Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие Ермакова Нина Владимировна

Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие
<
Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ермакова Нина Владимировна. Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие : становление и развитие : Дис. ... канд. ист. наук : 24.00.03 Москва, 2005 334 с. РГБ ОД, 61:06-7/159

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ПАМЯТНИКОВ ШИТЬЯ И ТКАНЕЙ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА 22

1.1. Первые коллекции шитья и тканей и их поновление 22

1.2. Изучение памятников шитья и тканей как источников по истории искусства, этнографии и археологии 37

1.3. Формирование научных принципов реставрации шитья и тканей 52

Глава 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РЕСТАВРАЦИИ ШИТЬЯ И ТКАНЕЙ В 1914-1940-Х ГОДАХ 68

2.1. Комплектование коллекций шитья и тканей в московских музеях в 1914-1920-х годах 68

2.2. Реставрация шитья и тканей в ЦГРМ и их филиале - мастерской Троице-Сергиевой Лавры 82

2.3. Разработка консервационно-реставрационных методов в Институте археологической технологии ГАИМК 104

2.4. Формирование служб реставрации шитья и тканей в московских музеях ПО

2.5. Методы реставрации текстиля в 1930-1940-е гг 124

Глава 3. РЕСТАВРАЦИЯ ШИТЬЯ И ТКАНЕЙ В МОСКОВСКИХ МУЗЕЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 140

3.1. Реставрация музейного текстиля в 1950-е годы 140

3.2. Формирование единой реставрационной службы 150

3.3. Развитие методов реставрации произведений шитья и тканей в 1980- 1990-е годы 172

3.4. Современные теория и практика реставрации шитья и тканей 189

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 208

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 211

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 244

СПИСОК ТЕРМИНОВ 248

ПРИЛОЖЕНИЯ 254

Введение к работе

Актуальность темы. Одной из функций музея как социокультурного института является хранение предметов, имеющих духовную, эстетическую, научную или мемориальную ценность. Важную роль в ее реализации играет консервационно-реставрационная деятельность по пресечению процессов разрушения экспонатов и созданию условий, замедляющих их естественное старение. Большое значение для сохранения физической целостности и подлинности музейных предметов как исторических документов, отразивших в себе различные "аспекты развития общества и личности, власти и права, нравственности, мотивов и стереотипов человеческого поведения"1, имеет всестороннее изучение реставрируемых объектов. Выявляя их культурно-историческую значимость, изначальную структуру и материалы, степень разрушения, изменения и утраты2, предреставрационное исследование позволяет выбрать наиболее безопасные неразрушающие консервационно-реставрационные мероприятия, оставляющие возможность использовать в будущем новые способы получения достоверной информации3.

Ценными источниками для истории искусства, археологии, этнографии, истории материальной культуры и других научных дисциплин служат экспонаты, при создании которых использовались различные приемы ткачества, вышивки, плетения, низанья. Литургическое шитье и знамена, занавеси и гобелены, военные мундиры и народные костюмы, головные уборы и обувь, абажуры и каминные экраны, веера и переплеты книг, шитые шелком и бисером картины, обивочные ткани шкатулок, кресел и карет, обладая технологической, этнографической, стилистической информацией, являются невербальными текстами, характеризующими технические достижения, образ жизни, эстетические приоритеты их создателей и владельцев.

Памятники шитья и тканей - это хрупкие и уязвимые предметы, страдающие от излишней освещенности, неблагоприятного температурно-влажностного режима, загрязненности воздуха, биологических вредителей. Сохранению их документальных и художественных качеств могут способствовать только строго научные методы проведения консервационно-реставрационных работ. Непрофессиональное вмешательство в структуру музейного предмета, необоснованная реконструкция являются губительными для подлинности и исторической ценности памятников шитья и тканей, а иногда могут привести к их разрушению. Для разработки научно обоснованных реставрационных программ необходимо знать историю формирования научных методов хранения и укрепления шитья и тканей. Неслучайно, что к этой проблеме обращались реставраторы и хранители коллекций при решении практических задач сохранения исторического и художественного текстиля.

Степень изученности темы. Историография процесса формирования научных методов изучения, хранения и укрепления музейных тканей связана с историографией общей теории и практики научной реставрации, которые базируются на сформулированных археологической наукой в конце XIX в. "представлениях о ценности подлинности памятников прошлого"4. Процесс преодоления практики поновлення и генезис научных принципов реставрации был проанализирован В.В. Зверевым5.

Причины возникновения в XIX в. в русском обществе интереса к произведениям древнего художественного шитья, процесс формирования государственных и частных коллекций, включающих эти памятники, а также

проблемы их исследования рассматривались Н.А. Маясовой6.

В монографиях и статьях Г.И. Вздорнова, Т.А. Тутовой, И.Л. Кызласовой анализируется деятельность в послереволюционный период сотрудников Церковной комиссии Моссовета и Реставрационного подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины по выявлению и учету культурно-исторических ценностей7. Однако в этих исследованиях, за редким исключением, практически нет сведений о первых реставраторах по тканям, усилиями которых были выявлены и получили музейный статус многие памятники исторического и художественного текстиля.

Развитие научных методов консервации и реставрации тканей в советский период происходило одновременно с введением в музейную практику общих принципов научной реставрации и формированием отечественной реставрационной службы. Обосновывая в 1920-е гг. научные принципы проведения консервационно-реставрационных работ, к истории реставрации обращается руководитель Центральных государственных реставрационных мастерских И.Э. Грабарь8. Среди памятников, подвергшихся поновленню, он обращает внимание на "искалеченные" произведения древнерусского шитья, на

которых "прошивались заново лица, аксессуары, надписи, и весь художественный облик существенно видоизменялся и искажался"9.

В начале 1930-х гг., когда деятельность созданных И.Э. Грабарем мастерских подвергалась суровой критике, анализ работы, проделанной ЦГРМ, проводит Н.Р. Левинсон10. Используя архивные документы Наркомпроса и публикации в печати, он исследует мероприятия, сыгравшие положительную роль в сохранении художественного достояния страны и реставрации памятников истории и культуры, в том числе произведений древнего шитья.

В 1975 г. процесс создания и развития отечественной реставрационной службы с 1917 по 1970 г. систематизирует И.П.Горин11. Его очерк открывает целую серию публикаций по истории формирования и развития в советский период реставрационных мастерских, лабораторий и центров, однако вопросы истории реставрации шитья и тканей в них практически не отражены.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. к истории создания и развития реставрационных мастерских в московских музеях обращаются А.Н. Хетагуров и Л.М. Фролова, но и их работы лишь косвенно затрагивают проблемы развития текстильной реставрации12.

Непосредственно к истории реставрации древних тканей обращается хранитель знамен Эрмитажа Н.Н. Семенович. Начатый им в конце 1930-х гг. поиск эффективных способов прекращения процесса разрушения знаменных полотнищ привел его к необходимости изучения отечественного и зарубежного опыта по укреплению текстильных волокон, в связи с чем в его труде по теории и технологии реставрации музейных тканей появился краткий очерк, посвященный истории реставрации текстиля13.

Решая в 1950-1970-е гг. практические задачи сохранения музейного текстиля, историю реставрации произведений древнего шитья рассматривает реставратор ГЦХРМ М.П. Рябова. Она выделяет в развитии методов их укрепления три этапа: 1) период монастырско-церковного поновлення XVIII-XIX вв.; 2) 1920-е гг.; 3) середина 1950-х гг. - наше время14. Предложенная М.П. Рябовой периодизация требует доработки и уточнения.

История создания и деятельность первых реставрационных мастерских древнего шитья анализируется в статьях Н.Д. Маринуцы15 и П.А. Семечкина16, однако хронологические рамки их исследований ограничены 1920-1930-и гг.

Рассмотрев историографию проблемы, можно констатировать, что комплексного исследования процесса становления и развития научной реставрации шитья и тканей не предпринималось (в особенности это касается дореволюционного периода), недостаточно изученной осталась организация реставрационных работ и деятельность реставраторов по тканям в музейных мастерских, поэтому история реставрации текстиля до настоящего времени остается раскрытой не в полной мере и требует дальнейшего изучения.

Объектом исследования является реставрация музейных ценностей. Предмет исследования - история реставрации шитья и тканей в московских музеях.

Цель работы - выявление основных этапов развития научных принципов и методов реставрации исторического и художественного текстиля и анализ деятельности московских музеев по его сохранению.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

- рассмотреть причины возникновения в XIX в. научного и художественного интереса к произведениям древнерусского шитья и старинным тканям;

- раскрыть процесс появления первых практических методов ремонта памятников шитья как решение проблемы их сохранения и экспонирования;

- исследовать процесс комплектования коллекций шитья и тканей московских музеев в 1914 - начале 1920-х гг. как один из способов сохранения исторического и художественного текстиля;

- проанализировать направления научных и практических работ в ЦГРМ, ГАИМК и мастерских московских музеев по консервации и реставрации шитья и тканей в 1920-1940-е гг.;

- обобщить опыт мастерских московских музеев и реставрационных центров в области консервации и реставрации текстиля во второй половине XX в.

Хронологические рамки исследования - вторая половина XIX и весь XX в.

Во второй половине XIX - начале XX в. деятельность научных, церковных и художественных обществ по охране памятников позволила выявить и включить в собрания музеев значительное количество произведений древнего шитья и старинных тканей, что положило начало формированию научных принципов и методов их изучения и реставрации.

В 1914-1940-х гг. существенную роль в сохранении исторических и художественных ценностей сыграли московские музеи. В 1920-е гг. в крупнейших из них были сформированы отделы, специализирующиеся на хранении шитья и тканей, что способствовало осознанию специфических проблем текстильной реставрации и ее развитию.

Во второй половине XX в. организация современной структуры единой реставрационной службы, объединившей музеи и научно-методические центры, позволила внедрить в реставрационную практику методы комплексной научной реставрации музейного текстиля, основанные на его историко-архивном, технико-технологическом и искусствоведческом анализе.

Источниковая база диссертационного исследования состоит из нормативных документов, широкого круга научных публикаций по вопросам реставрации шитья и тканей, путеводителей и каталогов выставок исторического и художественного текстиля, архивных документов московских музеев и реставрационных центров, делопроизводственной документации мастерских реставрации тканей и материалов из личных архивов реставраторов.

Если до начала XIX в. старинные предметы из драгоценных тканей, украшенных золотым и серебряным шитьем, камнями и жемчугом, свидетельствовали о богатстве их владельцев и представляли для составителей описей церковных, монастырских, царских и боярских имуществ, а также создателей первых отечественных путеводителей по "достопамятностям" исключительно утилитарный интерес, то с преобразованием Мастерской и Оружейной палаты в первый московский музей они постепенно начинают рассматриваться с точки зрения их исторической и художественной ценности. В 1807 г. А.Ф.Малиновский, а в 1826 г. П. Свиньин публикуют сведения о "достопамятностях" Оружейной палаты17, что способствует возникновению у любителей старины и искусства интереса к коллекционированию и изучению древних одежд и других шитых произведений.

Начиная с 1849 г. в "Древностях Российского государства" публикуются описания произведений древнерусского шитья, церковных облачений, великокняжеских, царских и боярских одежд, русских старинных знамен, 1 я предметов народного костюма , что служит развитию интереса к памятникам шитья и ткачества как источникам развивающейся археологической науки, которые необходимо выявить, систематизировать и сохранить.

Во второй половине XIX - начале XX в. памятники исторического и художественного текстиля вошли в коллекции Российского Исторического музея, Московского публичного музея, Музея при Строгановском училище, Музея изящных искусств, экспонировались на археологических съездах и художественных выставках. По мере пополнения музейных коллекций шитыми и ткаными предметами осуществлялась их систематизация, развивались методы, позволяющие установить их датировку, выявить стилистические особенности, художественные и технические приемы их исполнения. Одновременно шел процесс формирования методов научной реставрации музейного текстиля. Опубликованные в XIX в. описания государственных и частных музейных собраний позволяют проанализировать пробуждение и развитие интереса к древним тканям и шитью как к вещественным источникам, которые составляют "драгоценный материал для истории" и "в то же время представляют в себе прекрасные образы древнего художественного искусства"19. Описания шитых литургических предметов, старинных одежд, художественных тканей публиковались в "Вестнике Общества древнерусского искусства"20, в трудах Императорского Русского Археологического общества21, Императорского Московского археологического общества22, Императорской Академии художеств23, Общества любителей духовного просвещения24, Общества поощрения художеств25, журналах "Светильник"26, "София"27, "Старые годы"28. Выпускались специальные каталоги и альбомы с описаниями памятников шитья, кружев, тканей29. Перечисленные издания содержат ценную информацию о способах хранения и изучения древнего текстиля.

Провести анализ существовавших в начале XX в. методов ремонта произведений древнерусского шитья и старинных тканей позволяет отчет о работе по научному описанию Патриаршей ризницы.30 Основой правил описания и ремонта древних одежд, утвержденных Комитетом по составлению описи ризницы, стали принципы научной реставрации, сформулированные к этому времени научными обществами.

К документам и материалам, опубликованным в послереволюционный период и способствующим раскрытию деятельности сотрудников Комиссии по охране памятников при Моссовете и Реставрационного подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев по выявлению и учету памятников в монастырских и церковных ризницах, дворцах и усадьбах, относятся законодательные и нормативные акты советского правительства 1917 - начала 1920-х гг.31; документы, связанные с работой Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете32; статьи в периодических изданиях 1917-1920-х гг., связанные с вопросами охраны памятников искусства и старины33; воспоминания и письма сотрудников Реставрационного подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев, Исторического музея и Оружейной палаты, опубликованные в различных монографиях и трудах.

Исследование процесса формирования и развития научных методов консервации и реставрации музейного текстиля в 1920-1940-е гг. в ЦГРМ, ГАИМК, Историческом музее и Оружейной палате проводилось с привлечением опубликованных отчетов музеев34; инструктивных пособий по хранению музейных тканей35; статей сотрудников ГАИМК, ЦГРМ и реставраторов по тканям московских музеев по проблемам охраны, консервации и реставрации памятников текстиля в сборниках "Вопросы реставрации", Трудах ГИМ, периодических изданиях ГАИМК, "Вестнике древней истории", журнале "Советский музей".

Для анализа решаемых во второй половине XX в. проблем по сохранению и изучению музейного текстиля использовались постановления Министерств культуры СССР и РСФСР, материалы научных конференций, каталоги реставрационных выставок, статьи реставраторов по тканям и хранителей коллекций московских музеев в сборниках научных трудов ВХНРЦ и ГосНИИР, Трудах ГИМ, выпусках "Материалов и исследований" ГИКМЗ "Московский Кремль", Сообщениях Загорского музея, "Научных сообщениях" Государственного музея искусств народов Востока.

Некоторые аспекты деятельности реставраторов по тканям нашли отражение в монографиях, посвященных древнерусскому шитью36.

Неопубликованными источниками являются архивные документы московских музеев, делопроизводственная документация реставрационных мастерских, а также паспорта реставрации, рабочие дневники и другие материалы, хранящиеся в личных архивах реставраторов по тканям.

Документы, характеризующие процесс становления во второй половине XIX в. научной реставрации шитья и тканей как деятельности удовлетворяющей "требованиям искусства и археологии" , находятся в материалах переписки по

музейным вопросам в Отделе рукописных, печатных и графических фондов Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" (фонд 20 - Государственные музеи Московского Кремля). Среди них наиболее ценными для настоящего исследования являются докладные записки директора Оружейной палаты А.Ф. Вельтмана, содержащие сведения о проведении ремонта старинных знамен в начале 1860-х гг.

Документы о производстве работ по укреплению шитых предметов церковной утвари и древних облачений Кремлевского собрания отложились в фонде 21 - Патриаршая ризница, 1830-1917 гг.

Особое значение для развития теории текстильной реставрации имела деятельность Комитета по научному описанию Патриаршей ризницы (1910-1915). Хранящиеся в фонде 21 документы позволили выявить правила проведения ремонта древних одежд, которые были утверждены Комитетом и стали основой деятельности первых реставраторов древнерусского шитья в начале 1920-х гг.

При анализе работ по изучению, очистке и укреплению памятников Музеев Московского Кремля в советский период использованы годовые отчеты о работе музея "Оружейная палата", материалы переписки с ЦГРМ, приемно-сдаточные акты, журналы работ по реставрации тканей музеев Кремля, рабочие дневники реставраторов и научных сотрудников Отдела тканей, паспорта реставрированных экспонатов, списки личного состава, личные дела художников-реставраторов, хранящиеся в фонде 20.

Сведения из фондов 20 и 21 существенно дополняются документами фонда 35 - Владимир Карлович Клейн , где собраны материалы характеризующие деятельность заместителя директора музея "Оружейная палата", руководившего в 1924-1935 гг. работой по комплектованию, описанию и хранению коллекций тканей.

Всего в исследовании использовано 53 единицы хранения ГИМКЗ "МК".

Большую роль в развитии реставрации музейного текстиля сыграла деятельность мастерской починки древнерусского шитья (1919-1929), созданной Комиссией по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, реставраторы которой стали ведущими специалистами московских музеев в 1930-1950-е гг. Организация работ в мастерской Лавры проанализирована с привлечением архивных документов Отдела главного хранения Сергиево-Посадского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В архиве музея удалось также обнаружить материалы совещания по вопросам изучения, описания и хранения памятников древнего шитья и тканей (1925) и документы, характеризующие деятельность Загорского филиала ГЦХРМ в 1940-1950-е гг. Всего в работе использовано 10 единиц хранения Сергиево-Посадского музея.

Анализ деятельности сотрудников Церковной группы Московского совета, Московской центральной мастерской древнего шитья и ее Сергиевского филиала, Государственного Исторического музея и Московской секции ГАИМК по сохранению, изучению и реставрации музейного текстиля в 1920-1940-е гг. проведен с привлечением документов, хранящихся в Отделе письменных источников ГИМ. Среди материалов фондов 54 - Коллекция материалов по истории советского музейного строительства, 1918-1940 гг., 417 - Центральные реставрационные мастерские, 1919-1934 гг.39, 500 - Екатерина Сергеевна Видонова4® и 540 -Государственная академия истории материальной культуры выявлено 38 единиц хранения, позволяющих

раскрыть направления работ ведущих отечественных реставрационных центров.

Исключительно ценный материал по вопросам применения научных методов очистки, укрепления и реконструкции музейного текстиля в реставрационной мастерской ГИМ собран в Научно-ведомственном архиве музея, где хранятся протоколы реставраций 1934-1953 гг., а также личные дела и другие документы (отчеты, доклады, сообщения) реставраторов. К исследованию было привлечено 47 единиц хранения НВА ГИМ.

Для анализа деятельности в 1930-е гг. одного из руководителей мастерской Лавры и Центральной мастерской шитья Т.Н. Александровой-Дольник использовались документы, хранящиеся в Фондовом отделе филиала ГИМ -Музее "Новодевичий монастырь". Особый интерес представляют Инвентарные книги по текстилю № 1 (1935-1936) и#2 (1936-1975), первая из которых и часть второй содержат составленное Т.Н. Александровой-Дольник научное описание памятников шитья и тканей Новодевичьего монастыря и включенных в его собрание произведений церковного искусства из ризниц других церквей и монастырей, а также сведения о проведенных Т.Н. Александровой-Дольник консервационно-реставрационных работах.

Информация о деятельности сотрудников Музейного отдела по выявлению, изучению, реставрации и введению в научный оборот памятников древнерусского шитья дополняется данными документов, которые отложились в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи. В диссертации использовано 11 единиц хранения из фондов 8-ХП - Материалы отдела реставрации ГТГ, 67 - Древнерусская живопись: Отдел реставрации, 68 - Древнерусское искусство: А.И. Анисимов, 106 - Фонд Н.Э. Грабаря и 144 - Свирин Алексей Николаевич.

Анализ организации работ по сохранению памятников текстиля Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина осуществлялся на основании протоколов заседаний реставрационной комиссии музея, годовых отчетов, материалов переписки с ЦГРМ и другими музеями,

личных дел художников-реставраторов по тканям, актов о передаче в реставрацию памятников и их приеме, хранящихся в Отделе рукописей ГМИИ. Особое значение для анализа развития методов научной реставрации текстиля имеет хранящаяся в ОР ГМИИ инструкция Основные способы хранения памятников древнего шитья и изделий из тканей, составленная в 1920-х гг. В.П. Сидамон-Эристовой. Всего в диссертационном исследовании использовано 11 единиц хранения из фонда 5: опись 1 - Научная часть: Материалы секретариата и опись 4 - Личные дела сотрудников ГМИИ.

Документы 1950-1980-х гг., содержащие сведения о подготовке реставраторов по тканям, направлениях научных работ в области текстильной реставрации, внедрении новых методов очистки и укрепления памятников шитья и тканей в реставрационную практику московских музеев, отложились в архиве Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря. К исследованию привлечены годовые отчеты Отдела прикладного искусства, отчеты художников-реставраторов по выполнению научных планов, доклады, подготовленные реставраторами по тканям для научных конференций, утвержденные советом центра методики проведения консервационно-реставрационных работ, протоколы заседаний реставрационной комиссии Отдела прикладного искусства, реставрационные паспорта художественных произведений, личные дела художников-реставраторов. Кроме этого, использовались материалы из фонда Н.Н. Померанцева, позволившие дополнить сведения о деятельности сотрудников Музейного отдела Наркомпроса по спасению предметов церковного искусства в 1920-е гг.: копии отчетов Комиссии Помгола и доклад Н.Н. Померанцева Церковно-бытовые музеи (1923). Всего использовано 15 единиц хранения архива ВХНРЦ.

Особое значение для анализа работ по реставрации памятников шитья и тканей из коллекций московских музеев в 1920-1950-е гг. имеет информация из неопубликованной рукописной книги, обнаруженной в 1990-х гг. в делопроизводственной документации Сектора реставрации тканей ГИМ его заведующей Н.А. Счастливой. Документ имеет название Книга приходящих, находящихся и выбывающих памятников для реставрации в Государственной Реставрационной мастерской древнего художественного шитья и тканей. В ходе исследования автору диссертации удалось атрибутировать документ и установить его принадлежность к делопроизводственной документации Центральной мастерской древнего шитья. Развороты книги представляют собой таблицу, в графы которой заносилась информация о памятниках и реставрационных операциях, при этом сведения, указанные в книге для экспонатов Оружейной палаты, полностью совпадают с данными протоколов Московской Центральной реставрационной мастерской древнего шитья, хранящихся в ОРПГФ ГИКМЗ "МК". Исходя из этого, можно заключить, что книга велась сотрудниками Центральной мастерской. Это подтверждается и их подписями. Вероятно, книга попала в мастерскую Исторического музея после закрытия ЦГРМ, когда реставраторы по тканям стали сотрудниками ГИМ. Регистрация реставрируемых памятников осуществлялась в книге вплоть до 1957 г. Среди экспонатов, сведения о которых зафиксированы в книге, -произведения древнерусского шитья, предметы народного и городского костюма, археологический текстиль и другие памятники из коллекций Оружейной палаты, Музея изящных искусств, Музея восточных культур, Музея села Коломенское, Музея Революции, музеев "Новодевичий монастырь", "Покровский Собор", "Дом боярина XVII в." и других музеев.

При анализе развития текстильной реставрации во второй половине XX в. использовалась делопроизводственная документация (паспорта реставрации, личные дневники реставраторов, доклады, годовые отчеты, отчеты по научным темам) реставрационных мастерских московских музеев: ГИКМЗ "Московский Кремль", Государственного Исторического музея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного музея искусства народов Востока, Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, Всероссийского музея

декоративно-прикладного и народного искусства, Центрального музея древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева, Отдела произведений прикладного искусства из органических материалов ГосНИИР. В ходе исследования проанализированы использовавшиеся в последние десятилетия методы проведения предреставрационных исследований, способы очистки и укрепления древнерусского шитья и руинированных тканей, реконструкции утраченных фрагментов на памятниках музейного текстиля. Анализ делопроизводственной документации позволил установить научные контакты между специалистами различных музеев и другими научными учреждениями, выявить материалы, касающиеся стажировок и аттестации реставраторов.

Сотрудничество реставраторов и специалистов Музеев Московского Кремля, Исторического музея, ГМИИ и Центра исследования исторических и традиционных технологий Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева отражено в делопроизводственной документации группы "Исторический Некрополь" при ГИКМЗ "МК".

В ходе диссертационного исследования использовались документы из личных архивов реставраторов (реставрационные паспорта, дневники реставраторов, доклады) Н.П. Ярмолович (бывшая заведующая Сектором реставрации тканей ГММК), К.В. Мозжориной (бывший реставратор ГИМ), Н.Ф. Сотцковой (реставратор ГТГ), А.К. Елкиной (бывший научный сотрудник ВНИИР), Т.Н. Вентцель (реставратор Государственного музея А.С. Пушкина), Л.А. Барбиновой (реставратор ГИКМЗ "МК"), Г.А. Советниковой (реставратор Центрального музея Вооруженных сил).

Новизна исследования. Настоящая работа является первой попыткой комплексного изучения процесса становления и развития реставрации памятников шитья и тканей в музейных собраниях.

В ходе диссертационного исследования проанализирован широкий круг хранящихся в московских музеях, реставрационных центрах и личных архивах реставраторов документов, многие из которых использовались впервые, что позволяет ввести в информационный оборот неизвестные ранее материалы, связанные с историей реставрации художественного и исторического текстиля.

В процессе работы удалось собрать информацию о первых исследователях и реставраторах древнерусского шитья, которые внесли значительный вклад в отечественное музейное дело и сохранили уникальные произведения древнего искусства. Имена и деятельность некоторых из них до настоящего времени оставались по существу неизвестны в научных кругах.

Практическое значение диссертации. Проведенный в диссертационном исследовании анализ результатов консервационно-реставрационных работ может быть использован реставраторами по тканям при выборе наиболее эффективных методов изучения, очистки и укрепления музейного текстиля.

Реставрационные паспорта, протоколы реставрационных советов, рабочие дневники реставраторов и журналы проведения реставрационных работ, выявленные в ходе исследования, имеют большое практическое значение при необходимости проведения повторной реставрации памятников шитья и тканей.

Архивные материалы позволили уточнить и дополнить историю отдельных памятников из собраний московских музеев.

Обобщенный в диссертационной работе материал, связанный с формированием и деятельностью реставрационных мастерских по тканям, может быть использован при подготовке лекционных курсов "Основы реставрации и консервации музейных предметов", "Атрибуция и экспертиза музейных предметов", "История музейного дела в России", "Охрана культурного наследия".

Структура работы определяется поставленными в исследовании задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, списка сокращений, списка терминов, используемых в работе, а также иллюстративного материала, размещенного в приложениях.

Первые коллекции шитья и тканей и их поновление

Практически все исторические и художественные ткани из коллекций московских музеев имеют следы починок, свидетельствующие о стремлении их владельцев сохранить шитые и тканые предметы от разрушения. До XVIII в. основной причиной поновлений являлась большая материальная ценность привозных западноевропейских и восточных тканей. Камка, объярь, тафта, бархат, парча и изделия из них упоминались в описях царских, боярских и монастырских имуществ, вносились в "рядные" грамоты, "непременно включались в состав посольских даров"1, раздавались "всякого чину" людям в жалованье, посылались в качестве "поминок" крымским ханам2, дарились иностранным послам3. В наставлениях "Домостроя" доброй жене давались советы, как хранить одежду и утварь, а при крое новых предметов рекомендовалось беречь обрезки, которые можно употребить при починке ветхого платья "или к новому прибавити"4. Одежды из драгоценных шелковых тканей перешивались, перекраивались, а их уцелевшие фрагменты использовались на различные нужды5, поэтому одежд допетровского времени сохранилось чрезвычайно мало. Например, к 1807 г. в Оружейной палате "между множеством всякого рода старинных царских одежд ... остались невредимыми" только два становых кафтана, в них венчались на царство в 1547 г. Иоанн Васильевич и в 1613 г. Михаил Федорович6. Являясь реликвиями, кафтаны представляли большую историческую ценность и, вероятно, хранились особенно тщательно. Прочие царские одежды постепенно "переходили из высшего наряда в низшие"7, шли на изготовление новых предметов царской казны или жертвовались в церковь8.

Помимо царских одежд в кремлевской сокровищнице находились древние знамена, хоругви, покрывала на царские гробницы, а также "шелковые товары", из которых "устрояли высочайшим особам потребные украшения и платья"9.

В начале XVIII в. Мастерская и Оружейная палаты, утратив свою производственную функцию, начинают трансформироваться в музей10. Новый статус кремлевского древлехранилища был обозначен в декабре 1709 г., когда Петр I передал в Палату знамена и другие трофеи, захваченные под Полтавой11. Не обладая высокой материальной ценностью и не являясь реликвиями, как отечественные стяги и хоругви, они представляли собой свидетельства побед русского оружия.

Закрепление музейного статуса за Палатой произошло в 1718 г., когда Петр распорядился изготовить новые дубовые шкафы, в которые "царские венцы и платье и все вещи ... явственно за стеклы" поместить, при этом попортившиеся одежды "починить вновь"12. Это первое документальное упоминание о починочных работах не с утилитарной целью. Исполненное к 1722 г. распоряжение позволило сделать доступными для обозрения некоторые древности Кремля. В 1724 г. при коронации Екатерины I Мастерская палата была включена в число помещений, где могла находиться публика, имевшая возможность обозревать в застекленных шкафах драгоценные царские одежды старинного русского покроя. От коронования Екатерины I - церемонии, "установившей основы последующих коронований", сохранилось платье императрицы, "с той поры и все коронационные костюмы державных повелителей России и их супруг сохраняются в Палате"13 (см. приложение 1).

После смерти Петра І в Петербурге формируется первое мемориальное собрание из трехсот предметов принадлежавшей ему одежды ("скромного повседневного платья" и парадных костюмов)14, некоторые из них в 1930-е гг. были переданы в московские музеи15.

Комплектование коллекций шитья и тканей в московских музеях в 1914-1920-х годах

С началом первой мировой войны деятельность научных обществ по выявлению и изучению памятников искусства и старины существенным образом была ограничена. Прервалась традиция проведения археологических съездов1. Кризисная политическая ситуация отрицательно сказалась на работе московских музеев, так как были мобилизованы многие технические служащие и хранителвг, а в музейных залах размещались тысячи ящиков с культурно-историческими ценностями, эвакуировавшимися из прифронтовых областей3.

Однако научная деятельность музеев не прекращалась. Их собрания пополнялись экспедиционными материалами, в том числе памятниками шитья и тканей, которые изучались и систематизировались. Среди них в Отделение народного творчества Исторического музея в 1916-1917 гг. поступили коллекции галицийских вышивок, костюмов, бисерных изделий, а также черемисские, мордовские и чувашские костюмы и вышивки из Вятской, Тамбовской, Казанской, Нижегородской губерний. Памятники поступали и как дары, например, графиня П. С. Уварова передала часть коллекции Пореченского музея4, а А.А. Карзинкин и А.Ф. Грязнов - изделия Большой Ярославской мануфактуры.

После февраля 1917 г. обстановка обострилась, стали подвергаться разграблению и уничтожению ценности дворцов, усадеб, особняков. Временному правительству удалось осуществить некоторые охранные мероприятия, например, начать работу по превращению части дворцов в музеи, был поднят вопрос о регистрации усадеб, имеющих художественное значение, и передаче их в собственность государства6. При Московском совете был организован Художественно-просветительный отдел, а Городская дума создала Комиссию по приему, охране и управлению дворцовыми имуществами7.

Негативно отразились на сохранности памятников искусства и старины события осени 1917 г. Во время октябрьских боев пострадали ценности Московского Кремля. Снарядом, пробившим стены Патриаршей ризницы, было разбито несколько витрин с покровами, митрами, другой старинной утварью8.

В ноябре представители московских музеев и Союза деятелей художественных хранилищ организовали Объединенный комитет по охране памятников искусства и старины, сотрудники которого в январе 1918 г. вошли в Комиссию по охране памятников при Моссовете9. В структуре Комиссии были образованы отделы: Музейный, Архитектурный, Церковной старины и другие, - а в феврале, после ограбления Патриаршей ризницы, создана Подкомиссия по реставрации предметов ее собрания (секретарь - В.К. Клейн)10.

Ценности из Патриаршей ризницы были перенесены в Оружейную палату. Подкомиссия приняла постановление, в котором признавалось необходимым "наложить временный арест на художественное имущество, принадлежавшее антикварам", чтобы похищенные памятники не были реализованы на антикварном рынке, а для защиты художественных и археологических ценностей (кому бы они ни принадлежали) предлагалось возбудить вопрос о их национализации11.

Церковная группа Комиссии Моссовета в 1918-1921 гг. провела регистрацию имущества в 440 московских храмах . Совершались командировки в уездные монастыри, производился отбор художественно-исторических ценностей в бывших складах и магазинах, торговавших предметами религиозного культа13. Обследования позволили выявить уникальные памятники, в том числе исторические и художественные ткани. Например, Г.В. Сапожников при осмотре уездных церквей, а также складов Главтекстиля обнаружил ткани XVIII - начала XIX в., представлявшие "богатый материал для науки" м.

В 1918 г. начинает формироваться государственная система охраны памятников. При Народном комиссариате по просвещению РСФСР была образована Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины - Музейный отдел, работу которого возглавила Н.И. Троцкая. В состав комиссий Отдела вошли специалисты, занимавшиеся выявлением и изучением художественных и исторических ценностей в дореволюционный период, среди них были и сотрудники Комиссии по охране памятников при Моссовете15. Структура Музейного отдела включала девять подотделов. Регистрацией памятников занимался Государственный музейный фонд - ГМФ (заведующий - И.Э. Грабарь), обследованием монастырей и усадеб - Подотдел провинциальной охраны (заведующий - Н.Е. Машковцев), предохранением памятников от порчи и разрушения - Реставрационный подотдел, состоявший первоначально из двух частей: живописной и архитектурной

Реставрация музейного текстиля в 1950-е годы

В 1950-е гг. существенное влияние на развитие текстильной реставрации оказывают изменения в государственной политике по отношению к музейному делу и возрастающее внимание к проблеме охраны культурного наследия. Рост посещаемости музеев, включенных в популярные туристические маршруты, приводит к увеличению количества организуемых выставок, на которых среди других памятников экспонируются художественные и исторические ткани. Подготовка музейного текстиля к постоянным и временным экспозициям увеличила потребность в специалистах по консервации и реставрации произведений древнего шитья, предметов одежды, археологических тканей. Профессиональная подготовка реставраторов осуществлялась специалистами Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской.

С 1945 г. в ГЦХРМ возобновила работу в должности старшего реставратора по тканям А.Д. Меркулова-Белякова - бывшая сотрудница починочной мастерской Троице-Сергиевой лавры, один из ведущих реставраторов в области тканей и художественного шитья, принимавшая участие в реставрации пелены с изображением Сергия начала XV в., плащаницы Старицких и других памятников1. В конце 1940-х гг. под ее руководством в Загорском музее сотрудники Центральной мастерской Н. Беневоленская, М.П. Филатова, М.П. Рябова, А.Н. Белякова (см. приложение 32) освоили методы очистки тканей от различного вида загрязнений, способы дублирования с помощью игольной техники, приемы укрепления золотного и жемчужного шитья, а также операции по удалению с памятников позднейших наслоений. Консультативную помощь в работе мастерской постоянно оказывала Ю.С. Карпова.

Мастерская Загорского музея располагалась в помещении, которое не было приспособлено для размещения больших столов и пялец, необходимых для проведения реставрационных операций с текстилем. Однако вскоре и это помещение было востребовано монастырем для каких-то нужд, и, по воспоминаниям Н.П. Ярмолович и М.П. Рябовой, в течение некоторого времени, пока Загорский музей не выделил нового (вновь незначительного по размерам) помещения, работы по очистке и укреплению памятников древнерусского шитья выполнялись на квартире А.Д. Меркуловой в Загорске. Отсутствие приспособленного помещения вносило ограничения в выбор реставрируемых произведений, так как памятники должны были ежедневно переносились из одного помещения в другое, что было нежелательно при их ветхости, особенно при больших размерах экспонатов, которые приходилось складывать2.

Несмотря на отмеченные трудности, сотрудниками мастерской были проведены работы по укреплению ветхих тканей и перенизыванию жемчуга на многих памятниках шитья: индитии с изображением "Предста царица одесную Тебе" вклада Б.Ф. Годунова, покрове того же вкладчика (№ 395), покрове вклада Василия III, одежде на престол XVIII в. вклада митрополита Платона, пелене персидского аксамита и объяри вклада Хитрово, митре XVII в. (№ 183), покрове 1581 г. с изображением Сергия Радонежского вклада Ивана Грозного и Марии Нагой, епитрахили вклада Д.Т. Трубецкого, фелони вклада боярина Шеина, покрове XVII в. с изображением Сергия (№ 2430)3.

Центральная мастерская поддерживала тесную связь с московскими музеями, где сотрудники ГЦХРМ обучали и консультировали специалистов. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. под руководством А.Д. Меркуловой приемы работы с музейным текстилем освоили сотрудники Музеев Московского Кремля -М.Г. Бакланова и Н.П. Ярмолович. В процессе обучения делались доклады по

Похожие диссертации на Реставрация шитья и тканей в московских музеях: становление и развитие