Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений Сенатор Светлана Юргеновна

Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений
<
Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сенатор Светлана Юргеновна. Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : М., 2004 405 c. РГБ ОД, 71:05-13/198

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общетеоретические основы исследования проблемы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников

І.І. Гуманность как интегральное нравственное качество личности

1.2. Теоретические подходы к понятиям «отношения», «взаимоотношения», «гуманные взаимоотношения».

1.3. Этнопедагогизация воспитательного процесса общеобразовательной школы и его влияние на формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников .

Глава 2. Влияние факторов воспитания и этнопедагогических инвариантов на формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников

2.1. Общие факторы воспитания и их влияние на формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников

2.2. Использование этнопедагогических инвариантов в формировании гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников

Глава 3. Системный подход к организации опытно — экспериментальной работы по формированию гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников в общеобразовательных учреждениях и повышение ее эффективности

3.1. Модель системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников

3.2. Специфичность формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников

3.3. Опыт обеспечения эффективности формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников

Глава 4. Теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников

4.1. Общие условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях и их влияние на результативность формирования гуманных

взаимоотношений младших школьников 257

4.2. Частные условия, непосредственно влияющие на эффективность формирования гуманных взаимоотношений младших школьников 276

4.3. Специфические условия формирования гуманных взаимоотношений, предопределяемые многонациональным составом коллектива младших школьников 301

Заключение 325

Библиография 347

Приложение 377

Введение к работе

Формирование гуманных отношений между людьми — одна из важнейших задач педагогов России. Ее решение, имея общечеловеческое содержание, приобретает неизбежно специфику в многонациональной среде нашей страны, в условиях демократизации ее жизни, гуманизации образования и в то же время усиления национальной напряженности в отдельных «горячих точках». Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах школьников приобретает особое значение в условиях усиленной миграции населения, роста количества жителей в городах и соответственно удельного веса многонациональных коллективов учащихся в системе образования. Актуальность этой задачи обусловлена также и ростом национального самосознания народов нашей страны с учетом демократизации общественной жизни и в то же время усилением в ряде мест страны национальных противоречий. В её решении особенно велика роль начальной школы. Именно на базе результатов, достигнутых в развитии ребёнка в дошкольном возрасте, развертывается интенсивный процесс формирования нравственного облика личности, всего спектра ее отношений к действительности.

В истории человечества проблема гуманных взаимоотношений между людьми всегда была одной из актуальных. Впервые идеи гуманизма получили свое воплощение в стройной концепции в эпоху Возрождения, когда развернулось движение за освобождение личности от насилия и идейного застоя феодализма, от темноты и невежества, хотя великие образцы гуманности задолго до этого оставил человечеству Сократ. В работах Т. Мора, Р. Оуэна, Ф. Рабле, М. Монтеня, М. Фурье, Сен-Симона др. прозвучало требование уважения человека, вера в его разум, силы, возможности. Труды великих педагогов и просветителей — М. Лютера, Я. А. Каменского, Д. Локка, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервега пронизаны идеями гуманизма. В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов считали

высшим предназначением деятельности личности на любой ступени лестницы общественной иерархии — быть человеком. К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов представили гуманизм в своих трудах в качестве основы и главной цели воспитания. Н.И. Пирогов прямо указывал, что задачей воспитания является воспитание человека, а человеком является только существо, одаренное способностью быть человечным. К.Д. Ушинский писал о необходимости развития, прежде всего гуманности в человеке, о потребности воспитать сначала в «дитяти» человека, а потом на этом прочном основании строить любое здание. Для Н.И. Пирогова, которого К.Д. Ушинский почитал как своего учителя, человек и человечность были главной целью воспитания.

Большой вклад в разработку проблем гуманизма внесли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.А. Католиков. По их убеждению, весь стиль жизни учебно-воспитательных учреждений должен быть пронизан гуманными отношениями и светлым оптимизмом, освещающим человечность во взаимоотношениях между людьми.

Идея гуманизма неизбежно в той или иной мере разрабатывалась в исследованиях, посвященных нравственному воспитанию как ведущему аспекту целостного учебно-воспитательного процесса в работах О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондаревской, З.И. Васильевой, Ю.В. Гербеева, Л.Ю. Гордина, А.А. Григорьевой, Д.М. Гришина, Р.Г. Гуровой, Г.П. Давыдова, А.В. Зосимовского, А.В. Иващенко, О.Д. Калининой, Т.С. Конниковой, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Э.И. Моносзона, Н.И. Монахова, И.А. Невского, Л.И. Новиковой, И.Б. Первина, В.И. Петровой, Л.И. Рувинского, В.А. Сластенина, Ю.П. Сокольникова, И.Ф. Харламова, СЕ. Хозе, СВ. Черенковой.

В педагогической науке проблеме воспитания гуманности у подрастающего поколения посвящено большое количество диссертационных исследований.

Применительно к дошкольному возрасту это работы Д.Д. Бакиевой, СС Бычковой, О.В. Вакуленко, Н.Б. Кедровой и др. Применительно к младшему школьному возрасту это труды Е.П. Бутузова, В.Г. Горецкого, Н.И. Гусляковой, И.А. Каирова, А.В. Киричука, М.И. Мушенко, М.И. Мухиной, О.С Нестерова,

Г.Н. Разаевой, Л.В. Рудневой, К.И. Соколовой, Н.Т. Султановой, А.В. Тихоновой, М.В. Трофимовой, СВ. Шаповаловой, И.И. Царевой, М.В. Юрьевой и др. Применительно к подростковому возрасту - исследования К.М. Аргеткиной, С.А. Дзенуткайте, Л.П. Косенко, Н.А. Качатиновой, А.А. Литвиненко, Я.И. Носковой, М.Б. Рубцовой, Л.Ю. Сироткина, А.В. Скиндер, В.И. Тусарова, Н.И. Шевченко и др. Применительно к старшему школьному возрасту работы Г.Н. Конниковой, В.А. Маркеловой, А.Г. Михайловой, К.И. Монич, Г.Г. Филипповой и др.

В настоящем исследовании мы принимали во внимание труды по воспитанию гуманной личности в процессе освоения национальной культуры, межнационального общения. Это работы Х.Х. Батчаевой, Е.В. Васильева, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, В.Н. Иванова, Б.А. Кадырова, Ж.Д. Коидзе, А.И. Мусурманова, Г.В. Палаткиной, Т.Н. Петровой, З.Г. Расулова, Л.К. Рахлевской, Н.Ф. Сагояковой, М.С. Сангиновой, Э.И. Сокольниковой, М.Г. Тайчинова, Я.И. Ханбикова, И.А. Шорова.

Научный интерес представляли для нас и исследования, посвященные изучению «внутренних механизмов» отношений и взаимоотношений. Это работы Б.Г. Ананьева, Э. Берн, А.А. Бодалева, Я.Л. Коломенского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.М. Мясищева, Б.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Г.Н. Филонова, СП. Якобсона.

Отдельные аспекты исследуемой нами проблемы рассмотрены в работах К.В. Гавриловец, М.Э. Жаббарова, Н.А. Ложниковой, Л.П. Нестеренко, В.Н. Покусаева, Л.И. Романова, Л.А. Сидельковского, Н.М. Трофимова, К.С Хановой, Л.Г. Чебыкиной, Е.Э. Шишлова, Е.Г. Шубниковой, Н.Е. Щурковой.

Особо отметим исследования, изучавшие вопросы формирования гуманных отношений в коллективах учащихся общеобразовательных учреждений. Это работы М.А. Вейта, Г.Д. Недосековой, А.Г. Пашкова, Н.С Сидорова, А.В. Скиндера, В.П. Шумейко.

Анализ литературы по теме исследования показывает, что вопросы формирования у школьников гуманности, гуманных отношений исследованы

довольно широко, достаточно всесторонне и на разных уровнях. Вместе с тем проблема формирования гуманных взаимоотношений в многонациональном коллективе учащихся начальных классов специально не изучена.

Таким образом, выявлены противоречия, с одной стороны, между необходимостью углубления объективного процесса формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений и слабой разработанностью этой проблемы в теории и практике; между необходимостью решения комплекса педагогических задач по формированию гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников и недостаточно содержательной, организационно-методической обеспеченностью этого процесса.

Таким образом, существующие противоречия определяют актуальность темы нашего исследования, а недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений».

Вышесказанное позволяет определить проблему исследования: каковы теоретические основы и педагогические условия эффективности формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является целостный педагогический процесс в начальных классах общеобразовательных учреждений.

Предмет исследования — процесс формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников.

Анализ философской, психологической, педагогической, этнопедаго-гической литературы, научных исследований и результатов практической деятельности позволил нам сформулировать гипотезу исследования, положенную в основу опытно-экспериментальной работы: формирование

гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников будет эффективно, если:

учитывается специфичность процесса формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений;

реализуется влияние факторов воспитания, многонационального детского коллектива и этнопедагогических инвариантов на процесс формирования гуманных взаимоотношений младших школьников;

обеспечивается внедрение в педагогический процесс авторской модели системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников;

учитывается и последовательно реализуется система трех основных иерархически взаимосвязанных групп педагогических условий эффективности формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников.

Первая группа - общие условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, влияющие на результативность формирования гуманных взаимоотношений младших школьников: а) организация коллектива младших школьников, его последовательное сплочение, совершенствование; б) обеспечение успешности учения младших школьников; в) его сочетание с разнообразной внеучебной деятельностью.

Вторая группа — частные условия, непосредственно влияющие на эффективность формирования гуманных взаимоотношений младших школьников: а) систематическая работа по формированию гуманистических представлений и понятий младших школьников; б) организация практического проявления гуманных взаимоотношений младших школьников в учебной и внеучебной деятельности; в) обеспечение гуманных взаимоотношений между учителем и детьми.

Третья группа — специфические условия формирования гуманных взаимоотношений, предопределяемые многонациональным составом коллектива

младших школьников: а) знакомство младших школьников с культурой народов нашей страны и воспитание дружелюбия между учениками разных национальностей; б) пронизывание деятельности многонационального коллектива младших школьников игрой и, в частности, использование в формировании гуманных взаимоотношений игр различных народов нашей страны; в) содружество учителя и семьи в формировании гуманных взаимоотношений младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и рабочей гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть общетеоретические основы исследования проблемы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников, уточнить и дополнить понятие «гуманные взаимоотношения», проанализировать его соотношение с категориями «гуманизм», «гуманность», «отношения», «взаимоотношения».

  2. Дать характеристику этнопедагогизации воспитательного процесса и определить его влияние на формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников.

  3. Рассмотреть факторы воспитания, этнопедагогические инварианты и их влияние на формирование гуманных взаимоотношений младших школьников.

  4. Создать и апробировать две группы исследовательских документов, программирующих опытно-экспериментальную работу (задачи, содержание, организацию, изучение уровней сформированности гуманных взаимоотношений младших школьников), позволяющих фиксировать результаты для статистико-математической обработки.

  5. Раскрыть специфичность процесса формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений.

  6. Определить критерии, показатели, уровни сформированности гуманных взаимоотношений младших школьников.

  1. Дать характеристику системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников.

  2. Разработать и апробировать модель системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников.

  3. Теоретически обосновать и апробировать педагогические условия эффективности формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников.

Методологической основой исследования являются диалектика, рассматривающая процессы и явления во всеобщей связи, целостности и взаимообусловленности; системный подход как общеметодологический принцип науки; признание человека высшей ценностью и целью общественного развития, идеи взаимодействия общества и человека, его всестороннего развития.

Теоретическую основу исследования составили труды философов, социологов, психологов, педагогов по:

-системному подходу и общей теории систем (В.Г. Афанасьев, В.В. Анисимов, И.В. Блауберг, В.Ф. Кривошеев, М.С. Коган, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.);

-концепции системного понимания воспитания (Ю.П.Сокольников);

-проблемам этнопедагогики (Х.Х. Батчаева, Е.В. Васильев, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, В.Н. Иванов, Б.А. Кадыров, Ж.Д. Коидзе, А.И. Мусурманов, Г.В. Палаткина, Т.Н. Петрова, З.Г. Расулов, Л.К. Рахлевская, Н.Ф. Сагоякова, М.С. Сангинова, Э.И. Сокольникова, М.Г. Тайчинов, Я.И. Ханбиков, И.А. Шоров и

др-);

-этнопедагогической концепции национальных школ (Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова);

-концепции семейного воспитания в условиях полинационального социума (Э.И. Сокольникова, М.В. Емельянова);

-теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков,

А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, Ґ.Н. Филонов, Д.Б. Эльконин и др.);

-по проблемам воспитательных коллективов (О.С. Богданова, М.Д. Виноградова, Н.С. Демакова, Л.Ю. Гордин, М.Г. Казакина, В.М. Коротов, А.Т. Куракин, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинский, Р.Х. Шакуров, Н.Е. Щуркова и др.);

-проблемам оптимизации педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, И.И. Зарецкая, В.И. Бочкарев, Н.Ф. Маслов, М.М. Поташник и др.);

-теории морали, нравственных ценностей (СИ. Архангельский, Л.Г. Арчаж-никова, В.И. Бакштановский, Е.В. Бондаревская, В.А. Блюмкин, В.Е. Гурин, ЮГ. Круглов, Т.И. Петракова, Л.И. Рувинский, М.И. Шилова и др.);

-теории общения и отношений (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, В.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.М. Мясищев, Л.П. Петровский, С.Л. Рубинштейн, СТ. Якобсон и др.);

-теории нравственного воспитания (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Л.Ю. Гордин, Д.М. Гришин, Р.Г. Гурова, Г.П. Давыдов, А.В. Иващенко, М.И. Казакина, О.Д. Калинина, Т.С Конникова, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев, И.С Марьенко, Э.И. Моносзон, Н.И. Монахов, И.А. Невский, И.Б. Первин, В.И. Петрова, Л.И. Рувинский, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников, И.Ф. Харламов, СЕ. Хозе, СВ. Черенкова и др.);

-концепции воспитания учащихся, отвечающие особенностям социокультурной ситуации и задачам обновления образования (И.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.Г. Горецкий, И.П. Иванов, Л.П. Ильенко, И.М. Ильинский, В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Б.М. Неменский, В.В. Сериков, Ю.П. Сокольников, Т.Я. Шпикалова и др.);

-проблемам формирования гуманности и гуманных взаимоотношений (М.А. Вейт, К.В. Гавриловец, Н.И. Гуслякова, И.А. Каиров, Т.Д. Недосекова, О.С. Нестеров, А.Г. Пашков, Н.Д. Соколова, М.В. Трофимова, Н.С Сидоров, А.В. Скиндер, И.В. Суколенов, Е.Г. Шубникова, В.П. Шумейко и др.).

Методы исследования. В ходе исследования была использована система взаимодополняющих, корректирующих и детерминирующих друг друга методов:

-теоретические: теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, моделирование;

-эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, диагностика (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, опрос, тестирование, ранжирование, социометрия), педагогический эксперимент;

-математические: статистическая обработка данных.

Базой исследования явились общеобразовательные учреждения №№ 462, 936, 944, 1917, 1977, 1997 г. Москвы, №№ 10, 24, 39, 48, 59 г. Чебоксары.

На первом этапе исследования (1986-1995 гг.) была определена область исследования и осуществлен анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучен опыт формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в общеобразовательных учреждениях г. Москвы. Изучалась динамика формирования гуманных взаимоотношения младших школьников по мере их роста с 1-3(4) классы. В ходе этой работы мы использовали наблюдение за школьниками, беседы с ними, учителями, родителями, тестирование, анкетирование, анализ сочинений школьников и других продуктов их деятельности. Были сформулированы проблема, задачи исследования, другие его исходные параметры, была выдвинута общая гипотеза исследования.

На втором этапе исследования (1996-2002 гг.) продолжалась проверка выдвинутой гипотезы, ее уточнение. На данном этапе осуществлялось обобщение, накопление теоретических и экспериментальных материалов, что позволило теоретически и опытно-экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников. Организовывалось массовое изучение учащихся, выявлялись типичные

уровни сформированности гуманных взаимоотношений младших школьников.

На третьем этапе (2002-2004 гг.) проверялись теоретические положения, определялись научно-методические рекомендации, основные выводы исследования, осуществлялась систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, их литературное оформление.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

на основе концепции системного понимания воспитания и этнопеда-гогической концепции национальной школы поставлена и решена на общетеоретическом уровне проблема формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников, отвечающая актуальным потребностям общества на современном этапе;

уточнено и дополнено понятие «гуманные взаимоотношения» и проанализировано его соотношение с категориями «гуманизм», «гуманность», «отношения», «взаимоотношения»;

дана характеристика этнопедагогизации воспитательного процесса его влияния на формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников;

обоснованы факторы воспитания и этнопедагогические инварианты и их влияние на формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников; определено место многонациональных коллективов среди факторов воспитания, разработана их классификация;

с позиции концепции системного понимания воспитания дана характеристика системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников как одной из «частичных» систем воспитания;

разработана и внедрена модель системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников, включающая компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, факторы,

содержание, организационные формы, методы, средства, педагогические условия, результат;

- обоснована и апробирована система трех основных иерархически
взаимосвязанных групп педагогических условий эффективности
формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах
младших школьников: первая группа — общие условия эффективности
целостного учебно-воспитательного процесса, влияющие на результатив
ность формирования гуманных взаимоотношений младших школьников;
вторая группа — частные условия, непосредственно влияющие на эффективность
формирования гуманных взаимоотношений младших школьников; третья группа
- специфические условия формирования гуманных взаимоотношений,
предопределяемые многонациональным составом коллектива младших
школьников.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

на основе концепции системного понимания воспитания и этнопедаго-гической концепции национальной школы предложена и научно обоснованна концепция формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников, являющаяся определенным вкладом в педагогическую науку;

определен критерий, уточнены показатели и уровни сформированности гуманных взаимоотношений младших школьников;

разработаны и апробированы две группы исследовательских документов, программирующих опытно-экспериментальную работу (ее задачи, содержание и организацию, изучение уровней сформированности гуманных взаимоотношений младших школьников), позволяющих фиксировать результаты для статистико-математической обработки;

раскрыта специфичность процесса формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений;

- разработана и апробирована методика формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и научно обоснованные программы, рекомендации и пособия позволяют осуществить формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников. Опубликованные материалы могут быть использованы: учеными в исследованиях по изучаемой проблеме; в разработке учебно-методических пособий обеспечивающих формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников; руководителями образовательных учреждений в определении основных направлений их деятельности, разработке программных документов, принятии организационных решений, обеспечивающих создание необходимых условий, позволяющие обеспечить формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников; преподавателями педагогических вузов в создании спецкурсов, практикумов, курсов по выбору, организации педагогической практики; методистами в разработке материалов, обеспечивающих формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников; учителями, педагогами дополнительного образования в практическом обеспечении формирования гуманных взаимоотношений младших школьников; в системе повышения педагогической квалификации работников образовательных учреждений (учителей начальных классов, педагогов и методистов дополнительного образования, работающих с этой возрастной категорией).

На тему исследования читаются спецкурсы в Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова, Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются теоретической и методологической обоснованностью исходных системообразующих идей и положений; опорой на современные достижения

психолого-педагогической, этнопедагогическои науки; решением поставленных задач с позиции системного понимания воспитания; применением комплексной методики исследования, адекватной поставленным задачам; тщательным качественным и количественных анализом полученного экспериментального материала; продолжительностью, разнообразием форм и средств проведенной опытно-экспериментальной работы с охватом нескольких регионов России; широкой апробацией и внедрением полученных результатов в педагогическую практику; острой необходимой потребностью педагогической практики в дальнейшей разработке проблемы исследования в современных условиях России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в 44 работах автора, в том числе в 3 монографиях, 4 пособиях и методических рекомендациях. Автор является участником 5 изданных программ. Апробация осуществлялась в ходе работы автора в качестве учителя начальных классов в школе № 944, изучения опыта работы учителей-экспериментаторов общеобразовательных учреждений г. Москвы и г. Чебоксары, путем обсуждения материалов исследования на научно-практических конференциях Ассоциации «Воспитание» (1993-1999 гг.), на заседании методических объединений начальных классов общеобразовательных учреждений г. Москвы (№№462, 936, 944, 1917, 1977), на ежегодных сессиях Академии педагогических и социальных наук (1998-2004 гг.) При разработке теоретических положений, методических рекомендаций осуществлялось руководство научно-исследовательской работой (курсовыми, выпускными квалификационными работами) студентов. Полученные результаты исследования докладывались автором на Международной научно-практической конференции г. Чебоксары (март 1994 г.), на III сессии межрегионального клуба «Поиск», объединяющего руководителей научных коллективов и экспериментальных площадок по проблемам системного подхода к воспитанию, действующих в структуре Ассоциации «Воспитание» (апрель 1995 г.), на Всероссийской научной конференции Российской

Академии Образования (август 2004 г.), на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МГОПУ им. М.А. Шолохова (1998 - 2004 гг.). На защиту выносятся следующие основные положения исследования:

общетеоретические основы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников, базирующиеся на концепции системного понимания воспитания и этнопедагогическои концепции национальной школы;

уточненное и дополненное понятие «гуманные взаимоотношения» и его соотношение с категориями «взаимоотношения», «отношения», «гуманность», «гуманизм»;

характеристика факторов воспитания, этнопедагогических инвариантов и их влияние на процесс формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в многонациональных коллективах;

характеристика с позиции концепции системного понимания воспитания системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников;

критерий, уточненные показатели и уровни сформированности гуманных взаимоотношений младших школьников; '

модель системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников, включающая следующие компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, факторы, содержание, организационные формы, методы, средства, педагогические условия, результат;

совокупность педагогических условий эффективности формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников, представляющих собой систему трех основных иерархически взаимосвязанных групп:

1) общие условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, влияющие на результативность формирования гуманных взаимоотношений младших школьников;

2) частные условия, непосредственно влияющие на эффективность
формирования гуманных взаимоотношений младших школьников;

3) специфические условия формирования гуманных взаимоотношений, пред
определяемые многонациональным составом коллектива младших школьников.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии, приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, формулируется цель, гипотеза исследования; определяются его объект и предмет, задачи и методы; обосновываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются основные положения, выносимые на защиту, представляются этапы исследования и апробация его результатов.

В первой главе «Общетеоретические основы исследования проблемы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников» дана характеристика понятий «гуманизм», «гуманность», «отношения», «взаимоотношения», «гуманные взаимоотношения» и их соотношение, изучены основы этнопедагогизации воспитательного процесса общеобразовательных учреждений и его влияние на формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников.

Во второй главе «Влияние факторов воспитания и этнопедагогических инвариантов на формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников» дана характеристика факторов воспитания и педагогических инвариантов, рассмотрено их влияние на формирование гуманных взаимоотношений младших школьников; определяется место детского многонационального коллектива среди факторов воспитания.

В третьей главе «Системный подход к организации опытно-экспериментальной работы по формированию гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников в общеобразовательных учреждениях и повышение ее эффективности» показаны особенности организации целостного педагогического опыта, проводится его анализ и

даются обобщения в сочетании со специальной опытно-экспериментальной работой, связанной с решением проблемы формирования гуманных взаимоотношений младших школьников; с позиции концепции системного понимания воспитания дается характеристика системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников как «частичной» системы воспитания; рассмотрена модель системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников; исследована специфичность процесса формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений; предложена методика формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников.

В четвертой главе «Теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников» рассматривается реализация системы педагогических условий эффективности формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников: общие, условия эффективности целостного учебно-воспитательного процесса, влияющие на результативность формирования гуманных взаимоотношений младших школьников; частные условия, непосредственно влияющие на эффективность формирования гуманных взаимоотношений младших школьников; специфические условия формирования гуманных взаимоотношений, предопределяемые многонациональным составом коллектива младших школьников. В приложениях представлены материалы опытно-экспериментальной работы.

Гуманность как интегральное нравственное качество личности

Решение поставленной в настоящем исследовании проблемы потребовало от нас при определении его исходных позиций обратиться, прежде всего, к понятию «гуманность».

Гуманность - это обусловленная нравственными нормами и ценностями система. Установка личности на социальные объекты, представленная в сознание человека переживаниями сострадания и реализуемая в общении и деятельности — в актах содействия, соучастия и помощи. Под социальными же объектами понимается человек, группа людей или живое существо (370, 116).

В «Краткой философской энциклопедии» (151,120) понятие «гуманность» определяется следующим образом: человечность, идеал различных направлений гуманизма, .. .главная цель: гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к другим людям и ко всему творению...

В «Словаре иностранных слов» (132, 45) дается такое определение гуманности: человечность, человеколюбие, уважение к людям, человеческому достоинству.

В словаре синонимов русского языка в качестве синонимов слова «гуманность» называется такое понятие как «гуманизм» (308, 1154).

Гуманность была присуща людям всегда, она свойственна человеческому характеру и появилась задолго до того, как человек придумал такие абстрактные понятия, как «добро» и «зло».

Понятие «гуманизм» — как система воззрений появилось лишь в эпоху Возрождения или Ренессанса. Родоначальниками его были Дж. Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др., которые стояли за возрождение античного культурного наследия (идея гуманизма в воспитании впервые выдвигались древними мыслителями) и которые через 15-20 столетий обнаружили в культуре Древней Греции и Древнего Рима светлый и прекрасный мир греческих и римских мудрецов и героев. Возрождая античные традиции, утверждая самоценность личности, гуманисты видели в человеке творца. Впервые понятие «гуманизм» стали употреблять римляне. Так, Цицерон, понимал под ним высокое, нравственное и культурное развитие человека и соответствующее этому поведение по отношению к другим людям, проявление к ним уважения.

Гуманистические идеи Ренессанса восприняли другие мыслители. Французы Рабле и Монтень, англичане Шекспир и Ф. Бэкон, испанец Сервантес, немец Дюрер, Эразм из Роттердама, утописты Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, Оуэн, просветители Гольбах, Гельвеций, Дидро, русские мыслители Ломоносов, Радищев, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, Достоевский, татарские - К. Гали, М. Гафури, Г. Ибрагимов, X. Такташ, К. Наснри, чувашские — М. Федоров, С. Михайлов, И. Бичурин, И.Я. Яковлев, К.В. Иванов и др., каждый сказал о гуманизме свое и по-своему. Великий критик и мыслитель В.Г. Белинский подчеркивал, что в деле воспитания детей орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью — человечность (32, 83-84).

Некоторые ученые считают, что гуманность возникла вместе с человеческим обществом, поскольку общество не могло существовать, не регулируя поведение людей определенными человеческими нормами. Другие относят ее возникновение к сравнительно более поздним временам, к тем, когда появилась совесть, следовательно, гуманность можно определить как совокупность норм, правил общежития, которые поддерживаются общественным мнением, т.е. требования, которые общество предъявляет личности. Прежде всего, чувство гуманности говорит: ты должен быть человеком. Основная функция гуманности, гуманизма — утверждение человеческого в человеке. Гуманность дает точку отчета, с точки зрения добра и зла: люди оценивают происходящее вокруг и с ними самими. По отношению к другим людям и народам человечность выражается, прежде всего, в сочувствии, сострадании и еще во множестве "Со". Человечность и бесчеловечность, гуманность и антигуманность — это, безусловно, вопросы в понимании добра и зла, однако между эпохами понимание их так велико, что в них выражаются всего лишь мнения людей - сегодня так, завтра, может быть, и иначе, поэтому в воспитании у учащихся гуманности в сфере межнациональных отношений самое главное — формирование гуманистических взглядов, убеждений, чувств, поведения, единства слова и дела. Надо не просто знать, что гуманно и что антигуманно, а действовать человечно для человека во имя будущности нашей Отчизны, во имя дела родного и других народов страны, презирать зло, мерзость, бороться за торжество добра (62, 50-51).

Итак, эти термины связаны с выражением взглядов, качеств, свойств, отношений духовного мира человека, однако эти понятия неравнозначны.

Гуманизм рассматривается, прежде всего, как принцип морали и представляет собой общее, более широкое по содержанию, философское понятие, основу которого составляет «убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества» (306, 63). Современные ученые рассматривают его в качестве реального общественного процесса очеловечивания окружающей среды, а также как высший специфический уровень социальности личности. Гуманизм представляет собой идейно-ценностный комплекс и включает в себя все высшие общечеловеческие ценности: милосердие, чуткость, справедливость, свободу, достоинство, трудолюбие и другие.

Гуманность же рассматривается как качество личности, поскольку качество — это «объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств» (242, 56). Таким образом, гуманность следует понимать как сверххарактеристику личности, которая включает комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку (243, 35), а гуманизм, как систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и т.д. Слово «гуманность» в большей степени отображает готовность помочь другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, сочувствие, без которых невозможно существование человеческого рода. Гуманность является первичным понятием по отношению к «гуманизму», хотя последнее представляется гораздо шире первого (165, 482).

Гуманность же есть интегральное идейно-нравственное качество индивида, его обобщенная характеристика, включающая в себя комплекс «нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности» (243, 35). Рассматривая гуманность как совокупность нравственно-психологических свойств личности (человечность, человеколюбие; сопереживание, сочувствия, уважение достоинства другого человека, проявление заботы о человеке, непримиримость ко всякому злу и др.), выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, жить для блага людей. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия, в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению (287, 21)

Гуслякова Н.И. отмечает, что для понимания сущности гуманности и путей ее формирования, важное значение имеет само понимание содержания нравственных качеств. Она рассматривает три подхода в науке по данному вопросу.

Первый подход заключается в том, что эти качества рядом авторов (Б.Г. Ананьев (15), В.Н. Мясищев (218) и др.) рассматриваются как устойчивые, укоренившиеся отношения личности к тем или иным сторонам действительности. В связи с этим гуманность как качество личности также можно рассматривать как определенное отношение окружающим людям и явлениям действительности, укоренившееся в поведении личности и устойчиво проявляющееся в различных ситуациях.

Этнопедагогизация воспитательного процесса общеобразовательной школы и его влияние на формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников

Современная общеобразовательная школа все больше и больше обращается к мудрости народного воспитания, этнопедагогизации воспитательного процесса.

Появившиеся и развивающиеся такие пороки, как нежелание подрастающего поколения работать, но желание красиво жить; алкоголизм и наркомания, имеющие тенденцию к их омоложению; аморальное поведение и венерические болезни, падение нравов являются опасной преградой духовному и нравственному развитию подрастающего поколения. Возрождение и развитие таких нравственных качеств человека, как честность, порядочность, трудолюбие, милосердие, доброта, уважение к старшим можно добиться подлинно народной педагогикой. Желаемого, нужного результата не дает одно образование. Образованность человека — это еще не нравственность. Только высокая культура и воспитанность в сочетании с образованием дают человеку гармонию с людьми, с народом.

В настоящее время образовательные учреждения взялись за национальное возрождение народа, стали объединять усилия всех общественных сил в заботе о семье, о духовности физическом развитии не только учащихся, но и взрослого населения; они все больше обращаются к этнопедагогике. Именно народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический опыт духовного развития человечества, послужила основой, из которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем, как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогические воззрения. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложное взаимодействие друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга.

Народная педагогика — естественное явление, неотъемлемая часть жизни народа. Она представляет собой «педагогическое бытие» народа как единство его педагогического сознания и его повседневной воспитательной практики, «народного воспитания». Под народной педагогикой понимается совокупность знаний и навыков воспитания, сохранившаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, народная педагогика сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Источниками изучения народной педагогики являются народный фольклор, этнографические и антропологические материалы, археологические находки, мемуарная литература и др. Нормативные требования народной педагогики преимущественно извлекаются из устного народного творчества (традиционная, народная, фольклорная педагогика). Представленная в фольклорных текстах и обрядности, народная педагогика в совокупности составляет целостную воспитательную концепцию (71, 6). У каждого этноса существует своя народная педагогика. В литературе правомерно говорят о русской, татарской, чувашской и т.п. народной педагогике.

В истории народной педагогики можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Главным лицом в традиционном воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры, имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи. Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности. В рамках рода и племени семья являлась сосредоточением народной педагогики - идей, традиций, опыта. В процессе формирования общественных образовательных институтов народная педагогика прочно сохраняла свои позиции. Введение массового обучения в государственных образовательных учреждениях несколько ограничило её влияние, но в то же время, обусловливая взаимодействие народной педагогики с педагогической наукой, школьной практикой, дало толчок обогащению народного опыта воспитания новыми сведениями. Однако переход воспитательных функций в ведение государства оказывал одновременно разрушительное воздействие на народную педагогику: утрачивались национально-педагогические традиции, самобытные формы воспитания.

Народная педагогика представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания. Задача педагогической науки состоит в выделении и систематизации элементов педагогической системы без изменения оригинального характера народной педагогики. Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием народной педагогики, так как научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отражался опыт народного воспитания. В классической педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и народных педагогических традиций, пути проникновения идей народной педагогики в культурное сознание рассмотрел Я.А. Коменский в трудах «Мудрость старых чехов», «Материнская школа», «Великая дидактика». На традиции семейного воспитания опирался Й.Г. Песталоцци («Лингард и Гертруда», «Как Гертруда воспитывает своих детей»). Непосредственным развитием положений народной педагогики является принцип культуросообразности воспитания, разработанный А. Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая педагогическую систему К.Д. Ушинского. Своеобразное преломление опыт традиционного воспитания получил в ведущих педагогических направлениях XX века, в том числе в педагогической антропологии.

В русской педагогике термин «народная педагогика» впервые употребил К.Д. Ушинский в «Руководстве к преподаванию родного языка», подчеркивая воспитательное значение сказок, которые он назвал «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики». В последующем идеи и традиции народной педагогики нашли отражение в трудах многих русских и нерусских педагогов. Первые серьезные разработки в исследовании народной педагогики принадлежат Г.С. Виноградову, который утверждал существования народной педагогики и охарактеризовал это понятие. Он дал два взаимодополняющих определения народной педагогики: 1) «совокупность навыков и приемов, применяемых в целях формирования личности в определенном направлении» (66, 5); 2) «у народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известны цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения и т.д. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой» (66, 5).

Один из первых авторов «Народной педагогики» - Г.С. Виноградов писал: «Трудно сказать, почему у народоведов не хватило внимания к вопросам, которые относятся к народным идеалам, взглядам, путям и средствам воспитания и обучения. В этой области у нас сделано изумительно мало. Тому, кто взял бы на себя задачу дать хотя бы общий очерк народной педагогики, предстоит встретиться со многими трудностями»(66, 4). Он стремился привлечь внимание к народной педагогике, отмечая, что потребуется несколько десятилетий, прежде чем народная педагогика будет исследоваться наравне и в единстве с научной педагогикой. Значительная часть его идей так и остались невостребованными до наших дней.

Понятие «народная педагогика» впервые появилось в учебном пособии Е.Н. Медынского, в котором кратко охарактеризовал народную педагогику, как творчество древних славян, выраженное в произведениях народной поэзии. Впервые вопросы народной педагогики были исследованы грузинским педагогом А.Ф. Хиндбидзе, диссертационное исследование было выполнено в 1951 г., посвященное изучению фольклора как источника народной педагогики. Понятие «народная педагогика» в 1966г. был включен в энциклопедию и определено как «область народных эмпирических знаний и опыта народных масс, выражающихся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения» (244, с. 35).

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н.Волков, автор монографии «Чувашская народная педагогика», «Этнопедагогика», «Педагогика жизни». Академик Г.Н.Волков предложил свое определение народной педагогики. В ней он видел, с одной стороны, «совокупность и взаимозависимость целей и задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых трудящимися в целях привития личности качеств, желательных народу» (67, 11-12); с другой стороны, «совокупность эмпирических сведений и знаний по вопросам воспитания, которыми пользовались трудящиеся массы, лишенные возможности обучать своих детей в школе» (67, 12). При этом отмечалось, что народная педагогика понимается в значении «педагогических сведений, распространяемых устно, т.е. понимается как устное педагогическое творчество народа» (67, 12).

Исследуя вопросы народной педагогики, Г.Н. Волков обосновал теорию, которая смогла бы изучать, реализовать потенциал народной педагогики. Волков Г.Н. впервые в педагогической литературе применил термин «этнопедагогика» (1965г.), определив ее как науку, которую первоначально трактовал следующим образом: наука, которая «имеет своим предметом изучение педагогического опыта, накопленного народом в течение многовековой истории в процессе семейного, общинного и общественного воспитания вне школы» (68, 124). В 1966 году уточнил это понятие, определив как науку « об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности, нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившиеся под влиянием исторических условий»(68, 31).

В работах А.Ш. Гашимова (81), В.Х. Арутюняна (20), и др. народная педагогика часто рассматривалась только как устное народное творчество.

В своем исследовании Я.И. Ханбиков дает более широкое понятие «народной педагогики», включая в него педагогическую практику народа (363).

Использование этнопедагогических инвариантов в формировании гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников

Как известно, к этнопедагогическим инвариантам относятся педагогические истины не подлежащие пересмотру. Французский педагог С.Френе ввел этот термин в педагогику, разработал 30 инвариантных принципов на основе гуманистической педагогики. Например, природа ребенка такая же, как и природа взрослого; поведение ребенка в школе зависит от его психологического склада и состояния здоровья; никто — ни ребенок, ни взрослый не любит, чтобы ему приказывали; любой человек стремится к успеху; неудача тормозит работу и лишает энтузиазма (68, 72).

Мы под этнопедагогическими инвариантами понимаем движущие силы подготовки подрастающего поколения к участию в жизни общества, обладающие этнической спецификой.

В этнопедагогической концепции национальной школы (Г.Н.Волков) определено, что к этнопедагогическим инвариантам относятся факторы народного воспитания: природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал. Все эти факторы общечеловечны и могут быть задействованы в формировании гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников. Дадим характеристику перечисленным факторам народной педагогики.

Природа составляет совокупность реально существующих предметов, это вся вещественная действительность, окружающая человека, в которой все взаимосвязано, одни предметы происходят от других. Об этом гласит и народная пословица: «Природа щедра, она создает цветок из колючки, от пчелы производит мед».

Природа в тоже время - это солнце, воздух, луна, звезды, земля, животный и растительный мир и т. д., которые благотворно влияют на человека. Она представлена во всех памятниках народной педагогики. При этом народная мудрость отмечает, не только их объективное существование, но и взаимовлияние. На земле могущественны ветер, огонь и вода (25, 25). Еще древнегреческие мыслители придавали большое значение природе как фактору воспитания. Знаменитый врач Гиппократ в своей работе « О воздухе, водах и местностях» физические и психические особенности различных народов непосредственно выводил из окружающей среды. « Те, которые населяют страну высокую, ровную, обвеваемую ветрами и обильными водами, - писал он, - отличаются огромным внешним видом тела, похожи между собой, с духом немужественным и крепким. Но те, занимают тощие и сухие места, лишенные воды и обнаруженные, и не имеют умеренных перемен времен года, естественно отличаются грубым и крепким видом тела и цветом скорее светлым, чем черным; по нравам и стремлением духа они самолюбивы, горды и упорно держатся принятого мнения, ибо, где перемены в погоде и весьма часты и многоразличны между собой, те ты можешь найти и формы, и нравы, и натуры, во многом различные».

Природа, являясь фактором народного воспитания, не может не оказывать влияние на характер трудовой деятельности, на образ жизни и быта людей.

Процесс влияния природы на личность, на ее формирование сложен и многогранен. Осмысление выражения «лоно природы» сможет многое объяснить в русском характере, его самобытности. В чувашском языке слово « природа» понимается как светлая погода, что обозначает средний мир, так как есть еще и верхний, где обитают боги, и нижний — темный, потусторонний.

«Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве — высшая гармония на земле. Кажется, и в этой естественности есть что — то сверхъестественное, божественное» (94, 41). Примером к этому высказыванию могут служить очеловеченные образы родной природы в народном творчестве: Волга - матушка, Земля-матушка, небо — батюшка, ветер — господин, хлеб — батюшка, дуб — батюшка, нашего поля ягода и т.д.

Универсальный характер принципа природосообразности общеизвестен. Природа — не только среда обитания, но и родная страна. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества — экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причем это согласовывается демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики — и естественностью народного воспитания.

С природой как естественным фактором воспитания согласовывается и утверждение о народной педагогике как педагогике свободы и любви. Эта свобода удивительным образом поддерживалась и реализовывалась в системе семейного воспитания народного педагога-новатора Бориса

Никитина, главная книга которого называется «Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней». Естественное воспитание сильно напоминает раскритикованное и дружно отвергнутое в свое время «свободное» воспитание. Принцип природосообразности делает естественным воспитание гуманности во взаимоотношениях между детьми разных национальностей.

Природа — это двор отцовского дома и Вселенная, мировое космическое пространство. Кажется удивительным, невероятным, но ведь и звезды на небе Родины родные. Тысячи световых лет до них. По звездам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к родному дому. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Не просто понять и проследить влияние природы на личность, на ее формирование. «Лоно природы» — русскими это сказано очень сильно и очень выразительно. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве — высшая гармония жизни на земле, в том числе и многонационального человечества. Кажется, и в этой естественности есть что-то сверхъестественное, божественное. Во всяком случае, каким бы ни был принцип природосообразности, естественности народного воспитания, даже принцип естественных последствий Руссо, они не стоят далеко друг от друга.

Приближенность деятельности человека к природе живее и полнее позволяет ощущать ее отношение к себе и самого себя к ней, тем яснее видит и предчувствует явления природы, где всякому роду животных свое предназначение, свое место: рыбам - море, птицам - воздух, а человеку-Отчизна, вселенной - круг.

Народную педагогику обогащает опыт общения с природой: зиме и лету союзу нету, капля со временем и камень пробьет, нрав лукавых — волна морская. При этом природа никогда не выпадает из общечеловеческих ценностей. Такие природные факторы, как земля, вода, солнце священны во всех народных культур. Произведения устного народного творчества содержат в себе образцы природы. Чувство прекрасного у народа формировалось под воздействием природной среды. Оно находило свое выражение в ремеслах, в народном быту, в прикладном искусстве — национальных костюмах, орнаментах, вышивках, где сплетались в рисунках и ярком колорите цветов мотивы родной природы.

К.Д.Ушинский отмечал, что природа играет важную роль в формировании человека; она способна влиять на людей, способна навеять на них тоску по родине.

Человек и окружающая среда неразрывно связаны между собой, так как человек есть часть природы, то это гармония имеет особенный смысл: первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве, впоследствии развившейся в сознательное стремление к самоусовершенствованию, послужило представление о гармоническом совершенстве природы»(68, 243).

Игра является фактором народного воспитания, она включает в себя множество в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых в конечном счете способствует всестороннему развитию детей. Основой происхождения и развития игры является труд человека. В истории развития общества труд предшествовал игре, которая произошла из трудовой деятельности общества. Игру, как искусство, творит народ. В играх, как и в песнях, народ отражал свою жизнь, свои стремления. Они приучали детей дружно бороться за какое — либо дело, преодолевать трудности, в игре постепенно формируется сноровка, сообразительность, ловкость и многие, ценные и нужные качества.

Модель системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников

Решение поставленной в исследовании проблемы потребовала разработки и внедрения в педагогический процесс общеобразовательного учреждения модели системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников.

Метод моделирования используется в целях исследования процессов и явлений окружающей действительности, он позволяет глубже понять взаимоотношения, возникающие внутри предмета изучения. Моделированию как методу научного исследования посвящены работы философов Б.А. Глинского, Б.С. Грязнова, Б.С. Дынина, Е.П. Никитина, В.А. Штоффа, и педагогов А.И. Архангельского, А.П. Беляева, В.П. Беспал ько, В.И. Журавлева, А.А. Кирсанова, В.В. Краевского, И.И. Логинова и др.

Анализируя назначение метода моделирования, Б.А. Глинский отмечает, что наиболее простой его функцией является воспроизведение свойств и отношений предметов и процессов. Вместе с тем, в качестве его специфической черты как метода научного познания автором подчеркивается его исследовательская роль.

В.В. Краевский характеризует моделирование как познавательную рефлексию, основанную на понятиях, принципах и закономерностях.

Познавание свойств и отношений окружающего мира осуществляется на основе модели. Слово «модель» произошло от латинского слова modus, modulus (мера, образ, способ), и его первоначальное значение было связано со строительством. В.А. Штофф под моделью понимает мысленно или практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в упрощенной (идеализированной или схематизированной) и наглядной форме.

О.Б. Корнетов рассматривает модель как обобщенный мысленный образ, заменяющий и отображающий структуру и функции (взятые в динамичном единстве, в широком социокультурном контексте) конкретного типологически воспроизводимого способа осуществления образовательного процесса.

Н.Г. Салмина выделяет две характеристики модели:

1) модель является заместителем изучаемого объекта;

2) модель и изучаемый объект находятся в состояниях соответствия: модель нетождественна оригиналу, она только отображает изучаемый объект.

Модель выступает в виде совокупности понятий и схем. Она выражает педагогический процесс не непосредственно в сложном, необозримом единстве всех ею многообразных проявлений и свойств, а обобщенно, акцентируя внимание на мысленно выделяемых свойствах.

Объективной возможностью моделирования Б.А. Глинский считает закономерную связь компонентов, входящих в целостные предметы. Компоненты, включенные в предмет, должны закономерно согласовываться друг с другом, вместе с тем компонентом и отношения, составляющие модель, обязаны соответствовать компонентам и отношениям, принадлежащим оригиналу. Оригиналом является объект, непосредственно интересующий исследователя и замещаемый моделью, однако, под оригиналом понимается не целостный объект в его качественно — количественной специфике во всем богатстве разнообразных свойств, связей и отношений, а именно тех, которые непосредственно интересуют исследования.

Объектом нашего моделирования является система формирования гуманных взаимоотношений младших школьников в многонациональных коллективах общеобразовательных учреждений.

Прежде чем осуществлять построение выбранной модели, необходимо определить ее тип. Нами была избранна структурная модель, имитирующая внутреннюю организацию структуры оригинала. Необходимость избрания такого типа модели обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, для выявления сущности любого объекта необходимо раскрыть его структуру. Во-вторых, структурные модели имеют различный уровень абстрактности, обобщенности и применимости. В-третьих, для одного и того же оригинала может быть создано несколько структурных моделей, что позволяет изучать разные уровни структуры объекта.

Построение модели системы формирования гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников было выполнено в русле концепции системного понимания воспитания. Так как от исходной теоретической позиции, от принципиального подхода к постановке проблемы и определению общих путей движения исследовательской мысли зависит получение значимого результата исследования, раскроем исходные положения концепции системного понимания воспитания.

Исходный принцип этой концепции, направленной на раскрытие сущности воспитания, гласит: оно существует и как процесс, и как порождающие его воспитательные системы. В своих трудах Ю.П. Сокольников обосновывает многогранное значение этой концепции. В частности, она выступает методолого-теоретическим орудием создания целостной и вместе с тем многогранной картины воспитания, охватывающую воспитательную систему общества в целом и доходящей в ее анализе до характеристики воспитательных систем в первичных коллективах, возникающих в них воспитательных отношений и формирования в них личности. Воспитательная система общества, составляющая — в свете этой концепции — предмет современной педагогики, представляет собой сложную иерархию разнообразных воспитательных систем.

Согласно этой концепции, развитие личности воспитанника осуществляется в результате функционирования всех воспитательных систем, в которые он включен. Оно происходит в результате последовательного развития деятельности воспитанника в этих системах, в ходе постоянного разрешения возникающих в этой деятельности противоречий между требованиями личности и ее подготовленностью к их осуществлению.

Назначение воспитательных систем — подготовка подрастающих поколений к жизни и труду, обеспечение преемственности в жизни поколений. Это общее назначение воспитательных систем предопределяет — при всем разнообразии их конкретных функций - их общую структуру. Ее компоненты:

1. Люди - воспитанники и воспитатели - первые составляют предмет воспитательной заботы общества, а вторые ее осуществляют.

2. Компоненты духовного порядка — знания, идеи, идеалы, умения и другие элементы человеческой культуры.

3. Средства воспитания - предметы, воплощающие в себе культуру в концентрированной и педагогически обработанной форме.

4. Процесс воспитания — процессуальный компонент, возникающий как результат взаимодействия воспитанников, воспитателей и воспитательных средств.

Воспитательные системы существуют как устойчивые объединения людей, имеющие определённую организацию; именно она обеспечивает сравнительную устойчивость воспитательных отношений, присущих этим системам. И как результат — воспитательные взаимодействия, возникающие в процессе функционирования этих отношений, интегрируют компоненты воспитательных систем, обеспечивают их целостность, автономность. Такой организацией воспитательных систем, формой их функционирования являются воспитательные коллективы.

В ходе взаимодействия воспитанников с воспитателями и средствами воспитания происходит превращение первых двух форм существования духовных компонентов в третью и как результат — последовательное развитие умений, знаний, навыков воспитанников, их разнообразных качеств. В этих переходах духовных компонентов из одного состояния в другое — суть воспитания.

В концепции Ю.П. Сокольникова воспитание трактуется как передача и усвоение подрастающими поколениями человеческой культуры, т.е. воспитание понимается как всеобъемлющая универсальная категория. Все влияния воспитательных систем, в которые входит воспитанник, как бы интегрируются в целостном процессе его воспитания. Но в этот процесс вплетаются и другие, самые разнообразные взаимодействия воспитанника и формирующих его систем со средой. Эта среда, в свою очередь, включает и несистемные взаимодействия, входящие в жизнь общества как «органического целого».

Организация воспитательных систем, обеспечение их оптимального функционирования, по словам Ю.П. Сокольникова, резко усиливают влияние педагогов на воспитанников, делают его более целенаправленным, широким и повседневным.

Обеспечение оптимального протекания воспитательных систем — выступает целью организации воспитательной системы и управления его.

Похожие диссертации на Формирование гуманных взаимоотношений в многонациональных коллективах младших школьников общеобразовательных учреждений