Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий Нестеров Денис Владимирович

Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий
<
Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нестеров Денис Владимирович. Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ярославль, 2003 185 c. РГБ ОД, 61:03-13/1362-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально-педагогические основы процесса формирования кросс-культурной грамотности и роль новых технологий в этом процессе 21-83

1.1 Основополагающие принципы и цели новой философии образования 21-33

1.2 Глобальное образование как средство гуманизации школы 34-47

1.3 Сущность и особенности процесса формирования кросс- культурной грамотности 48-62

1.4 Роль новых компьютерных технологий в процессе формирования кросс-культурной грамотности 63-83

ГЛАВА 2. Содержание процесса формирования кросс- культурной грамотности с помощью новых технологий 84-143

2.1 Формирование кросс-культурной грамотности во внеклассной работе по английскому языку 84-100

2.2 Методы и формы воспитания кросс-культурной грамотности 101-111

2.3 Критерии и методы оценки эффективности формирования кросс-культурной грамотности 112-123

2.4 Программа внеклассной работы по формированию кросс-культурной грамотности с применением новых телекоммуникационных технологий 124-143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144-156

ЛИТЕРАТУРА 157-173

ПРИЛОЖЕНИЯ 174-185

Введение к работе

В период интеграции России в мировое сообщество, в условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, а также усиления влияния глобальных проблем современного мира на всё человечество, перед педагогической наукой и практикой остро встала проблема воспитания глобально ориентированной личности. Одной из составляющих данной характеристики личности является кросс-культурная грамотность.

Содержанием данного компонента является воспитание интереса и уважения к культурам разных народов нашей планеты. Следствием этого является не только открытость разным культурам, умение вести «диалог культур», но и формирование национального самосознания. Таким образом, обеспечивается соответствие международным стандартам образования и происходит адекватное и естественное развитие нации в условиях современного мира.

Проблема формирования кросс-культурной грамотности приобретает в настоящий момент особую социальную значимость. Это вызвано такими процессами в обществе, как интеграция нашей страны в мировое сообщество, открытие границ, политические и социальные изменения в России, изменение в отношении к зарубежной культуре, культурные обмены и возрастание роли иностранного языка в жизни современного российского общества. Эти изменения должны найти отражение и в системе образования: как в обучении, так и в воспитании [27].

Наши ученики входят в мир с новыми реалиями, экономическими отношениями и духовными ценностями. Происходит утверждение новой мировоззренческой парадигмы- новой духовности, нового взгляда на мир, на общество и на место человека в нём. Под влиянием социальной трансформации общества. В процессе изменения его

политической и экономической организации, бурного процесса взаимовлияния наций, накопления опыта межнационального общения идёт трудный процесс «узнавания» народами друг друга. Обществу будущего потребуются люди умеющие мыслить и действовать глобально и творчески, умеющие налаживать международные контакты, сотрудничать, а не соперничать с партнёрами, обладающие высоким уровнем социокультурной компетенции, с развитыми чувствами эмпатии, трансспекции, толерантности, умеющие позитивно разрешать конфликтные ситуации, владеющие высокой коммуникативной культурой. Все эти качества несомненно являются залогом для налаживания «диалога культур».

Воспитание людей, обладающих вышеупомянутыми качествами, является одной из важнейших задач современного образования. Глобальное образование может стать ответом в решении задач воспитания человека нового типа, который должен жить в гармонии с окружающим миром и самим собой. В основном идеи глобального образования нашли отклик в практике зарубежных школ, но в последнее время постоянно увеличивается число пилотных школ в России, в учебной деятельности которых также нашли отражение идеи глобального образования. Многие педагоги интересуются проблемой формирования кросс-культурной грамотности, так как она является залогом взаимопонимания разных народов на межкультурном уровне. Эта составляющая является неотъемлемым компонентом глобально ориентированной личности, воспитание которой и является целью глобального образования [42]. Именно поэтому для понимания сути проблемы формирования кросс-культурной грамотности и механизмов её воспитания мы обратились к работам, непосредственно затрагивающим различные аспекты концепции глобального образования, а также к работам по проблеме гуманизации воспитательного процесса.

Вопросы идеологии развития концепции глобального образования и её связи с глобальными проблемами современности рассматриваются в работах ряда зарубежных учёных: L.F. Anderson, S. Arnold, J. Becker, A. Cooper, R.E. Freeman, M.E. Gilliom, P. Hoffman, W.W. Kniep, T.F. Kirkwood, S.L. Lamy.

На необходимость реорганизации образования в глобальном аспекте указывается в работах С. Лейми, М. Гийома, Л. Андерсона, Я.Такера. С данными взглядами американских педагогов перекликаются воззрения русских учёных-мыслителей начала века в философских и педагогических трудах (B.C. Соловьёв, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский, К.Э. Циолковский, Д.А. Андреев, В. Вернадский, К.Н. Вентцель, П.Ф. Лесгафт, В.Н. Сорока-Росинский, Н.А. Бердяев).

Глобальным проблемам современности и их отражению в образовании посвящены работы современных российских исследователей (А.Г. Асмолова, Ю.В. Гладкого, Р.А. Зобова, Ю.Н.Кулюткина, СБ. Лаврова, Н.Н. Моисеева, И.Ю. Алексашиной). В этих работах явно прослеживается связь идей глобального образования с процессами гуманизации современного российского образования.

Разным подходам к построению глобально ориентированных программ для школы посвящены работы У. Книпа, Я.М. Колкера, А.П. Лиферова, И.Ю. Алексашиной, СВ. Тарасова.

Глубоко обоснованный анализ феномена кросс-культурной грамотности и его социологический аспект даны в работах Р. Хенви, которые могут являться основой для проведения исследований в данной области в разных направлениях [124].

Теоретическим аспектам проблемы формирования кросс-культурной грамотности также уделяется внимание в работах У.Книпа, С. Лейми, Д. Лернера, Я. Такера, Р. Сингха и других

зарубежных авторов в связи с проблемой формирования глобально ориентированной личности.

Учитывая тот факт, что кросс-культурная грамотность является залогом межнационального общения, нас также интересовал вопрос о гармонии национального и интернационального в воспитании личности, который рассматривается в работах Х.Х. Галимова, Р.Т.Гарданова, Г.Д. Гачева, М.И. Куранова, Д.С. Лихачёва, А.Д.Солдатенкова, B.C. Соловьёва и др.

Проблема развития личности проанализирована в

общетеоретическом и методологическом аспектах в трудах отечественных психологов: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна. Исследования российских психологов подтверждают особо ценный вывод С.Л.Рубинштейна о возможности развития личности в разнообразных видах деятельности и дают всесторонний анализ феномена «деятельность», являющегося важным условием и предпосылкой воспитания и развития личности [93].

Каждый вид деятельности требует владения рядом умений, необходимых для того или иного предмета. Однако, существуют умения и навыки, которые можно формировать в любом виде деятельности, а затем применять в новой ситуации. Это-коммуникативные умения, универсальные интеллектуальные умения (сравнивать, выделять общее и различное, узнавать, делать выводы и

ДР-)

Благодаря педагогически грамотной организации глобально

ориентированной деятельности, школьники также приобретают

умения и навыки глобального характера и глобально

ориентированные качества личности. О классификации умений и

характеристике данных качеств личности в своих трудах рассуждают

С. Лейми, Д. Лернер, М. Маруяма, Р. Хенви.

Задачи современной школы в плане восстановления её этнокультурных и этносоциальных функций неразрывно связаны с формированием национального самосознания на основе национальной культуры и открытости другим культурам. Проблема национального самосознания исследуется в работах А.Г. Анаева, Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробитева, В.И. Козлова, Г.В. Старовойтовой. Важная роль народной педагогики и народных традиций в этом процессе освещена в работах В.Ф. Афанасьева, Г.Н. Волкова, З.Г.Нигматова, Ф.Ф. Харисова. К.Д. Ушинский высоко оценивал роль народных традиций, обычаев в воспитательном процессе школы [120].

Вопросы использования зарубежной культуры с целью воспитания у школьников положительного отношения к другим народам, о приобщении учащихся к духу народа другой страны, возрождении интереса к культурам разных стран поднимался в работах Л.И.Агафоновой, Е.А. Ленской, Л.П. Московиной, Г.С. Сухобской.

Обеспечение международного стандарта образования как гаранта
современного цивилизованного развития нации требует от школы
включения культурологических аспектов как в содержание обучения,
так и в содержание воспитательного процесса. Особую роль в этом
играют иностранные языки, так как они являются средством
межкультурного общения. Вопрос о включении

лингвострановедческого содержания (национального культурного компонента) как в учебную, так и во внеклассную работу по английскому языку рассматривается в работах И.Л. Бим, И.Н.Верещагина, Б.А. Лапидуса, Е.А. Ленской, З.Н. Никитенко, Е.Г.Обеременко, О.М. Осияновой, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, Г.Д.Томахина. Фундаментальный вклад в разработку теории данного вопроса внесли Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, которые рассматривают лингвострановедение как культуроведение,

способствующее эффективному общению с носителями иной культуры.

Вопросы о способах презентации культурологической информации также рассматриваются в работах российских учёных (Л.И.Агафонова, Ж.Л. Витлин, Г.С. Сухобская). В этих работах делается акцент на общечеловеческие ценности, идеи гуманизма, на сравнение отечественной и зарубежных культур с целью признания большого вклада в мировую цивилизацию разных народов.

Многие педагоги признают важность наличия у школьников кросс-культурной грамотности, но специфика её формирования не стала предметом специального исследования. Вставшие перед системой образования вопросы можно решить по-разному. Можно пересмотреть содержание обучения и развивать глобально-ориентированную личность в процессе урочной работы. Можно идти другим путём- пересмотреть содержание внеклассной работы и подчинить её решению выше перечисленных проблем. Разные учебные заведения выбирают разные пути с учётом своих возможностей. В настоящее время появились новые типы школ, такие как лицеи, гимназии и т.п. Они также ищут свои пути и способы эффективной организации учебно-воспитательного процесса, которые бы позволили формировать личность, способную реализовать себя в новом обществе [38].

Иностранный язык обладает неисчерпаемым потенциалом по формированию кросс-культурной грамотности [46]. Осуществлять работу по формированию кросс-культурной грамотности можно как в учебной, так и во внеклассной работе по английскому языку. Однако, мы считаем, что в нашем случае одной учебной работы явно недостаточно. Воспитательные возможности внеклассной работы по английскому языку гораздо шире в силу её меньшей регламентации и свободы творческого выбора преподавателем её содержания, форм и

методов. Внеклассная работа позволяет не только расширить и углубить знания школьников по предмету, но и формировать личность по разным направлениям, в том числе и в плане кросс-культурной грамотности. Приобщение детей к иной культуре во всём её многообразии, осознание своей национальной принадлежности (национальное самосознание) через сравнение родной и иностранной культуры возможно на более высоком уровне во внеклассной работе по английскому языку при условии её рациональной организации. Поэтому наше внимание было сосредоточено на внеклассной работе по английскому языку, как на обладающей потенциальными возможностями в плане формирования кросс-культурной грамотности. На наш взгляд, такая работа является благодатным полем для решения данной задачи. Она изначально обладает особенностями, способствующими формированию кросс-культурной грамотности.

В работах Л.К. Балясной, Т.Н. Калевич, Э.Г. Костяшкина рассматриваются вопросы содержания внеклассной работы как совокупности разнообразных занятий, которые можно объединить в определённые группы:

потребление духовных ценностей (чтение, мероприятия познавательного характера, просмотр кинофильмов, телепередач, посещение театров и т.п.);

общественно-полезная деятельность (трудовые десанты, производительный труд и т.п.);

активный отдых (игры, развлечения на открытом воздухе, прогулки, туризм, спорт).

Именно в такой совокупности видов, внеклассная работа расширяет общение школьников с окружающим миром, друг с другом, содействует обогащению их знаний, приобретению опыта

творческого осуществления любой деятельности и опыта совместной деятельности.

Мы не случайно решили исследовать роль компьютера в процессе формирования кросс-культурной грамотности. Последние десятилетия, существенно изменившие лицо мирового сообщества, во многом прошли под знаком компьютерной революции. Быстро нарастающее проникновение компьютерных средств во все формы образования, на все уровни его системы в обществе - от начальной школы (или даже дошкольных учреждений) до университетов и академий- стало уже общеизвестным. Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название интернет, что буквально означает «международная сеть» (англ. international net). Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приёмов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся [97].

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильяме и К. Макли в своей статье «Компьютеры в школе» пишут: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может «дружелюбно» общаться с пользователем и в какие-то моменты «поддерживать» его,

однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания» [15, с. 55]. В качестве второго аргумента в пользу применения ЭВМ в процессе обучения можно привести следующую цитату: «...возможно использование компьютера для диагностики знаний школьников и проверки их готовности к изучению материала курса. По результатам обработки статистических данных, которые при этом собираются и накапливаются в памяти компьютера, может быть подготовлена вся необходимая информация об ученике» [33, с. 17]. В статье Н. Ю.Ротмистрова «Мультимедиа в образовании» анализируются факторы и результаты компьютеризации школьного обучения по целому ряду направлений. По опубликованным данным «опыт нескольких лет применения мультимедийного образования в средних американских школах показал:

количество учащихся, с первого раза сдающих устные экзамены, удвоилось, а сдающих письменные - увеличилось в 6 раз;

число ошибок в чтении у детей снизилось на 20 - 65 %;

число прогулов занятий сократилось вдвое;

до 2 % сократилось число бросивших школу (против 27% в среднем по стране)» [92, с. 41].

Авторами же негативных откликов по данной проблематике являются педагоги явно не знающие возможностей ЭВМ, вследствие чего они не решаются использовать новые технологии; более того применение компьютеров требует серьезных изменений в вузовских программах и программах курсов переподготовки.

Каждый, кто работал с ПК, знает, что стандартные формы представления информации на экране - текстовая и графическая. Они позволяют использовать ПК в качестве вспомогательного средства обучения. При использовании только этих форм за пределами возможностей компьютера остается представление информации в человеко-ориентированной форме (аудио- и видеоинформация, анимация, высококачественные статические изображения), а так же интерактивность, т. е. возможность обучаемого вмешиваться в процесс обучения (задавать вопросы, осуществлять самоконтроль, получать более детальные пояснения по неясным местам учебного материала). А ведь именно эти возможности лежат в основе процесса обучения. Компьютер- превосходное вспомогательное звено образовательного процесса, хранилище больших объемов справочной информации, которыми учитель и ученик всегда могут воспользоваться в удобной форме. Однако компьютерный бум, который охватил планету за последние десять лет, породил новые компьютерные технологии, позволившие вплотную подойти к превращению компьютера в мощное средства образования, в котором смоделированы все аспекты процесса обучения- от методических до презентационных.

Новые компьютерные технологии, позволяющие качественно поднять презентационные возможности компьютера и интерактивность процесса общения с ним, стали называться средствами мультимедиа (multimedia). Обычно под этим понимают совокупность программных и аппаратных средств, которые обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает её сразу несколькими органами чувств, как это происходит в жизни [77]. В настоящее время в мире создана система программных продуктов и компьютерного оборудования,

позволяющая реализовать на ПК параллельное представление аудио-и видеоинформации в интерактивном режиме, выпущено несколько тысяч готовых для использования мультимедийных программ. Следующим шагом в развитии компьютерных технологий явилось появление сети интернет, позволяющих не только интеракцию человека с компьютером, но и человека с человеком с помощью компьютера, обеспечивая таким образом истинную коммуникацию и обмен подлинной информацией, что является основополагающим звеном в изучении иностранных языков и, в частности, в овладении межъязыковой компетенцией.

Теоретическая база исследования разработана на основе изучения и анализа философской, педагогической, психологической, лингвистической, методической и специальной литературы нового поколения по проблеме. Однако, анализ литературы показал, что исследования по формированию кросс-культурной грамотности только разворачиваются. Ещё практически не исследована роль новых технологий в этом процессе. Также не исследованы роль внеклассной работы для решения проблемы формирования кросс-культурной грамотности, уровни и критерии сформированности кросс-культурной грамотности школьников, роль и функции педагогов в данном процессе. В свете изучения проблемы формирования кросс-культурной грамотности с помощью компьютера был обнаружен ряд противоречий:

между необходимостью формирования кросс-культурной грамотности и устаревшими, традиционными подходами к организации такой работы;

между потребностью школьной практики в новых формах, методах, видах, приёмах формирования кросс-культурной грамотности и теоретической неразработанностью данной проблемы;

между возрастанием роли гуманистически ориентированных отношений между разными субъектами воспитательного процесса, основанных на проявлении таких качеств личности как-толерантность, эмпатия, сотрудничество, коммуникативная культура и традиционным авторитарным подходом в воспитании;

между широкими потенциальными возможностями новых телекоммуникационных технологий в деле формирования кросс-культурной грамотности и слабым воплощением этих возможностей в наших школах;

Таким образом, перед педагогической наукой и практикой остро
встала проблема: каким образом обеспечить формирование кросс-
культурной грамотности школьников на основе реализации
ПК компьютерных технологий? Слабая изученность данной проблемы и

острая необходимость её решения в условиях существующей социокультурной ситуации определили актуальность темы нашего исследования «Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий».

Цель исследования. Выявить и научно обосновать педагогические
условия формирования кросс-культурной грамотности школьников с
помощью компьютера.
w Объект исследования. Процесс формирования кросс-культурной

грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий.

Предмет исследования. Педагогические условия эффективности формирования кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий.

Задачи исследования:

- определить сущность, структурные компоненты, критерии и
Ф показатели сформированности кросс-культурной грамотности

учащихся;

- выявить преимущества и недостатки компьютера как средства
формирования кросс-культурной грамотности;

- выявить педагогические условия эффективности процесса
формирования кросс-культурной грамотности на основе реализации
компьютерных технологий.

Гипотеза исследования. Процесс формирования кросс-культурной грамотности будет эффективен, если:

- использовать внеклассную работу по иностранному языку как
основу для формирования кросс-культурной грамотности (включение
в содержание внеклассной работы по английскому языку
лингвострановедческого комментария, подчинённого общей цели-
формированию кросс-культурной грамотности);

Щ - использовать воспитательные возможности компьютерных

технологий в плане формирования кросс-культурной грамотности (ориентация на овладение культурным наследием в активных формах проведения занятий с использованием новых технологий, способствующих воспитанию глобально-ориентированных качеств личности);

он будет основан на обучении лингвострановедческой компетенции (доминирующий познавательный интерес к культуре и

w народу-носителю языка, акцент на сравнение двух и более культур).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: Концепция глобального образования (М. Гийом, У. Книп, С.Лейми, Д. Лернер, Я. Такер), теория формирования личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубенштейн), педагогика сотрудническтва, деятельностная теория развития личности (Н.И.Блинов, Л.П. Буева, А.Г. Иванова), лингвострановедческая теория обучения иноязычному общению (Е.М. Верещагин,

ф В.Г.Костомаров, Е.И. Пассов, Г.Д. Томахин). В нашем исследовании

мы также опирались на теоретические обобщения по вопросам

сущности кросс-культурной граотности (Р. Хенви) и по вопросам классификации глобально-ориентированных качеств личности (С.Лейми), на особенности воспитательной работы в современных условиях (О.С. Газман, И.П. Иванов, Н.Д. Шилова), на теоретические работы по гуманизации воспитания (Л.В. Байбородова, А.А. Бодалев, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, М.И. Рожков).

Для решения задач исследования и проверки гипотезы применялся комплекс научно-исследовательских методов: теоретический анализ работ классиков педагогической мысли, трудов российских психологов, педагогов и философов, касающихся проблемы исследования, а также других источников, в которых рассматриваются вопросы, связанные с формированием кросс-культурной грамотности и ролью новых компьютерных технологий в этом процессе, анализ организации работы по английскому языку как средства формирования личности. Также применялись эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы с учителями английского языка и преподавателями других предметов, школьниками и родителями, диагностика, опытно-экспериментальная работа, анализ хода и результатов эксперимента, метод педагогических ситуаций).

Ведущим методом является опытно-экспериментальная работа в школе по формированию кросс-культурной грамотности с помощью новых компьютерных технологий.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: средняя общеобразовательная школа № 25 г. Ярославля, Monterey Bay High School (Калифорния, США), а также гимназия № 63 и школа № 4 с углублённым изучением иностранных языков.

Исследование проводилось с 1999-2002 г. и имело несколько этапов, представляющих собой взаимосвязанные теоретическую и практическую части.

Основные этапы и организация исследования.

На I этапе (1999-2000) была проанализирована научная и научно-методическая литература по проблеме воспитания в общеобразовательной школе. При этом были определены концептуальные подходы к воспитанию нового типа личности и условий её формирования.

На II этапе (2000-2001) произошла конкретизация темы в её прикладном назначении под названием «Компьютерные технологии формирования кросс-культурной грамотности школьников», была выдвинута гипотеза, проанализирована философская, педагогическая и методическая литература по проблеме формирования кросс-культурной грамотности школьников. Также велись эпизодические наблюдения за учащимися, изучался опыт внеклассной работы учителей разных школ.

На III этапе (2001-2002) было организовано изучение уровня кросс-культурной грамотности школьников в обычных и экспериментальных классах. Для этого применялись разнообразные методы (анкеты, устные опросы, интервью) и анализировались полученные данные, что позволило составить представление об уровне кросс-культурной грамотности учеников. Это позволило скорректировать содержание, методы и формы внеклассной работы по английскому языку, которые были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы. На этом этапе также проводилась систематизация и обобщение материала, проверка результатов опытной работы, которые были представлены в публикациях и на научно-практических конференциях.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

состоит в том, что в нём:

теоретически обоснована необходимость применения компьютерных технологий для повышения кросс-культурной грамотности школьников;

- выявлены сущность и содержание данного процесса;

- теоретически обоснованы и экспериментально подтверждены
педагогические условия ориентации студентов на ценности культуры
страны изучаемого языка;

- раскрыты примерное содержание и воспитательные возможности
внеклассной работы по иностранному языку (с использованием новых
технологий) как пути формирования кросс-культурной грамотности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нём предлагается глобально ориентированная программа внеклассной работы по английскому языку с использованием новых технологий; разработаны примерное содержание и различные формы внеклассной работы по английскому языку, способствующие воспитанию глобально ориентированной личности, которые могут использоваться учителями обычной общеобразовательной школы. Обоснованные и апробированные в ходе опытной работы теоретические выводы и практические рекомендации могут быть также использованы в дальнейшей разработке проблемы формирования кросс-культурной грамотности.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Примерное содержание внеклассной работы, направленное на формирование кросс-культурной грамотности (включение в содержание внеклассной работы по английскому языку лингвострановедческого комментария, подчинённого общей цели-формированию кросс-культурной грамотности);

  1. Воспитательные возможности внеклассной работы по английскому языку с использованием компьютера в плане формирования кросс-культурной грамотности (ориентация на овладение культурным наследием в активных формах проведения внеклассных занятий с использованием новых технологий, способствующих воспитанию глобально-ориентированных качеств личности);

  2. Основные педагогические условия повышения эффективности процесса формирования кросс-культурной грамотности (доминирующий познавательный интерес к культуре и народу-носителю языка, акцент на сравнение двух и более культур, опора на национальное самосознание, кросс-культурная грамотность педагога-воспитателя);

  3. Результаты формирования и критерии сформированности кросс-культурной грамотности (общение школьников в процессе внеклассной работы (с использованием компьютерных технологий), основанное на лингвострановедческой компетенции; поведение, поступки, высказывания учеников, продукты их творческой деятельности, показывающие наличие комплекса глобально-ориентированных умений и качеств личности, демонстрация положительного отношения к культуре и людям в целом; уровни кросс-культурной грамотности.

Личный вклад автора заключается в разработке концепции и программы исследования, организации опытно-экспериментальной работы, разработке программы программы внеклассной работы по английскому языку сиспользованием компеьютерных технологий, направленной на формирование кросс-культурной грамоности школьников.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования
обсуждались на городских, районных и региональных

международных научно-практических конференциях, а также на вузовских конференциях. Апробация осуществлялась также путём публикации статей и тезисов по теме исследования.

Достоверность проведённого исследования подтверждается применением комплекса взаимопроверяющих эмпирических и теоретических методов изучения проблемы, целенаправленным анализом педпрактики, практической работой автора, а также результатами опытно-экспериментальной работы, выразившимися в готовности учащихся понять и принять ценности иной культуры и положительном отношении к данной культуре и её носителям, включая резкое повышение интереса к стране в целом, а также интерес к родной культуре в зеркале иноязычной культуры.

Основные положения, выводы и рекомендации диссертанта имеющие теоретическое и практическое значение, содержаться в публикациях.

Внедрение результатов исследования осуществлялось на разных уровнях: в процессе работы с учителями английского языка, с завучами учебных заведений; в виде методических рекомендаций по проблеме; в процессе внедрения в СШ № 25 г. Ярославля и Monterey Bay High School (Калифорния). Методика формирования кросс-культурной грамотности на основе реализации компьютерных технологий используется при обучении студентов на факультете иностранных языков и в рамках программы по повышению квалификации преподавателей.

Основополагающие принципы и цели новой философии образования

История школы свидетельствует о том, что смена образовательной парадигмы происходит в момент эпохальных социо-культурных сдвигов, стимулируя и определяя становление нового общественного сознания, нового типа культуры, научного мышления. При этом интенсивность социо-культурных перемен напрямую зависит от того, насколько мобильна, способна к реформации система образования в соответствии с меняющимися представлениями личности об образованности. По определению А.П. Валицкой «современный образованный человек - личность созидательного типа, способная к культуротворчеству, строительству собственной жизни, среды обитания и общения, к целеосмысленному общественному труду. Основное условие жизнедеятельности такой личности - наличие в её сознании целостной современной картины мира и человека в нём, которая предполагает установление закономерных связей человека с мирозданием: природой, культурой, обществом, государством, другими людьми» [12, с. 15]. Динамичные демократические преобразования 90-х повлекли за собой такие изменения в сфере образования, что теперь можно уже говорить о новой философии образования. В её рамках появились основополагающие принципы развития российской школы. Важнейшее место среди них принадлежит принципу всемирной гуманизации отечественного образования. Основные факторы гуманизации образования (дифференциация и демократизация) имеют целью поворот к человеку, личности и духовным ценностям. Традиционные методы обучения сегодня не являются такими эффективными, как прежде, и думается, что это во многом связано с информатизацией общества. Получение практических знаний уже не имеет первостепенного значения, поскольку для поиска знаний можно обратиться к справочной литературе и другим, все более доступным источникам информации. Учитель перестает быть единственным носителем истины. Репродуктивные методы обучения не всегда сопровождаются развитием способностей учащихся, и, более того, подчас школа формирует такие качества, как пассивность, потребительское отношение к процессам познания, несамостоятельность, готовность работать в основном по заранее заданным алгоритмам, неумение и нежелание, а может быть, и страх проявлять свою инициативу и выражать свое собственное мнение. Потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными, что ведёт к подавлению личности и необъективной самооценке. Сегодня же совершается переход от репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство и стабильность имеющихся общественных отношений, к продуктивной, гуманистической, культуро-ориентированной школе. Мировая культура- непрерывный созидательный процесс приобретения человечеством духовного, практического опыта, трансляции знаний и традиций, их развития и обогащения творческими усилиями поколений. Культура осуществляется в конкретных этно-национальных исторических формах, которые различаются картинами мира, т.е. представлениями о бытии, о законах мироздания, земной природы и социума, о (% сущности человека в его отношениях к Богу, миру и самому себе.

Содержание этих представлений определяет лик цивилизации, формулируется наукой, философией, искусством, выступает в образах культуры, в типах ролевого поведения, в индивидуальных человеческих судьбах. Школа будущего, в отличие от традиционных учебных заведений, исполняющих социальный заказ на выпускника, адаптированного к идеологическим установкам государства, к потребностям рынка и производства, даст своему воспитаннику понимание современной социо-культурной ситуации, формируя способность адекватно ориентироваться в ней, достойно действовать, совершая сознательный, свободный и ответственный выбор своей жизненной позиции и способов самореализации [16].

Для достижения этой цели необходимо предоставить ученику рассмотреть ту или иную проблему во всей ее многогранности, со множеством существующих мнений, что в последние годы стало возможным при помощи новых технологий, и в частности интернета-постоянно обновляющегося океана информации, собранной со всех концов земного шара. Это целый мир, где царит полнейшая демократия- каждый волен ссылаться в аргументации на более ему симпатизирующие мнения, и высказывать свое собственное. От традиционных технических средств обучения интернет отличается особой направленностью: не столько на развитие конкретных навыков (в курсе иностранного языка, например, это может быть письмо, говорение, чтение, аудирование, перевод), сколько на получение общего представления о мире с дальнейшей целью формирования своей собственной целостной картины мира, овладение базовыми навыками работы с огромным объемом информации, психологическую и языковую подготовку к общению, на родном языке равно как и на иностранном.

Сущность и особенности процесса формирования кросс- культурной грамотности

В широком смысле слово кросс-культурная грамотность обозначает способность понимать различия в идеях, обычаях и традициях разных народов, способность увидеть общее и различное между разными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами представителей других народов [151].

Процесс формирования кросс-культурной грамотности чрезвычайно сложен и состоит из множества компонентов (Приложение № 11).

Первым шагом на этом пути может стать осознание учениками того факта, что другие люди могут не разделять их взглядов на мир. Для достижения этой цели учитель должен постараться научить учеников видеть мир глазами других людей; воспитать в них терпимость к различным привычкам, вкусам и взглядам; научить школьников находить общий язык с разными людьми, в том числе из разных стран и других национальностей.

Не менее важным является научиться понимать и принимать различия в обычаях и культурных традициях других народов. Учащиеся должны научиться воспринимать людей разных национальностей такими, какие они есть.

Если человек готов принять или хотя бы понять основные положения чужой культуры, то, таким образом, он получает возможность нормального общения с представителями иных культур на основе взаимного уважения.

Чтобы решить проблему принятия чужой культуры учитель должен стимулировать интерес к языку и культуре других народов, поощрять уважение к представителям других национальностей и их культуре. Так же необходимо вести сравнение различных культур. Мы считаем, что важно воспитывать учеников с сознанием того, что все люди на планете, не смотря на различия, имеют право на существование. Это и является основой для формирования кросс-культурной грамотности.

Мы должны помнить о том, что гораздо проще просто получить информацию о других культурах, чем постараться понять и принять их. Это и является основным недостатком наших школ. Учителя зачастую пытаются дать лишь некоторые факты из жизни представителей других стран, оставляя тем самым важные особенности чужих культур непознанными. Ученики получают лишь поверхностную информацию, что и ведёт к непониманию и неприятию других культур.

Конечно же, мы понимаем, что из-за нехватки времени не всегда возможно глубокое знакомство школьников с культурами других народов, но даже в этой ситуации учитель может знакомить учеников с культурными особенностями разных народов нашей планеты. Учитель также может научить школьников видеть мир глазами других людей, помочь им понять, что другие люди могут оценивать события по-другому. Воспитание терпимости к людям, не разделяющим ваших убеждений и взглядов, помогает лучше понять своё место в мире и свою культуру, воспитать национальное самосознание и самоуважение.

Не будем также забывать и о том, что в мире существуют различные системы культурных ценностей. То что хорошо для одной системы может быть абсолютно неприемлемо для другой. В связи с этим любой здравомыслящий человек должен понимать как социальный статус человека, его расовая и этническая принадлежность влияют на его мировоззрение и взаимоотношения с другими людьми. Человек должен не только сопоставлять различные культуры, но и понимать как развитие общества зависит от географического положения страны и других особенностей. Учитель должен обратить особое внимание на разъяснение разницы между патриотизмом и шовинизмом.

Аспект, отражающий культуру страны изучаемого языка получил термин «лингвострановедение». К сожалению, в нашей стране долгое время оставался в тени вопрос применения страноведческого комментария для ознакомления учащихся с культурой страны изучаемого языка.

Мы считаем, что предметом лингвострановедения является специальный однородной языковой материал, отражающий культуру.

Методисты включают в содержание обучения тексты, дающие информацию о стране изучаемого языка, элементы языковой , культуры разных народов и страноведческие сведения, необходимые для конкретных ситуаций общения [84]. Все авторы сходятся в том, что внимание школьников необходимо привлекать к страноведческому значению невербальных языков, т.е. коммуникативных жестов, поз и т.д.

Не будем забывать и о постоянном росте роли иностранного языка в жизни человека. Мы должны постараться сохранить и умножить богатое наследие в виде языкового и культурного многообразия, как источника взаимного обогащения.

Формирование кросс-культурной грамотности во внеклассной работе по английскому языку

Внеклассная работа по предмету, как структурный компонент всей системы образования, её рациональная организация имеют неоценимое значение для развития личности. Особое значение она приобретает на современном этапе развития школы, когда идёт процесс появления, развития и становления так называемых альтернативных школ-лицеев, колледжей, где имеются дополнительные возможности для более эффективного формирования личности как на уроках, так и при проведении внеклассной работы. В связи с появлением новых типов школ сущность, назначение и место внеклассной работы, принципы её организации и руководства координально меняются.

Традиционные подходы к внеклассной работе определяют её как органический элемент всей системы обучения и воспитания. По устоявшемуся определению внеклассной работой называются воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время [48]. Однако следует учитывать, что внеклассная работа - это ёмкое и неоднозначное понятие. Оно может быть представлено разными, неоднородными по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятиями и мероприятиями. Одни мероприятия основаны на детском самоуправлении, другие проводятся под руководством учителя. Именно поэтому возникло разграничение таких понятий, как «внеучебная» и «внеурочная» работа». Продолжением учебного процесса является внеурочная работа, которая по целям, содержани и формам отличается от работы на уроке, и, как правило, планируется и проводится учителем-предметником с целью углубления и расширения знаний учеников в той или иной сфере.

Следует подчеркнуть, что внеклассная работа обладает дополнительными по отношению к процессу обучения возможностями воспитательного воздействия. Она позволяет не только расширить и углубить знания школьников, закрепить приобретённые на уроках навыки и умения, но и развивает способности детей, удовлетворяет их разнообразные интересы, воспитывает самостоятельность, организует творческую деятельность. Рациональная организация внеучебной работы может существенно дополнить учебные программы. Компенсировать те слабые места учебной деятельности, которые не дают возможности для полноценного развития школьников. Внеурочная работа, по нашему мнению, обладает большими потенциальными возможностями для формирования у школьников базовой культуры личности и воспитания качеств, лежащих в основе её социо-культурного развития. Во внеклассной работе не только удовлетворяются интересы, но и формируются способности школьников.

В процессе внеклассной работы дети вступают в разнообразные отношения друг с другом, в процессе которых складываются определённые черты характера и личностные свойства. Здесь же проявляются самостоятельность и индивидуальные особенности детей.

Содержание, формы и методы внеклассной работы менее регламентированы по сравнению с учебным процессом. Учитель имеет возможности построить внеклассную работу по предмету занимательно, удовлетворить потребности каждого ребёнка в активности, деятельности, общении со сверстниками, что не всегда удаётся в учебной работе. Внеклассная работа имеет потенциальные возможности для реализации задач образования, развития и воспитания. Учитывая принцип единства и целостности воспитательного процесса, внеклассная работа строится на связях с процессом обучения. Их неразрывность является главным условием эффективности всего учебно-воспитательного процесса. Взаимосвязь внеклассной работы и учебного процесса очевидна. Полученные в ходе внеклассной работы навыки, знания и умения дети с успехом могут применять в учебном процессе и наоборот. Содержание внеклассной работы имеет потенциальные возможности для реализации комплексного подхода к воспитанию и формированию всесторонне развитой личности.

Внеурочная работа по английскому языку становится с каждым годом всё более актуальной. Наша страна расширяет экономические, научные, политические и культурные связи со странами европейского сообщества. Наступает «звёздный час» в изучении иностранного языка. Международная ситуация требует иного подхода к изучению иностранного языка, чем это было до сих пор. Отныне применение иностранного языка не ограничивается бытовой и литературной сферами. Оно расширяется на экономическом и культурном уровне.

Важную роль играет такой фактор развития общества как интернационализация. Открытие границ ведёт к активному сотрудничеству в различных областях. Открытому обществу потребуются не только специалисты, владеющие иностранным языком, но и обладающие социо-культурной компетенцией и кросс-культурной грамотностью [52].

Похожие диссертации на Формирование кросс-культурной грамотности школьников на основе реализации компьютерных технологий