Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся Журбенко Елена Юрьевна

Формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся
<
Формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся Формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся Формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся Формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся Формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Журбенко Елена Юрьевна. Формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Журбенко Елена Юрьевна; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.].- Самара, 2010.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1129

Введение к работе

Актуальность исследования. Современным обществом востребуется человек, способный к художественному освоению мира. Искусство занимает особое место в социализации личности, формирует ее творческую активность. Образная модель окружающего мира обогащает жизненный опыт человека, его знания и представления о мире вооружает растущую личность ценным опытом творческого самоопределения (М.М. Бахтин, А.Н. Леонтьев).

Актуализация роли искусства в становлении современного человека требует понимания образования как сферы духовной жизни общества, одной из задач которого является обеспечение полноценного развития личности, включающего овладение опытом эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Решение указанной задачи тем более важно, что в условиях сохраняющейся технократической направленности системы общего образования процесс обучения до сих пор преимущественно ориентирован на развитие интеллектуальных сил обучаемых. Художественное развитие зачастую остается на периферии образовательного процесса, и приобщение к искусству, если оно имеет место, носит информативный характер.

Возникает парадоксальная ситуация: незаменимая социализирующая функция искусства официально никем не отрицается, но из школьного расписания предметы художественного цикла как «обязательные» планомерно исчезают. Анализ «Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)» показывает, что и в перспективе (а этот документ определяет тенденции развития основного общего образования учащихся в ХХI столетии) эти предметы сохранят неустойчивое положение. В связи с этим возрастает роль учреждений дополнительного образования, ориентированных на художественное развитие личности учащихся средствами искусства.

Художественное направление дополнительного образования рассматривается сегодня как сфера, в наибольшей степени благоприятствующая развитию творческих способностей школьника и формированию художественного опыта. Педагог учреждения дополнительного образования должен быть подготовлен к тому, чтобы на высоком профессиональном уровне осуществлять процесс творческого развития учащихся, их самоопределения и самореализации. Однако анализ педагогической литературы и практики учреждений дополнительного образования показал, что использование потенциала искусства в отношении художественного развития учащихся до сих пор осуществляется преимущественно бессистемно и нецеленаправленно, так как в качестве педагогов нередко выступают специалисты, пришедшие из разных учреждений культуры и искусства, у которых отсутствует педагогическое образование. Такие педагоги ориентированы на достижение успехов в области конкретного вида художественного творчества. Указанные факты делают актуальной проблему формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Существуют научные предпосылки решения указанной проблемы. Учеными раскрыты сущность и структура готовности к педагогической деятельности (В.П. Бездухов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалев, Т.И. Руднева, В.А. Сластенин и др.), обозначены требования к личности педагога дополнительного образования (А.К. Бруднов, Ю.А. Лобейко, Е.А. Наумова, Т.И. Руднева, Ю.В. Сорокопуд,). Общие вопросы подготовки квалифицированных кадров системы дополнительного образования привлекали внимание В.П. Голованова, Е.Б. Евладовой, О.Е. Лебедева, Л.Г. Логиновой. Детально изучены некоторые частные аспекты подготовки будущих педагогов дополнительного образования: личностно-профессиональная готовность к деятельности (Л.Г. Диханова), общепедагогическая готовность (Н.Н. Андрианова), формирование профессионально-дидактической (А.А. Усов) и информационной культуры (Т.С. Коваль), психолого-педагогической компетентности (С.Б. Серякова), педагогической компетентности в области туристско-краеведческой деятельности (А.Р. Кузьмин), развитие мотивации профессиональной деятельности (А.В. Гуров) и др. Проблема формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся не была предметом специального исследования. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.

Среди многих проблем, возникающих при изучении готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, необходимо исследовать такие, которые связаны с раскрытием содержания понятия «художественное развитие», с обоснованием структуры готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, с разработкой модели процесса формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, и ряд других.

Источником этих проблем является противоречие между потребностью общества в педагоге дополнительного образования, способном к формированию опыта художественно-творческой деятельности учащихся в целях развития художественных потребностей и интересов, оценок и вкусов воспитанников, обогащения у них опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству, и отсутствием научно обоснованной модели процесса формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки модели процесса формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся. В практическом плане – проблема определения содержания, форм и методов формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Объект исследования – процесс формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Предмет исследования – содержание, формы и методы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Цель исследования – разработать и апробировать модель процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся в процессе обучения в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования. Если готовность будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся как личностного образования есть единство когнитивного, эмоционально-ценностного, рефлексивного и деятельностного компонентов, то формирование готовности становится успешным тогда, когда:

– раскрытие содержания понятия «художественное развитие» служит основой для определения структуры готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся;

– разработка модели процесса формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся базируется на определении содержания когнитивного, эмоционально-ценностного, рефлексивного и деятельностного компонентов готовности;

– модель процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся реализуется с помощью культурологического и личностно ориентированного подходов и адекватных им принципов;

– доминирующими методами формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся являются такие, которые обеспечивают не только развитие когнитивного, эмоционально-ценностного, рефлексивного и деятельностного компонентов готовности, но и ориентируют на организацию художественного освоения мира учащимися через их приобщение к художественно-творческой деятельности.

Задачи исследования:1) конкретизировать научное представление о содержании понятия «художественное развитие»; 2) раскрыть структуру готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся и обосновать содержание ее компонентов; 3) выявить подходы к формированию и принципы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся; 4) определить содержание, формы и методы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся; 5) оценить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сегодня востребована личность, гармонично сочетающая физическую, интеллектуальную и эмоциональную составляющие, ориентирующаяся в традициях отечественной и мировой культуры, способная к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из возможных способов формирования такой личности является приобщение к искусству. Использование возможностей искусства как средства обогащения опыта художественного освоения мира не может ограничиваться только системой базового образования. Дополнительное образование сегодня является одним из определяющих факторов развития художественных потребностей и интересов человека, накопления им опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству. Однако существуют противоречия между необходимостью художественного развития обучаемых и неподготовленностью педагогов к осуществлению этого развития, между востребованностью в современном обществе педагогов, способных осуществлять художественное развитие личности, и неразработанностью теоретических аспектов подготовки таких кадров для учреждений дополнительного образования. Одним из возможных способов разрешения данных противоречий является формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся, структурными компонентами которой являются когнитивный, эмоционально-ценностный, рефлексивный и деятельностный компоненты.

2. Выявление подходов к формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся должно основываться на понимании того, что в процессе формирования готовности происходит приобретение студентами профессиональных знаний и умений, а также профессионально-личностное и художественное развитие. Такими подходами являются культурологический и личностно ориентированный. Реализация культурологического подхода обеспечивает необходимый уровень личностной культуры будущего педагога дополнительного образования, служит обогащению художественной картины мира студента. Реализация личностно ориентированного подхода позволяет развить потребность будущего педагога дополнительного образования в овладении знанием о явлении художественного развития, о способах развития художественных потребностей и интересов учащихся, формирования оценок и вкусов, опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству. Субъектность (индивидуальность) будущих педагогов дополнительного образования проявляется в избирательном отношении к содержанию, видам и формам художественно-творческой деятельности; при этом достигается осознание студентом себя как творческой индивидуальности. Наиболее адекватными сущности культурологического подхода являются принцип интеграции педагогики и музыкального искусства и принцип моделирования творческого процесса в реальном музыкальном обучении. Адекватным сущности личностно ориентированного подхода является принцип индивидуализации обучения и воспитания.

3. Стратегия деятельности преподавателя колледжа по формированию готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся базируется на модели процесса формирования готовности, которая включает в себя в себя цель, подходы и принципы, содержание процесса формирования готовности, разработанное в соответствии с содержанием явления «художественное развитие» и содержанием компонентов готовности, образовательные технологии, формы и методы формирования готовности, условия и результат (компоненты и показатели сформированности готовности).

4. Педагогически целесообразное формирование готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся осуществляется в учебном процессе, во внеаудиторной работе и досуговой деятельности, в период педагогической практики через накопление и обогащение собственного опыта художественно-творческой деятельности студентов.

Наиболее адекватными решению задачи формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся являются такие реализуемые в различных организационных формах (ведущие: лекция-беседа, проблемная лекция, лекция-концерт, семинар-практикум, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, академический концерт; вспомогательные: мастер-класс, презентация творческого проекта, интеллектуальные игры, фестивали художественного творчества, художественно-эстетические коллективные творческие дела, хоровой праздник; сопутствующие: студенческие научно-практические конференции, гуманитарные межпредметные олимпиады, музыкальные лектории) методы обучения студентов, как проблемно-поисковые, исследовательские методы, творческие задания, метод моделирования художественно-творческого процесса и др.

Результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна:

– конкретизировано научное представление о содержании понятия «художественное развитие» (художественное развитие – процесс накопления, обогащения опыта художественно-творческой деятельности, обеспечивающий художественное познание, развитие художественных потребностей и интересов, формирование оценок и вкусов, опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству);

– раскрыты структура готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся и содержание ее компонентов (содержание когнитивного компонента образуют знания о содержании явления «художественное развитие», о формах и методах художественного развития учащихся и др. Содержание эмоционально-ценностного компонента составляют опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству и к ценностям дополнительного образования, эмпатия. Содержание рефлексивного компонента образует способность будущих педагогов дополнительного образования к художественной и педагогической рефлексии. Содержание деятельностного компонента составляют умения организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми, организации творческой, эмоциально насыщенной развивающей деятельности учащихся, исполнительские умения и опыт художественно-творческой деятельности);

– выявлены подходы к формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся и адекватные им принципы [Культурологический подход предполагает приобщение студентов к ценностям искусства через включение их в активную художественно-творческую деятельность, овладение ценностно-смысловым содержанием образования. Благодаря реализации личностно ориентированного подхода формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся, содержание которой обусловлено содержанием художественного развития, содержанием деятельности педагога дополнительного образования, приобретает для них смысл в формировании у учащихся художественной картины мира, опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству. Принципы, обеспечивающие реализацию культурологического и личностно ориентированного подходов: принцип индивидуализации обучения и воспитания (ориентирует на определение индивидуальной траектории развития будущих педагогов дополнительного образования); принципы интеграции педагогики и музыкального искусства и моделирования творческого процесса в реальном музыкальном обучении (ориентируют на целенаправленное развитие у обучаемых умений и навыков творческого самостоятельного труда в процессе опредмечивания («материализации») художественно-исполнительской идеи на основе интеграции художественной и педагогической составляющих процесса формирования готовности)];

– разработана модель процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся [Модель включает цель (формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся); подходы (культурологический и личностно ориентированный), принципы (индивидуализации обучения и воспитания, интеграции педагогики и музыкального искусства, моделирования творческого процесса в реальном музыкальном обучении); содержание процесса формирования готовности (блок психолого-педагогических дисциплин: «Психология», «Педагогика», «Введение в педагогическое исследование»; блок дисциплин области деятельности: «Специальный инструмент», «Вокал», «Основы дирижирования»; спецкурс «Психология и педагогика искусства»; педагогическая практика); технологии обучения и воспитания (личностно ориентированное коллективное творческое дело, технология опорных моментов в обучении творчеству, технология создания ситуации успеха, шоу-педагогика); формы (ведущие: лекция, семинар, практическое занятие, индивидуальные занятия по исполнительским дисциплинам, академический концерт; вспомогательные: мастер-класс, презентация творческого проекта, интеллектуальные игры, фестивали художественного творчества, художественно-эстетические коллективные творческие дела, хоровой праздник; сопутствующие: студенческие научно-практические конференции, гуманитарные межпредметные олимпиады, музыкальные лектории); методы обучения (проблемно-поисковые, исследовательский, творческое задание, моделирование художественно-творческого процесса); педагогические условия формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся (ориентация на субъектно-субъектные отношения участников образовательного процесса, единство и взаимосвязь учебного и практического аспектов подготовки, единство художественного и научного освоения художественно-педагогической деятельности; опора на ценностный потенциал содержания образования; интеграция психолого-педагогических, предметных дисциплин и дисциплин области деятельности); показатели: а) знание теоретических основ художественного направления педагогики дополнительного образования, знания о явлении «художественное развитие», о формах и методах художественного развития учащихся (когнитивный компонент); б) опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству и ценностям дополнительного образования, эмпатия (эмоционально-ценностный компонент); в) способность к художественной и педагогической рефлексии (рефлексивный компонент); г) умения организации личностно ориентированного взаимодействия с детьми, организации творческой, эмоционально насыщенной развивающей деятельности учащихся, исполнительские умения, опыт художественно-творческой деятельности (деятельностный компонент), а также уровни (высокий, средний, низкий) сформированности готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся].

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрытие содержания понятий «художественное развитие» и «готовность будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся» расширяет научные представления о содержательных и процессуальных аспектах деятельности педагога дополнительного образования в реализации развивающего потенциала художественного направления системы дополнительного образования. Разработанная модель процесса формирования готовности к художественному развитию учащихся составит основу для новых теоретических представлений о содержании деятельности преподавателя педагогического колледжа по подготовке будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся, позволит конкретизировать подходы, содержание, формы и методы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование процесса формирования профессиональной готовности педагогов дополнительного образования в области музыкальной деятельности в аспекте направленности выпускников на художественное развитие учащихся. Разработка и апробация спецкурса «Психология и педагогика искусства» является реальной предпосылкой обновления содержания общепедагогической подготовки будущих педагогов дополнительного образования

Методологическую основу исследования составили: теория эстетического и художественного освоения мира, современные концепции теории гуманизации образования.

Исследование базируется на фундаментальных положениях о единстве личности и деятельности (В.П. Бездухов, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин С.Л. Рубинштейн и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

– основные положения методологии педагогики и методики исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Ю.З. Кушнер, Т.И. Руднева, М.Н. Скаткин и др.);

– фундаментальные положения системного подхода (И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин и др.);

– идеи и концепции художественно-эстетического развития ребенка (Л.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.);

– основные положения культурологического похода (Е.В. Бондаревская, Е.С. Есипова, В. В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.);

– гуманистические идеи личностно ориентированного образования (О.С. Газман, М.Е. Кузнецов, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, Е.Н. Степанов, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.);

– идеи психологии и педагогики искусства (Л.В. Блинова, Л.С. Выготский, Т.А. Колышева, А.М. Малюков, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, О.В. Ощепкова, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, М.С. Старчеус, Г.М. Цыпин);

– исследования, раскрывающие специфику подготовки педагогов дополнительного образования (Н.Н. Андрианова, А.Г. Асмолов, В.А. Березина, А.К. Бруднов, В.А. Горский, В.П. Голованов, Е.Б. Евладова, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, Т.И. Руднева, А.А. Усов, М.О. Чеков и др.);

– работы, посвященные проблеме эстетического воспитания, художественного образования и творческого развития учащихся в условиях школьных и внешкольных занятий (Э.Б. Абдуллин, В.В. Власенко, О.Н. Ващенко, Е.П. Кабакова, Т.А. Колышева, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, О.В. Ощепкова, А.И. Смоляр, Б.П. Юсов).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, психологической и педагогической литературы; метод моделирования; социологические методы (анкетирование, беседа); педагогическое наблюдение; экспертные методы; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперимент); математические методы статистической обработки данных (средние значения, корреляционный анализ) и графического представления результатов.

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе музыкально-педагогического колледжа г. Ульяновска. Выборка составила 55 человек. Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2002–2003 гг.). Изучение педагогической действительности, конкретного опыта подготовки специалистов системы дополнительного образования показало важность и необходимость осмысления проблемы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся. Проведенный анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа стало также определение методологии и методов исследования.

Второй этап (2003–2006 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с осмыслением опыта формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались методы изучения, анализировались и систематизировались экспериментальные данные. Результатом этапа стала разработка модели процесса формирования готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Третий этап (2007–2009 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения содержания, форм и методов, обеспечивающих формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся. Результатом этапа явилось оформление текста диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблеме и современному состоянию педагогической науки; полнотой рассмотрения объекта исследования на теоретическом и практическом уровне; применением комплекса методов изучения; длительностью и возможностью воспроизведения экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии художественного образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, на заседаниях научно-методического совета Ульяновского музыкально-педагогического колледжа, нашли свое отражение в материалах проблемных семинаров, организуемых Ульяновским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования. Они обсуждались и получили одобрение на международных, республиканских, региональных научно-практических конференциях (Димитровград, Самара, Кемерово, Ульяновск). Материалы исследования внедрялись автором в процессе деятельности в качестве преподавателя и заместителя директора по научно-методической работе Ульяновского музыкально-педагогического колледжа.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, формулируется его проблема, выдвигается гипотеза, определяются объект, предмет, цель, задачи, методологические основы, методы, база и этапы исследования, раскрываются теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования и представлены положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические основы формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся» посвящена теоретическому осмыслению понятия «художественное развитие», раскрытию содержания понятия «готовность будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся», обоснованию модели процесса формирования готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся» излагаются ход и результаты экспериментальной работы по формированию готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся; на основе сравнительного анализа результатов констатирующего этапа эксперимента с данными, полученными на его контрольном этапе, сформулированы выводы о результативности опытно-экспериментальной работы по формированию готовности будущего педагога дополнительного образования к художественному развитию учащихся.

В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются основные выводы, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту.

В приложениях приводятся программа спецкурса «Педагогика и психология искусства», диагностические карты оценки компонентов готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся, алгоритм биографо-психологической характеристики личности художника, программа междисциплинарного экзамена по специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования», расчеты корреляционного анализа.

Похожие диссертации на Формирование готовности будущих педагогов дополнительного образования к художественному развитию учащихся