Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин Зиннуров Айрат Канафиевич

Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин
<
Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зиннуров Айрат Канафиевич. Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Йошкар-Ола, 2006 214 с. РГБ ОД, 61:06-13/1235

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-педагогические основы формирования нравственной воспитанности у подростков 14

1.1 . Историко-педагогические исследования проблемы формирования нравственной воспитанности у учащихся 14

1.2. Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе обучения как социально-педагогическая проблема 37

1.3.Программа формирования нравственной воспитанности у подростков в процессе обучения 46

Выводы по первой главе 74

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию нравственной воспитанности у подростков в процессе обучения

2.1. Методика организации экспериментального исследования проблемы 79

2.2. Выявление возможностей учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы в формировании нравственной воспитанности у подростков 88

2.3. Педагогические условия, обеспечивающие формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин 120

Выводы по второй главе 131

Заключение 133

Список использованной литературы 136

Приложения 147

Введение к работе

В документах по модернизации образования стратегические цели развития России тесно увязаны с основными приоритетами в государственной политике: в них особо подчеркивается, что национальные интересы России состоят в сохранении и приумножении традиций отечественной школы в воспитании высокой нравственности, патриотизма и гуманизма подрастающих поколений, создании культурного и научного потенциала страны.

В соответствии с национальной доктриной образования в Российской Федерации одной из целей и задач образования определяется как воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства. Таким образом, воспитание в этом важнейшем документе, определяющем будущее российского образования и соответственно молодого поколения нашей страны, поставлено на одно из первых мест. \

Переход Российской Федерации к рыночной экономике связан с преодолением ряда трудностей. К ним относятся: заметный упадок нравственных ценностей, кризис духовности, развивающийся индивидуализм и эгоизм, культ денег и т.д. При этом российское общество испытывает острую потребность в личностях, наделенных такими нравственными чертами, как патриотизм, совестливость, доброта, отзывчивость, терпимость, скромность, деликатность. Комплекс гуманитарных предметов, изучаемых в школе, сами по себе не выполняют в полном объеме своей воспитательной функции по ряду причин: во-первых, недостаточная профессиональная подготовка учителей гуманитарных предметов не позволяет строить процесс воспитания нравственной культуры на должном уровне; во-вторых, проблемы нравственного воспитания потеряли свою актуальность еще в период перестройки; в-третьих, в постсоветском образовательном пространстве не сформирована концепция нравственного воспитания молодежи в новых социально-экономических условиях; в-четвертых, несмотря на определенные позитивные изменения в современном гуманитарном образовании, материальное по ложение носителей нравственной культуры остается ниже среднего уровня; в-пятых, семья как институт нравственного воспитания, не выполняет в полном объеме своей воспитательной функции; низкая общая культура родителей и низкая культура воспитания в семьях не позволяет уделить должного внимания нравственному воспитанию детей. Следовательно, изложенные выше трудности составляют социально-экономический фактор, подчеркивающий остроту проблемы нравственного воспитания в стране, влияющий на формирование основных нравственных, качеств личности, на повышение уровня ее нравственной воспитанности.

Другим фактором, требующим внимательного отношения к проблемам нравственного воспитания, является молодежная субкультура. В молодежной среде проявляются такие негативные явления, как алкоголизм, наркомания, курение, проституция, массовые проявления жестокости и агрессивности и др., влияющие на формирование интеллектуальных основ и духовно-нравственной культуры личности.

Анализ современных жизненных ориентиров молодежи, изучение социальных и межличностных отношений детей позволяют выделить следующие противоречивые тенденции:

- ухудшение физического, духовного, психического здоровья детей и молодежи, что может привести к ухудшению культурного, интеллектуального и трудового потенциала страны;

- стремление молодых людей к «быстрым» деньгам и легкой жизни, что приводит к падению нравов в общественных отношениях;

- обесценивание образования как средства формирования культуры, нравственности и умственного развития человека;

- интенсивное снижение регулятивной роли нравственных ценностей в связи с влиянием массовой культуры, рассеивающей локальные, народные культурные традиции. В связи с этим следует выделить и третий фактор, который влияет и определяет интеллектуальную и нравственную культуру лич ности - этнокультурный. Этнокультурные традиции обращены непосредственно к духовному миру человека, их основным содержанием являются убеждения и нравственные чувства, определяющие общую направленность деятельности человека в любых ситуациях. Народные традиции оказывают воспитательное влияние на молодежь через обычаи, привычки соблюдать правила поведения, нормы народной морали. Главные функции народных традиций - нормативно-регулятивные, обеспечивающие усвоение личностью социального опыта, социальных требований, правил. Однако эти этнокультурные традиции, их требования являются повторяемыми, более жесткими, что вступает в определенное противоречие с современными требованиями к человеку.

Существенное значение имеет и то обстоятельство, что каждый человек находится на пересечении многих культур, формируется под влиянием ряда идентичных культур.

Одним из приоритетных направлений развития современного образования является переход от накопления знаний к воспитанию нравственной личности XXI века, способной к решениям, от которых зависит будущее человечества. Вместе с тем в научно-педагогической литературе остаются до конца не разрешенными оптимальные пути формирования нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения ими цикла гуманитарных дисциплин. Анализ влияния рассмотренных нами факторов на формирование нравственности подростков свидетельствует о наличии определенных противоречий и нерешенных педагогических проблем. Таким образом, существует противоречие между требованиями общества к формированию нравственной воспитанности у подростков и недостаточной разработанностью в педагогической науке и практике решения этого вопросов процессе изучения предметов гуманитарного цикла. На основании выявленного противоречия нами сформулирована тема исследования: «Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин».

Указанное выше противоречие обусловило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования - целостный учебно-воспитательный процесс современной школы Республики Татарстан.

Предмет исследования - процесс формирования нравственной воспитанности у подростков в условиях обучения гуманитарным дисциплинам.

Гипотеза исследования: формирование нравственной воспитанности у подростков будет наиболее эффективным, если:

- выявлены научно-педагогические основы процесса формирования нравственной воспитанности подростков, установлена сущность нравственной воспитанности как интегрированного качества личности и определены его структурные компоненты;

- выявлены дидактические возможности содержания нравственного компонента предметов гуманитарного цикла в формировании нравственной воспитанности у подростков;

- учтены социально-экономические, социокультурные, этнопедагогические особенности в качестве факторов, способствующих формированию нравственной воспитанности у подростков;

- определены и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирование уровня нравственной воспитанности подростков в процессе обучения гуманитарным дисциплинам: педагогическая интеграция процессов обучения и нравственного воспитания подростков на уроках русского языка и литературы, истории; личностно-ориентированныи подход к учащимся в учебно-воспитательном процессе, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса. Реальным показателем эффективности учебно воспитательного процесса станет положительная динамика повышения нравственной воспитанности подростков.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи :

1.Уточнить сущность и содержание понятия «нравственной воспитанности» с морально-правовых позиций.

2. Определить цель и содержание нравственного компонента предметов гуманитарного цикла с учетом специфики подросткового возраста.

3.Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин.

4.Разработать и апробировать модель процесса формирования нравственной воспитанности у подростков в условиях обучения гуманитарным дисциплинам.

5.Разработать и экспериментально проверить эффективность интегрированной учебной программы предметов гуманитарного цикла в формировании нравственной воспитанности у подростков.

Методологическую основу исследования составляют: целостный, системный, личностно ориентированный , средовый подходы к познанию и проектированию процессов и явлений; учение о единстве общего, особенного и личностного в педагогическом процессе; гуманистическая парадигма образования и воспитания; основы ценностного и культурологического подходов в образовании; законодательные акты и нормативные документы по организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных городских и сельских школах.

Теоретическую основу исследования составляют труды учёных, раскрывающих сущность духовно-нравственного становления личности

(А.В.Аверьянов, Л.М.Архангельский, П.Х.Анохин, Я.Ф.Аскин,

В.Г.Афанасьев, Л.П.Буева, В.В.Водзинская, М.С.Каган, С.Б.Крымский, В.Н.Сагатовский, З.Н.Шердаков); общетеоретические аспекты формирования духовно-нравственной культуры (П.П.Блонский, Б.Т.Лихачев,

Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин и др.); результаты исследования различных аспектов нравственного воспитания (Ю.П.Азаров, Н.И.Болдырев, О.С.Богданова, В.Е.Гурин, О.Г.Дробницкий, И.А.Колесникова,

В.М.Коротков, И.С.Марьенко, Л.И.Новикова, И.Ф.Свадковский, И.Ф.Харламов); теории ценностных ориентации (С.Ф.Анисимов, А.Г.Здравомыслов, В.П.Тугаринов и др.); результаты психолого-педагогических проблем становления личности (М.Г.Розов, Г.Н.Филонов, А.Н.Хузиахметов и др.); теоретические основы системного подхода (Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, Н.М.Борытко, Ю.П.Сокольников, Н.К.Сергеев, и др.); поликультурного воспитания молодежи и этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса ( А.И.Арнольдов, К.Ш.Ахияров, З.Г.Нигматов, Г.Н.Волков, Л.В.Кузнецова, Т.Н.Петрова, С.И.Фомина и др.); фундаментальные психолого-педагогические теории и концепции социо- и личностно-ориентированного, деятельностного подходов к воспитанию (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, О.С.Богданова, З.И.Васильева, В.Л.Дубинина, О.Г.Максимова, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, Н.М.Таланчук, М.И.Шилова), методология и методика исследования процессов интеграции учебных дисциплин в педагогических системах (В.С.Безрукова, М.Н.Берулава, В.И.Дмитриев, Н.С.Морова, В.Г.Максимов, О.Л.Шабалина, Н.М.Швецов и др.).

Методы исследования определены целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. Были использованы следующие методы: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта общеобразовательных сельских и городских школ Республики Татарстан; метод проектов; педагогический эксперимент, включающий наблюдения, беседы, анкетиро вание, тестирование; диагностические методы; моделирование; методы математической и статистической обработки результатов педагогического эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явились общеобразовательные школы Алькеевского, Алексеевского, Спасского районов Республики Татарстан, средние общеобразовательные школы г. Казани: № 13, 68, 71, 80, 89, 105, 108, 124, 125, 167.

В эксперименте приняли участие 1234 подростка VII—IX классов, у которых динамика формирования нравственной воспитанности прослеживалась на протяжении пяти лет, с 5 по 9 классы.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000-2002 гг.) осуществлялось изучение философской, психолого-педагогической, социолого-культурологической литературы по проблеме исследования; сформулирован методологический аппарат исследования: цель, задачи, методы, гипотезы, проведен констатирующий этап эксперимента, разработана программа опытно-экспериментальной работы по теме исследования.

Второй этап (2003-2004 гг.) включал опытно-экспериментальную работу по теме исследования, разработку модели процесса формирования нравственной воспитанности у подростков, измерение и фиксацию результатов формирования их нравственных качеств в экспериментальных и контрольных классах в процессе изучения гуманитарных дисциплин, изучалась эффективность педагогических условий.

Третий этап (2004-2006 гг.) заключительный: обобщались и анализировались результаты экспериментальной работы по формированию нравственной воспитанности у подростков, делались выводы об эффективности выявленных педагогических условий; разрабатывались методические и практические рекомендации по их реализации в деятельности общеобразовательных школ. Обработанные математическими и статистическими методами результаты

экспериментального исследования были использованы в публикациях и при оформлении диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- определены структурные составляющие содержания нравственной воспитанности предметов гуманитарного цикла: нравственное осознание и осмысление, нравственная деятельность, нравственные чувства, нравственная направленность воли, нравственно-ценностная ориентация;

- обоснованы основные социально-педагогические факторы, воздействующие на процесс формирования нравственной воспитанности у подростков: социально-экономический, этнопедагогический, молодежная субкультура;

- разработана и реализована модель процесса формирования нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин, включающая в себя цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства, критерии и конечный результат;

- выявлены и обоснованы педагогические условия формирования нравственной воспитанности у подростков: педагогическая интеграция процессов обучения и нравственного воспитания подростков на уроках гуманитарного цикла, личностно ориентированный подход к учащимся в учебно- воспитательном процессе, этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса городских и сельских школ.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты обогащают научные представления о воспитательном потенциале гуманитарных дисциплин в формировании нравственной воспитанности у подростков; при этом уточнены сущность, содержание понятия «нравственная воспитанность», определены уровни развития нравственных качеств, обогащена теория и методика формирования нравственной воспитанности у учащихся в учебно-воспитательном процессе и создана системы педагогической деятельности школы по нравственному воспитанию.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для дидактического обеспечения деятельности общеобразовательных школ по совершенствованию процесса формирования нравственной воспитанности у подростков. Подготовленная на основе материалов исследования рукопись книги для учителей и воспитателей может быть использована в работе общеобразовательных школ других регионов.

Достоверность полученных результатов обеспечивается: научно обоснованным выбором методологии; логикой исследования; аргументированностью исходных теоретических положений; результативностью экспериментальной работы на базе сельских и городских школ; адекватностью методов исследования его целям и задачам; репрезентативностью выборки; положительной оценкой результатов исследования широкой педагогической общественностью; участием автора в учебно-методической работе в качестве учителя истории сельской школы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. При определении нравственности человека мы опираемся на общетеоретическое положение о содержании нравственного воспитания как совокупности его сознания, поведения и чувств, связанных с реальным соблюдением норм, правил и требований морали и права. Содержательная характеристика понятия «нравственная воспитанность» как интегративного качества личности ученика включает в себя нравственное осознание и осмысление, нравственное поведение, нравственные чувства, нравственно направленную волю, нравственно ценностную ориентацию личности. Формирование нравственной воспитанности у подростков есть целенаправленный процесс выработки у них моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, морально-волевых качеств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу. Предметы гуманитарного цикла в учебно воспитательном процессе являются важным средством формирования нравственности у подростков.

2. Критериями оценки уровня формирования нравственной воспитанности личности подростка и составляющими ее компонентами явилась 4-уровневая система оценок качества личности. Каждый компонент представлен определенными качествами в уровневом развитии. Например, нравственное осознание и осмысление предполагает: 1) нравственные представления и знания; 2) нравственное осознание и нравственное мышление; 3) нравственные мотивы; 4) нравственные убеждения. (Максимальное уров-невое развитие составляет S=100 баллов, Scp.=25 баллов.)

З.В модели процесса формирования нравственной воспитанности личности подростков установлена взаимосвязь всех ее компонентов: социально-педагогических факторов, стимулирующих исследование проблемы, цели и задач исследования, принципов и методов его осуществления; основного содержания качества личности, требующего экспериментального изучения; педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин, и результата - нравственной воспитанности личности.

4. Основными педагогическими условиями, обеспечивающими формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин являются: педагогическая интеграция процессов обучения и нравственного формирования личности подростка; личностно ориентированный подход к учащимся; этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса.

Апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялось в виде научных и методических докладов по теме исследования на совещаниях Арского, Высокогорского, Сабинского, Тюлячинского районных отделов образования, коллегии Министерства образования и науки РТ, педагогических советах сельских школ, личной управленческой и преподавательской дея тельности, а также в виде докладов и выступлений на научно-практических конференциях - республиканских (гг. Казань, Н.Челны, Бугульма, Нижнекамск, 2001, 2002, 2003, 2005 гг.) и Всероссийской (г. Москва, 2004 г.).

Структура диссертации определена логикой исследования и поставленными задачами. Она включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Историко-педагогические исследования проблемы формирования нравственной воспитанности у учащихся

Современное развитие мирового образовательного пространства свидетельствует о происходящих в последние десятилетия изменениях образовательной парадигмы, связанных со сложнейшими социокультурными трансформациями современного общества. Во всех сферах человеческой деятельности происходят изменения ценностных ориентации. В то же время остается нерешенным вопрос о возможностях становления внутренней культуры и ценностей отдельной личности и общества в целом в зависимости от знание-вой культуры, в том числе, гуманитарной.

По словам выдающегося историка, культуролога Д.С.Лихачева, XXI век является веком развития гуманитарной культуры, - культуры доброй и воспитывающей, возрождения чувства собственного достоинства, утверждения репутации человека как чего-то высшего, которой должен дорожить каждый [74].

Прежде чем рассматривать условия дидактического обеспечения формирования нравственной воспитанности подростков, мы считаем необходимым установить необходимые рамки определения используемых понятий и категорий, в которых в концентрированной форме могут быть представлены способы отражения существенных для данного исследования отношения.

Нравственная культура личности - это отношение человека к себе, другим людям, обществу в целом, выраженное в словах, делах, поступках, деятельности и обусловленное особенностями сознания личности (индивидуальная нравственная культура). Нравственная культура включает нравственные знания людей, общеэтические нормы поведения в обществе, убеждения в необходимости нравственного поведения, активную жизненную позицию в решении нравственных проблем, т.е. выполняет социологическую и культурологическую функции.

В связи с этим следует подчеркнуть, что особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными и культурными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействующими на преобразования сознания личности. Право и мораль - важнейшие элементы человеческой культуры, всегда выступающие в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие объективно обусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов.

В научной литературе [4] и в практическом обиходе часто употребляются как идентичные такие понятия, как мораль и нравственность. Однако аналитики находят здесь различия, рассматривая мораль как совокупность социальных норм, а нравственность - степень их соблюдения, как личностное качество.

Что же касается этики, то это особая категория, означающая учение, науку о морали, хотя и она содержит в себе определенные оценочные критерии.

В более расширенном толковании мораль - это система исторически определенных взглядов, несанкционированных норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д. [93. С. 78].

Под моралью в этике обычно понимают также систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сфера жизни и деятельности [89. С. 344].

Нравственность человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение (В.И.Андреев, И.Ф.Харламов).

Качества личности школьника, ее нравственная воспитанность являются результатом интериоризации внешних влияний во внутренние, выражением единства внешних и внутренних факторов воспитания и развития. Внешние факторы и условия представляют систему воздействий, регулирующих извне деятельность, поведение и общение школьников. Внутренние условия - это индивидуальные и возрастные возможности, «зона актуального развития», принятые цели и требования, которые становятся регулятором поведения, обеспечивают саморегуляцию,, активную позицию как гармонию внешних и внутренних факторов (М.И.Шилова [126; 127]).

Исследуя сущность морали, этики отмечают, что мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами социального целого, в преодолении противоречия между интересами личности и общества. Мораль выступает как нормативное осознание такого рода противоречий, как ответ на эту социальную потребность.

Отсюда актуализируются значение права - санкционированных норм, правил, сформулированных в виде закона. И право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением людей в широких областях их социального взаимодействия. Учитывая это и принимая во внимание «универсальность» морали, её «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Ведь право возникает и действует прежде всего в таких сферах, как отношения собственности и политической власти. Однако они не обособлены от морали. В то же время, действие права также выходит далеко за пределы указанных отношений. Следовательно, право и мораль не имеют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюда общность, точное взаимодействие норм права и морали.

Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе обучения как социально-педагогическая проблема

Современное развитие мирового образовательного пространства свидетельствует о происходящих в последние десятилетия изменениях образовательной парадигмы, связанных со сложнейшими социокультурными трансформациями современного общества. Во всех сферах человеческой деятельности происходят изменения ценностных ориентации. В то же время до сих пор остается нерешенным вопрос становления внутренней культуры и ценностей отдельной личности и общества в целом.

По словам выдающегося историка, культуролога Д.С.Лихачева «XXI век - век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей... возрождения чувства собственного достоинства... репутации человека как чего-то высшего, которой должен дорожить каждый» [74. С. 24].

Нравственная культура личности - это отношение человека к себе, другим людям, обществу в целом, выраженное в словах, делах, поступках, деятельности и обусловленное особенностями сознания личности (индивидуальная нравственная культура). Нравственная культура включает нравственные знания людей, общеэтические нормы поведения в обществе, убеждения в необходимости нравственного поведения, активную жизненную позицию в решении нравственных проблем.

Нравственная культура как сложное, многоаспектное явление, становится объектом изучения разных наук. Философия и этика рассматривают феномен нравственного сознания исходя из того, что нравственная культура формируется на основе нравственного сознания.

Осознание отдельным человеком своих возможностей в плане сохранения лучших традиций нравственности поднимает его личную нравственную культуру на ступень выше, постепенно способствует усилению нравственных элементов в сознании. Повышение уровня нравственности сознания создает условия для дальнейшего развития нравственной культуры. Личность, впитавшая нравственную культуру, осознает общие закономерности развития человека и общества и относит все виды своей деятельности к требованиям общественной необходимости, делает все для гармоничного взаимодействия себя и общества, не допуская социальных конфликтов.

Основой нравственного сознания личности являются нравственные знания, которые состоят из систематизированных научных знаний об обществе, знания о фундаментальных проблемах взаимодействия человека и общества, а также специальных этико-философских знаний. На основе этих знаний учащиеся осознают важность нравственных проблем, их личностную и общественную значимость, у них развивается нравственное сознание, ценностные ориентации и установки, которые предопределяют их дальнейшую деятельность на выбранном поприще.

Формирование нравственного сознания предполагает такую перестройку взглядов и представлений человека, когда нравственные нормы становятся одновременно нормами его поведения по отношению к другим людям, обществу в целом. Убеждения выполняют функцию связующего звена между теорией и практикой, знаниями и целенаправленной деятельностью. Данная функция убеждений обусловливает их место в структуре нравственной культуры личности.

Формирование нравственной культуры не ограничивается простым усвоением определенной суммы знаний. Оно предполагает развитие нравственного мышления, проявляющееся как интеллектуальная способность человека различать сложные причинно-следственные связи в системе «человек-общество», умение выделять нравственный аспект во всех сферах жизнедеятельности, осуществлять их оценку. Развитое нравственное мышление позволяет личности успешно ориентироваться в общественных проблемах, проникать в суть этих процессов.

Другая составляющая нравственного сознания - нравственное восприятие. Оно обеспечивает человека видением и ощущением бытия во всей его гармонии и целостности, наделяет субъективное сознание чувствительностью, эмоциональной выраженностью.

В формировании нравственного сознания и поведения личности значительную роль играют мотивы ее отношения к объекту действия, выступающие в форме желаний, стремлений, потребностей, сознания долга или необходимости. Учеными выделены такие нравственные мотивы: гражданско-патриотические - любовь к Родине; готовность к самопожертвованию; гуманистические - чувство правды и добра в делах и поступках, отстаивать идеалы, важные для общества; этические - чувство выполненного долга; психологические - чувство комфорта от взаимоотношений с другими людьми; эстетические - ощущение и понимание красоты и совершенства других людей с высокой нравственной культурой.

Этические знания, нравственные мотивы, ценности и убеждения являются базой для творческого саморазвития личности, проявляющейся в общественной деятельности. Можно выделить два основных направления нравственной деятельности: практическая деятельность человека, направленная на сохранение, восстановление и улучшение нравственных основ жизни людей (нравственное просвещение, обучение, воспитание); внутренняя деятельность, направленная на саморазвитие человека, его нравственное самообразование и самовоспитание.

Практические действия и поступки человека по отношению к другим людям, его деятельность и поведение в социальной среде являются важным средством формирования нравственной культуры личности. Целенаправленный процесс формирования нравственного сознания школьников во всех видах внеурочной и учебной деятельности составляет сущность нравственного воспитания, а конечной целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры. Показателем нравственной воспитанности можно считать практические действия в социальной среде, соответствующие нормам морали.

Нравственное воспитание в процессе обучения мы определяем как сознательную, целенаправленную деятельность педагога и учащегося, направленную на формирование морального облика воспитанника.

Деятельность воспитателя при этом заключается в организации реальной системы отношений воспитанника с окружающим миром, в создании условий и обстоятельств его развития, в организации просвещения, которое помогает ребенку осмыслить нормы и систему отношений в поведении и труде, выработать определенные качества. При этом учитываются влияния всех объективных и субъективных факторов, формирующих личность. Одновременно это предполагает такую деятельность воспитанника, которая способствует формированию у него необходимых качеств и его сознательную, целенаправленную работу по выработке у себя нужных качеств и преодолению недостатков.

Методика организации экспериментального исследования проблемы

Опытно-экспериментальное исследование по теме диссертации было организовано для решения следующих исследовательских задач:

1. Разработать программу нравственного воспитания учащихся в условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, экспериментально изучить ее эффективность.

2. Разработать экспериментальную модель процесса формирования нравственной воспитанности учащихся в процессе обучения.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня нравственной воспитанности учащихся в процессе обучения.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2000-2002 гг.) - научно-педагогический анализ литературных источников с целью определения исходных теоретических и методологических основ решения поставленной проблемы; разработаны программа экспериментального исследования и его методологический аппарат; изучался наличный уровень нравственной воспитанности учащихся.

Второй этап (2003-2004 гг.) - организована опытно-экспериментальная работа по разработанной программе с целью повышения уровня нравственной воспитанности учащихся дидактическими средствами; проводились измерения и фиксация показателей изменения уровня нравственной воспитанности учащихся экспериментального и контрольного классов.

Третий этап (2004-2005 гг.) - анализировались и обобщались результаты экспериментальной работы, нацеленной на повышение уровня нравственной воспитанности учащихся, осуществлялась статистическая и математическая обработка полученных данных, делались выводы об эффективности примененных педагогических условий в целях совершенствования нравственного воспитания учащихся; текстовое оформление диссертации.

В качестве экспериментальной базы были использованы общеобразовательные школы Республики Татарстан.

На первом этапе эксперимента установлена сущность и структура качества личности «Нравственная воспитанность ученика» и уровни его развития. При этом мы опирались на труды В.И.Андреева, В.И.Бакштановского, М.И.Шиловой, И.Ф.Харламова, вносили некоторые коррективы с учетом нашей проблемы. В составе основных признаков нравственной воспитанности ученика как качества личности мы рассматриваем следующие: 1. Нравственное осознание и осмысление, его проявления; 2. Нравственное поведение, его составляющие; 3. Нравственные чувства, их проявления; 4. Нравственная направленность воли, ее проявления. 5. Нравственно-ценностная ориентация личности.

Оценивались уровневые признаки как основных компонентов нравственной воспитанности, так и составляющих их отдельные качества личности.

На втором формирующем этапе обеспечивалось активное формирование нравственных качеств личности учащихся дидактическими средствами, т.е. в процессе изучения учебных дисциплин, использования всех возможностей учебного процесса, изучалась эффективность педагогических условий в повышении уровня нравственной воспитанности школьников.

Данная модель связывает в единое целое все взаимодействующие педагогические явления, процессы, категории, обеспечивающие формирование нравственных качеств личности, ее нравственную воспитанность. Исходя из характеристики понятия «нравственная воспитанность» (см. 1.1, 1.2), следует, что это качество надо рассматривать как социальное явление. На формирование нравственных качеств личности оказывает влияние ряд социальных факторов. В нашей модели мы выделяем как главные три фактора, подчеркивающие необходимость исследования и поиска путей решения проблемы нравственной воспитанности учащихся.

Как было показано выше, в современных условиях таковыми являются:

1. Социально-экономический фактор, обусловливающий совокупность современных требований к нравственным качествам человека.

Государственная социально-экономическая политика нуждается в пересмотре существующей воспитательной парадигмы, ибо функционирующая в стране система воспитания полностью не обеспечивает эффективное решение проблем нравственного воспитания личности.

2. Этнокультурный фактор, отражающий устойчивые требования на родных воспитательных традиций, обычаев и сформировавшихся нравов к личным качествам человека.

Однако они вступают в противоречие с развивающимся нравственным прогрессом, что подчеркивает актуальность проблемы совершенствования нравственного воспитания молодежи.

3. Современная молодежная субкультура как фактор, проникающий и влияющий на внутренний мир, нравственное формирование подрастающего поколения.

Понижение у современной молодежи общей культуры, воспитанности, в т.ч. низкий уровень нравственной воспитанности определяют проблему нравственного воспитания как актуальную. t

Отмеченные выше факторы, подчеркивающие остроту проблемы нравственного воспитания, позволили нам сформулировать тему, цель и задачи научно-экспериментального исследования.

Основными принципами, которыми мы руководствовались в процессе опытно-экспериментальной работы, являются: - единство воспитания, обучения, развития личности; - воспитывающий характер обучения; - принцип гражданственности (гуманистическая направленность, социальная и личностная значимость содержания обучения); - прикладная направленность обучения, осознание востребованности в жизни; - единство группового и индивидуального обучения (общность интересов, чувство ответственности); - соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; - сознательность и творческая активность учащихся. Реализация экспериментальной программы осуществлялась на основе следующих подходов: этнопедагогического, целостного, личностно-ориентированного, дидактического, интегративного, деятельностного. Были использованы следующие методы для реализации задач исследования: - использование воспитательных возможностей методов обучения; - интегрированные уроки; - проектный метод; - дидактические игры как метод обучения; - наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование; - изучение и обобщение педагогического опыта; - педагогический эксперимент; - методы математической и статистической оценки результатов.

Выявление возможностей учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы в формировании нравственной воспитанности у подростков

Система нравственного воспитания учащихся в общеобразовательной школе осуществляется на основе известных в воспитательной практике технологиях нравственного воспитания, направленных на социализацию личности, подготовку выпускников к жизни.

В реализации программы нравственного воспитания сельской молодежи необходимо учитывать современную социально-экономическую, политическую, духовную ситуацию в обществе: нестабильность общественного положения; наличие множества проблем; многопартийность; плюрализм мнений и т.д.

Современное молодое поколение: - это поколение несоветской молодежи; - у этого поколения существенно изменились ценностные ориентации; - оно нацелено на достижение конкретного жизненного успеха, для многих богатство играет важную роль в системе жизненных приоритетов и альтруистические ценности стоят не на первом плане.

Это подтверждается материалами социологических исследований, предпринятых нами на первых этапах эксперимента: 72,4% выпускников школ отмечают, что хотели бы стать богатыми законным путем, 7,7% - хотят стать богатыми даже с риском уголовного наказания. Почти для 50% учащихся старшеклассников привлекательность выбираемой профессии связана с высоким денежным доходом, 64% респондентов предпочтительным считают работать.

Ниже приводится методика, разработанная нами в ходе проводимого исследования для организации экспериментальной учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах.

Занятие для учащихся начальных классов Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: В сотворчестве с детьми обозначить нравственные принципы взаимоотношения людей, их личные моральные качества, без которых продвижение общества к лучшему будущему невозможно.

С учетом возрастной психологии, используя разнообразные дискуссионно-игровые формы актуализации творческой активности детей, пробуждающие интерес к данной теме, предлагается рассмотреть - с точки зрения самосовершенствования - наиболее важные качества, лежащие в основе нравственного воспитания. Целесообразно рассматривать как необходимые положительные, так и недопустимые отрицательные моральные качества личности, определяемые нравственными принципами.

Например, можно предложить к обсуждению следующие качества личности:

- положительные - благодарность, вежливость, верность, добросовестность, дружелюбие, ответственность, отзывчивость, скромность, смелость, терпеливость, трудолюбие, честность и т.д.; - отрицательные - безжалостность, грубость, зависть, зазнайство, лень, лицемерие, нечестность, скупость, страх, трусость, эгоизм и т.д.

Для справки: Воспитание нравственности (из словарей по философии и этике): Социальная значимость воспитания нравственности велика и очевидна: общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель.

Воспитание нравственности ориентированно на общечеловеческие ценности, гуманистическую перспективу истории общества.

Воспитание нравственности - это воспитание человека в его целостности, формирование фундаментальных человеческих качеств. Это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей; выработка им способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеж 88 дения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Отдельный индивид сам по себе не может стать нравственной личностью. Это возможно только в обществе, в семье, коллективе, в общении.

Воспитание нравственности не протекает самопроизвольно как составная часть социализации. Окружающие люди и общественные институты могут оказывать на человека как морально формирующее, так и деморализующее влияние.

Воспитание нравственности неотрывно от самого существования человека, его жизни как разумного существа, обладающего свободой выбора. Оно есть процесс нравственного самоопределения человека, создания самого себя посредством собственных поступков и поведения. Невозможно нравственно воспитать человека без его личного участия в этом процессе, без его доброй воли и сотрудничества, самовоспитание - существенная часть, основа воспитания нравственности.

Занятия с учащимися средних и старших классов: I. Беседа Занятие строится на стремлении заинтересовать учащихся, привлечь к активному участию в дискуссии посредством включения их логического и творческого (образного) мышления через постановку вопроса, позволяющего определить причинно-следственные связи какого-либо явления.

В качестве исходной причины, предлагается взять, исходя из выбранной темы, то или иное утвердившееся в характере человека качество и предложить учащимся определить, к каким последствиям это может привести (см. список «Черты личности»). Обсудить, как данное (нравственное) качество может повлиять: - на будущие семейные отношения; - на отношение с друзьями, коллегами; - на всю дальнейшую жизнь. Рассмотреть последствия - если выбранное качество будет свойственно: а) одному человеку, б) группе людей, в) обществу. Необходимо учесть, что для лучшего усвоения темы следует рассматривать как отрицательные, так и положительные свойства характера. Цель занятия: - заинтересовать учащихся темой самосовершенствования; - способствовать самостоятельному выводу (не обязательно озвученному) о необходимости работы над собой - для лучшего будущего как своего, так и общества в целом; - способствовать развитию культуры мышления и одной из важнейших ее составляющих - умению правильно определять причинно следственные связи.

Похожие диссертации на Формирование нравственной воспитанности у подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин