Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология" Гудыменко Николай Иванович

Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология"
<
Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология" Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология" Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология" Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология" Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология" Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология" Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология" Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология" Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология"
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гудыменко Николай Иванович. Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология" : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1996 118 c. РГБ ОД, 61:96-13/667-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕЩАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

I. Творческая деятельность учащихся, основные подходы в литературе' и исследованиях

2. Творческая активность школьников как основа развития технического интереса .

3. Технические интересы и способности в развитии технического творчества школьников

ВЫВОДЫ

Глава II. ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

I. Анализ дидактических возможностей образовательной области "Технология" .

2. Формы и методы развития технических интересов и способностей школьников в учебно-воспитательном процессе

3. Опытно-экспериментальная проверка дидактических основ развития творческих интересов

и способностей школьников в образовательной области "Технология" .

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Введение к работе

Вступление страны в период экономических реформ приводит к кардинальным изменениям современной жизни общества. Происходящие динамические преобразования связаны с изменением общественных отношений, экономики, управления, что, в свою очередь, вызывает потребность в перестройке функционирования всей системы образования.

Существенным фактором в свете происходящих изменений является то, что в значительной степени расширены возможности каждого человека для проявления своего личностного, творческого начала. С другой стороны, социально-экономические последствия перехода к рыночным условиям хозяйствования приводят к некоторым негативным последствиям, связанным с ростом безработицы, снижением жиз г ненного уровня населения, психологической и профессиональной неподготовленностью людей к поиску пути приложения своего творческого потенциала.

Поэтому потребность в развитии качеств личности выпускника современной школы, позволяющих реализовать - творческие способности и склонности в социальной и профессиональной деятельности, становится в настоящее время важной и актуальной.

Подготовка подрастающего поколения к социально-экономрче-ским условиям перехода к рыночной экономике предполагает как концептуальную переориентацию всего учебно-воспитательного процесса, так и изменение содержания, форм, методов, дидактических условий учебной деятельности школьников. Обеспечение направленности на личность учащегося, раскрытие творческого потенциала и его развитие в условиях среднего образования, таким образом, выступает важнейшим условием развития всего нашего общества.

Проведенный нами анализ имеющегося педагогического опыта в литературе и на практике позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время происходят изменения по отношению к различным аспектам совершенствования учебно-воспитательного процесса, однако неразработанность ряда важнейших проблем приводит к снижению эффективности развития творческих способностей личности учащихся.

Следует отметить, что проблема формирования творческой личности учащегося становилась объектом исследования многих философов, психологов и педагогов. В работах В.С.Библера, Л.А.Валовича Э.В.Ильенкова, В.А.Разумного, А.Г.Спиркина и др. рассматриваются философские аспекты творческой деятельности. Психологические основы творческой деятельности и развития творческих способностей личности освещались в исследованиях Д.Б.Богоявленской Л.С.Выготским, В.В.Давыдовым, Л.С.Занковым, И.П.Калошиной, Я.А.Пономаревым, Т.В.Кудрявцевым, А.Ф.Эсауловым и др.

В педагогических исследованиях проблема формирования творческих способностей учащихся рассматривалась П.Н.Андриановым, В.И.Андреевым, М.М.Зиновкиной, Л.А.Кирсановым, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, В.Н.Пушкиным, Ю.В.Столяровым, Ю.С.Тюнниковым, Г.А.Щукиной, Т.И.Шамовой и др.

Творческое мышление является качеством личности, которое формируется и развивается в течение всей жизни человека, однако, как отмечается в психологических и педагогических исследованиях (Д.Б.Богоявленская, В.В.Давыдов, Т.И.Шамова и др.) наиболее сен-зитивным является школьный возраст. Именно в этот период формируются важнейшие интеллектуальные и личностные качества, мировоззрение, нравственные установки, которые во многом

предопределяют проявление творческих способностей в процессе адаптации к социальной и профессиональной деятельности.

Особая роль в решении этой проблемы принадлежит учебно-воспитательному процессу, в котором реализуется ведущий вид деятельности - учебный. В связи с появлением в учебном процессе новой образовательной области "Технология" и необходимостью повышения эффективности развития творческих способностей и качеств личности выпускников школ возникает проблема определения дидактических путей и средств осуществления технического творчества учащихся в образовательной области "Технология". Решение данной проблемы и составляет цель настоящего исследования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в образовательной области "Технология".

Предмет исследования: пути и средства осуществления развития технического творчества учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что осуществление развития творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе в образовательной области "Технология" будет возможным при выполнении следующих условий:

  • учете дидактических возможностей содержания образовательной области "Технология" в развитии творческих способностей учащихся ;

  • обеспечении направленности содержания форм и методов учебной деятельности школьников на развитие технических интересов ;

  • использовании системы заданий для интеллектуального и творческого развития учащихся в процессе технического творчества.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме технического творчества, развития творческих интересов и способностей школьников.

  2. Выявить дидактические возможности образовательной области "Технология" в развитии творческих способностей учащихся.

  3. Разработать пути развития технического творчества учащихся в учебно-воспитательном процессе.

  4. Осуществить опытно-экспериментальную проверку разработанных путей развития технического творчества школьников в образовательной области "Технология".

Методологической основой исследования являются основные положения философии о диалектическом методе изучения мира, деятель-ностном подходе в обучении и воспитании ; концепциям по теории развития личности, гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Методы исследования:

  1. Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, исследований, опыта работы учебных заведений по проблеме исследования.

  2. Педагогическое наблюдение в учебно-воспитательном процессе, изучение и обобщение передового опиті школ и учреждений дополнительного образования по техническому творчеству.

  3. Педагогический эксперимент по разработанным материалам, анализ, обобщение и апробация результатов исследования.

Основные этапы исследования:

I. Этап (I990-I99I гг.). Изучение теоретических работ по данной проблеме, изучение данной проблемы в практике работы школ, определение цели, задач и гипотезы исследования.

  1. Этап (1992-1993 гг.). Разработка основных теоретических положений исследования. Проведение констатирующего эксперимента, обработка и анализ полученных данных. Разработка материалов формирующего эксперимента.

  2. Этап (1994-1995 гг.). Проведение формирующего эксперимента. Анализ и обобщение полученных результатов. Формулирование выводов.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в разработке путей развития технического творчества учащихся в учебно-воспитательном процессе, в образовательной области "Технология", основанных на: учете дидактических возможностей содержания образовательной области "Технология" ; обеспечении направленности содержания, форм и методов учебной деятельности школьников на развитие технических интересов j использовании системы заданий для интеллектуального и творческого развития учащихся в процессе технического творчества.

Практическая значимость состоит в том, что реализация путей развития технического творчества учащихся в учебно-воспитательном процессе позволила повысить уровень творческих технических способностей учащихся. Результаты исследования отражены в разработанных материалах в помощь учителю.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась адекватностью методов исследования поставленным целям исследования ; необходимым гобъемом выборки и применением научных методов анализа результатов исследования.

На защиту выносятся:

1. Дидактические возможности образовательной области "Технология" в развитии творческих способностей учащихся.

  1. Пути развития технического творчества учащихся в учебно-воспитательном процессе.

  2. Система заданий для интеллектуального и творческого развития учащихся в процессе технического творчества.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе проведения открытых уроков, выступлений на семинарах и методобъединениях учителей, выступлениях на заседаниях лаборатории трудового обучения и политехнического образования И00 МО РФ. 

Творческая деятельность учащихся, основные подходы в литературе' и исследованиях

Основной из задач, реализуемых в условиях реформирования современной системы образования, является подготовка выпускников школы к профессиональной и социальной деятельности в условиях изменяющихся социально-экономических отношений.

Успешно реализовать себя в условиях быстро изменяющейся жизни представляются возможности при наличии у человека способности находить возможность проявить свои интересы и склонности во всех сферах деятельности. Поэтому умение выразить свои возможности, реализовать се бя как личность, представляется осуществленным лишь при творческом, активном отношении к окружающему миру.

Феномен творческих способностей человека, проявляющихся в принятии нестандартных, оригинальных решений, издревле привлекал внимание ученых. Попытки найти механизмы появления оригинальных идей предпринимались различными философскими и психологическими школами. Ориентировочно об общей направленности исследований проблемы творчества можно судить о сложившихся в истории исследования этого феномена в нескольких подходах:

- философский, имеющий две разновидности - гносеологическую и метафизическую. Гносеологический подход направлен на познание мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шопенгауэр, Бергсон, И.О.Лосский и др.). Метафизический подход раскрывает сущность религиозно-этической интуации (Сократ, Аквинский, В.С.Соловьев) ;

- психологический, в котором можно выделить подходы, связанные со сближением с естествознанием и рассмотрением проблем творческого воображения, творческой интуации, вдохновения, а также направления в психопатологию, рассматривающей проблему творческой деятельности в контексте гениальности-помешательства (Ломбрезо, В.М.Бехтерев, В.Ф.Чиж и др.), влиянии наследственности, пола и др. признаков ;

- интуитивный, может быть рассмотрен с позиций эстетического подхода, который направлен на раскрытие, например, метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции (Платон, Шиллер, Шопенгауэр, Ницше и др.), в музыке, живописи, архитектуре и т.д. ; а также с позиций историко-литературного подхода (А.А.Потебня, А.И.Веселовский, Д.И.Овсянико-Куликов ский и др.), где сделана попытка рассмотреть народную поэзию, мифы, сказки.

Новое направление в развитии проблемы творческой деятельности было вызвано широким внедрением достижений и открытий науки в технику и технологию промышленного производства. В значительной степени возросла потребность в специалистах, способных к проявлению творчества в решении своих профессиональных задач. Это предопределило и новый интерес к проблеме формирования: творческой личности специалиста. Кроме того, появляются исследования, которые,анализируя процесс решения возникающих противоречий в области техники, приводят в определенную систему, что позволяет найти определенные алгоритмы в чтении или разрешении возникшего противоречия (Г.С.Альтшуллер, Р.Б.Шапиро, В.А.Васи-лейский, Д.Энгельмейер, В.И.Моляко и др.). Однако, сам процесс возникновения "открытия", "инсайта" в данном случае остается как бы в тени, так как с одной стороны творческий акт рассматривается как разрешение возникшего противоречия, а с другой -не рассматривается природа самой творческой активности, то есть чем она вызвана, как подкрепляется, как реализуется и т.д.

Такой разброс интересов исследователей разных направлений и областей наук к проблеме творческой деятельности приводит к тому, что сегодня в понимании сущности понятия "творчество" нет единой точки зрения.

Общеизвестно такое определение, что "творчество-деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создается, открывается, изобретается нечто новое".

Изучение и анализ литературы и исследований показывает большое многообразие оценок, мнений, попыток объяснения феномена творческой деятельности. Включить все работы в представленный анализ не представляется возможным, поэтому обратимся к тем направлениям в исследовании природы творчества, которые завоевали популярность и получили свое развитие в последние годы. Также следует отметить, что анализ работ по проблеме творческой деятельности осуществлялся уже ранее в ряде исследований (9, II, 17, 23, 35, 59 и др.).

Анализ дидактических возможностей образовательной области "Технология"

Исследуемые нами уровни активности учащихся в учебно-воспитательном процессе (см.гл.2) отражаются на характер проявления инициативы в различных видах деятельности. Вышеприведенное исследование (с.118) в анализе природы активности такхе в ходе экспериментальной работы подтверждает необходимость изучения инициативы в трех плоскостях или уровнях - инициативы и ответственности, притязаний и удовлетворенности.

Интересным в контексте нашего исследования представляется и другой вывод, сделанный в процессе этого же исследования. Нами подчеркивалось особое значение процесса обмена информацией, коммуникативными, эмоциональными отношениями, взаимодействием в творческом процессе. Коммуникации, которые оказывают огромную роль на личность, и в частности, на проявление инициативы, очень часто развиваются по своим законам и не всегда отвечают потребностям тех, кто участвует в этом диалоге. Человек, которому нужна поддержка, далеко не всегда ее получает ; для человека, активность которого проявляется при пассивности остальных, очень часто оказывается противопоставленной активность других и т.д., что реально снижает эффективность коммуникативного процесса, а также блокирует проявление активности на творческом уровне.

Личностно-смысловые образования, которые могут быть определены через различные подходы в теориях личности (как конструкты Дж.Келли, установки Д.Узлиадзе, архетипы Л.Юнга и т.д.) не случайно некоторыми авторами как бы вынесены за пределы личности, за счет системы отношений, традиций общества и др. Смысловая функция конструкта, например, чрезвычайно сильно связана с социальной средой через его значение как для личности, так и для самой среды. В этом кроется основание для раскрытия диалогично сти творческого мышления. Смысл деятельности, его истинная роль и значение часто не может принадлежать только одной личности, а находится как бы между людьми, находящимся в своеобразном творческом диалоге.

Л.И Божович ( 12 ) в своих работах сформулировала ряд положений, позволивших выделить центральные психологические образования, характеризующие личность ребенка от I года до 17 лет. В частности, личностным новообразованием первого года жизни ребенка являются "мотивирующие представления", которые освобождают его от "диктата" внешних воздействий и превращают его в субъекта деятельности. Центральным образованием у ребенка 3 лет является "система я" и рождаемая его потребность действовать самому. В 7 лет личностным образованием служит сложившаяся у него внутренняя позиция, когда ребенок начинает переживать себя в качестве социального индивида. В подростковом возрасте таким образованием является способность ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня, а в юношеском - осознание своего места в будущем, своей "жизненной перспективы".

В.В.Давыдовым в работах дается определение личности в общем, широком его значении, которое полностью разделяется и нами. В частности, он пишет, что "личностью является человек, обладающий определенным творческим потенциалом (2?» сс.4-15)". Как считает В.В.Давыдов, основные этапы становления личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей, от развития воображения. Однако, пишет В.Д.Давыдов, "до сих пор отсутствует приемлемая полидисциплинарная теория воображения" (с.25). Такая точка зрения, по нашему мнению, затрагивает одну из важнейших сторон творческой деятельности личности, а именно образное мышление.

Формы и методы развития технических интересов и способностей школьников в учебно-воспитательном процессе

Поскольку формирование образовательной области "Технология" предполагало интеграцию научных знаний из различных областей науки - физики, химии, математики и т.д. и показ их использования в работе промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и др., это дало возможность создать предпосылки для реализации в учебно-воспитательном процессе реальной ситуаций переносу знаний и умений из теоретической сферы в практическую» Подобный подход позволяет в значительной степени не только изменить содержательную основу учебной деятельности школьников, но и повысить интерес, активность в усвоении и использовании учебного материала.

Возможность переноса знаний из содержания по основам наук в область практического их использования в учебно-воспитательном процессе позволяет изменить формы и методы проведения самих занятий. Данный подход позволяет шире использовать проблемный подход в актуализации ранее изученного материала по основам наук при изучении техники и технологии, изложении нового материала, т.е. возможная опора на уже сформированные у школьников общенаучные понятия.

Поставленная цель введения новой образовательной области "Технология" - подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни предполагает:

- формирование средствами данного предмета качеств творчески думающе, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции. Для этого учащиеся должны уметь определять потребности и возможности своей деятельности, находить и использовать необходимую информацию, выдвигать идеи решения возникающих задач (разработки конструкции и выбор технологии), планировать, организовывать и выполнять работу (наладчик оборудования, операторская деятельность) ; оценивать результаты этапов работы, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продуктов деятельности ;

- формирование знаний о средствах и путях преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора ;

- подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей;

- формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности ;

- развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Таким образом, можно видеть, что цели, определенные в образовательной области "Технология", выделяют в качестве приоритетных личностное творческое развитие учащихся, а выделенные пути (подцепи) отражают процесс формирования компонентов творческой деятельности. Например, отражена необходимость формирования активности личности, использования информационного взаимообмена в процессе решения поставленной задачи, планирования, организации и оценки своей работы; творческого отношения к качественному осуществлению деятельности и т.д. Такая целеаая направленность на формирование творческой личности оказывается оправданной с дидактических позиций, исходя из того, что в образовательной области "Технология" возможна полная реализация всех этапов творческого процесса - от его замысла, постановки задачи до полного использования в практической деятельности.

Мы полагаем, что такая целевая ориентация оказывается необходимой и оправданной для подготовки выпускников к жизни и трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях.

Похожие диссертации на Дидактические основы технического творчества учащихся в образовательной области "Технология"