Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы Иванова, Надежда Александровна

Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы
<
Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Иванова, Надежда Александровна. Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Иванова Надежда Александровна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина].- Рязань, 2010.- 254 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/485

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1: Теоретико-методологические основы формирования гражданственности 14

1.1. Формирование гражданственности как актуальная проблема теории и практики отечественной педагогики 14

1.2. Сущность, содержание, основные подходы к формированию гражданственности на современном этапе развития педагогики 43

1.3. Состояние гражданского воспитания в современной общеобразовательной школе 67

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 97

Глава 2: Реализация аксиологического подхода к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы 103

2.1. Концептуальные основы реализации аксиологического подхода к формированию гражданственности подростков 103

2.2. Технология организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся общеобразовательной школы в контексте гражданского воспитания 126

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации аксиологического подхода к формированию гражданственности подростков 141

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 178

Заключение 182

Библиографический список 187

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное состояние гражданского воспитания в отечественной школе и педагогике вызывает серьезную озабоченность государственных и общественных организаций, деятелей науки, культуры и образования. Подрастающее поколение, сформировавшееся в условиях «аксиологического вакуума», политической, экономической ломки устоявшихся приоритетов, демонстрирует сегодня довольно низкий уровень гражданственности, отсутствие нравственных ценностей (семья, долг, честность, уважение старших и др.), политической культуры и активной социальной позиции.

В связи с этим одной из приоритетных государственных задач в области воспитания является задача воспитания гражданственности подрастающего поколения. Реализация этой задачи затрудняется недостаточной сформи-рованностью гражданских ценностных ориентиров на современном этапе развития отечественной общественной жизни, слабым уровнем развития воспитательных и образовательных структур, осуществляющих гражданское воспитание, а также отсутствием разработанных с учетом изменившихся социокультурных условий, содержательно обновленных технологий формирования гражданственности.

В настоящее время предпринимаются практические шаги к восстановлению отдельных структур системы гражданского воспитания, в частности, создаются детские и молодежные организации, объединения, клубы, военно-спортивные лагеря, связывающие свою работу с воспитанием гражданственности, патриотизма, духовно-нравственным развитием молодежи. Многие школы позиционируют свою воспитательную работу как приобщение учащихся к традиционным ценностям в русле этнокультурного компонента. Практически во всех регионах России создаются авторские программы по гражданскому и патриотическому воспитанию, использующие методы, формы, приемы советского периода. Значительно расширен спектр задач, решаемых в рамках гражданского воспитания. В частности, активизировались исследования, посвященные вопросам правового воспитания, политической культуры, социального проектирования, становления демократического сознания учащихся. Существующий плюрализм программ гражданского воспитания, использующихся в практике общеобразовательных школ, дополняется различными теоретическими толкованиями понятия «гражданственность» и соответствующими им различными подходами и технологиями ее формирования.

Методологические и теоретические основы гражданского воспитания рассматриваются в работах философов и социологов: Л.М. Архангельского, Н.А. Бердяева, Л.П.Буевой, А.Г. Здравомыслова, В.В. Зеньковского, И.С. Кона и др.; педагогов и психологов: Т.К. Ахаян, В.А. Беляевой, Е.В. Бондарев-

ской, Г.Н. Волкова, О.В. Ибрагимовой, И.Ф. Каптерева, И.С. Марьенко, А.Н. Тубельского, К.Д. Ушинского, Д.И. Фельдштейна, Г.Н. Филонова и др.

Попытки представить гражданственность как сложное структурное образование, включающее различные компоненты (патриотический, правовой, этнокультурный, экологический, духовно-нравственный) сделаны в работах Л.И. Аманбаевой, Г.С. Довгаль, Т.Н. Османкиной, Н.А. Климовой, A.M. Князевым, О.И. Ковалевой, О.Г. Кондратьевой, Г.Г. Солодовой и др.

В ряде исследований проанализированы современные подходы к формированию гражданственности, определены пути реализации указанных выше ее компонентов (И.В. Суколенов, А.С. Гаязов, Т.Н. Османкина, О.Г. Кондратьева, Р.А. Дормидонтов, A.M. Князев и др.) в практике образования.

Вместе с тем в современной педагогической науке до настоящего времени нет однозначного понимания гражданственности, не определены единые методологические подходы к ее формированию, учитывающие современное состояние социума и имеющийся научный потенциал, связанный с развитием педагогической аксиологии. Все это определило актуальность обращения к проблеме данного исследования.

Проведенный анализ теории и практики формирования гражданственности у учащихся общеобразовательных школ позволяет выявить ряд противоречий:

между потребностью общества в формировании гражданственности в процессе общего образования учащихся, с одной стороны, и недостаточной результативностью процесса гражданского воспитания в школе, с другой;

между поставленными целями и задачами общеобразовательной школы, направленными на формирование гражданственности учащихся как личностного качества, и не до конца выстроенной системой базовых ценностей и программных идей в данной области;

между значительным потенциалом современных научных подходов и теорий, актуализирующих значимость ценностно-смысловой сферы учащихся в процессе воспитания, и недостаточным его использованием в гражданском воспитании;

между потребностью педагогической практики в создании эффективных технологий гражданского воспитания, опирающихся на систему ценностей, и недостаточной их разработанностью в современной педагогике.

Названные противоречия определили выбор темы исследования: «Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы», проблема которого может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия и технология реализации аксиологического подхода к формированию гражданственности подростков в общеобразовательной школе?

Объект исследования: процесс гражданского воспитания в средних общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования: педагогические условия и технология формирования гражданственности учащихся подростков на основе аксиологического подхода.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия реализации аксиологического подхода к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: аксиологический подход к формированию гражданственности подростков будет реализован; а сам процесс ее формирования в условиях общеобразовательной школы будет более эффективным, если выполняются следующие условия:

гражданственность понимается как интегративная, многоаспектная характеристика личности, связанная с интериоризацией и экстериори-зацией учащимися ведущих гражданских ценностей;

в основу проектирования содержания гражданского образования положена совокупность доступных для понимания подростков гражданских ценностей, выявленных с учетом современных социокультурных условий и исторических традиций российского образования;

- концептуальные основы и модель реализации аксиологического под
хода предполагают его взаимосвязь с культурологическим, междис
циплинарным, гуманистическим, личностно-деятельностным подхо
дами;

- технология формирования гражданственности представляет собой
целенаправленный поэтапный процесс, включающий диагностику
гражданственности на основе комплексных критериев и показателей;
обучение подростков специальным приемам оценки гражданских яв
лений, в том числе рефлексии собственного поведения; организацию
ценностно-ориентационной деятельности учащихся на уроках, во
внеурочной и внешкольной работе.

Общая цель исследования, его проблема и гипотеза определили задачи исследования:

  1. Охарактеризовать состояние проблемы формирования гражданственности в теории и практике отечественного образования, конкретизировать понятие «гражданственность» в контексте аксиологического подхода к воспитанию.

  2. С позиций ведущих теоретико-методологических подходов выявить базовые гражданские ценности, составляющие основу гражданственности учащихся в современных социокультурных условиях.

  1. Провести анализ состояния практики гражданского воспитания в современной общеобразовательной школе; установить его содержание, методы и формы.

  2. Выявить и охарактеризовать потенциал аксиологического подхода, определить педагогические условия его реализации применительно к формированию гражданственности подростков и разработать на этой основе модель и технологию формирования гражданственности учащихся в общеобразовательной школе.

  3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность формирования гражданственности подростков на основе аксиологического подхода.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические принципы, подходы, теории, раскрывающие социокультурную, психическую, духовную сущность человека как субъекта общественных отношений; общенаучные принципы системности, детерминизма, единства сознания и деятельности. В работе используются идеи аксиологического подхода и теории ценностей (А.П. Здравомы-слов, М.С. Каган, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сла-стенин, Г.А. Чижакова, О.Б.Широких, Е.Н. Шиянов и др.); принципы гуманизации учебно-воспитательного процесса (А. Маслоу, Г.Олпорт, К. Роджерс, А.Н. Тубельский, A.M. Фактор, Г.Н. Филонов и др.); личностно-ориентированного (С.Л. Рубинштейн, О.И. Ковалева, Ф.И. Корякина, И.С. Якиманская и др.), субъектно-деятельностного (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, P.M. Салихова, Э.П. Стрельникова, Ф.И. Корякина и др.); культурологического подходов (И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скат-кин и др.), в том числе раскрывающего национальные черты и особенности духовно-нравственного и гражданского воспитания в отечественной педагогике (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и др.); идеи использования в образовательном процессе исторического опыта и традиций гражданского воспитания (В.А. Беляева, Г.Н. Волков, О.В. Ибрагимова и др.).

Методы исследования: теоретические: анализ философской, психологической, педагогической литературы, сравнение, классификация, синтез, моделирование; эмпирические: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, обобщение педагогического опыта, экспертные оценки, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, методы статистической обработки.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

с позиций аксиологического подхода конкретизированы понятия «гражданственность», «формирование гражданственности»;

разработаны концептуальные основы, модель и технология реализации аксиологического подхода к формированию гражданственности учащихся в условиях общеобразовательной школы, базирующиеся на по-

этапной интериоризации гражданских ценностей в ходе специально организованной ценностно-ориентационной деятельности подростков;

- определены критерии и показатели эффективности формирования
гражданственности учащихся в контексте аксиологического подхода.

Теоретическая значимость состоит:

в обосновании возможностей аксиологического подхода к формированию гражданственности;

в определении комплекса педагогических условий эффективного формирования гражданственности современных подростков в условиях общеобразовательной школы;

в обобщении и расширении системы научных знаний о технологии формирования гражданственности на основе организации специальной ценностно-ориентационной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе школы.

Практическая значимость состоит в возможности использования модели, технологии формирования гражданственности в работе общеобразовательных учебных заведений. Основные положения диссертационной работы могут использоваться в системе педагогического образования и повышения квалификации педагогических работников.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 г.о. Коломны Московской области.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (2003-2005) осуществлялся теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; были выявлены противоречия между возможностями научной разработки эффективных ценностно-ориентированных технологий в современной педагогике и практикой формирования гражданственности у учащихся общеобразовательных школ; определилась проблема исследования, его теоретическая и практическая цель, выдвинута гипотеза, сформулированы исследовательские задачи.

На втором этапе (2005-2007) проводилось построение модели формирования гражданственности на основе аксиологического подхода с учетом выявленных противоречий в данной области; организован констатирующий и формирующий эксперименты; проведена опытно-экспериментальная работа по проверке выдвинутых положений гипотезы в рамках поставленных задач данного исследования.

На третьем этапе (2007-2010) проведено теоретическое осмысление, анализ, систематизация результатов проведенного эксперимента, корректировка материалов исследования; завершено оформление диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в период с 2005 по 2010 год в процессе организации учебно-воспитательной

деятельности учащихся в МОУ средней общеобразовательной школы №28 т.о. Коломны. Главные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедр начального и дошкольного образования, педагогики ГОУ ВПО «Московский государственный социально-гуманитарный институт»; методическом объединении учителей биологии г.о. Коломны; педагогическом совете МОУ средней общеобразовательной школы №28 г.о. Коломны; на кафедре педагогики Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина; основные результаты исследования представлены в виде тезисов и докладов на Международных, Всероссийских и межвузовских конференциях в Минске (2006 г.), Коломне (2006 г.), Санкт-Петербурге (2007 г.), Москве (2009 г.). На защиту выносятся следующие положения:

  1. Гражданственность - это интегративное качество личности, характеризующееся принятием, осознанием и реализацией в поведении учащихся социально значимых гражданских ценностей (патриотизм (любовь к Родине), духовность, законоисполнительность, толерантность, трудолюбие и стремление к профессионализму, милосердие и неравнодушие, уважение к институту семьи, честность), проявляющееся в социально-правовом, социально-психологическом, морально-этическом, социально-педагогическом аспектах в единстве сознания, самосознания, поведения субъекта.

  2. Аксиологический подход к формированию гражданственности усиливает возможности традиционно использующихся в гражданском воспитании подходов (культурологического, междисциплинарного, гуманистического, личностно-деятельностного). Потенциал аксиологического подхода выражается в возможности прямого обращения к ценностно-смысловой сфере подростков через организацию специальной ценностно-ориентационной деятельности гражданского содержания, вооружение учащихся приемами установления социальной и личной значимости гражданских ценностей, формирование гражданской рефлексии в ходе ценностно-диалогового взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

3. Технология формирования гражданственности на основе аксиологи
ческого подхода представляет собой поэтапный процесс присвоения базовых
гражданских ценностей. Основными этапами технологии выступают диагно
стический, мотивационно-целевой, содержательно-операционный, организа-
ционно-деятельностный, аналитико-результативный. Педагогические усло
вия, обеспечивающие эффективность формирования гражданственности на
базе аксиологического подхода, предполагают: проектирование содержания
образования на основе ведущих гражданских ценностей, установление лич-
ностно-ориентированных гуманистических субъект-субъектных отношений в
процессе гражданского воспитания, опора на единство всех компонентов
личностной сферы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
подростков, выделение приемов оценки гражданских норм, принципов, ка
честв и организацию их усвоения учащимися, поэтапную интериоризацию
гражданских ценностей учащимися в ходе специальной ценностно-

ориентационной деятельности, интеграцию воспитательных сил школы, семьи, внешкольных организаций.

4. Программно-методическое обеспечение реализации аксиологического подхода, включает в себя содержание, формы, методы, приемы работы с подростками в условиях общеобразовательной школы, в том числе комплекс специальных приемов ценностно-ориентационной деятельности (прием предъявления (выделения) и характеристики эталонов гражданских ценностей; прием определения социальной и личной значимости гражданских ценностей; прием оценки гражданственности (совокупности гражданских качеств) личности; прием самооценки гражданственности; прием соотнесения базовых гражданских качеств с нравственными категориями), позволяющих подростку выявить личностный смысл гражданских ценностей, как необходимое условие формирования гражданственности, а также критерии и показатели сформированности гражданственности.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на современные научно-педагогические концепции и практические исследования, адекватные целям и задачам исследования; репрезентативной источниковой базой; подтверждением гипотезы исследования в результате проведения опытно-экспериментальной работы; сочетанием качественных и количественных методов анализа результатов исследования, подтвержденных результатами статистической обработки.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (194 наименования) и приложений. Основной текст диссертации изложен на 196 страницах, содержит 5 таблиц и 11 рисунков.

Сущность, содержание, основные подходы к формированию гражданственности на современном этапе развития педагогики

Следует отметить, что в современной педагогической науке интерес вызывают многие зарубежные концепции, программы в области гражданского воспитания. Достаточно полно изучен и обобщен отечественный и зарубежный опыт гражданского воспитания в работах Е.С. Антоновой, A.M. Бабаева, СИ. Беленцова, Л.А. Доржиевой, М.Б. Зыкова, О.И. Ковалевой, И.В. Суколенова, В.Ф. Мамонова, А.В. Фахрутдиновой и др. Значимым и актуальным вопрос изучения зарубежных подходов к формированию гражданственности стал в современных условиях глобализации, в связи с чем, начиная с 1990-х гг. в ряд теоретических работ отечественных исследователей и программ гражданского воспитания в российских школах попадают отдельные элементы или направления, характерные для западных систем воспитания. Они преимущественно представляют политико-правовые аспекты формирования гражданственности и анализируются нами в контексте упомянутых выше работ отечественных исследователей. Однако, и история и практика образования в России учит, что прямой перенос западных образцов на отечественную почву не дает ожидаемого эффекта из-за различий традиций, ментальносте, культуры. В связи с этим в рамках данного параграфа мы более подробно остановились на генезисе гражданственности, гражданского воспитания в теории и практике отечественной педагогики.

Представления о воспитании гражданина и значимых гражданских качествах личности складывались еще до появления педагогической науки. Общинный способ социального устройства жизни древних славян определял единство нравственных ценностей, приоритетов, целей, содержания и методов воспитания подрастающего поколения.

Фиксация нормативных представлений осуществлялась в народной педагогике, отражающей ценности, традиции, нормы поведения русского народа, содержание понятий патриотизм, гражданственность, тесно связывалось с нравственными ценностями.

Основными идеями, которые несла в себе народная педагогика, были: уважение закона, коллективизм, трудолюбие, любовь к Отечеству, уважение к старшим, почитание родителей, доброта, милосердие, взаимовыручка. Вот несколько примеров народной мудрости, оставшейся в пословицах и поговорках: «Где закон, там и страх», «У друга пить воду лучше неприятельского меду», «Крепка рать воеводою», «Коли всем миром вздохнут, то и до царя слухи дойдут», «Берись дружно, не будет грузно», «Богу молись, крепись да за соху держись», «Трудовая- денежка всегда крепка», «Своя земля, и в горсти мила», «Худая та птица, которая гнездо свое марает», «Лучше самому терпеть, чем других обижать», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом» так далее. Воспитательное значение имели сказки, в морали которых концентрировались основные идеи нравственности, долга, любви к Родине, товарищества, взаимовыручки, трудолюбия и,тому подобное.

Этногенез русской нации, ее становление, формирование русской государственности приоритетно влияли на цели воспитания и создавали определенные условия, методы, формы формирования гражданственности.

Существенную роль В процессе становления представлений о гражданских качествах человека для россиян сыграла христианская религия. Она формировала не только совершенно новое мировоззрение, мироощущение, но и новое политико-экономическое устройство, законодательство, социальную политику. Постепенно понятия «русский»и «православный» в сознании русского народа становятся синонимами, возникает идея национально-государственной независимости [124, С. 223]. С принятием православия изменилось и отношение к государственной власти, уважение и почитание которой стало обязательным для каждого гражданина. Христианство сыграло значительную объединяющую роль в эпоху Средневековья. Идея единения Русской земли находит свое отражение и в литературе, так, например, она читается в произведениях: «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати». Владимир Мономах в своем письме к Олегу Святославичу, внуку Ярослава Мудрого подавляя в себе жажду мести, обращается с призывом к смиренному покаяниюи недопущению кровопролития, тем самым выражает свою заботу о единстве Русской земли и идею христианской любви. В «Поучении» Владимира Мономаха (XI в.) высказывается мысль об ответственности князя.за судьбу своего народа, определяется" образ идеального правителя отражены все основные христианские заповеди, в исполнении которых В. Мономах видит не только христианскую добродетель, но и основу для гражданского общества, для дальнейшегошрогрессивного развития государства.

Любовь нашего народа к своей Родине сравнима? с любовью к живому организму. Вот несколько слов из произведения «Слово о погибели земли Русской»: «О светло светлая и украсно украшенная, земля Русъкая! И многимикрасотами удивленнаяеси: озеры многими удивленная, еси, реками = и кладяземи мсточестными, горами; крутыми холмами, высокими дубравоми, чистыми польми, дивными зверьми; различными птицами; бесчисленными городы великами, селы дивными, винограды обительными, домы; церковными, и князьями грозными, бояры честными, вельможи мно-гами. Всего еси исполнена земля Русская, о правоверная; вера христианская!» [Цит. по: 124, С. 214]. Как отмечает C.BL Перевезенцев, «в основе образа Русской земли лежит принцип единства. Автор «Слова» выступает как бы от имент единой Русской земли ... показывает себя страстными защитником политического единства Древней Руси, раздираемого в конце XII века многочисленными- княжескими усобицами» [124, С. 196].

Состояние гражданского воспитания в современной общеобразовательной школе

Дальнейшие поиски наиболее эффективных подходов в области гражданского воспитания привели исследователей к идее необходимости глобального, историко-культурного осмысления гражданственности и гражданских ценностей. Так, в теории и практике гражданского воспитания получает свое развитие культурологический подход. Он является методологической основой исследований» A.M. Бабаева, Н.В. Ивочкиной, Т.П. Красновой, Е.Ю. Лебедевой, Г.И. Репринцевой, А.В. Репринцева, Н.А. Сиволо-бовой и других.

Акцент культурологического подхода - на изучение, познание, исследование народной культуры, других культур, взятых в совокупности или отдельно. Через осмысление значимости, уникальности, духовности, традиционности, мудрости и красоты культуры народа либо человечества происходит формирование мировоззрения и ценностных категорий, в том числе гражданских и, патриотических [8-, 57, 104, 145, 155 и др.]. Так, О.В. Ибрагимова основывает свои исследования на комплексном освоении различных видов искусства. Согласно ее выводам: «Значение искусства как ценностно-ориентирующего фактора обусловлено его уникальными возможностями воздействия. Как средство формирования ценностных ориентации оно обладает многими свойствами и качествами, которые определяются природой эстетического, что придает процессу ориентирования специфический характер» [57, С. 65]. Автором выделены уровни формирования ценностей. Первый - уровень индивида, когда изменяются содержательные стороны мира человека, его ценностные отношения. Под влиянием искусства, его формирующего воздействия, совершенствуется чувственная сфера человека, расширяются его знания о мире, сознательно утверждаются собственные эстетические принципы, понимаются, а затем и принимаются эстетические принципы освоения действительности (формирующий уровень). Второй - уровень воспитательной системы, составной части системы социальных институтов, призванных формировать мировоззренческие установки личности, содержание идеалов, ценностно ориентировать человека, максимально приближая его к ценностям общества. В ис-следовании также отмечается, что процесс ценностного ориентирования требует от человека духовной активности, пробуждения потребностей к самопознанию, выведения ценностных представлений на осознаваемый уровень. Так, воздействуя на сознание, искусство стремится сформировать ценностное отношение к явлениям нравственным, идеологическим, эстетическим. В зависимости от социально-исторических условий происходит выдвижение на первый план того или иного вида ценностей в ориентаци-онной направленности искусства [57, С. 65-66].

В рамках культурологического подхода гражданское воспитание может реализовываться как, исходя из светского понимания культуры, так и на основе религиозно-православного содержаниям В данном-направлении известны исследования В.А. Беляевой; И.А. Галицкой, Ю.Н. Горбачука, Р.А. Дормидонтова, В.В. Зеньковского, И.Н. Кондратенко, Н.Д. Никандро-ва, О.В. Петрова, Л.В; Суровой и других.

Так, по мнению Р.А. Дормидонтова «именно Православие является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа» [49, С. 39]. Независимо от своего отношения к религии современный русский человек со всеми своими достижениями или недостатками, остается номинально православным человеком по своему менталитету. Автор обращает внимание на то, что православие относится к человеку как к высшей ценности. Православная культура открывает чело веку не только многогранный, высоко духовный, уникальный и вместе с тем сложный мир, но и формирует в нем прежде общечеловеческие, а затем и гражданские, патриотические ценности в отношении к своей стране, малой родине, семье, к ближнему [49, С. 39-40].

И.Н. Кондратенко, занимая центральную позицию между светским культурологическим подходом и подходом, основанном на традиционном религиозно-православном воспитании, считает, что в светской школе религиоведческие знания обеспечивают приобщение учащихся к значимым для всех граждан, вне зависимости от их отношения к религии, ее духовным ценностям составляют неотъемлемую часть как российской, так и мировой культуры, отечественного исторического и всего культурного наследия [73, С. 3]. При этом сами знания отечественных религиоведческих традиций, от почитания родителей до осознания глубокой моральной ответственности перед своим Отечеством, дают возможность активизировать гражданскую направленность воспитания [73, С. 21]. Основной целью гражданского воспитания считается свободное усвоение личностью мировоззренческих, исторических и нравственных идеалов, ценностей российского общества, которые складывались на протяжении многих веков, в том числе под духовным влиянием традиционной религиозной культуры [73, С. 22-23].

Мы согласны с названными выше авторами[33, 49, 53, 73, 110 и др.] в том, что формирование гражданских качеств, личности не только тесно связано с содержанием духовно-нравственного воспитания, но и основывается на последнем.

Технология организации ценностно-ориентационной деятельности учащихся общеобразовательной школы в контексте гражданского воспитания

Характеризуя подростковый возраст, ученые различных психологических школ и течений единогласно провозглашают его главным новообразованием - развитие самосознания и рефлексии (Л.С. Выготский, Л.И. Божович и др.). Опираясь на психологические исследования, мы считаем реализацию аксиологического подхода к формированию гражданственности наиболее действенной в подростковом возрасте, поскольку он является сензитивным периодом для становления ценностных ориентации, установок, личностных позиций.

Продолжающийся в подростковом возрасте процесс формирования и развития самосознания становится направленным на осознание ребенком своих личных особенностей [136, С. 224]. Психологи утверждают, что именно в подростковом возрасте происходит определение общих направлений в формировании моральных и социальных установок личности [26, С. 102]. Основными общими чертами подросткового возраста являются: пересмотр ценностных представлений, их деперсонализация, либерализация ценностных представлений, перенос функции образцах родителей на референтную группу, ассимиляция ценностных представлений соответствующей культурной традиции, отказ от эгоцентризма и появление принципа взаимности моральных обязательств [129, С. 257-258].

Опираясь на представленную выше модель формирования ценностных ориентации и рассматривая ее применительно к становлению гражданских ценностей подростка, мы выявили те изменения, которые этот процесс вызывает в каждой из традиционно выделяемых сфер его личности (интеллектуальная, волевая, нравственная, эмоциональная, мотивационная, предметно-практическая, саморегуляции). В подростковом возрасте все указанные сферы приобретает необходимые предпосылки для формирования гражданственности подростка.

Гражданственность как сложное интегративное образование выражает взаимосвязь всех сфер личности субъекта и наличие у него иерархически выстроенной ценностно-смысловой сферы, где ведущее место занимают базовые гражданские ценности и качества.

Трудность формирования гражданственности в практике общеобразовательных школ связана с тем, что, организуя предъявление учащимся гражданских принципов, правил, норм и включая подростков в практически полезные общественные дела, воспитатели мало внимания уделяют установлению их личностных смыслов для учащихся, недостаточно формируют отношение к ним. Зачастую подростки и не умеют оценивать те или иные факты, явления и процессы с позиций их ценности, полезности в рамках гражданского воспитания, поскольку никто этому их специально не учил. Многие ориентации формируются стихийно.

Аксиологический подход к формированию гражданственности, с нашей точки зрения, предполагает выделение и предъявление базовых гражданских ценностей подростку, целенаправленную организацию специальной деятельности по их осознанию, оценке, интериоризации в процессе воспитания под руководством учителя. Реализуя аксиологический подход в процессе формирования гражданственности, следует опираться на наличный уровень развития упомянутых выше психических сфер подростка (интеллектуально-познавательная, эмоциональная, нравственная, мотивационная, предметно-практическая, волевая, саморегуляции) который мы характеризуем ниже, исходя из анализа теоретических источников и собственного педагогического опыта. Так, развитие интеллектуально-познавательной сферы подростка характеризуется способностью субъекта запоминать достаточно большой объем информации, при этом вместе с хорошей мыслительной деятельностью постепенно совершенствуется и логическая, смысловая память. Логическая система запоминания гораздо продуктивнее непосредственной. Подросток способен анализировать что-либо вне зависимости от реальных обстоятельств, выстраивать четкие логические схемы, абстрактные понятия, строить доказательства и опровержение гипотез, фактов. Это открывает возможность для становления и развития рефлексии в отношении не только собственных поступков, но и мыслей [136, С. 229], гражданских идеалов и нормвообще.

Развитие абстрактного мышления подростка приводит к появлению специфического типа эгоцентризма - «воображаемая аудитория». Подросток может задумываться как над своими, так и над чужими мыслями. Это позволяет ему субъективно видеть себя с точки зрения родителей, учителей, друзей и других людей [129, С. 35]. Формирование гражданского сознания подростка основывается на появлении такого эгоцентризма. В связи с этим, аксиологический подход позволяет ориентировать ребенка на более глубокое изучение своей личности, научить объективно оценивать не только окружающих, но и самого себя в личностном восприятии и в восприятии других людей. Объективная самооценка является важным элементом для дальнейшего эффективного формирования гражданского сознания и поведения.

Обогащение информационного поля подростка отдельными образами, логическими конструкциями в области гражданского воспитания будет способствовать формированию на их основе гражданского сознания. Средства междисциплинарного (системного), личностно-деятельностного, культурологического подходов при опоре на аксиологический подход позволяют трансформировать необходимую информацию в логические схемы, проблемные ситуации, которые могут быть использованы для выявления (путем логических рассуждений) ценностного ядра гражданственности и его дальнейшей интериоризации.

Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации аксиологического подхода к формированию гражданственности подростков

Чаще всего ошибки возникали в определении таких близких по смыслу качеств, как «заботливый» - «милосердный», «добрый» - «милосердный», «трудолюбие» - «воля», «совестливый» — «уважительный», «коллективизм» — «ответственность». Некоторые учащиеся определили проявление честности героя как смелый поступок. Таким образом, школьники- имели- недостаточный уровень осмысления гражданских качеств-ценностей, поэтому дальнейшая работа была направлена на устранение неточностей в сознании подростков, т.е. на организацию ценностно-ориентационной деятельности по-осмыслению и оценке гражданских качеств-ценностей. В классе был проведен подробный анализ полученных результатов тестов [См.: приложение 14, 15], разобраны допущенные ошибки, объяснен смысл сложившихся ситуаций.

Организация усвоение учащимися приема выделения ихаракте-ристики эталонов гражданских, ценностей осуществлялась, поэтапно. Для анализа предлагались ситуации из исторических, художественных, публицистических текстов. Каждая ситуация анализировалась отдельно. Учащимся предлагалось после прочтения текста проанализировать его, ответив на следующие вопросы: -Это положительный или отрицательный поступок? -С какой целью производится действие (для собственной пользы или для»других)? -Что является результатом этой деятельности? -Что необходимо для осуществления этой деятельности (духовные и материальные затраты)? -С какими трудностями может столкнуться (сталкивается) герой? -Каким качеством обладает герой? 159 Далее применялся прием определения социальной и личной значимости гражданских ценностей, через актуализацию рефлексивной деятельности учащихся. Им была задана установка: «Представь себя в данной ситуации», и предложены вопросы:

Для закрепления у учащихся умений оценки проявления гражданских качеств-ценностей, им также предлагалось анализировать репортажи из теленовостей в записи программ и определять, какие гражданские качества проявляются в поведении героев, какие необходимы в том или другом случае. Прием выделения эталонов гражданских ценностей применялся в ходе учебного процесса на уроках истории, литературы, биологии, физики, физкультуры, основ безопасности жизнедеятельности. Так, на уроках литературы и истории учителя-предметники обращали особое внимание подростков на конкретные примеры появления гражданского сознания и поведения людей в литературных произведениях, исторических и культурных событиях. Во время уроков применялись различные методы работы над материалом: рассказ учителя, обсуждение, дискуссия, подготовка докладов учащимися, просмотр видеоматериалов, приглашение ветеранов. Особую активность проявляли подростки в процессе обсуждения, дискуссий. Они открыто высказывали свою точку зрения по тому или иному вопросу, предлагали пути решения имеющихся экологических, социальных и других проблем. Примеры различных методов, приемов и средств осмысления и оценки гражданских качеств-ценностей приведены в приложении 16.

Внедрение приемов выделения и характеристики эталонов гражданских ценностей; определения их социальной и личной значимости способствовали установлению подростками знаний о гражданских качествах-ценностях в рамках когнитивного компонента гражданственности. Для закрепления и проверки качества усвоения знаний о гражданских качествах ценностях учащимся было предложено самостоятельно привести примеры проявления гражданского поведения в жизни. Работа проходила в форме беседы. Задание требовало не только анализа, но и конструирования ситуации гражданского поведения, что позволяет оценить степень осмысления в сознании подростков эталонов гражданских качеств-ценностей. Большинство ситуаций, предложенных учащимися (около 50 %) были связаны со школой, около 10% - с семьей и другие (исторические, политические, экологические и т.д.) - около 40%. Некоторые предлагали несколько вариантов ответа на один вопрос. Отмечалась высокая активность детей, что указывает на-проявление интереса к данной теме с их стороны и достижения необходимого уровня осмысления гражданских качеств-ценностей.

Прием выделения и характеристики эталонов гражданских ценностей, определения их социальной значимости применялся и в ходе изучения таких факультативных курсов, как «Словесность», «Русская художественная культура». Прием определения социальной,и личной значимости гражданских ценностей применялся также в процессе анализа художественных и исторических текстов на уроках; в ходе обсуждения каких-либо событий, произошедших в мире, стране, городе, школе; классе; при выполнении задания «Что делать?», приведенного в приложении 17. Рассматривая ситуации, которые произошли в жизни класса, школы или отдельных ребят, педагог обращал внимание учащихся на возможные следствия, варианты развития данных ситуаций и актуализировал важность принятия правильного решения, необходимость проявления гражданственности. В ходе усвоения этого приема организовывалась рефлексивная деятельность подростков. Так, в задании «Что делать?» [См.: приложение 17] предполагалось ответить по 15 ситуациям (например: «Если тьь видишь, что в общественном транспорте одному из пассажиров стало плохо») на вопросы: «Как надо поступить?», «Как поступил бы ты?». Ответы учащихся приведены в приложении 18. Процентное соотношение результатов -в табл. №3.

Анализ этих результатов показывает, что практически во всех ситуациях ребята знают, как надо правильно поступить, т.е. отмечалась осознание социальной значимости; подростками гражданских качеств-ценностей. Так, на вопросы 1, 2, 3",А, 5, .10 ;11, 12 все учащиеся дали 100 % правильных ответов «как надо поступить». Однако свое поведение в данных ситуациях ребята оценили по-разному. Затруднения в выборе правильного ответа вызвали ситуации 6, 7, 8, 9, 14, 15, а мнения учащихсяшо вопросу «как надо поступить» были различны. Сложными для анализа оказались ситуации 6 и 15. Наибольший процент учащихся (94% и 59%) поступили бы неверно в данных ситуациях.

Похожие диссертации на Аксиологический подход к формированию гражданственности подростков в условиях общеобразовательной школы