Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии Жабаева Яна Олеговна

Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии
<
Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жабаева Яна Олеговна. Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии : 24.00.01 Жабаева, Яна Олеговна Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии (1923-1945 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 Улан-Удэ, 2006 240 с. РГБ ОД, 61:06-7/585

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Музыкальная культура Бурятии в 1920 - е годы

1. Формы организации музыкальной жизни до 1923 года 18

2. Политические, идеологические и социально-экономические факторы развития культуры 38

3. Формирование музыкальной культуры в 20-е годы 57

Глава 2. Особенности и основные тенденции становления и развития профессиональной музыкальной культуры республики в 1930 - е годы.

1. Роль отечественных деятелей искусств на становление профессиональной музыкальной культуры 78

2. Подготовка музыкальных кадров в учебных заведениях 98

3. Организация профессиональных музыкально-театральных и концертных

коллективов 123

4.1 декада бурятского искусства в Москве 1940г 144

Глава 3. Музыкальная культура Бурятии в годы Великой Отечественной войны

1. Деятельность профессиональных музыкально-театральных и концертных коллективов 161

2. Влияние эвакуационных процессов на музыкальную жизнь края 177

3. Деятельность Союза советских композиторов БМАССР 190

Заключение 200

Список использованных источников и литературы 208

Приложение 234

Введение к работе

Актуальность исследования процессов становления и развития профессиональной музыкальной культуры определяется целым рядом обстоятельств. В условиях демократических преобразований музыкальная культура, являющаяся неотъемлемой важной частью жизни общества, играет значительную роль в сохранении, развитии и возрождении духовного потенциала России XXI века.

Стремительные перемены, постоянная переоценка ценностей в современном обществе заставляют человека не только приспосабливаться к окружающей действительности, но и стараться при этом не потерять свое индивидуальное творческое начало и историческую память. В связи с этим закономерен особый, возрастающий интерес к культуре и ее прошлому наследию. Оч-.нь важными остаются те исторические периоды времени, где происходили процессы взаимовлияния, взаимообогащения различных культур.

Обращение к истории музыкальной культуры бывших советских республик имеет особую актуальность, поскольку народы, проживающие на этой огромной территории, подверглись в свое время уникальному взаимодействию, особенно в сфере духовной жизни, что позволило многим народам создать национальную профессиональную культуру.

С определением в 1923 году политического статуса Бурятии -образования автономной республики, происходившие затем масштабные трансформации в жизни общества позволили ей участвовать и в общегосударственном культурном строительстве, в результате чего была сформирована профессиональная музыкальная культура. На создание последней повлияло множество факторов: целенаправленная политика государства, активность и творческий потенциал народа, плодотворное взаимообогащение культур, существование определенных музыкальных

4 традиций. Наличие профессиональной музыкальной культуры (письменного типа) свидетельствует о высоком духовном уровне развития отдельного общества, народа, этноса. Музыкальная культура - это специфичная форма культуры в целом. В диссертации под музыкальной культурой понимается социокультурная система, имеющая конкретную структуру взаимосвязанных элементов, осуществляющих музыкальную деятельность.

Степень научной изученности проблемы. История становления и развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии с 1923г. по 1945 год в исторической литературе не являлась объектом специального изучения. Мы выделяем несколько групп работ, непосредственно связанных с заявленной темой.

Первую группу составили обобщающие фундаментальные исследования (Б.В. Асафьев, П.С. Гуревич, Л.М. Зак и др.)1, в которых анализируются характерные черты музыкальной культуры народов нашего Отечества. Развитие музыкальной культуры рассматривается как единый и сложный процесс, прослеживаются общие тенденции становления многонациональной культуры. Особенно ценными для диссертационного исследования были книги П.С. Гуревича, где автор стремится выделить самые значительные творческие явления музыкальной культуры народов, в том числе рассматривая проблемы развития национальной культуры Бурятии. В музыковедческом исследовании М.Е. Тараканова «Музыкальная культура РСФСР», посвященном анализу музыкального творчества народов многонациональной России, заслуживают внимания выводы о межнациональных связях в сфере культуры и о интеграционной роли русской культуры. В этой книге так же

1 Асафьев Б.В. О музыке XX века. - Л., 1982; Гуревич П. С. Оперный театр Бурятии. Очерки. - Улан - Удэ, 1964; Он же. Музыка народов нашей страны. - М., 1975; Он же. Музыка и борьба идей в современном мире. -М.,1984; Зак Л.М. История изучения советской культуры. - М., 1981; История музыки народов СССР. - Т.1. -М., 1970; История музыки народов СССР. T.3. - М., 1972; История музыки народов СССР. - T.6. - М., 1996 и др. Тараканов М. Е. Музыкальная культура РСФСР. - М., 1987.

5 рассматривается музыка автономных республик РСФСР, в том числе

фрагментарно сказано и о бурятской музыкальной культуре.

В последние десятилетия в отечественной историографии появились солидные работы обобщающего характера, анализирующие конкретные направления культурной политики. Заслуживает внимание монография Л.Д. Никитиной «Советская музыка. История и современность»1, в которой предпринята попытка пересмотра методологии исследования истории музыкальной культуры. Автор анализирует исторические, политические, идеологические аспекты ее развития. Обстоятельна работа «Культурная политика России. История и современность, два взгляда на одну проблему» вышедшая, под редакцией И.А. Бутенко2, которая дает возможность представить общую картину развития музыкальной

культуры в стране. В монографиях Т.Ю. Красовицкой , рассматриваются организация культурной работы среди коренных народов Российской Федерации в 20-е годы.

Отметим содержательные работы Н.Г. Шахназаровой4, где анализируются роль и место музыкального искусства в советском государстве, принципы национальной культурной политики, механизмы тотального идеологического прессинга на культуру и искусство. В тоже время в ее работах отмечается феномен, определенный автором как «парадоксы советской музыкальной культуры», проявившийся в создании в 30-е годы первых классических произведений советского искусства, чей высокий художественный статус был подтвержден временем.

Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. - М., 1991.

2 Культурная политика России. История и современность, два взгляда на одну проблему / Под ред. Бутенко И.А.
-М., 1998.

3 Красовицкая Т.Ю. Власть и культура. Исторический опыт организации государственного руководства
национально - культурным строительством. - М., 1992; Она же. Модернизация России: национально -
культурная политика 20-х годов. - М., 1998.

4 Шахназарова Н. Г. Проблемы народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе- М.,
1987; Она же. Парадоксы советской музыкальной культуры. 30-е годы. - М., 2001.

Наше внимание привлекли исследования В. Виноградова, А.Н. Голубковой, Г. Кривошапко Г.И. Лапчинского, и др.1, где показаны характерные особенности развития профессиональной музыкальной культуры в национальных республиках.

Вторую группу составили работы, посвященные музыкальной культуре Сибири (В.Л. Соскин, Ю.И. Шейкин, В.И. Шишкин и др.)2. В трудах указанных авторов, основанных на богатом фактическом материале, проанализированы деятельность правительственных органов власти в сфере культурной политики, рассматриваются взаимоотношения центра и Сибири на уровне органов управления культурой.

Исследования, относящиеся к третьей группе, посвящены раскрытию культурных процессов, изучению национальных особенностей формирования и развития профессиональной музыкальной культуры в Бурятии. В 30-е годы XX в. появились первые публикации о бурятской музыке. Так, особый интерес представляют работы П.М. Берлинского , композитора, пианиста, дирижера, работавшего в БМАССР с 1928 по 1946гг., где он поднимает проблемы становления музыкальной культуры нашего края.

Большое внимание вызвал опубликованный в 1940г. сборник статей4, изданный в связи с Декадой бурятского искусства в Москве. Он включает ценный фактический материал по содержанию музыкальной

1 Виноградов В. Вопросы развития национальных музыкальных культур в СССР. - M., 1964; Голубкова А.Н.
Музыкальная культура Советской Удмуртии. - Ижевск, 1978; Кривошапко Г. Музыкальная культура якутского
народа. - М., 1982; Культурная революция в Татарии (1917-1937) / Под ред. Абдулина ІІ.Г. -М., 1986;
Лапчинский Г.И. Музыкальная культура Карелии.- Петрозаводск, 1970 и др.

2 Музыка Сибири и Дальнего Востока. - сб. ст. Вып.1. - М.,1982; Музыкальная культура Сибири в 3 т. / Под ред.
Шиндина Б.А. Новосибирск, 1997; Соскин В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПа (1921-23 гг.). -
Новосибирск, 1971; Он же. Советская массовая культура у истоков (1917-1927гг.). - Новосибирск, 2001;
Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. Сравнительно - историческое исследование. -
М., 2002; Шишкин В.И. Москва - Сибирь: история взаимоотношений (1917 - 1930 гг.). История Сибири:
человек, общество, государство. - Новосибирск, 1995. и др.

3 Берлинский. П.М. Перспективы музыковедческой работы и музыкального строительства в Бурятии. -
Верхнеудинск, 1931; Он же. Строительство национальной музыкальной культуры в БМ АССР // Советская
Бурятия. - 1933. - №1. - С.37 -42; Он же. Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан-Хурчи. - М., 1933.

4 Искусство Бурят - Монгольской АССР. Сб. статей. - М.-Л., 1940.

культуры республики в 30-е годы. Наше внимание привлекли статьи Г. Бельгаева об искусстве бурятского народа, А. Георгиева об истории становления музыкально-драматического театра, И. Болдогоева о драматургах республики, Г. Поляновского о композиторах Бурятии, И. Рыка о народных музыкальных инструментах, Г. Архинчеева о театрально-музыкальном училище им. П.И. Чайковского. Здесь подробно освещены проблемы становления национальной профессиональной музыкальной культуры Бурятии, рассмотрены вопросы культурного сотрудничества, показан творческий вклад отечественных музыкантов в культуру республики.

Среди обобщающих трудов, анализирующих многие аспекты развития культуры, отметим фундаментальные исследования, такие как «История Бурятской АССР», «Очерки истории культуры Бурятии»1, которые основываются на широкой источниковой базе и привлекли наше внимание анализом содержания культурной политики государства.

Следует выделить работы искусствоведа В.Ц. Найдаковой, музыковеда О.И. Куницына, посвященные развитию театрального искусства, бурятской музыки и творческой деятельности отдельных представителей интеллигенции2.

В центре внимания исследователей Н.Б. Дашиевой, Д.С. Дугарова, Т. Д. Скрынниковой анализируются фольклор, песенное искусство, традиционная культура3.

1 История Бурятской АССР. - Улан-Удэ, 1959; Очерки истории культуры Бурятии. Т.Н. советский
период. -Улан-Удэ, 1974.

2 Найдакова В.Ц. Буддийская мистерия ЦАМ в Бурятии. - Улан-Удэ, 1997; Она же Бурятский академический
театр им. X. Намсараева - последняя четверть XX в. (1975-2002гг.). - Улан-Удэ, 2002; Куницын О.И.
Композиторы Бурятской АССР. - Улан -Удэ, 1980; Он же. Бурятская опера. - Улан-Удэ, 1984; Он же. Музыка
Советской Бурятии. - M., 1990; Он же. Жигжит Батуев. Очерк жизни и творчества. - Улан-Удэ, 1995; Он же.
Выразительные средства бурятской профессиональной музыки. - Улан -Удэ, 1999.

3 Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко - этнографического и культурно -
генетического исследования). - M.; Улан -Удэ, 2001. ( Сибирь: этносы и культуры / Под общ. ред. Соколовой
З.П.: Вып.6); Дугаров Д. Бурятские народные песни. Песни селенгинских бурят. В 2 т. - Улан-Удэ, 1969; Ом же
Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). - M., 1991; Скрынникова
Т.Д. Божества и исполнители обрядов у монголоязычных народов // Сибирь: этносы и культура (традиционная
культура бурят). М; Улан -Удэ, 1998. Вып. 3. - С. 106 - 161.

Обобщающий характер носят труды Б.В. Базарова, Л.В. Кураса, Г.Л. Санжиева, где анализируются проблемы государственной культурной политики в 20 - 30-е годы, рассматриваются национально -культурные аспекты процесса модернизации1.

Имеющиеся работы по истории музыкальной культуры Бурятии носят в основном музыковедческий характер и посвящены отдельным областям - традиционной музыкальной культуре (Л.Д. Дашиева), композиторскому творчеству (Т.Д. Балханова, О.А. Русинова), хоровому творчеству .(О.Н. Полякова), истории оркестра бурятских народных инструментов (В.В. Китов), профессиональному музыкальному образованию (Т.Д. Дугарова, СБ. Самбуева, М.Д. Рантарова) .

Отметим книгу «Русские в Бурятии: история и современность»3 (Отв. ред. В.И. Затеев), где наряду с другими аспектами жизнедеятельности русского населения анализируется их вклад в профессиональную музыкальную культуру республики.

В солидном издании «Буряты», изданном в 2004г. под отв. ред. Л. Л. Абаевой и Н.Л. Жуковской, который является наиболее полным трудом по этнической истории и культуре бурят отдельные разделы

Базаров Б.В. Общественно - политическая жизнь 1920 -1959-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии. - Улан-Удэ, 1995; Он же. Историко - культурный атлас Бурятии. (Член редакционной коллегии). - М., 2001; Он же. Дело Максима Шулукшина, или очерк политической борьбы в послевоенные годы. - Улан-Удэ, 2005; Он же Ждановский дискурс в национальных регионах России послевоенных лет. - Улан-Удэ, 2006; Курас Л.В. Советское государство и «еврейский вопрос» в Бурятии 20-х годов (на материалах архива Управления ФСБ России по Республики Бурятия) // Очерки истории еврейских общин Сибири и Дальнего Востока (XIX -начало XX в): Сб.ст. / Под ред. Дятлова В.И. и Кофмана ЯМ. - Красноярск, 2001. - С. 154 - 162; Санжиев Г.Л. Переход народов Сибири к социализму, минуя капитализм. - Новосибирск, 1980; Санжиев ГЛ., Санжиева Е.Г. Формирование бурятской национальной культуры, роль и место в ней традиционной культуры // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Матерериалы межд. науч. - практ. конф. - Улан - Удэ, 1999.-С. 3-8. и др.

2 Дашиева Л.Д. Традиционная музыкальная культура бурят. - Улан - Удэ, 2005; Балханова Т.Д. Композиторская
школа в музыкальной культуре Бурятии как фактор межкультурной интеграции народов России. Автореферат
дисс...культ, наук - Улан - Удэ, 2002; Русинова О.А. Становление бурятской профессиональной музыки //
Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии. Материалы межд. науч - практ. конф. - Улан - Удэ.
2005. - С. 296 - 300; Полякова О.Н. Национальный фольклор в хоровом творчестве композиторов Бурятии //
Музыкальный фольклор и духовная культура. - Улан - Удэ, 2001. - С.28 - 33; Китов В.В. Оркестр бурятских
народных инструментов. - Улан -Удэ, 2001; Дугарова Т.Б., Самбуева СБ., Рантарова М.Д. 70 лет Улан -
Удэйскому музыкальному колледжу им. П.И. Чайковского. - Улан - Удэ, 2002.

3 Русские в Бурятии: история и современность / Отв. ред. В.И. Затеев, - Улан - Удэ, 2002.

9 посвящены национальной профессиональной театральной и музыкальной культуре бурятского народа1.

Анализ историографического обзора позволил в диссертации сформулировать вывод о том, что в научной литературе имеются отдельные исследования, посвященные различным аспектам изучаемой проблемы. Однако, к сожалению, приходится констатировать отсутствие комплексного, обобщающего исследования, в центре внимания которого находился бы анализ процесса становления и развития профессиональной музыкальной культуры в Бурятии в 1923 - 1945 годы. Поэтому несомненная актуальность и недостаточная разработанность изучаемой проблемы обусловили выбор объекта и предмета, цели и задач исследования.

Объектом исследования являются результаты профессиональной музыкальной культурной деятельности народов Бурятии в период с 1923 по 1945гг.

Предметом исследования является процесс становления и развития основных форм профессиональной музыкальной культуры в республике с учетом политических, идеологических и социально -экономических условий, характерных для развития Бурятии и государства в целом.

Территориальные рамки охватывают территорию Республики Бурятия - с 1923г. Бурят - Монгольская автономная советская социалистическая республика (БМАССР).

Хронологические рамки работы охватывают период с 1923 по 1945гг. Нижняя граница исследования связана с важным в истории Бурятии событием, определением ее политического статуса -образованием в 1923г. БМАССР. Именно с этого периода начался активный процесс формирования профессиональной музыкальной

1 Найдакова В.Ц. Театр // Буряты / Отв. ред. Л. Л. Абаева, Н.Л. Жуковская - М., 2004. - С.530 - 536; Фролова Г.Д. Музыка // Там же. - С. 551 - 553.

10 культуры республики. Верхняя граница - 1945 год, окончание Великой

Отечественной войны, обусловлена необходимостью выявления прочности сформировавшейся в предшествующие годы системы профессиональной музыкальной культуры, которая и в экстремальные военные годы проявила жизнеспособность и продолжала продуктивно функционировать.

Целью исследования является создание целостной картины становления и развития профессиональной музыкальной культуры Бурятии в контексте с конкретной исторической эпохой, национальными и региональными особенностями.

Для осуществления поставленной цели были поставлены следующие задачи:

выявить формы организации музыкальной жизни до образования в 1923 году БМАССР;

определить влияние политических, идеологических и социально-экономических факторов на функционирование музыкального искусства;

проанализировать процесс формирования и развития профессиональной музыкальной культуры и рассмотреть ее основные формы;

показать творческий вклад отечественных деятелей культуры, акцентируя внимание на педагогическую, просветительскую, композиторскую стороны их деятельности в Бурятии;

изучить процессы становления профессионального музыкального образования;

рассмотреть профессионально-концертную, образовательную,композиторскую сферы музыкальной культуры республики в 1941-1945 годы, показать влияние эвакуационных процессов на музыкальную жизнь края.

Методология исследования. Данная работа основывается на общенаучных принципах системного подхода. Автор руководствовался базовыми положениями философии о целостности объектов мира, соотношении целого и частей, о связи, взаимодействии и взаимозависимости материального и духовного в жизни общества. Мы руководствовались пониманием культуры как фундаментальнейшей сферы человеческого бытия, пониманием музыкальной культуры как своеобразной формы общей культуры, как части истории государства.

Метод исследования основывается на сочетании как общих, так и специальных методов научного познания. Среди общих методов были использованы принципы анализа и синтеза, которые в научном процессе тесно связаны между собой. Были использованы специальные методы: принципы историзма, объективности, хронологический, историко - культурный.

Принцип историзма позволил рассмотреть процесс становления и развития профессиональной музыкальной культуры в контексте общего политического, идеологического и социально - экономического развития, которые происходили в государстве и обществе. Принцип объективности позволил дать всесторонний анализ и оценку историческим фактам и явлениям. Использование хронологического метода ориентирует на последовательное изложение материала. Вышеперечисленные методы позволили в комплексе проанализировать многие аспекты формирования и развития профессиональной музыкальной культуры республики.

Источниковую базу исследования составил широкий круг как опубликованных, так и не опубликованных документов и материалов, были использованы три группы источников, которые взаимно дополняют друг друга в обеспечении фактической базы исследования.

12 Первую составили опубликованные документы1, в которых отражены процессы культурного строительства. Материалы этой группы позволили проанализировать позицию руководства страны, республики в определении места и роли культуры в общественном развитии, выявить приоритетные с точки зрения государственного и партийного руководства направления культурной политики, показать этапы ее формирования, содержание и характер.

Вторую основную группу составили документы и материалы центральных и местных архивов, в большинстве своем впервые вводимые в научный оборот.

Автором изучены фонды центрального Российского
государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ),
28 фондов Национального архива Республики Бурятия (НАРБ),
документы Отдела памятников письменности Востока Института
монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения
Российской Академии наук (ОППВ ИМБиТ СО РАН). Они послужили
важнейшим источником и позволили проанализировать историко-
культурные процессы,, связанные с задачами становления и развития
профессиональной музыкальной культуры, подготовкой

профессиональных кадров, организацией театрально-концертных коллективов, деятельности учреждений музыкальной культуры.

Большой интерес представили документы крупнейшего архивохранилища страны РГАСПИ (фонд 17 «Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)»), где выявлены документы центральных органов власти о финансировании декады бурятского искусства в Москве, о дальнейших капиталовложениях по развитию культуры в республике, о премировании и награждении участников декады.

1 Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953гг.-M., 1999; Бурятия в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Сборник документов. - Улан-Удэ, 1975; Культурное строительство в Бурятской АССР (1917-1981). Документы и материалы. -Улан-Удэ, 1983 и др.

Основной архивной базой исследования явились документы
НАРБа. Многочисленную часть составила документация в виде
решений центральных и местных органов партийной и советской
власти, приказы, распоряжения, доклады, отчеты в области

культурного строительства, постановления СНК БМАССР, инструкции областного отдела по делам искусств, переписка между правительственными органами, статистические отчеты, протоколы распоряжений руководящих органов по вопросам развития культуры, рекомендации главного репертуарного комитета, инструкции, докладные записки и пр. (НАРБ. Ф.П. - 1 «Бурят - Монгольский обком ВКП(б) (1924 - 1952)»; Ф.Р. - 475 «Президиум Верховного Совета Буряте кой АССР»; Ф.Р. — 955 «Министерство культуры Бурятской АССР»; Ф.Р. - 248 «Совет Министров Бурятской АССР»; Ф.Р. - 60 «Министерство просвещения Бурятской АССР»; Ф.Р. - 61 -«Министерство просвещения ДВР»; Ф.Р. - 195 «Государственная плановая комиссия Бурятской АССР» и др.).

Тщательное изучение этих источников, в которых отражена официальная позиция по отношению к музыкальной культуре, механизмы управленческой деятельности помогли полнее понять политические, идеологические и социально-экономические условия, в которых осуществлялось формирование и развитие музыкальной культуры региона. Данные источники позволяют проследить пути и методы воплощения принципов государственной культурной политики местными органами власти; показать наиболее актуальные и проблемные вопросы в содержании и направлениях музыкальной культуры рассматриваемого периода; выявить роль ярких представителей творческой интеллигенции.

Важные сведения о профессиональных учреждениях культуры мы извлекли из фондов: (Ф.Р. - 220 «Бурятская государственная филармония»; Ф.Р. - 983 «Государственный ордена Ленина Бурятский

14 театр оперы и балета»; Ф.Р. - 1512 «Улан-Удэнское музыкальное училище им. П.И. Чайковского» и др.).

Эти источники, содержащие материалы форумов работников культуры, отчетную документацию, всевозможные справки, планы, приказы, учебные планы, программы, переписку артистов, сведения об их заработной плате, об образовательном и творческом уровне, афиши, докладные записки, протоколы собраний. Данные материалы позволили проанализировать пути и методы воплощения в жизнь культурной политики, проблемы становления профессиональной музыкальной культуры, выявить динамику развития материальной базы, показать влияние наиболее ярких представителей отечественной культуры на формирование музыкальной культуры, передать духовный настрой того сложного исторического периода. Документы этих фондов обладают огромной значимостью, являются ценным источником сведений о музыкально-общественной жизни Бурятии исследуемого периода.

Полезными для исследования стали архивные фонды личного происхождения: (Ф.Р. - 1992 О.И. Куницына - музыковеда, кандидата искусствоведения, Заслуженного деятеля искусств Бур. АССР; Ф.Р. -1967 A.M. Куртика - краеведа, фотографа; Ф.Р. - 2022 Н.И. Моторина -музыканта, народного артиста БМАССР; Ф.Р. - 941 Г.Ц. Цыдынжапова - народного артиста СССР и др.)

В этих материалах содержатся разнообразные заметки, личные документы артистов, данные к биографиям о их служебной и общественной деятельности, программы концертов и театральные афиши, переписка, вырезки из газет по музыкальной культуре, которые позволяют исследователю выстроить целостную модель музыкально -творческого процесса деятелей культуры, реконструировать процесс создания музыкальных произведений и пр.

Отметим, что недостатками архивной базы явились отсутствие сводных данных по различным направлениям деятельности

15 профессиональных музыкальных учреждений, разрозненность информации.

Ценный материал был почерпнут из фондов ОППВ ИМБиТ СО РАН, где в рукописном фонде Б.П. Сальмонта, этнографа, работавшего в БМАССР в 1926-1929гг., хранятся сотни нотных записей бурятских, русских, монгольских, китайских, татарских, семейских, казачьих песен, записанных им' во время экспедиций по районам республики. Большой интерес представил фонд П.М. Берлинского, композитора, пианиста, дирижера трудившегося в республике с 1928 - 1946гг., где отражена его музыкально - творческая деятельность, храниться его неопубликованная рукопись «Музыкальная культура бурят - монголов». В фонде Н.Н. Тихонова - скрипача, композитора, теоретика хранится рукопись «Музграмота для улуса».

Существенно расширила базу исследования третья группа источников -периодическая печать как центральная, так и местная. Использованы такие разновидности периодики, как газеты, журналы, без которых невозможно было бы восстановить все многообразие процесса развития профессиональной музыкальной жизни Бурятии. Были привлечены следующие группы периодического материала - корреспонденция, рецензии, информационные сообщения. Интерес представили журналы: «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Отечественная история». Из местной периодической печати были использованы материалы журналов «Культура Бурятии», «Бурятиеведение», «Жизнь Бурятии», «Просвещение Бурятии», «Байкал», «Свет над Байкалом», газеты «Прибайкалье», «Бурят - Монгольская правда», «Правда Бурятии».

Научная новизна определяется тем, что данная работа, основанная на широком круге архивных документальных источников, литературы и периодической печати, является обобщающим исследованием, где впервые в научный оборот вводятся неизвестные ранее архивные материалы, позволившие комплексно исследовать процессы становления и развития

профессиональной музыкальной культуры республики во взаимосвязи с культурной политикой государства, ее национальными и региональными аспектами. Это позволило выявить качественные изменения в ее содержании в различные периоды, обобщить как положительный, так и отрицательный опыт. Основные научные результаты проведенного исследования состоят в следующем:

определены формы организации музыкальной жизни в начале 20-х годов до образования республики в 1923 году и выявлены предпосылки становления музыкального искусства;

показано влияние политических, идеологических и социально-экономических факторов, и доказана зависимость развития музыкальной культуры в республике от этих факторов;

изучена деятельность первых научных учреждений - Бурят-Монгольского ученого комитета, реорганизованного в 1929 году в институт культуры, и научного общества им. Д. Банзарова и доказано их влияние на развитие национальной культуры;

определены основные направления и особенности формирования и развития профессиональной музыкальной культуры;

исследован творческий вклад отечественных деятелей культуры и выявлена их особая роль во взаимодействии культур народов страны, в становлении профессионального музыкального образования;

проанализирована профессионально-концертная, образовательная и композиторская сферы музыкальной культуры в годы Великой Отечественной войны и доказана жизнеспособность созданной системы профессиональной музыкальной культуры республики, определено влияние эвакуированного Харьковского русского драматического театра на музыкальную жизнь края.

Практическая значимость исследования заключается в том, что ее содержание и полученные результаты восполняют существенный пробег в отечественной историографии и могут быть использованы при создании

17 обобщающих трудов по истории Бурятии и истории ее культуры, при разработке учебных курсов, различного рода спецкурсов и семинаров.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и были представлены на различных конференциях и симпозиумах, состоявшихся в Улан-Удэ, Красноярске, Барнауле. По теме диссертации опубликовано 13 статей и тезисов общим объемом 3,7 п.л.

Структура исследования состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, заключения, списка источников, литературы и приложений. Последние включают составленные автором списки хористов, музыкантов симфонического оркестра периода Дальневосточной республики (указаны возраст, образовательная подготовка, стаж, должность с указанием инструмента, на котором играли), копии архивных материалов о награждении участников декады бурятского искусства в Москве в 1940 году.

Формы организации музыкальной жизни до 1923 года

В начале 20-х годов XX века в Бурятии складываются предпосылки становления профессионального музыкального искусства. Этот процесс происходит при активном воздействии самобытной русской музыкальной культуры, достигшей всемирного признания, и формирующегося советского музыкального искусства. В послеоктябрьский период отечественная музыкальная культура подверглась радикальным изменениям, обусловленными с одной стороны приходом в ее среду новых по духу людей, с другой стороны -требованиями, предъявляемыми к ней по созданию социалистической культуры. Новая власть России, отчетливо представляя, какой мощной силой воздействия на народные массы обладает музыка, стремится контролировать ее развитие, приобщить к культуре «самые широкие слои»1. Повсеместно по стране, во всех республиках стали создаваться культурные центры, а музыкальные концерты, театральные постановки, спектакли и другие культурные мероприятия стали заполняться новой аудиторией, основную массу которой составляли рабочие и крестьяне. Руководство всем музыкальным строительством в государстве осуществляла Музыкальная секция Сектора искусств РСФСР. Руководство и финансирование музыкальных учебных заведений и учреждений культуры взяло на себя советское правительство, у которого искусство должно было стать достоянием народа.

В связи с сложной международной обстановкой на Дальнем Востоке в апреле 1920г. было образовано буферное государство - Дальневосточная республика (ДВР). При этом территория Бурятии оказалась в пределах двух различных государств - РСФСР и ДВР. Территория Западного Забайкалья выделилась в Прибайкальскую область (губернию) с центром в г. Верхнеудинске2, который был столицей ДВР с 6 апреля по 1 ноября 1920г. Хотя ДВР формально была независимой, но фактически управлялась центром, поэтому перед властью встали проблемы решения не только политических, военных и хозяйственных задач, но и развертывания культурно -просветительской работы. Необходимо было приобщить трудящихся к достоянию общечеловеческой культуры в сфере науки и искусства, где театр, музыка, и литература должны были органично влиться в жизнь общества и стать его неотъемлемой частью. Образование Дальневосточной республики, отказ от немедленной советизации Забайкалья и Дальнего Востока был тактическим шагом правящей партии, это способствовало тому, что здесь пытались развернуть свою работу активные деятели искусств, которые оказали определенное влияние на музыкальную жизнь республики. Этот период характеризуется тем, что здесь зарождаются новые формы организации функционирования региональной музыкальной культуры. Происходят позитивные процессы в области систематизации музыкальной жизни путем создания властными структурами очагов и центров музыкального искусства.

В первую очередь, правительством ДВР во главе с П.П. Постышевым 6 апреля 1920г. было образовано министерство народного просвещения1 (МНП), которое являлось центральным органом. Главной целью функционирующего при нем отдела внешкольного образования было руководство и организация культурной работы и налаживание музыкальной жизни. Этот отдел начал свою работу с 21 апреля 1920г. с приглашения на должность помощника заведующего - преподавателя Верхнеудинской семинарии Всеволода Антоновича Малаховского.

Вопросы о постановке дел в области культурной политики обсуждались на различных совещаниях. Так, по решению заседания общественных и политических организаций, созванном П.Н. Федорцом товарищем

1 Структура аппарата министерства оформлялась организационно в течение 1920г. 2 декабря 1920г. завершает этот организационный период, было издано Временное положение о министерстве народного просвещения. Первым министром просвещения был Б. Барадин. А 30 июня 1922г. было утверждено новое положение о министерстве народного образования, ее структура изменилась и стала выглядеть так: 1) министр; 2) два товарища министра; 3) совет при министре; 4) отдел общий; 5) отдел единой школы; 6) отдел внешкольного образования; 7) редакционно- издательский отдел. (заместителем) министра, был создан контрольно - совещательный орган -Совет внешкольного образования1, за период с 21 апреля по 12 июня 1920г. он заседал около 10 раз, обсуждая вопросы организации культурной жизни. В результате был выработан план, где в том числе было признано необходимым создание театра, хора, оркестра2. Отметим, что при острой нехватке кадровых работников в этой сфере в ноябре 1920г. заведующим внешкольном отделом был Роберт Степанович Вербо, инструкторами работали - Федор Федорович Соловьев, Израил Абович Звирник,. Василий Алексеевич Тумашев3. В обязанности заведующего входило курирование и наблюдение за учреждениями культуры, а инструкторов - организация и консультирование различных культурно - просветительских организаций, кружков и ячеек.

Роль отечественных деятелей искусств на становление профессиональной музыкальной культуры

В 20-30-е годы многие представители отечественной музыкальной культуры плодотворно трудились в союзных и автономных республиках, благотворно влияя на рост и возмужание национальных (композиторских и исполнительских и музыковедческих) школ, стремились нести музыкальную культуру в массы.

Широко известна творческо-воспитательная деятельность Р. Глиэра, С. Василенко, В. Успенского, Г. Мушеля, А. Козловского в Узбекистане, Е. Брусиловского в Казахстане, В. Власова и В. Фере в Киргизии, С. Баласаняна, С. Урбаха, А. Ленского в Таджикистане, А. Шапошникова в Туркмении, Н. Чемберджи в Башкирии1. К нам в республику приехали высококвалифицированные специалисты с бескорыстным желанием помочь в создании профессионального национального музыкального искусства. Это были: Б.П. Сальмонт, В.Д. Обыденная, П.М. Берлинский, В.И. Морошкин, Н.Н. Тихонов, А. Миронский, И. Рык, Е.П. Просветов и др. Они стали талантливыми организаторами музыкального просвещения, исполнителями, композиторами, педагогами и исследователями, собирателями национальных песенных и других видов фольклора.

Также в 30-е годы приезжали в республику Р. М. Глиэр, композитор, народный артист СССР, профессор Московской консерватории, его ученик М.П. Фролов, композитор, основатель и профессор Свердловской консерватории. Они глубоко изучали национальный фольклор, с этой целью объездили многие районы республики.

Отечественные музыканты написали первые произведения на основе бурятского музыкального фольклора - обработки народных напевов, массовые песни, инструментальные пьесы, сумели отразить неповторимый своеобразный колорит бурятских мелодий.

Остановимся подробно на творческом вкладе в становлении музыкальной культуры республики П.М. Берлинского, композитора, пианиста, дирижера, музыковеда, который жил и работал в БМАССР с 1928 по 1946гг. Он был одним из первых отечественных композиторов, который посвятил себя бурятскому музыкальному искусству и внес крупный вклад в становление и развитие профессиональной музыкальной культуры республики. Являясь одним из первых крупных исследователей и знатоков бурятского музыкального фольклора, активно и плодотворно трудился над созданием национальной музыки самых разнообразных жанров. С его именем связаны важные этапы становления и развития профессиональной музыкальной культуры БМАССР, более полутора десятилетий своей жизни он посвятил делу развития музыки в республике. С самого начала пребывания в Бурятии деятельность замечательного музыканта, композитора широкого кругозора, человека огромной музыкальной эрудиции и культуры отличалась поразительной многогранностью, большим подвижничеством.

Был одним из основателей музыкально-театральной студии, техникума искусств (позже реорганизованного в театрально-музыкальное училище), музыкальной школы; воспитал многих национальных музыкантов, являлся первым руководителем музыкальной части национального драматического театра (создан в 1932г.), писал музыку к спектаклям, направлял музыкальное образование артистов.

Сибиряк, уроженец крупного культурного центра Сибири - г. Иркутска, где получил прекрасное начальное образование. Рано проявившиеся музыкальные способности Берлинского и любовь к музыке получили свое оформление и систематизацию в Иркутской музыкальной школе, одной из старейших и лучших музыкальных школ дореволюционной России, где он учился сразу по двум классам - фортепиано и скрипки. В 1917г. окончил музыкальные классы Русского Императорского музыкального общества у преподавателей Е.Г. Городецкой (фортепиано) и М.Н. Синицына (скрипка). В 1920г. поступил в Петроградскую консерваторию им. Н. Римского-Корсакова, которую окончил в 1926г.; он также учился одновременно по двум классам: фортепиано (кл.проф. И.С.Миклашевской) и композиции (кл.проф. А.М.Житомирского). Студенческая пора была интересным и насыщенным творческими поисками периодом жизни консерваторца. Годы учебы запомнились ему общением с рядом выдающихся и значительных музыкантов: директор консерватории А.К. Глазунов преподавал у него класс камерного ансамбля, A.M. Житомирский консультировал его по творческим вопросам, СМ. Ляпунов вел полифонию.

Деятельность профессиональных музыкально-театральных и концертных коллективов

В предвоенные годы намечались новые большие планы по дальнейшему развитию профессиональной музыкальной культуры - обучение талантливых бурят-монгольских певцов в консерваториях центральных городов - Москвы, Ленинграда, открытие дирижерско-хорового отделения в театрально-музыкальном училище и другие большие замыслы. Нападение фашистской Германии на СССР перечеркнуло все планы, помешало осуществлению дальнейших планов культурных преобразований. Перед музыкально-культурной системой БМАССР встали новые задачи: приспособление к новым социокультурным условиям военного времени; подчинение их деятельности нуждам фронта и обороны; оказание помощи эвакуированным музыкально-театральным коллективам в их вовлечении в систему складывавшихся и устоявшихся музыкальных учреждений республики.

В тоже время Управление по делам искусств при СНК БМАССР жестко контролировало все новые театрально-музыкальные постановки местных и приезжих театральных коллективов в отношении усиления борьбы за высокое идейно-художественное искусство. Все спектакли принимались по установленной системе, после просмотра спектакль в обязательном порядке обсуждался под председательством начальника Управления по делам искусств, органов репертуарно-зрелищного контроля. Присутствовало руководство и коллектив театра. К обсуждению новой постановки привлекались специалисты, мастера искусства, писатели и выносилось положительное или отрицательное решение.

В организационном плане музыкально-культурная система с началом войны претерпела ряд изменений: произошло уменьшение числа учреждений культуры, происходит резкое снижение государственного финансирования, многие артисты были мобилизованы на фронт. Был закрыт Кяхтинский русский драматический театр1, расформирован государственный театр русской драмы в г. Улан-Удэ, их творческие коллективы влились частично в труппу эвакуированного с Украины Харьковского русского драматического театра, а частью вошли в состав театра юного зрителя. Распались ряд творческих коллективов, в том числе оркестр бурятских народных инструментов2. Была приостановлена деятельность Бурят-Монгольской филармонии, временно прекращены занятия в государственном театрально-музыкальном училище им. П.И. Чайковского, в связи с тем, что почти весь мужской состав студентов ушел на фронт. В связи с приостановкой работы бурят-монгольской филармонии в состав колхозно-совхозного театра был передан ансамбль бурят-монгольских народных инструментов в составе 8 человек. Эти действия объяснялись необходимостью экономии государственных средств, целесообразностью содержания идентичных театров.

Республиканский дом народного творчества им. Серова стал заниматься в основном сбором песенного фольклора, осуществлял руководство, оказывал всемерную помощь коллективам художественной самодеятельности республики. В 1941г. в БМАССР работали 210 самодеятельных коллективов, в том числе драматических - 90, хоровых - 70, музыкальных - 30, хореографических - 20, в них участвовало 2500 человек3. На I полугодие 1943г.

Похожие диссертации на Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии