Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование навыков художественного общения у младших школьников Русакова, Татьяна Геннадьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Русакова, Татьяна Геннадьевна. Формирование навыков художественного общения у младших школьников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Оренбургский гос. пед. ин-т.- Оренбург, 1996.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 97-2/4158-3

Введение к работе

Актуальность проблемы.

Гуманистическая направленность современной науки обуславливает качественно новый этап в развитии общеетва, который выражается в стремлении к гармонии, духовности, совершенству. Объемное понятие духовности общества включает в себя многие компоненты, в том числе и уровень художественно-эстетического воспитания каждой личности, обладающей наряду с развитым интеллектом и богатой эмоциональной культурой, способствующей развитию нравственности.

Особенно остро осознается всем обществом необходимость того, чтобы каждый растущий человек приобрел ненасыщаемую потребность в "присвоении" великих духовных ценностей человечества, выраженных в духовных творениях. Создание и освоение этих творении требует духовных способностей, направленных на отражение не только природных свойств и явлений, но и "второй природы", созданной человеком - мира культуры. Задача общеобразовательной школы - духовное развитие подрастающих поколений, развитие духовных способностей, и на их основе - формирование взглядов, убеждений, жизненной позиции. Определяющую роль в гуманизации образования играет искусство, помогающее на эмоционально-чувственном уровне развивать духовность, нравственные начала, формировать эстетические потребности личности, поскольку произведение искусства является продуктом человеческой культуры и несет в себе концепцию художественно-эстетического образа мира.

Эстетическое воспитание в контексте педагогики искусства исследовалось И.А.Вербом и А. Асмоловым. Ряд исследований посвящен также художественно-эстетическому развитию личности школьников (С.Ф.Сизикова).

Общение с искусством - сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие автора произведения и зрителя, требующее от последнего специальной подготовленности, художественной грамотности, позволяющей воспринимать в художественном произведении содержание, заложенное автором, видеть авторскую позицию, понимать и осмысливать мировосприятие и мироотношение художника. Степень нравственного и воспитательного воздействия искусства зависит от уровня развития умений художественно воспринимать его произведения, умений общаться с ним, проявляемых как на осознанном уровне, так и не осознаваемом - от сформированное^ специфических навыков художественного освоения действительности.

За последние годы проведены исследования, рассматривающие проблемные вопросы художественного общения в системе художест-

венно-эстетического воспитания: философское осмысление проблемы дано в работах А.Ф.Лосева, М.С.Кагана, А.Л.Казина, М.И.Лисиной: психологический аспект проблемы освещен з трудах Л. С.Выготского, А.А.Леонтьева, В.А.Разумного, П.Русева, И.Диановой; данной проблеме посвятили свои исследования искусствоведы Ю.Борев, М.Бога-делыцикова, Б.Прозерский, С.X.Раппорт. В большинстве работ исследуется художественное общение взрослых людей (главным образом, с произведениями художественной литературы). Некоторые авторы изучают проблему общения с искусством школьников: Б.М.Теп-лов, П.М.Якобсон, О.И.Никифорова, З.Я.Рез. В работах чаще всего анализируется процесс художественного восприятия школьниками произведений искусства, главным образом, музыки, литературы, кино. Сам процесс художественного восприятия рассматривается в одностороннем, коммуникативном, порядке - в плане воздействия на личность. При этом опускается специфика предмета общения - произведения искусства, - несущего информацию и рассчитанного на будущий диалог через "программу восприятия", заложенную автором. Так, в научных исследованиях нашло отражение изучение детского восприятия искусства (Е.В.Квятковский, Л.Лузина, Ю.У.Фохт-Бабуш-кин, Б.П.Юсов), педагогического руководства процессом развития художественного восприятия школьников (В.В.Алексева, Н.Н.Фомина, Ю.Н.Протопопов и др.), разработаны методы фиксации направленности и характера восприятия (Е.М.Торшилова. М.Н.Семенова и др.). Проблеме развития художественного восприятия в детском возрасте посвящен ряд диссертационных исследований.

Специальные исследования общения младших школьников ограничиваются теоретическими работами, в которых раскрываются частные вопросы педагогического руководства общением школьников, пути и методы его организации и активизации (А.В.Мудрик, А.А.Леонтьев, В.С.Грехнев, Е.В.Квятковский и др.). Наиболее ценными для нас являются работы А. А.Мелик-Пашаева, Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской. посвященные формированию основ художественного общения у младших школьников на уроках литературы.

Анализ психолого-педагогической литературы о соотнесении понятий "умения" и "навыки" (М.Н.Разумовская, К.К.Платонов. Д.С.Горбатов, 3;И.Ходжава и др.) дает право рассматривать умения как применение знаний на практике в ситуациях одного порядка, а навыки -..как способность перенести умение на нестандартную, совершенно новую ситуацию, . отделенную пространственно-временными параметрами. С нашей точки зрения, навыки художественного обще-

ния необходимо рассматривать в рамках духовных способностей, как элемент культуры субъекта.

В условиях школьного обучения формирование навыков художественного общения целесообразно начинать в младшем звене, поскольку этот возраст считается периодом перехода от эмпирического мышления к теоретическому (А.З.Зак), характеризуется началом становления более самостоятельного, целенаправленного и управляемого восприятия (Н.Л.Агеносова, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев).

Проблема общения ребенка с произведением искусства имеет различные аспекты, обусловленные предметом воздействия (произведением изобразительного искусства), особенностями воспринимающей личности, процессом этого воздействия, влиянием на него различных факторов социальной среды и субъективных факторов воспринимающего. Поэтому в своей работе мы опираемся на теоретические исследования, имеющиеся не только в педагогике и психологии, но и в философии и искусствоведении.

Практика показывает, что у младшего школьника есть необходимые задатки потенциального зрителя, но его возможности в области художественного общения часто остаются не реализованными.

Формирование специфических навыков художественного общения, необходимых для развития у учащихся художественных и духовных потребностей, умений осмысленного общения с художником посредством произведения искусства, включающих понимание художественного образа, пафоса, стиля и ценности произведения - одна из наименее разработанных областей педагогики искусства. Имеющиеся работы лишь по касательной затрагивают эту проблему.

Теоретическая и практическая неразработанность данного вопроса' в педагогике, затрудненность практического осуществления и потребность начальной школы в его решении требуют: во-первых, четкого определения сущности художественного общения в целом и его ' специфики ' у детей младшего школьного возраста; во-вторых, выявления объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс формирования у учащихся начальных классов навыков художественного общения; в-третьих, выявления уровней сформированное навыка художественного 'общения и разработки системы развития данных навыков у учащихся начальных классов; в-четвертых, разработки педагогических условий и определения путей реализации педагогического руководства художественным общением младших школьников.

Актуальность и неразработанность проблемы определили тему

диссертации.

Объектом исследования стал процесс художественного общения.

Предмет исследования - процесс формирования навыков художественного общения у младших школьников.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении оптимального сочетания педагогических средств, факторов и условий, необходимых для развития художественного общения младших школьников, создание теоретической и практической основы для оптимизации учебно-воспитательного процесса, развития и совершенствования педагогического мастерства учителя в развитии навыков художественного общения учащихся.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза:

Процесс формирования навыков художественного общения у младших школьников в условиях школьного образования будет наиболее эффективным, если:

обучение общению с изобразительными видами искусства будет осуществляться по законам искусства;

процесс формирования специфических навыков художественного общения будет носить последовательный характер;

формирование навыков художественного общения будет сочетаться с самостоятельной художественно-практической деятельностью младших школьников;

творческая художественно-педагогическая деятельность учителя будет сочетаться с его заинтересованным личностным отношением к духовному развитию каждого ребенка.

Достижение поставленной цели и подтверждение выдвинутой гипотезы предусматривали решение следующих задач:

  1. Обосновать совокупность положений, составляющих теоретическую основу формирования навыков 'художественного общения у младших школьников.

  2. Определить особенности художественного восприятия детей младшего школьного возраста и их влияние на формирование навыков художественного общения учащихся.

  3. Разработать комплекс учебных заданий, способствующих формированию специфических навыков, художественно-творческих способностей и художественных потребностей младших школьников, экспериментально проверить его эффективность.

  4. Разработать практические рекомендации по формированию и развитию навыков художественного общения младших школьников.

В процессе решения поставленных задач были использованы

следующие методы тучно-педагогического исследования: анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, методической литературы по проблеме исследования; диагностика; целенаправленное педагогическое наблюдение; педагогический эксперл -мент; системный анализ и статистическая обработка материала; анкетирование, беседа; метод аттракциометрии.

Методологической основой исследования является общая теория деятельности, деятельностный подход к изучению проблемы общения современными психологами и философами, теория художественной деятельности. К теоретические источникам относятся педагогико-пси-хологические исследования, направленные на изучение особенностей художественного восприятия и общения и их организации.

Научная новизна исследования состоит в том, что процесс художественного общения младших школьников рассматривается на основе взаикосвязи объективных и субъективных факторов; определен комплекс условий и факторов, влияющих на формирование навыков художественного общения младших школьников; сущность педагогического управления процессом художественного общения учащихся рассматривается не только как общее и эстетическое развитие ребенка, формирование его интеллектуальной и эмоциональной сферы, но и как выбор условий, в которых будет протекать художественное общение ребенка с произведением изобразительного искусства.

Научная проблема заключается в выявлении специфики художественного общения, имеющего основой восприятие произведения искусства, в определение психолого-педагогнческих условий, при которых более эффективно происходит формирование навыков художественного общения младших школьников, разработке методики организации педагогического процесса по формированию специфических навыков художественного общения у учащихся на уроках изобразительного искусства.

Научная значимость работы в том. что такое различение способствует преодолению интеллектуализма в педагогике, повороту ее к проблематике воспитания и. развития духовно-эмоциональной сферы.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении признаков сформированное художественного общения у младших школьников и выявлении комплекса специфических навыков, необходимых младшим школьникам для художественного общения; в определении умений учителя по формированию у младших школьников навыков художественного общения; в выявлении эффективных приемов и методов педагогической организации художественного общения'

младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Практическая ценность исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке организации педагогического процесса по формированию навыков художественного общения у младших школьников на уроках изобразительного искусства, в разработке методических рекомендаций для учителей, ведущих уроки изобразительного искусства в начальных классах, целью которых является совершенствование подготовки,учителей к руководству процессом формирования навыков художественного общения у учащихся младших классов. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности учителей начальных классов и изобразительного искусства, студентами гуманитарных факультетов на педагогической практике, для чтения лекций по проблеме общения и эстетического воспитания на факультетах педагогики и методики начального обучения и художественно-графических факультетах в педагогических вузах.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе преподавательской работы автора, охватывающей период с 1989 года по настоящее время, а также в процессе опытно-экспериментальной работы: чтение лекций на курсах повышения квалификации учителей города и области, участие в методических семинарах в школах города, на совещаниях учителей в школах города, в процессе обсуждения на кафедрах педагогики, педагогики и методики начального обучения, художественно-эстетического воспитания Оренбургского госпединститута. Материалы исследования были представлены на научно-практических профессорско-преподавательских конференциях: Личность и окружающая среда в современном мире (1993г.), Наука, образование и воспитание в современном педагогическом вузе и школе-(1994г.), Оренбургскому краю 250 лет (1994г.), а также на преподавательских научно-практических конференциях Оренбургского пединститута в 1995 и1996гг. Научная работа была представлена на областном конкурсе им.Д.А.Сахарова в 1996г. среди молодых ученых и специалистов"(I место). Материалы диссертации использованы в создании методических пособий для учителей, для студентов факультетов педагогики и методики начального обучения пединститутов.

Структура работы вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Работа иллюстрирована таблицами, схемами и диаграммами.

Похожие диссертации на Формирование навыков художественного общения у младших школьников