Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Сорошева Саргылана Викторовна

Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования
<
Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сорошева Саргылана Викторовна. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сорошева Саргылана Викторовна; [Место защиты: Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова].- Якутск, 2010.- 207 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/823

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования

1.1. Проблема духовно-нравственного воспитания личности в философском, психолого-педагогическом аспекте 14

1.2. Особенности духовно-нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования 39

1.3. Инновационный подход к духовно-нравственному воспитанию студентов учреждений среднего профессионального образования 60

Выводы по первой главе 88

Глава II. Содержание и технология духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования

2.1. Модель духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды средних профессиональных образовательных учреждений 90

2.2. Формы и методы духовно-нравственного воспитания студентов 105

2.3. Динамика уровней духовно-нравственной воспитанности студентов 125

Выводы по второй главе 143

Заключение 145

Библиография 148

Приложение 174

Введение к работе

Актуальность исследования. Кризисные явления, охватившие политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, изменили жизненные приоритеты граждан России. Утрата молодежью традиционных нравственных ценностей, нарушение моральных норм и правил, проявление форм асоциального поведения актуализируют важнейшую задачу - воспитание духовно-нравственной культуры молодого поколения.

Понимая важность утверждения в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развития многовековых духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни, воздействия духовного возрождения общества на уровень экономического развития, Правительство Республики Саха (Якутия) разработало и приняло государственную целевую программу «Создание условий для духовно-нравственного развития граждан Республики Саха (Якутия) на 2005-2010 годы». Основными задачами программы являются формирование духовно-нравственных ориентиров граждан республики в условиях глобализации и становления информационного общества, защита и развитие материального и духовного, движимого и недвижимого культурного наследия, создание единого информационно-культурного пространства республики.

Коренные изменения в государственно-политическом и социально-экономическом развитии России такие, как формирование гражданского общества, рыночного сектора экономики, процессов регионализации, изменения в сфере занятости, перегруппировка спроса на рабочую силу в пользу отраслей непроизводственной сферы, возрастание требований общества к качеству и конкурентоспособности человеческих ресурсов, оказывают существенное влияние и на развитие среднего профессионального образования.

Обеспечение качества профессионально квалифицированных кадров в условиях реализации Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, строительства российского мегапроекта - нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» (ВСТО) в системе опережающего развития непрерывного профессионального приобретает особую актуальность.

Для становления и развития инновационной экономики необходима подготовка не только квалифицированных профессиональных кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств, но и ответственных специалистов, способных к активности, самостоятельности, инициативе, социализации, обладающих высокой нравственностью, духовной культурой, проявляющих терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, умеющих творчески решать различные вопросы и адаптироваться в быстро меняющихся условиях производства.

В вышедших в последние годы нормативно-правовых и научно-методических документах отмечается необходимость усиления функций воспитания в работе образовательных учреждений. С принятием в России Закона «Об образовании» в его новой редакции начался новый этап государственной образовательной политики. Одним из ключевых нововведений стало признание приоритетной роли воспитания, главной задачей основных общеобразовательных программ признается обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки обучающихся.

Изучение философской, психолого-педагогической литературы, анализ материалов диссертационных исследований показывают, что теория и практика духовно-нравственного воспитания прошли длительный путь развития.

Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах Н.А. Бердяева, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных

педагогов, психологов по вопросам духовно-нравственного воспитания (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, В.А. Караковского, Б.Т. Лихачева, Е.Н. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и др.

В результате изучения проблемы выявлены противоречия между:

требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к выпускнику учреждения среднего профессионального образования и недостаточным уровнем духовно-нравственного развития многих студентов;

идеальным образом выпускника учреждения среднего профессионального образования и его реальным поведением;

необходимостью повышения эффективности духовно-нравственного воспитания студентов и недостаточной разработанностью содержания, форм, методов и средств его осуществления в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования.

Вышеназванное определило тему исследования: «Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования».

Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования.

Предмет исследования - теоретические основы и педагогические условия духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального

образования и обосновать педагогические условия его осуществления.

Гипотеза исследования заключается в следующем предположении: духовно-нравственное воспитание студентов учреждений среднего профессионального образования будет более эффективным, если:

создать инновационную среду воспитания студентов на основе использования системного, компетентностного, личностно-ориентированного, коммуникативного, культурологического подходов;

разработать и апробировать инновационное содержание и технологию духовно-нравственного воспитания студентов, построенную на принципах преемственности, толерантности, альтруизма, демократизма, толерантности, сотрудничества и индивидуализации;

реализовать педагогические условия духовно-нравственного воспитания студентов (создание инновационной среды; стимулирование устойчивых проявлений эмоционально-нравственных чувств, духовного поведения, творческо-познавательной активности и гуманного стиля поведения студентов; использование активных средств, форм, методов воспитания; разработка критериев эффективности духовно-нравственного воспитания студентов; референтность носителей духовно-нравственных ценностей - участников педагогического процесса).

Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированной гипотезы были определены задачи исследования:

  1. Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы процесса духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования.

  2. Раскрыть сущность и содержание духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования.

  3. Определить критерии и уровни развития духовно-нравственной

воспитанности студентов учреждений среднего профессионального образования.

  1. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий духовно-нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования.

  2. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию студентов учреждений среднего профессионального образования.

Методологической основой исследования являются диалектика, рассматривающая процессы и явления во всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности, деятельностный и аксиологический подходы, признание человека высшей ценностью и целью общественного развития, идеи взаимодействия общества и человека, его всестороннего развития, положение о приоритете традиционных ценностей как части общечеловеческих в содержании духовно-нравственного воспитания, ведущая роль созидательной деятельности в формировании личности, идеи гуманизма и подлинной демократии, принципы индивидуализации и альтруизма.

Профессиональные аспекты методологической основы исследования определяются законами Российской Федерации по вопросам образования, нормативно-правовыми документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) по проблемам воспитания молодежи.

Теоретической основой исследования послужили:

- философские теории о роли духовно-ценностного потенциала человека
в его личностном развитии (Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой,
Э. Фромм и др.);

- педагогические теории воспитания личности (Я.-А. Коменский,
Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, И.-Г. Песталоцци,

В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.);

- концепции нравственного воспитания подрастающего поколения
(Н.И. Болдырев, О.И. Бородина, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов
и др.);

- теории нравственных ценностей (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская,
М.С. Каган, А.В. Разин и др.);

концепции формирования ценностного сознания личности (А.А. Бодалев, И.С. Кон, А. Маслоу, В. Франкл и др.);

теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

теории воспитания подрастающего поколения с учетом особенностей социокультурной ситуации (Ш.А. Амонашвили, Л.П. Илларионова, В.А. Караковский, А. В. Мудрик, В.В. Сериков и др.);

-теории о взаимосвязи этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития человека и воспитания детей (У.А. Винокурова, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Е.П. Жирков, А.Г. Корнилова, Н.Д. Неустроев, И.С. Портнягин, А.Д. Семенова, К.Д. Уткин и др.);

-теории духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (А.Г. Адамова, М.И. Баишева, К.Е. Гагарина, Л.М. Донченко, М.П. Кибардина, И.А. Колесникова, А.П. Колпакова, А.А. Корзинкин, Р.Х. Лепехина, Н.А. Пархоменко, СБ. Рябчикова, В.И. Слободчиков, И.И. Яшкина и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-
педагогической, методической литературы; изучение реально
складывающегося опыта через анкетирование, наблюдение, беседу,
тестирование; теоретическая и методическая интерпретация педагогического
эксперимента; анализ собственного опыта работы со студентами учреждения
среднего профессионального образования; математическая и статистическая
обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

раскрыты сущность и особенности духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования;

обоснованы и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования на принципах преемственности, альтруизма, демократизма, толерантности, сотрудничества, индивидуализации;

сконструирована модель духовно-нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования, построенная на основе системного, компетеитностного, личностно-ориентированного, коммуникативного, культурологического подходов и состоящая из целевого, когнитивного, аксиологического, деятельностного, мониторингового компонентов;

определены критерии, показатели и уровни духовно-нравственной воспитанности студентов учреждений среднего профессионального образования;

-разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса духовно-нравственного воспитания студентов в инновационной среде учреждений среднего профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке модели духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования, в обосновании ее концептуальных основ и научных подходов к ее реализации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, средства духовно-нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования,

разработанный диагностический материал, методические рекомендации могут быть реализованы педагогами в учреждениях среднего профессионального образования. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических колледжей и вузов; при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике воспитания.

Достоверность результатов исследования подтверждается

методологической обоснованностью исходных теоретических позиций авторов,
теоретическим анализом проблемы; организацией экспериментальной работы
с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и
задачам исследования; воспроизводимостью результатов и

репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным анализом; соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием; педагогического и методического советов Олекминского техникума механизации и электрификации сельского хозяйства; докладывались на республиканских научно-практических конференциях: «Детские организации и объединения Якутии в третьем тысячелетии: проблемы, перспективы, тенденции» (Якутск, 2004 г.), «Новые технологии в образовании: информационные технологии и развитие образования» (Якутск, 2006 г.) «Здоровые дети — здоровая нация» (Якутск, 2007 г.), «Актуальные задачи современной модели образования: Риски. Опыт. Достижения» (Якутск, 2008 г.), «Духовно-патриотическое воспитание в современных условиях» (Якутск, 2009 г.), научно-практических конференций в рамках «Лаврентьевских чтений» (2004-2006 гг.), ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и соискателей Якутского государственного университета имени

М.К. Аммосова, преподавательского состава Олекминского техникума механизации и электрификации сельского хозяйства и Олекминского филиала Якутской государственной сельскохозяйственной академии (2004-2007 гг.), республиканских «Слепцовских чтениях» (Якутск, 2009 г.), «Рождественских чтениях» (2009 г.). Внедрение результатов исследования осуществлялось путем выступления с докладами на семинарах, методических объединениях образовательных учреждений районов республики; в ходе организации опытно-экспериментальной работы в учреждении среднего профессионального образования.

Базой исследования явились государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» и учреждения профессионального образования Вилюйского, Намского, Нюрбинского, Хангаласского улусов Республики Саха (Якутия).

Исследование проводилось поэтапно с 2003 по 2009 гг.

Первый этап (2003-2004 гг.) - поисково-теоретический. В процессе анализа философской, психологической, исторической, педагогической литературы, диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме были определены методология и методика, понятийный аппарат и программа исследования. Проводился поиск возможных педагогических условий духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования.

Второй этап (2004-2007 гг.) — опытно-экспериментальный. На этом этапе была проведена проверка эффективности разработанного комплекса педагогических условий духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования.

Третий этап (2008-2009 гг.) - обобщающий. Осуществлены

систематизация и интерпретация полученных материалов, обобщены теоретические и практические результаты исследования, оформлен текст диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Сущность духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования, включающей целевой, когнитивный, аксиологический, деятельностный, мониторинговый блоки, состоит в применении инновационных технологий обучения и воспитания; реализации творческого потенциала студентов и педагогов; дифференциации и индивидуализации воспитательных влияний, способствующих гармонии духовного и нравственного сознания, духовно-нравственных чувств и поведения, самовоспитанию, самосовершенствованию и самореализации личности.

  2. Технология духовно-нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования строится на основе системного, компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического подходов и принципов преемственности, толерантности, альтруизма, демократизма, толерантности, сотрудничества и индивидуализации, обеспечивающих динамику духовно-нравственной воспитанности студентов.

3. Эффективность протекания духовно-нравственного воспитания
студентов учреждений среднего профессионального образования обеспечивает
следующие педагогические условия: создание инновационной среды;
стимулирование устойчивых проявлений эмоционально-нравственных чувств,
духовного поведения, творческо-познавательнои активности и гуманного стиля
поведения студентов; использование активных средств, форм, методов
воспитания; разработка критериев эффективности духовно-нравственного
воспитания студентов; референтность носителей духовно-нравственных

ценностей - участников педагогического процесса.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Проблема духовно-нравственного воспитания личности в философском, психолого-педагогическом аспекте

В философской литературе глубоко и разносторонне рассматривается проблема духовности человека и общества в целом. В плане основного вопроса философии Дух (духовность) противопоставляется материи (материальности).

Известно, что духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира. Духовная цивилизация Запада более открыта к изменениям, поискам истины в различных направлениях.

В философских трудах раскрывается сущность духовности. Так, древнегреческий философ Платон предлагает духовно-нравственный элемент в качестве инвариантной величины: «Прежде всего нам, вероятно, надо смотреть за творцами мифов: если их произведение хорошо, мы допустим его, если же нет — отвергнем. Мы уговорим воспитательниц и матерей рассказывать детям лишь признанные мифы, чтобы с их помощью формировать души детей скорее, чем их тела...» [84, с.152]. Платон делает предупреждение: роль прекрасного в духовном развитии человека должна быть в центре внимания воспитателей, ибо «в противном случае он навлечет на себя упрек в грубости и непонимании прекрасного» [84, с.183].

По Аристотелю, высшая форма Духа — ум, мыслящий сам за себя. Душа есть не только у человека, но и растений и животных. Растительная душа обладает способностью роста, питания и размножения, животная же душа еще обладает и чувством [ПО, с.79]. Философ формулирует тезис: красота, прекрасное, совершенное - это единство в многообразии. Прекрасное выступает в единстве меры, гармонии, ритма [84, с.708]. Средневековые философы (Августин Блаженный, Ансельм, Фома Аквинский и др.) отождествляют Дух с Богом, видя в нем существо, которое творит материальный мир (трансформации античной философии в средние века: Единое Благо — Бог, Мировой Ум - Иисус Христос, Мировая Душа — Святой Дух). В заслугу средневековым философам следует поставить выделение в составе ментальности человека наряду с телом и душой духовной составляющей. В религиозном смысле дух есть со-весть с Богом [110, с.81].

Рационалист Р. Декарт делит сотворенный мир на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция — это объективная реальность, главный атрибут духовной субстанции — мышление, материальной — протяженность. Немецкий философ Г.-В. Лейбниц объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц - монад. Монада - это духовный элемент действительности, наделенный деятельным стремлением и сознанием [135, с. 180]. Монада является душой, когда в ней есть чувство, и духом, когда есть разум.

Характерной особенностью классической философии является рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности. Человек, согласно представителям классической немецкой философии (И. Кант, И.Фихте, Ф. Шеллинг, Л. Фейербах), — господин природы и духа. По Г. Гегелю сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества, Дух на своем высшем этапе развития лишь воплощает то, что заложено в мышлении. [164, с.54-110]. Человек подлинно духовен лишь как «вещь в себе», потому И. Кант всем своим творчеством призывает человека к «высшей духовности, нравственному поведению» [112, с.248]. Ф. Ницше убежден, что «сильная личность должна преодолеть современную ему ситуацию краха традиционных критериев истины и лжи, добра и зла» [174, с. 102].

Материализм стремится понять дух как свойство материи. По Демокриту, есть атомы и пустота, духовное составлено особыми атомами [ПО, с.32]. У материалистов нового времени (Гельвеций, Гоббс, Спиноза) свое понимание сознания, в зависимости от того, делается ли упор на мышлении или на чувственные формы знания, однако использование понятий «дух», «сознание» и «ум» идентично. Диалектико-материалистическая философия рассматривает дух как производное от материальных факторов [39, с.31]. Г.В. Плеханов, русский философ и публицист, искренний последователь К. Маркса, полагает, что духовный мир человека и формы его культуры зависят от экономических отношений [164, с.326].

Для многих русских философов-мыслителей характерно рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных; духовность понимается в основном в религиозном смысле [там же, с. 125]. Н.А. Бердяев писал: «Духовность - это качество человека, отражение его потребности состояться, самореализоваться в жизни, особая способность человекомерно осмыслять материальный мир; это личностная характеристика человека, свидетельствующая о мере личностной зрелости, ответственности, высокой включенности в жизнь. Духовность — это в то же время и критерий личностной зрелости человека, и фактор его целеустремленного саморазвития» [32, с. 163]. Основной философской установкой Бердяева на протяжении всего его творчества была идея свободы и духовности человека, величия его назначения в мире и трагичности бытия. Духовная жизнь, по определению Н.А. Бердяева, это не отражение какой-либо реальности, она сама наиреальнейшая [33].

Русский философ и богослов В.В. Зеньковский рассматривал человеческую душу как иерархическую структуру. Высший элемент ее -сердце, жизнь чувства, через которую устанавливается духовная связь человека с Богом и божественными основами мира [164, с.301]. По мнению В.Д. Губина: «...можно выделить три стороны сознания: предметное сознание (сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний. Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой» [75, с. 130].

Таким образом, в философском аспекте духовность означает не материальное, не телесное, а включает в себя сознание, мышление, чувства, волю, а также способность к нравственному самосовершенствованию, самоформированию духовности, к творческой реализации, к поиску смысла жизни. Рассмотрим сущность духовности в психолого-педагогическом аспекте. В зарубежной психологии проблеме духовности посвящены исследования A. Маслоу, В. Франкла, Э. Фромма. А. Маслоу считает, что духовной личностью является человек, деятельность которого мотивируется истиной, справедливостью, добротой, красотой, простотой, совершенством, способствующими самоактуализации человека [160, с.П]. По определению B. Франкла духовность, являясь констатирующей особенностью человека, реализует себя в событии, сопричастности и определяется как проявление совести и любви [253, с.96]. Э. Фромм в размышлениях о духовном кризисе современной эпохи приходит к выводу, что путь к оздоровлению общества лежит через моральное обновление и духовное очищение человека [255, с.91]. Швейцарский психолог К. Юнг трактовал психику человека как автономную замкнутую систему, одной стороной обращенную к материальному миру, который он воспринимает с помощью органов чувств, а другой — к мировому духовному универсуму (целому), из которого человек получает сигналы в форме сновидений, откровений, интуитивных прозрений [164, C.352].

Особенности духовно-нравственного воспитания студентов учреждений среднего профессионального образования

Молодежь из-за несформированности мировоззренческих позиций особенно восприимчива к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества. В рамках нашего исследования мы считаем уместным рассмотреть особенности становления взаимоотношений студенческой молодежи.

Студенческий возраст относится по критериям многих возрастных периодизаций к старшему подростковому или юношескому возрасту. Благодаря ведущей деятельности - профессиональной учебе, - усваиваются нормы отношений между людьми, а также нормы профессионально-трудовых умений. Этот возраст характеризуется как «устойчиво-концептуальная социализация», когда вырабатываются устойчивые черты личности, стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. В этом возрасте человек наиболее способен к творчеству, к научной деятельности, максимально работоспособен. Усвоенные знания, навыки, умения не только реализуются, но и получают свое дальнейшее развитие и творческое совершенствование.

Принципиальные положения комплексного изучения юности были разработаны Л.С. Выготским. Становление человека как индивида и личности, по Л.С. Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального биологического и социального. Однако, в отличие от концепций зарубежных исследователей, рассматривающих развитие ребенка как результат воздействия «внешней», социальной среды, Л.С. Выготский подчеркивает, что среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются количественно и качественно в зависимости от того, через какие возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются [61, с.93].

Данное положение имеет важное значение для практической воспитательной работы с подростками и юношами. Оно показывает, как сильно может быть внешнее, социальное влияние на формирование их личности, и в то же время, как много зависит и от собственно психологических свойств личности. Наши повседневные наблюдения полностью подтверждает справедливое замечание И.А. Липского: «...На рубеже XX-XXI вв. в условиях духовно-ценностного вакуума во взрослую жизнь вступило поколение молодых людей, имеющих эклектическую систему ценностных ориентации, характеризующую ограниченность их социализации, потерю доверия к предметному и природному миру, деформацию социальных отношений, нарастание растерянности в социальной ориентации личности; становление приоритетов потребления и развлечения в ущерб приоритетам трудовой деятельности. Данная социальная ситуация негативно сказалась на уровне и качестве подготовки молодых семей к воспитанию детей, но обусловила переход от позиций общественного мнения, что «лучше никакого воспитания, чем воспитание коммунистическое», к его позиции актуализации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи» [147, с.5].

Также нельзя не согласиться с мнением В.И. Слободчикова, что главная болевая точка современной ситуации — это разрушенные межпоколенные связи, отчуждение и противостояние в семье, в школе, в общем месте жительства. Это отсутствие жизнеспособных общностей людей - неоформленность социальных, культурных, национальных, образовательных ценностей и смыслов. Это также культурная неоформленность сверстничества, стихийное образование возрастных когорт, которые в подростково-молодежной среде приобретают, деструктивный характер [222, с.37].

Исходя из антропологического и аксиологического подходов в теоретико-методологических основаниях воспитания, где главной ценностью признается духовно и нравственно совершенный человек, и гуманизм как путь достижения этой цели, дальнейшая задача нашего исследования предполагает рассмотрение феномена взаимоотношений в следующих аспектах: сущностной структуры и взаимодействия различных компонентов деятельности отношений, взаимоотношений; возрастных психолого-педагогических особенностей старших подростков; возможностей опоры на эти особенности в воспитательном процессе.

Для решения этих проблем важно показать значение опыта активной живой взаимосвязи субъектов, опыта взаимодействий и опыта переживаний отношений в процессе жизнедеятельности. В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которое определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы: 1. Социальные отношения, определяющие мировоззрение личности и общественную направленность ее поведения. 2. Нравственные отношения: отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений); отношение к труду (трудолюбие); отношение к общественному достоянию, охрана природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.); отношение к выполнению служебных обязанностей (дисциплинированность); отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства). 3. Эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.). 4. Отношения, связанные с физической культурой личности. Отношение можно трактовать как выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии.

Модель духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды средних профессиональных образовательных учреждений

В первой главе исследования нами рассмотрены философский и психолого-педагогический аспекты раскрытия сущности духовно-нравственного воспитания личности, особенности становления взаимоотношений студенческой молодежи, условия эффективности воспитания студентов средних профессиональных образовательных учреждений.

Анализ научной литературы по теме исследования, изучение массовой практики воспитания в системе СПО позволили разработать структурно-функциональную модель духовно-нравственного воспитания студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования, где представлен целостный педагогический процесс и его основные компоненты, наличие которых определяется в соответствии с целью и содержанием. Говоря о модели, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего при осуществлении обучения и воспитания студентов.

На основе анализа нормативных документов, научных и научно-методических работ нами выделены и обоснованы принципы построения модели духовно-нравственного воспитания студентов в процессе внеучебной деятельности. Рассмотрим их подробнее.

Принцип преемственности. Преемственность, согласно словарю русского языка СИ. Ожегова, означает «идущие в порядке преемства последовательности от одного к другому». Понятие преемственности широко распространено в педагогике (В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Ю.Г. Татур, Е.В. Ткаченко и др.)- Государственный образовательный стандарт трактует преемственность не только как преемственную связь содержания образования между различными уровнями образования, но и связь образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания. Преемственность является одним из принципов обучения, согласно которому освоение учебного материала происходит во взаимосвязи и на основе предыдущих знаний.

В области воспитания принцип преемственности предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является естественным и логическим продолжением проводившейся ранее работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание на более высокий уровень. Важно, используя системный метод, учитывать преемственность в воспитании с первого курса до последнего. Если задачи базового уровня — оказание всесторонней психолого-педагогической поддержки, то по мере взросления студентов следует менять вектор личностно-ориентированных технологий: вовлечение в актив учебного заведения, в подготовку мероприятий, развитие потребности не только знать свою специальность, но и стремиться постичь культурные ценности.

Принцип толерантности. Проблемы толерантности за последние годы являются предметом особого внимания как государственных органов власти, так и ученых различных областей наук. Связано это, прежде всего, с явлениями разжигания межнациональной неприязни, экстремистскими вылазками и другими социальными потрясениями.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Принцип толерантности полагает построение такой системы воспитательной работы с молодежью, которая формирует у студентов мировоззренческие человеческие ценности, воспитывает терпимость по отношению к другим по отношению к другим культурам и влияет на будущую профессиональную деятельность специалиста.

В процессе обучения студент взаимодействует с различными участниками образовательного процесса, и установление толерантных отношений между всеми — основа органичного воспитания студента. К положительным типам взаимодействия между участниками образовательного процесса можно отнести: диалог, в котором проявляется индивидуальность, постигается своеобразие партнера, умение принять его таким, каков он есть, ослабляется стереотипное восприятие других, усиливаются гибкость мышления, умение оценивать себя через оценку других; сотрудничество, под которым подразумевается совместное определение целей деятельности, ее планирование, распределение сил, средств на основе возможностей каждого; опека, подразумевающая заботу, которая не унижает достоинства опекаемого, а является естественной нормой субъекта и объекта опеки. Данный вид взаимодействия возможен лишь в случае когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся.

Принцип альтруизма. Благотворительная деятельность является древнейшей нравственной и гуманистической традицией, одной из форм помощи и взаимопомощи. В воспитательной деятельности принцип альтруизма предполагает формирование у студентов нравственных качеств личности, позволяющих оказывать безвозмездную помощь тем, кто в ней нуждается.

Принцип демократизма. Демократизм предполагает переход к воспитательной системе, основанной на сотрудничестве и сотворчестве всех субъектов воспитательного процесса на всех этапах формирования системы.

Принцип индивидуализации. Предполагает предоставление студенту возможности для максимального развития индивидуальных способностей и профессиональных компетенций, укрепления здоровья. В процессе индивидуально-личностного развития студенту предоставлено право самому выбирать социальные сферы для самореализации и саморазвития, но с помощью педагога.

Каждый подход к воспитанию пользуется своими категориальными координатами, но все они едины в гуманистическом взгляде на человека и в признании значения его совершенствования. В своей деятельности по духовно-нравственному воспитанию студентов средних профессиональных образовательных учреждений мы определяем системный, компетентностный, личностно-ориентированный, коммуникативный, культурологический подходы.

Системный подход. Опыт показал, что воспитательная система учебного заведения в своем развитии проходит в несколько этапов. Первый этап -становление системы, на котором осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура, определяются связи между ее элементами. Целью является отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Второй этап — отработка системы, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий.

Формы и методы духовно-нравственного воспитания студентов

Методы воспитания - это способы взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития, пути воздействия, посредством которых достигаются воспитательные цели, реализуется содержание деятельности, обеспечивается условие мировоззренческих и этических знаний, привлечение каждого воспитанника к активной работе, определяется организация поведения, соответствующего требованиям общества.

Выбор методов воспитания предполагает: 1) применение в единстве методов формирования сознания (понятий, суждений, убеждений, оценок), организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, поручение и пр.), стимулирование деятельности и поведения школьников (соревнование, поощрение, наказание); 2) их координацию ввиду воспитания — классным руководителем, активом группы, коллективом учащихся; 3) переход методов воспитания в методы самовоспитания (убеждения — в самоубеждения, упражнения — в самоупражнения и др.).

Как показали исследования, для старшего подросткового и юношеского возраста характерно сочетание методов, применяемых, с одной стороны, учителем, классным руководителем, а с другой - коллективом учащихся, отдельными личностями.

Выбор методов воспитания зависит от многих факторов - цели, содержания воспитания, от степени воспитанности обучающихся, уровня межличностных отношений, авторитета и опыта педагога, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Для повышения результативности воспитательного процесса, как показывает изучение опыта, целесообразно применять комплекс методов, усиливая их воспитательный потенциал.

Деятельность воспитуемых в процессе опытной работы организуется в двух направлениях: коллективном и личностном. В соответствии с этим методы воспитания нами, как показано в исследовании Л.И. Аманбаевой, подразделены на две основные функциональные группы: группа методов воспитания, направленная на воспитание совместной (коллективной) жизни детей: 1) единые педагогические требования; 2) методы и формы самоуправления; 3) традиции; 4) игра; 5) перспектива; группа методов индивидуального воздействия: 1) разъяснение; 2) требование; 3) пример; 4) наказание, поощрение.

Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста учащихся, мастерства воспитателей и других условий, в которых протекает процесс воспитания.

При осуществлении опытно-экспериментальной работы нами были применены разнообразные средства, формы и методы формирования духовно-нравственных ценностей студентов. Опытно-экспериментальная работа проводилась в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства».

Духовно-нравственное воспитание студентов было направлено на воссоздание и передачу духовного наследия, ценностей, новых идей, эмпирического опыта, диалогическую форму взаимодействий и общений студента - учебного заведения - общественных объединений.

В своей работе мы использовали: 1. Методы организации и самоорганизации воспитательного коллектива, повседневного общения, взаимодействия, самодеятельности и педагогического воздействия (коллективная игра, коллективное самоуправление, коллективное самообслуживание, единые требования). 2. Методы повседневного систематического целенаправленного общения, товарищеского, доверительного взаимодействия в обыденных и экстремальных ситуациях (социальная защита, уважение, педагогическое требование, убеждение, предупреждение, осуждение, доверие, сочувствие, принятие решения, проблемные ситуации). 3. Методы личностной самодеятельности: самоорганизацию как самоанализ и самосознание, самоорганизацию чувств и разума (самовоспитание), самоорганизацию воли и поведения (самостимулирование). 4. Методы педагогического и психологического прикосновения воспитателя к личности воспитанника в целях коррекции его сознания и поведения, стимулирования или торможения его деятельности, обращения к личности в жизненных ситуациях (разъяснение, создание ситуации успеха, актуализация мечты, упражнение, поощрение, наказание).

Согласно педагогической модели, рассмотренной в параграфе 2.1., мы выделяем следующие направления работы воспитательной работы: Когнитивное направление — формирование определенного уровня общенаучной, профессиональной и социальной компетентности студентов, т.е. на приобретение ими системы духовно-нравственных, научных, технических и социальных знаний, умений и навыков.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования