Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике Рылькова Виктория Анатольевна

Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике
<
Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рылькова Виктория Анатольевна. Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 196 c. РГБ ОД, 61:04-13/2583

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы использования музыкальной деятельности в процессе обучения детей 4-7 лет чтению, письму и математике

1.1. История вопроса о влиянии музыки на человека 13

1.2. Понятие «музыкальная деятельность» 23

1.3. Влияние музыкальной деятельности на функциональное состояние мозга ребенка 30

14 Влияние музыкальной деятельности на развитие речи, психомоторику и математические навыки детей 40

1.5. Роль музыкальной деятельности в решении современных дидактических проблем 60

Глава II. Экспериментальная работа по использованию музыкальной деятельности в процессе формирования у детей 4-7 лет читательских, математических и письменных навыков 15

2.1. Цель и задачи экспериментальной работы по теме исследования 75

2.2. Содержание учебных программ и особенности методических приемов обучения детей 4-7 лет чтению, письму и математике 77

2.3. Требования к организации процесса обучения детей 4-7 лет чтению, письму и математике с использованием музыкальных средств 84

2.4. Исследование по выявлению детских музыкальных предпочтений 90

2.5. Использование музыкальной деятельности на занятиях по чтению и развитию речи, математике и письму с детьми 4-5 лет (эксперимент в дошкольной группе «Радуга») 108

2.6. Влияние музыкальной деятельности на выполнение каллиграфических работ, на орфографические навыки и на запоминание стихотворного текста детьми 6-7 лет (эксперимент в 1 классе начальной школы) 125

Результаты и оценка эффективности экспериментов 129

Заключение 139

Библиография 142

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Одним из парадоксов нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь надо несоизмеримо больше, чем раньше. Этим объясняется наметившаяся в современной педагогике тенденция к более раннему интенсивному обучению — в педагогической практике широко применяются методики раннего развития; в более раннем возрасте, чем прежде начинается и школьное обучение.

И, действительно, по мнению многих физиологов, психологов, педагогов (Л.С.Выготский, Г.Доман, Н.А.Зайцев, М.Ибука, А.Н.Леонтьев, Г.Ю.Маляренко, Р.С.Немов, Б.П.Никитин, Ж.Пиаже, и др.) именно возраст до семи лет является периодом становления личности ребенка и его характера; периодом, когда закладывается интеллектуальная база, на основе которой в последующем будет развиваться умственная деятельность человека; периодом активного роста и развития мозга и межнейронных связей.

Формирование мозговых структур и межнейронных соединений обусловлено воздействием на систему органов чувств человека различных сенсорных потоков, ведь развитие ребенка происходит не только по генетической программе. А.В.Запорожец подчеркивал, что социальная среда - это не просто необходимые условия, а подлинный источник развития ребенка. Эта мысль лежит и в основе современных теорий раннего интеллектуального развития человека (Г.Доман, М.Ибука, Ш.Сузуки, М.Монтессори, М. Л .Лазарев, Н.Зайцев и другие). По мнению некоторых ученых, человеческое существо, развивающееся с момента рождения в условиях полного отсутствия сигналов из внешнего мира (сенсорного притока), было бы полностью лишено психических функций (Х.Дельгадо), Сенсорный приток оказывает оптимальное воздействие, котда попадает в сензитивные периоды развития психических функций, т.е. периоды особой

4 чувствительности определенных функций к внешним воздействиям.

Нервная система ребенка дошкольного возраста чрезвычайно пластична и чувствительна к внешним воздействиям (Д.А.Фарбер). Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире (ЛА.Венгер, Р.С.Немов и

Другие).

Как утверждают многочисленные исследования, использование музыки в качестве дополнительного сенсорного притока значительно улучшает функции речи у детей дошкольного возраста (C.Hoskins 1988), улучшает запоминание ключевых фраз и облегчает усвоение информации дошкольниками (C.W.Park, S.MYong 1986). Под воздействием музыки происходит улучшение кратковременной вербальной памяти, лучше запоминаются цвета, названия геометрических форм, чисел, картинок (S.Rosenberg 1993, M.Spighhiger 1995). По данным Н.Н.Брагиной, Т.А.Доброхотовой и Л.П.Новицкой, музыка способствует облегчению зрительного восприятия. Подтверждено, что музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками (D.L.Nelson, A.A.Darrow, K.AIdridge).

Поскольку овладение любой учебной информацией невозможно без основополагающих аспектов - навыка чтения, элементарных математических и письменных навыков, именно эти три дисциплины - чтение, математика и письмо - являются фундаментом и началом образования. Поэтому одним из ведущих направлений образовательного процесса с детьми 4-7 лет наряду с физическим развитием, эстетическим воспитанием, развитием речи и познавательной сферы ребенка является обучение чтению, письму и математике. Под обучением детей 4-7 лет чтению, письму и математике мы понимаем формирование и развитие у детей навыка чтения целыми словами, элементарных счетных и вычислительных навыков, а также первоначальных

5 письменных и орфографических навыков. Процесс обучения детей 4-7 лет чтению, письму и математике с использованием музыкальной деятельности может происходить как в дошкольном детском учреждении, так и в семье и гувернерской практике.

В последнее время появилось огромное количество дошкольных детских заведений, гимназий, прогимназий, лицеев и т.д., в которых маленьких детей обучают чтению, письму и математике. Но, как правило, обучают там, используя технологии школьного обучения. Сидение за партами, письмо в прописях, домашние задания. Зачастую не учитываются психофизиологические особенности данного возраста: ведущий вид деятельности - игра, преимущественно наглядно-образное мышление, неустойчивость психических процессов, повышенная эмоциональность, непроизвольность внимания - детьми запоминается только та информация, которая вызывает непосредственный интерес, недостаточная сформированность опорно-двигательного аппарата.

Вследствие увеличения учебных нагрузок возникают проблемы валеологического характера - стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом. По данным психофизиологов (Т.М.Марютина, О.Ю.Ермолаев, А.Л.Сиротюк), в период формирования мозга (до 7-9 лет) вклад правого полушария в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария, познавательная деятельность детей в возрасте до 7 лет имеет непосредственный, целостный и образный характер. Но, к сожалению, методы преподавания, которые превалируют в школьной системе и зачастую переносятся в процесс обучения дошкольников, в основном ориентированы на левополушарное восприятие. Это влечет за собой проблему мотивации -дети теряют природный интерес к учению уже в раннем возрасте и не приобретают его в школе. Все зги проблемы не только неизбежно снижают эффективность учебных процессов, но и пагубно сказываются на физическом и психическом здоровье детей.

Таким образом, современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям 4-7 лет качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности данного возраста.

В связи с этим особый интерес представляют возможности музыкального искусства. Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: 1. на физическое тело 2. на духовную сущность человека 3. на интеллект.

Проблему влияний музыкального искусства на человека рассматривали в своих работах философы (Пифагор, Платон, Аристотель, Б.Спиноза, Ж.Ж.Руссо, Г.Ф.Гегель, А.Шопенгауэр, АБелый, Б.ТЛихачев, М.Ш.Бонфельд и др.), психологи и нейрофизиологи (Г.Гельмгольц, И.Догель, В.М.Бехтерев, В Леви, Е.В.Назайкинский, А. Н Леонтьев, С.Н.Беляева- Экземплярская, Б А.Вяткин, ЛЛ.Дорфман, И.А.Вартанян, АЛ. Готсдинер, В.Н.Мясищев, В.И.Петрушин, Л.А.Джалагония, А. А. Калашников,

О.В. Лаврова, Г.Ю.Маляренко, М.В.Хвэтова, М, Л Лазарев, K.Lehtonen, X.Leng, G.Shaw, F.Rausher, S.Trehub, N.M.Weinberger и др.), педагоги и музыканты (Я.А. Коменский, К.Орф, В.Вюнш, Ш.Сузуки, В.Г.Граф, Д.К.Кирнарская, Л.В.Куриленко и др.), медики (Гиппократ, БЛетровский, З.Майорова, Е.И.Громов, А.А.Коротаев, В.Николаев, С.С.Юдин,

В.АЛебедев, В.Б.Полякова и др.).

Но, несмотря на широкий круг исследований, до сих пор приоритет в вопросах изучения возможностей и функций музыки принадлежал психологии, физиологии, биологии. В педагогической литературе нам

7 удалось встретить лишь некоторое количество исследований с применением музыкальных средств при изучении иностранных языков (В.Ф.Лижанская, И.И.Невежина), в работе по развитию речи и при изучении литературы (Г.Б.Вершинина, ИХ.Ревес); в работе с дошкольниками в качестве формирования интереса к математическим занятиям (В.АЛаптева), как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников (Т.Ю.Алексеева). Как правило, во всех этих работах речь идет о восприятии музыки. Однако, огромное значение для оптимизаций функций мозга и развития учебных навыков имеет не только процесс восприятия музыки, но и другие виды музыкальной деятельности - пение (в том числе сольфеджио), музыкально-теоретическая деятельность, музыкальный анализ, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, музыкальное творчество.

Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень имунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки; доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

Тем не менее, использование музыкальной деятельности в педагогической практике как средства повышения эффективности обучения детей 4-7 лет чтению, письму и математике не разрабатывалось. Таким образом, возникает противоречие между целесообразностью обучения детей 4-7 лет чтению, письму и математике с использованием музыкальной деятельности и отсутствием теоретического и методического обеспечения данного процесса. Необходимость разрешения этого противоречия определила тему нашего

8исследования: «Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике».

Объект исследования: процесс обучения детей 4-7 лет чтению, письму и математике.

Предмет исследования: технология применения музыкальной деятельности в процессе обучения детей 4-7 лет чтению, письму и математике.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике.

Гипотеза исследования заключается в том, что, если в качестве средства организации процесса обучения детей 4-7 лет чтению, письму и математике использовать различные виды музыкальной деятельности, то это позволит: во-первых, обучать детей чтению, письму и математике с учетом их психофизиологических возможностей; во-вторых, повысить эффективность речевых, арифметических и моторных процессов на основе их интеграции с музыкальной деятельностью; в-третьих, добиться улучшения в состоянии здоровья обучаемых и обеспечить необходимую детям данного возраста двигательную активность; в-четвертых, обеспечить ситуацию психологического комфорта и повысить у детей мотивацию к учебной деятельности.

Объект, предмет, цель, гипотеза исследования определили следующие задачи:

На основе имеющихся в науке данных определить механизм педагогического воздействия музыкальной деятельности на психические и интеллектуальные процессы ребенка 4-7 лет.

Раскрыть взаимосвязи между речевыми, математическими, психомоторными и музыкальными процессами.

3. Проанализировать основные виды музыкальной деятельности и разработать систему требований к их использованию при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике.

Разработать методический комплекс музыкальных средств и приемов для его применения при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике.

Экспериментально проверить, что обучение детей 4-7 лет чтению, письму и математике с использованием музыкальной деятельности обладает большей эффективностью, чем обучение по традиционной системе.

Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: историко-педагогический анализ литературы по теме исследования, опросные методы, анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, изучение продуктов учебной деятельности детей 4-7 лет, педагогический эксперимент, статистические методы.

Теоретико-методологической основой для диссертационного исследования послужили: концепция личностно-ориентированного образования (В.В.Сериков, И.СЯкиманская, Е.В.Бондаревская), педагогические теории раннего развития (Г.Доман, М.Ибука, Н.А.Зайцев), музыкально-педагогические теории (Б.В.Асафьев, К.Орф, Ш.Сузуки, Б.Барток, Д.Кабалевский), психологические теории мышления и психических процессов (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, А.З.Зак, В.Леви, А.Н.Леонтьев, О.В.Овчинникова, В.И.Петрушин, Р.С.Немов), нейро-физиологические теории музыкальных воздействий (И.Догель, В.М.Бехтерев, В.Н.Мясищев, А.Л.Готсдинер, Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова, О.ВЛаврова, А.ВТоропова, В.Н.Холопова, М.Спайхигер, N.M.Weinberer, X.Leng, G.Shaw, F.Rausher, V.Steelman, S.Trehub и другие).

Исследование проводилось в три этапа.

10На первом этапе (2000-2001 гг.) анализировалась философская, психологическая, медицинская и педагогическая литература, представляющая интерес для данного исследования; разрабатывались методологические и теоретические основы исследования; определялись проблема, объект, предмет и цель исследования; разрабатьшалось необходимое дидактическое обеспечение для проведения исследования;

На втором этапе (2001-2003) для проверки гипотезы была проведена серия экспериментов. Экспериментальной базой исследования явились образовательные учреждения г.Москвы - Центр Творческого Развития «Радуга», Детская Музыкальная Школа №1 им. С.С.Прокофьева, средняя общеобразовательная школа №324 с углубленным изучением музыки. Всего в экспериментальной работе участвовало 150 детей.

На третьем этапе (2003-2004 гг.) проводились теоретическое обобщение, анализ и интерпретация полученных результатов исследования, оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что разработан научный подход к организации процесса обучения детей 4-7 лет чтению, письму и математике, основанного на вовлечении детей в различные виды музыкальной деятельности в процессе формирования и развития у них читательских, математических и письменных навыков.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1.Теоретически обоснована целесообразность использования музыкальной деятельности в педагогическом процессе с детьми 4-7 лет при обучении чтению, письму и математике.

2.Раскрыт механизм педагогического воздействия музыкальной деятельности на читательские, арифметические и письменные навыки детей 4-7 лет, опирающийся на интегративные свойства мозга и законы психоэмоционального восприятия музыки.

3. Опровергнуты опасения некоторых исследователей (H.A.Seymour, 1944) относительно «вредного воздействия» джазовой музыки и обоснована необходимость включения в программы для музыкального сопровождения уроков фрагментов эстрадно-джазовой музыки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что впервые в педагогической практике разработана и применена система музыкально-методических средств и приемов, связанная с вовлечением детей 4-7 лет в различные виды музыкальной деятельности в процессе обучения чтению, письму, математике; разработаны требования к организации данного процесса и рекомендации по использованию комплекса музыкальных средств педагогами, воспитателями, родителями при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены опорой на методологическую основу, использованием методов теоретического и эмпирического исследования, результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения: обоснованность обращения к музыкальной деятельности как педагогическому средству, которое способствует повышению эффективности обучения детей 4-7 лет, обеспечивает ситуацию психологического комфорта и здоровьесберегающие аспекты обучения; разработанный и апробированный на практике комплекс музыкальных методических средств (список специально подобранных музыкальных, произведений, музыкально-творческие игры, музыкальные упражнения и задания) и условия, обеспечивающие его эффективность; показатели обучеиности детей в результате занятий по данной методике.

Прикладные результаты исследования: разработанный комплекс музыкальных методических средств: 1.список рекомендуемых музыкальных произведений классической и эстрадно-джазовой направленности (составленный в результате тщательного музыкального анализа и с учетом

12 детских музыкальных предпочтений) для прослушивания, а также в качестве фонового сопровождения при запоминании зрительной информации и выполнении письменных работ; 2.музыкально-ритмические игры и упражнения для обучения чтению; 3.музыкально-математические упражнения, способствующие формированию количественных представлений и вычислительных навыков; 4.музыкальные пальчиковые игры-песенки (на базе кинезиологической программы А.Л.Сиротюк) для улучшения межполушарного взаимодействия, развития мелкой моторики и закрепления навыков счета; 5.созданные музыкальные песни и попевки для запоминания орфографических правил и математических понятий.

Достоверность результатов проведенного исследования была обеспечена его методологической обоснованностью, широтой и комплексностью вовлечения членов педагогического персонала в опытную работу и в диагностику получаемых результатов, использованием методов математической статистики, достаточным количеством испытуемых и пролонгированностью основного эксперимента.

Апробация результатов исследования осуществлялась в 2000-2003 гг. в ходе экспериментальной работы и обсуждения материалов исследования на заседаниях методических объединений преподавателей в образовательных учреждениях г.Москвы - в средней школе №324 с углубленным изучением музыки, в Центре Творческого Развития «Радуга» и в Детской Музыкальной Школе №1 им. С.С.Прокофьева.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (286 наименований) и десяти приложений. В тексте диссертации содержатся 9 рисунков и 11 таблиц.

История вопроса о влиянии музыки на человека

С давних времен до наших дней музыкальное искусство бесспорно признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. Неоспоримым фактом является то, что ни одно искусство не сравнится с музыкой силой эмоционального воздействия. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира»,- так утверждали древние мудрецы. Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение.

В древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм: 1) на духовную сущность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело.

В трактате Кассеодора Сенатора «О музыке» читаем: «Музыка - наука о гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки. Пифагор свидетельствует, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапин. Как гласит предание, царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы, однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. К музыке, как к спасительнице, обращались ветхозаветный музыкант Имхотеп, египетский жрец Шебут-м-Мут. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главенствующая роль в воспитании. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе. Наиболее выдающийся вклад в историю музыкальной педагогики внес Платон. Он заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Как известно, греческая Paideia была не просто воспитанием и образованием, но введением в культурную жизнь общества. Целью ее греки считали калокагатию, то есть культивирование личности прекрасной и хорошей. Лучшие традиции этой Paideia нашли блестящее воплощение в платоновской Paideia вообще и музыкальной, в частности. Созданная им музыкальная Paideia -замечательный, первый в истории образец целостной философской системы непрерывного музыкального воспитания и образования.

Формирование и эволюция взглядов Платона совпали с одним из переломных периодов в истории древнегреческого государства, связанного с началом распада полиса. Платон, как представитель афинской знати, был глубоко обеспокоен происходящими в обществе негативными процессами и неустанно размышлял о том, каким путем может произойти улучшение нравов и всего государственного устройства. Как известно, результатом поисков философа стали два знаменитых проекта идеального государства — «Государство» и «Законы». Одним из главных условий осуществления идеального государственного устройства философ считал правильное воспитание граждан, основу которого составляло воспитание посредством мусического искусства [188]. Как один из главных компонентов воспитательной программы Платона музыка фигурирует в двух ипостасях. Во-первых, музыка является наряду с поэзией и орхестикой элементом мусического искусства. Во-вторых, она имеет теоретический аспект, предмет ее - выяснение того, «какие числа созвучны, а какие - нет, что чрезвычайно полезно для исследования красоты и блага». Музыка как живое искусство звуков помещена Платоном в мир земного бытия, а во втором случае она приближена к вечному и истинному бытию идей.

Фундаментальным понятием музыкально-педагогической концепции Платона является гармония. По мнению философа, слышимая гармония, заключенная в произведениях мусического искусства, водворяет гармонию в души людей, а, значит, делает их добродетельными. Созерцание гармонии в движении звуков, небесных тел поворачивает душу к познанию добра. Таким образом, гармония, являясь свойством музыки как искусства и музыки как науки, объединяет их, и, следовательно, две ступени платоновской музыкальной Paideia в единую целостную концепцию [178].

Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств [6].

В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Шекспир в трагедии Ромео и Джульетта» говорит устами своего героя: «Лишь музыки серебряные звуки снимают, как рукой, мою печаль».

В XIX веке ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека [64, 65]. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, и поэтому он обязательно использовал музыку во время сложных операций.

Итак, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка - отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты. К этому пониманию музыки постепенно приходит и современная наука. Начиная с XIX в. она накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований.

К XX веку постепенно стали накапливаться научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка - мощнейший источник энергий, влияющих на человека. Эксперименты велись в нескольких направлениях: 1.влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; 2. влияние музыки великих гениев человечества; 3. индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; 4. воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.

Влияние музыкальной деятельности на функциональное состояние мозга ребенка

Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации.

Возникшая в эволюции функциональная асимметрия мозга позволила более экономно использовать пространство для обработки информации, избегая дубликата функций. В процессе эволюции произошло не только количественное накопление элементов асимметрии, но и качественный скачок - развитие глубокой специализации функций левого и правого полушарий [207].

Исследуя причины возникновения трудностей в процессе обучения, психологи выделяют, среди прочих, следующие: в процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполуыгарные и внутриполушарные связи; предлагаемые методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов; предъявляемые ребенку требования могут не совпадать по времени со стадией функционального развития мозга, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач [199,205,207].

В связи с этим представляют большой интерес результаты исследований в области влияния музыки на умственную деятельность детей и на функции мозга, которые отражены в работах таких ученых, как Полякова В.Б (1965-1969), А.Л.Готсдинер (1975), Т.К.Метельницкая (1977), Л.П.Трегубова (1977), В.Ф.Коновалов, Н.А.Отмахова (1983), А.В.Торопова (1995), О.ВЛаврова (1996), Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватова (1993- 1996), M.Critchley, RHenson (1987), N.M.Weinberger (1999) и др.

Головной мозг человека является самым сложным образованием Вселенной. Он содержит около триллиона клеток, из которых миллиардов - нейроны, каждый из которых связан с тысячами других.

Формирующиеся в процессе развития мозга межнейрональные комплексы и межцентральные связи лежат в основе его интеграции. По мере созревания мозга степень устойчивости его интеграции нарастает. Лишь при этом условии он способен к обучению и формированию высших психических функций [87,112,126,144,232].

Феномен межполушарной асимметрии первоначально был обнаружен при исследовании нарушений речевой деятельности человека. Было установлено, что именно возникновение языка обусловило структурную и функциональную асимметрию мозга человека, который является видовым признаком Homo sapiens [61].

В живой природе асимметрия является неотъемлемым свойством систем любого уровня организации, и с усложнением организации принимает все более причудливые формы. Доминирование асимметрии в любой системе, возникающее вследствие усложнения организации, служит гарантом стабильности этой системы, ее устойчивости и эволюции в целом [204]. И чем больше выражена асимметрия текущих психических процессов, обеспечивающихся мозговой деятельностью, тем более эффективна целостная психическая организация.

Деятельность полушарий является взаимодополнительной, отражая неравномерность распределения функций между двумя различными системами мозгового кодирования. Правое полушарие в большей степени обладает континуальными функциями, т.е. кодирует «целостность», а левое -дискретными функциями, т.е. кодирует существенные признаки целого [146, 207,285].

Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями, каждое из которых регулирует различные функции, цельное впечатление от музыки обеспечивается интеграцией специализированных когнитивных и эмоциональных процессов, протекающих в обоих полушариях [112, 142, 144, 32 147, 232, 259, 285]. Музыкальная деятельность вызывает усиление межцентралъного и межполушарного взаимодействия, т.е. интеграцию мозга [232]. Причем восприятие музыки может происходить как на сознательном, так и на подсознательном уровне, так как анализ частотно-временных соотношений акустических сигналов осуществляется при обеих формах восприятия [224]. Т.П.Хризман (1991) также было установлено, что при восприятии музыки в коре головного мозга возникает сложная функциональная система фокусов взаимосвязанной активности не только в сенсорных, (слуховых), но и в ассоциативных лобных отделах коры. Музыка перестраивает характер внутриполушарных и межполушарных отношений [235]. В результате проведенных экспериментов у всех детей в момент прослушивания музыки отмечались:

более высокий уровень всех межцентральных связей по сравнению с фоном;

более сильные межполушарные взаимодействия в передних отделах коры по сравнению с задними отделами, особенно в левом полушарии;

большее число межполушарных асимметричных связей.

В работах Г.Ю.Маляренко, М.В.Хватовой (1993-1996 г.) показано, что регулярное восприятие детьми специально подобранной музыки улучшает кратковременную память, а также повышает показатели вербального и невербального интеллекта [142,144,232].

Содержание учебных программ и особенности методических приемов обучения детей 4-7 лет чтению, письму и математике

Разработанная методика с применением музыкальной деятельности предназначена для традиционной классно-урочной системы обучения, основной единицей которой является урок (учебное занятие). Сущностными особенностями классно-урочной системы, как известно, являются:

- постоянный состав учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки, который сохраняется на весь период обучения;

- работа класса (группы) по единому годовому плану и программе;

- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету;

- работой учащихся на уроке руководит учитель и оценивает уровень обученности каждого ученика.

Согласно определению М.Н.Скаткина, «урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени» [208]. Взаимосвязь структурных и функциональных компонентов урока как системы деятельности преподавателя и учащихся можно представить в виде схемы (см. Рис.4).

Таким образом, учебное занятие, урок - это система учебно-воспитательной и организационной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение цели и задач их общего обучения, воспитания и развития в соответствии с заданной программой [206].

Занятия по методике обучения чтению, письму и математике с привлечением музыкальных средств проводились в Детском Центре Творческого Развития «Радуга» в «группе подготовки к школе» (возраст детей 4-5 лет на начало эксперимента) 2 раза в неделю, по 3 занятия в день продолжительностью 30 минут каждое1. Важно, что при наборе в группу какой-либо музыкальный опыт ребенка не учитывался.

Количество детей в экспериментальной группе составило 15 человек. Диагностика готовности детей к учебной деятельности заключалась в психологическом тестировании и определении уровня развития ребенка психологом.

Содержание образовательных программ разрабатывалось на основе типовой образовательной программы для дошкольных учреждений и программы общеобразовательных учреждений, утвержденными Министерством Образования РФ. Использование нетрадиционного подхода в изучении учебных предметов, который заключался в использовании музыкальной деятельности при обучении, обусловило некоторые программные изменения, а также позволило выйти за рамки традиционной программы.

Основными задачами обучения были: формирование у детей навыка чтения целыми словами, развитие речи, формирование счетных и вычислительных навыков, навыков распознавания геометрических форм, ориентирования во времени, формирование первоначальных письменных и орфографических навыков. Задачи нашли свое отражение в следующих программах:

Чтение н развитие речи. Умение членить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги. Чтение слогов. Ударный слог. Чтение отдельных слов. Умение различать звуки на слух. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных гласными є, Є, и, ю, я. Умение составлять из слогов слова: с открытыми слогами, с закрытыми слогами, с твердыми и мягкими согласными, со стечением согласных. Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова. Словарные слова. Чтение словосочетаний. Выразительное чтение выученного наизусть стихотворения. Пересказ небольшого текста. Ответы на вопросы по рассказу, картине. Чтение простых предложений. Умения объединять и различать предметы по их существенным признакам. Чтение распространенных предложений. Рассказы по своим наблюдениям. Чтение коротких рассказов. Обозначение мягкости и твердости ь,ъ. Алфавит. Математика. Один, несколько, много. Десяток. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему. Геометрические фигуры - квадрат (ромб), треугольник, круг, четырехугольник, овал, трапеция, прямоугольник, пятиугольник, шестиугольник. Число нуль. Сравнение чисел. Состав чисел 2, 3, 4 ,5, 6, 7, 8, 9, 10. Решение устно простых задач на сложение и вычитание. Второй десяток. Год, месяц, неделя, сутки. Сотня. Десятичный состав чисел. Названия действий. Сравнение чисел с помощью вычитания. Килограмм, литр. Вычисления разрядных слагаемых в пределах 20, в пределах 100. Решение простых задач на сложение и вычитание в пределах 20. Цифры. Запись чисел, вычислений. Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20. Вычисления разрядных слагаемых в пределах 100. Отрезок, длина отрезка. Угол. Прямой угол, острый угол, тупой угол. Ломаная линия. Шар, куб, цилиндр, пирамида. Решение устно задач в два действия в пределах десятка, в пределах 20, в пределах 100. Время, измерение времени.

Похожие диссертации на Дидактические основы использования музыкальной деятельности при обучении детей 4-7 лет чтению, письму и математике