Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Елисеева Алла Васильевна

Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников
<
Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Елисеева Алла Васильевна. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Саратов, 1996. - 182 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

стр.
В В Е Д Е Н И Е 3

1. ТЕОРЕТИКО МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17

  1. Философская и психолого-педагогическая сущность взаимосвязи нравственного и эстетического развития как ядра духовной культуры личности 18

  2. Педагогические условия развития и формирования нравственно-эстетических качеств у подростков...30

  3. Роль и место самостоятельной музыкально-творческой деятельности в системе развития нравственно-эстетической культуры 45

Выводы nol главе 59

2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬ
ТУРЫ ПОДРОСТКОВ 62

  1. Теоретический анализ методики исследования 63

  2. Результаты констатирующего эксперимента.. 67v

  3. Организация, методика и содержание формирующего эксперимента в условиях реализации музыкально-творческой деятельности 92

  4. Анализ результатов эксперимента 114

3 а к л ю ч е н и е 122

Библиография 130

Приложения 149

Введение к работе

Современный этап развития общества характеризуется общим кризисом, охватившим все сферы его жизнедеятельности, и сопровождается усилением бездуховности, разрушением нравственных ориентиров, распадом духовных ценностей. Все это негативно сказывается прежде всего на наименее приспособленной к новым условиям жизни его части-детях и молодежи. Многочисленные социологические и психолого-педагогические исследования свидетельствуют о пессимистическом восприятии жизни большинством современных школьников, становлении у них потребительской психологии, развитии кризисных явлений в подростковой среде, проявляющихся в нарастании скептицизма, агрессивности, эгоизма, эмоциональной напряжености.

В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения, обусловленные диалектическим процессом общественного развития. Прогресс общества оказывается все более связанным с постоянным формированием человека как субъекта развития на всем протяжении его жизни. Новые задачи, возникающие во всех сферах жизни общества требуют перестройки общественного сознания, максимально полного и научно обоснованного учета и использования так называемого человеческого фактора. Перемены в обществе вызвали перемены и в системе образования. Развитие и формирование личности является в каждом социуме функцией многих общественных институтов. Школе принадлежит в этом ведущая роль, состоящая в координации всех развивающих и воспитательных воздействий. Как и все общество, школа потеряла прежние ориентиры. Долгое время она являлась звеном четко отлаженной воспитательной системы, нацеленной на формирование опре-

деленного типа личности. "Перестроечные" процессы разрушили эту систему, но фактически не предложили, рецептов ее качественного обновления. Механическое введение демократических начал принесло школе лишь хаос. В этих условиях формирование высокой духовной культуры подрастающего поколения становится важным практическим фактором решения нравственно-эстетических задач нашего общества в целом.

Долгие годы в нашей стране в условиях всеобъемлющего централизма формировалась духовная культура императивного типа, рассчитанная на "среднего" ученика и готовящая из него агента производства, невзирая на личностные качества учащегося, на его внутренний духовный мир.

Среди огромного количества работ, посвященных различным аспектам культуры, осмысление проблем духовной культуры практически отсутствует. Как в педагогике, так и в философии этот вид культуры все еще имеет неопределенный интуитивно постигаемый характер, в то время как давно пора перейти к его серьезному научному анализу. Разумеется, осуществить его можно лишь в результате совместной деятельности ученых ряда специальностей. Задача диссертации раскрыть некоторые возможные отправные точки подобного осмысления при помощи теоретико-методологического анализа интересующего нас феномена. Она обусловлена как существенными изменениями в отечественной образовательной системе, связанными с общей демократизацией жизни, так и с особенностями переживаемого Россией периода, когда прежние ценностно-нравственные ориентиры стали отходить в прошлое, а идущие им на смену новые еще находятся в стадии формирования.

Для современного состояния отечественного образования характерно явное противоречие между актуальной потреб-

ностью общества в повышении уровня духовной культуры подрастающего поколения, с одной стороны, и неразработанностью ее теоретико-методологических основ - с другой, между недостаточным нравственным развитием и необычайно возросшими интеллектуально-технологическими возможностями. Разрешение указанного противоречия должно опираться на достижения современной психолого-педагогической, философской и культурологической наук и ставить своей целью нахождение путей, методов и средств такого руководства учебно-воспитательным процессом, который, максимально стимулируя продуктивные механизмы психики школьников, способствовал бы активизации их деятельности в плане развития культурно-эстетических и нравственных качеств, духовного мира.

Являясь в настоящее время одной из самых актуальных, проблема развития нравственно-эстетической культуры привлекает внимание ученых разных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов, юристов, врачей. Но чаще всего нравственное и эстетическое развитие и формирование рассматриваются как отдельные аспекты учебно-воспитательного процесса.

Проблеме нравственного развития посвящены труды таких крупных исследователей, как А.Н.Ананьев, Л.И.Божович, Д.И.Водзинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.И.Рувинский, И.Ф.Свадковский, И.Ф.Харламов и др., которые имели важное значение для настоящей диссертации.

В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развития; дается анализ возрастных особенностей нравственного формирования личности школьника. Рассматриваются теоретические предпосылки сущности и структуры системы нравственного развития, раскрывается психологический механизм усвоения личностью моральных норм и принципов в процессе

деятельности, определяется структура этой деятельности и ее воспитывающие возможности. Акцентируя внимание на психологических основах процесса нравственного развития школьников, ученые рассматривают пути совершенствования воспитательной работы, особое внимание уделяя проблемам самовоспитания, самоорганизации и саморазвития подростков. Обращаясь к генетической трактовке сущности процесса нравственного развития учащихся, показывают его закономерности, освещают объективные и субъективные факторы, обуславливающие протекание данного процесса и его эффективность.

Проблема формирования личности школьника в процессе эстетического воспитания рассматривается А.И.Буровым, Е.В.Квятковским, Л.П.Печко и другими учеными. Авторы вскрывают психологический механизм эстетического влияния искусства на личность и на ее гражданские качества. Решение этой проблемы основывается на анализе художественной формы в единстве с содержанием. Ученые утверждают, что "...обращение к художественной форме в ее единстве с содержанием произведения диктуется необходимостью более полного постижения, эмоционально-эстетического проникновения в авторский замысел, в нравственные идеалы художника, самую сущность искусства. Отступление от этого методологического принципа способно породить немало теоретических просчетов, ошибочных практических решений" (38, с.7).

Философским, психолого-педагогическим и методическим аспектам эстетического воспитания и развития посвящены труды М.А.Верба, М.С.Кагана, Н.А.Лейзерова, Б.Т.Лихачева. Ими разработан метод комплексного подхода к эстетическому воспитанию, развитию и формированию, выявлены социально-педагогические условия эстетического развития школьников, представлены взаимосвязь и взаимообусловленность индивидуальных компонентов эстетической

культуры школьника, определены основные принципы системы эстетического формирования и пути повышения эстетической культуры, заключающиеся в целенаправленном педагогическом руководстве, создании максимально благоприятных условий для раскрытия индивидуальных способностей, дарований, творческих сил учащихся, постановке и решении ближайших и перспективных задач, организации эстетической деятельности.

Серьезный идейный пласт, подпитывающий наше исследование, составляют работы Л.Г.Вяткина, Л.П.Доблаева, Г.И.Железовской. В их работах рассматриваются разнообразные пути и средства формирования творческой личности, развития самостоятельности мышления.

Не будучи тождественными, процессы нравственного и эстетического развития и воспитания органично взаимосвязаны. На эту взаимосвязь справедливо указывают К.В.Гавриловец и И.И.Казимир-ская. "Такая связь является механизмом ускорения всестороннего и гармоничного развития растущей личности и прежде всего ее эмоциональной сферы" (51, с.5). Поэтому сегодня, в качестве важнейших условий перестройки народного образования выдвигается приоритетность нравственно-эстетического подхода к процессу формирования личности.

В современной психолого-педагогической литературе вопросы системного изучения и формирования нравственно-эстетических качеств личности школьника рассматриваются в работах К.В.Гавриловец, И.И.Казимирской, Н.А.Мелик-Пашаева, М.В.Мирецкой, Б.М.Йеменского и др. Ими раскрываются педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов развития и воспитания. Показаны пути, формы, и методы воспитания у школьников эстетического отношения к нравственным ценностям,

определены источники нравственно-эстетического опыта школьников, выявлены условия правильной организации различных видов деятельности: необходимость выработки положительного эмоционального отношения к данному виду деятельности через раскрытие ее общественной значимости; разработка правильной инструментовки подготовительного этапа, способствующей возникновению смыслообразую-щлх мотивов деятельности, т.е. реализации воспитательных возможностей, заложенных в характере этой деятельности; обеспечение каждому учащемуся активной позиции успеха в ней; систематический анализ и оценка проделанной работы.

Важное место в процессе нравственно-эстетического развития занимает искусство. Искусство позволяет человеку реализовать свои возможности, всесторонне развивает его, приобщает к накопленному человечеством опыту, общечеловеческим интересам, устремлениям, идеалам.

Наиболее интенсивные разработки различных аспектов проблемы нравственно-эстетического развития средствами искусства начали вестись с кона 70-х гг. когда появились диссертационные исследования И.Г.Ревес, Г.А.Поличко, Л.В.Котенко, В.П.Анисимова, В.И.Козлова, М.О.Батиашвили и др.

Авторы сочетают научно-методический подход к исследованию с конкретными способами организации воспитательной работы в школе. Формирование личности школьника рассматривается ими с социально-этических и нравственно-психологических позиций.

В нравственно-эстетическом развитии личности школьника большую роль играет музыка как искусство, которое непосредственно воздействует на эмоциональную и нравственную стороны личности и становится в наши дни все более значительным компонентом духовной жизни народа. Причем в основу эстетического раз-

вития должно быть положено представление о музыке как о целостном искусстве, в котором существует противопоставление не массовых и академических жанров, а художественного и антихудожественного произведений, относящихся к каким бы то ни было видам музыкального искусства.

В последнее десятилетие появились признаки, свидетельствующие об известном противоречии между статичной системой школьного развития и современными весьма привлекательными музыкальными проявлениями, между так называемой "школьной" музыкой и притягательной моделью поп-музыки, между потребностью музыкального восприятия и недооценкой его значения в учебных планах и т.д.

Анализ теоретической и методической литературы, школьной практики свидетельствует о том, что воспитательный и развивающий материал музыкального искусства оптимально не реализуется. Не используются его многосторонние ценностно-ориентирующие возможности, способствующие нравственному, эстетическому развитию личности. Существующие противоречия между воспитательными и развивающими возможностями музыкального искусства и их практической реализацией побуждает ученых выявлять еще не использованные резервы, искать средства интенсификации процесса.

Следует, однако, отметить, что специальных исследований проблем формирования и развития духовной культуры и прежде всего ее основной составляющей нравственно-эстетической культуры личности подростка средствами музыкального искусства в педагогике еще не предпринималось . Процесс развития нравственно-эстетической культуры учащихся не нашел отражения и в методической литературе.

Неразработанность проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая важность определили выбор темы исследования.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий и средств, способствующих успешному формированию нравственно-эстетической культуры подростков.

Объектом исследования выступает духовная культура как общий социо-культурный феномен и его проявление в современном обществе.

Предметом исследования являются педагогические условия, методы и средства способствующие эффективному формированию и культурно-эстетических и нравственных качеств личности подростка.

Гипотеза исследования: формирование и развитие нравственно-эстетической культуры подростков будет эффективным, если:

ее проектирование основывается на личностно-ориентированном и деятельностном подходе;

определены приоритетные направления реализации культурно-эстетического и нравственного развития личности подростка средствами музыкального искусства;

используемые дидактические средства будут соответствовать модели, структуре и этапам формирования нравственно-эстетической культуры подростка;

педагогические условий функционирования системы формирования нравственно-эстетической культуры будут обеспечивать выполнение требований эффективного духовного развития личности;

субъекты обучения будут включены в творческую музыкальную деятельность, ориентированную на овладение ими эстетическими и нравственными знаниями, умениями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом.

Названная цель и гипотеза предполагают решение следующих основных задач:

  1. построение системы понятий, раскрывающей сущность нравственно-эстетической культуры;

  2. анализ педагогических условий развития и формирования культурно-эстетических и нравственных качеств личности подростка;

  3. определение роли и места музыкально-творческой деятельности в системе развития личности подростка;

  4. разработка диагностического и критериального инструментария, позволяющего установить уровни сформированности нравственно-эстетической культуры.

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса методов, включающего в себя теоретические (моделирование, прогнозирование, анализ, синтез, обобщение, математические методы) и эмпирические (анкетирование, интервьюирование, беседа, экспертная оценка, самоанализ, самооценка).

Исследование проводилось в течение 1991-1996 гг. Основной базой экспериментальных исследований по формированию нравственно-эстетической культуры подростков явились: школа-гимназия №31, школа-интернат №2, Саратовский государственный педагогический институт и ИПКРО. Проводилось изучение опыта работы учителей музыки в СШ №№36, 34, 78, а также опыт музыкально-воспитательной работы в Детской музыкальной школе №17 г.Саратова. При этом для получения массовых данных при констатации были произвольно взяты отдельные классы школ №№78 и 34.(Всего охвачено 1200 человек, проанализировано 300 работ). В эксперименте участвовали учителя,

воспитатели группы продленного дня. Сам автор диссертации проводил внеклассные занятия по чтению и музыке.

Исследование носило этапный характер.

На первом этапе (1991-1993 гг.) на базе средних школ №№36, 78, школы-гимназии №31 г.Саратова велась поисково-экспериментальная работа по выявлению форм и методов исследования: изучалась философская, психолого-педагогическая, искусствоведческая литература; изучалось состояние музыкально-воспитательной работы и проводились наблюдения уроков музыки в общеобразовательных школах г.Саратова; изучался и обобщался передовой опыт по вопросам нравственно-эстетического развития школьников, отбирался музыкально педагогический материал для экспериментального исследования, формулировалась гипотеза и первичная методика исследования.

На втором этапе (1993-1994 гг.) в средней школе №34 и в школе-интернате №2 г.Саратова был проведен констатирующий, а затем в школе-интернате №2 формирующий эксперименты. На данном этапе проводилась проверка гипотезы исследования, корректировка первичной методики исследования, определялись пути включения учащихся в музыкально-творческую деятельность.

На третьем этапе (1995-1996 гг.) осуществлялся анализ и теоретическое обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, внедрялись результаты исследования в практику работы школ, лицеев, гимназий, были сформированы выводы и практические рекомендации.

На защиту выносятся следующие по л о ж е н и я:

1. Механизм формирования нравственно-эстетической культуры подростков, построенный на принципе личностно-ориентированного

подхода, обеспечивающий развитие и саморазвитие личности подростка, исходя из индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

  1. Комплекс педагогических условий и средств эффективного функционирования системы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.

  2. Понятийное обеспечение проблемы формирования культурно-эстетических и нравственных качеств личности подростков.

Защищаемые положения определяют научную новиз-н у исследования:

дополнен и уточнен понятийно-категориальный аппарат, описывающий специфику исследуемых процессов формирования духовно-нравственной и эстетической культуры подростка;

разработан и апробирован комплекс педагогических условий и средств формирования и развития нравственно-эстетической культуры подростков в контексте личностно-ориентированнои педагогики образования и воспитания;

предложены критериальный аппарат и диагностический инструментарий качества сформированное нравственно-эстетической культуры;

определены методологические ориентиры и теоретические основания разработки формирования нравственно-эстетической культуры: системный подход, экстраполяция идей развивающего обучения и личностно-ориентированного воспитания на активизацию эмоционально-чувственной и интеллектуальной сферы подростков, использование и реализация идей педагогического проектирования, моделирования и прогнозирования;

выявлены и апробированы условия перехода от теоретической модели системы формирования культурно-эстетических и нравственных качеств личности подростка к ее практической реализации;

введен в содержание обучения комплекс учебно-развивающих заданий, нравственно-эстетических ситуаций, дидактических материалов для практического обеспечения системы формирования нравственно-эстетической культуры подростков;

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что предложенный механизм формирования нравственно-эстетической культуры школьников, комплекс способов и приемов подготовки эстетически и нравственно развитого подростка являются вкладом в педагогику развития личности. Созданный специальный педагогический инструментарий и структурно проработанный аппарат диагностики расширяют банк методик управления самостоятельной музыкально-творческой деятельностью подростков. Выполненное теоретико-методологическое обоснование механизма формирования нравственно-эстетической культуры подрастающего поколения обогащает теоретические положения личностно-ориентированного воспитания и развития новыми подходами, создает теоретико-методологические предпосылки их дальнейшего изучения и стимулирует последующие научные исследования данной проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в адаптации разработанного механизма применительно к реальной педагогической действительности и в создании системы УТЗ, нравственно-эстетических ситуаций, методических разработок и рекомендаций, дидактических материалов для практического обеспечения организации процесса формирования духовной культуры подростков. Предложенные формы контроля, диагностические задания позволяют определить эффективность и уровень сформированности

культурно-эстетических и нравственных качеств учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Детальная проработка всех аспектов механизма, выводы и рекомендации выполненного исследования способствуют улучшению организации обучения, развитию и совершенствованию культурно-эстетических и нравственных качеств учащихся, формированию их духовного мира, внутренних установок на самомотивацию, самоорганизацию, саморазвитие и самосовершенствование .

Практическое значение диссертационного исследования связано с содержащимися в нем конкретными рекомендациями по реорганизации учебно-воспитательного процесса в системе среднего и музыкального образования (эти рекомендации были использованы в школах: №№7 8, 86, школе-гимназии №31, ДМШ №17) с решением практических задач формирования и развития высокой нравственно-эстетической культуры учащихся общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, с созданием развивающих творческих заданий. Работа содержит конкретные предложения по совершенствованию гуманитарной подготовки в общеобразовательной школе. На их основе создан комплекс поурочных и внеурочных разработок, внедренный в учебно-воспитательный процесс ряда школ и гимназий г.Саратова. Материалы диссертации используются в практике работы преподавателей средних школ, гимназий и лицеев.

Диссертация является педагогическим исследованием, поскольку ее объектом выступают субъекты обучения и воспитания, а предметом - их возможность к обретению и реализации духовной и прежде всего нравственно-эстетической культуры в процессе трансляции социального опыта. Вместе с тем, она может рассматриваться и в теоретико-социологическом и в социально-философском аспектах.

Апробация и внедрение результатов исследования были осуществлены автором в выступлениях на научных конференциях, в том числе: Республиканской научно-практической конференции "Роль искусства в воспитании творческой личности" (Кировоград, 1990 год), ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава СГПИ имени К.А.Федина (Саратов, 1993-1996 гг.), республиканских научно-методических конференциях "Современное университетское образование: проблемы и перспективы1" (Саратов, 1992, 1994 гг.), республиканской научно-методической конференции "К.Д.Ушинский и современное университетское образование" (Саратов, 1994 г.).

Основные положения диссертации обсуждались на кафедре педагогики СГПИ и СГУ, на кафедре теории истории музыки и музыкальных инструментов СГПИ. Основное содержание изложено в 9 публикациях.

Аргументированность и достоверность выводов и рекомендаций обеспечены полидисциплинарным подходом к анализу теоретического и экспериментального материала, использующего широкий ассортимент взаимодополняющих методов исследования; методической обоснованностью и логической непротиворечивостью понятийно-категориального аппарата исследования; значительным объемом экспериментальных данных и репрезентативностью выборки; соответствием результатов качественного и количественного анализа экспериментов; многовариантностью критериев оценок; полнотой рассмотрения предмета исследования; адекватностью методов изучения природе объекта исследования, его цели и гипотезе, вариантной проверкой основных положений и выводов; опытно-экспериментальной работой; широким внедрением результатов исследования в практику различных образовательных учреждений.

Похожие диссертации на Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников