Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология") Шевкунов Александр Николаевич

Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология")
<
Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология") Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология") Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология") Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология") Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология") Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология") Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология") Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология") Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология")
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шевкунов Александр Николаевич. Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология") : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 1999 212 c. РГБ ОД, 61:00-13/963-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к решению педагогической задачи использования закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников .

1.1 Дизайн и его закономерности. (Историко-социальный и экономический аспекты рассмотрения проблемы) 11

1.2 Дизайн в образовательной системе 33

1.3 Проектная деятельность школьников в образовательной области «Технология» 50

Глава 2. Опытное решение педагогической задачи использования закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников .

2.1 Реальное состояние проектной деятельности школьников и содержания в ней закономерностей дизайна на современном этапе развития школы 72

2.2 Опытное построение проектной деятельности школьников с учетом закономерностей дизайна 87

2.3 Качественные изменения проектной деятельности и ее субъектов в результате использования в деятельности закономерностей дизайна 106

Заключение 134

Библиография 137

Приложения 149

Введение к работе

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Педагогическая наука и практика, претворяя в жизнь разнообразные инновационные идеи, неизменно осуществляет поиск наиболее оптимальных путей и способов в создании условий для жизненной самореализации учащихся.

Современное состояние общества, его будущее и пути развития, позволяют выделить одно из перспективных направлений человеческого бытия - художественно-проектную деятельность (дизайн). Дизайн, как особый вид деятельности, интегрирующий внутри себя множество разнообразных направлений (от флористики до педагогической эргономики), вторгается во все сферы современного массового материального и духовного производства, превращаясь во всепроникающую массовую структуру. Современный школьник сталкивается с проявлениями дизайна в любой «точке» социальной жизнедеятельности, будь то книга, игрушка или рекламный ролик.

Привитие учащимся культуры проектной^ деятельности, построенной с использованием закономерностей дизайна, поиск возможности самореализации школьника в проектной деятельности в результате формирования знаний озакономерноетях дизайна^ является актуальной педагогической проблемой, которая требует научного решения.

На современном этапе развития образования в ракурсе данной проблемы можно выделить ряд противоречий современной теории И практики, к которым относятся противоречия между: возможностями дизайна в разнообразии способов и приемов, основанных на творческом художественно-проектном подходе к организации деятельности, и реальным использованием дизайна общеобразовательной школой; потребностью общества в высококвалифицированных, эстетически грамотных кадрах, способных к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики и реальной подготовленностью современных школьников; широким спектром проблем, для решения которых необходимо применение метода проектирования и особого вида искусства - дизайна, и реальными знаниями и умениями школьников в области решения подобных задач.

Мы полагаем, что решению данных противоречий будет способствовать личностное развитие учащихся в проектной деятельности, если она будет построена с учетом неиспользуемых современной школой средств дизайна.

Следует отметить, что в педагогической науке имеются исследования, необходимые для постановки и решения проблемы построения проектной деятельности школьников с учетом закономерностей дизайна.

Рассмотрены вопросы построения образовательных систем с учетом возможностей дизайна (Л.Б. Переверозев, В.Ф. Сидоренко, Х.Г\ Тхагапсоев) и модели образования, реализующие проектную культуру (О.И. Генисарецкий, В.Ф. Сидоренко). Предложены методические рекомендаций длястудентов, изучающих отдельные-эле- -менты дизайна (А.А. Белов, Е.М. Гвоздев) и программы внешкольной и внеклассной воспитательной работы по дизайну (Т.М. Иси-ченко, A.M. Кондратьев). Широко и разносторонне разработаны теоретические концепции о личности как субъекте деятельности, общения и собственного развития, о творческой учебно-познавательной деятельности школьников (А.П. Тряпицына), о формировании эстетической культуры личности (Э.А. Верб, Н.А. Дмитриева, Я.В. Ратнер). Рассматриваются задачи, содержание и принципы трудового обучения (В.П. Кузнецов, Я.А. Рожнев, Д.А.

Тхоржевский, Ю.Л. Хотунцев). Проведена исследовательская работа о становлении эстетического вкуса в трудовой подготовке (А.В. Сарже).

Однако, насколько нам известно, задача использования закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников специальному исследованию не подвергалась.

С учетом актуальности и научно-практической значимости проблемы, а также недостаточной ее разработанности в теории и практике образования, сделан выбор темы исследования: «Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (на примере образовательной области «Технология»)».

Цель исследования состоит в поиске путей совершенствования проектной деятельности школьников посредством использования в ней закономерностей дизайна.

Объект исследования: Проектная деятельность учащихся в образовательном процессе средней школы.

Предмет исследования: Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников с целью совершенствования как деятельности, так и личности школьников. Гипотеза исследования включает предположения о том, что использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников: будет содействовать самореализации школьников, развивать художественный вкус, изобразительные умения, интерес к трудовой деятельности, повышать творческую и трудовую активность; будет успешным при условии присвоения школьниками знаний о закономерностях дизайна, что в свою очередь может быть обеспечено: - последовательным введением закономерностей дизайна в учебный процесс. - поэтапным присвоением учащимися знании о закономерно стях дизайна, в соответствии с этапами формирования индивиду альной эстетической культуры; - единством учебной и внеучебной деятельности школьников, адекватной присваиваемым знаниям о закономерностях дизай на.

Цель, предмет и гипотеза определили необходимость постановки и решения следующих задач:

Определить сущность понятия «дизайн» и выявить закономерности, присущие данной области знания.

Обосновать значимость построения проектной деятельности школьников с учетом закономерностей дизайна, для чего: определить возможности дизайна в образовательной системе как средства развития личности; рассмотреть проектную деятельность учащихся 7-8 классов на примере образовательной области «Технология» для дальнейшего преобразования ее содержания с учетом закономерностей дизайна.

Выявить реальное состояние проектной деятельности учащихся основной школы и содержание в ней закономерностей дизайна. Определить реальный уровень знаний школьниками дизайна и его закономерностей.

Создать алгоритм-матрицу построения проектной деятельности школьников с учетом закономерностей дизайна и реализовать ее на практике.

Определить качественные изменения проектной деятельности и личности школьников, выполняющих данную деятельность, построенную с учетом закономерностей дизайна.

Для реализации гипотезы и решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, социологической и специальной литературы по исследуемой проблеме; изучение, анализ и обобщение реального опыта учителей трудового обучения, руководителей детских технических кружков; анализ школьной документации, школьных учебных, экспериментальных и авторских программ; диагностические методы (тестирование, анкетирование, беседы); обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение); анализ продуктов деятельности учащихся; методы статистической обработки результатов.

Опытно-экспериментальная база, логика и этапы. Исследование проводилось в 1992-1999 гг.

Первый этап (1992-1995) связан с работой диссертанта в качестве учителя ТО, руководителя школьного технического кружка «История техники» (школа № 592, Невский район). На этом этапе накоплен личный опыт по организации учебного процесса и внеурочных занятий в условиях школы, изучена литература по проблеме, проведен пилотажный эксперимент, сформулированы предполагаемые гипотеза, определены предмет и задачи исследования

На втором этапе (1995-1997), в ходе опытной работы уточнены положения гипотезы, проведены специальные мероприятия, направленные на формирование у учащихся знаний-в области дизайна. Сделаны контрольные срезы, обработаны результаты, подведены предварительные итоги. Разработана экспериментальная программа «Технология дизайна и художественный труд», проведена ее апробация (МУПК № 1, Московский район, школа № 592, Невский район, школа № 207 Центральный район).

На заключительном этапе исследования (1997-1999) проведен анализ полученных данных, подтверждена достоверность выдвинутой гипотезы, апробирована и утверждена авторская программа «Технология дизайна и художественный труд» (школа № 619 Кали- нинского района), оформлена диссертация.

Исследование строилось в русле следующих методологических и теоретических положений; о дизайне как специфической области деятельности (Герберт Рид, Джон Глаог, Ф-Ч Эшворд, Джио Понти, Джорж Нельсон, Ю.С. Сомов, Ю.Б. Борев, В.Л. Глазычев); о дизайне как средстве развития личности в образовательной системе (Х.Г. Тхагапсоев, В.Ф. Сидоренко, О. Грюссер, В. Ротенберг); о формировании эстетической культуры личности школьников (Э.А. Верб, Н.А. Дмитриева, Я.В. Ратнер); об интегративной образовательной области «Технология» как общеобразовательном предмете, содержащем проектную деятельность (А.В. Бердышев, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцов); о проектировании как многоаспектном культурно-историческом феномене (Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов); об этапно-сти присвоения нравственных знаний (Т.К. Ахаян, А.В. Кирьякова, А.В. Сарже). На защиту выносятся следующие положения:

Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности содействует самореализации школьников в деятельности, развивает художественный вкус, изобразительные умения, интерес к трудовой деятельности и творческую самостоятельность, позволяет качественно выполнять задания с наименьшими затратами сил и времени, что может быть рассмотрено как новое качество трудовой активности.

Успешное присвоение школьниками знаний о закономерностях дизайна предусматривает: постепенное введение закономерностей «композиции» и «рекламы» в программу образовательной области «Технология»; последовательность методических приемов деятельности преподавателя и учащихся, направленных на личностное присвоение знаний о композиции, рекламе в соответствующей знаниям деятель- ности; использование учащимися, во внеучебной деятельности матрицы решения проектных задач, построенной с учетом закономерностей дизайна,

3. Авторская программа «Технология дизайна и художественный труд», отражающая основные теоретические положения и результаты в исследовательской концепции, цели, задачи, содержание, методическое обеспечение обучения учащихся 7-8 классов технологии диз айн-деятельно сти.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: впервые специальным предметом исследования явилась проектная деятельность школьников, построенная с использованием закономерностей дизайна; доказано, что использование закономерностей дизайна в проектной деятельности является эффективным средством развития эстетической культуры школьников; разработан комплекс методических приемов, обеспечивающих присвоение знаний о закономерностях дизайна; предложены методики диагностики знаний, умений и отношений школьников, приобретенных в результате использования закономерностей дизайна в проектной деятельности; создана авторская программа «Технология дизайна и художественный труд», выступающая средством приобщения школьников к проектированию в области дизайна.

Практическая значимость.

Выводы, полученные в ходе исследования, значимы для организации проектной деятельности школьников в условиях современной школы.

Рекомендации и выводы, сформулированные в ходе исследо- вания, могут быть использованы руководителями школ, классными руководителями, кураторами, родителями для организации художественно-оформительской деятельности учащихся.

Программа «Технология дизайна и художественный труд» может быть реализована в практике школ преподавателями образовательной области «Технология».

Достоверность результатов исследования обеспечена: опорой на психолого-педагогические, частнометодические и специальные подходы в определении ведущих идей исследования; использованием системы методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования; качественной интерпретацией результатов эмпирических данных; личным участием автора в качестве учителя «Технологии» в опытной работе на протяжении всего периода исследования; непротиворечивостью выводов, полученных в ходе исследования.

Апробация результатов. Основные результаты исследования докладывались на городской научно-практической конференции «Проблемы современных междисциплинарных подходов к изучению и преобразованию педагогической реальности» (г. Санкт-Петербург, 9-10 февраля 1999 г.); при чтении учебного курса «Методология научно-педагогического исследования» для магистров ф-та «Технология и предпринимательство»; через публикации. Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались в базовых школах, на проблемных лабораториях кафедры педагогики, на аспирантском семинаре.

Внедрение результатов исследования осуществлялось посредством внедрения в практику школы авторской программы «Технология дизайна и художественный труд».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Дизайн и его закономерности. (Историко-социальный и экономический аспекты рассмотрения проблемы)

В данном параграфе анализируется историко-социальный аспект проблемы, связанной с вопросами дизайна и его закономерностями. Определяются требования, предъявляемые к дизайнеру и продукту его деятельности. Дается краткий анализ авторских концепций в области дизайна, формулируется определение дизайна и основные закономерности художественно-проектной деятельности.

Для решения первой задачи нашего исследования необходимо ответить на вопрос, что же такое дизайн? Термин «дизайн» все чаще встречается на страницах научной, научно-публицистической и массовой литературы, его можно услышать в рекламных роликах и увидеть на рекламных щитах. Выражение «хороший, интересный, классический дизайн», уже «отвоевало» свое место в обыденной и профессиональной речи. Английское слово «design» означает рисунок, план, проект, замысел, идею, интригу. Отсюда дизайнер - рисовальщик, художник, планировщик, проектировщик, изобретательный, хитроумный человек и т.д. В англоязычных странах, для обозначения промышленного дизайна или, если более точно, для обозначения проектной деятельности по созданию промышленных изделий используется термин «industrial design».

В русском языке слово «дизайн» применяется для обозначения весьма широкого круга явлений. Если мы воспользуемся современными словарями, то обнаружим различные подходы к определению этого понятия. Так, словарь «Эстетика» [132. с. 79.] дает следующее определение: «Дизайн (англ. design - проект, чертеж) - вид проектной междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды». В то же время, в энциклопедическом словаре читаем: «Дизайн (от англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок) - термин обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды» [ПО]. У современных российских авторов и в переводных изданиях, можно встретить замену двух терминов «дизайн» и «техническая эстетика». Техническая эстетика - (от греч. techne - мастерство, искусство) - научная дисциплина, изучающая закономерности формирования методами и средствами дизайна гармоничной предметной среды жизни и деятельности человека с целью наиболее полного удовлетворения его материальных и духовных потребностей [132. с. 351]. Так, в учебном пособии «Техническое творчество учащихся», под редакцией Ю.С. Столярова говорится: «Теория дизайна получила наименование «техническая эстетика», она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, экономическими, эргономическими вопросами развития производства и потребления, закономерностями формообразования промышленных изделий, принципами и методами творческой работы художников-конструкторов» [114. с. 55].

Еще одной интерпретацией термина «дизайн», является словосочетание «художественное конструирование». Термин «художественное конструирование» часто используется как синоним всего дизайна или дизайна вещей. Его употребляют для обозначения процесса дизайнерского проектирования, или отождествляют художественное конструирование с инженерным дизайном, или понимают его предельно широко как целостное формирование предметов во всех архитектонических искусствах [56]. Подобное словотворчество приводит к еще большей интерпретации понятия «дизайн».

Рассматривая различные определения и авторские концепции по определению дизайна, легко убедиться, что достаточно часто «дизайн» означает деятельность художников в промышленности, значительно чаще - продукт этой деятельности (вещь или система вещей), иногда - область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях «дизайн» трактуется предельно широко и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства [27].

Несмотря на большое количество частных определений дизайна, выработанных в современной литературе, практически все авторы ссылаются, в первую очередь, на определение, принятое в 1964 году на международном семинаре дизайнеров в Бельгии:

«Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» [51].

Данное определение показывает, что дизайн представляет собой особую творческую деятельность, отличающуюся от традиционных, более или менее изученных, в целостной системе «искусство» (см. приложение № 1, схема №1).

В данной формулировке указан продукт дизайна - формальные качества промышленных изделий, в расширенной трактовке «формального» (от лат. forma - наружный вид). Однако, несложно убедиться, что считать продуктом дизайна только вещи, промышленные изделия и их внешнюю форму нет достаточных оснований. Разнообразие продуктов, приписываемых дизайну, на сегодняшний момент колеблется в зависимости от конкретного источника информации. Довольно часто к дизайну относят промышленные и общественные интерьеры (которые никак не отнесешь к промышленным изделиям), выставочную экспозицию, промышленную графику, новые системы организации производства, обслуживания, рекламы и даже социальные действия. Яркий пример подобной деятельности описал американский дизайнер Джордж Нельсон. Речь идет о разработке новой организации учебного процесса с использованием технических средств: фильмов, диапозитивов, звукозаписи и т.д. При этом Дж. Нельсон отмечает, что использование техники «помогает за несколько минут раскрыть связь там, где лектору для этого понадобились бы часы» [77, с. 56].

Со слов Коськова М.А., «очень часто дизайном называют не-промышелнные, и даже непроектные формы предметного творчества. Более того, ряд авторов считает, что дизайн - вообще не какая-то определенная область деятельности, а «особая комбинаторная направленность мышления». В русле подобного понимания вполне оправданно причисление к дизайну, например, творчества писателя-фантаста, селекционера или любой другой деятельности, основанной на ранее самостоятельно существовавших явлениях» [56].

Дизайн в образовательной системе

В параграфе раскрывается роль и место дизайна в современной системе образования, формулируются выводы в пользу построения общего образования с учетом неиспользуемых элементов дизайна. Определяются возможности дизайна как средства развития творческого мышления и изобразительных умений школьников, проводится сопоставительный анализ индивидуального эстетического вкуса и дизайн-культуры, а также процессов формирования эстетической культуры и построения учебного процесса с учетом закономерностей дизайна.

Особенность дизайна, как новой области знания заключается в том, что дизайн позволяет перевести «с одной стороны «абстрактное» на язык «материальных» проектов и конструктивных решений, а с другой - позволяет схватывать в проектном решении новации и изображения, не поддающиеся точной формулировке на сценических языках (например, «прекрасное», «гармоничное», «динамичное», «экспрессивное» и т.д.)» [117]. Таким образом, введение дизайна в сферу образования, как бы расширяет «пространство мышления» и круг используемых при этом инструментальных методов.

Однако, возможность и необходимость включения интегра-тивного (синкретичного) по своей сущности и методологии дизайна в сферу образования, обуславливается прежде всего существованием предпосылок к подобному «вмешательству». На сегодняшний момент подобных предпосылок немного, если иметь в виду уровень информированности населения в области дизайна, возможность и необходимость применения дизайна в различных областях жизнедеятельности, опыт подготовки педагогов-дизайнер ов, отсутствие единого взгляда специалистов на данную проблему.

В то же время, в общем образовании представлена группа предметов которые могут быть объединены в единую систему. Это прежде всего черчение, рисование, трудовая подготовка (технология). Соорганизация трех выше перечисленных предметов в один, является довольно заманчивой и перспективной. А если ко всему выше сказанному добавить то, что «междисциплинарный, интегрирующий характер дизайна и его проектная направленность очевидны и в его пространство могут и должны войти алгебра и геометрия, музыка, графика и живопись, физическое учение о свете, кино и телевидение» [142], то становятся очевидными преимущества подобной интеграции.

Современный дизайн, обладая профессиональной мобильностью и адаптивностью, имея разнообразные направления от флористики до педагогической эргономики, может и должен использоваться школой для воспитания подрастающего поколения.

Тем не менее при определении роли и места дизайна в образовании, меры и способов его представления в этой сфере «надо учитывать принципиальное различие в целевых установках в отношении профессионального обучения и общего образования. Если профессиональное обучение преследует инструментальные (овладение всем спектром методов и технологий дизайна) цели, которые в известном смысле являются внешними, то для общего образования на первом месте всегда остаются внутренние, самоценные цели» [117]. И если учреждения профессионального образования, в системе образования Российской Федерации реализуют профессиональные образовательные программы, направленные на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности [113], то общее образование, играя важную роль в становлении человека как субъекта собственной жизнедеятельности, то есть в его развитии, приобщает «...учащихся к человеческой культуре, содействует развитию у них способности решать жизненные задачи, связанные с окружающим миром, собственной жизнью, другими людьми» [102]. При этом также отличаются показатели образованности как результата общего среднего образования и результата начального профессионального и профессионального образования (см. таблицу № 1, «Показатели образованности как результата общего среднего образования и результата начального профессионального и профессионального образования»)

Реальное состояние проектной деятельности школьников и содержания в ней закономерностей дизайна на современном этапе развития школы

Этот параграф посвящен рассмотрению реального состояния проектной деятельности и содержания закономерностей дизайна на современном этапе развития школы. В данном параграфе определяется реальное состояние образовательной области «Технология» как общеобразовательного предмета в содержании которого наиболее полно представлены проектная деятельность и элементы дизайна. Описывается опытная работа, направленная на определение знаний и представлений школьников в области дизайна и его закономерностей. Делается вывод о реальном состоянии данной проблемы на современном этапе развития образования.

В 3 первой главы, нами была рассмотрена проектная деятельность школьников на примере образовательной области «Технология». Это связано с тем, что данная общеобразовательная область является единственной где проектная деятельность школьников выступает как самостоятельный элемент предусмотренный образовательным стандартом. Тем не менее проектирование, как самостоятельную деятельность, можно наблюдать и в других образовательных областях.

Исходя из того, что «...деятельность, направленная на создание возможности деятельности» [99] и есть проектирование, несложно убедиться в том, что каждый из нас «.. .стоит перед необходимостью преобразовывать ситуации, создавать искусственные объекты и структуры, разрабатывать алгоритмы действий, планировать этапы достижения определенных целей» [99]. В.Е. Радионов в книге Нетрадиционное педагогическое проектирование» очень точно определяет совокупный набор целеустремленных, предметно-ориентированных действий человека: «Инженер ищет пути повышения эффективности устройства..., врач определяет способы помощи занедужившему пациенту, экономист разрабатывает план сбыта продукции..., управленец готовит инструкции..., политик задумывает программу социальных преобразований, учитель отбирает материалы к предстоящему уроку, многие из нас ежедневно намечают распорядок следующего дня» [99]. Все выше перечисленные действия лежат в основе особого механизма - культуро-творчества, которые автор помещает в основу феномена «проектирования».

Таким образом, проектирование является самостоятельным, сущностным компонентом способа жизнедеятельности любого человека и в этом плане не зависит от сферы его деятельности, то есть представляет собой культурно-исторический феномен [99].

На современном этапе развития школы, проектную деятельность школьников можно обнаружить в рамках практически любого общеобразовательного предмета.

Для определения данного феномена, в деятельности школьников, необходимо определить критерии, по которым мы имели бы возможность отнести ту или иную деятельность учащихся к проектной.

Исходя из описания «проектной деятельности» в предыдущей главе, мы имеем возможность утверждать, что всякую деятельность, вписывающуюся в приведенный ниже алгоритм (см. схема № 1, «Алгоритм проектной деятельности»), можно назвать проектной.

Довольно часто школьники работают именно по заданному алгоритму. Это происходит на таких общеобразовательных предметах как: математика, физика, биология, технология, литература и др. Для внесения ясности приведем пример.

Во время выполнения лабораторной работы по физике, химии, биологии и др. (предметы математического и естественно-научного цикла) перед учащимися ставится проблема, например: «Определение плотности вещества». Им предлагается определить плотность 2-3 образцов «неизвестного материала», для этих целей им выдаются определенные механизмы, инструменты и материалы (весы, набор гирь, линейка, набор образцов «неизвестного» вещества и т.п.). В инструкции к выполнению лабораторной работы сказано, что результаты необходимо поместить в таблицу (построить график, составить классификацию и т.п.).

Опытное построение проектной деятельности школьников с учетом закономерностей дизайна

В параграфе описывается построение проектной деятельности школьников с учетом закономерностей дизайна на примере образовательной области «Технология», как наиболее перспективном общеобразовательном предмете в решении данного вопроса. Определяются условия, обеспечивающие эффективность учебного процесса, направленного на присвоение учащимися знаний о закономерностях дизайна. Рассматривается взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности как условия развития личности школьника в результате построения проектной деятельности с учетом закономерностей дизайна.

Концепция образованности создает возможность решения проблемы содержания образования, его отбора в соответствии с меняющимися социальными запросами и педагогическими возможностями школы [64]. О.Е. Лебедев в статье «Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат», говоря об уровне образованности (уровень развития способности решать проблемы в различных сферах деятельности) отмечает, что «...среди методов решения проблем выделены универсальные методы, сформированные в опыте человеческой деятельности» [64]. К универсальным методам данной деятельности автор относит «...общие методы организации деятельности (постановка проблемы, формулирование цели, конкретизация цели в задачах, выбор средств решения задач, их использование, самоконтроль, самооценка), системный подход, прогнозирование, моделирование, проектирование» [64].

Приведенные выше, универсальные методы деятельности имеют место в модуле «Проект» образовательной области «Технология».

Исходя из задач нашего исследования, и с учетом всего выше сказанного, мы пришли к выводу, что наиболее перспективным направлением в обучении школьников проектной деятельности (без увеличения объема изучаемого учебного материала) является образовательная область «Технология», где учебными стандартами уже предусмотрена данная деятельность.

Для выполнения поставленных в исследовании задач нами был проведен специально организованный эксперимент с применением метода единственного различия. Т.е. при делении параллели на контрольные и экспериментальные классы, занятия проводились по одной программе, в одних и тех же условиях (учебные мастерские, материальное обеспечение), одним учителем, с той лишь разницей, что в экспериментальном классе проектная деятельность строилась с учетом использования закономерностей дизайна. При проведении данной экспериментальной работы необходимо было, таким образом распределить дополнительный материал (закономерности дизайна), что бы уложиться в отведенные программой учебные часы. При этом, для достижения оптимального результата, необходимым условием являлось представление дополнительного материала в доступной для учащихся форме, последовательно, научно и т.д., т.е. применяя к данному материалу основные принципы и правила обучения.

Экспериментальная работа в данном направлении проводилась на основе образовательной области «Технология» (вариант I, с преобладанием технологии обработки конструкционных материалов и электрорадиотехнологии).

Непосредственно программа построения проектной деятельности школьников с учетом элементов дизайна строилась на основе двух блоков закономерностей дизайна, а именно: 1 блок «Закономерности композиции»; 2 блок «Закономерности рекламы». Последовательность введения данных закономерностей определялась нами по мере сложности их освоения и необходимости с точки зрения учебного процесса.

Уже на втором занятии в 7 классе при изучении темы «Технология токарной обработки древесины» (новая образовательная область «Технология») учащиеся занимаются чтением чертежей, составлением эскизов деталей с конической и фасонной поверхностями, знакомятся с особенностями отделки деталей из древесины. Именно на этих занятиях, целесообразным является введение таких закономерностей дизайна как арифметическое, геометрическое и гармоническое пропорционирование (блок «Закономерности композиции)

Похожие диссертации на Использование закономерностей дизайна в проектной деятельности школьников (На примере образовательной области "Технология")