Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза Дронова Татьяна Александровна

Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза
<
Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дронова Татьяна Александровна. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Воронеж, 2005 220 c. РГБ ОД, 61:05-13/2165

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНО-КРЕАТИВНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ 13

1. Интегрально-креативный стиль мышления (ИКСМ) как основа педагогического творчества 13

2. Развитие интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ) в образовательном процессе вуза 43

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЛЬНО-КРЕАТИВНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И МЕТОДЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ 90

1. Педагогическая технология формирования ИКСМ 90

2. Логистические и математические методы исследования интегрально-креативного стиля мышления 115

3. Эйдос-тест как метод мониторинга ИКСМ 127

Глава 3. АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИКСМ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ 134

1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию ИКСМ будущих педагогов 134

2. Педагогические условия формирования ИКСМ будущих педагогов 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 180

ПРИЛОЖЕНИЯ 197

Введение к работе

Актуальность проблемы. На современном этапе развития общества особую актуальность приобретают проблемы реформирования системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в образовательных заведениях различного типа. Усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава изучаемых дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых /д организационных форм, технологий обучения. Успех решения всех видов обра зовательных задач во многом зависит от креативности педагога, его умения постигать суть проблемы. Новый век требует и нового типа учителя — креативно мыслящего.

С этих позиций в системе подготовки педагогов на современном этапе можно обозначить следующие проблемы, значимые для нашего исследования: вся образовательная система, являясь одновременно искусственной и есте- ственной: как естественно-социальная система, требует вчувствования [70]; как искусственно организованная и руководствующаяся государственным стандартом, требует отчетливой планомерности; человеческое творчество (и научное, и поэтическое, и педагогическое), являясь неразделимой совокупностью интеллекта, фантазии, предвидения, чувств и интуиции, представляет собой функциональную совокупность обоих полушарий мозга человека, а в современной системе образования развивается, в основном, логическое мышление; студент приходит в вуз за получением информации, необходимой для овладения профессией, но не за воспитанием, и преподаватель, готовя информацию, являющуюся объективированным продуктом чужого творчества, зачастую не "готовит" продукт собственный: забывая о личностных качествах как основном факторе воспитания другой личности; социальным и живым системам изначально свойственно стремление к сохранению субъективной культуры — системы моделей, уже доказавшей свою достаточно высокую адекватность внешнему миру. Такая система моделей, имеющаяся у каждого студента, нередко входит в противоречие с системой мо делей как преподавателя, так и вуза; основное противоречие современной системы образования: между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом, что актуализирует задачу максимального развития способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Перечень проблем говорит о насущной необходимости специальной подготовки педагога не только как предметника, но и как организатора образователь-ного процесса.

Исходя из вышесказанного, основной проблемой данного исследования, является проблема формирования определенного стиля мышления: интегрального и креативного одновременно. Креативный, интегрально-мыслящий педагог -это педагог, способный:

- воспринимать и обрабатывать знание сообразно сути объективированного f продукта творчества;

- транслировать знания сообразно всем типам восприятия и переработки информации;

- наполнять образовательную среду (в отличие от информационной сети) двумя жизнеобеспечивающими потоками: информацией и гуманной энергией, что соответствует закону сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: "Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации"[23,с.5].

Отдельным вопросам формирования интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов посвящен ряд научных работ, позволяющих судить о степени разработанности различных аспектов этой проблемы.

Французский философ А. Бергсон рассматривал творческую эволюцию природы, включая человека с его наработанным интеллектом и наследуемым инстинктом; К. С. Станиславский создал систему вхождения актера в образ, т.е. вочеловечения объективированного продукта творчества; итальянский психолог Роберто Ассаджоли разработал продуктивную систему развития целостной и гармоничной личности, которую назвал психосинтезом.

Каждый преподаватель предрасположен к собственной системе интеллек (щ туальных стратегий, приемов, навыков и операций, которую можно определить как его индивидуальный стиль мышления. Проблемой стиля мышления занимались С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная, Д.Н. Узнадзе. Особый интерес для нас представляет подход Л.Н. Макаровой, которая образно сравнивает индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя вуза с "молекулой", а стиль мышления с "атомом", характеризуя стиль мышления как открытую систему, обладающую относительно постоянным ядром, структурой и избирательно стью к внешним воздействиям. Р. Стернберг предложил оригинальную концепцию интеллектуальных стилей, понимаемых как своеобразный интерфейс между интеллектом и личностью. Аналогичная позиция представлена в работах А. Хар-рисона и Р. Брэмсона, выделивших пять интеллектуальных стилей: синтетический, прагматический, идеалистический, аналитический и реалистический. В.С.Мерлиным рассматривается проблема интегральности стиля мышления.

Также в исследованиях ряда ученых представлена проблема креативности. Она рассматривается как свойство, качество отражения в трудах А. А. Глазаче-ва, Б.М. Рунина и др.; как особый вид становления, развития в диалектической трактовке творчества в трудах С.Н. Семенова, А.Т.Шумилина и др.; как особый стохастический процесс в синергетической интерпретации творчества у В.Н. Ни-колко и др.; как основа развития, движения, изменения у Я.А. Пономарева и др.

Категории "креативность" и "творческий потенциал" выступают в качестве ведущих в научных исследованиях А.Л. Гайджутиса, М.С. Кагана, Е.В. Колесни- ковой, В.Ф. Овчинниковой и др. Сущность понятия "творческий потенциал" ("неактуализированная креативность" — Г.А.Глотова), его структура, факторы развития как объект исследования рассматриваются в работах Л.Р. Симеона, Ю.У. Фохт-Бабушкина и др. Отдельные аспекты данной проблемы разрабатывались в рамках философии СР. Евинзоном, И.О. Мартынюк, В.А. Панпуриным и др.; в рамках психологии — Д.Б. Богоявленской, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Я.А. Пономаревым и др. Креативность исследовалась Дж. Гилфордом, Г.А. Глотовой, М.С. Бернштейном, СП. Торренсом, К.Р. Роджерсом и др.

В защиту воспитания альтруистических ценностей высказывается Г.А Бе рулава, утверждая, что "ориентация коррекционных и развивающих воздействий на личность только с опорой на рациональное (позитивистское) мышление во многом лежит в основе тех проблем, которые возникают в существовании мировой цивилизации и кризиса воспитания личности, в частности". Такой же точки зрения придерживаются В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова и др.

В учебных заведениях России в целом сложилась система работы по развитию творческого потенциала преподавателей как повышению профессионального мастерства, организуются и проводятся различные виды занятий психолого-педагогического цикла, обобщается и распространяется креативно-педагогический опыт, опирающийся на труды: П.К. Энгельмейера, В.П. Беспаль-ко, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, В.И Загвязинского, Н.В. Кузьминой, А.В. Мудрика, А.П. Ершова, В.М. Букатова, Н.Н. Палтышева, Д.В. Чернилевского, А.В. Морозова и др. Однако нет целостного теоретического осмысления педагогического процесса как самоструктурирующейся креативной системы, отсутствует теоретическое осмысление динамики креативности педагогического процесса и необходимого для управления этим процессом стиля мышления педагога.

Проблема представленного исследования заключается в изучении процесса формирования интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов как основополагающего фактора профессионального становления. Решение данной проблемы и является целью исследования.

С учетом актуальности обозначенной проблемы и ее практической значимости определена тема исследования: "Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза".

Объектом исследования является становление будущих педагогов в образовательном процессе вуза.

Предмет исследования - педагогические условия формирования интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ) будущих педагогов.

Гипотеза исследования. Формирование интегрально-креативного стиля мышления будет осуществляться эффективнее, если:

- уточнено содержание категорий: "педагогическая креативность", "интегрально-креативный стиль мышления";

- теоретически обоснована и практически реализована педагогическая технология формирования интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ) и разработаны логистико-математические методы диагностики интеїрально- креативного образовательного процесса;

- разработана модель интегрально-креативного стиля мышления педагога как условия оптимизации педагогического процесса;

- исследована динамика креативности педагогического процесса;

- выявлены педагогические условия формирования ИКСМ будущих педагогов.

Задачи исследования:

1. Уточнить содержание основных категорий исследования: "педагогиче-екая креативность", "интегрально-креативный стиль мышления".

2. Разработать педагогическую технологию формирования интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ) и комплекс логистико-математических методов диагностики.

3. Разработать модель интегрально-креативного стиля мышления педагога как условия оптимизации педагогического процесса.

4. Исследовать динамику креативности педагогического процесса и ото-бразить графически в модели "Динамической креативности педагогического процесса".

5. Выявить педагогические условия формирования ИКСМ будущих педагогов.

В качестве методологической основы исследования избраны проблемно- деятельностная теория обучения, личностно-социально-деятельностный, системный, полисубъективный (диалогический), культурологический (А.С. Барабанщи- ( ков, А.С. Батышев, А.В. Буданов, В.И. Вдовюк, И.В. Горлинский, В.П.Давыдов, Э.Н. Короткое, А.Д. Лазукин, И.А. Латкова, A.M. Столяренко, С.А. Смирнова, М.П. Стурова, В.П. Трубочкин и др.) и синергетический подходы (И.Р. Приго жин, Н.Н. Моисеев, И. Стенгерс и др.).

В основе исследования также лежат основные положения о сущности, содержании и структуре профессионального мастерства, содержащиеся в работах Ю.П. Азарова, Д.А. Белухина, Н.Р. Битяновой, СВ. Елканова, Н.В. Кузьминой, A.M. Столяренко, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретические (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической, математической и др. литературы); диагностические (анкетирование, тестирование); прогностические (самооценка, моделирование); экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты); обсервационные (педагогическое наблюдение, самонаблюдение); методы математической статистики.

Достоверность полученных результатов обусловлена опорой на утвер-диьшиеся в науке методологические положения по исследуемой проблеме, комплексной методикой исследования, обеспечивающей всестороннее и объективное решение поставленных задач; массивом исследования, применением блока взаимосвязанных методик, адекватных объекту, предмету, цели и поставленным задачам исследования; опытно-экспериментальной работой по проверке основной гипотезы исследования; сопоставлением полученных результатов с педагогической практикой; привлечением к оценке основных положений и выводов диссертации квалифицированных экспертов.

Новизна исследования.

В диссертационном исследовании:

1. Выявлена сущность и содержание педагогического творчества преподавателя в процессе трансляции и модуляции знаний. Уточнен и наполнен новым содержанием понятийно-категориальный аппарат: "педагогическая креативность", "интегрально-креативный стиль мышления".

2. Разработана педагогическая технология формирования интегрально- ( креативного стиля мышления (ИКСМ), целью которой является оптимальная

трансляция и модуляция объективированного знания, а также комплекс логисти ко-математических методов диагностики.

3. Разработана модель "Интегрально-креативный стиль мышления педагога как условие оптимизации педагогического процесса".

4. Исследована динамика креативности педагогического процесса, отраженная в модели "Динамическая креативность педагогического процесса".

Теоретическая значимость результатов исследования.

Исследование вносит определенный вклад в развитие теории формирования интегрально-креативного стиля мышления студентов — будущих педагогов, обогащая содержание, научное представление о сущности и содержании педагогического творчества, интегрально-креативном стиле мышления, образовательном процессе вуза, интегрально-креативной динамике педагогического процесса. В диссертационном исследовании выявлены педагогические условия, являющиеся основой совершенствования процесса формирования интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов, а также всего образовательно-го процесса в целом. Определены роль и место интегрально-креативного стиля мышления в образовательном процессе.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и обосновании педагогической технологии формирования интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ), целью которой является оптимальная трансляция и модуляция объективированного знания; а также в разработке и апробировании комплекса логистико-математических методов диагностики, про ЇГ грамм и методических рекомендации по их использованию.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения, ход исследования, полученные результаты обсуждались в докладах и сообщениях на международных конференциях: "Педагоги за мир и взаимопонимание" (Воронеж, 2000 г.), "Одаренность: рабочая концепция" (Воронеж, 2002 г.), IV Международной научно-практической конференции "Образование — XXI век" (Воронеж, 2004 г.); Всероссийских конференциях: "Развитие интеллекта учащихся в Л образовательном процессе" (Воронеж, 2001 г.), "Профессиональная подготовка

преподавателя: традиции и инновации" (Воронеж, ВГУ, 2003 г.); Межрегиональ ном семинаре-практикуме "Виктимология" (Воронеж, 2001 г.); Межрегиональных научно-методических и научно-практических конференциях (Воронеж, 2002 г., 2003 г., 2004 г., 2005 г.). Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научных сессиях ВГУ, методологических семинарах, на кафедре педагогики и педагогической психологии ВГУ.

Внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации внедрены в практику образовательной деятельности ВГУ (физический факультет, факультет философии и психологии), Воронежского механического техникума и Центра дополнительного образования г. Воронежа. Положительные результаты внедрения материалов исследования документально подтверждены актами внедрения, полученными из образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Педагогическое творчество, пронизывая все компоненты педагогической деятельности, является основой преподавания, которое выражается в создании нового знаниевого образа на базе старого, т.е. моделировании и вочеловечении [70] информационно-знаниевого потока.

В этом процессе большую роль играют факторы преломления объективированного знания: временем, идеологией, переводчиками, интерпретаторами и в конечном итоге педагогом. В связи с этим уточнено содержание понятия: Педагогическая креативность — это способность к восприятию востребованного знания соответственно его сути, и трансляция - соответственно сути восприятия студента или группы.

Педагогическая креативность направлена на сотворчество педагога и студента. Этот процесс приобретает конструктивный характер, если педагог обладает интегрально-креативным стилем мышления. Интегрально-креативный стиль мышления (ИКСЫ) - это мобильное мышление во всем объеме человеческих возможностей целостными многогранными, голографическими структурами, способное на сонастраивание своей внутренней модели мышления в соответствии с необходимой внешней по отношению к нему моделью; это мышление на высоком духовном уровне.

2. Модель "Динамическая креативность педагогического процесса", в ко торой отражены этапы педагогического процесса как самоструктурирующегося процесса творчества, включающего точки бифуркации и варианты возможного как прогрессивного, так регрессивного (вплоть до деградации) развития педагогического процесса.

3. Педагогическая технология формирования интегрально-креагивного стиля мышления (ИКСМ), сориентированная на оптимизацию трансляции и модуляции объективированного знания, включающая в себя: методы, направленные на гармоничное развитие всех модальностей, мобильного типа мышления, креативности как сотворения, альтруистической системы ценностей; а также комплекс логистико-математических методов диагностики, который обеспечивает управление образовательным процессом, исследование и прогнозирование педагогических ситуаций; эйдос-тест как диагностику ИКСМ; адаптированный метод Парето, дающий возможность диагностики и корректировки образовательной среды.

4. Модель "Интегрально-креативный стиль мышления педагога как условие оптимизации педагогического процесса", отображающая процесс объективации продукта творчества, превращения его в знание, создание педагогом знание-вого образа, его модуляцию и трансляцию студентам, воспринимающим знание-вый образ своими внутренними моделями внешнего мира.

Педагогические условия формирования ИКСМ у будущих педагогов: овладение философией образования как первоисточником и интегрирующим фактором профессиональной деятельности; овладение законами творчества; приобщение ко всему разнообразию элементов интегрально-креативной образовательной среды; овладение не только теорией, но и изучение реальной ситуации в образовательном процессе; знакомство студентов с затруднениями современного педагога; учет влияния стабилизирующих и дестабилизирующих факторов изменяющейся среды образования; овладение методикой эйдос-теста; формирование педагогического альтруизма (как аксиологической основы), являющегося основ ным условием совершенствования как процесса формирования ИКСМ будущих педагогов, так и всего образовательного процесса.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа выполнялась на базе Воронежского государственного университета, факультетов: физического, математического, философии и психологии, Государственного образовательного учреждения "Воронежский механический техникум", Воронежского Центра дополнительного образования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы (208 наименований) и приложений. Основная часть работы изложена на 192 страницах и содержит 3 таблицы, 3 схемы, 19 рисунков.

Интегрально-креативный стиль мышления (ИКСМ) как основа педагогического творчества

Проблема творчества всегда была в центре исследований философии, психологии и педагогики. Поэтому к настоящему времени в философской и психолого-педагогической литературе достаточно глубоко разработан общетеоретический фундамент для изучения интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ) будущих педагогов как основы их профессионального творчества.

Правомерным будет, прежде чем приступить к рассмотрению интегрально-креативного стиля мышления, в качестве вступления кратко рассмотреть категории "интегральность", "креативность", "стиль мышления", входящие в данное семантическое понятие: "интегрально- креативный стиль мышления".

Категория интегральности в современной научной литературе достаточно серьезно изучалась отечественным ученым B.C. Мерлиным, считающим, что "установление многообразных связей между индивидуальными свойствами различного иерархического уровня и подчиняющихся различным закономерностям естественно приводит к мысли о существовании целостной системы этих свойств, характеризующих интегральную индивидуальность...[133,с.26]. "Человеку присуще бесконечное количество свойств и особенностей. Очевидно, что такая бесконечность не может быть объектом специального изучения. Для того

чтобы исследование индивидуальности было интегральным, достаточно изучить

і связи между ограниченным количеством индивидуальных свойств, но относящихся к разным иерархическим уровням. При этом под разными иерархическими уровнями надо понимать такие, которые предположительно определяются разными закономерностями" [там же, с.28].

Говоря о самом исследовании, ученый считает, что "...исследование...может быть интегральным, если оно осуществляется на основе принципа системности и системного подхода" [там же, с.29], что очень близко

W для данного исследования. Но особый интерес для нас представляет практиче ское отождествление B.C. Мерлиным интегральности с индивидуальностью человека. В этой связи ученый пишет: "С точки зрения нашего понимания типич 01 ного в контексте психологии, интегральная характеристика человека — это харак теристика его индивидуальности" [там же, с.ЗО].

В. Окунь рассматривает интегральность несколько с иной точки зрения. Он считает, что необходима такая теория, которая бы обеспечивала для учащихся как получение знаний, так и приобретение умения пользоваться этими знаниями в своей деятельности. Основу такой теории должно составить положение об интегральной связи познания с деятельностью [153, с. 156]. И если принять во вни-мание, что знание и деятельность представлены в мозге человека разными областями, то обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения студентов умениями добывать новые знания, самостоятельно приобретать умения и навыки [153.С.159].

Для рассмотрения категории "креативность" трудно отобрать одно-два имени или исследования. Само это понятие как качество изучается и разрабаты-вается за рубежом с 30-х годов XIX века, а в отечественной педагогике и психологии творчества - с начала 60-х годов XX века. Естественно, что такой немалый временной и пространственный интервал выработал и наметил множество различных взглядов и теорий. Часто исследователи, опираясь на единую семантическую основу, рассматривают различное ее качество. К примеру, во многих исследованиях креативность как свойство отождествляется с личными характеристиками индивидуума, находясь в одном ряду с чертами характера и общими способностями, однако трактуется с разных позиций: в 30-40-е годы XX века как творческая сила или способность; в середине 50-х годов - как сила создавать; с начала 70-х годов - как способность усматривать новые отношения и отступать от традиционных образцов мышления. Во многих исследованиях наблюдается интеграция или попытка интегрировать данные подходы.

Нельзя пройти мимо того факта, что в отечественной и зарубежной педагогике и психологии сами понятия "креативность" и "творческий потенциал", ис № пользуемые для обозначения способности и готовности личности к творческой самореализации, то семантически разводятся, то сливаются. В частности, в качестве однопорядковых эти понятия трактуются М.С. Бернштейном, Е.Б. Евладовым, Я.А. Пономаревым, СП. Торренсом,

К.Р. Роджерсом и др. Данные исследователи рассматривают их как особые свойства или характеристики личности, проявляющиеся в ее жизнедеятельности.

Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, O.K. Тихомиров и др., также не разводя понятия "креативность" и "творческий потенциал", рассматривают их как интеллектуально-творческие предпосылки (определенный уровень мышления) к творческой деятельности.

Педагогическая технология формирования ИКСМ

Проблемой педагогической технологии занимаются В.П. Беспалько, Б.Т. Лихачев, И.П. Волков, В.М. Монахов, М.В. Кларин, В Г. Селевко и др. Мы в своем исследовании под педагогической технологией понимаем последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение пе-дагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания" [155].

Формирование ИКСМ - это технология профессиональной подготовки будущих преподавателей, способствующая совершенствованию педагогического процесса интенсивным путем развития, не требуя дорогостоящих экстенсивных вливаний. Как педагогическая технология она является технологией обучения и воспитания одновременно, так как это и оптимальный процесс трансляции модулированного знания и метод развития личности, который предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и студентов с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих возможностей на основе диалогического общения.

В педагогическую технологию формирования ИКСМ будущих педагогов включено:

Совокупность методов, направленных на гармоничное развитие всех внешних чувств и интуиции.

Работа со студентами начинается с тестирования на определение модальностей. Проводится тест "Определите свои предпочтения" (дан в Приложениях).

Ч На основе результатов даются рекомендации по корректировке и развитию каналов восприятия (модальностей). Визуалу. Хорошо представить предмет (потом - образ будущего творения), во всех красках, чертах и постепенно выводить его на другой канал — рассказы вать вслух, меняя ритм и интонацию; кинестезировать - представляя вкус, запах, ощущения.

Кинестетику. Лучше всего начать работу с будущим творением через написание, "воздушные скульптуры", то есть, через кинестетический канал восприятия. Закрепившись в кинестетике, вывести на визуальный канал (рисование), рассказать вслух (с интонациями). Опять перевести внутрь при помощи внутреннего потока образов.

Аудиалу. Вначале лучше "наговорить" свое творение, а потом перевести в другие модальности. Внутренний просмотр потока образов и здесь хорош.

Вербальный интеллект - это интеллект аудиала. Визуалу и кинестетику надо именно на вербалику обратить серьезное внимание.

Спонтанная визуализация (ярко "видимый" поток образов) - интеллект ви-зуала. Аудиалу и кинестетику его необходимо развивать.

Яркие ощущения, чувства - интеллект кинестетика. Визуалу и аудиалу над ним необходимо работать.

Работу начинать надо со своей ведущей модальности, а потом подсоединять остальные, по мере их близости к ведущей, что по показаниям теста у каждого индивидуально. При организации работы таким образом корректировка модальностей происходит намного быстрее.

Организация опытно-экспериментальной работы по формированию ИКСМ будущих педагогов

Обучаемые обрели способность более четкого восприятия, переработки и реализации информации, что, несомненно, являлось итогом самостоятельного установления взаимных связей в объеме поступающего информационного потока. То есть, они выносили на обсуждение свою, не излагавшуюся преподавателем, точку зрения и готовы были к ее защите, т.к. она была плодом их собственного мыслительного процесса, личного эйдос-поля. Создание творческой атмосферы на занятиях, взаимопонимание и сотрудничество со стороны студентов позволяло методично продолжать поиск по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, а студент становились соавторами в создании микроклимата.

С целью выявления основных факторов, влияющих на формирование ИКСМ, и определения возможностей и методов формирования ИКСМ, от педагога потребовались дополнительные теоретические знания. Так, например, повышение интереса студентов к развитию своих индивидуальных способностей потребовало от него применения в практике обучения творческих, нестандартных заданий. У обучаемых, в свою очередь, появилась осознанная потребность выявления собственных возможностей и их развития, появилась потребность использования научных знаний, мало описанных и даже практически не встречающихся в методической литературе, но продуктивно расширяющих учебную программу.

Для выявления значимых мотивов, подтверждающих необходимость развития ИКСМ, мы просили испытуемых выразить свое отношение к предложенной методике по окончании курса.

Семенихин А., 5 курс. (Многие режимы ему давались с трудом, невзирая на то, что он "круглый отличник"): "Я не испытывал раньше таких чувств, которые полностью убеждают в реальности объектов. Я узнал методики по запоминанию информации, могу избавиться от негативных мыслей, переживаний. Занятия придали мне уверенности в себе".

Копаев Е., 2 курс. "Мне такие занятия нужны как воздух, т.к. здесь я учусь выражать себя, учусь не бояться доверять людям, учусь верить в себя, верить себе и своим чувствам".

Чечин Д., 2 курс. "Этот курс дал мне более твердую основу для изучения мира: появились новые мысли, по иному увидел старые идеи, столкнулся с существованием более тонкого мира".

Герасименко Ю., 3 курс. "Курс помог нам хоть на немного приоткрыть завесу в наш собственный внутренний мир, найти в нем что-то новое, чего раньше мы о себе не знали. А это очень важно в жизни".

Чечина 0., 4 курс. "Самое ценное мое достижение /по окончании курса/ -это вера в себя. Она связана с сознанием того, что ИКСМ - это навык, который можно развить, результатами которого можно управлять и пользоваться. Педагог приоткрыла перед нами приблизительный набросок наших дальнейших действий, но именно это и необходимо нам сейчас".

На заключительном этапе констатирующего эксперимента уточнялся обучающий эксперимент, необходимые данные констатирующего эксперимента, проводилась апробация полученных результатов, включение в эксперимент новых контингентов. На основе результатов исследования возникла необходимость проследить за тем, какие параметры наиболее часто становятся основополагающими в формировании ИКСМ, и проследить динамику развития образовательной среды в процессе использования предложенной технологии, а также выявить диапазон развития личностных качеств креативности обучаемых.

На данном этапе было решено определить студентов, наиболее ярко проявляющих познавательную активность при овладении знаниями и стремящихся к системному подходу в изучении явлений и событий. Предполагалось, что эти лица после окончания курса реализуются в конкурентоспособного специалиста с высшим образованием в изменяющейся социокультурной среде, как по основной, так и дополнительной квалификации.

В связи с этим был сформирован курс - практикум "Основы педагогического общения" для студентов 2-5 курсов физического факультета ВГУ, получающих дополнительную квалификацию "Педагог", который строился как модель становления личности будущего педагога и его позитивной установки отношения с учениками, при сохранении индивидуальных стилей и подходов.

Курс полностью проводился по технологии формирования интегрально-креативного стиля мышления (ИКСМ).

Педагогическое общение - это особая форма общения, пронизывающая человеческое общество от начала до конца: все проходят стадию ученика, и все когда-то оказываются в роли учителей.

Похожие диссертации на Формирование интегрально-креативного стиля мышления будущих педагогов в образовательном процессе вуза