Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Поштарева Татьяна Витальевна

Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде
<
Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поштарева Татьяна Витальевна. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Поштарева Татьяна Витальевна; [Место защиты: ГОУВПО "Северо-осетинский государственный университет"].- Владикавказ, 2009.- 383 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде 19

1.1. Проблемы образования в полиэтнической среде: ретроспективный и сравнительно-педагогический аспекты 19

1.2. Полиэтническая образовательная среда как условие реализации полиэтнического образования 52

1.3. Этнокультурная компетентность как педагогическая категория 76

Выводы по первой главе 109

Глава 2. Обоснование концепции формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде 113

2.1. Подходы, принципы и направления формирования этнокультурной компетентности учащихся 114

2.2. Сущностная взаимосвязь этнической толерантности и этнокультурной компетентности 144

2.3. Национально-региональный и этнокультурный компоненты в формировании этнокультурной компетентности учащихся 172

Выводы по второй главе 204

Глава 3. Модель формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде и ее экспериментальная проверка 209

3.1. Целевые, организационные и кадровые условия формирования этнокультурной компетентности учащихся 216

3.2. Технология формирования этнокультурной компетентности учащихся 249

3.2.1. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в ходе учебной и внеучебной деятельности 251

3.2.2. Методы формирования этнокультурной компетентности учащихся 271

3.2.3. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в контексте формирования этнокультурной компетентности учащихся 288

3.3. Эмпирическое исследование результативности процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся 302

Выводы по третьей главе 329

Заключение 333

Список литературы 341

Приложения

Введение к работе

Для современного этапа развития мира характерна амбивалентность ци-вилизационных процессов: развитие тенденций унификации, с одной стороны, а с другой - сохранение этнокультурного своеобразия народов. Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением ею культурой других этносов. Отсюда и необходимость подготовки высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности.

Данная проблема не нова. Социально-педагогические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой раскрыты в исследованиях В. Г. Бочаровой, Б. 3. Вульфова, В. Н. Гурова, СВ. Дармодехина. Проблемы адаптации человека к новой социокультурной среде получили свое освещение в трудах зарубежных ученых Дж. Бери, Г. Триандиса и др. Интерес в контексте диссертационной работы представляют труды И. А. Баевой, С. Д. Дерябо, Н. Б. Крыловой,'В. А. Петровского, В. А. Левина, раскрывающие роль образовательной среды в становлении личности. Важную роль в работе сыграли концепции этнической толерантности, отраженные в трудах А. Г. Асмолова, Л. П. Ильченко, Н. М. Лебедевой, Ю. П. Политовой, Е. И. Шлягиной, Дж. Бери, М. Плизента.

Особый интерес для исследуемой проблемы представляют этнопедагоги-ческие аспекты в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах И. А. Арабова, К. Ш. Ахиярова, X. Х.-М. Батчаевой, Г. Н. Волкова, Т. А. Пигиловой, Е. Е. Хатаева, И. А. Шорова, 3. Б. Цаллаговой, А. Н. Яковлевой и др. Значимыми для нас являлись ведущие положения организации поликультурного (полиэтнического) образования, разработанные

5 В. П. Борисенковым, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриевым, А. Н. Джуринским, Л. В. Колобовой, Н. Б. Крыловой, 3. А. Мальковой, Г. В. Палаткиной, Л. Л. Супруновой, Д. Бэнксом, а также работы Г. М. Гогиберидзе, В. М. Джа-шакуева, Л. В. Кузнецовой, Д. Н. Латыпова, В. Б. Манджиевой, Т. К. Солодухи-ной, В. К. Шаповалова, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе.

Для понимания сущности феномена этнокультурной компетентности ценными в русле нашего исследования являются работы таких зарубежных и отечественных педагогов и психологов, как Н. Г. Арзамасцевой, Л. Б. Зубаревой, Н. М. Лебедевой, Г. Е. Поторочиной, В. Г. Рощупкина, С. Б. Серяковой, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федоровой, J. Berry, P. Pedersen, D. W. Sue, Т. Cross, LB. Krause. Немаловажное значение имеют работы И. А. Арабова, К. Ш. Ахия-рова, Г. Н. Волкова, О. Д. Мукаевой, Г. Ю. Нагорной, Т. А. Пигиловой, касающиеся проблем профессиональной подготовки педагога к деятельности в полиэтнической среде.

Вместе с тем в исследованиях отечественных и зарубежных ученых существует разрозненность теоретических идей, связанных с природой и содержанием полиэтнического образования, в ходе которого формируется этнокультурная компетентность учащихся, не выявлены условия формирования этнокультурной компетентности, не определена специфика полиэтнической образо-' вательной среды.

Актуализации исследования способствовали и выявленные противоречия между: богатством национальных культур, в том числе народного педагогического опыта обучения, воспитания и социализации детей и широким внедрением его в систему образования; имеющимся в поликультурной среде образовательным потенциалом и его недостаточным использованием в деятельности образовательных учреждений в контексте формирования этнокультурной компетентности учащихся; общей теорией содержания образования и слабой разработанностью механизмов реализации содержания полиэтнического образования, в частности отсутствием этнокультурного компонента в содержании обра-

зования; необходимостью формирования этнокультурной компетентности учащихся и недостаточной разработанностью педагогических технологий для решения этой проблемы; объективным требованием к формированию у педагогов этнокультурной компетентности и слабой подготовленностью их к работе в полиэтнической образовательной среде.

Наличие отмеченных противоречий, разрозненность и фрагментарность имеющихся в науке знаний и технологий решения обозначенного вопроса обусловили формулировку проблемы исследования: каковы теоретико-методологические, организационно-содержательные и методические основы процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Это послужило исходным основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде».

Объект исследования: этнокультурная компетентность учащихся.

Предмет исследования: процесс формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования: выявить и раскрыть теоретико-методологические, организационно-содержательные и методические основы процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде будет эффективным, если:

он осуществляется в ходе полиэтнического образования, предусматривающего использование этноориентированных форм учебной и внеучебной деятельности, интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности учащихся, формирование необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия;

обеспечивается реализация принципов позитивного отношения личности к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности

7 и последовательности изучения культур, диалога, междисциплинарности и вариативности, полилингвизма, комплексности, а так же компетентностного, си-нергетического, этнопедагогического, аксиологического, гуманистического подходов;

используется потенциал социокультурной среды с целью взаимообогащения, взаимопонимания между субъектами образовательного процесса, удовлетворения познавательных, культурных, образовательных интересов и потребностей учащихся, воспитания их в духе мира;

в содержание образования вводится этнокультурный компонент, способствующий приобщению детей к этнической (родной), российской и мировой культуре;

осуществляется наиболее полная реализация возможностей национально-регионального компонента;

вносятся необходимые коррективы в структуру управления образовательного учреждения и обеспечивается объединение его усилий социально-педагогических и психологических служб, деятельность которых направлена на реализацию целей в области формирования этнокультурной компетентности учащихся;

обеспечена подготовка педагогических кадров в области межкультурного взаимодействия и организации полиэтнического образования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. Охарактеризовать этнокультурную компетентность учащегося как педагогическую категорию.

  2. На основе ретроспективного и сравнительно-педагогического анализа обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки исследуемой проблемы: изучение полиэтнического образования в контексте формирования этнокультурной компетентности; выделение специфики, компонентов, функций полиэтнической образователь-

8 ной среды; исследование особенностей педагогической деятельности в направлении формирования этнокультурной компетентности.

  1. Разработать концепцию формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

  2. Определить пути, формы и методы формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

  3. Разработать модель формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

  4. Выявить и теоретически обосновать условия повышения уровня этнокультурной компетентности учащихся.

Методологическую основу исследования составили компетентностый подход, с позиций которого основным непосредственным результатом полиэтнического образования становится формирование этнокультурной компетентности учащихся; синергетический подход, рассматривающий субъекты образовательного процесса как самоорганизующиеся, сложные, открытые и нелинейные системы, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой; аксиологический и гуманистический подходы, согласно которым человек является высшей ценностью и самоцелью общественного развития и образовательного процесса; этнопедагогический подход, предполагающий воспитание подрастающего поколения с опорой на национальные традиции народа, его культуру. В качестве специальной методологии исследования выступают принципы этнокультурного плюрализма, позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, диалога. Общепедагогической методологической основой исследования стали: принципы междисциплинарности и вариативности, полилингвизма, комплексности.

Теоретической основой исследования являются:

- идеи формирования современной личности в поликультурной (полиэтнической) среде, освещенные в трудах Е. В. Бондаревской, Н. М. Борытко, С. Н. Вельгушевой, М. Л. Воловиковой, Б. 3. Вульфова, В. Н. Гурова, О. В. Гу-

каленко, Г. Д. Дмитриева, Н. Б. Крыловой, И. В. Колоколовой, В. В. Макаева,

3. А. Мальковой, Г. В. Палаткиной, Л. Л. Супруновой и др.;

исследования зарубежных и отечественных педагогов и психологов, рассматривающие проблему формирования этнокультурной (интеркультурной) компетентности (Н. Г. Арзамасцева, Л. Б. Зубарева, Н. М. Лебедева, Г. Е. Пото-рочина, В. Г. Рощупкин, Т. Г. Стефаненко, С. Н. Федорова, J. Berry, P. Pedersen, D. W. Sue, Т. Cross, I. В. Krause, J. M. Havenaar);

работы Л. Н. Бережновой, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюка, И. В. Колоколовой, посвященные построению полиэтнической среды в образовательном учреждении;

научно-педагогические основы воспитания культуры межнационального общения (В. X. Абелян, Ж. Г. Алямкина, Н. А. Асипова, 3. Т. Гасанов, В. П. Комаров, Р. И. Кусарбаев, Л. С. Ядрихинская и др.);

идеи народной педагогики в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах И. А. Арабова, К. Ш. Ахиярова, X. Х.-М. Батчаевой, Н. В. Бородиной, Г. Н. Волкова, М. Б. Гуртуевой, Ш. А. Мирзоева, О. Д. Мукаевой, Г. Ю. Нагорной, Т. А. Пигиловой, М. М. Уз-деновой, 3. Б. Цаллаговой, Е. Е. Хатаева, И. А. Шорова и др.;

положения о национально-региональном, краеведческом аспекте содержания образования (К. Ш. Ахияров, А. Ю. Белогуров, Ю. В. Лазарев, Р. Р. Му-ниров, А. Б. Панькин, А. В. Салихов, Н. X. Сопоева и др.);

- работы Г. М. Гогиберидзе, В. М. Джашакуева, Д. Н. Латыпова, В. Б.
Манджиевой, Т. К. Солодухиной, Ф. Ф. Харисова, В. К. Шаповалова, отра
жающие этнокультурный контекст в образовательном процессе;

- фундаментальные научные труды (И. А. Арабов, К. Ш. Ахияров,
Г.Н. Волков, О. Д. Мукаева, Г. Ю. Нагорная, М. Г. Харитонов и др.), в том чис
ле диссертационные исследования (Н. Г. Арзамасцева, Л. Б. Зубарева, В. А. Ни
колаев, О. И. Понамарева, С. Н. Федорова и др.), касающиеся проблем профес
сионально-педагогической подготовки будущего педагога к деятельности в по
лиэтнической образовательной среде.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы исследования: теоретические (теоретический, ретроспективный и сравнительно-сопоставительный анализ литературы из разных областей знаний о человеке; анализ нормативно-правовых актов, документов, учебно-методической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; моделирование); эмпирические (эксперимент; наблюдение; опрос; праксиметрический метод); статистические (количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики).

База исследования: образовательные учреждения Ставропольского края (городов Ставрополь, Кисловодск, Невинномысск, Новоалександровск, Светло-град, с. Красногвардейское Красногвардейско района, а. Эдельбай Благодар-ненского района, пос. Демино Шпаковского района). В эксперименте приняли участие 7 542 учащихся и 721 педагог.

Исследование выполнялось в 3 этапа.

Первый этап (2000-2001 гг.) - поисково-теоретический - связан с изучением и анализом литературы, нормативно-правовых документов по теме исследования; с выявлением тенденций развития полиэтнического образования в отечественном и зарубежном опыте. В результате определилось проблемное поле исследования, конкретизировался его категориальный аппарат, вырабатывались основные базовые понятия, что позволило определить теоретические и прогностические ориентиры формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Разрабатывалась концепция согласно предмету исследования, выстраивалась программа опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2001-2007 гг.) — опытно-экспериментальный — включал в себя апробацию модели формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде; осуществление практики подготовки педагогов к эффективной работе с многонациональным коллективом, реализации полиэтнического образования. Проводился педагогический экспе-

римент; осуществлялся количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Третий этап (2007-2008 гг.) — заключительно-обобщающий — был посвящен коррекции выводов; систематизации и обобщению полученных результатов; литературному оформлению диссертации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались четкостью методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, комплексом методов, адекватного предмету и задачам исследования, ведением научных исследований с практической деятельностью, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных.

Научная новизна исследования. В концептуальном плане новым следует считать характеристику феномена этнокультурной компетентности как педагогической категории, которая рассмотрена нами через призму сущности явления, его содержания, цели, механизмов и форм его формирования, критериев действенности и эффективности. Нами определено, что этнокультурная компетентность как интегративное свойство личности, проявляющееся в объективных представлениях, знаниях об этнических культурах, умениях, навыках и моделях поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, формируется в ходе полиэтнического образования, условием реализации которого является полиэтническая образовательная среда. Данное положение следует рассматривать как авторскую концепцию формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. В рамках предложенной концепции также выявлены закономерности между формированием этнокультурной компетентности и воспитанием этнической толерантности. Изложено авторское понимание полиэтнической образовательной среды, раскрыто ее существо, обоснованы структурные компоненты и возможности ее использования в процессе формирования этнокультурной компетентности учащихся. Новым следует считать представленную

12 и научно обоснованную модель формирования этнокультурной компетентности

учащихся в полиэтнической образовательной среде.

В научно-методическом плане новым является совокупность моделей введения национально-регионального и этнокультурного компонентов в содержание образования, созданных или адаптированых автором для формирования этнокультурной компетентности учащихся. Нами также определено, что пути формирования этнокультурной компетентности лежат не только через обновление содержания образования, но и через выработку адекватных методических стратегий, воплощенных в этноориетированных технологиях, и выделенных в две группы, первая из которых представлена учебными дисциплинами, курсами, факультативами, уроками, а вторая - этноориентированными формами вне-учебной работы с учащимися.

В учебно-методическом плане новым являются разработанные автором самостоятельно или в соавторстве программы, учебные пособия и методические рекомендации, в которых раскрываются научно-методические подходы к деятельности образовательных учреждений в поликультурной среде, особенности содержания и организации образовательного процесса. Значительное место в них занимают практические материалы по различным направлениям деятельности данных учреждений: этнокультурная составляющая содержания образования, работа с семьей, в социуме, организация работы педагогических советов, профессиональных педагогических объединений по обозначенной проблеме, методические разработки уроков и других форм педагогической организации жизнедеятельности детей. Новым можно считать совокупность активных методов обучения и воспитания, наполнение их этнокультурным содержанием с целью формирования этнокультурной компетентности и воспитания этнической толерантности учащихся.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней определены теоретические основы нового научного направления в педагогической науке, которые развиваются под воздействием глобальных процессов в современном мире. В работе установлена периодизация развития полиэтнического (поли-

13 культурного) образования в России и зарубежных странах. Результаты исследования обогащают теорию педагогики новым знанием этнокультурной направленности, расширяющим научные представления о единстве социального и этнического в содержании и организации образовательного процесса. На научно-теоретическом уровне разведены понятия, широко используемые исследователями: «поликультурное образование», «многокультурное образование», «муль-тикультурное образование», «интеркультурное образование» и «полиэтническое образование»; уточнены и расширены понятия «этнокультурная компетентность», «полиэтническая образовательная среда», «толерантность»; сформулировано понятие «формирование этнокультурной компетентности». В работе теоретически обоснованы, содержательно раскрыты и адекватно структурированы условия, обеспечивающие эффективное формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде; выделена специфика, разработаны структурные компоненты, определены функции и принципы построения полиэтнической образовательной среды, являющейся необходимым условием реализации полиэтнического образования; определены уровни и субкомпетентности этнокультурной компетентности; уточнены и дополнены модели введения национально-регионального и этнокультурного компонентов в содержание образования; выявлены, дополнены и реализованы эт-ноориентированные формы учебной и внеучебной деятельности, а также интерактивные методы, приемы, средства, направленные на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности учащихся, формирование у них необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия; раскрыты пути, принципы и содержание подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных успешно работать в полиэтнической образовательной среде.

Практическая ценность исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для реализации полиэтнического образования. Значительную практическую ценность имеют методика измерения этнокультурной компетентности обучаемых, комплекс

14 этноориентированных технологий, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности, формирование умений и навыков во взаимодействии с этнофорами, способствующих развитию конструктивного межэтнического диалога. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке стратегии и тактики формирования этнокультурной компетентности, как у учащихся, так и студентов. Технологии работы с детьми в полиэтнической образовательной среде могут стать научно-методическим инструментарием ориентации образовательных учреждений, педагогов на усиление взаимодействия всех социальных институтов и общественных организаций по успешной адаптации подрастающих поколений к условиям жизнедеятельности в полиэтнической среде. Учебные пособия, монографии, научно-методические рекомендации, изданные по материалам исследования, найдут свое применение в сфере дошкольного, общего и профессионального педагогического образования.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Этнокультурная компетентность определена как педагогическая категория, характеристика которой дана по пяти структурным блокам-позициям: сущность явления, его содержание, цель, механизмы и формы его формирования, критерии действенности и эффективности. Этнокультурная компетентность - свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

  2. Концепция формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде основана на совокупности следующих методологических подходов: компетентностного, синергетического, этнопеда-гогического, аксиологического, гуманистического; принципов позитивного отношения к этнокультурному разнообразию, культуросообразности, преемственности и последовательности изучения культур, диалога, полилингвизма, комплексности, междисциплинарности и вариативности.

3. Полиэтническое образование рассматривается как важное направление

современного образования, целью которого является формирование этнокультурной компетентности учащихся. Оно способствует приобщению учащихся к родной этнической культуре; усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию взаимной этнической толерантности и уважения к этнокультурному плюрализму; формированию готовности и умения жить в полиэтнической среде.

4. Условием реализации полиэтнического образования является полиэт
ническая образовательная среда,
под которой мы понимаем часть образова
тельной среды учебного заведения, представляющую собой совокупность усло
вий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтни
ческому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и
стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические
общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных нацио
нальностей. Структурными компонентами данной среды являются пространст
венно-семантический, коммуникационно-организационный и содержательно-
методический компоненты.

  1. Наиболее успешное формирование этнокультурной компетентности учащихся реализуются посредством внедрения в практику работы образовательного учреждения модели формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде, включающей в себя целевой, организационный, кадровый и содержательно-технологический компоненты.

  2. Процесс формирования этнокультурной компетентности закономерно связан с феноменом этнической толерантности, так как именно она является инструментом, механизмом достижения межэтнического взаимодействия. Понятия «этнокультурной компетентности» и «этнической толерантности» не конкурируют между собой, а находятся в отношениях взаимного дополнения и представляют собой двуединую сущность.

  1. Этнопедагогизаг^ия образовательного процесса рассматривается как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению учащимися ценностями национальной и мировой культуры. Предполагает использование в учебно-воспитательном процессе средств и методов народной педагогики, учет национально-психологических особенностей детей и специфики семейного воспитания этносов.

  2. Эффективное формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде обеспечивается при реализации совокупности следующих условий: постановка цели, задающая требования организации деятельности образовательного учреждения, его управлению, отбору содержания, форм и методов формирования этнокультурной компетентности учащихся и объединяющих их в целостное единство; наличие научно-методического совета и проектных групп в структуре управления образовательного учреждения, деятельность которых направлена на реализацию целей в области формирования этнокультурной компетентности учащихся; активность деятельности служб поддержки и сопровождения учащихся, способствующих их самореализации, формированию мультикультурной идентичности (социальной, этнической, надэтнической), повышению уровня этнокультурной компетентности, что позволит успешно адаптаптироваться в полиэтнической среде; наличие компетентных педагогов в области межкультурного взаимодействия и организации полиэтнического образования; наиболее полная реализация возможностей национально-регионального компонента и введение этнокультурного компонента в содержание образования, направленных на приобщение детей к родной, российской и мировой культуре; использование этноориентирован-ных форм учебной и внеучебной деятельности, а также интерактивных методов, направленных на повышение уровня этнокультурной осведомленности и толерантности учащихся, формирование у них необходимых умений и навыков эффективного межэтнического взаимодействия; широкие социальные связи образовательного учреждения с семьями учащихся, учреждениями культуры и

17 искусства, общественными организациями с целью использования их образовательного и социального потенциала в процессе формирования этнокультурной компетентности детей.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования прошли широкую апробацию в массовой практике образовательных учреждений Ставропольского края, республики Северной Осетии (Алания) и Чеченской республики, используются при проведении лекционных, семинарских и практических занятий, как по циклу педагогических дисциплин, так и проблемных курсов повышения квалификации педагогических работников образования при СГУ и СКИПКРО, при написании выпускных и дипломных работ слушателей СГУ, на различных семинарах для педагогов и руководителей ОУ. Работа выполнялась в рамках комплексного исследования, проводимого краевой научно-исследовательской лабораторией по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде (далее - КНИЛ).

Внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы нашли отражение в монографиях, учебных и методических пособиях, научных статьях. Они обсуждались и получили одобрение на семинарах, фестивалях, научно-практических конференциях различного уровня: Международных: «Ребенок в социокультурном пространстве современного города», «Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации» (Санкт-Петербург, 2002), «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе», «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (Балашов, 2003, 2005); «Образование и религия в предотвращении экстремизма в современном мире» (Воронеж, 2004), «Психология системного функционирования личности» (Саратов, 2004), «Этносоциальное образовательное пространство в современном мире» (г. Стерлитамак, 2005), «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, 2005), «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности - основа социальной технологии развития современной России» (Ростов на Дону, 2006), «Этносоциальное взаимодействие воспитательных систем: история и

18 современность» (Стерлитамак, 2007, 2008 гг.), «Циклы природы и общества»,

«Шолоховская весна» (Ставрополь, 2007, 2008 гг.), «Стратегия качества в промышленности и образовании» (Днепропетровск - Варна, 2007), «Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии» (Смоленск, 2008); всероссийских: «Толерантность и коммуникативная культура педагога» (Ачинск, 2004), «Современные технологии обучения» (Владикавказ, 2004), «Проблемы становления гражданского общества на Юге России» (Армавир, 2006); межрегиональных «Педагогическая наука и практика - региону» (г. Ставрополь, 2002-2008), «Социализация и адаптация молодежи в условиях полиэтничного региона» (Краснодар, 2003). Материалы диссертационного исследования вошли в авторские учебные курсы «Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты профессиональной педагогической деятельности», «Основы этнопедагогики и полиэтнического образования» на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования Ставропольского государственного университета (далее - ФПК ППУКО СГУ).

Структура и объем диссертации. Работа изложена на 340 страницах, содержит 10 таблиц, 3 схемы, 9 рисунков и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 419 источников, в том числе 42 на иностранных языках, и приложения.

Проблемы образования в полиэтнической среде: ретроспективный и сравнительно-педагогический аспекты

Характерной чертой для нынешней социальной среды является полиэт-ничность. Современное человечество составляет около 3000 этнических сообществ. Обеспечение сожительства разных этнических групп в рамках целостного общества и постоянство социального развития в нем представляют серьезную проблему для любого многонационального государства. При этом полиэтнические страны составляют большинство. Так, из имеющихся в настоящее время более 200 стран, только 20 могут называться этнически однородными (около 5% жителей данных государств являются представителями этнических меньшинств). В связи с этим исключительно целесообразной идеологией и политикой нынешних стран, которые большей частью становятся многонациональными, является мультикультурализм и толерантность, то есть положительное отношение к наличию в обществе различных этнических групп и адаптация социальных и политических институтов к нуждам и интересам разных социокультурных сообществ.

Процесс глобализации, охвативший сегодня все сферы жизни во всем мире, не оставил в стороне и Россию. Также очевидно, что единство и будущее России связаны и с ее полиэтничностью. В нашем государстве живут представители более 150 национальностей, которые принадлежат к разным этнолингвистическим семьям и группам, конфессиям, имеют оригинальную культуру, сложную и особенную историю. На сегодняшний день заслуживает внимания актуальный вопрос, касающийся сохранения целостности Российской Федерации, нахождения стержня, сплачивающего всех россиян. Еще в 1929 году русский философ Г. Федотов писал: «Россия не Русь, но союз народов, объединившихся вокруг Руси. И народы эти не безгласны, но стремятся заглушить друг друга гулом нестройных голосов. Для многих из нас это все еще непривычно, мы с этим не можем примириться. Если не примиримся — т.е. с многоголосностью, а не с нестройностью, то и останемся в одной Великороссии, т.е. Россия существовать не будет» [327]. Иными словами, задача заключается в поддержании этого многоголосия, чтобы в результате образовалась мощная симфония, а неблагозвучие нестройно раздающихся голосов. Таким образом, в будущем оптимальным представляется путь сотворения дружественного пространства межнационального взаимодействия без модификации полиэтничности общества [109]. Закономерно поднимается проблема о возможности продвижения по данному пути.

На наш взгляд, решение вышеобозначенных проблем напрямую соединено с полем деятельности образования, которое выступает составляющей социокультурной среды. И как писал в начале XX века известный представитель, педагогики Российского Зарубежья Сергей Иосифович Гессен: «Жизнь определяет образование, и обратно - образование воздействует на жизнь». Отличительной чертой образовательных учреждений РФ является полиэтнический состав обучающихся. Вследствие этого система образования должна способствовать тому, чтобы, с одной стороны, молодое поколение познало свои корни, и тем самым могло установить свое место в мире, и с другой - привить ему почтение к иным культурам. То есть речь ведется о необходимости организации и развитии полиэтнической образовательной среды являющейся частью образовательной среды в целом.

Актуальность проблемы образования в полиэтнической среде обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, набирающей силу тенденцией ренессанса этнической самоидентификации и национального самоопределения, выражающейся в стремле 21 ний к сохранению и возрождению своей национальной культуры. Тенденция этнического ренессанса, которая даже получила название этнического парадокса современности, выражается в разных формах: от попыток возрождения древних традиций и обрядов, фольклоризации общественных событий, воссоздания традиционных ремесел и хозяйственных занятий людей до стремления основать или восстановить свою национальную государственность. Обращение к истокам родной этнической культуры не могло не сказаться на переосмыслении задач в направлении развития «национального образования».

Во-вторых, усиление миграционных потоков, характерных для всего мирового сообщества, повлекло за собой проблему социальной адаптации мигрантов и, как следствие, актуализировало научно-педагогическую рефлексию проблемы, а именно - обучение и воспитание детей мигрантов.

В-третьих, обострение межэтнической напряженности, рост числа этнических конфликтов характерны сегодня для самых различных регионов и это закономерно вызвало к жизни попытки их профилактики на уровне образования.

В-четвертых, национальные идеи народов России связаны с идеей целостности Российского государства, с идеей консолидации россиян как граждан единого федеративного государства. Эти обстоятельства (полиэтничность и целостность России) важно учитывать как при регулировании государством национальной политики, так и воспитании у молодежи в образовательных институтах этнического самосознания, которое должно сочетаться с формированием самосознания гражданина — патриота единой Федерации.

В-пятых, интернационализация общественной жизни, усиление интеграционных процессов, стремление России и иных государств интегрироваться в мировое социокультурное и образовательное пространство, оставив при этом национальное своеобразие, выдвигают необходимость развития у личности планетарного мышления и осознания принадлежности к человеческому сообществу. В-шестых, переход к информационному обществу, существенное расширение объемов межкультурного, межэтнического взаимодействия, в связи, с чем особое значение приобретает необходимость формирования у подрастающего поколения толерантности и умений, способствующих эффективному межкультурному, межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

К тому же само наличие полиэтнической среды невозможно без осознания взаимозависимости различных этнокультур, утверждения в общественном сознании установок на взаимодействие и взаимопонимание между представителями этнических групп, на толерантные отношения, сотрудничество и активное включение в решение общих экономических, социальных, образовательных и культурных проблем. Сам фактор многонациональности создает предпосылки для формирования культуры, межнационального общения, но станет ли он действительно воспитывающим фактором, зависит от соответствующей педагогической инструментовки. Образование должно удовлетворять не только этнокультурные запросы определенных сообществ, но и предоставлять информацию об истории, жизни, культуре, традициях других стран и народов, обучать приемам эффективного межэтнического взаимодействия. Оно может внести существенный вклад в развитие толерантности и уважения к культурному (этническому) плюрализму.

Таким образом, представляется, что даже столь кратко перечисленные обстоятельства приводят к осознанию важности разработки таких стратегий и подходов в образовании, которые бы учитывали полиэтничность социальной среды. То есть перед педагогической теорией и практикой стоит проблема формирования личности в условиях неоднородности этнической среды, для успешной жизнедеятельности в которой необходимо формирование у человека высокого уровня этнокультурной компетентности. Решение данной проблемы видится все большему числу ученых и практиков в становлении поликультурного (полиэтнического) образования.

Полиэтническая образовательная среда как условие реализации полиэтнического образования

Изменения, происходящие в современной многонациональной России и в целом мире (тенденция этнического ренессанса, увеличение миграционных потоков, интернационализация общественной жизни и усиление интеграционных процессов, и мн. др.) находят продолжение в системе образования, которой предстоит решить задачу подготовки подрастающего поколения к жизни в полиэтнической, поликультурной среде. С одной стороны образование выступает как средство формирования этнической идентичности личности, с другой - как действенный механизм гармонизации отношений между этническими общностями.

В этнически неоднородной среде наиболее перспективной образовательной стратегией является полиэтническое образование. Полиэтническое образование мы рассматриваем как значительную часть современного образования, способствующую приобщению учащихся к родной этнической культуре; усвоению знаний о культурах иных этнических общностей и их представителях; осмыслению общего, особенного и единичного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию взаимной этнической толерантности и уважения к этнокультурному плюрализму; формированию готовности и умения жить в полиэтнической среде.

Полиэтническое образование предусматривает создание равных возможностей получения образования для детей разных этнических групп, путем системного изменения образовательной среды учреждения в направлении отражения в ней интересов и потребностей представителей разнообразных этнокуль-тур, существующих в социуме и в национальной структуре учебного класса/группы, учета этнических особенностей в психологии и воспитании детей.

Целью полиэтнического образования является формирование этнокультурной компетентности учащихся. Достижение цели полиэтнического образования возможно в ходе решения следующих задач: 1. Формирование у детей признания и принятия этнокультурного многообразия, понимания его как источника социального и индивидуального прогресса. 2. Предоставление детям возможностей для этнической идентификации и одновременно осознания своей принадлежности к общероссийскому и мировому сообществу. 3. Формирование у учащихся совокупности объективных представлений и знаний о разных этнических культурах и национально-психологических особенностях этнофоров. 4. Воспитание в духе мира и уважения ко всем народам и их культурным ценностям. 5. Развитие навыков эффективного общения с представителями различных этнических культур и умения конструктивно решать конфликты, возникающие в процессе межэтнического взаимодействия. В целом решение этих задач поможет подготовить молодое поколение к конструктивной и активной жизнедеятельности в многоэтнической среде и интеграции личности в современное общемировое культурно-образовательное пространство. Анализ научной литературы, концепций поликультурного образования, а также собственное опытно-экспериментальное исследование позволяют выделить следующие особенности полиэтнического образования: 1. Отражение в учебном материале гуманистических идей, содействующих взаимопониманию, диалогу между представителями различных этнических культур, усилению чувства солидарности и равенства между людьми, а также формированию гармоничных отношений как между отдельными гражданами внутри каждого из государств, так и между народами. 2. Использование языков науки, культуры и искусства как средств формирования этнокультурной компетентности учащихся, развития их творческого потенциала, расширения кругозора, обогащения опыта. Полиэтническое образование предусматривает широкое использование междисциплинарных связей, разнообразных средств учебной и воспитательной работы. 3. Сочетание основ национальной (родной), русской и мировых культур в содержании образования. Основными требованиями к отбору содержания полиэтнического образования являются наличие информации о самобытных уникальных чертах в культурах разных народов; раскрытие в них общих компонентов, традиций, императивов, которые позволяют существовать и действовать в мире и согласии. Таким образом, полиэтническое образование удовлетворяет не только этнокультурные запросы населения, но также позволяет осмыслить и полнее изучить многообразие народов, живущих в мире, увидеть в этом многообразии общее.

Оно также отвечает интернациональным интересам государств и всего мирового сообщества, способствует пониманию взаимопроникновения культур, взаимозависимости стран и народов в современных условиях с учетом процесса глобализации. 4. Воспитание безопасной личности, то есть личности толерантной к этнокультурному разнообразию, с развитыми социально-ценностными потребностями в миротворческой, созидательной деятельности, личности с позитивными моделями поведения, которые выражаются в разрешении конфликтных ситуаций конструктивными способами; учете позиции, желания, потребности других людей — этнокультурно отличных; произвольном контроле своего поведения и управление им. 5. Формирование мультикультурной личности, осознающей себя как эт-нофора, гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства, гражданина мира, стремящегося к диалогу и солидарности со всем человечеством. 6. Полиэтническое образование учащихся осуществляется не изолированно, а в контексте культурно-образовательной жизни края. Это выражается в использовании педагогического потенциала окружающей социокультурной среды в направлении сохранения учащимся собственной культурной идентичности наряду с овладением культурой других народов. Превращение образовательного учреждения в открытую социально-педагогическую систему, способствующую интеграции молодого поколения в полиэтническую среду.

Итак, полиэтническое образование - это такое образование, которое не только вооружает человека этноориентированными знаниями, умениями и на выками, но и помогает ему эффективно адаптироваться в иноэтнической и по лиэтнической среде и интегрироваться в современное общемировое культурно образовательное пространство. / Условием реализации полиэтнического образования является функционирование полиэтнической образовательной среды. «Условие» определяется как совокупность процессов, отношений, необходимых для функционирования, существования или изменения данного объекта [328]. Иными словами, в нашем случае под «условием» мы понимаем совокупность возможностей полиэтнической образовательной среды, способствующих решению задач полиэтнического образования. Для того, чтобы определить содержание, сущность полиэтнической образовательной среды и ее роль в полиэтническом образовании необходимо в первую очередь рассмотреть, что понимают под образовательной средой в целом.

В ряде исследований доказано, что объектом воздействия учителя выступает не сам ребенок и не его качества или поведение, а условия, в которых он живет. При этом внешними условиями являются среда, общество, отношения между людьми, деятельность, а внутренние условия - это эмоциональное состояние ребенка, его жизненный опыт, установки, ценности, отношение к самому себе и т.д. Совокупность указанных условий и обусловливает поведение личности, стратегию и тактику ее жизнедеятельности, способы существования.

Подходы, принципы и направления формирования этнокультурной компетентности учащихся

Федеративное устройство России связано с ее полиэтничностью. При этом гармонизация межнациональных отношений, консолидация народов России, способствующие сохранению целостности государства, - важнейшие задачи современности. Вот почему введение в содержание образования этнокультурной направленности, установление равновесия в реализации культурных и образовательных запросов и возможностей отдельной личности, этнических общностей и многонационального государства в целом — одни из стержневых вопросов.

Рассмотрим законодательное обеспечение реализации полиэтнического образования, направленного на формирование этнокультурной компетентности молодого поколения. Конституция РФ гарантирует гражданам право на образование (гл. 2 ст. 43), использование родного языка, осуществления свободного выбор языка общения, обучения и творчества (гл. 2 ст. 26). Согласно «Конвенции о правах ребенка» целью школы является подготовка подрастающего поколения к «сознательной жизни в современном обществе в духе терпимости... и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» (ст. 29), и также закрепляется право ребенка на получение образования на родном языке (ст. 30). В Законе Российской Федерации «Об образовании» подтверждается право граждан на получение образования на родном языке (ст. 6), помимо этого в ранг принципа государственной политики возводится единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования этнических культур, региональных традиций и особенностей в условиях этнически неоднородного государства (ст. 2). В статье 14 устанавливается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Однако, мы согласны с В. К. Шаповаловым, что данное положение требует уточнения понятия «национальная культура», так как не ясно какая именно культура имеется в виду - «этническая культура» или «российская культура». В любом случае налицо не учет соотношения этнической, российской и мировой культур при интеграции в них личности учащихся.

Вместе с тем в Законе «Об образовании» указывается, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (ст. 14).

В Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, основанной на признании приоритета воспитания у граждан культуры межнационального общения (российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости) подчеркнута необходимость: «Обеспечивать разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года гласит о том, что «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и соци альных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой».

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее — доктрина) — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Итак, система образования призвана обеспечить: а) историческую преемственность поколений, сохранение, распростране ние и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патрио тов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное от ношение к языкам, традициям и культуре других народов; б) формирование культуры мира и межличностных отношений; в) формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Доктрина определяет основные задачи государства в сфере образования: гармонизация национальных и этнокультурных отношений; сохранение и под гуманистические традиции их культур; сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации; развитие образования и культуры коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства и др.

Задача подготовки молодежи к жизни в многокультурном мире названа в числе приоритетных и в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчеркивает, что одна из важнейших функций школы — научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам [216, С. 52].

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что образовательная политика Российской Федерации направлена на удовлетворение этнокультурных запросов в образовании, интеграцию подрастающих поколений в общероссийское и мировое образовательное пространство, становление толерантной личности, которая уважительно относится ко всем культурам (в том числе эт-нокультурам) и их представителям. Другими словами имеются необходимые законодательные предпосылки для формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения.

Целевые, организационные и кадровые условия формирования этнокультурной компетентности учащихся

Построение модели формирования этнокультурной компетентности учащихся начинается с целевого компонента. Ибо, как указывал П. И. Третьяков, цель становится исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства, воздействия исполнения принятых решений, служит нормой контроля (экспертизы) и оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогический процесс, поведение и деятельность всех его участников [259, С. 49]. Цель — это осознанный желаемый результат. Нами выделяется следующая иерархия целей. Стратегическая цель (на уровне образовательного учреждения): формирование этнокультурно компетентной личности, способной к эффективной адаптации в иноэтнической и полиэтнической среде. Тактическая цель (на уровне управления образовательным учреждением): выявление путей и обеспечение условий формирования этнокультурной компетентности учащихся. Специальные цели (на уровне педагогического коллектива): определение и реализация средств, форм, методов и приемов формирования этнокультурной компетентности учащихся. В свою очередь каждые уровни и цели (назовем их условно уровни и цели первого порядка) подразделяется еще на уровни и цели (уровни и цели второго порядка), которые будут определять более конкретные задачи процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся.

Так, формирование этнокультурной компетентности учащихся происходит на эмоциональном, познавательном и поведенческом уровнях. Исходя, из этого можно выделить следующие подцели: 1. Формирование позитивных эмоционально-чувственных представлений об этнокультурном разнообразии. 2. Накопление объективных представлений, знаний о своем и иных народах. 3. Формирование умений, навыков и моделей поведения, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Управление образовательным учреждением осуществляется на уровне: а) директора; б) заместителей; в) заведующих отделениями, кафедрами, методическими объединениями. Целями административного корпуса являются: 1. Налаживание связей с учеными, обеспечивающих научную поддержку по созданию полиэтнической образовательной среды. 2. Разработка перспективного плана работы образовательного учреждения в условиях эксперимента по проблеме формирования этнокультурной компетентности учащихся. 3. Модернизация системы управления на время экспериментальной деятельности. 4. Создание системы переподготовки и повышения квалификации педагогов с учетом направленности инновационной деятельности, а именно рост уровня компетентности в области этнокультур и межэтнического взаимодействия, способность реализовать задачи полиэтнического образования. 5. Обеспечение экономической, материально-технической и научно-методической базы, способствующей реализации цели полиэтнического образования. 6. Поддержание у педагогического коллектива мотивации на всех этапах работы.

Уровень педагогического коллектива подразделяется на подуровни: а) педагоги; б) специалисты служб (например, социальный педагог, педагог-психолог, логопед и др.); в) педагоги дополнительного образования. Цель на уровне педагогов и специалистов подразделяется на следующие подцели: 1. Изучение научной, педагогической, психологической, этнологической, культурологической и другой литературы, передового педагогического опыта по проблеме полиэтнического образования. 2. Разработка и реализация спецкурсов, авторских проектов, технологий, программ, конспектов занятий и др. мероприятий по проблеме формирования этнокультурной компетентности учащихся. 3. Поиск, разработка и внедрение форм, методов и приемов, способствующих эффективному формированию этнокультурной компетентности учащихся.

Таким образом выстраивается «дерево целей». Основание «дерева» -главная цель. Узлы ветвящейся структуры - подцели подуровней. Содержание главной цели развернуто в иерархическую структуру подцелей и подуровней.

То есть происходит дробление представленных уровней и целей на вторые, третьи, четвертые и нижестоящие уровни и цели, которые будут определять более конкретные задачи конкретной программы процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся. Главное, чтобы цели освоения частных целей всегда были согласованы с общей целью и другими частными целями. РІньїми словами цели должны быть интегрированными, «въезжать в поле» друг друга. Построение «дерева целей» заканчивается, когда невозможно продолжать расчленение целей, и начинается перечисление мероприятий по достижению целей. Итак, целевой компонент выступает системообразующим фактором, задающим требования организации деятельности образовательного учреждения, его управлению, отбору содержания, форм и методов формирования этнокультурной компетентности учащихся и объединяющих их в целостное единство.

Теперь рассмотрим, какие изменения были произведены в организационном аспекте образовательных учреждений Ставропольского края, работающих в инновационном режиме по проблеме формирования этнокультурной компетентности учащихся.

Организационный компонент представляет собой управленческую деятельность по формированию и регулированию определенной структуры организационных взаимодействий посредством совокупности способов, средства взаимодействий, необходимых для эффективного достижения целей. С учетом организации в образовательных учреждениях опытно-экспериментальной деятельности по проблеме формирования этнокультурной компетентности учащихся были внесены коррективы в структуру управления образовательным учреждением. При этом, в ходе организации опытно-экспериментальной деятельности мы опирались на работы таких ученых, исследователей, как В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. П. Сергеева, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и др. [112; 219; 280; 316; 319; 320; 321], занимающихся вопросами управления образовательными учреждениями, работающих в режиме развития.

Организация в системе управления направлена на формирование управляющей и управляемой подсистем, определение прав и полномочий каждого звена управления. В нашей работе управление образовательным учреждением конструировалось по матричной структуре, то есть участники педагогического процесса объединились в группы (подсистемы) для внедрения инновационного проекта, составляющего программу развития образовательного учреждения в рамках единой концепции. Главная особенность матричной структуры заключается в сочетании вертикальных линейных и функциональных связей управления с горизонтальными. Данная структура ускоряет принятие решений и повышает ответственность за их результаты, обладает значительной гибкостью, так как упрощает перераспределение сотрудников образовательного учреждения для выполнения необходимых мероприятий. На время опытно-экспериментальной деятельности образовательного учреждения было создано две подструктуры: 1) научно-методический совет; 2) проектные группы (или творческие группы).

Матричная структура управления образовательным учреждением представлена на схеме 3. Матричная структура построена на тесном взаимодействии линейно-функционального и проектного управления. Как видно из схемы на постоянную структуру накладываются временные целевые структуры. Постоянные элементы - это научно-методический совет, кафедры, методические объединения и т.д. Новый элемент - формирование временных проектных групп для решения конкретных проблем. Эти группы создаются руководителями проектов, которые имеют право привлекать в них специалистов с разных подразделении, в том числе выходить на межведомственное сотрудничество.

Похожие диссертации на Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде