Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Брусницына Анастасия Николаевна

Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход
<
Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Брусницына Анастасия Николаевна. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Брусницына Анастасия Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва, 2008. - 208 с. РГБ ОД, 61:08-13/73

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование процесса воспитания танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей

1. Понятие «танцевальная культура» школьников в учреждениях дополнительного образования детей

2. Методология воспитания танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей

3. Личностно-деятельностный подход как ведущая концепция воспитания танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей

Глава II. Совершенствование процесса внедрения личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей

1. Организационно-педагогические условия совершенствования процесса воспитания у школьников танцевальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей

2. Методологические условия совершенствования процесса воспитания танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей

3. Личностно-деятельностный подход как педагогическое условие совершенствования процесса воспитания у школьников танцевальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена изменением взглядов школьников на воспитательное воздействие танца.

Именно школьники сейчас широко вовлечены в реальную танцевальную среду с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью. Над этим «воспитательным опустошением» доминирует феномен танца. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия школьного учителя, педагогов учреждений дополнительного образования детей, специалистов средств массовой информации

В практике общеобразовательной школы накоплен большой опыт стимулирования интереса к воспитанию культуры танца (соревнования, конкурсы, призы, поездки, экскурсии, и т.д.). Создавая условия для воспитания, у школьников танцевальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей, хореографический коллектив становится основным способом реализации моральных стимулов (интерес, игра, общественное мнение, грамоты, доверие, ориентация на будущую профессию).

Постепенное изменение отношения школьников к идеалам, ценностям, идеям, которое приобретает в основном утилитарный характер, где главный принцип - практическая > польза, успех, деловые отношения, переходят сферу педагогики. Очевидно, что сегодня культура танца может противостоять обострению негативных установок (антиценностей) и росту их привлекательности. При этом необходимо предложить школьникам такие формы работы, которые помогли бы самоутвердиться, самореализоваться в творческом процессе, предоставили возможность испытывать новые ощущения, познавать собственное «Я» и его возможности. При этом исподволь, ненавязчиво, но неуклонно школьники, пренебрегая духовным

4 ростом, стремятся к формированию и укреплению норм повседневного поведения через сиюминутный успех.

Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей - это ориентация на современное понимание культуры, способ формирования ценностного отношения к эстетическим и этическим идеалам, вкусам, предпочтениям в хореографическом виде деятельности, где концептуальные подходы способны усилить эффективность этого процесса.

Следует учитывать то обстоятельство, что основная задача педагогики дополнительного образования - это продление трудовой активности школьников в хореографических коллективах после основных учебных занятий.

Послеурочное время выступает как досуг, способствующий развитию творческой самореализации в учреждениях дополнительного образования, опирающиеся на исторические, духовные, танцевально-культурные традиции как способ в выборе ценностных ориентации.

Танцевальная культура школьников характеризуется эмоциональным переживанием и любовью к искусству, вырабатывает тип поведения, внутреннюю культуру личности, которую необходимо отрефлексировать, пройти проверку по определенным критериям.

Поиск выхода из этого состояния может быть осуществлен только путём воспитания общей культуры личности школьника, ее целеустремленности, выбора направленности танца, музыкального сопровождения.

Поэтому актуальность темы исследования характеризуется тем, что процесс воспитания в хореографических коллективах в учреждениях дополнительного образования детей вытекает из противоречия между потребностью общества в высокой танцевальной культуре школьников низким уровнем танцевальной культуры на практике.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует значительное число научных публикаций, раскрывающих методологию функционирования системы дополнительного образования, прежде всего труды М.М.Бахтина, П.П. Блонского, А.У. Зеленко, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Е.Н. Медынского, СТ. Шацкого, К.Д. Ушинского.

В области психологии хореографической деятельности как основы культуры танца - труды Л.С.Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева, А.Г. Рузской, Д.Б. Эльконина; которые, опираясь на экспериментальные исследования, убедительно доказали, что эффективность произвольных- движений существенно зависит от характера педагогических задач, решаемых личностью при достижении поставленной цели. А.В. Запорожец выявил основные этапы процесса развития произвольных движений в школьном возрасте, в котором- особое значение принадлежит потребностям в достижении определенной цели.

Другая группа психологов предприняла попытку выявить процесс освоения движений как основу активности и эффективности деятельности школьника. Это было сделано В.Г.Асеевой, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Й.Лингарт, А.К. Марковой, С.Л. Рубинштейном, П.В. Симоновым, Г.И. Щукиной и другими.

Современной педагогикой накоплен значительный опыт в области совершенствования учебного процесса в школе, где содержание этого процесса включает широкий спектр общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности. При этом следует отметить, что Ю.К.Бабанский, А.Ю. Бутов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А.Сластенин раскрыли педагогические, социальные, личностные подходы к учебной деятельности школьников на основе творческого подхода.

Исследования этой проблемы выполняли ученые и исследователи вузов культуры и искусств.

В исследованиях А.А. Алферова, Ю.В. Богачевой, Т.И.Баклановой, Ю.С. Герасимовой, В.В. Геращенко, Л.С.Жарковой, А.Д. Жаркова, Л.С. Зориловой, Л.Г. Лукина, М.П.Мурашко, В.Н. Нилова, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова, И.Г. Скляра, Н.Н. Ярошенко, А.С. Яценко и Н.П. Яценко раскрываются проблемы совершенствования профессионального образования, дополнительного образования детей.

Издан ряд монографий, учебно-методических пособий, сборников, в которых собран богатейший материал по записи и обработке танцев, что оказало большую помощь в работе над диссертацией. Среди них следует назвать работы Б.Т. Абирова, Л.А. Адеевой, А. Азимовой, Г.Ф. Богданова, Ф.А. Гаскартова, В.И. Геращенко, СМ. Гребенщикова, К.Я. Голейзовского, Ш.Б. Жиенкулоновой, А.А. Климова, В.Н. Нилова, О.Н. Ниязовой, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой и других, но они не касались воспитания танцевальной культуры в деятельности, учреждений дополнительного образования детей.

Актуальность проблемы, её различные аспекты изучены недостаточно в педагогической науке. Однако потребность практики в обоснованных научных рекомендациях по воспитанию танцевальной культуры обусловила выбор темы нашего исследования и его понятийно-категориального аппарата.

Объектом исследования стали школьники-участники

хореографических коллективов в учреждениях дополнительного образования детей департамента образования города Москвы.

Предмет исследования - процесс воспитания танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода.

Цель исследования заключается в разработке теоретических

положений воспитания танцевальной культуры школьников в

хореографическом коллективе в учреждении дополнительного образования

детей и их внедрении в практическую деятельность.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

- разработать понятие «танцевальная культура школьников»;

- рассмотреть методологию воспитания танцевальной культуры у
школьников в учреждениях дополнительного образования детей;

раскрыть теоретические основы реализации личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей;

выявить специфику учебно-творческого процесса в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры;

экспериментально проверить совершенствование процесса внедрения личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей;

разработать методические рекомендации по внедрению личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что воспитание танцевальной культуры у школьников в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей будет значительно результативнее, если внедрить в учебно-воспитательный процесс личностно-деятельностный подход, предполагающий:

- целенаправленную педагогическую деятельность руководителей
хореографического коллектива, овладевших спецификой преподавания танца
в учреждениях дополнительного образования детей по воспитанию
танцевальной культуры;

- целостность технологического процесса с учетом специфики
функционирования хореографического коллектива в учреждениях
дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры;

- мотивацию школьников на участие в хореографическом коллективе в
учреждении дополнительного образования детей и нацеленность на высокую
танцевальную культуру;

- постоянный поиск инновационных педагогических технологий по
воспитанию танцевальной культуры у школьников на основе личностно-
деятельностного подхода.

Методологической основой исследования послужили идеи и положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и процессов, обеспечивающих личностно-деятельностный подход в воспитании танцевальной культуры: принципы культурно-методического развития Л.С. Выготского, принципы личностного подхода Н.А. Бердяева, М.Я. Басова, А.Ф. Лазурского, принципы деятельностного подхода Г.М. Андреева, А.Н: Леонтьева, А.В.Петровского.

Огромное влияние на методологию исследования проблемы воспитания танцевальной культуры у школьников оказали философские труды С.С. Аверинцева, А.И. Арнольдова, Е.Я. Александровой, А.А. Аронова, Л.М. Баткина, Д.С. Васильева, А.Я. Гуревича, И.А. Ильина, С.Н. Иконниковой.

Теоретическими основами исследования стали психологическая теория личности (Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.); теория психологического анализа личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.М. Бехтерев, А.А.Бодалев, И.С. Кон, А.В. Петровский, Б.Н.Теплов, П.М. Якобсон).

Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса

Ю.К.Бабанского, А.К. Марковой, Н.Н. Нечаева, А.А. Вербицкого; теория педагогического программирования и проектирования социальных,

педагогических технологий проявляется в особенностях личностно-деятельностного подхода.

В разработке проблемы воспитания танцевальной культуры личности школьника в учреждениях дополнительного образования детей автор диссертации исходила из единства содержания образовательного процесса и процесса проведения досугового времени.

Базой исследования стали государственные учреждения дополнительного образования Московского комитета образования - Центр образования и культуры «Кузьминки» (экспериментальная) и клуб «Вдохновение» - контрольная база.

На экспериментальной базе - Центре образования и творчества «Кузьминки» было создано две группы по 20 школьников 12-14 лет и 15-17 лет.

Для сравнительного анализа и выявления специфики учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного, образования детей были подобраны ещё две базы: общеобразовательная школа № 1405 — экспериментальная и школа № 843 - контрольная Юго-Западного административного округа г. Москвы, в которых школьники занимались в хореографических коллективах продленного дня. В школе №1405 в эксперименте участвовали 2 группы по 20 школьников в каждой группе. Всего в эксперименте участвовали 12 педагогов школы №1405 и Центра образования и творчества «Кузьминки».

Организация и этапы исследования.

Исследования проводились с 2002 по 2007 гг. и осуществлялись в несколько этапов, являясь органическим продолжением научного интереса диссертантки к современному состоянию танцевального искусства, проблемам и перспективам совершенствования педагогических технологий в воспитании танцевальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей.

На первом констатирующем этапе (2002-2003 гг.) был осуществлен анализ научных источников, проблемы, формулировка темы, разработка программы и методики исследования. Изучены материалы деятельности хореографических коллективов по воспитанию танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования, обосновывалась актуальность рассматриваемой проблемы, формировались цели и задачи, гипотеза, предмет и объект исследования.

Проанализировано состояние экспериментального и контрольного объектов и деятельность учреждений дополнительного образования детей города Москвы в избранном аспекте исследования: существующие учебные программы по преподаванию танца, одобренные Комитетом образования г. Москвы, учебно-методическая литература, на основании которой осуществляется учебно-воспитательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей, материально-техническая база' и уровень профессиональной подготовки педагогов-хореографов.

В ходе констатирующего этапа экспериментального исследования выявилось состояние изучаемой проблемы воспитания танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей. На основе личностно-деятельностного подхода проводился социологический опрос в 11 учреждениях с общим числом 380 человек.

Второй этап исследования (2004 — 2006 гг.) носил поисково-экспериментальный характер, где вначале был проведен анализ фактологического материала и сделаны обобщающие выводы.

Итогом второго этапа исследования стало завершение систематизации материалов исследования, выявлены организационно-педагогические и методические условия для внедрения личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей.

На этой основе была организована опытно-экспериментальная работа по воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждении дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода.

Основу опытно-экспериментальной работы составил социально-педагогический эксперимент, цель которого состояла в поисках наиболее эффективных условий внедрения личностно-деятельностного подхода в учебно-творческий процесс учреждения дополнительного образования детей по воспитанию танцевальной культуры.

В ходе эксперимента педагоги овладевали процессом воспитания танцевальной культуры школьников на основе современного, историко-бытового и народного танца.

Динамика уровня воспитания танцевальной культуры у каждого школьника отмечалась по следующим критериям: овладение композицией, музыкальное сопровождение, этикет, костюмы, эстетическая выразительность, пластичность, настроение. На основе полученных данных создавались авторские технологии воспитания танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода.

На третьем этапе (2006 - 2007 гг.) была завершена экспериментальная работа и окончательно сформулированы выводы, проводилась апробация результатов исследования. На основе обобщения полученных материалов сделан анализ эффективности личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые в данном исследовании разработано понятие «танцевальная культура школьников» в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей;

- раскрыта методология воспитания танцевальной культуры у
школьников в хореографическом коллективе учреждения дополнительного
образования детей;

выявлены организационно-педагогические условия внедрения личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры у школьников в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей;

- дано педагогическое обоснование взаимосвязи объективных и
субъективных факторов, оказывающих влияние на учебно-творческий
процесс в хореографическом коллективе учреждения дополнительного
образования детей;

- рассмотрены авторские технологии, обеспечивающие эффективность
воспитания танцевальной культуры школьников в хореографическом
коллективе в учреждениях дополнительного образования детей на основе
личностно-деятельностного подхода;

- разработаны научно-методические рекомендации педагогической
деятельности по внедрению личностно-деятельностного, подхода к
воспитанию у школьников танцевальной культуры в хореографическом
коллективе учреждения дополнительного образования детей на основе
создания композиций на материале традиционных танцевальных движений,
орнаментальных мотивов, проникновения в суть национального характера,
развития многовековых традиций народа.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- уточнен и дополнен понятийный аппарат, раскрывающий теорию
воспитания танцевальной культуры школьников в хореографическом
коллективе учреждения дополнительного образования детей, опирающуюся
на потребности и мотивацию участников, их выбор направления
исполнительской деятельности в хореографическом искусстве;

- сформулированы теоретические основания процесса внедрения
личностно-деятельностного подхода в активную деятельность школьников

13 по усвоению новых знаний, умений и навыков владения своим телом, создания имиджа своей личности, развития способности к саморегуляции;

разработаны синтезированные авторские технологии поэтапного воспитания танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей;

предложена новая теория воспитания танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей на основе личностно-деятельностного подхода: ценностно-ориентированный активно-деятельностный способ комплексной воспитанности: в процессе создания современных сценических постановок на базе многовековых традиций народного танца, воспитание на них участников и зрителей. Это работа с музыкальным материалом, над движенческой лексикой, танцевальным рисунком, манерой поведения танцующих персонажей.

Практическая значимость исследования* определяется тем; что основные выводы и методические рекомендации внедрены в учебно-творческий процесс учреждений дополнительного образования.Департамента образования г. Москвы. Методические рекомендации внедрены в деятельность педагогов-хореографов руководителей хореографических коллективов в общеобразовательных школах №1405 и №843 г. Москвы.

Материалы диссертации могут быть использованы на курсах повышения квалификации педагогов школы и учреждений дополнительного образования детей, Московского комитета образования, в Московском институте повышения квалификации работников образования, в средних учебных заведениях, педагогических вузах и вузах культуры и искусств.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- публикаций в сборниках Московского государственного университета
культуры и искусств;

- выступлений на международных, республиканских, региональных
научно-практических конференциях: на международной научно-

14 практической конференции молодых ученых «Науки о культуре: современный статус» с докладом «Личностно-деятельностный подход к воспитанию танцевальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей». Москва, МГУКИ, 18 декабря 2004 г.; на международной научно-практической конференции: «Науки о культуре: современный статус» с докладом «Методология воспитания танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей». Москва, МГУКИ, 12 декабря 2005 г.;

- применения разработанных автором технологий преподавания хореографических дисциплин специального цикла для школьников в учреждениях дополнительного образования детей «Кузьминки» г. Москва и образовательных школ № 1405 и № 843 Юго-Западного округа г. Москвы.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с личностно-деятельностным подходом к решению проблемы, опорой на широкий спектр научно-педагогических источников, обобщающих основные достижения в области дидактики, оптимизации учебно-творческого и воспитательного процесса, проведением сравнительного анализа в процессе социально-педагогического эксперимента и неоднократно апробированных в ходе исследования результатов, сопоставлением данных, полученных в учреждениях дополнительного образования идентичного профиля и актами о внедрении результатов диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культура есть мера способности интеллекта школьника преобразовывать окружающий мир во имя развития жизни. Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования представляет собой сложное, мотивационно-смысловое, творческо-тренинговое образование, в основе которого лежат мировоззренческая и гражданская позиция, духовно-нравственное развитие личности, умения позиционировать себя, создавать имидж

15 хореографического коллектив школы или учреждения дополнительного образования детей.

2. Танцевальная культура школьника, обучающегося в учреждении
дополнительного образования детей, воспитывается под влиянием сложного
процесса взаимодействия внешних и внутренних организационно-
педагогических и методических условий. Внешние воздействия
рассматриваются как целостная система ценностных отношений личности
школьника, входящих в личностную структуру образа жизни, и только при
совпадении социального и личностного значения формируется
положительное отношение к танцевальной культуре.

Внутренние потребности: мотивы, интересы и психологические установки определяют целенаправленность деятельности педагога-хореографа и школьника, которые в совместных усилиях* совершают действия направленные на воспитание танцевальной культуры школьников.

Взаимодействие внешних организационно-педагогических и методических условий в учреждениях дополнительного образования детей и внутреннего состояния школьника - это- педагогика творчества, интегрирующая знания, закономерность творческого процесса освоения, хореографического искусства.

3. Личностно-деятельностный подход к воспитанию танцевальной
культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей
основан на личностных качествах: рост, полнота или худоба исполнителя,
черты его облика, то есть существуют анатомические типы, восприятие
зрителей, где «кинетика», «контактность», «телосложение», «психика»
относительно самостоятельны, но и взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Деятельность как совокупность действий - это проявление мышечной,
психологической, творческой инергии.

В этой связи личностно-деятельностный подход синтезирует элементы танцевальной культуры и средовой фон деятельности, отвечая всем социальным и культурным нормам поведения в хореографическом

коллективе учреждения дополнительного образованиями во всех контактах в условиях досуга.

4. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе в учреждениях дополнительного образования побуждает к исследованию феномена качества хореографической культуры в целом, свидетельствуя в пользу оправданности введения данного понятия в научный оборот педагогического знания. Такое явление, как воспитание танцевальной культуры, не может развиваться без концептуальных подходов, отражающих специфику составной части хореографической культуры.

Масштабность личностно-деятельностного подхода отчетливо проявляется в особенностях воспитания танцевальной* культуры в хореографическом коллективе учреждения; дополнительного образования; главная его особенность состоит в том, что он позволяет выявить принципиальные способы^ включения личности обучающегося Bv деятельность,, демонстрируя объекту соответствующие движения, ориентируя его на образ действия до того, как последнее будет практические осуществлено:

Структура диссертации

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Понятие «танцевальная культура» школьников в учреждениях дополнительного образования детей

Слово «хореография» впервые употреблено Т. Фойе в 1700 году («Хореография или искусство записи танца»); происходит от двух древнегреческих слов «графо» (пишу) и «хорея» (по словам Платона — песне-пляски).

В настоящее время «хореография» весьма точно формулирует сущность синкретического танцевального действа и в форме развернутой сюжетной драмы, и в формах отдельных действенно-изобразительных элементов песне-плясок, что и дает основание обозначать танцевальное творчество хореографией.

С позиций личностно-деятельностного подхода воспитательный потенциал танцевальной культуры приобретает теоретическое значение. Воспитание танцевальной культуры школьников используется с коннотацией «предсказания», то есть, относится к оценке того, насколько вероятно то, что индивид будет успешным в определенной работе и удовлетворен ею, что выявляется, исходя из его интересов, способностей, образования, подготовки и т.д.».1

Термин «танцевальная культура» есть степень соответствия понимания культуры танца исполнителями и восприятия танца членами общества, обычно используемый для обозначения- любого занятия, которое требует высокой степени развитие умений и обширной специализированной подготовки с целью исполнения определенной программы или номера.

Танцы имеют свои собственные нормы этики и поведения ;в рамках своей практики. Вследствие высокого уровня культуры и монополии знаний и умений они имеют тенденцию быть недоступными для контроля или «вмешательства» в их дела со стороны внешних групп».2

Вводя в научный оборот понятие «танцевальная культура», автор диссертации считается, что обучающиеся школьники в учреждениях дополнительного образования детей происходит сознательное при учете социальной ситуации целенаправленное деятельность осуществления по специальной схеме.

Воспитание танцевальной культуры выступает как целостное проявление личности обучающегося в предметной деятельности, в конкретном векторе танцевального искусства.

В учреждениях дополнительного образования учебно-творческий процесс следует рассматривать как целостное явление, где проблемы воспитания танцевальной культуры представляют собой единый технологический процесс.

Всестороннее исследование танцевальной культуры, включающее все связи и отношения, только и даст возможность определить характер целостности этого феномена, его содержание, перспективы развития в системе дополнительного образования.

При анализе общей характеристики танцевальной культуры в системе дополнительного образования детей существенно важно изучение теоретических основ внедрения личностно-деятельностного подхода к воспитанию танцевальной культуры обучающихся в системе дополнительного образования детей.

Анализируя понятие «танцевальная культура» школьников в учреждениях дополнительного образования детей диссертант исходит из категории красоты, заложенной в гибком, пластическом движении тела, которое рождает у зрителей радость созерцания прекрасного. Эту чисто эстетическую функцию танец, без сомнения, выполнял и в самые далекие времена, но вместе с тем, (как это было и с музыкой) танец был самым непосредственным образом связан с различными сторонами быта и трудовой деятельности древнего человека. Доказательства этому наскальная живопись, оставленная нашими пращурами: изображения охотничьих плясок (женщина символ охоты «не пойманного зверя»); многообразные обряды, воинственные и трудовые. «Первобытные пляски обязательно имели четкий смысловой стержень, включали пантомиму, элементы подражания. В них воспроизводились различные трудовые процессы - ловля животных, гребля, обработка земли, сбор плодов. Для таких представлений люди раскрашивали себе лицо и тело; надевали различные маски и украшения; стремясь походить на изображаемый объект. Для людей тех далеких времен эти примитивные представления имели большое воспитательное значение: они объединяли представителей целого племени, а иногда и нескольких племен. Воинственные пляски или пляска в честь перемирия выполнялись особенно экспрессивно и торжественно. Здесь выражалась воинская доблесть или ликование по случаю победы. Многие исследователи справедливо считают, что воинственные пляски (их отличала редчайшая организованность, ритмическая слитность, одушевленность) были вершиной танцевального творчества первобытного человека».

В древней Греции юная Терпсихора была младшим, но равноправным членом семейства муз, и античная философия первой отметила не только эстетическую, но и воспитательную функцию искусства хореографии; По словам древнегреческого писателя Лукиана, танец «воспитывает, обучает и уравновешивает душу ... изощряет вкус прекраснейшим зрелищем дивной гармонией ... и обнаруживает общую красоту души итела».

В античной Греции «для; каждого жанра греческого театра существовала своя пластика, свои пляски, театрализованный, связанный с драматическим действием и пантомимой танец. В трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида исполнялась эммелия, её составляли движения патетичные, величественные, благородные. В сатирических, веселых комедия Аристофана чаще всего танцевали кордакс - быструю, темпераментную, изобилующую головокружительными прыжками ... пляску».5

Методология воспитания танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей

В отечественной науке методологическая аргументация рассматривается как обоснование отдельного утверждения или целостной концепции путем ссылки на тот надежный метод, с помощью которого получено обосновываемое утверждение или отстаиваемая концепция. Методологическая аргументация является частным случаем аргументации теоретической.

Следующий системный компонент понятия «методология» является определение методологической культуры педагога дополнительного образования детей. С позиций Сластенина В.А., ИсаеваИ.Ф., Шиянова В.Н., методологическая культура педагога дополнительного образования детей характеризуется следующими признаками: пониманием процедур «закрепленных» за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки; осознание понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному; установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности; направленность мышления, понимание мировоззренческих гуманистических функций педагогики.19

Методологию воспитания танцевальной культуры предполагает прежде всего выявление составляющих его понятий, дефиниций: методологическая аргументация, методологическая культура педагога, научная концепция и подход.

Научная концепция - это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Изучение педагогических проблем исследования связано с выделением системы частных идей, призванных поэтапно решать проблему развития творческой личности школьника в учреждениях дополнительного образования детей.

Научный подход представляет собой комплекс принципов и методов, систему понятий, выполняющих методологическую функцию.

Для получения развернутого, целостного и достоверного представления о методологии личностно-деятельностного подход к воспитанию танцевальной культуры школьников обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей- следует определить тесную взаимосвязь влияния объективных и субъективных факторов.. .

Значительное влияние на исследование научных подходов оказали труды отечественных ученых, в которых представлены ведущие идеи деятельностного подхода (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н:Леонтьев,. С. Л. Рубинштейн и др.), личностного подхода (Л.П. Буева, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев и др.) и системного (М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) подходов.

Здесь следует особенно подчеркнуть, что воспитания танцевальной культуры позволяет раскрыть основные положения развития личности.

Теория - это совокупность формализованных рациональных взглядов и представлений, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться всё новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

В современном науковедении под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки даёт характеристику компонентов исследования - его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Исходя из.этого, мы будем рассматривать методологию как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

В структуре методологического- знания- следует выделять четыре уровня:; философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический.

Философский уровень методологии связан с привлечением методов; философии в изучении проблем и организации данного исследования. Он реализуется через- систему методологических принципов; выступающих как руководяще положение, связующее звено между теорией;и практикой..

Ио Ї своей внутренней - структуре методология как совокупность методов состоит из ряда принципов; назначение которых - вести познание; к развёртыванию противоречий развития; Суть методологии состоит вшаличии противоречий развития; в движении к этим противоречиям.

Исследование основывается на следующих принципах:

принцип объективности, обеспечивающий конкретность, единство относительной и абсолютной истины в познании сущности процессов и явлений; Объекты исследования берутся такими, какими они являются на самом деле; принцип системности, требующий постановку в центр познания представление о целостности исследуемого объекта; его структуре, структурных связях и выполняемых ими функциях; принцип историзма, базирующийся на сущности развития, прогресса, выделении этапов, причин возникновения, расцвета и упадка социальных явлений;. принцип закономерной противоречивости познания раскрывающий источник развития знания и основывающийся на закономерности единства и борьбы противоположностей. Общенаучный уровень методологии выступает в данном исследовании как теоретический уровень познания и связан с выбором теории изучения проблем, формулированием закономерностей: и принципов, разработкой гипотезы изучения проблемы. Интегративной идеей исследования методологии воспитания танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей позволяет объединить не только элементы процесса, но и идеи, на основе которой изучается проблема исследования и организуетсяучебно-творческий процесс.. Система учреждений дополнительного образованиядетейпредставляет собой множество элементов; находящихся в связях и отношениях друг с другом, образующих определенную целостность. Нередко пользуются» более развернутым определением, где под системой? понимают дифференцированную целостность взаимосвязанных компонентов, имеющую особое единство со средой и являющуюся частью системы более высокого порядка.

Организационно-педагогические условия совершенствования процесса воспитания у школьников танцевальной культуры в учреждениях дополнительного образования детей

В отечественной педагогической науке понятие «организационно-педагогические условия» в учреждениях внешкольного образования появилось в начале 90-х годов XX века. До этого в основном усилия были направлены на разработку «организаторской деятельности». В разработку этого понятия в 70-80-е годы XX века особый вклад внесли М.А. Ариарский, Е.А. Владимиров, Д.М. Генкин, А. А. Конович, А.В. Сасыхов, Ю.А.Стрельцов, В. Е. Триодин. Они сделали принципиальный вывод о «ситуационном характере» организаторской деятельности, что, естественно; должно было тщательно учитываться при формировании инфраструктуры сети учреждений культуры, совокупности их методических структур, методического обеспечения культурно-просветительной деятельности, материально-технической базы, кадрового состава, хозяйственного механизма.

Большой вклад в разработку понятия «организация деятельности учреждений культуры» внесли М.Г. Белова, И.М. Болотников, Е.А. Владимиров, В.П. Догаев, А.П. Марков, Ю.Д. Красильников, Е.М. Клюско, В.П. Одинцов, Г.Л. Тульчинский, которые, с одной стороны, поэтапно теоретически рассмотрели различные аспекты организаторской деятельности, а с другой - определили основные направления сосредоточения исследований на наиболее актуальных и неразработанных вопросах.

Проведенный анализ показывает, что в условиях досуга школьников, когда до 70-75% дневного, а часто и вечернего времени учреждения дополнительного образования детей г. Москвы пустуют, следовательно не используется огромный педагогический потенциал. Ситуация усугубляется и тем, что более 70% школьников не умеют планировать и организовывать свой досуг, а 26% заявляют, что не знают куда девать свое свободное время и были бы рады его сократить. Серьезную проблему предоставляет высокий процент пассивного досуга, неудовлетворенность его содержанием и формой.

В» 67% учреждений дополнительного образования детей г. Москвы сводят свою деятельность лишь к организации развлекательных программ, в других - в сферу досуга необоснованно переносятся методы и формы управления учебной деятельностью, явно неприемлемые в условиях досуга.

Исследование, хореографического творчества через воспитание танцевальной культуры принадлежит к числу сложнейших, ибо личность школьника выражает себя, создавая зримый образ, своими эмоционально-пластическими средствами, отображая окружающую его действительность, постепенно преобразуемую трудом его родных, близких, товарищей, социума. Поэтому целью данного этапа эксперимента стало, выявление организационно-педагогических условий способствующих воспитанию танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей.

Это значит, что создание равных возможностей для школьников, занимающихся в группе продленного дня в учреждениях дополнительного образования детей в плане личностного развития и вовлечения всех участников хореографических коллективов в самостоятельную творческую деятельность; вовлечение в деятельность требующую включения в процесс самовоспитания, совершенствовать организационные механизмы функционирования хореографического коллектива на основе личностно-деятельностного подхода.

Во-первых, было предложено сформировать новые секции, некоторые секции упразднить секции, которые существуют формально, регулярно проводить культурно-досуговые программы. При этом продолжить деятельность по укреплению связи учреждений дополнительного образования детей с городом и регионом в целом. Во-вторых: систематически обсуждать на заседаниях совета и общих собраниях задачи по воспитанию культуры танца, продолжать организацию силами актива объекта для занятий, откликаться на важнейшие события в жизни Москвы и страны; участвовать в массовых культурно-досуговых программах.

Во-вторых, в развитии системы и форм самоуправления предполагалось регулярно (1 раз в месяц) проводить общие собрания: педагогов, специалистов, сотрудников и участников хореографических коллективов; постоянно увеличивать число участников, принимающих непосредственное участие в концертах;, осуществлять переход от прямого назначения ответственных за определенный участок к выборности на демократических началах и далее к простой очередности в выполнении функции организаторов.

G целью совершенствования руководства хореографическим, коллективом было решено повысить роль источников «обратной связи» шире использовать их для- изучения запросов и интересов членов1 хореографического коллектива, внедрить в практику руководства специфические методы, способствовать овладению этими методами для поиска условий повышения эффективности процесса воспитания танцевальной культуры школьников.

С целью усиления общественной направленности в деятельности экспериментального объекта государственного образовательного учреждения Московского городского Центра детского творчества «Культура и образование» «Кузьминки» является методическим, центром хореографического творчества учреждений дополнительного образования города Москвы, учредителем которого является Управление воспитания и дополнительного образования Департамента образования г.Москвы. Здесь проводилась работа по совершенствованию организационно-педагогических условий к внедрению личностно-деятельностного подхода к воспитанию у школьников танцевальной культуры. С содержательной стороны руководителей хореографических коллективов по созданию программ, раскрывающих основные законы развития хореографии, музыки, как родового вида искусства и хореографии, культуры танца. Совершенствовались критерии оценки семинаров, круглых столов, конференций по воспитанию культуры танцев у школьников. Это общественная направленность, эстетический уровень, обусловленность выбора эстетических средств задачами программы и т.п.

В связи с необходимостью реорганизовать организационно-педагогические условия воспитания танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах экспериментального объекта была проведена работа по усилению самодеятельных начал. С этой целью был разработан новый устав центра «Кузьминки», в котором члены- правления получили право рекомендовать, новых кандидатов в члены совета, право свободного входа на все программы. Был введен нагрудный знак, для членов Совета. Ежемесячно проводились общие собрания членов Совета. Все эти меры, способствовали укреплению среди участников чувства ответственности за деятельность учреждений дополнительного образования детей, чувства престижа, а также развитию гармоничной мотивации среди школьников, в хореографических коллективах.

Методологические условия совершенствования процесса воспитания танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей

В ходе эксперимента на следующем этапе исследовалось влияние методических условий на совершенствование процесса воспитания танцевальной культуры у школьников в учреждениях дополнительного образования детей. Диссертант рассматривает методические условия совершенствования процесса воспитания танцевальной культуры как процесс управляемый, которому присуща строгая определенность, последовательность технологических процессов и операций, в педагогической практике. С методической точки зрения, процесс освоения танца «происходит на основе: идентификации данной технологии; названия технологии (определение основного качества, принципиальной идеи); концептуальной части технологии (краткое описание); процессуальных характеристик технологии; программно-методического обеспечения4 технологии».53

В целях совершенствования процесса воспитания танцевальной культуры в эксперименте были разработаны технологические карты, в которых описание процесса происходило по «цепочке», а также технологическая схема - процесс обучения, данный в «разрезе» воспитания танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей.

Наиболее сложной проблемой стало измерение танцевальной культуры школьников, в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования-детей. Термин «измерение» используется условно, точнее употреблять термин «соизмерение», то есть перевод культурных качеств личности в количественные показатели. Соизмерению подлежат: - внимание школьников к современному танцу; к историко-бытовому танцу; к народному танцу; - отношение школьников к репертуару танцевальной программы; - общая культура школьников; - этикет на занятиях и в исполнительской деятельности; - эстетика танца (вульгарно или красиво движение бедрами, музыкальный характер, музыкальная совместимость); - нравственные качества школьника в сравнении с поставленными учебными целями (предметное соотношение).

Прежде всего, подчеркнем, что автор диссертации исходит из того, что их смысловое взаимодействие способно вывести хореографическое образование за границы внешних отношений, подняться на качественно иной уровень. Смысловая активность школьника в хореографическом коллективе учреждения дополнительного образования детей позволяет «прожить» обучение, а не «отбыть» его. Культурузация может затронуть, понятийный аппарат, используемый в процессе профессионального, самоопределения обучающегося школьника в учреждениях дополнительного образования детей.

Методические условия совершенствования процесса воспитания танцевальной культуры школьников обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей взаимосвязаны с личностными качествами и выступают по отношению: - к субъектам деятельности как часть их содержания; - к цели деятельности как исходный и достигнутый уровни; - к результату деятельности как запланированный и фактический показатели; - к способу деятельности, каковым является личностно-деятельностный подход.

Методологические условия совершенствования процесса воспитания танцевальной культуры школьников в учреждении дополнительного образования детей обеспечиваются прежде всего уровнем квалификации педагога. С 1992 года в должностные обязанности педагога внесено положение о «знании технологических процессов и приемов работы по профилю специальности» (Постановление Минтруда РФ № 33). Технологизация профессиональной педагогической деятельности хореографа предполагает уточнение понятий: профессия хореографа, вхождение в профессию, оптимальные черты личности преподавателя-хореографа и др.

Как считает В.Н. Диденко: «Профессия хореографа имеет смыслы: область приложения творческих сил человека; общность людей, занятых определенного рода функциями (у хореографов особенно развит корпоративный дух); подготовленность, квалификация (знания, умения, навыки, опыт); деятельность, то есть сам процесс реализации профессиональных функций.

К признакам профессии педагога-хореографа относятся: уникальность, неповторимость и общедоступность; глубокое знание своего предмета в соответствии с требованием времени; оптимизация результатов профессиональной деятельности; сочетание индивидуального и коллективного в работе; признание обучаемого непосредственным субъектом педагогического процесса».54

Помимо этого следует отметить, что педагогу-хореографу необходима высокая культура и образованность во всех областях знаний. К профессиональному мастерству педагога-хореографа относится индивидуальный стиль педагогической деятельности, который образуют: личный смысл профессии; характер и темперамент педагога; специфика педагогического процесса; опыт практической деятельности; физические данные; отношение к публике, зрителям (концерт, показ).

Предпосылками для того, чтобы сформировать в себе вышеуказанные качества педагога-хореографа являются: понимание сущности профессии педагога (это трудно понять до работы по специальности или до практики); наличие качеств (способностей), помогающих стать педагогом-профессионалом; проявление интереса к профессии; профессионально-педагогическая направленность (родители-педагоги, работа по специальности до поступления в вуз); нравственные искания личности (что есть добро, смысл жизни и др.).

Похожие диссертации на Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход