Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде Батрукова, Земфира Пачаевна

Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде
<
Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Батрукова, Земфира Пачаевна. Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Карачаевск, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Взаимодействие эстетического и художественного в искусстве народов Карачаево-Черкесии 15

1.1. Генезис формирования и развития музыкальной культуры Карачаево-Черкесии, её образовательно-воспитательный потенциал 15

1.2. Специфика проблемы национального в музыкальном искусстве 27

1.3 Синкретичность и типологизация песенного искусства народов Карачаево-Черкесии 37

1.4 Педагогические и психологические предпосылки музыкального воспитания и образования в системе традиционной культуры народов Карачаево-Черкесии 51

Глава II. Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в условиях обновления образовательной парадигмы 67

2.1. Диагностика развития музыкальной культуры подростков в общеобразовательной школе в полиэтнической среде 67

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию у подростков музыкальной культуры в полиэтнической среде... 108

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у подростков музыкальной культуры 127

Заключение 145

Библиографический список использованной литературы 150

Приложение 170

Введение к работе

Актуальность исследования. Одной из ведущих тенденций в области культуры в современном обществе является освоение музыкально-педагогического наследия российских этносов и умелое использование его в воспитании и образовании молодого поколения. Кроме того, признание музыкального искусства как одного из средств в формировании ценностного мира личности имеет еще другие основания. Во-первых, музыка направляет эмоции, мысли слушателя на определенный объект, оказывая сильное воздействие на настроение и чувства; во-вторых, она владеет неподражаемыми возможностями для познания душевного мира человека, развивает в нем чувства эмпатии, альтруизма и толерантности; в-третьих, музыкальные произведения помогают творческому осмыслению личностных, нравственно-эстетических ценностей микро- и макросоциума, которые являются важной ступенью к приобщению молодого поколения к духовному опыту человечества; в-четвертых, музыка является одним из каналов преемственности духовной культуры, через нее передаются и сохраняются социокультурные, и, в особенности, художественные воззрения, осуществляется связь между поколениями; и, наконец, в-пятых, музыка в настоящее время успешно используется в арт-терапии. Выполняя свое альтруистическое назначение, музыка посредством регуляции настроения, улучшения самочувствия, стимулирования воли к выздоровлению помогает человеку активно участвовать в лечебном процессе. Осмысление всего этого инициирует процесс формирования музыкальной культуры у молодого поколения.

Известно, что «предметы эстетического цикла располагают наибольшими возможностями в формировании эмоционально-ценностного отношения в силу самой специфики художественного образа, который выражает отношение художника к действительности с позиции определенного идеала» [210, с. 47].

Современная педагогика предлагает рассматривать музыкальное искусство как явление общественной жизни. «С одной стороны, его можно рассмат-

ривать как самостоятельную эстетическую ценность, не связанную напрямую с другими формами общественного сознания, в частности с эстетическими представлениями. ...Согласно другой точке зрения, музыкальное искусство рассматривается как выражение нравственных ценностей общества. Целями воспитания становится, говоря словами В.А. Сухомлинского, «не воспитание музыканта, а воспитание человека». Каждый из этих подходов имеет свою специфику» [210, с.46].

Феномен «музыкальная культура» и разнообразные пути ее достижения в учебно-воспитательном процессе анализируется в работах современных отечественных ученых и педагогов-практиков.

На практике наблюдаются различные подходы к задачам воспитания в детских музыкальных и общеобразовательных школах.

Различные аспекты теории и практики музыкальной культуры в формировании личности отражены в трудах М.И. Баринова, Т.Л. Беркман, Н.А. Ветлугиной, А.Я. Никитиной, Л.Н. Оборина, Г.П. Прокофьева и др.

В общеобразовательной школе музыка выступает средством развития личности учащегося, а формирование необходимых для этого навыков представляется многим педагогам задачей, осуществимой в ограниченных пределах. Проблемы музыкального воспитания, позволяющие углублять культурологические знания в области музыки, в частности, значения ассоциации, восприятия и механизма отражения ценностей окружающей среды посредством музыкального искусства рассматриваются в исследованиях Б.Ф. Астафьева, В.В. Ванслова, Ю.А. Кремлева, А.Ф. Лосева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, В.Г. Ражникова, Г.Б. Рубцовой, А.Н. Сохора и др.

Методологические основы формирования музыкальной культуры и деятельности обсуждают в своих работах Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.С. Выготский, Л.В. Горюнова, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.

Технологии формирования музыкальных способностей и творчества анализируются в исследованиях М.П. Блиновой, В.В. Богатова, Н.А. Ветлугинои, И.А. Медведовой, Г.С. Тарасова, Б.М. Теплова и др.

Психологический аспект проблемы формирования музыкальной культуры у учащихся раскрыт в трудах Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, П.М. Якобсона.

Нравственно-эстетические ценности музыкальной культуры, а также развитие эмоционально-ценностного отношения к действительности рассматриваются в исследованиях педагогов С.А. Аничкина, Н.А. Ветлугинои, И.Г. Глинской, Е.В. Квятковского, B.C. Кузина, Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, В.А. Разумного и др.

Теоретические вопросы обновления систем образования, принципиальные подходы к использованию в ней национально-культурных ценностей раскрыты в исследованиях М.Ю. Айбазовой, И.А. Арабова, Х.Х.-М. Батчаевой, В.В. Макаева, Ш.А. Мирзоева, О.Д. Мукаевой, З.Г. Нигматова, К.Б. Семенова, Л.Л. Супруновой, СБ. Узденовой, Я.И. Ханбикова, Е.Е. Хатаева, В.К. Шаповалова, И.А. Шорова и др.

Различные аспекты художественного воспитания школьников и студентов, в том числе этико-эстетические, рассматриваются в трудах исследователей Карачаево-Черкесии М.Ю. Айбазовой, М.Х. Богатыревой, А.А. Даурова, Б.Б. Кардановой, Л.А. Киваловой, Ф.К. Ортабаевой, И.Н. Реутской, А.Б. Шевцовой и др. В них достаточно глубоко раскрыты особенности национальной музыкальной культуры, музыкального творчества и их влияния на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

Так, в работе М.Х. Богатыревой исследуется формирование музыкальной культуры учащихся всех возрастных категорий национальных школ Карачаево-Черкесии в целом. Не умаляя достоинств этой работы, отметим, что в ней основной акцент сделан на песенном фольклоре карачаево-балкарского этноса, не выделена возрастная группа, в рамках которой формируется музыкальная куль-

тура, главное внимание уделено музыкальному образованию. В исследовании И.Н. Реутской раскрывается музыкально-эстетическое воспитание младших школьников. Работа А.Б. Шевцовой носит методический характер. Она использует музыкальные произведения композиторов республики в ходе занятий по развитию речи. Других диссертационных исследований, посвященных формированию у школьников республики музыкальной культуры, нами не обнаружено.

Таким образом, особенности процесса формирования музыкальной культуры у подростков общеобразовательной школы, ее историко-педагогические предпосылки развития, а также синкретичность и различие песенного искусства в фольклоре коренных национальностей республики еще не стали предметом глубокого исследования.

В теоретическом обосновании и практической реализации вопроса формирования музыкальной культуры подростков в условиях обновления образования обозначился ряд противоречий:

между разработанностью проблем культуры в современной культурологии и недостаточно глубоким теоретическим осмыслением феномена «музыкальная культура» в педагогической науке;

между возрастающей потребностью учащихся в музыкальной деятельности и реальной школьной практикой, ограничивающей их возможности, преимущественно учебно-познавательной работой;

между представившимися возможностями интегрированного изучения музыкальной педагогики народов республики и отсутствием на практике концептуального представления о необходимости создания условий для взаимообогащения музыкальных культур.

Все эти противоречия вписываются в основную проблематику общего образования, сформулированную следующим образом: совершенствование законодательства и законотворческой практики в области образования; сохранение, а во многих случаях и возрождение плодотворных отечественных тради-

ций обучения и воспитания детей, их активное внедрение в современный педагогический процесс; широкое ознакомление общественности с опытом ведущих педагогов при одновременном формировании механизмов тщательной экспертизы экстремальных методических разработок.

Вышесказанное побудило нас обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия, позволяющие совершенствовать процесс формирования у учащихся-подростков общеобразовательной школы музыкальной культуры. Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования является организация музыкальной деятельности школьников в педагогическом процессе общеобразовательной школы, а его предметом - процесс формирования музыкальной культуры учащихся на второй ступени общеобразовательной школы.

Теоретический анализ литературы и практические наблюдения позволили сформулировать гипотезу исследования: успешное формирование у подростков общеобразовательной школы музыкальной культуры в условиях обновления ее образовательных парадигм возможно, если:

процесс формирования музыкальной культуры подростков осуществляется при условии профессионального отбора и структурирования ее содержания на основе культурологического подхода;

наполнение содержания учебно-воспитательной работы происходит на основе преемственности и углубления знаний по музыке, а также взаимовлияния культурологических модулей песенного искусства народов полиэтнического региона;

применяемые формы, методы и средства приведены в соответствие со структурными компонентами музыкальной культуры и стимулируют лично-стно-деятельностный, индивидуально-творческий и диалогический подходы;

сущностная и содержательно-функциональная основы анализируемого процесса адекватны критериям формирования музыкальной культуры;

музыкальная культура признается в качестве одного из ведущих компонен-

тов базовой гуманитарной культуры личности подростка;

- будут созданы необходимые психолого-педагогические и специальные му
зыкально-эстетические условия для реализации программы формирования
музыкальной культуры подростка.

Следует также учитывать, что, как считает педагог И.Л. Пешнев, «современное образование в сфере искусства должно адаптироваться к новым реалиям, когда меняются отношения между школой, с одной стороны, и обществом, государством, родителями, учениками - с другой» [95, с. 47].

В этой связи, считает он, необходимо добиваться включения обществом в круг насущных ценностей художественного развития и художественной образованности [там же].

Задачи исследования состоят в:

выявлении реального состояния сформированности у подростков общеобразовательных школ музыкальной культуры;

теоретическом обосновании сущности и структуры процесса формирования музыкальной культуры подростков;

раскрытии историко-педагогических предпосылок формирования и развития музыкальной культуры коренных народов Карачаево-Черкесии и показе форм проявления в этом процессе явлений синкретичности, дифференциации, взаимовлияния и преемственности;

обосновании принципов отбора и структурирования содержания музыкального образования и воспитания второй ступени общеобразовательной школы, являющихся основой формирования музыкальной культуры учащихся-подростков;

разработке критериев и уровней сформированности музыкальной культуры учащихся-подростков общеобразовательной школы;

выявлении совокупности психолого-педагогических и специальных музыкально-эстетических условий формирования музыкальной культуры подростков;

- разработке и экспериментальной проверке системы формирования музыкальной культуры подростков и выявлении степени эффективности использованных в ней содержательного и технологического образования и воспитания.

Методологической основой исследования являются: диалектический метод познания, раскрывающий природу музыкальной культуры, преемственность и внутреннюю логику ее развития; положения о творческой сущности человека, о единстве и взаимосвязи национального и общечеловеческого; аксиологический и личностно-деятельностный подходы к процессу формирования личности учащихся; теории музыкально-эстетического воспитания личности.

Теоретической основой исследования явились работы, посвященные формированию общей культуры личности (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, Д.С. Лихачев и др.); теории и практике образовательного процесса (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.); формированию эстетической культуры и эстетического воспитания личности (Н.И. Киященко, Ю.А. Лукин, М.Ф. Овсянников, Л.А. Зеленов, В.А. Разумный, Б.М. Неменский, Л.Н. Столович, М.П. Якобсон и др.); педагогике и психологии музыкальной деятельности (М.В. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Л.А. Боренбойм, Л.С. Выготский, Н.С. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевский, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский и др.); формированию способности к восприятию искусства (Л.В. Благонадежина, Д.Б. Дондурей, Е.П. Крупник, О.И. Органова, В.Н. Самохин, А.В. Толстых, Е.М. Торшилова и др.).

При изучении вопросов, касающихся истории музыкального искусства и культуры народов Карачаево-Черкесской республики, особое значение для нас имели работы А.А. Даурова, Б.Б. Кардановой, Л.А. Киваловой, Ф.К. Ортабае-вой и др.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

теоретические: теоретический анализ и синтез (историко-графический, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный; изучение философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, культурологической литературы по проблеме исследования; обобщение педагогического опыта);

эмпирические: наблюдение (прямое, косвенное, включенное); диагностирование (тестирование, оценивание); экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты); праксиметрические (изучение школьной документации и результатов деятельности учащихся);

статистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Организация исследования. Исследование выполнялось в 2000-2005 гг. на базе средних общеобразовательных школ № 1, 3, 4 г. Карачаевска, а также СОШ № 2 г. Теберды, Кумышской, Хумаринской и Коста-Хетагуровской сельских школ КЧР.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (2000-2001 гг.) был связан с теоретическим осмыслением проблемы, определением степени ее разработанности в педагогической науке, выявлением концептуальных подходов к разработке темы. На данном этапе накапливался и изучался опыт формирования музыкальной культуры подростков в условиях обновления ее образовательных парадигм, был выделен категориальный аппарат исследования, определены основные направления осуществления констатирующего эксперимента.

Второй этап (2001 -2003 гг.) - проведение констатирующего эксперимента. Определялось содержание и методическое обеспечение процесса формирования у подростков музыкальной культуры в новых организационных условиях, разрабатывалась программа формирующего эксперимента.

Третий этап (2003-2005 гг.) - проведение формирующего эксперимента; уточнение и систематизация результатов, полученных в ходе опытно-

экспериментального исследования, их обобщение и оформление диссертации. Научная новизна исследования заключается в следующем:

определен категориально-терминологический аппарат исследования, внесены изменения в содержание феноменов: «культура», «музыкальное образование», «музыкальное воспитание», «музыкальное обучение», «поликультурное воспитание»;

выявлена взаимосвязь исторических, этнокультурных, социальных и педагогических факторов, влияющих на формирование музыкальной культуры у подростков общеобразовательных школ КЧР;

раскрыта специфика развития песенного искусства в фольклоре народов полиэтнической среды, его этноинтегрирующая и этнодифференцирующая функции, подтверждаемые процессами синкретичности, дифференциации и взаимовлияния;

обоснованы педагогические условия формирования музыкальной культуры у подростков общеобразовательной школы (отбор содержания образования, типологизация учебно-познавательных задач с музыкально-культурологическим содержанием, формирование музыкальных умений на основе взаимодействия этико-эстетического содержания гуманитарных дисциплин).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

определены концептуальные подходы (многомерность, многофункциональность, системность, преемственность, интегральность) к реализации целостного процесса формирования у подростков общеобразовательных школ музыкальной культуры;

разработаны принципы отбора дидактического материала, включаемого в учебно-воспитательную систему обеспечения музыкальной культуры у учащихся-подростков (историзм, взаимодействие национального и общечеловеческого, концентричность при определении содержания изучаемого феномена, интегрированность гуманитарных дисциплин в обеспечении уча-

щихся музыкально-культурологическими знаниями и умениями в условиях обновления ее образовательных парадигм;

- синтезирован значительный историко-педагогический материал, предостав
ляющий возможность для объективной оценки традиционной практики му
зыкально-эстетического образования и воспитания у народов КЧР; обосно
вана ее преемственность, имеющая существенное значение для развития со
временной музыкально-педагогической культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

разработаны критерии и уровни процесса формирования у подростков общеобразовательной школы музыкальной культуры;

раскрыты содержательно-процессуальные особенности формирования музыкальной культуры учащихся подростков, реализуемые в образовательно-воспитательной работе и в различных видах музыкальной деятельности -восприятии, исполнении и творчестве;

определены пути и способы приобщения подростков к музыкальной культуре коренных народов Карачаево-Черкесии в образовательно-воспитательном процессе с целью углубления представлений учащихся о степени взаимовлияния их музыкального искусства и формирования ценностного отношения к нему.

данные, полученные в результате исследования, могут быть экстраполированы на другие образовательные учреждения республики и региона, в первую очередь, в учебно-воспитательной системе общеобразовательных школ.

Отдельные результаты диссертации в настоящее время используются в школах, являвшихся базовыми в период опытно-экспериментального исследования, в работе со студентами музыкально-педагогического факультета с целью более углубленной их профессионально-культурологической подготовки. Они также могут быть использованы при разработке методических пособий и дидактических материалов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечива-

ется ориентацией автора на современные методологические подходы к проблеме формирования педагогической культуры; применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; позитивными изменениями, полученными в ходе опытно-экспериментальной работы в уровнях сформированное у подростков музыкальной культуры; репрезентативностью объема выборок, статистической значимостью полученных данных. На защиту выносятся следующие положения:

успешность процесса целостного формирования личности подростков обусловлена формированием у них музыкальной культуры, представляющей собой духовную ценность, созданную человеческим обществом, характеризующую определенный уровень нравственно-эстетического развития личности и общества, а также владение способами культуротворческой деятельности, необходимыми для формирования эмоционально-ценностного отношения к действительности;

формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательных школ обусловлена учетом исторического опыта музыкального образования, определения основных направлений его применения в современной образовательно-воспитательной практике;

умелая организация процесса формирования музыкальной культуры подростков в полиэтничном регионе предполагает: адаптацию их к ценностям разнородных культур, взаимодействие с людьми, представляющими различные традиции музыкального искусства, ориентацию на диалог культур;

важной частью эстетического богатства полиэтничной среды является национальная музыкальная культура, которая характеризуется нами как ценность духовной жизни, созданная определенной национальной общностью, характеризующая соответствующий уровень этико-эстетического развития данного общества и его членов, владения ими культуротворческой деятельностью, необходимой для возрождения, сохранения и преемственности национального музыкального искусства;

- эффективность процесса формирования музыкальной культуры подростков находится в непосредственной зависимости от учета психолого-педагогических условий, характеризующих: возрастные особенности учащихся; специфику организации педагогического процесса овладения музыкальным искусством и расширения сферы общения с ним; профессиональный отбор содержания и соответствующих технологий обучения; развитие интересов, способностей, воображения, эмоционального мира и сенсорной культуры школьников; наличие музыкально-педагогической культуры учителей и родителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий, а также истории, теории музыки и методики музыкального воспитания Карачаево-Черкесского государственного университета, докладывались на научно-практических конференциях КЧГУ «Алиевские чтения» (Карачаевск, 1996, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005); на региональной научной конференции «Формирование и развитие креативности и интеллектуального мышления дошкольника и младшего школьника средствами искусства и природы» (Карачаевск, 2000);

Материалы исследования нашли отражение в научных статьях, легли в основу монографии диссертанта «Музыкальная культура народов КЧР».

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложения.

Генезис формирования и развития музыкальной культуры Карачаево-Черкесии, её образовательно-воспитательный потенциал

В контексте развития художественной культуры народов Карачаево-Черкесии особую значимость приобретают искусства, несущие в себе функции обеспечения и передачи другим поколениям художественных ценностей. Известно, что «историческая изменчивость социальной жизни не ведет к уничтожению художественного наследия, но требует его актуализации, его включения в духовную жизнь каждой новой эпохи» [57;49]. Эти функции, менее подверженные социальным и политическим изменениям, выполняют временные виды искусства, к числу которых относиться и музыкальная педагогика.

В исследовании этно- и культурогенеза малоизученных народов временные виды искусства - словесное и музыкальное - требуют особого внимания. Словесность, синхронная временной протяженности человеческой речи, способна изображать действия во времени, не будучи, однако, буквально связанной с подлинным течением времени (в театре, или особенно в народной педагогике - в произведениях устного народного творчества). Рассказываются не только исторические события, сообщаются сведения о материальной культуре, но и проносятся через века особенности мышления, содержание духовного стержня этноса, этнопедагогический фон развития современной личности. Кроме того, как писал философ Г. Шпет, «изучение языка представляет особое значение для этнической психологии, так как оно, прежде всего, дает образец для изучения других форм «выражения» [280; 146].

В художественных культурах «неполного» (представленного не всеми видами искусства) характера музыкальное искусство, как и искусство слова, выполняет важнейшую функцию: вмещать, сохранять и передавать этнокультурную информацию от поколения к поколению. По сути, именно временные виды искусства в культурах, подобных адыгской, карачаевской и т.п., то есть «младописьменных» (как их называли в советские времена), становятся именно тем «кодом», дешифровав который, удается вникнуть в специфику формирования художественного мышления национальной педагогики. «Место каждого вида искусства в культуре постоянно меняется в зависимости от того, в какой мере его образная структура соответствует социально-психологическому строю данного типа культуры - соотношению в обыденном сознании общества (сословия, класса, нации, половозрастной и профессиональной группы) эмоциональной и рациональной энергии, экстравертной и интравертной устремленно-стей, сравнительной ценности природы, естественного бытия и искусственного, а в пределах культуры - техники, науки, искусства и т.д.» [117; 122].

Оценивая язык и музыку как важнейший фактор межнационального общения, следует за ними признать и их важнейшую педагогическую функцию. «Искусство не только бесконечно углубляет наше понимание реального человеческого общения, оно беспредельно расширяет его сферу - ведь способность искусства завязывать общение между воспринимающим произведение человеком и воспринимаемыми художественными образам ведет к тому, что зритель, читатель, слушатель втягивается в общение образов-персонажей, переносится в психологический мир, где они действуют, и становится сам иллюзорным участником этого иллюзорного общения. А тем самым искусство становится могущественным средством воспитания человека» [118;49], приближая достижение конечной цели прогресса человечества - создание единого культурного мира.

Эту воспитательно-объединительную функцию искусство выполняет и в Карачаево-Черкесии, населенной разными этносами.

Своеобразие формирования художественной и педагогической культуры Карачаево-Черкесии заключается в том, что, протекая в соответствии с логикой историко-культурного процесса, единого для человечества на стадиях первобытного и родоплеменного состояний, оно приобрело со временем остроту «притирки» не только разноэтнических, но и разноконфессиональных отношений. Смягчающим фактором здесь в каком-то смысле стало единство «место-развития» традиций разных народов на протяжении последних 2-3-х веков.

Для небольшой республики с многонациональным населением единство художественно-педагогического процесса, наблюдаемое культурологами и педагогами в КЧР - многозначное явление, имеющее не только художественно-педагогическое значение, но и социальное, и политическое.

Развитость местных поэтических жанров, в частности устного народного творчества, свидетельствует не только о лидирующем состоянии искусства слова в системе художественной культуры КЧР, но и о заметном влиянии его на другие виды педагогического и этнохудожественного искусства. Как известно, развиваясь параллельно с музыкальным искусством, слово вступало в теснейший контакт с ним в «области исследования чувств», иногда завися от музыки, иногда диктуя ей интонационные решения. Это происходило, например, при трансформации традиционной песни-плача в женскую лирическую песню или при превращении (с помощью музыкального сопровождения) величаний в гимны и песни, посвященные героям и т.д. В них музыка взяла на себя функции усиления и озвучивания сферы эмоциональной, которая слову поддается меньше, чем звуку.

Развитие музыкальной культуры КЧР от первобытного синкретизма до дифференциации в области духовной деятельности шло адекватно этому процессу у других народов мира. Естественно, что в процессе этого развития вырабатывались национально-своеобразные черты музыкальных образов. С течением времени они усложнялись, как и усложнялось миропонимание и мировоззрение создателей музыкальных произведений, хотя наибольшей выразительности они достигали в хореографии, в искусстве танца.

Синкретичность и типологизация песенного искусства народов Карачаево-Черкесии

Учебные программы рекомендуют изучение музыкального материала самого различного характера - от народных песен до лучших произведений композиторов классиков и современников.

Как указывалось выше, одной из специфических черт развития музыкальной культуры КЧР является приоритет вокальных видов музыки. Наиболее мощным пластом в КЧР является песенное искусство, в силу своей народно-фольклорной основы. В песне народы КЧР выражали всё, что составляло, собственно, их жизнь. Анализируя сегодня этот вид музыкального искусства местных народов, приходишь к выводу о том, что здесь зафиксированы и закреплены не только исторические события и вехи развития этносов, но и основные этические нормы внутриэтнических и межэтнических отношений, а также и эстетические воззрения и вкусы того или другого народа. И в этом - огромная педагогическая значимость песенного искусства, «подсказывающая» нам черты личности, почитаемой народом, а значит, и цели, к достижению которых следует стремиться в русле воспитательного процесса. Музыкальный фольклор - это не просто особая сфера, к которой художник волен обращаться или не обращаться. Фольклор в музыке во многом сформировал специфические компоненты мышления профессионального искусства, повлиял на создание системы выразительных средств, определил собой - и продолжает определять - облик национальных музыкальных школ.

Народное творчество на протяжении веков создавало звуковую среду, в которой воспитывается слуховой опыт миллионов людей и накапливается запас музыкальных впечатлений композитора, влияющий на стиль и манеру его собственного высказывания (сознает он это или нет). В этом смысле фольклор в музыке - по своей отшлифованности, безоговорочной типичности стилевых признаков - является концентратом отложившихся в сознании народа специфических элементов музыкального мышления.

Меняются исторические эпохи, психология и мироощущения творцов и потребителей искусства. Меняются формы взаимоотношений искусства «ученого» и народного, мотивы обращения к фольклору, методы его использования, сама эстетика подхода (стилизация, реалистическое воплощение и т.д.). Но неизменной остается потребность черпать из неиссякаемого фонда народной художественной фантазии. В фольклоре скрыт и большой воспитательный потенциал. При выявлении главного настроения (национального - З.Б.) произведения учитель может обратить внимание учащихся на более характерные эпизоды, их собственные переживания, возникающие под воздействием музыки. Уже на данном этапе внимание учащихся можно привлечь к тому, что в большинстве случаев эмоции человека всегда так или иначе связаны с его нравственными ценностями, с тем, что он считает добром и злом [210, с. 47].

Песенный фольклор народов КЧР не исключение. В нем совершено прозрачно, например, содержание их трудовой жизни: комбинированное земле-дельческо-животноводческое хозяйство и вытекающие из этого нормы воспитания подрастающего поколения.

Исследователями черкесского песенного искусства выявлены песни паха рей, песни, исполнявшиеся при прополке кукурузы, очистке початков, погонщиков волов при молотьбе, песни косарей, пастушьи песни, аробные песни и наигрыши, песни пасечников, чесальщиц шерсти, а также не сохранившиеся в звукозаписях мельничьи песни, кузнечные, толчения зерна, очистки проса.

В карачаевском песенном искусстве удельный вес земледельческих песен значительно меньше животноводческого. Это говорит в пользу развития последнего как основы карачаевского хозяйствования. То же наблюдается и в народно-песенном осмыслении быта абазин и ногайцев, где первые почти в точности повторяют адыгские темы, а у вторых сильны мотивы животноводческие.

В опосредованно-трудовом пласте адыгских песен выявлены охотничьи песни, посвященные или обращенные к мифологическому покровителю лесов и лесных зверей - Пшимазитхе и Лаушжерджию, песни вызова дождя, а также новогодние величально-поздравительные песни при обходе дворов. Охотничьи песни развиты и у абазин, и у карачаевцев.

Семейно-обрядовые жанры включают свадебные песни, колыбельные, песни, побуждающие детей ходить, песни укачивания дряхлых стариков (которые не выявлены ни у карачаевцев, ни у ногайцев, ни у абазин), а также причитания.

Также был развит жанр врачевальных песен: заговоров оспы, ран и травм.

Особенно популярной была женская песня, тематикой которой в основном является любовная лирика, а также темы покинутости, одиночества, навязанного замужества, вдовства.

Обращает на себя внимание и такая особенность национальных песенных пластов: адыгский характеризуется большей степенью обобщения, тогда как в карачаевском фольклоре и песенном искусстве больше конкретики, конкретных героев, их имен и событий. Или еще: у черкесов есть «Песня дерева», в которой оно рассказывает о своей полезности в быту. Подобных песен у других местных народов не выявлено. Зато у карачаевцев есть песня «Камни плачут».

Как уже говорилось, музыкальная культура народов КЧР пока не подда ется объективному научному анализу ввиду скудости как эпического, так и теоретического материала. Хотя древность и высокая «культурность» этих народов сомнению не подвергается.

Многие исследователи отмечают признаки генетического родства между древнеадыгской культурой и культурами Передней Азии и Древнего Египта. А экономические к культурные связи протоадыгов с древним миром - Грецией и Римом, всем Востоком - продолжались более полутора тысяч лет. Все эти контакты прослеживаются как в мифологии, так и в эпосе, устном народном творчестве. В карачаевском же фольклоре, мифологии и эпосе ощутимы мотивы более позднего времени, периода принятия ислама, что значительно затрудняет идентификацию карачаево-балкарского этноса. Но, тем не менее, в его культуре остались явные следы тюркского. Спецификой же культуры ногайцев, по заключению Б. Кардановой, является то, что в разных регионах их проживания она представлена неоднородно. Основная причина этого явления - культурное взаимообщение с соседними народами [125].

Диагностика развития музыкальной культуры подростков в общеобразовательной школе в полиэтнической среде

Мониторинг необходим как предваряющий основную опытно-экспериментальную работу этап. Без четкой картины состояния сформированное музыкальной культуры подростков на начало эксперимента невозможно определить его последующие результаты.

Базисной основой мониторинга мы посчитали выявление истоков музыкального сознания подростков в многонациональной среде, их художественно-эстетического сознания, а также проблем музыкально-педагогического характера, решение которых должно, по нашему мнению, привести к правильному пониманию школьниками современных музыкальных процессов и к выработке ими своих музыкальных потребностей. Таким образом, в процессе мониторинга уточнялись условия доказательства или опровержения основной гипотезы, заключающейся в том, что формирование личности подростков в этнокультурной музыкальной среде предполагает активное использование эстетического потенциала традиционной музыкальной культуры народов КЧР, к которым подростки эти и принадлежат.

Полифункциональность искусства отмечена многими исследователями-психологами, философами, педагогами и т.д. Фактически, когда речь идет о музыке, это всегда разговор о её воздействии на человека - эмоциональном, интеллектуальном, этическом и пр. А через него - человека - осуществляется общественно-преобразующая и компенсаторная её функция.

В самом деле: 1) музыкальное произведение оказывает идейно-эстетическое воздействие на людей; 2) включая людей в направленную и целостно ориентированную деятельность, музыка участвует в социальном преобразовании общества; 3) сам процесс творчества в искусстве есть определенное преобразование с помощью воображения, впечатлений, фактов, почерпнутых из действительности. Автор перерабатывает жизненный материал в образы, строя новую реальность - художественный мир; 4) еще одна сфера деятельности музыканта - обработка строительного материала, из которого лепится образ.

Искусство носит и познавательно-эвристическую функцию, т.е. выступает как знание и просвещение. Выполняет искусство художественно-концептуальную функцию, т.е. включено в анализ состояния мира через другую свою функцию - информационно-коммуникативную (сообщающе-обобщающую).

Особенно важна воспитательная, формирующая целостную личность функция искусства. Известно, что искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное значение других форм общественного сознания носит частный характер (мораль формирует нравственные нормы, политика -политические взгляды, философия - мировоззрение, а наука готовит из человека специалиста), то искусство воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием.

Наиболее очевидной можно считать эстетическую функцию искусства, т.е. его способность формировать творческий дух и ценностные ориентации, что является основной целью педагогического воздействия на подростка. «Эстетическая функция - ничем не заменимая специфическая способность искусства: 1) формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека; 2) тем самым ценностно ориентировать его в мире; 3) пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты» [51; 133]. Наконец, искусство выполняет и гедонистическую функцию, т.е. доставляет наслаждение.

И все эти функции очевидны и в отношении музыки, причем, как в про цессе музыкального творчества, так и потребления. Во всяком случае, бесспорно, что творец и потребитель произведения искусства совмещают в себе эмоциональное и рациональное начала.

Важнейшей характеристикой мира человека искусства является его способность с необычайной силой и глубиной переживать явления действительности, аффект, потрясение объектом, идеей, целью, на котором базируется музыкальное творчество, пронизывает все стороны личности, возбуждая её воображение. И способность к воображению вообще является необходимым условием состоявшейся личности. Но следует помнить, что эмоциональное перенасыщение не может быть переработано творцом на аффективном уровне, оно может его «разорвать», привести к глубокой депрессии, чему много примеров дает история искусства - вспомним художника Ван-Гога, философа Ф. Ницше и др. Одним из средств вывода из такого состояния является фантазия. Это своеобразное сплетение эмоционального и рационального в художественном творчестве. В фантазии восстанавливаются в памяти и творчески перерабатываются прошлые ощущения, представления, впечатления, приводящие к созданию художественного образа.

Но в произведении искусства запечатлеваются не только внешние признаки предмета, а также и его существенные характеристики, что предъявляет определенные требования к художнику. И прежде всего к его способности рационально мыслить. Своеобразной формой рационального восприятия мира художником является метафоричность его мышления. Метафора - это образное выражение понятий, перенесение существенных признаков одного предмета или явления на другое явление путем обнаружения сходства или различия.

Другим проявлением присутствия рационального уровня художественного мышления является ассоциативность. Ассоциация в искусстве - это связь воспринимаемого образа с представлениями сознания. Не менее важной формой является развитие эстетического вкуса.

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у подростков музыкальной культуры

Основной проблемой, рассматриваемой нами в данном исследовании, является включение НРК (национально-регионального компонента) в систему музыкального образования и воспитания подростков в средней общеобразовательной школе. Поэтому в опытно-экспериментальной работе мы большее внимание уделяли разработке технологического обеспечения эксперимента именно в области включения НРК в учебный процесс в 5-7 классах. Особое внимание уделялось выработке форм и методов внедрения НРК в уже сформированные федеральные программы по музыке для средних классов школ.

Музыкальное образование в школах КЧР понимается нами как эвристический процесс через приобщение школьников к изучению музыкальных культур народов КЧР. Одновременно идет и развитие музыкального восприятия подростка, и развитие музыкальных исполнительских способностей. Фактически в процессе музыкального образования подростков мы наблюдаем формирование основных личностных качеств: развитой эмоционально-духовной сферы, гуманизма, творческой свободы др. Следует, в этой связи отметить, что одновременно с процессом музыкального образования происходит и музыкальное воспитание личности, её музыкальное развитие. Музыкальное обучение с использованием НРК является процессом и результатом усвоения этномузыкаль-ных знаний, умений и навыков для осуществления музыкальной деятельности в области развития национальных музыкальных культур. Музыкальное воспитание через использование НРК не только вырабатывает чувство национального самосознания личности, но и снимает в его сознании иерархическое отношение к культурам народов, утверждая во мнении, что нет культур «низких» и «высоких», а есть культуры самобытные, равновысокие по своей значимости. Музыкальное же развитие предполагает активизацию многосторонних музыкальных способностей учащихся.

Очевидно, что приобщение подростков к национальной музыкальной культуре следует осуществлять в определенной системе, адекватной системе общего образования, с акцентом на формирование у подростков положительного отношения к этим занятиям, а также стимулированием их творческой деятельности. В ходе эксперимента выяснилось, что здесь необходимы нестандартные, нетрадиционные методы обучения (особенно в национальных классах). Учебный процесс в многонациональной школе осложняется большим спектром проблем, связанных с этнической принадлежностью учеников. Возбуждение интереса учащихся к музыкальному наследию не только своего народа, но и других национальностей требует особой деликатности в области применения методов и форм общей педагогики.

Основной формой музыкального образования и воспитания является урок музыки, в процессе которого и происходит знакомство с национальными музыкальными культурами и их усвоение. Урок музыки в отличие, например, от фольклорного ансамбля или кружка, содержит наиболее значительный познавательный потенциал. Кроме того, несмотря на общие дидактические принципы и закономерности этой школьной формы работы, урок музыки отличается особым своеобразием, связанным с повышенной эмоциональностью, творческой активностью, высокой эстетической направленностью, характерной не только для учеников, но и для учителя в эти 45 минут занятия искусством. Урок музыки значительно богаче, чем другие, по формам и видам деятельности учащихся. Пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, а также рассказ о жизни и творчестве деятелей культуры - все это позволяет ученикам полнее проявлять свою индивидуальность. Понятно, что на таких уроках должны применяться не только общепедагогические методы, но и методы музыкального образования и воспитания, определяемые спецификой данного вида искусства.

В СОШ на уроках музыки уделяется большее внимание музыкальному воспитанию. В педагогической литературе довольно широко освещены и методы общедидактического характера. К ним относятся метод наблюдения за музыкой (Б.В. Асафьев); метод сопереживания (Н.А. Ветлугина); метод музыкального обобщения, забегания вперед и возвращения к пройденному, размышления о музыке, эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдул-лин); метод развития стилеразличия (Ю.Б. Алиев); метод моделирования художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр); метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская). Все эти методы выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую и контрольно-коррекционную функцию, поэтому продолжают применяться и в средних классах СОШ. Особую специфику обретают эти методы с использованием материалов НРК. Тематическое построение программы по музыке для 5-8 классов позволяет применять все эти методы, а также формировать и адаптированную программу с учетом НРК в области решения основной поставленной цели - усвоения содержания с его дальнейшим творческим применением. Основной проблемой включения НРК здесь становится сохранение целостности процесса музыкального обучения с обязательным следованием образовательному стандарту.

Очевидно, что в такой работе выбор методов определялся задачами нашего исследования: формированием интереса подростков к изучению музыкального искусства народов КЧР, индивидуально-дифференцированным подходом к учащимся, диктуемым их национальной принадлежностью, регионально этническими особенностями музыкальных культур.

Метод обобщения в средних классах СОШ конкретизируется системой музыкально-эстетических и музыкально-образовательных тем программы. Каждая тема носит обобщающий характер и усвоение её возможно лишь через обобщение знаний с опорой на музыкальное восприятие. Метод музыкального обобщения - ведущий метод организации музыкальных занятий, поскольку обладает большим эвристическим потенциалом. Этот метод помогает реализовать на практике спланированный в программе целостный урок с учетом не только раскрытия его темы, но и включения в него НРК.

Метод музыкального обобщения, как известно, включает ряд последовательных действий, которые в контексте нашего исследования требовали определенных корректив.

Первая задача метода - активизировать имеющийся у подростков музыкальный и жизненный опыт, необходимый для «вхождения» в тему, её углубления.

Похожие диссертации на Формирование музыкальной культуры подростков общеобразовательной школы в полиэтнической среде