.Балдина "Загорск. История города и его планировки"2, в которой автор исследовал не только формирование архитектурного облика города в соответствии с определенными историческими этапами (с XIV в. до 1970-х гг.), но и рассматривал историю Посада в связи с развитием Лавры, что много дало для понимания специфики формирования пространственной структуры города. Однако декларативность ряда суждений В.И.Балдина, связанная с широтой хронологического охвата, не всегда позволяет

1 Дервиз В.Д. К вопросу об экономическом положении Троице-Сергиевой
Лавры. Сергиев, 1926.

2 Балдин В.И. Загорск. История города и его планировки. М.,1981.

извлечь из этой, в целом весьма цепной, работы необходимый материал.

Следует назвать и капитальную работу К.Л.Филимонова о Сергиевом Посаде, вышедшую в 1997 г. Ее автор, обобщив опыт предшественников в исследовании первых поселений и слобод, сделал главный акцент на соцноэкономпческом развитии Сергиева Посада, системе городского управления, социальном и имущественном положении жителей, взаимоотношениях Посада с Троице-Сергиевой Лаврой, а также с уездным городом Дмитровом '. Однако и п этом труде также предпринята попытка рассмотреть историю Посада в широких хронологических рамках, что сужает его информационные возможности для разработки нашей темы. К тому же, исследование города как социокультурного центра, культурных традиций различных слоев городского населения не входили в сферу интересов автора.

Взаимосвязи города с ближайшей округой прослеживаются в краеведческой работе "История сел и деревень Сергиево-Посадского района"", жители которых были нередко связаны семейными связями, общим рынком (ярмарками), монастырем (церковью), ближними дорогами и др.

Необходимо отметить также сборники научных статей
последних лет, подготовленные Сергиево-Посадским

государственным историко-художественным музеем-заповедником, содержащие весьма ценные материалы по истории землевладения

' Филимонов К.Л. Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX вв. М., 1997.

2 Панин Ф.М. История сел и деревень Сергиево-Посадского района. Сергиев Посад, 1998.

Лавры, архитектурных памятников монастыря и города, составе монахов и др. Наибольший интерес в этих изданиях представляли статьи В.Л.Ткачемко', В.И.Щербакова2, Г.П.Черкашиной3, Г.СЛогиповой4, характеризующие монастырское хозяйство второй половины Х1Х-начала XX вв., и отвечающие в какой-то мере на вопросы о взаимоотношениях Лавры и городского сообщества, в том числе, о влиянии монастыря на общественно-культурную среду города.

В работе над темой диссертации привлекалась также периодическая печать Сергиева Посада за 1994-1999гг. ("Вперед", "Краеведческий вестник", "Зеркало"). В них необходимо выделить информации уже упоминавшихся авторов - В.А.Ткаченко, К.А.Филимонова, Г.С.Логиновой, научных сотрудников Сергиево-Посадского музея-заповедника, публикации которых можно рассматривать не только как ценный фактический материал по теме нашей работы, но и как исследования по истории города в целом.

' Ткаченко В.А. Хозяйство Троице-Сергиевой Лавры на рубеже XIX-XX вв. // Троице-Сергисва Лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Тезисы докладов Международной конференции (29 сентября - 1 октября 1998г., Сергиев Посад) / Сергиево-Посадский государственный исторнко-художественный музей-заповедник. Сергиев Посад, 1998. С.119-129.

' Щербаков В.В. Из истории Троице-Сергиевой Лавры конца Х1Х-начала
XX века // Труды по истории Троице-Сергиевой Лавры / Сергиево-
Посадский государственный историко-художественный музей-
заповедник. Сергиев Посад, 1998. С.129-147.

' Черкащина Г.П. Иконописное дело Троице-Сергиевой Лавры 1764-1917гг. // Троице-Сергнева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Тезисы докладов Международной конференции (29 сентября - 1 октября 1998г., Сергиев Посад) / Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Сергиев Посад, 1998. С.70-71.

4 Логинова Г.С. Издательская деятельность в Сергиевом Посаде в конце ХІХ-начале ХХвв. // Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения. 1995. М.,1995. С.56-92.

Учитывая, что тема социокультурной среды малого исторического города слабо разработана, широко привлекались и общие работы о научных принципах и подходах к выявлению и изучению собственно культурного наследия, связанного с российской провинцией1. Особенно актуальными для раскрытия темы оставались исследования, цель которых была направлена на осмысление феномена малого исторического города, рассмотрение методики исследования городской культуры . Среди подобных работ последних лет следует особо отметить статью Л.В.Кошман "Город в общественно-культурной жизни", в которой раскрыты научные подходы к изучению городов XIX в. (обозначены типология, особые элементы городского культурного пространства)3.

Ценными, на наш взгляд, представляются и исследования, где идет речь о выявлении, конкретной разработке и подаче материала,

' Русская провинция. Культура XVIII-XX вв.: Сб.статей. М., 1992;
Размустова Т.О. Город как историко-культурный феномен // Актуальные
проблемы сохранения культурного и природного наследия. Сб.статей.
М.,1995. С. 15-22; Шульгин П.М. Уникальные территории в

региональной политике // Наследие и современность. Информац.сб. Вып.1. М.,1995. С.12-19; Веденин Ю.А. Роль наследия в культурном ландшафте русской провинции // Российская провинция XVIII-XX вв. Реалии культурной жизни. Кн.1. Пенза, 1996. С.64-72.

2 Анциферов Н.П. Пути изучения города как социального организма. Л.,
1926; Рабинович Е.И. О социально-краеведческом методе исследования
города в социально-проектной диагностике // Город как
социокультурное явление исторического процесса. М., 1995. С.280-285;
Малые города России. Проблемы истории и возрождения: Материалы
Международной научно-методической конференции (16-17 октября
1998г., Переславль-Залесский). М., Переславль-Залесский, 1998;
Исторический город в контексте современности: Материалы
межрегиональной научно-практической конференции. Вып.1. Нижний
Новгород, 1999.

3 Кошман Л.В. Город в общественно-культурной жизни // Очерки
русской культуры XIX века. Общественно-культурная среда. М., 1998.
С.12-72.

связанного с отдельными культурными процессами в городах . Однако вся названная литература лишь раскрывает концептуальные подходы к исследованию культурной среды городов, но никак не отвечает на конкретные вопросы, поставленные в рамках данной диссертации.

Источники. Источниковую базу исследования составили как опубликованные, так и архивные материалы, отражающие отдельные стороны истории и культуры Сергиева Посада, находящиеся в Центральном историческом архиве города Москвы, в Российском государственном архиве древних актов, Научном архиве Художественно-педагогического музея игрушки (г.Сергиев Посад), Архиве Департамента культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации.

Опубликованные источники. Особое значение в качестве источников для изучения различных сторон жизни Сергиева Посада, в том числе и социокультурной среды города, имеют материалы различных обследований, проводившихся земскими организациями2. Они содержат информацию о составе городского населения (количественном, сословном, профессиональном), занятиях жителей Сергиева Посада, их имущественном положении, количестве и стоимости недвижимых владений в Посаде, городском благоустройстве и др.

1 Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М., 1977; Русские: семейный и общественный быт. М.,1985; Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988.

" Свод материалов по кустарной промышленности России. СПб., 1874; Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. I-XVI. СПб., 1882-1885; Сборник статистических сведений по Московской губернии. М., 1880; Сборник статистических сведений по Московской губернии. Промыслы Московской губернии. М.,1883; Статистическое описание Московской губернии. М., 1911.

В 1879г. И.П.Боголеповым по заданию Кустарного комитета Московского губернского земства было проведено первое обследование Сергиевских промыслов, материалы которого публиковались в многотомном своде "Промыслы Московской губернии" и других статистических сборниках'. И.П.Боголепов затронул в своем исследовании не только социально-экономические основы промыслов, но впервые дал оценку художественно-творческой деятельности мастеров - резчиков, токарей, игрушечников.

Сведения о бывших монастырских слободах, вошедших затем в пространственную и экономическую структуру Сергиева Посада, приводятся в работах иеромонаха Тронце-Ссргиевой Лавры Арсения (Лобовикова) . Эти данные, а также путеводители по монастырю, помогают воссоздать пространственную среду города.

В качестве источников, освещающих отдельные стороны жизни города, особый интерес представляли литературные и публицистические произведения, записки путешественников, мемуары, позволяющие понять своеобразие города, специфику его культурной среды".

Сборник статистических сведений по Московской губернии / Отдел хозяйственной статистики. М., 1880. Т.VI. Вып.II. Игрушечный промысел / Сост. И.Боголепов. С. 1-94.

" Арсений (иеромонах). Село Клементьево, ныне часть Сергиева посада, составляющая один из его приходов. М., 1887; Его же. Казанская и Ильинская церкви Ильинского прихода в Сергиевском посаде Московской губернии и др.

5 Дурылнн СИ. В своем углу. Из старых тетрадей. М., 1991; Сергий Радонежский и Троице-Сергиева Лавра в сочинениях русских историков, философов и воспоминаниях путешественников. Сергиев Посад, 1992; Белоусов II. Ушедшая Москва: Записки по личным воспоминаниям с начала 1870-х гг. М., 1927; Шмелев И.С. Богомолье. М., 1994; Як-в С. Подмосковные дорожные заметки. М., 1862.

Кроме того, в работе использовались краеведческие статьи, опубликованные в периодической печати Сергиева Посада, содержащие богатый фактический материал.

Неопубликованные источники. В Российском

государственном архиве древних актов в фонде Троице-Сергиевой Лавры (Ф. 1204) хранятся документы за 1899-1902гг. о хозяйственной деятельности Лавры, оказавшей влияние на развитие города, о размежевании земель Лавры и Посада, благотворительной и просветительской деятельности Лавры, посещении монастыря паломниками и др. Особый интерес представляли материалы о воздействии Лавры на общественно-культурную среду Сергиева Посада - "О воспрещении открывать в Сергиевом Посаде театры" (Д. 10406 (1893), "О воспрещении устройства, в Сергиевом Посаде Народного дома" (Д.16446 (1903), "О недозволении мещанину Селецкому открытия при его доме сада с открытой сценой" (Д. 17641 (1910) и др.

Отдельные документы о хозяйственной и культурной жизни Сергиева Посада рассредоточены по различным фондам Центрального исторического архива города Москвы. Делопроизводственная документация органов городского, уездного и губернского управления, содержащая сведения статистического характера о городских строениях, их владельцах, использовании городской недвижимости имеется в фондах Канцелярии Московского генерал-губернатора (Ф.17, 1791-1917), Дмитровской уездной земской унравы (Ф.188, 1866-1917), Ратуши Сергиева Посада (Ф. 73, 1839-1866). В материалах для "всеподданеншего отчета" за 1914г. (Ф.17, Оп.97, Д.666) по Сергиеву Посаду содержится информация о населении города, о промышленности и

торговле, о "народных бедствиях" и пожарах, о народном здравии и благотворительности. При рассмотрении сюжетов о развитии образования привлекались материалы об учебных заведениях города (Ф. 682, 1876-1918 - Сергиево-посадская мужская гимназия, Ф. 684, 1871-1918 - Сергиево-посадская учительская семинария, Ф.229, 1802-1921 - Московская Духовная Академия и др.). Особую значимость представляли документы, находящиеся в фонде Троице-Сергиевой Лавры и раскрывающие отдельные стороны взаимоотношений города и церкви (Ф. 1790, 1837-1918).

Из материалов, хранящихся в Научном архиве художественно-педагогического музея игрушки (г.Сергиев Посад) наибольший интерес представили неопубликованные рукописи Е.М. Беляковой "Игрушечники Сергиева Посада" (Оп. 1. Д.227, 1920г.) и Кирьякова-Вельского "Кустарихи-одевальщицы" (Оп.1. Д.135, 1912-1913гт.), основу которых составили воспоминания мастеров и старожилов Сергиева Посада. В рукописях содержится материал о наиболее значительных мастерских Посада, происхождении различных видов изделий и сюжетов сергиевских игрушек, организации производства и торговли игрушкой, особенностях творчества отдельных мастеров.

Структура работы определена основными задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. В приложения вошли архивные документы, характеризующие различные стороны общественно-культурной жизни Сергиева Посада, традиционную культуру городских ремесленников, благотворительную деятельность Лавры в городе.

Воссозданию архитектурно-пространственной и культурной среды города способствует иллюстративный материал,

представленный в приложении - планы Посада, фотографии и открытки конца Х1Х-начала XX вв. с видами Троице-Сергиевой Лавры, городских улиц и слобод, типов и видов Сергиевских игрушек. Восприятию Сергиева Посада, тесно связанного с Лаврой и игрушечным промыслом, помогают копии иллюстраций художницы Т.А.Мавриной1.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена, одобрена
и рекомендована к защите на заседании кафедры музеологии
Российского государственного гуманитарного университета.
Основные научные результаты исследования легли в основу
докладов на IV и V Культурологических чтениях "Вопросы истории
культуры и краеведения" в Институте переподготовки и повышения
квалификации преподавателей социальных и гуманитарных
дисциплин МГУ им. М.В.Ломоносова (г. Москва, 1998, 1999),
Межрегиональной научно-практической конференции

"Исторический город в контексте современности" (г. Нижний Новгород, 1998), Научно-практической конференции "Исторический город и сохранение традиционной культуры: опыт, проблемы, перспективы" (г. Каргополь, 1999), а также публикаций по теме диссертации.

Роль Троице-Сергиевой Лавры в формировании пространственной среды города

Научное осмысление культурной среды такого города как Сергиев Посад требует не только конкретной оценки исторического развития, но предполагает прежде всего выявление внутренней логики саморазвития последнего как особого феномена социальности, как фактора, оказывающего первостепенное влияние на формирование культуры провинции.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть сущность Сергиева Посада через локальные и совокупные характеристики его признаков и функций. Не менее актуальным видится и изучение вопросов взаимодействия города в целом со всеми его общественными структурами.

Следует отметить, что до настоящего времени более всего изучались такие градообразующие факторы, как экономические связи, ремесла и промыслы, транспортные возможности, но менее всего оказалось исследованным наличие различных религиозных институтов, в том числе крупных монастырей, занимавших особое место в городской жизни. Это тем более важно, что около трети российских православных монастырей существовали в городах.

Неординарность Сергиева Посада прежде всего выражалась в реалиях постоянного сосуществования двух мощных субкультур: Троице-Сергиевой Лавры и городского сообщества, занятого, в основном, промысловой деятельностью. Исследование этих важных во многих отношениях структур, формировавших городскую культуру, не может быть выполнено без познания исторических условий развития пространственной и социоэкономической среды города. Ее формирование имеет свои этапы, которые характеризуются комплексом явлений и процессов в двух плоскостях - территориальной и социальной (структура населения, занятия, образ жизни и т.п.).

Сергиевский Посад был официально образован именным Указом Екатерины II от 22 марта 1782 г. из монастырских слобод Троице-Сергиевой Лавры и села Клементьева. В Указе говорилось: "... живущим в слободах ведомства Коллегии экономии, близ Свято-Троицкой Сергиевской Лавры лежащих, непахотным жителям, производящим торговлю и ремесла, позволить записаться по желаниям их в купечество и мещанство, учредя для них Посад под именем Сергиевской, и в нем Ратушу..."1. Учреждение Сергиева Посада совпало с "открытием" 15 новых уездов Московской губернии, причем городской статус приобрели и другие бывшие села и слободы (Подольск, Бронницы, Богородск и др.) 2.

Наименование "посад", вошедшее в название города, указывало на его сложившийся торгово-ремесленный характер. Согласно изданным в 1796 году "Губернским штатам" посад был равнозначен заштатному, или безуездному городу - не будучи административным центром уезда, посады пользовались всеми правами городов. Первоначально Сергиев Посад был включен в состав Богородского, а с 1797г. он находился в составе Дмитровского уезда1 .

Сергиев Посад принадлежал к особой группе русских городов, возникших не вокруг княжеских кремлей, а сформировавшихся рядом с монастырскими обителями2.

Очевидно, что монастырь оказывал значительное воздействие на всю ближайшую округу, способствовал развитию многих видов деятельности, занятий населения, в том числе, промыслов и художественных ремесел. Лавра безусловно наложила свой отпечаток на мировоззренческие и житейские установки окрестных жителей. Однако, если особое значение Троице-Сергиевой Лавры для православной церкви, российской государственности и национальной культуры полностью признано, то местное (локальное) влияние монастыря на социально-экономическое и социокультурное развитие города и его окрестностей только становится предметом научных исследований.

Как известно, монастыри, основанные в местах, выигрышных в экономическом, торговом отношении, довольно скоро переставали быть "местом уединения", притягивая к себе не только паломников, но и торговцев, ремесленников, земледельцев. Чем больше была слава основателя обители, тем многочисленней был поток к нему паломников (достаточно вспомнить, например, Ченстохово (Польша), Лурд (Франция)1. Скопление многолюдных масс создавало благоприятные условия для образования и развития рынка. Монастыри становились владельцами больших поместий, а их стены и башни, в случае необходимости, служили военными крепостями (примером могут служить подмосковные монастыри-"сторожи"). Обмирщение монастырей превращало их в подобие кремлей, вокруг которых при благоприятных условиях возникали города2.

Историческое ядро Сергиева Посада - Троице-Сергиев монастырь, основанный в 1337г. Сергием Радонежским. Заселение окрестностей Троицкого монастыря началось еще при игуменстве Сергия. Его личность и слава Троицкого монастыря привлекали не только иноков и богомольцев, но и земледельцев, пожелавших поселиться в тех местах. Для них монастырь был надежной религиозной и хозяйственной опорой в Смутное время1. Кроме того, неуклонно умножавшемуся числу паломников, прибывавших в монастырь, можно было сбывать излишки продуктов. И если к моменту основания Троицкого монастыря, по свидетельству современников, "не было близ ни сел, ни дворов, ни людей, живущих в них, ни пути людского... во все стороны все лес, все пустыня", то вскоре в его окрестностях селятся крестьяне, которые "сотвориша себе различные починцы и составиша села и дворы многа"2.

Городская ремесленная деятельность в контексте эволюции Сергиева Посада

Промыслы занимали особое место в культурной среде Сергиева Посада. Их характеристика в исследуемый период позволяет во многом осмыслить торгово-ремесленную деятельность и социальную структуру его населения, выявить роль и место ремесленников в городе. Все вместе взятое дает общую картину формирования социокультурной жизни Сергиева Посада и ее отдельных составляющих: материально-производственной, воспитательно-образовательной и проч., которые в совокупности создавали значительный и своеобразный пласт социокультурной среды этого своеобычного города.

Выявление социально- и культурно-исторического развития города, связанного с промыслами, позволяет во многом понять ориентацию, предпочтения, материально-вещную среду обитания, культурные традиции значительной части населения, его роль в городском пространстве.

В последнее время традиционные ремесла и промыслы , как важнейшая часть национальной культуры, исследуются на основе обновляющихся представлений об истории и культуре, общественном и экономическом развитии России, в тесной связи с выявлением и сохранением наследия. Введение термина "промысел" требует необходимых пояснений. Значение его трактуется двояко: как добывающее производство (например, пушной, соляной, охотничий и др. промыслы) или в гораздо более широком смысле - как занятие, производство или ремесло, доставляющее человеку пропитание, источник средств существования1. Каждый местный промысел (было ли в нем больше утилитарности или эстетики) являлся характерным для определенной группы населения, выражением ее мировоззрения, то есть своеобразной региональной "родовой памятью".

Таким образом, промысел - некая общность людей, объединенных территорией, однозначным производством, схожестью образа жизни, бытовой культуры и определенным набором фундаментальных ценностей. Это "пространственная организация", имеющая в своей основе широкие культурные традиции и постоянно впитывающая различные инновации, основным источником которых является городская культура. Определение "промысла" достаточно условно по отношению к современным художественным производствам. Поэтому, опираясь на работы историков, следует, по-видимому, использовать более устойчивые в научном отношении дефиниции.

В истории промыслов начальной формой производства должно считаться ремесло. Этот базовый термин имеет достаточно точное содержание - и историко-культурное, и социоэкономическое. Ремесло толкуется как мелкое индивидуальное ручное производство промышленных изделий, организованное на основе личного мастерства с применением простых орудий труда и, как правило, на заказ. Именно такой тип деятельности был характерен для многих российских "художественных промыслов" в XVIII-начале XX века. Указанные промыслы привычно исследуют искусствоведческими методами, в прошлом же они были практически неотделимы от других ремесел и промыслов на селе и в городе. Художественные свойства изделий отдельных промыслов и ремесел сформировались как специфическое качество производства.

Помимо широко известного игрушечного промысла, в Посаде существовал еще целый ряд мелких производств, которые следует отнести к художественным. Среди них особо выделяются вспомогательные занятия, связанные с изготовлением игрушки, а также выработка посуды, детской мебели и прочих изделий, являвшихся "неотделимой составной частью ассортимента игрушечного товара"1.

Обращая особое внимание на функциональные основы игрушечного промысла, следует подчеркнуть, что в Сергиевом Посаде существовали и другие виды промыслов, в том числе производство золотошвейных изделий, иконописи и др. История большинства этих промыслов требует специальных изысканий, что не являлось целью данной работы. Нами в основном использованы материалы о состоянии и развитии доминирующего в Сергиевом Посаде игрушечного промысла и ряда небольших по своим масштабам, сопутствующих ему художественных ремесел, оказавших особое влияние на бытовой уклад значительной части горожан.

Но, как отмечал исследователь игрушечного промысла Д.И.Введенский, "только эти виды промысла могут иметь свою историю, так как в них с определенностью можно проследить традиционные навыки и своего рода преемственную наследственность, благодаря которой навыки предков переходят их потомкам"1. Лучшим подтверждением этому может служить, например, то, что фамилии игрушечников Сергиева Посада, известные по обследованию промысла 1879 года, идентичны с фамилиями кустарей, приводимых Введенским по результатам устных опросов ремесленников Сергиева в 1920-е годы (например, семейные династии игрушечников - Поросятьевы, Дурновы, Латышевы, Рябышкины, Резчиковы и др.).

В местном предании, записанном земским деятелем И.П.Боголеповым в 1870-х гг., говорится, что начало игрушечному промыслу положил некто "глухонемой по прозвищу Татыга", а первым его изделием была кукла, вырезанная из липы 2. Резная кукла была передана в лавку купца Ерофеева. А.Е.Ерофеев (1773-1850гт.) - историческое лицо, один из крупнейших предпринимателей посада первой половины XIX в.1 С именем "глухонемого" связано и возникновение в игрушечном промысле Сергиева Посада института ученичества 2.

Д.И.Введенский, на основе изустно установленных дат, отнес начало промысла примерно к 1800г. Нам, в данном случае, представляется более аргументированным мнение Н.Н.Мамонтовой о том, что в начале XIX в. имеет смысл говорить не о начале игрушечного производства как такового, а о появлении нового вида изделий, которые вызвали рыночный спрос и стали началом широкой деятельности ремесленников.

Однако следует признать, что глубокая самобытность и в определенной мере самодостаточность сергиевопосадских промыслов (их место в городе) во второй половине Х1Х-начале XX вв. сформировались под непосредственным влиянием Троице-Сергиевой Лавры. Глубокая связь посадских мастеров с традициями Лавры, с ее духовной и художественной культурой, с жизнью и трудами монастырского населения прослеживалась на протяжении всей истории промыслов.

Культурообразующие функции промысловой деятельности ремесленного населения Сергиева Посада

Во второй половине Х1Х-начале XX вв. при усложнившейся общественной структуре, когда в городе сформировались новые социальные группы с их особым мировосприятием, стилем жизни и стилем мышления, ремесленники в силу традиционности своей деятельности в значительной мере оставались причастны к культуротворческому процессу городской среды.

Один из первых исследователей игрушечного промысла в Московской губернии И.П.Боголепов отмечал, что "если возвращающийся домой с богомолья действительно хочет всем своим сделать приятное, то в свою походную котомку, кроме просфор и крестиков, он необходимо должен положить еще и игрушек. Вот где, по всей вероятности, кроется причина того, что игрушечный промысел с давних пор свил себе гнездо именно в Сергиевском посаде" 1.

Основываясь на положениях Ю.М.Лотмана о "неизбежности культуры" в жизни любого коллектива 2, мы полагаем, что локальное социальное сообщество- ремесленники Сергиева Посада обладало собственной культурой, в связи с чем можно выделить культуру производства и культуру "повседневности" (бытовую культуру) ремесленников-игрушечников.

В второй половине Х1Х-начале XX вв. ремесленное производство, мелкая и средняя торговля и в целом сфера профессионального труда были еще слабо отделены от быта семьи и личности. Производство во многих случаях не выделялось из обслуживания личных и семейных бытовых нужд, личный и семейный быт были тесно связаны с производственными процессами, день не был расчленен на рабочие и свободные часы. Производственный труд был соединен с хозяйственным и являлся как бы его частью. Довольно часто в обслуживании бытовых нужд использовался также труд наемных работников - подмастерьев и учеников, которые обычно жили у хозяев.

Производственная культура ремесленников-игрушечников была тесно связана с повседневным обиходом, с домашним бытом и досугом. В производстве, в делах связанных с ним, участвовал и сам хозяин, и его домашние, а также наемные работники (ученики). "Следует отметить, что, чем мельче было предприятие, тем теснее была связь производственных процессов с домашним бытом" 1. Здесь всячески поддерживались полупатриархальные порядки. Хозяин, выступая в роли воспитателя работающей молодежи, устанавливал строгий контроль за ее действиями, регламентировал рабочее и свободное время, требовал полного и беспрекословного подчинения.

Большинство мелких ремесленников работали у себя дома в тех же комнатах, где обитала вся семья, или же во дворе на открытом воздухе, либо в подсобных помещениях. Результаты обследования игрушечного промысла Сергиева Посада в 1879г. и в 1912-1913 гг. показали, что рабочими помещениями мастеров-игрушечников являлись преимущественно "жилые избы производителей". Также отмечалось, что в игрушечном промысле потребность в особо устроенных рабочих помещениях вызывается не сущностью самого производства, а только размерами рабочего состава мастерских. Вследствие этих же причин все известные отдельные рабочие помещения мастерские, были устроены по подобию жилых помещений. "В них мы видим те же русские печи, те же досчатые лавки по стенам и почти то же количество окон, какое мы привыкли встречать в жилых крестьянских избах" 2.

В производстве игрушек принимали участие не только сам хозяин, но обычно все члены семьи, включая детей. Семья кустаря могла быть отдельной мастерской или включать в себя несколько особых производств, могла входить в цепочку из нескольких мастерских, изготовлявших один вид изделий и пр.

Тенденция к семейной форме организации труда была одним из главных факторов в игрушечном производстве. На основе разделения труда в семьях игрушечников складывается определенный порядок участия всех членов семьи в создании игрушки, все этапы были органично распределены в соответствии с возрастом, возможностями и склонностями участников под контролем главы семьи, выполнявшего завершающие, отделочные работы 1. Дети обычно работали в семейной мастерской после окончания начальной школы ( в 11-12 лет). Однако обучение ремеслу начиналось с очень раннего возраста, довольно часто с пяти-шести лет. Исследовательница Сергиевской и богородской игрушки Г.Л.Дайн приводит следующие свидетельства резчика А.Я.Чушкина: "С самого раннего детства сын резчика приучается к своему делу. Как начал смыслить, так и берет нож. Другой с пяти лет; сперва ничего не сможет путного, лишь привыкает к ножу, глядит на то, что отец его работает, то и он себе на свою забаву делает, так года три навыкает, а потом начинает делать самых мелких кучерков, седочков, солдатиков, за которых платят 5 копеек за сотню. Есть такие смышленые из ребят, что штук пятьдесят в день, а то и больше выгонят" . В восемь-девять лет ребенка заставляли "пестрить" (раскрашивать), делать цветочки, крутить проволоку, исполнять другую второстепенную работу. Женщины тоже работали, те, что игрушечным делом занялись только после замужества - "от мужа обучались" 2.

В семье известных сергиевских резчиков Рыжовых "мастерство" переходило из поколения в поколение.

Знаменитый Александр Рыжов (мастер первой половины ХІХв.) сам учил семь своих сыновей резному делу. Учеников не брал -"семь сыновей, да семь братьев - достаточно" 3.

Значительная доля неквалифицированного труда ложилась на учеников. В результате, вместо наемного труда в посемейном разделении производства игрушек активно применялся неоплачиваемый труд учеников. Институт ученичества в игрушечном промысле Сергиева Посада получил широкое развитие. "Недостатка в учениках в игрушечном промысле не бывает, так как родители или родственники вообще охотно отдают своих детей обучаться игрушечному мастерству" 4.

По воспоминаниям П.Г.Салова, сына владельца мастерской, "человек по шесть учеников держали. Из деревень брали -содержание-то легкое было. Годов по десять, по пятнадцать жили; отец четырнадцать человек учеников вырастил" . Что касается пользы от учеников, то здесь мнения хозяев мастерских и исследователей игрушечного промысла расходились. Расчеты хозяев были таковы - "в первый год ученик дает чистый убыток, во второй - оправдывает свои харчи, то есть содержание; на третий год от ученика получается небольшая выгода, которая растет с каждым годом и тем вознаграждает хозяина за убыточность первых лет" 2. Однако И.П.Боголепов отмечал, что не будь учеников, "их дело пришлось бы делать хорошим мастерам и в результате от этого вряд ли выиграла бы производительность мастерской"3.

Вторит ему и кустариха-одевалыцица кукол, воспоминания которой были записаны земским врачом Кирьяковым-Вельским в 1913 году4. Мастерица вспоминала, что хозяйки мастерских "пользу имели от учениц, так оно и понятно: потому, какому делу девочка обучится в год и оправдает себя за это время вполне, а кроме того она живет бесплатно у хозяев еще 2-3 года и все, что наработает, остается вчистую хозяевам. Старшие мастерицы дохода не давали - они вели порядок, обучали девочек, поправляли испорченное, и на них хозяева только сводили концы. Жалованье у мастерицы недурное по тому времени было - рублей 15 в месяц на хозяйских харчах. Весь же доход и капитал нарастали себе хозяева на девочкиных трудах" 1.

Однако существовало значительное различие в положении учеников в крупных и мелких мастерских. Если в небольшой мастерской ученик занимал положение, мало отличающееся от положения наемного мастера, то в крупных мастерских его положение существенно отличалось. Как пишет Д.И.Введенский, "у крупных хозяев наблюдался такой порядок. Ученики во время обедов и ужинов не сидели за столом наравне с прочими рабочими, а должны были стоять позади сидевших за столом мастеров... Случись при этом ученику облить кого-нибудь из старших по нечаянности, тотчас же его награждали колотушкой и прогоняли от стола. В ученики попадали... дети десяти и даже восьми лет" 2. Ничего подобного не наблюдалось в мелких мастерских. Исследователи Сергиевских промыслов подчеркивали, что там они даже "пользуются некоторым вниманием среди своей мастерской" 3.

Храм в социокультурной среде Сергиева Посада

Наличие Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде обусловило разрушение всех стереотипов, связанных с пониманием городской культуры среднестатистического провинциального города России. Как религиозно-культовый центр государства, она определяла динамику городского социокультурного пространства, его облик и во многом -менталитет его населения. В городе главенствовал Храм. Это сложное и многозначное понятие раскрывалось в данной городской среде не только через типичное объяснение - "особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения ему"2. Храм в Сергиевом Посаде - это центр духовной жизни и, в значительной мере, экономической основы существования горожан и крестьян близлежащих селений. Его многочисленные традиции и освященные законом функции имели исключительно сильное воздействие на все формы бытования города: на ремесла и промыслы, сферу торговли, образования, художественной жизни, коммуникативные процессы и т.д. Храм обеспечивал устойчивость традиционной культуры, направлял выбор новаций, которыми были наполнены конец Х1Х-начало XX века.

Влияние Лавры было кристаллизующим, выявляющим и организующим общественно-культурную среду Сергиева Посада. С момента своего возникновения Троице-Сергиев монастырь развивался как историко-культурный и паломнический центр. В нем нашли отражение и история церковного зодчества (почти все характерные его стили), и русская иконопись, представленная подлинными шедеврами, а также памятники важнейших эпох отечественной истории1.

Как отмечают историки Троице-Сергиевой Лавры, "она не отгораживала себя от общего процесса развития культуры, но вбирала все то, что соответствовало христианскому мировоззрению и образу жизни"2.

Наряду с храмами с их алтарями, мощами, богослужениями, таинствами и обрядами, в монастыре возникали и работали мастерские -живописные (иконописные), строительные, фотолитографические, развивалась традиция певческого искусства \ Таким образом, самая известная и почитаемая обитель, доступная для постоянного обозрения, представляла собой источник не только духовного, но и художественно-эстетического развития (воспитания) и для посадского жителя, и для богомольца-паломника.

Деятельность Троице-Сергиевой Лавры охватывала все стороны жизни окружавшего ее города - экономическую, социальную и общественно-культурную. Это объяснялось и тем, что духовенство Лавры и Московской Духовной академии довольно длительные периоды времени стояло во главе городского управления (городские головы Сергиева Посада в конце Х1Х-начале XX века - профессора Московской Духовной академии - Е.А.Амфитеатров, П.И. Горский-Платонов, Н.Ф.Каптерев)2. Начало деятельности этих широко образованных людей приходилось на 60-70-е годы XIX века - период осуществления обширной программы государственных реформ. Возглавляя безуездный Сергиев Посад, чье развитие сдерживалось административной зависимостью от менее развитого уездного Дмитрова, они пытались привносить в жизнь города культурные достижения на своем "местном" уровне.

Главенствующее влияние на формирование общественно-культурной среды Сергиева Посада принадлежало духовенству. В первую очередь, его роль в общественной жизни была определена выполнением ряда сугубо государственно-административных функций (в частности, духовенство проводило регистрацию рождений, браков и смерти, обряды крещения, венчания, отпевания). Религиозно-бытовой регламент, касавшийся самых различных сторон жизни, был своего рода законом общественного и личного поведения. Чередование труда и отдыха, формы и характер проведения досуга во многом определялись датами религиозного календаря, обязательного для всех1.

Помимо Лавры особое значение для горожан имел церковный приход, который являлся своеобразным микрорайоном2. Приходская церковь играла важную роль и в повседневном быту горожан, и во время праздников3. Приходскому духовенству поручалось наблюдать и за политической благонадежностью прихожан, за участием их в религиозной жизни.

Наиболее массовой формой участия городских жителей в церковной жизни было посещение храмов. Религиозным влиянием были охвачены все слои населения. Однако, своеобразным рубежом в религиозном воспитании считался семилетний возраст. Если до этого дети приучались к храму, к особому поведению в нем, то с этого времени родители обязывались регулярно приводить детей на исповедь (ребенок должен был учиться самостоятельно оценивать свои поступки).

Вместе с тем, особо сохранялось культурное влияние духовенства в области начального обучения. Все учащиеся учебных заведений, помимо изучения специальных предметов (закона Божьего и священной истории), были обязаны по воскресным и праздничным дням посещать церковь. Другой формой участия детей и подростков в приходской жизни было пение в церковном хоре. Как правило, церковные хоры состояли из воспитанников гимназий, училищ, детских приютов. Пение в храме было средством приобщения подростков не только к церковной службе, но и к насыщенной традицией музыкальной культуре.

Об отношении горожан к официальной церкви судили прежде всего по выполнению ими важнейших христианских обязанностей исповедоваться и принимать причастие. За участием обывателей в жизни прихода наблюдало и духовенство, и само общество через те или иные социальные группы, осуществлявшие социальный контроль (при этом более жесткому контролю за соблюдением этих обязанностей подвергались государственные служащие). Из тех, кто разделял атеистические взгляды или колебался в вере, лишь немногие могли позволить пренебрегать обязанностями, налагаемыми церковью. Уклонение от них осуждалось и в лучшем случае рассматривалось как чудачество1.

Другим индикатором отношения горожан к церкви служила практика приема причта в дни важнейших религиозных торжеств. Обходы дворов прихожан духовенством имели давнюю традицию, выросшую из народных обрядов и имевших ту же цель - предохранить хозяев от действия злых сил, обеспечить их здоровье и благосостояние. Посещение домов прихожан "по обряду с крестом" в дни религиозных праздников не было лишено и практического смысла, так как сопровождалось денежным подношением, составлявшим в богатых домах значительные суммы.

Явлением общественной религиозной жизни в городе были крестные ходы, которые устанавливались по разным поводам (например, памятные даты обороны Троице-Сергиевой Лавры в начале XVII века, в связи с избавлением от эпидемии и т.п.). Возникали они и эпизодически (в силу очередных проблем). Процессии эти были длительными и многолюдными, в них принимало участие почти все население церковных приходов. Обычно крестные шествия сопровождались лотошной торговлей и некоторыми развлечениями.

Значительным событием в общественно-культурной жизни Сергиева Посада стало празднование 500-летия со дня представления Преподобного Сергия Радонежского 25 сентября 1892 года, сопровождавшееся многотысячным крестным ходом из Московского Кремля в Троице Сергиеву Лавру1. Праздничный день был отмечен также крестным ходом вокруг самой Лавры, в котором участвовали митрополит Московский и священно-архимандрит Лавры Леонтий, великий князь Сергей Александрович, тысячи богомольцев и странников2.

Значительную часть прихожан, как правило, составляло взрослое население. Именно на их плечи ложилась забота по содержанию и обновлению церквей. Малой, но значительной по своему влиянию среди прихода, была группа стариков. Они чаще, чем в минувшие годы своей жизни, бывали в храмах и могли дать немало советов по соблюдению правил благочестия, поведения или обычаев.

Влиятельную группу составляли прихожане-вкладчики, то есть те, кто добровольно жертвовал храму различные ценности. Какими бы ни были мотивы вкладов, жертвователи становились известны всем, их по особому чтили, а их вклады укрепляли осознание приходской общности. Многие горожане личным трудом участвовали в делах церкви. Особое социальное значение такая деятельность имела для женщин, перед которыми другие пути участия в общественной жизни были закрыты. Женщины занимались шитьем, вышиванием церковных одеяний, пекли просфоры, занимались другими хозяйственными делами.

Смыслом существования церковных приходов города были общественные богослужения, которые были призваны укреплять веру и обогащать эмоциональную и эстетическую жизнь прихожан. Через церковную культуру (архитектуру, иконопись и прикладное искусство, духовное пение) прихожане соприкасались с высокой культурной традицией и духовностью. Каноничность богослужения формировала общие для многих поколений людей взгляды и вкусы, зрительные впечатления и нравственные позиции. Благодаря им люди, независимо от социального положения и места жительства, легче и быстрее понимали друг друга. Отношение к богослужению всегда было, особенно среди простого народа, окрашено подлинной верой и надеждами.

В XIX веке в богослужебную практику Сергиева Посада стало все шире входить проповедничество, которое внесло в молитвенно-литургическое общение нечто новое - служба и молитва, воспринимаемая, прежде всего, сердцем, чувствами, интуицией, должны были давать пищу уму, рассудку, интеллекту. В последние десятилетия XIX в. к проповедничеству добавилась катехизация - систематическое внебогослужебное собеседование по вопросам основы веры и богослужения.

Похожие диссертации на Культурная среда города Сергиева Посада во второй половине ХIХ-начале ХХ вв.