Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Тхитлянова Аминет Заурбечевна

Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению
<
Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Тхитлянова Аминет Заурбечевна. Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Майкоп, 1997 177 c. РГБ ОД, 61:98-13/820-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема ответственного отношения к учению в истории педагогики 12-47

Глава 2. Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению 48-112

2.1. Общие вопросы воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике 48-77

2.2. Роль семьи в воспитании у детей ответственного отношения к учению 77-112

Глава 3. Использование народных идей и опыта по воспитанию ответственного отношения к учению в современном воспитании 113-158

Заключение 159-167

Литература 168-176

Приложение 177-179

Введение к работе

Актуальность темы. Необходимость формирования у учащихся ответственного отношения к учению обусловлена задачами повышения познавательной активности. В современной школе отношение учащихся к учению стало одним из важных факторов, определяющих их познавательную активность, напряжение воли, стремление отдать силы на усвоение знаний.

Звания часто сравнивают со светом, пламенем, факелом. На протяжении всей человеческой истории люди отождествляли их с тем, что освещает дорогу в грядущее, помогает найти истину и использовать ее на благо человека. Именно знаний требует от человека наше время. С его стремительностью и темпами преобразований, ускоренной поступью научно-технического прогресса и остротой социально-экономических проблем. Знаний глубоких, прочных, современных. Сегодня, когда наука становится производительной силой общества, они создают материальные ценности. Вот почему жизнь требует, чтобы человек учился, неустанно и постоянно, взбираясь по тернистым и крутым подъемам к вершине знаний.

Воспитание ответственного отношения к учению - это один из путей воспитания ответственности как важнейшей черты личности в таком важном для ее развития деле, как учебная деятельность. Без повышения ответственности самих учеников за результаты своего учения очень трудно осуществлять оптимизацию процесса обучения, воспитания и развития школьников.

Происходящая сегодня перестройка содержания образования преследует создать для достижения личностью высокого уровня интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития. Именно это сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилить влияние гуманистических идей и престиж духовных ценностей.

Изучением проблемы ответственного отношения к учению занимались всегда.

Проблема воспитания у учащихся ответственного отношения к учению в педагогике возникла с первых дней становления и развития системы народного образования.

Как научная проблема ответственное отношение к учению начинает разрабатываться с 50-х годов. Начиная с 1958 г. выполнен ряд исследований по проблеме воспитания у учащихся ответственного отношения к учению. Это кандидатские диссертации Нечаевой Н.П.(1958), Розенберга А.Я. (1969), Елисеевой Н.Б. (1970). Гусева А.А. (1972), Павловской В.Н. (1973), Медведицкого А.П. (1975), Сазонова В.Д. (1976), Горовенко В.Н. (1977). Каждая из них посвящается анализу воспитания у учащихся ответственного отношения к учению, однако ни одно исследование не охватывает всего комплекса вопросов изучаемой проблемы.

Более подробно изучением данной проблемы занимается профессор Алферов А.Д. и Ростовская проблемная общественная лаборатория под его руководством. Алферовым А.Д. рассмотрены история вопроса, структура отношения к учению, система мер по совершенствованию процесса, опыт школ по данной проблеме. Работы Алферова А.Д. «Воспитание ответственного отношения к учению как проблема исследования" (1974), "Формирование ответственного отношения к учению" (1984) имеют большую теоретическую и практическую направленность.

Термин "ответственное отношение к учению" не употреблялся до недавнего времени. Как указывает Алферов А.Д. "под ответственным отношением к учению следует понимать осознаваемую и нравственно переживаемую

обязанность до конца выполнить свой долг в учении" 1. Ответственное отношение к учению - это нравственное отношение. Его фундаментом является ответственность как моральная черта личности, благодаря которой отношение связывается с такими категориями морали, как долг, совесть.

На данный момент, в условиях рыночной экономики, с новой силой заявляет о себе общественный смысл и значение усвоения знаний, получения образования. Поэтому проблема воспитания у учащихся ответственного отношения к учению, как и прежде, важна и актуальна сейчас.

Человек сегодняшнего дня бесчисленными нитями связан с прошлым своего народа, без этого прошлого не было бы настоящего. В современном воспитании важное значение приобретает использование педагогических идей народа.

Проблема использования народных традиций в воспитании подрастающего поколения привлекает к себе внимание с каждым годом все большего числа исследователей. О возросшем интересе к ней говорят многочисленные журнальные статьи, монографии и диссертации, посвященные изучению различных ее аспектов2.

  1. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к учению. Ростов н/Д, 1984. С.ЗЗ.

  2. См. об этом: Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1969; Его же. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974; Его же. Созвездия земли. Чебоксары, 1979; Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань, 1967; Кальювеэ Г.Я. Воспитание трудолюбия в эстонской народной педагогике. Тарту, 1968; Муминов А. Роль узбекского народного творчества в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. Ташкент, 1969.

Появление в печати этих работ, равно как и повышенное внимание общественности к вопросам народной педагогики, вызваны не одними только познавательными интересами людей. Это обусловлено более важными причинами. Дело в том, что на данном историческом этапе развития нашего общества, когда одной из важнейших задач является воспитание нового человека, обладающего высокими интеллектуальными, нравственными и физическими достоинствами, во весь рост встал вопрос о путях, средствах и методах его формирования. Потому обращение к народным традициям воспитания подрастающего поколения приобретает огромное значение.

В прошлом народные обычаи, традиции, нормы поведения бережно хранились и передавались из поколения в поколение. Молодые люди перенимали образ жизни и традиции своих отцов так же, как они перенимали их ремесленные, трудовые навыки и умения.

Другое дело теперь. Современная молодежь живет совсем в иных социальных, материальных и культурных условиях, чем юноши и девушки минувшей эпохи. Это и порождает порой неверное мнение, будто нравы и обычаи, равно как и моральные ценности, созданные в прошлом, неприемлемы для современного человека. Такое релятивистское отношение объясняется рядом обстоятельств: непрерывным обновлением окружающей среды, быстрыми переменами жизненных условий, в которых современный человек живет и работает и т.д. Недооценка значения народных нравов, традиций и обычаев в жизни современных людей часто приводит к чрезмерному увлечению людей не только в области предметов домашнего быта и одежды, но и в поведении. Народы нашей страны создали за свою долгую историю множество материальных, культурных и духовных ценностей, без которых немыслима жизнь современного человека. Они накопили немало житейского опыта, разумных обычаев, традиций, которые могут служить прекрасной школой мудрости, способной оказать помощь современному поколению в решении сложных вопросов человеческих взаимоотношений. Люди прошлого

оставили в наследие разнообразные по форме поучительные образы поведения человека. Народные традиции, обычаи донесли до нас мудрую организацию воспитания подрастающего поколения, подготовку его к практической жизни. Поэтому было бы большим упущением не пользоваться этим богатством.

Народные идеи и опыт воспитания передавались из поколения в поколение посредством произведений устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися памятниками народной педагогики.

Пословицы и поговорки - проявление народного ума, мудрости, народной жизни, народного характера, его психологии, образа мышления и восприятия окружающего мира, составляют важную и чрезвычайно интересную часть национальной культуры.

Пословицы и поговорки отличаются от произведений других жанров тем, что они лаконично, кратко и образно выражают мудрость, многовековой опыт народа. В них содержатся оригинальнейшие педагогические мысли.

Педагогической сокровищницей адыгов является героический эпос адыгов (черкесов) "Нарты". В нем каждый эпизод, каждая строфа несет воспитательную и образовательную нагрузку. Эпос носит ярко выраженный педагогический характер.

Педагогические идеи народа не потеряли своего значения в наше время, они бытуют в общественной среде, являются частью национальной культуры.

Идеи ответственности, долга, чести, призыва к знаниям, к образованию, получившие отражение в адыгском народном творчестве, являются нравственной основой адыгской народной педагогики. Большие воспитательные возможности, заложенные в адыгском устном народном творчестве позволяют оказывать активное воздействие на воспитание ответственного отношения к учению.

В настоящем исследовании учитывалось, что проблемы народной педагогики нашли свое отражение в трудах К.И. Бузарова, Г.Н. Волкова,

А.Ш.Гашимова, Я.Я. Ханбикова, И.А. Шорова. Однако, не умаляя достоинств трудов названных авторов отметим, что вопрос воспитания ответственного отношения к учению в народной педагогике в их работах не рассматривался, так как авторы не ставили своей задачей исследование названной проблемы.

Учитывая значимость названного вопроса для современной педагогической науки и отсутствие специальных работ, посвященных изучению вопроса воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике обусловил выбор темы исследования: "Адыгская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению".

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - выявление идей адыгской народной педагогики по воспитанию ответственного отношения к учению.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - умственное воспитание в адыгской народной педагогике.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - формирование ответственного отношения учащихся к учению как средства умственного воспитания в адыгской народной педагогике.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: раскрыть особенности воспитания ответственного отношения учащихся к учению в адыгской народной педагогике. Задачи исследования:

  1. Выявить особенности и идеи воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике.

  2. Проанализировать созданные адыгским народом основные средства и методы педагогического воздействия на детей и их использование в воспитании ответственного их отношения к учению.

3. Показать актуальность традиций адыгской народной педагогики в области воспитания ответственного отношения учащихся к учению в современных условиях.

Методологические основы исследования:
ф, - признание философского и гносеологического плюрализма,

использование различных методологических ориентиров;

- объективность в подборе и оценке исследуемых фактов, явлений и
обобщений;

# - изучение педагогических явлений в их диалектическом единстве и

взаимосвязи;

- связь логического и исторического, объективного и субъективного,
исторического и современного;

- гуманистическая направленность развития педагогических идей;

вскрыть исторические условия возникновения и развития проблемы воспитания ответственного отношения учащихся к учению;

выявить пути, средства, методы воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике.

#< Использованы следующие методы исследования: изучение первоис-

точников; сравнительно-исторический и ретроспективный методы; теоретический анализ и синтез; наблюдение, анкетирование, констатирующий эксперимент; изучение документации; обобщение и систематизация полученных результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в
том, что в работе впервые на материале адыгского фольклора производится
исследование проблемы воспитания ответственного отношения к

учению.

В известной степени наше исследование восполняет пробелы в изучении вопроса воспитания ответственного отношения к учению.

Практическая значимость исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в процессе исследования, могут быть включены в курсы теории и истории педагогики в средних и высших специальных педагогических заведениях, в учебные пособия по педагогике для названных учебных заведений, для создания спецкурсов и спецсеминаров по рассматриваемой проблеме с целью обновления и углубления содержания соответствующих разделов. Теоретические положения и методические материалы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе.

Апробация и внедрение в практику.

Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Адыгейского государственного университета. Результаты исследования находили практическое приложение в личном опыте работы диссертанта. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях на методических объединениях школ Красногвардейского района Республики Адыгея, на межвузовских научно- практических конференциях по проблемам "Семейная этнопедагогика и современная национальная школа" (Карачаевск, 1996), "Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания" (Майкой, 1994); нашли отражение в тезисах и научных статьях.

Основные этапы исследования. На первом этапе (1990-1992) осуществлялся теоретический анализ истории возникновения и развития проблемы ответственного отношения учащихся к учению; изучение психолого-педагогической литературы по проблеме, научных трудов по этнопедагогике, методологии и методов педагогического исследования. Были определены объект и предмет исследования, сформированы шаги и задачи исследования. Разработан план диссертации.

На втором этапе (1993-1995) проводился анализ материалов адыгской народной педагогики с целью выявления в ней и

систематизации идей и опыта воспитания у детей ответственного отношения к учению,

На третьем этапе (1995-1997) осуществлено научно-педагогическое обобщение материалов исследования, сделаны соответствующие выводы и рекомендации, выполнено литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

Проблема ответственного отношения к учению в истории педагогики

Изучением проблемы ответственного отношения к учению педагоги занимались всегда. В эпоху Возрождения впервые внимание было обращено на личность ученика в педагогическом процессе. Исходя из принципа природосообразности обучения и юспитания, великий чешский педагог Я.А.Коменский выдвинул идею, "учить всех всему". Отсюда задача дидактики - разработать правильный метод, чтобы можно было довести учеников "до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя" 1.

Я.А. Коменский утверждал, что участие в учении и отношение к познавательному процессу у учащихся вследствие ряда причин может быть различным: в одном случае - это "любовь к предмету", "интерес к знаниям", наконец, "жажда знаний и горячая преданность обучению", "стремление к знанию", а в другом - "нежелание учиться", "отвращение к книгам и наукам". В основе отношения к учению, по Коменскому, сконцентрированы чувственные, мыслительные и волевые процессы. Поэтому учение тесно связано с осознанием цели и задач обучения. Стремление к знанию можно поддерживать и возбуждать.

Я.А. Коменский различал внутренние и внешние стимулы поддержания и развития в детях их природного стремления к учению, к познанию.

К внешним стимулам он относил родительскую заботу и похвалу, доброе тношение учителей к ученикам, привлекательную, приятную обстановку школе, похвальные отзывы и награды попечителей школ и т.д. В связи с тим Я.А. Коменский советовал так воспитывать в семье, чтобы родители в присутствии детей с похвалой отзывались «об учении и об ученых людях, или, побуждая детей к прилежанию", обещали им "красивые книги, красивую одежду или еще что-либо приятное", чтобы учителя были «приветливы и ласковы", не отталкивали "от себя детей своим суровым обращением", а привлекали их своим отеческим расположением, манерами и словами; "...более прилежных учеников время от времени" хвалили, чтобы школа была "приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи" 1.

Одним из средств воспитания любви к учебному предмету Коменский считал учебные книги. К внешним стимулам правильно поставленного обучения Коменский относил различные приемы «подстрекательства и пришпоривания», такие, например, как выговоры и общественные порицания, иногда похвалу, шутку, организацию состязания в учении и т.д.

Однако решающее значение Коменский придавал внутренним стимулам учения, которые проявлялись прежде всего в методике учения и самоучения, во взаимных отношениях между учениками и т.д. Чтобы сделать учение основательным " нужно прежде всего возбудить у учеников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно"2.

Важнейшим средством развития внутренних стимулов учения Я.А. Коменский считал преподавание путем исследования причин, постоянным указанием на пользу изучаемого материала. Такого обучения следует придерживаться по Коменскому "везде: и в грамматике, и в диалектике, и в арифметике, и в геометрии, и в физике и пр. Иначе, что бы ты ни рассказывал, все будет представляться детям каким- то чудовищем с того света» 1. Следует все изучать не для школы, а для жизни, чтобы ничто по выходе из школы не улетало на ветер"2.

Коменский обратил внимание на педагогическую значимость взаимного обучения детей. Во-первых, можно расширить число обучающихся, этим самым восполнить недостаток в учителях, а во-вторых, улучшить воспитание и обучение учащихся. По мнению Коменского, совместное занятие учеников, постоянный обмен знаниями между ними, взаимная помощь и поощрение успехов друг друга является одним из средств развития внутренних стремлений к учению. "Ведь только тогда один поощряет другого, когда мысли всех вращаются и развиваются вокруг одного и того же предмета, а затем при взаимном сопоставлении ученики друг друга поправляют"3.

При этом Коменский требовал, чтобы "не только никто не избежал случаев учить и учиться, но чтобы все даже искали этого"4. Важная педагогическая идея у Коменского не получила глубокого развития. Проблема формирования у учащихся положительного отношения к учению получила новое решение в трудах французских просветителей XVIII века. Развитие педагогической теории в этот период было подчинено целям борьбы с феодализмом и тиранией, что нашло отражение в идеях Ж.-Ж. Руссо о воспитании свободного человека, способного создать свободное общество.

Руссо писал, что воспитание должно быть естественным, следовать природе ребенка, оно "должно сделать человека годным для всех человеческих состояний" 1. Поэтому следует заботиться не только о телесном развитии, о вооружении навыками ручного труда, но и о воспитании рассудка". Верх искусства при хорошем воспитании - "сделать человека разумным... "2

Ведущим в педагогических высказываниях Руссо были вопросы внимательного отношения к воспитаннику и воспитания у него любви к наукам, охоты к знаниям, жажды знаний, любознательности. "Вопрос не в том, чтобы преподать ему науки: нужно лишь зародить в нем вкус, чтобы он полюбил их, и дать ему методы, чтобы он мог изучать, когда вкус этот лучше разовьется. В этом, без сомнения, состоит основной принцип всякого хорошего воспитания"3, - уверял Руссо.

Руссо полагал, что психологической основой естественного стремления ребенка к приобретению знаний и опыта является любопытство, которое может перейти в любознательность, если ученик будет внимательно наблюдать явления природы.

Ребенок должен сам желать учиться, искать и находить то, чему должен учиться. То, что при таких условиях у Эмиля будет мало знаний, не смущает Руссо, для которого важнее, чтобы воспитанник не выучивал науку, а выдумывал ее, "Если когда-нибудь вы заметите в его уме рассуждения авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкою чужого мнения'. Если у Коменского значительное место занимало педагогическое руководство в обучении и воспитании ребенка, в том числе и руководство его отношением к учению, то для Руссо основу составляли желания самого ребенка и лишь доступные вопросы и косвенное влияние наставника.

Недопустимы, по Руссо, всякого рода внешние побуждения, угрозы, физические наказания, лесть, обещания и т.п. "Не приказывайте ему никогда, ничего, не допускайте ему мысли, что вы претендуете на какую бы то ни было власть над ним"1. Руссо выступал против конторок, карточек и других методических средств, зло высмеивал Докка, предлагавшего обучать грамоте при помощи игральных костей. Выход он видел в пробуждении и поддержании у детей внутренних стимулов учения. "Есть средство более верное, чем все это, средство, о котором всегда забывают: Это - желание учиться,-писал Руссо. - Внушите ребенку это желание и затем оставьте в покое ваши конторки и игральные кости -всякая метода будет хороша для него "2.

Руссо одним из первых предпринял попытку разобраться в первопричинах такого желания ребенка учиться. Так он различал разумные мотивы, имея в виду полезность знаний, любопытство, непосредственный интерес и недопустимые мотивы учения: страх, жадность, тщеславие.

Общие вопросы воспитания ответственного отношения к учению в адыгской народной педагогике

В современных условиях гуманизации и демократизации нашего общества, проблема использования народных традиций в воспитании подрастающего поколения приобретает огромное значение. Повышенное внимание общественности к вопросам народной педагогики, вызваны не одними только познавательными интересами людей, дело в том, что на данном этапе развития нашего общества, когда одной из важнейших задач является воспитание человека, обладающего высокими интеллектуальными и нравственными достоинствами встал остро вопрос о путях, средствах и методах формирования ответственного отношения к учению.

Решить задачу улучшения работы по воспитанию у школьников ответственного отношения к учению возможно путем использования идей и опыта адыгской народной педагогики.

У каждого из народов, населяющих нашу многонациональную страну, сформировалась своя "система" правил и норм поведения, нашедшая воплощение в моральном кодексе, закрепленном в специфических формах народного творчества.

Народная педагогика - это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Иначе говоря, это то из глубин творчества народа, что прямо или опосредованно служит делу воспитания.

Народное творчество следует рассматривать как широкое явление, потому что оно включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобразительное и декоративно - прикладное искусство. Сохраняя многие изначальные черты, оно находится в постоянном развитии и обновлении, является как бы зеркалом своего времени.

Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры масс зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представление о человеке, семье, детях, о воспитании подрастающего поколения. В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение и бытующих до наших дней своеобразных миниатюрах (поговорки, пословицы, сказки, легенды, песни) нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народов.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что первый воспитатель -это народ, а народные сказки - первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что во истину "никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа"1.

К.Д. Ушинский писал, что чувство народности очень сильно в каждом человеке, "что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Но кроме того, только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития...

Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность" 1. Он отстаивал мысль о том, что общей системы народного воспитания не существует ни в теории, ни на практике, что у каждого народа есть своя, особая национальная система воспитания. "Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам"2.

Ядро народной педагогики составляли воспитательные традиции, которые выступали средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта и духовных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим передавались нормы поведения людей, требования к личности.

Характерными чертами традиций являются всеобщность, массовость, устойчивость, долговечность, эмоциональная привлекательность. Сущность их состоит в "сохранении неизменности унаследованных форм поведения, бережном отношении к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству прошлого, во внимании не только к содержанию поведения, но и к его внешним проявлениям, к стилю, в результате чего внешняя форма поведения становится особенно устойчивой"3. Таким образом, традиции, отражая объективные условия жизни общества, закрепляют более существенные элементы, способствуют их преемственности.

Самой действенной чертой народной педагогики является ее связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения.

Народной педагогике не было и нет необходимости заботиться об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом - для народа. Народная педагогика вобрала в себя все лучшее в педагогической культуре общества.

У адыгов сохранились замечательный язык, песенная культура, сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания, которые являются выдающимися памятниками народной педагогики. В них содержатся оригинальнейшие педагогические мысли. Из них мы узнаем, что "уже в далекой древности у народа были известные взгляды на воспитание и обучение подрастающих поколений, осознанные цели и задачи воспитания и обучения их, определенное содержание обучения и образования, а также и оригинальные пути и средства воздействия на юное поколение, чтобы формировать его в том направлении, в каком более всего были заинтересованы трудящиеся массы" 1. Замечательным подтверждением этого может служить героический эпос адыгов "Нарты". Слово "Нарт" по-адыгейски этимологизируется как "глаз дарящий", т.е. самый щедрый, самый отважный"2. Эпос носит ярко выраженный педагогический характер. Богатство педагогических идей этого великолепного творения народного ума достойно восхищения. "Это памятник культуры особой важности. Это - своеобразная амфора - хранилище мудрости и знаний, накопленных человеком на протяжении многих столетий"3

Высоко ценил огромный воспитательный опыт народа великий русский педагог К.Д.Ушинский. Он ввел в педагогику понятие "народная педагогика" и считал невозможным проводить общественное воспитание без учета народности. Одним из главных факторов воспитания человека Ушинский считал родную речь. Поэтому родной язык он назвал "величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и продолжающим учить его до конца народной истории" 1.

К.Д. Ушинский считал, что педагогическая наука должна опираться на многовековой опыт народного воспитания. Он писал: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" .

Роль семьи в воспитании у детей ответственного отношения к учению

В развитии, воспитании и формировании личности главное и решающее место принадлежит семье. От нравственного климата в ней во многом зависит, каким будет подрастающий человек, каково будет в будущем сознательное отношение к учению.

Ответственное отношение ребенка к учению зависит от гражданских качеств родителей, от глубокого осознания ими целей и значения образования, осознания своего долга за формирование ответственного отношения к учению.

Воспитание детей - важная педагогическая потребность, социальная потребность и социальная функция семьи. С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный долг - долг воспитателей . Они стремятся к тому, чтобы их сыновья и дочери выросли всесторонне развитыми, гармонично сочетавшими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения старших, семейные традиции, - словом, атмосфера в родном доме имеет решающее значение в воспитании ответственного отношения к учению.

Семейное воспитание имеет свои преимущества. Именно в семье выявляется с наибольшей полнотой индивидуальность ребенка, его внутренний мир. Раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей помогает родительская любовь. Семейное воспитание неотделимо от семейных отношений, и успехи воспитательной работы находятся в непосредственной зависимости от организации отношений между членами семьи. Психологический климат семьи - одно из важнейших условий формирования личности.

Эмоциональный и моральный климат семьи служит важнейшей предпосылкой воспитания у детей моральных убеждений, национальных, эстетических чувств, приобретения нравственного опыта.

Под влиянием родных дети находятся с момента своего рождения. От отца и матери, дедушки и бабушки, старших сестер и братьев ребенок получает первоначальные сведения о нормах взаимоотношений в обществе. В семье дети впервые знакомятся с тем, что хорошо и что плохо, с отношением взрослых к своим обязанностям перед обществом; к происходящим событиям. А мнение близких людей всегда оказывает огромное влияние на детей.

В семье у детей формируется характер, вырабатываются вкусы и привычки, манера поведения. Здесь дети проходят первую школу морали, получают первые уроки жизни, приобретают навыки поведения, представление об окружающем их мире и усваивают первоначальные знания о нем. Трудно переоценить роль семьи в формировании и совершенствовании духовного мира личности, ее жизненных позиций.

В семьях, вся жизнь которых проникнута высоким нравственным духом, растут хорошие дети. В семьях, где царит дружба, где родители умело, направляют трудовую деятельность детей, интересуются их духовной жизнью, приучают делиться своими мыслями и переживаниями, обращаются за советом, обсуждают учебные, трудовые и общественные дела, политические события, новые фильмы, спектакли, книги, - там и дети растут морально здоровыми, идейно целеустремленными.

Велика роль семьи в воспитании у детей черт коллективистов-общественников. Родители своим отношением к жизни школьников, своим примером помогают детям быть настоящими общественниками. Поддержать веру ребят в свои силы, заметить и признать их возрастающую самодеятельность, подсказать, если надо, способы действий, необходимые для выполнения того или иного общественного поручения, - задача родителей. А главное - постоянно подкреплять одобрением, похвалой успехи школьников в овладении умениями и навыками совместной деятельности, в усвоении общественно одобряемых норм поведения.

Под воздействием семьи у детей формируются высокие социальные и моральные чувства - любовь и доверие к людям, которые являются эмоциональной основой, сердцевиной всех нравственных отношений в обществе. Семья - источник формирования у детей чувства патриотизма, национальной гордости, интернационализма. В семье развивается у детей чувство уважения к другим людям, товарищам по учению, интерес к играм. На примере жизни членов семьи, общения друг с другом ребенок приобретает эмоциональный опыт, культуру чувств.

Чем более развиты чувства детей, тем выше их идеал, тем благороднее их цели. Неразвитость чувств рождает черствость, равнодушие. Эмоциональная неразвитость - одна из причин того эгоистического рационализма, которым страдают некоторые молодые люди.

Авторитет семьи, безусловно, зависит прежде всего от самих ее членов. Тут все важно: и умение дорожить любовью, взаимным доверием и правильно сочетать производственные, общественные обязанности с заботой о доме, воспитании детей. Вызывают уважение семьи, где складываются добрые отношения между всеми родственниками: молодые супруги внимательны к старшим, а те в свою очередь помогают растить внуков.

Воспитывая детей, семья выполняет работу огромной общественной и государственной важности. Она оплачивает свой долг обществу подготовкой юных граждан. Именно в семье происходит формирование идейной сердцевины личности - гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, поступков, единства слова и дела.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал стержнем всей воспитательной работы гражданское воспитание. Речь идет о формировании стойкой гражданской убежденности, о том, чтобы совесть, сердце, душа юного гражданина были чутким и требовательным стражем его сознания, его поступков. Основой человеческого достоинства он считал гражданские мысли, чувства, гражданский долг, ответственность.

Подготовка гражданина успешно проходит только тогда, когда родители живут общественными идеалами и интересами. Если родители сами привыкли добросовестно исполнять свои гражданские обязанности, то и дети успешно их усваивают. Семья подготавливает ребенка к вхождению в другие человеческие коллективы, корректируя правила общения с ровесниками и взрослыми. Система вежливости, например, во многом регулирующая эти отношения, частично может не одобряться в семье, вызывая подчас конфликты в сознании ребенка. Так, поощрение щедрости может столкнуться с требованием "Не давай никому велосипед - сломают". Разные, а порой и взаимоисключающие требования взрослых отрицательно сказываются на эмоционально-волевой сфере личности, качестве развивающихся убеждений, приводят к разрыву между нравственными знаниями и поведением детей.

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, говорил Сухомлинский, - это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. Если же ребенок вырастет в атмосфере отчужденности, жестокости, он не может получить заряда человечности, гуманности. Именно разумная любовь и уважение делают ребенка способным поддаваться влиянию родителей, учителей и коллектива сверстников. Воспитание - это прежде всего человековедение.

Дети обладают большой способностью подражания и очень пластичной психикой. Вот почему поведение родителей А.С. Макаренко рассматривал как самый решающий фактор в воспитании детей. Сущность воспитательной работы, говорил он, заключается не столько в разговорах с ребенком наедине, сколько в организации семейной жизни, в поведении родителей. Их отношение к жизни, работе, друзьям, взаимоотношения между собой - все это оказывает на детей огромное влияние. Поступки, манеры, формы проявления эмоций родителей довольно точно копируются детьми, а затем воспроизводятся в их поведении. Прививать детям любовь к труду, уважение к различным профессиям, стремление активно участвовать в создании материальных и духовных ценностей, подводить к осознанному выбору трудовой профессии - долг семьи.

Использование народных идей и опыта по воспитанию ответственного отношения к учению в современном воспитании

Поступление в школу - это ответственная пора в жизни ребенка. Он становится учеником. Наступает время серьезного, кропотливого учебного труда. Начиная с первого класса, надо учить учеников понимать необходимость школьных занятий для жизни, развивать у них представление о цели учения, опираясь на чувство долга и обязанности хорошо учиться, учить ответственно относиться к учебе, развивать любознательность, наблюдательность, организованность, приучать ребят выполнять задания аккуратно, самостоятельно, соблюдать режимные организационные требования. Одним из неиссякаемых источников воспитания учащихся является народная педагогика. Среди средств, направленных на повышение эффективности воспитания у учащихся ответственного отношения к учению особое место необходимо отвести адыгскому устному народному творчеству.

К изучению устного народного творчества в школе приступают еще в первом классе. Так, например, учителя используют пословицы о значении ума, знаний в жизни человека. Анализ адыгских пословиц: «Тыдэ щы1эми ш1эныгъэм лъык1у» («Иди за знаниями, где бы они не находились»), "Гъэсэныгъэр мык1одыжьын мылъку" («Образование - неисчерпаемое богатство»), «ЦПэныгъэ лыерэ сэнэхьат лыерэ щы1эп» («Нет лишних знаний и лишних профессий»), «Дунаир зыгъэнэфырэр тыгъэ, дунаир зэзгъафэрэр ш1эныгъ» («Мир освещается солнцем, мир созидается знаниями»), «Тхыльыр ш1эныгъэм иіункіьібз» («Книга -ключ к знаниям») позволяет учителю донести до учащихся значение знания и образования.

Среди произведений устного народного творчества, изучаемых в начальных классах, значительное место занимают сказки. Большое воспитательное значение сказок состоит в том, что в сказках учтены все особенности детей и лучше всего отвечают духовным запросам младшего школьника. Они помогают развивать у детей интерес к учебе и воспитывают ответственное отношение к учению. Например, учителями для этих целей широко используются сказки «Как победил человек», «Волк и осел», «Лиса и ворона», «Муравей». В сказке «Как победил человек» показана сила человеческого разума. Благодаря разуму человек стал сильнее всех существ на земле. Даже царь зверей - лев, самое сильное животное, бессильно перед силой разума человека. Анализ сказки и удачно поставленные вопросы учителя подводят детей к логическому рассуждению и правильному выводу о том, что разум помог человеку победить зверей. Здесь же учителем приводятся пословицы о значении ума в жизни человека: «Акъылым уасэ и1эп, гъэсэныгъэм гъунэ и1эп» («Ум не имеет цены, знания - предела»), «Акъыл зи1эр зэк1эмэ як1эсэн» («Имеющий ум опора всем»). Сказками, доказывающими значение ума, смекалки являются и сказки о животных. В сказках «Волк и осел», «Лиса и ворона» побеждают благодаря своей смекалке осел и ворона, хотя являются менее сильными, чем волк и лиса. Смысл этой сказки заключается в том, что главная сила - ум, побеждает всегда не сильный, а умный.

В сказке «Муравей» показана мудрость животного, благодаря которому он выжил. Вопросы, поставленные учителем после прочтения сказки: «Как показан муравей в сказке?», «Какую пользу принес ум муравью?» помогают детям прийти к выводу об огромном значении ума. Удачно вплетается в урок подобранная по теме пословица: «Щы1эмэ анахь ціьїкіу, ежь фэдиз пцашіо ехьы» («Самый маленький из всех, а носит столько свинца, сколько сам весит»).

Родной язык является средством умственного воспитания младших школьников. Материалы устного народного творчества играют большую роль в овладении учащимися родным языком. Грамотность учащихся начальных классов зависит от прочного усвоения грамматического орфографического материала в школе. Хорошими примерами к грамматическим и орфографическим правилам, способствующими прочному усвоению знаний, служат пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, отрывки сказок.

Чтобы представить нагляднее использование учителями произведений устного народного творчества при изучении грамматики, приведем примеры уроков в сокращенном виде, проведенных учителями школ Красногвардейского района. Так, урок адыгейского языка во втором классе Хатукайской СШ Красногвардейского района Адыгеи по теме «Слова, обозначающие признак и качество предмета» начинается с выяснения того, на какие вопросы отвечают эти слова. Затем учительница записывает на доске адыгейские загадки: «Зышъхьэ гъуаплъэ, зылъэ ц1ыурэ» - щэрыхъ; «Гъэмафэм огу, к1ымафэм фыжы» («Летом серый, зимой белый») - заяц. Учащиеся читают загадки и находят слова, обозначающие признак и качество предмета с помощью вопроса Сыд фэд? (какой, какая, какое?) Таким образом учащиеся отгадывают по признаку и качеству предмет, подразумеваемый в загадке. Затем учащиеся записывают загадки в тетрадь и подчеркивают волнистой линией слова, обозначающие признак и качество предмета. На дом дается задание: подобрать 2-3 загадки со словами, обозначающими качество, признак предмета.

На уроке родного языка во втором классе по теме «Предложение» учительница Х.Л. класс разделила на три группы, каждая из которых олжна была составить предложения о значении ума, знаний в жизни человека. Учащиеся зачитали составленные предложения. Затем учительница вспоминает вместе с детьми адыгейские пословицы о значении ума и знаний: «Акъылым уасэ и1эп, гъэсэныгъэм гъунэ и1эп» («Ум не имеет цены, знания - предела»), «Тыдэ щы1эми ш1эныгъэм лъык1у» («Иди за знаниями, где бы они ни находились»). Учительница разобрала с учащимися значения этих пословиц. Так, используя адыгское устное народное творчество, учительница умело решает воспитание ответственного отношения учащихся к учению.

Изучение произведений устного народного творчества способствует развитию умственных способностей учащихся, повышению их интереса к учебе, к приобретению знаний, воспитанию ответственного отношения к учению. Так, на уроке чтения учительница первого класса Хатукайской СШ Красногвардейского района Адыгеи Б.З. начала урок с того, каково значение знаний в жизни человека. Она вместе с учащимися прочла статью «Ш1эныгъэм иіункіьібз» («Ключ к знаниям»). После чтения и разбора статьи она поставила перед учащимися вопрос: «Что является источником знаний?» дети ответили: «Книга». Учительница подчеркнула, что в течение года они научились читать, писать, считать. У них появится теперь много интересных книг, которые станут их друзьями. Она показала книги из книжной выставки, которую сделала к этому уроку. Она обратила внимание учащихся на то, что в школе они получают все необходимые им знания. Учительница подчеркнула, чтобы получить эти знания, нужно хорошо учиться. Затем были приведены пословицы о знаниях, образовании: «Дунаир зыгъэнэфырэр тыгъэ, дунаир зэзгъафэрэр ш1эныгъ» («Мир освещается солнцем, мир созидается знаниями»), «Тыдэ щы1эми ш1эныгъэм лъык1у» («Иди за знаниями, где бы они ни находились»). После выяснения смысла каждой пословицы учащиеся записали их.

К следующему уроку учительница дала задание подобрать еще пословицы о знаниях, образовании.

При изучении стихотворения адыгейского писателя И. Машбаша «Тхылъым тедже» («Читая книгу») учителя приводят пословицы о пользе книг, как источнике знаний, например: «Тхылъыр ш1эныгъэм иіункіьібз» («Книга - ключ к знаниям»). На дом дети получили задание подобрать пословицы о книге, пользе знаний.

Работа по подбору пословиц является важным видом работы по использованию устного народного творчества. Она воспитывает самостоятельность, ответственность учащихся в учении.

При изучении темы «Родинэр ти1офш1агъэхэмк1э тэгъэлъап1э» («Славим Родину своим трудом») открываются перед учителями широкие возможности по использованию идеи народной педагогики. Изучая материалы этой темы, учащиеся получают представление о пользе труда окружающих людей, о профессиях, воспитывается уважение к труду, людям труда. Так, учительница Хатукайской СШ Х.Л. на уроке по данной теме на вопрос "Что возвышает человека?" использовала адыгские пословицы: «Ц1ыфыр зыгъэк1эрак1эрэр и1офш1агъэ» («Человека украшает его труд"), «Щыфыр зыгъэинырэр иіоф» («Человека возвышает его работа»), «Лажьэрэм ищытхъу ц1ыфымэ аіуатз» («Хорошего работника хвалят люди»). В ходе обсуждения этих пословиц учительница спрашивает учащихся:

- Подумайте и скажите, ребята, почему в пословицах говорится, что труд «украшает», «возвышает» человека?

- Человек, который трудится - хороший человек. Он хорошо знает свое дело и умеет его хорошо делать, поэтому к нему все обращаются. Человека труда все уважают, - дополняя друга отвечали ученики. Обобщая ответы учащихся, учительница отметила, что ребята правы, что труд является проявлением его ума, знаний, способностей, в труде роявляется красота человека. Затем учительница спросила: «А что является главной работой учащихся?» Ученики ответили: «Учеба». Далее последовал следующий вопрос: «Приведенные пословицы можно отнести к учащимся?» Ребята отвечали, что тот, кто хорошо учится, является трудолюбивым, значит эти пословицы можно отнести и к учащимся. На вопрос учительницы: «Кто среди вас является передовиком учебы?» назвали фамилии учащихся класса, которые учатся хорошо.

Похожие диссертации на Адыгейская народная педагогика о воспитании ответственного отношения к учению