Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности Герасимова Анна Юрьевна

Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности
<
Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Герасимова Анна Юрьевна. Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Хабаровск, 2003 188 c. РГБ ОД, 61:04-13/919

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы активизации личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности

1.1. Философско-психологические основы активизации личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности 12

1.2. Педагогические основы активизации личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности 53

Глава II. Педагогические условия активизации личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности

2.1. Построение педагогического общения с воспитанниками как понимающего, принимающего и поддерживающего детей 81

2.2. Использование в учебном процессе методов и форм, развивающих рефлексивные навыки учащихся 101

2.3. Согласование индивидуального творчества ребенка младшего школьного возраста с коллективным творчеством детского сообщества 118

Заключение 139

Библиография 152

Приложения 177

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современные тенденции в развитии образования обусловливают поиск новых форм, подходов к организации образовательного процесса с тем, чтобы активизировались процессы личностного роста учащихся. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становятся главной задачей системы образования. Исследования ряда авторов (К.А.Абульханова-Славская, А.Г.Асмолов, С.Г.Вершловский, И.С.Кон, Ю.М.Орлов, Д.И.Фельдштейн и др.) свидетельствуют о наличии потребности детей в самореализации личностных потенциалов, об активном личностном росте и саморазвитии, но это стремление не находит полного удовлетворения в сфере общего образования. Дополнительное образование, создавая педагогические условия, способствующие реализации этой интенции человеческого самостановления, дает возможность ребенку стать тем, кем он хочет быть, почувствовать свободу творения своего пути на основе проекции своей самости в выбранную сферу творческой самореализации.

В зависимости от избранного вида деятельности ребенок в разной мере испытывает влияние ее педагогического потенциала. Одним из важных средств активизации личностного роста, особенно в младшем школьном возрасте, способна стать музыкально-творческая деятельность, заключающая в себе значительный педагогический потенциал, способный служить активизации развития личности. Музыкальному воспитанию учащихся посвящены ряд исследований: влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей изучалось Н.А. Ветлугиной, Г.С.Тарасовым, Б.М.Тепловым; связь эмоционального и нравственного развития детей в процессе музыкальной деятельности анализировалась Ю.Б.Алиевым, Л.А.Безбородовой; влияние характера восприятия музыки на становление духовного мира школьника рассматривалось в работах Б.В.Асафьева, Е.В.Назайкинского, Ю.Н.Тюлина, Л.А.Мазеля, Б.Л.Яворского и др. Однако предметом специального исследования не было

влияние музыкально-творческой деятельности на личностный рост младших школьников.

Тем не менее, в науке наработаны идеи, которые могут служить предпосылкой для разработки теоретических основ избранной проблемы. Философами обоснована ценность межличностного характера общения (Н.А.Бердяев, М.Бубер, М.К.Мамардашвили, Э.Фромм, К.Ясперс и др.), значимость глубинного общения для продуктивного личностного роста и саморазвития личности (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, М.Бубер, В.С.Соловьев и др.), необходимость и значимость диалогического способа проживания, влияющего на становление мировоззрения индивида, его способности к эмпатийному «вслушиванию в другого» (М.М.Бахтин, М.Бубер, М.Хайдеггер и др.).

В психологии обоснованы положения о развитии личности в активной
деятельности и общении (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев,
А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский,

В.А.Петровский, М.М.Рубинштейн и др.).

Ценными для нас явились идеи психологов об особенностях развития младших школьников (Л.И.Божович, В.С.Мухина, Р.В.Овчарова, Г.И.Цукерман и др.).

В педагогике разработаны базовые для нашего исследования вопросы теории эстетического воспитания (СТ. Шацкий, В.А.Сухомлинский, Д.Б. Кабалевский, Б.М.Неменский). Особое место мы отводили концепциям, освещающим специфику становления нравственно-эстетического идеала ребенка, являющегося, по нашему мнению, стержнем его личностного роста (П.Ф.Каптерев, К.Н.Вентцель и др.).

Значимыми были идеи о влиянии методов, средств и форм обучения и воспитания на личностный рост детей, отраженные в работах учителей-новаторов (Ш.А.Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин и др.).

Важными для изучения исследуемой проблемы стали работы Я.Л.Коломинского, Л.Н.Куликовой, Л.И.Новиковой и др., рассматривавших детский коллектив как свободное саморазвивающееся сообщество сверстни-

ков, в котором через взаимодействие и общение создаются благоприятные условия для развития и саморазвития личности.

Особое значение для развития концептуальных идей нашего исследования имело рассмотрение понятия творческого коллектива в работах О.С.Газмана, В.А.Караковского, В.А.Сухомлинского и др.

Базовыми для нашего исследования являются работы Е.Н.Демченко, Л.Н.Куликовой, Е.В.Шишмаковой и др., в которых младший школьный возраст рассматривается как период начинающегося осознанного саморазвития, накопления духовно-физических предпосылок, способствующих последующему целеустремленному саморазвитию.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы, трудов в области музыкальной психологии и педагогики позволяет констатировать противоречие, заключающееся в следующем: с одной стороны, проблема активизации личностного роста младшего школьника является недостаточно разработанной с позиций гуманистической психологии и педагогики, исключительно мало исследований, посвященных развитию детей средствами музыкального творчества, а, с другой, - востребованность подходов, методов и средств решения этой проблемы в практической деятельности педагогов дополнительного образования возрастает, т.к. это определяется общими тенденциями гуманизации образования.

Проблема исследования заключается в том, чтобы теоретически обосновать для практики совокупность эффективных педагогических путей и средств, способных активизировать личностный рост младших школьников в процессе музыкально-творческой деятельности.

Необходимость научного обоснования сущности процесса активизации личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности, определения условий эффективного педагогического сопровождения этого процесса, а также недостаточная освещенность и разработанность этой проблемы в теории и практике дополнительного образования детей опреде-

лили выбор темы исследования: «Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности».

В качестве объекта исследования определено воспитание младших школьников в системе дополнительного образования детей.

Предметом исследования является активизация личностного роста младших школьников в процессе музыкально-творческой деятельности.

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании комплекса педагогических условий активизации личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности и разработке соответствующей педагогической практики.

Исходя из цели исследования, были определены его задачи:

изучить существующие в философии, психологии, педагогической теории подходы к пониманию феномена «личностный рост»;

разработать совокупность концептуальных положений активизации личностного роста младшего школьника в процессе его музыкально-творческой деятельности;

- создать для практики дополнительного образования и опытно-
экспериментальным путем апробировать программу работы с младшими
школьниками, служащую активизации их личностного роста.

Гипотеза исследования: Активизация личностного роста в младшем школьном возрасте является основой последующего продуктивного саморазвития личности. Наиболее успешно активизация личностного роста осуществляется в системе дополнительного образования, так как обучение детей в ней основано на нерегламентированном выборе видов деятельности, свободной самореализации. В музы кально-творческой деятельности, в том числе в рамках коллектива оркестра русских народных инструментов, эти возможности дополнительного образования детей реализуются через идеалы духовности, содержащиеся в контексте музыкальных произведений и опыте творческого исполнительства, возвышающих чувства, переживания и поступки детей, что рождает потребность к саморазвитию.

Активизация личностного роста младшего школьника в процессе му
зыкально-творческой деятельности осуществляется наиболее успешно, если:
ф - педагогическое общение с воспитанниками строится как понимаю-

шее, принимающее и поддерживающее детей;

в учебном процессе используются педагогические методы и формы, развивающие рефлексивные навыки учащихся;

индивидуальное творчество каждого ребенка согласуется с коллективным творчеством детского сообщества.

* Методологической основой исследования явились: положения о че-

ловеке как авторе самого себя; о способности человека к самоосознанию; о
саморазвитии личности как творении себя самого; положения о свободе,
творчестве как факторах саморазвития личности; идея диалогической приро
ды личностного роста; психологические концепции становления человека как
%, субъекта собственной жизнедеятельности и саморазвития; теоретические по-

ложения музыкальной психологии и психологии музыкального восприятия; педагогические концепции эстетического воспитания, в том числе средствами музыки, музыкального исполнительства и др.

В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме; беседы; анкетирование и тестирование младших школьников; анализ обучающих программ в деятельности коллектива оркестра русских народных инструментов; педагогический эксперимент, в который входили включенное наблюдение, изучение творческих работ воспитанников, педагогическое моделирование, ролевые игры; математическая обработка данных эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования за-
(Ш ключаются в следующем:

- изучены и обобщены существующие в философии, психологии, педа
гогической теории подходы к пониманию феномена «личностный рост»;

- уточнены формулировки понятий «личностный рост», «активизация
личностного роста младшего школьника»;

- введено и обосновано понятие «активизация личностного роста
младшего школьника» в условиях деятельности коллектива оркестра русских
народных инструментов учреждения дополнительного образования детей;

разработана совокупность концептуальных положений активизации личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности, включающая факторы, предпосылки и условия успешности этого процесса, критерии, закономерности и принципы активизации личностного роста детей в коллективном музыкально - исполнительском творчестве;

внесен вклад в теорию эстетического воспитания младших школьников в системе дополнительного образования детей.

Практическая значимость исследования состоит:

в разработке методических рекомендаций по содержанию и организации педагогических условий активизации личностного роста младших школьников в музы кально-творче ской деятельности;

в создании и опытно-экспериментальной проверке программы работы с детьми по активизации их личностного роста;

в апробации эффективности методики проведения учебных и вне-учебных занятий с младшими школьниками, позволяющих активизировать процесс личностного роста младших школьников.

Материалы данной работы могут быть использованы в массовой практике дополнительного образования, так как способствуют научному обоснованию и отбору содержания, форм и методов эстетического воспитания младших школьников, могут служить диагностированию и оценке эффективности образовательного процесса с точки зрения успешности его влияния на личностный рост воспитанников на основе разработанных диагностических методик, мониторинга состояния личностного роста детей в практике дополнительного образования.

Достоверность полученных в исследовании результатов и выводов обеспечивается: многообразием и полнотой изученного фактического материала с опорой на результаты психолого-педагогических и методико-технолошческих исследований; проведением экспериментального исследования в условиях реального педагогического процесса и музыкально-исполнительской деятельности; применением взаимодополняющих методов сбора педагогических фактов; использованием широкого спектра психологических и педагогических методик для выявления результативности преобразующего эксперимента.

Организация и этапы исследования. Основной экспериментальной базой исследования стал Дворец детского и юношеского творчества и Центр внешкольной работы г. Магадана. Экспериментальную группу составляли дети, входящие в состав коллектива оркестра русских народных инструментов Дворца детского и юношеского творчества (25 чел.), а контрольную — дети, занимающиеся в коллективе оркестра русских народных инструментов Центра внешкольной работы (20 чел.). Отдельные положения гипотезы верифицировались на детских коллективах оркестров русских народных инструментов г. Сусуман, пос. Эльген Лгоднинского района и пос. Хасын Оль-ского района. В целом в эксперименте приняло участие 106 детей в возрасте от 7 до 10 лет и 20 человек взрослых (педагогов и родителей).

Исследование проводилось с 1998 по 2003 год и включало следующие этапы:

Первый этап (1998-1999 гг.) - поисковый: проводился анализ уровня изученности проблемы в философской, психологической и педагогической литературе, ее отражения в практике педагогического образовательного процесса современной системы дополнительного образования детей; был определен научный аппарат исследования, выдвинута рабочая гипотеза, намечена программа опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1999-2002 гг.) - теоретико-экспериментальный: проводились констатирующий и преобразующий эксперимент, обосновывались

теоретические положения, уточнялась концепция исследования, осуществлялось проведение первичного анализа результатов эксперимента, оценивание эффективности вводимых педагогических условий.

Третий этап (2002-2003 гг.) - завершающий: осуществлялись анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы, систематизация данных, уточнение полученных теоретических и практических выводов, описание инновационной практики, разработка научно-методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования; оформление текста диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Активизация личностного роста младшего школьника в музыкально-творческой деятельности - это процесс целенаправленных педагогических усилий по актуализации внутренних ресурсов и регуляторов потенциалов саморазвития личности младшего школьника через создание особой гуманно-творческой, эмоционально-ценностной, вдохновляющей среды взаимодействия субъектов образовательного процесса.

  2. Основными факторами активизации личностного роста младшего школьника в процессе музыкально-творческой деятельности являются: атмосфера эмпатического взаимопонимания; фасилитационная способность педагога; использование воспитательных возможностей музыкально-творческой деятельности.

  3. Активизация личностного роста младшего школьника в процессе музыкально-творческой деятельности связана с созданием следующих педагогических условий: педагогическое общение с воспитанниками строится как понимающее, принимающее и поддерживающее детей; использование в учебном процессе педагогических методов и форм, развивающих рефлексивные навыки учащихся; согласование индивидуального творчества каждого ребенка с коллективным творчеством детского сообщества.

  4. В качестве важнейших предпосылок успешности активизации личностного роста младшего школьника в процессе музыкально-творческой

деятельности нами рассматриваются: развитие интереса к музыкальной деятельности, поощрение педагогом самостоятельности ребенка в осуществлении учебной деятельности, развитие умений сотрудничества у ребенка младшего школьного возраста.

  1. Критериями эффективности педагогических усилий по активизации личностного роста младшего школьника в музыкально-творческой деятельности являются: возрастание позитивности самооценки воспитанников, развитие их способности к рефлексии, наращивание креативных потенциалов воспитанников.

  2. Эффективность влияния педагогических условий на личностное развитие младшего школьника обусловлена учетом конкретных закономерных связей и опорой на созданные на их основе педагогические принципы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения открытых занятий (Дворец детского и юношеского творчества г. Магадана, 2000, 2002, 2003 гг.), в процессе участия в конкурсе «Учитель года» (г. Магадан, 2001 г.), на научно-практических конференциях (Институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров г. Магадана, 2000, 2001, 2002 гг.; г. Хабаровска, 2003г.), на международных и межрегиональных научно-практических конференциях (г. Магадан, 2002, 2003 гг., г.Хабаровск, 2002, 2003 гг.). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве педагога дополнительного образования - руководителя детского оркестра русских народных инструментов.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Философско-психологические основы активизации личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности

Сущность и особенности активизации процессов личностного роста младших школьников могут быть поняты на основе рассмотрения глубинных смыслов и психологических механизмов, т.е. на основе разработки методологических оснований проблемы.

Современное общество нуждается в свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, к отстаиванию своей независимости и ответственности и в то же время свободной от нетерпимости и непримиримости к думающему другому, от неприятия всего не похожего на устоявшиеся стереотипы мышления. Как следствие, воспитание самостоятельной, способной к активному личностному росту, саморазвитию, самовоспитанию личности - основная задача отечественного образования.

Для изучения возможных путей решения этой задачи в рамках нашего исследования мы, прежде всего, рассмотрели понятия «личность» и «личностный рост».

Понятие «личность» является крайне сложным для точного определения, ибо, как отмечал Н.О.Лосский, «при каждой попытке дать определение личности, она ускользает от понимания» [ 158.С.340-341 ]. Однако в философских работах анализируется ряд проявлений личности, которые ученые относят к ее «абсолютным» характеристикам.

Прежде всего подчеркивается целостность личности, целокупность ее проявлений и цельность ее сущности. Личностное начало в человеке, как отмечал Г.Э.Хенгстенберг, является формообразующим началом в человеке, которое определяет «онтологические «правила игры», согласно которым дух и область витального взаимодействуют и реализуют онтологическое, свободно-личностное выражение [ЗЗО.С. 243]. «Личность - он отнюдь не часть, он сам в себе все содержит» [330. С. 43-44].

В философии обосновывается ряд положений, раскрывающих идею индивидуальности личности, стремления человека обрести свое подлинное лицо, лик, раскрывающий человека для самого себя (П.Флоренский). Самое главное в жизни, подчеркивал С.Кьеркегор, - обрести свое единое, цельное «Я» [142. С.208]. Для этого важно, чтобы у человека была свобода выбирать, ибо, «выбирая, личность не превращается в другое существо, а определяет самое себя» [142. С.226]. Выбор, с точки зрения экзистенциальной философии, имеет решающее значение для внутреннего содержания личности, т.к., «делая выбор, она вся наполняется выбранным, если же она не выбирает, то чахнет и гибнет» [142. С.209]. Личность определяется через способность человека совершать выборы, выстраивать жизненный путь, соотносить свое «Я» и координировать собственное поведение в системе общественных отношений (Н.Аббаньяно, Ж.- П. Сартр). К ключевым характеристикам личности философия относит ее духовность, трактуемую как интегративное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, миру, Богу. Духовность связана с интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой сторонами деятельности личности и формируется в процессе внутренней работы человека над собой, через культивирование чувства любви и творческую самоотдачу людям, обществу и миру. Высшими состояниями духовности являются Свобода, Совесть, Творчество, обретаемые в ходе утверждения идеалов Добра, Истины и Красоты (Н.А. Бердяев, Б.П.Вышеславцев,В.С.Соловьев и др.).

Духовность личности тесно связана с нравственностью человека. При этом подчеркивается, что духовный уровень личности более высок, чем нравственный, поскольку задается всеобщими категориями, в том числе любовью ко всему живому. Основой нравственности является справедливость, основа же духовности — милосердная любовь (В.С.Соловьев, С.Л.Франк).

Опираясь на данные положения в понимании категории «личность», философы выводят понятие личностного роста как процесса, который определяется внутренними интенциями самой личности и обозначает интенсивность динамики изменений в человеке. Так, К.Ясперс утверждает, что человек всегда больше, чем то, что он знает о себе. Он не одинаков во всех случаях, он постоянно находится в пути; человек — не только существование, установленное как пребывание, но и возможность, даруемая свободой, исходя из которой он еще в своем фактическом действовании решает, что он есть. «Существование человека - не круговорот, просто повторяющийся в поколениях, и не ясное, открытое себе существование. Человек прорывается через пассивность постоянно возникающих тождественных кругов, и от его активности зависит продолжение движения к незнакомой цели» [336. С. 153].

При этом процессы активного самоутверждения (по Э.Вайнштейну) связаны с представлением о беспредельности человеческих возможностей, с представлением о том, что человек может стать кем угодно, что это зависит только от желания увидеть себя таким, а не иным. И, действительно, индивидуум, обладающий здоровьем и силой (не только биологической), имеет больше возможностей для самоутверждения и потому самоутверждается наиболее активно. Однако сами эти возможности в значительной степени ограничиваются как обстоятельствами-средой, так и различными врожденными и приобретенными комплексами неполноценности [48- С. 146].

Педагогические основы активизации личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности

Рассмотренные нами философские смыслы и психологические механизмы процесса личностного роста младшего школьника в музыкально-творческой деятельности создали теоретико-методологические предпосылки для решения задачи исследования — выстроить теоретические основы педагогического влияния на личностный рост младшего школьника! музыкально-творческой деятельности.

Проблема активизации личностного роста учащегося является одной из центральных в современной педагогической науке. Идеи побуждения воспитанника к желаемым им самим самоизменениям в своем поведении, отношениях с действительностью, самоотношении рассматриваются в работах О.СГазмана, Н.В.Крыловой, С.Д. Полякова и других. Как основополагающая для решения задач воспитания эта проблема изучается в дальневосточной школе педагогики саморазвития Л.Н.Куликовой.

Однако осмысление современной педагогической реальности дает ос-нование говорить не только о неразрешенности этого вопроса, но и особой, «обостренной» необходимости более внимательного его рассмотрения в контексте имеющегося научного задела.

Успешность адаптации личности к современным условиям определяется главным образом тем, в какой мере она способна к самоизменению в соответствии с изменяющимися обстоятельствами: постоянному обновлению знаний, производственных навыков, ориентации и установок- Вот почему развитие у детей способности к активному личностному росту, к саморазвитию становится в современных условиях важнейшей воспитательной задачей.

Младший школьный возраст рассматривается в педагогике как период начинающегося осознанного саморазвития, накопления духовно-физических предпосылок, вызревания способности к последующему целеустремленному саморазвитию (ЛНЖуликова, Е.В.Шишмакова, Е.Н.Демченко и др,), Активизация личностного роста младшего школьника представляется в работах этих авторов как постепенное освоение деятельности по собственному усовершенствованию и развитию. Поэтому главная задача учителя - не обучение как таковое, как целенаправленный процесс, а стремление помочь человеку обнаружить то, что в нем заложено, другим словами, учение, направляемое «извне», должно уступить место учению, направляемому «изнутри», благодаря чему открывается путь для личностного роста и самосовершенствования (П.Ф.Каптерев). «Не совершенство человека, а усовершенствование личности в мере ее сил - вот в чем состоит характерная черта педагогического процесса» [121.С.10-11].

Иначе говоря, личностный рост младшего школьника становится более интенсивным, прирастает большими потенциалами, если педагогические влияния направляются на внутренние источники самоактивизации личности ребенка. Так, например, когда ребенок самостоятельно выбирает вид занятий: спортивную секцию, кружок технического творчества, художественную, музыкальную, театральную студию или самостоятельно дома с увлечением что-то строит, осваивает гитару, тренирует ум, играет, он, естественно, без принуждения сам развивает себя. Его увлекает сам процесс или заражает творческая среда, ему просто интересно попробовать что-то, проверить свои силы, способности. Такое саморазвитие не преследует цель сознательного собирания себя в целостную личность в силу объективных характеристик деятельности и специфики младшего школьного возраста, но внутренний характер источников такой активности делает процесс творческой деятельности исключительно продуктивным для личностного роста.

В условиях свободной, личностно-центрированной воспитательной системы дополнительного образования создается уникальная «ниша» для востребования и развертывания личностных потенциалов воспитанников. Этот процесс обусловлен и актуализирован уникальностью «ситуации развития» (Л.С.Выготский) в кружке, когда ребенок попадает в «поле притяжения» культуры, с ее чело векосоз и дающей функцией. Саморазвитие человека происходит в контексте востребуемых им культурных ценностей, идеалов, приоритетов. Иначе говоря, именно культура является той «питательной почвой», на которой взращиваются собственно человеческие качества. Музыка как неотъемлемый компонент культурного наследия, с одной стороны, и как своеобразный проводник в культуру будущего, с другой, - является той «матрицей» мировосприятия, через которую ребенок не просто воспринимает, но и познает себя как человека культуры. Тем самым, чем богаче и многограннее эта «матрица - призма», тем активнее развитие внутренней культуры личности, выражающейся в отношении к себе, к другим, к миру, в целом.

Дополнительное образование детей - это сфера, в которой предусмотрены возможности для спонтанности и творческой открытости ребенка, заложены потенциалы активизации личностного роста учащегося. Оно способно предстать как целеустремленная система педагогического обеспечения личностного саморазвития участников педагогического процесса [58, 100, 125], как общественно заданный способ образования (становления) индивида культурно-историческим субъектом через со-бытие (О.С.Газман) - уникальную, внутренне противоречивую живую общность людей. Соответственно, сам ход развития личности младшего школьника в таком случае представляется как опосредованный возникновением, преобразованием и сменой одних форм совместности (единства, со-бытия) другими формами, более сложными и более высокого уровня развития (А.М.Лобок).

Построение педагогического общения с воспитанниками как понимающего, принимающего и поддерживающего детей

Анализ педагогической и психологической литературы позволил вывести одно из условий активизации личностного роста младшего школьника. Это осуществление педагогического общения с воспитанниками как понимающего, принимающего и поддерживающего детей в их индивидуальных творческих проявлениях.

Данное условие проявляется в том, какую оценку дети дают личности педагога и какой эмоциональный фон создается на занятиях. Младший школьник не способен отрефлексировать отличия личностного и профессионального в учителе. Для него эти аспекты сливаются в целостное восприятие личности педагога как хорошего или плохого, сердитого или доброго, что обусловлено преимущественной образностью мышления детей этого возраста. Поэтому то, что чувствует младший школьник на занятиях, что передается через его отношение к деятельности, к детям, к педагогу, то и служит источником для личностного роста.

Задачей нашей опытно-экспериментальной работы была проверка положения гипотезы о том, что при осуществлении педагогического общения с воспитанниками как принимающего, понимающего и поддерживающего детей в их индивидуальных творческих проявлениях - активизируется процесс личностного роста младшего школьника.

Опытно-экспериментальная работа проводилась с детьми младшего школьного возраста на базе учреждений дополнительного образования Центра детского и юношеского творчества и Центра внешкольной работы г. Магадана- Экспериментальную группу составляли дети, входящие в состав коллектива русских народных инструментов Центра детского и юношеского творчества (25 чел.), а контрольную — дети, занимающиеся в оркестре русских народных инструментов Центра внешкольной работы (20 чел.)- Выборка

детей не осуществлялась специально по каким-либо определенным признакам, т.е. изначально обе группы детей диагностировались как равные по потенциальным возможностям и общим условиям организации процесса обучения. Также отдельные положения гипотезы верифицировались на детских коллективах оркестров русских народных инструментов г. Сусуман, пос. Эльген Ягоднинского района и пос, Хасын Ольского р-на общей численностью 61 человек. В целом в эксперименте приняло участие 106 детей в возрасте от 7 до 10 лет.

На констатирующем этапе проведения эксперимента нами были проведены первоначальные замеры по основным критериям нашей гипотезы: возрастание позитивности самооценки, развитие способности к рефлексии, наращивание креативности учащихся.

Для выявления характера самооценки нами была выбрана методика «Лесенка», разработанная В.Г.Щур [323] и предназначенная для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает сам себя, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления. Материалом и оборудованием исследования являлись: нарисованная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаши или ручки- Методика носила индивидуальный характер и сводилась к беседе с каждым ребенком в отдельности с использованием определенной шкалы оценок» на которой он помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди (приложение 1). Поскольку дети младшего школьного возраста проявляют большой интерес к другим людям то, как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему.

Дополнительные данные были получены с помощью методики «Нарисуй себя» А.М.Прихожан и 3. Василяускайте [225] (приложение 2),

Изучение нами рефлексивных способностей учеников происходило с использованием методик, предложенных Н.Е.Щурковой «Фантастический выбор», «Веер суждений», «Пишу письмо» [201].

Уровень креативности младшего школьника находится в тесной зависимости от уровня самооценки и способности к рефлексии, т.к. эта способность в силу специфики возраста еще не может проявляться как автономная характеристика личности. Но, тем не менее, существовали соответствующие методики, выявляющие уровень способности младшего школьника к креативным действиям. Для выявления степени креативности мы использовали методику Е.ЕЛуник [27] изучения детской креативности как черты личности младшего школьника, его способности к творчеству как к процессу, в результате которого он создает что-либо не существовавшее прежде, оригинальное. Методика включает в себя 8 субтестов: «Использование предметов», «Заключение»;, «Выражение», «Словесная ассоциация», «Составление изображения», «Эскизы», «Спрятанная форма», «Задачи со спичками».

Использование в учебном процессе методов и форм, развивающих рефлексивные навыки учащихся

Второе положение гипотезы, методологически и теоретически обоснованное и требующее эмпирического подтверждения, состоит в том, что активизация личностного роста младшего школьника в музыкально-творческой деятельности эффективна при использовании в учебном процессе методов и форм, развивающих рефлексивные навыки учащихся.

В условиях деятельности музыкально-инструментального коллектива оркестра русских народных инструментов существует два основных вида рефлексии, на которые могут быть направлены плодотворные педагогические усилия: интеллектуальная рефлексия и эмоциональная рефлексия.

Для того, чтобы активизировать эмоциональную рефлексию, мы опирались в нашем исследовании на моделирование эмоций. В основе этого утверждения лежит понимание необходимости единства эмоций, вызываемых музыкой, с собственно эмоциями познания. Такое единство присутствует всегда» даже независимо от характера применяемой методики, т.е. единство эмоционального и рационального оказывается атрибутом музыкального восприятия. Это удивление, сомнение, эмоции эвристического поиска, удовлетворение от догадки и пр. - т. е. эмоции, которые сопровождают ребенка на пути поиска истины. Чтобы вызвать их, мы использовали в работе на этом этапе метод организации изучения музыкального произведения таким образом, чтобы оно осуществлялось как художественная деятельность по содержанию и как теоретическая — по уровню мышления. Это означало для нас такое преподнесение искусства детям, чтобы каждая конкретность в музыке (ее проблема, явление, факт, форма и пр.) представлялась сознанию воспитанников как художественная необходимость, А такое возможно лишь в том случае, когда основой организации учебно-воспитательного процесса выступает теория познания, предусматривающая доступность материала, его творче-скость для каждого конкретного воспитанника.

Мы, организуя слушание музыкальных произведений детьми, специально моделировали их эмоции, что порождало эмоциональную рефлексию детей при помощи музыки. Так, скорбная и элегическая музыка чаще всего выражает отрицательные эмоции школьника по поводу утраты им какой-то определенной ценности. Музыка радостного характера передает его настроения как человека, достигшего в своей жизни того, что в его представлении является важным и ценным. Тревожная, воинственно-наступательная по характеру музыка передает чувства человека, борющегося за достижение той или иной ценности. Спокойная, созерцательная музыка отражает размышления маленького человека о жизни в ее многообразных проявлениях. Мы опирались на идею Н.М.Ковина, считающего, что целью занятий должны быть: «1) развитие музыкальных способностей и умений и 2) развитие эстетического чувства», подчеркивающего, что искусство не может быть забавой, легким развлечением. «Полно и всесторонне, - писал Н.МЛСовин, — должно оно захватывать воспитываемого. Поэтому в процессе музыкального образования на первый план нами было поставлено не только знание музыки или знание о ней, даже не умение владеть техникой ее, сколько развитие способности воспринимать ее, переживать порождаемые ею эмоции, чтобы сделать их привычной и необходимой потребностью»[141. С.29].

Мы учитываем, что каждая область основных эмоциональиых проявлений ребенка, среди которых мы выделяли наблюдаемые нами в общении с детьми во время второго этапа опытной работы спокойствие, печаль, радость и гнев, характеризуется определенным строем мыслей и образом действий младшего школьника. Мы опирались на наличие относительно развитой эмоциональной сферы детей, что имело большое значение для активизации процессов личностного роста воспитанников и непосредственно воздействовало на их способность к рефлексивным действиям.

Обобщая вес вышесказанное в теоретическом и практическом планах, а также учитывая тот факт, что в классификации темперамента в большинстве теорий присутствуют два компонента — активность и знак переживания (положительный или отрицательный), - мы, проверяя эффективность второго условия гипотезы, подошли к «кодированию» различных эмоциональных состояний участников эксперимента при помощи следующей «Музыкальной матрицы»:

I. Медленный темп + минорная окраска - настроения задумчивые, печальные, грустные, унылые.

II. Медленный темп + мажорная окраска = характер музыкальных произведений созерцательный, спокойный, уравновешенный III. Быстрый темп + минорная окраска = характер музыкальных произведений напряженно-драматический, взволнованный, страстный, протестующий, мятежный, наступательно - волевой.

IV. Быстрый темп + мажорная окраска = музыка радостная, жизнеутверждающая, веселая, ликующая.

Похожие диссертации на Активизация личностного роста младших школьников в музыкально-творческой деятельности