Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века Максимова Людмила Борисовна

Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века
<
Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Максимова Людмила Борисовна. Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века : Дис. ... канд. ист. наук : 24.00.03 Москва, 1998 229 с. РГБ ОД, 61:98-7/327-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ИСТОРИОГРАФИЯ. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Историография ,. 8.

1.2. Научно-методический аппарат исследования 18

Глава 2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЕДОРОВНЫ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ НУЖДАЮЩИМСЯ ДЕТЯМ.

2.1. Елисаветинское благотворительное общество в Москве и Московской губернии (1892-1917 ) 24

2.2. Елисаветинская женская гимназия при Доме воспитания сирот убитых воинов 1877-1918) 43

2.3. Елисаветинское сиротское убежище Воронежского отделения РОКК (1893-1918) „60

Глава 3. БЛАГОТВОРЕНИЕ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЕДОРОВНЫ ДЛЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ.

3.1. Медицинские учреждения .

3.1.1. Родильный приют, фельдшерский пункт, лазарет в с.Ильинском Московской губернии ...64

3.1.2. Елисаветинская община сестер милосердия РОКК в С.-Петербурге т ...67

3.2. Помощь бедным.

3.2.1. Петровское общество вспоможения бедным на Петербургской

стороне в С.-Петербурге 77

3.3. Помощь Русской Православной Церкви. f 3.3.1. Императорское Православное Палестинское Общество 83;

3.4. Меценатство.

3.4.1. Императорское Строгановское художественно-промышленное

училище 91

3.5. Благотворительная помощь населению в экстремальных ситуациях.

3.5.1. Помощь пострадавшим о неурожая.

Голод 1891-1892 гг 98

Голод 1911-1912 гг 105

3.5.2. Помощь пострадавшим от наводнения в Москве и Московской

губернии в 1908 г 110

3.5.3. Создание благотворительных учреждений по случаю войн.

Русско-японская война (1904-1905) ...114

Первая мировая война (1914-1918) ..124

3.6. Помощь осужденным 139

2

Глава 4. МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ.

4.1.. История возникновения 141

4.2. Устройство, виды благотворительной деятельности 149

4.3. Последние годы Обители милосердия (1918-1926) 160

Глава 5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

НА ТЕМУ:

«Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в развитие благотворительного движения России конца XIX — начала XX в.» 162

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 175

ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 180

ИСТОЧНИКИ 183

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 190

ПРИЛОЖЕНИЕ:

"Список учреждений, в коих Ея Императорскому Высочеству Великой

Княгине Елизавете Федоровне угодно принимать участие" 199

Основные даты жизни Великой Княгини Елизаветы Федоровны и важнейшие события ее государственной и общественной службы 213

Именной указатель 220

Список иллюстраций 227

Список сокращений

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной России благотворительность становится неотъемлемой частью духовной жизни общества, и различные аспекты, связанные с ее историей, как в плане теоретическом, так и практическом, приобретают актуальное значение. При создании новых филантропических фондов, возрождении благотворительных организаций, необходимо изучить их опыт в дореволюционный период, когда благотворительная деятельность находила широкое отражение в периодике и специальных изданиях.

В исторической литературе последних лет появились крупные работы по истории благотворительного движения в России. В этих научных трудах раскрываются некоторые важные исторические закономерности в развитии благотворительного движения в России в отдельные исторические периоды: Нувахов Б.Ш. (1988, 1990, 1991, 1992, 1994, 1995), Власов П.В. (1991, 1992), Лаврова И.Г. (1992, 1995), Шилинис Ю.А. (1992), Шингаров Г.Х. (1992, 1993), Меньшиков В.В. (1994), Войт Л.Н. (1995), Зимин И.Е. (1996), Миоров ДД. (1997) и ряд других.

Однако явная недостаточность научных исследований монографического характера о благотворителях создает существенный недостаток, обезличенность благотворительного движения. Это создает трудности в систематизации знаний о структуре взаимосвязи и взаимодействии благотворительных обществ, без которых нельзя понять процессы социальной и культурной жизни страны.

В дореволюционной России в мирное и военное время не было ни одного общественного бедствия, последствия которого бы не изучались и активно не ликвидировались общественными и государственными деятелями, а также подвижниками милосердия.

В числе таких подвижников благотворительности — Великая Княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918).

Исторические исследования монографического характера о подвижниках милосердия важны сейчас, когда экономические реформы создают в нашем обществе слой состоятельных людей, чьи капиталы не только возможно, но и необ-ходимо привлекать на общественные нужды. Отсутствие знаний в области отечественной истории благотворительности, заставляет современников обращаться к'опыту западных стран и находить там такие образцы для изучения, например деятельность Матери Терезы. Вот почему сегодня важной задачей исторической науки является исследование деятельности благотворителей дореволюционной России. Это необходимо для формирования общественного сознания, без которого не может быть прогрессивного развития благотворительного движения.

В современной литературе отсутствуют специальные углубленные исследования о деятельности в области благотворительности Великой Княгини Елизаветы Федоровны, хотя отдельные упоминания о ней имеют место во многих публикациях. К наиболее известным исследованиям о Великой Княгине Елизавете Федоровне относится книга Л.П.Миллер (1988, 1994). По сравнению с другими авторами Л.П.Миллер дала относительно подробные сведения о жизни Великой Княгини и о создании ею Марфо-Мариинской Обители Милосердия.

Анализ существующей литературы, в основном, издания Русской Православной церкви, указывает на скудность и разрозненность информации 0 благотворительной деятельности Великой Княгини Елизаветы Федоровны. В связи с полным отсутствием научного обобщения благотворительной деятельности Великой Княгини Елизаветы Федоровны, не выявлены ее основные принципы, формы и методы, а следовательно не определен личный вклад этой подвижницы милосердия в развитие благотворительности конца XIX — начала XX в. В связи с актуальностью и неразработанностью проблемы определены цель и задачи данного исследования.

Цель работы -— выявить и оценить вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в развитие благотворительного движения России на основании комплексного изучения исторических документов.

Задачи работы — выявить и проанализировать деятельность учреждений, созданных Великой Княгиней Елизаветой Федоровной для оказания помощи нуждающимся детям; рассмотреть вклад Великой Княгини в медико-социальную помощь разным группам населения; проанализировать участие Великой Княгини Елизаветы Федоровны в создании благотворительных учреждений в России в связи с войнами; представить исторический обзор Марфо-Мариинской Обители Милосердия, как центра благотворительности; разработать информационную основу музейной экспозиции по теме: « Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в развитие благотворительного движения России конца XIX — начала XX вв.»

Хронологические рамки исследования охватывают исторический период с конца XIX по начало XX в., что обусловлено самим расцветом развития благотворительного движения в России и участия в нем Великой Княгини Елизаветы Федоровны до ее трагической насильственной гибели в Алапаевске.

Материалы и методы, положенные в основу исследования. Предметом исследования явились благотворительные учреждения, созданные и опекаемые Великой Княгиней Елизаветой Федоровной в конце XIX — начале XX в. Источниками изучения стали отчеты благотворительных учреждений, материалы следующих архивов России: РГАДА, РГВИА, ГАРФ, ЦИАМ, ОПИ ГИМ, ОР РГБ, ЦГИА, ГТГ ОР, ЦГАМО, ЦМАМ. В качестве иллюстративных материалов использованы Оригинальные схемы, портреты, фотодокументы, фотографии. Для проведения и организации исследования была разработана графологическая историко-методическая модель, в которой представлена программа, научный аппарат, выход результатов исследования в практику. В работе использован комплекс научных методов: исторический, хронологический, ретроспективный, системного анализа, дедуктивный.

Новизна научного исследования заключается в том, что впервые: — собраны в единый блок и проанализированы все виды созданных по ини- циативе и с участием Великой Княпіни Елизаветы Федоровны благотворительных учреждений (для нуждающихся в призрении детей, других групп населения, в период экстремальных ситуаций (войн, голода); определены принципы, формы и методы устройства этих благотворительных учреждений; разработана информационная основа экспозиции на тему: «Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в развитие благотворительного движения в России конца XIX — начала XX века».

Научно-практическая значимость работы.

Научная разработка концепции музейной экспозиции на тему: «Благотворительная деятельность Великой Княгини Елизаветы Федоровны б хонце XIX — начале XX в.».

Научная разработка методик и содержания экскурсий в Марфо-Мариинской Обители.

Подготовка материалов для УҐКОИП г.Москвы в период постановки на госу^. дарственную охрану зданий и сада Марфо-Мариинской Обители. .

Представлена опись и систематизация архивных материалов по теме о Великой Княгине Елизавете Федоровне из архивов г.Москвы.

Собраны изобразительные материалы из частных коллекций, музейных фондов, архивов Москвыг Виндзора и др.

Результаты исследования (9 докладов) были представлены на обсуждение ряда научно-теоретических, исторических конференций и опубликованы в печати (14 статей).

Отдельные материалы исследования использовались для составления первого учебного пособия на тему: «Основы благотворительного движения в отечественной медицине». М., 1995. (Авторы: Б.Ш.Нувахов, И.ГЛаврова, Л.Н.Войт).

Основные положения выносимые на защиту — участие Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительном движении России конца XIX — начала XX в. обусловлено многосторонней дея- тельностьго в создании и опеке благотворительных заведений на базе крупных благотворительных обществ; — особенность сочетания принципов, форм и методов благотворительной деятельности Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

Научная перспективность настоящего исследования. Разработанная научно-организационная модель исследования личного вклада Великой Княгини Елизаветы Федоровны может быть использована в дальнейшем как образец для научного подхода к разработке персоналий для каждого крупного благотворителя России. Продолжение исследования по данной проблеме должно осуществляться по выявлению новых источников и анализу деятельности сподвижников и соратников Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

Историография

В связи с поставленной целью исследования, включающей изучение благотворительной деятельности Великой Княгини Елизаветы Федоровны на общем фоне состояния и развития благотворительного движения в России в конце XIX — начале XX в. потребовалось проанализировать литературу по этим двуединым аспектам. Историческим фоном для разработки настоящей темы послужили научные труды многих авторов, посвященные закономерностям благотворительного движения в России в конце XIX — начале XX в. В дореволюционной отечественной литературе истории благотворительности посвящено более 700 публикаций, освещающих разнообразие методов, форм, накопленных за многовековой опыт работы. В современный период, в связи с социально-экономическими потрясениями, увеличивающейся потребностью в возрождении благотворительной поддержки многих групп населения и созданием различных благотворительных организаций, историческая наука обратилась к изучению прошлого опыта этого общественного процесса. В исторической литературе последних лет появились крупные работы Нувахова Б.Ш., Власова П.В., Лавровой И.Г., Шилиниса Ю.А., Сорокиной Т.С., Шингарова Г.Х., Меньшикова В.В. и ряда других, посвященные различным аспектам благотворительного движения в России. Впервые в 1993 г. в научно-исторической литературе сделан обобщающий анализ истории становления благотворительного движения в России. Было представлено историко-теоретическое, историко-практическое и историко-экояомическое обобщение по развитию благотворительного движения. Установлено, что к началу XX века в России существовала система государственной, общественной, частной и церковной благотворительности, ярковыраженного межсословного характера, охватывающая около 15 тысяч благотворительных учреждений, заведений и обществ, расположенных на территории России крайне неравномерно. В статье Нувахова Б.Ш. и Лавровой И.Г. «Этапы развития милосердия и благотворительности в России в XVIII-XX вв.», посвященной научному подходу к периодизации благотворительного движения выделен особый этап, в хронологических границах 1894-1917 гг., и сформулированы следующие характерные его черты: «Особенно большой подъем русского благотворительного движения. Формирование новых форм и видов государственно-общественных структур. Система городского участкового попечительства. Постановка благотворительных проблем экологии, медицины, реабилитации на научном уровне. Массовое участие всех сословий, профессиональных объединений, церкви, членов царской семьи».

Елисаветинское благотворительное общество в Москве и Московской губернии (1892-1917

Как свидетельствуют исторические материалы, найденные нами в результате научного поиска, создание и многолетняя работа Елисаветинского благотворительного общества неразрывно связаны с. деятельностью Великой Княгини Елизаветы Федоровны, его пожизненной попечительницы.

Изучение исторических документов выявило причину организации общества в Москве и единство двух факторов. К ним относится значительное увеличение потребности в медико-социальной помощи законорожденным детям, изменение гражданского положения и религиозного самосознания Великой Княгини Елиза-веты Федоровны.

Сущность этих мотивов заключалась в следующем. Среди различных-проблем общественного лризрения в России, в том числе в Москве, медико-социальная помощь нуждающимся детям являлась, как было отмечено выше, первейшей; задачей всех сословий. В течении длительного периода (с- 1763 г.) функцию тго - - -призрению таких детей в Москве и Московской губернии осуществлял, в основном, Императорский Московский Воспитательный дом (Зимин И.Е, 1995). К концу XIX в. в связих большим поступлением незаконнорожденных детей, под- - — кидышей прекратился {с июля 1891 г.) доступ в Воспитательныйдом-законно--рожденных детей из беднейших семей, детей порочных родителей, сирот. Поэтому в Москве и Московской губернии накопилась большое число младенцев, нуждающихся не только в заботе, в воспитании, но и в спасении жизни.

О необходимости создания нового специального благотворительного учреж- ... дения для приема этого контингента детей было сообщено 21 марта 1890 г. Государыне Императрице Марии Федоровне, которая по традиции царской -семьи возглавляла Ведомство учреждений Императрицы Марии (в состав ведомства входил Московский Воспитательный дом). Сообщение было сделано Управляющим Мос ковским Воспитательным домом, почетным опекуном, обер-гофмейстером Борисом Александровичем Нейдгартом. Императрица Мария Федоровна поддержала предложение о создании к Москве нового благотворительного учреждения. Труд по реализации сложнейшей социальной проблемы взяла на себя Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Материалы диссертации раскрывают личностные причинно-следственные связи этого решения. Данный период (1891 г.) совпал с назначением генерал-губернатором Москвы Великого Князя Сергея Александровича, супруга Великой Княгини Елизаветы Федоровны.

Причины, способствующие обращению Великой Княгини Елизаветы Федоровны на путь самоотверженного служения ближним, нуждающимся в помощи, вскрыты достаточно убедительно в книге Л.П.Миллер (1988, 1994), и обоснованы эпистолярным наследием Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Так, Великая Княгиня Елизавета Федоровна, хорошо осозновая трудности московской жизни, писала своему отцу, Великому Герцогу Людвигу Гесенскому (март 1891г.): «... надеюсь, что смогу немного помогать Сергею. Я буду стараться исполнять все то, что выпадет на мою долю». В письме (от 12 мая 1891 г.) к бабушке, английской Королеве Виктории, она высказала ту же мысль: «... для нас начнется совершенно новая жизнь. Да благословит Господь нашу жизнь в Москве...». Важнейшим событием, определяющим дальнейшую жизнь Великой Княгини Елизаветы Федоровны, являлось не только ее новое положение как Августейшей хозяйки Москвы, а изменение ее религиозного мировозрения. Приехав в Россию, как протестантка, она перед отъездом из Германии дала обещание родным не изменить своей вере. Но жизнь в России в православном окружении поколебали ее-убеждение.

Медицинские учреждения

Село Ильинское Звенигородского уезда являлось летней подмосковной резиденцией Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Федоровны в 1881—1917 гг.

До настоящего времени немного известно о создании (до 1917 г.) лечебных учреждений в с. Ильинском. В современных работах по истории усадьбы есть только упоминание о госпитале, устроенном Великой Княгиней Елизаветой Федоровной. В дореволюционной историографии по земской медицине есть свидетельство, что в 1890 г. в имении Великого Князя Сергея Александровича при с. Ильинском работала амбулатория, которого заведовал фельдшер. По классификации -принятой-в книге, амбулатория отнесена.авторами к частным лечебным заведениям. По свидетельствам старожилов с. Ильинского и сведениям, собранным местным краеведом В.Д.Никитиным, Августейшими хозяевами усадьбы после 1894-г. в селе был построен родильный приют для сельчан в память умершей после родов 12 сентября 1891 г. Великой Княгини Александры Георгиевны .(ее дети, Великая Княжна Мария Павловна и Великий Князь Дмитрий Павлович были взяты на воспитание Великой Княгиней Елизаветой Федоровной).

История возникновения

Б России сохраняется большой интерес к Марфо-Мариинской Обители, обусловленный тем, что первые книги о ней, созданные в русском зарубежье, стали библиографической редкостью, а дореволюционные книжные издания, периодика малодоступны, не включены в каталоги, не систематизированы и не описаны, также еще не найден архив Обители.

23 февраля 1909 г. в Москве начала работу по оказанию всесторонней помощи населению Москвы Марфо-Мариинская Обитель Милосердия во владении Великой Княгини Елизаветы Федоровны на Большой Ордынке.

Целью Обители Милосердия являлась помощь ближнему во всех ее видах, материальная и нравственно-духовная, в православном смысле.

Марфо-Мариинская Обитель Милосердия принадлежит к числу немногих учреждений, которые устраивались с большой затратой труда, знаний, умения в течение 10 лет Великой Княгиней Елизаветой Федоровной. Возникновение Обители современники связывали с нравственным выбором в жизни Великой Княгини Елизаветы Федоровны, когда после смерти мужа, убитого эсером И.П.Каляевым в 1905 г., она, презрев все пересуды, мужественно пошла дорогой христианской добродетели.

Другой причиной явилась русско-японская война и «смутное время» (1905 г.), по определению графа Сергея Дмитриевича Шереметева. Великая Княгиня Елизавета Федоровна, как и граф Сергей Дмитриевич Шереметев оказали мощное противодействие силам, разрушавшим русскую государственность. В это время их политические взгляды необычайно близки. После декабрьского вооруженного восстания в Москве в 1905 году Великая Княгиня написала: «Революция не может кончиться со дня на день, она может только ухудшитья или сделаться хронической, что, по всей вероятности и будет. ... мой долг заняться теперь помощью несчастным жертвам восстания». Через несколько лет Великая Княгиня была івбрана промыслом Божиим на служение церкпи и ближним в звания настоятельницы Марфо-Мариинской Обители, неся спои тяжелый крест. В Обете- ли-Милосердия она утвердила для себя и сестер милосердия особую форму подвижничества — благотворение. Она знала нужды Москвы так, как се знади очень немногие из благотворителей. Образованная, умная женщина, посвятив себя милосердию, имела возможность вести дело не любительски, а во всеоружии специалиста, подбирая проблемы систематически, останавливаясь исключительно на тех, которые имеют наибольшее значение для Москвы. Большие материальные средства, которыми она тогда располагала, давали ей возможность осуществлять задуманное.

А.Трофимов в своей работе «Святые жены Руси» отметил, что почти все канонизированные жены Руси — княгини. На них с первых веков христианства был возложен подвиг явиться своим сестрам «светильником горящим и светящим» (Ин. 5.35). В летописях сохранилось множество свидетельств о благотворительности русских княгинь и князей. Еще в 988 году с принятием христианства в России славянам был открыт мир высоких нравственных идей, любви, сострадания к ближнему, призрения бедных; благотворительность получила высший смысл, утверждаясь на основах высшего духовного порядка. Образ Христа побуждает истинного христианина следовать в отношении к своим ближним по стопам Спасителя. Имея в своем источнике любовь к Христу и к человеку, ради которого Христос претерпел муки на Голгофском Кресте, христианская любовь в форме своего выражения не поддается юридической регламентации, когда жертвователь в размерах помощи ближнему не ставит ограничений, помогает как любящему, так и ненавидящему, первому попавшемуся нуждающемуся, кто бы он ни был по своему званию, положению, национальности.

Упомянем еще об одном явлении христианской благотворительности, принятом как правило в Обители Милосердия, это полное отречение от собственности, подобно первым основателям скитской жизни. На Святой Руси при поступле собственники раздавали нищим свое имение, так поступили преподобный Авраамий Смоленские, преподобный Макарий Кадязинский. Ве ; ликая Княгиня Елизавета Федоровна, организуя Обитель, вложила свои капиталы на устроение больницы, амбулатории для бедных, основные пожертвования для деятельности Обители поступали от настоятельницы. Для Обители Милосердия в мае 1907 г. Великая Княгиня Елизавета Федоровна купила усадьбу с большим садом на Большой Ордынке, где в октябре ею был открыт собственный лазарет для раненых, ранее лазарет работал в подмосковном имении Ильинском. В том же году она приступила к созданию устава новой общины сестер милосердия, Марфо-Мариинской.

20 ноября 1908 г. был утвержден устав Обители, которая имеет «целью трудом сестер Обители Милосердия и иными возможными способами помогать в духе чистого христианства больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби» (ил. 39). Открывая Обитель, имелось в виду вызвать к жизни забытый путь диаконисского служения христианской любви (ил. 40).

Последний вариант устава был утвержден 29 апреля 1914 года Святейшим Синодом на основании Высочайшего повеления. Святейший Синод одобрил устав, возродивший институт диаконисе, окончивший свое существование в XII веке в истории православной церкви. Во времена апостольские диакониссы делились на два разряда: 1) рукоположенных, прислуживающих в храмах; 2) занимающихся делами милосердия. К последним диакониссам должны были принадлежать сестры Марфо-Мариинской Обители.

Совместный труд сестер служил больным и бедным в духе православной церкви, Диакониссы начали трудиться в бесплатных учреждениях Обители; больнице, амбулатории, аптеке, приюте для 18 девочек, круглых сирот, воскресной школе, библиотеке, столовой для бедных, кружке «Детская лепта», доме для чахоточных женщин.

Похожие диссертации на Вклад Великой Княгини Елизаветы Федоровны в благотворительное движение России конца XIX - начала XX века