Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования Милицина Ольга Викторовна

Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования
<
Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Милицина Ольга Викторовна. Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Милицина Ольга Викторовна; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева].- Саранск, 2008.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/712

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования 14

1.1 Сущность и специфика музыкально-просветительской деятельности учителя в условиях дополнительного образования 15

1.2 Понятие и структура готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности 35

1.3 Педагогические условия формирования готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании 49

Выводы по первой главе 63

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования 65

2.1 Диагностика исходного состояния готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза 68

2.2 Реализация педагогических условий процесса формирования готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании 88

2.3 Результаты эксперимента и выводы 107

Выводы по второй главе 114

Заключение 116

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Социокультурные преобразования российского общества определили стратегию обновления современного образования как фактора реализации личностного потенциала граждан страны. Основополагающим принципом государственной политики в области образования, в том числе, и музыкального, является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих и национальных ценностей. Ценности музыкальной культуры становятся реальными фактами культуры человека тогда, когда они активно осваиваются и переживаются аудиторией, интерпретируются, становятся максимально приспособленными для успешного присвоения и воспроизведения. В этих процессах велика роль просвещения, наделяющего людей определенным запасом знаний, умением понимать музыку и наслаждаться ею. В данном случае объектом музыкально-просветительской деятельности становится культурная сфера личности человека, область его музыкального сознания и ценностных ориентаций.

В настоящее время пространством личностного музыкально-культурного развития является дополнительное образование, статус которого, закрепленный положениями Федерального закона «О дополнительном образовании» (2001 г.), позволяет качественно углубить и обогатить содержание школьного музыкального образования; количественно расширить направления музыкальной деятельности, выходящие за пределы общего музыкального образования; реализовать потребности ребенка в творческом самовыражении через музыкальное искусство.

Учреждения дополнительного образования обладают необходимыми условиями для культурного и творческого развития детей. Среди основополагающих – вариативность и аутентичность образования, которые позволяют школьнику выбрать направление деятельности, отвечающее его интересам и склонностям, а также регулировать объем и темп освоения образовательной программы. Это дает основание утверждать, что в дополнительном образовании могут быть созданы условия для музыкально-культурного развития личности, в которых просветительская деятельность учителя выступает одним из возможных путей реализации музыкально-культурного, личностно-творческого «Я» ребенка.

Решение задач гибкого и оперативного реагирования на изменение культурных потребностей и интересов подрастающих поколений подвластно только учителям нового типа, обладающим высокой степенью профессиональной готовности, полифункциональной подготовкой.

В соответствии с современной концепцией модернизации российского образования в педагогической науке и практике ведется активный поиск условий, обеспечивающих выпускникам вузов высокий уровень квалификации, необходимый для компетентного осуществления профессиональной деятельности. Теоретико-методологические основы подготовки учителя заложены в трудах О. А. Абдуллиной, Е. П. Белозерцева, А. А. Вербицкого, В. И. Загвязинского, Ю. Н. Кулюткина, Н. В. Кузьминой, Г. И. Саранцева, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова.

Современное высшее музыкально-педагогические образование также находится в процессе поиска новых ориентиров учебно-воспитательной работы, преобразования, моделирования и внедрения теоретических и практических инноваций в деятельность будущих учителей-музыкантов.

Фундаментальные исследования связаны с разработкой проблем практико-ориентированной направленности процесса профессиональной подготовки учителя музыки в педагогических вузах страны (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажникова, И. С. Кобозева, Т. А. Колышева, Г. М. Цыпин, А. И. Щербакова и др). В последние годы многие педагоги-исследователи высшей школы успешно занимаются изучением таких вопросов, как: формирование просветительской направленности учебного процесса в фортепианном обучении (И. У. Аушева), дирижерско-хоровая подготовка студентов к музыкально-просветительской деятельности (Л. А. Безбородова), педагогические основы непрерывного музыкального просвещения средствами культурно-просветительской работы (Ю. И. Засуха), формирование готовности студентов педколледжа к музыкально-лекторской деятельности в цикле музыковедческих дисциплин (Е. Н. Михейченкова), педагогические условия подготовки студентов к внеурочной музыкально-просветительской деятельности (Е. В. Павлова). Вместе с тем недостаточно определено значение профессиональной подготовки учителя к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования. Не нашли должного освещения сущностные основания музыкально-просветительской деятельности, а также педагогические стратегии, обеспечивающие формирование готовности студентов педвуза к ее осуществлению в условиях дополнительного образования.

В настоящее время в дополнительном образовании не столь активно заявляет о себе личностная доминанта музыкально-культурного развития. Изучение практического опыта показало, что осуществляемые в учреждениях дополнительного образования лекции-концерты, беседы об искусстве, постановки детских опер и мюзиклов, проведение разнообразных фестивалей, смотров и праздников не стали базой широкой и результативной работы по музыкально-культурному развитию личности подрастающего поколения. Организация музыкально-просветительской деятельности поручается специалистам узкого профиля, которые в силу полученного, в основном, в средних профессиональных учебных заведениях сугубо специфического комплекса знаний ограничиваются разовыми, не объединенными в систему мероприятиями. Зачастую эта деятельность носит случайный характер и требует от учителя-музыканта специальной подготовки.

Анализ научной литературы и образовательной практики позволяет заключить, что, несмотря на многостороннюю разработку проблем подготовки будущих учителей к музыкально-просветительской деятельности в педагогическом вузе, остаются недостаточно исследованными проблемы музыкально-просветительской подготовки как результата взаимодействия ее объективных и субъективных факторов: профессионально-значимого содержания, разнообразных форм (среди которых существенную роль играют комплексные формы) и активной личностной позиции студента в повышении своей профессиональной компетентности.

Таким образом, появление данной работы обусловлено необходимостью преодоления противоречий: а) между социальной потребностью в педагоге, способном реализовать культурно-развивающую специфику музыкально-просветительской деятельности как одного из приоритетов дополнительного образования, и недостаточной разработанностью этих вопросов в высшем профессионально-педагогическом музыкальном образовании; б) между необходимостью осуществления педагогом музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования и низким уровнем сформированности у студентов педвуза готовности к овладению способами такой деятельности.

Указанные противоречия свидетельствуют об актуальности проблемы исследования, смысл которой состоит в поиске и определении педагогических условий формирования готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие формированию готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании.

Объект исследования: образовательный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности.

Гипотеза исследования содержит систему предположений о том, что формирование готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования будет более эффективным, если:

- уточнена сущность музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования;

- определены содержание и структура готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности и раскрыт ее компонентный состав;

- теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие формированию готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании;

- экспериментально реализована совокупность педагогических условий формирования готовности, заключающихся в: ориентации работы студентов на активизацию творческого компонента музыкально-исполнительской деятельности; актуализации просветительского потенциала внеаудиторных организационных форм работы (в рамках НИРС, «Музыкального клуба»); овладении необходимыми знаниями и умениями в рамках курса по выбору «Теория и практика музыкально-просветительской деятельности учителя в условиях дополнительного образования».

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования.

2. Определить содержание и структуру готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности.

3. Теоретически обосновать совокупность педагогических условий, направленных на формирование готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании.

4. Экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие эффективности формирования готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании.

Методологическая основа исследования: философское понимание деятельности как специфической формы отношения к окружающему миру (А. И. Арнольдов, Э. А. Баллер, Н. С. Злобин, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев и др); педагогические теории о развитии дополнительного образования как необходимом условии полноценного формирования личности (А. Г. Асмолов, А. К. Бруднов, В. А. Горский, А. Я. Журкина, О. Е. Лебедев, Л. Г. Логинова, В. И. Панов, А. И. Щетинская и др.); общие принципы гуманистической педагогики (В. П. Бездухов, Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров и др.), положения психологической науки о деятельности, целостно раскрывающей человека в процессе исторического развития (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); концепции профессионально-деятельностного подхода к подготовке учителя, в том числе музыки (О. А. Абдуллина, Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Е. П. Белозерцев, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.); идеи педагогической науки о музыкально-просветительской направленности деятельности учителя (Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, И. С. Кобозева, В. Н. Шацкая, Б. Л. Яворский и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме, изучение нормативных документов, обобщение педагогического опыта и личной практики); эмпирические (наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, опросы, анкетирование студентов и педагогов-практиков, изучение результатов учебной деятельности; педагогический эксперимент); математические (статистическая обработка экспериментальных знаний, графическая и табличная интерпретация результатов).

Экспериментальная база исследования: педагогический факультет Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, Центр эстетического воспитания детей Пролетарского района и гимназия № 23 г. Саранска Республики Мордовия.

Исследование проводилось в четыре этапа:

I этап - поисковый (1999-2001 гг.): на основе теоретического анализа философской, психологической, педагогической и специальной литературы по обозначенной теме разрабатывались исходные позиции исследования (предмет, структура, методы, понятийный аппарат, теоретические основы музыкально-просветительской деятельности и т.д.). Изучалось состояние педагогической практики в рамках поставленной проблемы.

II этап - опытно-аналитический (2001-2002 гг.): разрабатывались основные направления музыкально-просветительской деятельности, и на этой основе определялись педагогические условия формирования готовности студентов к данному виду деятельности в дополнительном образовании.

III этап - экспериментальный (2002-2006 гг.): проводился формирующий эксперимент, в процессе которого апробировались педагогические условия формирования готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании.

IV этап - обобщающий (2006-2008 гг.): осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем решена проблема теоретического обоснования педагогических условий формирования готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании на основе деятельностного подхода. Данный подход предполагает своей целью включение студентов в особый вид учебной деятельности (учебно-просветительская деятельность), что позволяет обеспечить изменение у обучающихся мотивационно-ценностного отношения к данному виду деятельности, улучшение показателей сформированности когнитивного, деятельностного и креативного компонентов готовности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обоснованы ключевые позиции подготовки студентов к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования, смысл которых сводится к всестороннему воплощению профессионально-значимого содержания, комплексных форм и активной личностной позиции будущих учителей в повышении своей компетентности. Раскрыта сущность музыкально-просветительской деятельности педагога в условиях дополнительного образования, что дополняет работы, посвященные изучению профессиональной деятельности учителя в социокультурном контексте; обоснованы педагогические условия формирования готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании, которые расширяют научные представления о процессе подготовки будущего учителя музыки.

Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогических средств формирования готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования - учебно-методического комплекса «Теория и практика музыкально-просветительской деятельности учителя в условиях дополнительного образования», включающего программу элективного курса, методические рекомендации по его изучению, задания для самостоятельной работы и др; примерного пакета документов по организации такой формы музыкально-просветительской деятельности, как «Музыкальный клуб», который может быть использован учителями, педагогами дополнительного образования и преподавателями в средней профессиональной и высшей школе. Результаты исследования могут быть также использованы в системе непрерывного музыкального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, использовавшихся для разработки теоретических основ исследования; применением системы методов, адекватных цели и задачам исследования и подтверждается опытно-экспериментальной работой.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях различного уровня: международных: «Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития» (Пенза, 2005), «Современное состояние рынка образовательных услуг высшего профессионального образования» (Омск, 2007), «Психология и педагогика современного образования в России» (Пенза, 2007); всероссийских: «Образование в 21 веке: тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (Саранск, 2000, 2004, 2007 гг.), «Актуальные проблемы образования и педагогики: диалог истории и современности» (Саранск, 2005); «Педагогическая наука и образование: проблемы, региональные особенности и перспективы развития» (Саранск, 2006), «Управление качеством образования в системе учреждений дополнительного образования детей и подростков» (Рязань, 2007), «Педагогическая наука и практика: мировые, российские и региональные тенденции развития» (Саранск, 2007); межрегиональных: «Евсевьевские чтения» (Саранск, 1999-2008), «Культурно-образовательная среда музыкальной школы как фактор формирования социально-творческой позиции учащегося» (Самара, 2004); на республиканском научно-практическом семинаре «Дополнительное музыкальное образование: проблемы, традиции, перспективы» (Саранск, 2006); в ходе выступлений перед различными аудиториями педагогической общественности г. Саранска и Республики Мордовия.

Результаты исследования отражены в 14 публикациях автора, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкально-просветительская деятельность является необходимой, социально востребованной профессионально-педагогической деятельностью. Она обусловливает развитие музыкальных интересов, потребностей и вкусов подрастающих поколений и в целом содействует становлению основ музыкальной культуры. Овладение этой деятельностью предполагает не только наличие комплекса психолого-педагогических и специальных знаний, умений и способов деятельности, но также профессиональную готовность учителя к осуществлению данной деятельности в системе дополнительного образования.

2. Готовность студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования - это субъективное личностное образование, представляющее целостную структурированную систему, включающую мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и креативный компоненты. Мотивационно-ценностный компонент заключается в наличии профессионально-педагогического интереса к музыкально-просветительской деятельности; присутствии профессионально-познавательных потребностей и ценностных мотиваций в овладении методикой организации музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования; ориентированности личности в общечеловеческих и национальных музыкально-культурных ценностях; степени включенности личности в профессионально-педагогическую и практическую деятельность; когнитивный компонент включает комплекс знаний истории и теории музыки; целей, задач, принципов, форм, методов, средств музыкального просвещения в условиях дополнительного образования; психолого-педагогических особенностей слушательской аудитории разного уровня ее музыкальной подготовленности; деятельностный компонент подразумевает коммуникативность на художественно-эстетическом уровне; умение грамотно доносить и адаптировать для восприятия информацию; высокий уровень музыкально-исполнительского мастерства (умение создать собственную оригинальную интерпретацию образного содержания музыкального произведения); артистизм; качество организации музыкально-просветительских мероприятий, управление коллективом участников; креативный компонент включает мотивационно-творческую активность; творческое мышление, воображение, педагогическую интуицию; умение проявить независимость в суждениях, способность к дивергентному мышлению, находчивость и оригинальность.

3. Эффективность формирования готовности будущего учителя к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования обеспечивается комплексом педагогических условий, среди которых:

- ориентация работы студентов на активизацию творческого компонента музыкально-исполнительской деятельности (привлечение студентов к концертным выступлениям, стимулирование самостоятельной работы, развитие сценических и организаторских навыков; участие в творческих конкурсах);

- актуализация просветительского потенциала внеаудиторных организационных форм работы студентов (в рамках НИРС, «Музыкального клуба»);

- овладение необходимыми знаниями и умениями в рамках экспериментального элективного курса «Теория и практика музыкально-просветительской деятельности учителя в условиях дополнительного образования».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 8 приложений, 12 таблиц.

Понятие и структура готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности

Важным аспектом профессиональной деятельности педагога-музыканта является пропаганда общечеловеческих ценностей музыкальной культуры через их популяризацию. Пропаганда музыки во все времена составляла нравственную сущность деятельности каждого педагога-музыканта, являясь реальным выражением его ответственности перед обществом.

В настоящее время данное положение находит подтверждение как в действующем в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности «030700 - «Музыкальное образование», где в перечне сфер деятельности специалиста в области музыкального образования указывается возможность осуществления культурно-просветительской деятельности с детьми и молодежью в общеобразовательной школе и в системе дополнительного образования [54, 2], так и в проекте ГОС ВПО третьего поколения, выделяющего готовность педагогически организовывать занятия в разных формах музыкального образования как одну из методических компетенций учителя музыки. Причем, по мнению И.С. Кобозевой, музыкально-просветительская деятельность педагога, обладающая мощным личностным, ценностным, культурологическим потенциалом, приобретает особую значимость именно в контексте развития дополнительного образования [82, 3]. Это объясняется тем, что дополнительное образование как социально-педагогическая система призвано оказывать широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные— образовательные потребности детей, обеспечивать учащимся свободу выбора видов, форм деятельности по интересам, неформальное общение в условиях досуга, а также создавать условия для личностного развития каждого человека. Сущность и специфика музыкально-просветительской деятельности учителя в условиях дополнительного образования

В условиях разрушения ценностных ориентации, поспешного пересмотра культурного опыта человечества одной из первостепенных, жизненно важных задач становится задача сохранения общечеловеческих и национальных художественных ценностей. Однако ценности музыкальной культуры становятся реальными фактами культуры человека лишь тогда, когда они активно осваиваются и переживаются аудиторией, интерпретируются, становятся максимально приспособленными для успешного присвоения и воспроизведения. В этих процессах велика роль просвещения, пропаганды лучших образцов музыкального искусства, наделяющих людей определенным запасом знаний, умением понимать музыку и наслаждаться ею.

Решение вопросов сохранения и воспроизводства музыкально-культурных ценностей невозможно без глубокого понимания сущности культуры на основе культурологического принципа.

В различные периоды развития научно-педагогической мысли к проблеме культуры обращалось большое количество ученых, стремившихся дать определение данному понятию.

Неоднозначность истолкования понятия культура свидетельствует о сложности и многогранности этого феномена, что нашло отражение в многочисленных попытках его определения с точки зрения разных подходов: семиотический (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев и др.), аксиологический (С._Ф. Анисимов, Л.Н. Столович_ и _ др.) суммативный (Э.В. Соколов), эвристический (Н.С. Злобин, Э.А. Баллер и др.). Мы придерживаемся позиции деятельностного подхода (В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.), определяющего культуру через многообразие проявлений деятельности [78, 115].

Отметим, что, несмотря на многообразие подходов к объяснению такого сложного и уникального явления как «культура», исследователи сходятся в признании ее как суммы накопленных материальных и духовных ценностей, указывая при этом на связь с деятельностью людей, причем деятельностныи фактор культуры при всем многообразии форм признается определяющим.

Рассмотрим, как выражается взаимосвязь музыкальной культуры и музыкально-просветительской деятельности. Музыкальная культура общества, как следует из работ А.Н. Сохора, B.C. Цукермана и др., есть единство музыки и ее социального функционирования, зависящего от нескольких факторов, а именно: характера и уровня деятельности профессиональных музыкантов; степени участия широких масс в воспроизводстве ценностей музыкального искусства; состояния музыкального образования и воспитания населения, включающих систему профессиональной подготовки музыкантов и систему музыкального просвещения широких масс населения [164, 179].

То есть, как отмечают ученые (О.С. Анисимов, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, А.Н. Сохор и др.), с одной стороны, музыкальная культура общества выступает в виде культурных благ и совокупности ценностей, а с другой стороны - как процесс их создания, ретрансляции, освоения, потребления и, что особенно важно для нашего исследования, как процесс культурного развития личности [164, 167].

Педагогические условия формирования готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании

В свете гуманизации и гуманитаризации образования неизмеримо возрастает роль современного учителя музыки прежде всего как культуртрегера, то есть носителя культуры, просветителя. На фоне социальной напряженности общества именно музыкально-просветительская деятельность педагога призвана удовлетворять и формировать эстетические потребности подрастающего поколения.

Следует отметить, что методика организации и осуществления .музыкально-просветительской деятельности в допрлнщельномрбр овании отличается направленностью на более взыскательного слушателя - ребенка, пришедшего в детскую музыкальную школу, школу искусств, Центр эстетического воспитания и т.п. в свое свободное время и стремящегося удовлетворить свои духовные интересы.

В свою очередь, сама специфика учебно-воспитательного процесса учреждений дополнительного образования изначально предполагает поддержку индивидуальности, самобытности и творчества ребенка, свободный выбор им видов и форм деятельности.

Поэтому осуществление музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования, на наш взгляд, предъявляет высокие требования к квалификации педагога и его личностным качествам, так как воспитательный, обучающий и развивающий эффект музыкального просвещения зависит прежде всего от правильного подхода педагога к данному виду деятельности, его установок и целеполагания.

Основополагающей установкой будущего учителя-музыканта должна стать переориентация учащихся с пассивных потребительских форм общения с музыкальным искусством на действенные и творческие, используя для этого комплексные средства.

На основании выявленных в предыдущем разделе работы сущностных характеристик музыкально-просветительской деятельности можно утверждать, что учитель-музыкант, приступающий к просветительской работе в условиях дополнительного образования, должен ставить перед собой следующие цели: - вооружать учащихся дополнительными знаниями в области музыкального искусства; - воспитывать музыкальную культуру личности; - прививать любовь к музыке; - развивать индивидуальные музыкальные способности; - - -- сформировать художественно-эстетическое мировоззрение _ Данные положения требуют от педагога широкой эрудиции, компетентности в различных теоретических и практических вопросах профессиональной деятельности, что подразумевает высокую степень готовности именно к музыкально-просветительской деятельности.

В последнее время возросло внимание ученых к проблеме готовности человека к деятельности.

На современном этапе развития теории нет единого мнения относительно определения понятия готовность личности к деятельности. Ведущими учеными педагогами готовность рассматривается как: установка (А.Г. Асмолов, К.К. Платонов, В, А. Петровский, Д. Н. Узнадзе); способность (Б.Г.Ананьев, Н.Д. Левитов, С.Л. Рубинштейн); качество, свойство личности (М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. Г. Ковалев); склонность (Л.И. Уманский, П.А. Шавир); включенность (Б.Д. Парыгин). Различие в понимании сущности этого феномена объясняется особенностями теоретической концепции авторов и сводится к тому, на каком уровне - функциональном (состояние) или личностном (свойство) -исследуется данная проблема.

Функциональный уровень профессиональной готовности рассматривается как временное состояние, или, по определению Н.Д. Левитова, особое психическое состояние, как «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых явлений» [103,20].

Такой подход к определению функционального уровня готовности нашел отражение и в исследовании М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, -определяющих готовность как временное психическое состояние-личности -студента, которое представляет собой внутреннюю настроенность на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач [63, 337-338].

Реализация педагогических условий процесса формирования готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании

Для изучения опыта реализации музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании на практике с точки зрения ее целей и задач и анализа существующего уровня подготовленности к музыкальному просвещению учителей по компонентам готовности нами было проведено предварительное исследование. В качестве педагогических методов были использованы наблюдение за процессом музыкального просвещения в учреждениях дополнительного образования, беседы с педагогами-практиками дополнительного образования, а также их анкетирование.

Анализ просветительской деятельности в дополнительном образовании г. Саранска показал, что учреждения дополнительного образования ведут большую и разнообразную по формам и содержанию работу по музыкально-эстетическому воспитанию, рассчитанную на самую широкую аудиторию. К наиболее распространенным видам этой деятельности относятся концерты и лекции-концерты. Наряду с ними широко используются циклы бесед об искусстве, о музыке, разного рода лектории. Нередко силами учащихся и педагогов осуществляются постановки детских опер и мюзиклов. Практически все подразделения дополнительного образования участвуют в различных массовых городских и районных мероприятиях: смотрах, конкурсах, фестивалях, праздниках.

В содержании лекционно-концертной работы в основном отражается тематика, связанная с общими сведениями о музыке: элементах музыкальной речи, инструментах, жанрах и формах. Часто встречаются темы, посвященные жизни и творчеству композиторов, приуроченные, как правило, к определенным юбилейным датам.

Опрос администрации и педагогов учреждений дополнительного образования показал, что в настоящее время наметилась устойчивая тенденция к активизации музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании, возросла массовость проводимых текущих и отчетных концертов, повысился содержательный уровень.

Сказанное свидетельствует о целевой направленности музыкально-просветительской деятельности педагогов на передачу знаний о музыкальном искусстве, на воспитание художественного вкуса. Вместе с тем необходимо отметить и ряд проблем. Организацию данного вида деятельности поручают чаще всего специалистам узкого профиля, которые в силу полученного в средних специальных учебных заведениях сугубо специфического комплекса знаний не видят цель своей работы более широко, не всегда верно удается им определить содержательно-процессуальные задачи отдельных видов индивидуально-практических занятий, довести их до сознания обучающихся, не всегда учитывается специфика среды дополнительного образования, позволяющей реализовывать музыкальные способности детей, их потребности и интересы.

Для подтверждения эмпирических фактов нами было предпринято анкетирование педагогов дополнительного образования (Прил.1), в котором приняло участие 50 педагогов учреждений дополнительного образования г. Саранска. Анкета включала вопросы, связанные с выяснением личностной направленности педагогов на осуществление музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании, оценочного отношения к этому виду деятельности (мотивационно-ценностный компонент готовности) (вопросы 3,9,10); с определением имеющихся знаний в области теории музыкального просветительства и способов осуществления МПД (когнитивный компонент) (вопросы 2,4,8); связанные непосредственно с процессом осуществления музыкально-просветительской деятельности в дополнительном образовании (деятельностный компонент) (вопросы 5,6,7); с выяснением полноты задействованное творческого потенциала личности (креативный компонент) (вопросы 11,12).

Анализ ответов показал, что более 50 % педагогов, имеющих большой стаж работы, осознают высокую социальную роль своей профессии, считают весьма актуальным ее значение для развития музыкально-культурного потенциала личности обучающихся (мотивационно-ценностный компонент). Наиболее содержательные ответы подчеркивают, что «музыкально-просветительская деятельность педагога была актуальной всегда, но именно сегодня ее значение возросло многократно».

Объем имеющихся специальных знаний, необходимых для осуществления музыкально-просветительской деятельности, 74 % педагогов указали как достаточный, однако многие из них испытывают затруднения в развитии познавательных способностей, формировании исследовательских навыков у детей (когнитивный компонент).

Самыми важными качествами, необходимыми для деятельности учителя-просветителя, педагоги дополнительного образования назвали исполнительские умения и навыки, наличие широкого музыкального кругозора (самая высокая частотность упоминания - 96 % ответов). Далее следуют организаторские способности, умение увлечь детей (58 %). Часть респондентов включили умение работать с литературой, рассматривать творческую идею с научно-педагогических позиций (14%) (деятельпостный компонент).

В плане воплощения креативного компонента готовности, педагогами подчеркивается необходимость наличия эвристических способностей, интуиции, фантазии. 54% респондентов отметили важность внутренней эмоциональной свободы, а 17% педагогов указали одним из креативных качеств комплекс «детскости», имея в виду умение «видеть мир глазами детей».

Таким образом, в ходе наблюдения за учебным процессом в дополнительном образовании, анкетирования педагогов можно заключить, что хотя музыкально-просветительская деятельность занимает должное место в практике учителей с большим стажем работы, все же у большей их части трудности вызывают вопросы методики осуществления и организации МПД в ДО, не учитывается личностный аспект восприятия ценностей музыкальной культуры детьми. Проводимые формы просветительской деятельности поверхностно используют музыкальные интересы и потребности учащихся, не практикуется участие детей в подборе тематики мероприятий, не используются эффективные инновационные формы для их многостороннего музыкально-культурного развития.

Для того чтобы исследовать имеющийся потенциале в формировании готовности студентов педагогического факультета к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования, было осуществлено посещение индивидуально-практических занятий по исполнительским дисциплинам, исполнительской практики, семинарских и лабораторно-практических занятий по дисциплинам историко-теоретического цикла, внеаудиторных форм деятельности студентов.

Результаты эксперимента и выводы

Наиболее эффективными методами такой работы являлись написание аннотаций, словесное сопровождение исполнительских показов, обсуждение их результатов. Эти методы способствовали созданию определенной эмоциональной настроенности студентов-музыкантов, расширению объема познавательной информации, развитию контроля и оценки собственной готовности к просветительской деятельности в учреждениях ДО.

Участие в концертах «Музыкального клуба» достаточно большого количества студентов привело к необходимости более тщательного отбора иллюстративно-исполнительского материала. Причем нами учитывалось не только соответствие музыкальных произведений конкретной тематике концертов, но и качество исполнения (то есть исполнительское мастерство участников, их артистизм и эмоциональность). После такого «конкурсного отбора» участники клуба более серьезно начали подходить к собственным выступлениям. Гармоничное соединение исполнения с содержательными словесными комментариями позволяло создавать необходимую атмосферу в концертной аудитории, устанавливать контакт со слушателями; делало музыкальный материал более доступным, повышало эффективность просветительской работы. В итоге концертно-просветительская деятельность приобретала все более целостный характер, а ее эмоционально-положительный фон обеспечивал заинтересованное отношение студентов к этой деятельности.

Удачное концертное выступление или беседа о музыке вызывали у участников состояние радости, эмоциональной увлеченности, способствовали закреплению положительной установки, стимулированию потребности в общении «через музыку», создавали предпосылки для развития педагогических способностей студентов. Отсутствие постоянного контроля и опеки со стороны педагогов содействовало развитию инициативы, активности и самостоятельности будущих учителей музыки — они учились самостоятельно мыслить и действовать, в результате чего формировались более серьезное отношение к выполняемой работе и собственному самосовершенствованию.

Усилению педагогической направленности на осуществление музыкально-просветительской деятельности способствовало проведение разных ее форм на экспериментальных площадках гимназии № 23 и Центра эстетического воспитания Пролетарского района, благодаря непосредственному знакомству с профессиональными требованиями к педагогу-музыканту, общению с коллегами на основе педагогической деятельности.

Таким образом, синтезируя в себе межпредметные связи из всех дисциплин предметной подготовки, «Музыкальный клуб», как форма внеаудиторной деятельности студентов, способствовал расширению кругозора, формированию просветительской направленности личности студентов, реализации их творческого потенциала, тренингу практических умений и навыков.

Для подтверждения эффективности апробируемой нами

экспериментальной методики обучения и подтверждения адекватности выбранного комплекса педагогических условий формирования готовности студентов к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования, нами был проведен заключительный диагностический срез. Методика его включала проведение анкетирования и наблюдение за студентами контрольной и экспериментальной групп, беседы, анализ творческих работ студентов и была идентична проведению среза на констатирующем этапе эксперимента. Результаты представлены в параграфе 2.3.

Результаты опытно-экспериментальной работы На обобщающем этапе работы с целью оценки эффективности экспериментальной методики обучения был проведен анализ результатов эксперимента путем сравнения уровня готовности студентов контрольной и экспериментальной групп в начале и конце исследования.

Мы осуществили итоговый диагностический срез среди студентов экспериментальной группы, обучавшихся по предложенной нами методике, и студентов контрольной группы, обучение которых продолжалось по традиционной схеме.

Для оценки результатов сформированности мотивационно-ценностного компонента готовности была применена анкета открытого типа (Прил. 6). Путем математических расчетов были сравнены данные по мотивационно-ценностному компоненту до и после формирующего эксперимента, которые указывали на уменьшение количества студентов, имеющих низкий уровень готовности по данному компоненту в экспериментальной группе и сохранение прежних результатов в контрольной группе.

Средний уровень мотивационно-ценностного компонента до проведения работы был примерно одинаковым в обеих группах. Итоговая диагностика показала, что в экспериментальной группе среднего уровня достигли еще несколько процентов студентов, тогда как в контрольной группе наблюдалось уменьшение количества студентов данного уровня.

Данные, демонстрирующие процентное соотношение баллов по высокому уровню, показали улучшение результатов в экспериментальной группе с 0 % до 8,9 % и незначительный прирост на 4,5 % в контрольной группе, что связывается, вероятно, с недостаточным ориентированием традиционной схемы обучения на выработку профессиональной мотивации к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования.

Похожие диссертации на Формирование готовности студентов педвуза к музыкально-просветительской деятельности в условиях дополнительного образования