Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба) Перес Сильва Сельва Долорес

Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба)
<
Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба) Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба) Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба) Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба) Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба) Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба) Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба) Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Перес Сильва Сельва Долорес. Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба) : ил РГБ ОД 61:85-13/869

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ДИАЛЕКТНО- МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 13

I. Сущность и структура диалектико-материалистического мировоззрения 13

2. Создание системы научных понятий как необходимая предпосылка формирования мировоззрения 26

3. Формирование диалектического мышления школьников 35

ШВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛЕКТНО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО

МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 43

I. Мировоззренческие возможности содержания образования предметов естественного цикла в 5 - 6 кл 43

2. Организация процесса формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на уроках 56

3. Реализация межпредметных связей как условие формирования диалектико-материалистического мировоззрения школьников 77

4. Оценка эффективности результатов исследования... 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112

СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 116

Введение к работе

Победный 1959 год открыл новую эру в истории кубинского народа, которая ознаменовалась коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями в облике страны. На пути социалистического развития Республика Куба достигла значительных успехов. Особое восхищение в мире вызывают ее успехи в области просвещения. Выражаются они прежде всего в ликвидации неграмотности, что В.И. Ленин считал главной задачей в борьбе за просвещение масс, в решении политических и экономических задач. Воплотились эти успехи в национализации системы образования, в переходе к бесплатному обучению, в совершенствовании содержания, форм и методов обучения. "Эти успехи, - как отметил Первый Секретарь ЦК Компартии Кубы, Председатель Государственного Совета и Совета Министров Республики Куба Фидель

Кастро Рус в докладе на II съезде партии Кубы, - усилили интерес к нашей системе образования" .

И сегодня Коммунистическая партия нашей страны постоянно уделяет большое внимание коммунистическому воспитанию трудящихся. В Программе Коммунистической партии Кубы записано: "Наше воспитание основывается на историческом прогрессивном опыте прошлого, на интересах рабочего класса и своей целью имеет формирование научного диалектико-материалистического мировоззрения у всего народа..." .

Политика Компартии Кубы в области образования и воспита-1 Доклад ЦК Компартии Кубы II съезду партии. - В кн.: II съезд

Коммунистической партии Кубы. М.: Политиздат, 1982, с. 26. * Программная платформа Коммунистической партии Кубы. - В кн.:

I съезд Коммунистической партии Кубы. М.: Политиздат, 1976, с. 87.

4 ния подрастающего поколения основывается на марксистско-ленинской концепции о всестороннем развитии личности и на принципах выдающихся деятелей кубинского революционного движения X. де Л. Кабальйеро, Ф. Варелы, X. Марти, ф. Пайе, Фидель, оставивших нам ценные мысли по проблеме воспитания подрастающего поколения.

Работа кубинской общеобразовательной школы направлена сегодня на формирование всесторонне развитой, социально активной личности, владеющей системой коммунистических взглядов и убеж-дений, личности, правильно выражающей свое отношение к окружающей природной и социальной среде, которые определяют идейную направленность всей ее жизни и деятельности, то есть владеющей диалектико-материалистическим мировоззрением.

II съезд Компартии Кубы, последующие Пленумы ЦК ШЖ /декабрь, 1984 г.; январь, 1985 г./ вновь указали на необходимость усиления воспитательной работы, совершенствования форм и методов идейно-политического и нравственного воспитания молодежи. "У учащихся и молодежи, - говорится в Тезисах о политическом воспитании II съезда Компартии Кубы, - необходимо постоянно развивать классовое самосознание, воспитывать их на славных революционных традициях нашей партии, рабочего класса. Задача школы - последовательно воспитывать наших школьников в духе социалистического патриотизма, пролетарского интернационализма. Надо донести до сознания каждого школьника ясное понимание той громадной роли, которую играют для судеб нашей страны, всего человечества дружба, единство и сплоченность народов социалистических стран и коммунистов всего мира" *. И далее: "...еще * Тезис о политическом воспитании.I - II съезд Компартии Кубы. 1975, с. 392. более возрастает роль школы в деле коммунистического воспитания учащихся и, в частности, в деле формирования научного мировоззрения, овладения основами марксизма-ленинизма, сознательного претворения в жизнь его всепобеждающих идей" .

В соответствии с этими руководящими положениями необходимо усилить воспитательную работу при изучении основ наук в школе, максимально реализовать возможности каждого учебного предмета в формировании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся как центрального звена всей работы по воспитанию подрастающего поколения.

Проблеме формирования диалектико-материалистического мировоззрения молодежи в процессе обучения много уделяли внимания выдающиеся советские педагоги и деятели народного образования А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.И. Калинин и др. В последние годы этой же проблеме посвятили свои труды В.А. Сухомлинский, Э.И. Моносзон, М.Н. Скаткин, М.Н. Алексеев, И.В. Сысоенко, А.В. Киричук, Ю.А. Самарин, Н.А. Менчинская, Н.А. Репа и др. .

Среди кубинских авторов, которые занимаются проблемами формирования мировоззрения школьников, следует назвать прежде всего Луиса Прадо, Франциско Трапага, Зинелу Перес и др.

В современных педагогических и психологических исследованиях значительное место заняла разработка вопроса о мировоззренческих функциях отдельных учебных предметов естественно-научного цикла. Сделаны попытки отобрать в каждом из предметов мировоззренческий материал, раскрыть мировоззренческие возможности как в содертательном, так и в методическом плане. Среди советских учёных - А.С. Алекшкевич, Е.П. Бруновт, P.M. Рогова,

Резолюция о воспитательной политике. Тезисы I - II съезов Компартии Кубы. 1975, с. 369.

Т.П. Герасимова, А.С. Ермошкина, В.Н. Мощанский и др. т В некоторых работах кубинских авторов сделана попытка рассмотреть теоретические основы формирования концепции мира, психологические аспекты его формирования в личности, определить пути и формы работы по воспитанию у учащихся коммунистической точки зрения на окружающую действительность в учебной работе, в деятельности пионерской и других молодежных организаций, в общественно полезной работе; определить роль семьи в идеологическом воспитании нового поколения.

Отдельные авторы рассматривают условия формирования научного мировоззрения. Так, Луис Прадо в работе "Мировоззренческие понятия" * раскрывает сущность мировоззрения, определяет некоторые критерии выделения мировоззренческих понятий в содержании школьных предметов, указывает на роль научного мировоззрения в идеологическом воспитании молодежи. Кубинский автор Франциско Трапага в статье "Коммунистическое воспитание школьников в про-цессе обучения биологии" рассматривает воспитательные возможности биологических знаний в идеологическом воспитании школьников. Автор подчеркивает, что определяющей целью изучения биологических наук является формирование коммунистического мировоз-

Формирование коммунистического мировоззрения школьников средствами школы, семьи и общества. - Коллектив авторов Госуд. Семинарии. Ла Гавана, 1979 /1-я часть/.

Прадо Луис. Мировоззренческие понятия /Документ учебно-методического управления/. Ла Гавана; Мин. Высш. Образования Кубы. 1979.

Трапага Ф. Коммунистическое воспитание школьников в процессе изучения предметов биологии. - В кн.; Дидактика биологии. Ла Гавана: Народное воспитание, 1976. зрения на основе современных достижений биологической науки. Занела Мира Перес в своей статье "Научное понимание школьниками картины мира" подчеркивает, что концепция мировоззрения зависит от социального строя и уровня развития человеческих знаний. В этой же работе автор излагает некоторые критерии сформированно-ти мировоззренческих понятий у учащихся, дает ряд рекомендаций относительно формирования мировоззрения школьников .

Таким образом, различные исследователи избранной наш проблемы исследования раскрывают те или иные аспекты учебной, внеклассной работы по формированию мировоззрения школьников, показывают роль отдельных предметов в формировании научного мировоззрения у школьников в процессе обучения.

Общим недостатком этих исследований, с нашей точки зрения, является то, что в них не рассматриваются в должной мере вопросы подготовки школьников к формированию основ диалектико-материа-листического мировоззрения в процессе обучения, не разработаны критерии количественных и качественных показателей сформирован-ности основ диалектико-материадиетического мировоззрения школьников в процессе обучения в начальной школе, слабо разработана методика работы по формированию мировоззрения учащихся на первых этапах изучения основ наук.

Изучение современного состояния школьной практики показало, что наряду с большими успехами кубинской школы в формировании диалектико-материалистического мировоззрения учащихся все еще имеются существенные недостатки в этой работе. В частности, в процессе овладения учащимися основами наук порой происходит формальное усвоение естественнонаучных и обществоведческих

Мира Перес 3. Научное понимание мира. - Варона. Ла Гавана: Пед. ин-т им. Э.Х. Варона, 1981. знаний, недостаточно эффективно формируется научное диалектико-материалистическое мировоззрение школьников; не в полной мере используется мировоззренческий потенциал естественнонаучных дисциплин школьного курса, заложенный в программах и учебниках; почти не используются богатые возможности внутрипредметных и межпредметных связей, слабо раскрываются причинно-следственные связи между процессами, объектами и явлениями природы. В преподавании предметов естественнонаучного цикла отсутствует должная согласованность, необходимая для выработки у учащихся диалектического мышления, предполагающего умение рассматривать явления в развитии, всесторонне, со всеми существенными взаимосвязями, причинами и следствиями. А это значит, что мировоззренческие возможности этих предметов реализуются не полностью.

Таким образом, углубленное изучение данной проблемы указывает на необходимость разработки научно обоснованной системы формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, выработки методических рекомендаций по совершенствованию процесса формирования научных взглядов и убеждений учащихся.

Учитывая теоретическую и практическую актуальность данной проблемы, мы избрали темой исследования "Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения /на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба/".

Объект исследования - процесс формирования научного мировоззрения школьников 5 и 6 классов общеобразовательной кубинской школы в условиях социалистического преобразования общества.

Предметом исследования являются пути, средства и условия формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе их обучения.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе изу-

9 чения и анализа опыта работы школ Республики Куба и педагогических исследований разработать оптимальную систему, раскрыть пути и условия.формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся в процессе изучения предметов естественного цикла.

В основу исследования было положено предположение, которое заключалось в следующем: если в учебной деятельности четко определять цели формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников, в процессе их обучения обеспечить оптимальную мировоззренческую направленность в содержании и методах обучения, целенаправленно организовывать познавательную деятельность школьников по выработке умений теоретического и практического применения мировоззренческих идей, то тем самым у учащихся будут успешно формироваться основы диалектико-материалистического мировоззрения.

Задачи исследования состояли в том, чтобы: рассмотреть содержание, структуру диалектико-материалистического мировоззрения, его роль в коммунистическом строительстве ; исследовать мировоззренческие возможности предметов естественного цикла /ботаники и географии в 5 и 6 кл./ и выделить мировоззренческие идеи в их содержании; рассмотреть процесс формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся при изучении предметов естественного цикла и определить наиболее эффективные пути и средства его становления; разработать и апробировать критерии сформированности диалектико-материалистического мировоззрения учащихся и определить практические рекомендации, содействующие улучшению этой работы в школе.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили произведения основоположников марксизма-ленинизма, решения съездов Коммунистической партии Кубы, постановления Пленумов Ш Компартии Кубы и Кубинского. Государства.

Ведущими методами исследования были: теоретический анализ трудов классиков марксизма-ленинизма, научно-педагогической, психологической, методической, программно-методической литературы; историко-генетический метод и метод системно-структурного анализа; изучение, теоретический анализ и обобщение опыта работы передовых школ и учителей Республики Куба; опытно-экспериментальная работа по формированию основ диа-лектико-материалистического мировоззрения учащихся 5 и 6 классов.

Исследование проводилось в четыре этапа.

На первом, подготовительном, этапе /1979 - 1980 гг./ изучались труды классиков марксизма-ленинизма, партийные документы, анализировалась философская, психолого-педагогическая литература по проблеме формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения у школьников в процессе обучения. Обобщался опыт работы лучших учителей по формированию мировоззрения учащихся 5 и 6 классов в нашей стране, определялись исходные позиции исследования, его цели, задачи, гипотеза, методы.

Второй этап /1980 - 1982 гг./ включал в себя изучение и диагностику уровня усвоения понятий учащимися и уровня сформи-рованности основ диалектико-материалистического мировоззрения учащихся 5 и 6 классов при изучении предметов естественного цикла /всего анкетированием было охвачено 1097 школьников/.

На третьем этапе /1982 - 1983 гг./ предусматривалось непосредственное проведение экспериментально-педагогической рабо- ты, в процессе которой исследовалось целенаправленное формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения учащихся, осуществлялась проверка рабочей гипотезы.

Четвертый этап /1983 - 1984 гг./ включал всесторонний анализ и проверку достоверности данных экспериментально-педагогической работы, а также внедрение результатов исследования в практику работы школы Республики Куба.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем раскрыты особенности формирования основ диалектико-материалистического мировоззрения в процессе обучения и воспитания учащихся 5 и 6 классов начальной кубинской школы, разработаны и апробированы критерии сформированности основ диалектико-материалистического мировоззрения, определены основные пути, средства и обоснованы эффективные педагогические условия формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся 5-6 классов массовой кубинской школы.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что его положения и вывода будут способствовать дальнейшей разработке и решению проблемы формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся; на его базе выявлены особенности и конкретное содержание процесса формирования диалектико-материалистического мировоззрения учащихся 5 и 6 классов; теоретически обоснован комплекс педагогических действий, направленных на успешное решение задач формирования у учащихся основ диалектико-материалистического мировоззрения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в соответствии с обоснованными теоретическими положениями в нем разработана, экспериментально проверена и апробирована в широкой педагогической практике системы работы по формированию

12 основ диалектико-матєриалистического мировоззрения учащихся 5 -6 классов массовой кубинской школы. Разработана доступная для учителей начальной кубинской школы методика изучения уровня сформированности основ диалектико-матєриалистического мировоззрения. На основе исследования сформулированы рекомендации, которые могут быть использованы учителями школ в своей работе по формированию мировоззрения школьников, авторами и методистами при написании учебников и учебных пособий.

Структура работы, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы.

Во введении обосновывается выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, формулируется научное предположение, охарактеризована методологическая основа, этапы и база исследования, его научная новизна, теоретическое значение и практическая значимость.

В первой главе - "Психолого-педагогические основы формирования диалектико-матєриалистического мировоззрения" - дан теоретический анализ проблемы формирования диалектико-матєриалистического мировоззрения учащихся, определены исходные предпосылки экспериментального исследования.

Вторая глава диссертации - "Формирование диалектико-матєриалистического мировоззрения школьников в процессе обучения" -посвящена анализу содержания учебно-воспитательного процесса, мировоззренческих возможностей содержания предметов естественного цикла и на основе данных эксперимента определению путей и условий формирования основ диалектико-матєриалистического мировоззрения учащихся в процессе обучения. Здесь же определены критерии сформированности основ диалектико-матєриалистического мировоззрения учащихся, изложены практические рекомендации. ІЗ ГЛАВА І. ЛСЖОЛОГО-ІЩАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛДАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ І. Сущность и структура диалектико-материадиетического мировоззрения

На различных этапах исторического развития люди придерживались различных взглядов и представлений. В каждую эпоху возникало соответствующее мировоззрение, и в каждой общественно-экономической формации оно имело свои специфические особенности, выражающие интересы и условия общественной жизни тех или иных классов и групп в обществе.

Величайшие'учителя пролетариата К. Маркс, Ф. Энгельс и В,И. Ленин в своих произведениях уделяли большое внимание вопросам формирования научно-материалистического мировоззрения у подрастающего поколения. К. Маркс и Ф. Энгельс открыли законы формирования мировоззрения и всестороннего развития личности, дали диалёктико-материалистическое объяснение этим процессам. Они постоянно подчеркивали, что формирование научного мировоззрения является основным звеном в системе коммунистического воспитания человека нового коммунистического общества.

Вот почему и в Программе коммунистического строительства на Кубе, и в документах I и II съездов Коммунистической партии Кубы важное место отводится задаче воспитания нового человека, формированию у него "коммунистической сознательности, готовнос- т ти, воли и умения строить коммунизм" . Это положение законодательно закреплено и в новой Кубинской Конституции, провозгласившей, что одна из основных задач нашего социалистического государства - воспитание человека коммунистического общества, владеющего основами научного марксистско-ленинского мировоззрения. 1 Материалы I и II съездов КПК, 1975, с. 240.

Мировоззрение вообще - целостная система взглядов на мир, место и назначение человека в нем. Оно складывается под влиянием различных форм общественного сознания, достижений науки, общественной жизни, посредством усвоения общественного опыта. Характер мировоззрения определяется образом жизни, уровнем социального развития духовной культуры, состоянием просвещения и воспитания. Это с одной стороны. А с другой - это отражение в наиболее обобщенном виде окружающей человека действительности и наиболее общих потребностей человека.

В мировоззрении можно выделить две стороны - объективную и субъективную. Будучи относительно самостоятельными, эти стороны находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, и изменение одной влечет за собой изменение другой стороны мировоззрения. Поэтому характер мировоззрения определяется содержанием объективной и субъективной сторон.

Если мировоззрение не адекватно отражает окружающий мир, то оно не может быть научным. Однако степень полноты и глубины отражения действительности существенно зависит от потребностей и интересов того или иного класса, так как классовые позиции определяют видение мира.

Мировоззрение социалистического общества существенно отличается от мировоззрений всех предшествующих эпох. Это революционное, последовательно научное мировоззрение, направленное против буржуазной идеологии и являющееся основой коммунистического воспитания масс.

Основными чертами такого мировоззрения являются; диалекти-ко-материалистический подход к объяснению явлений природы, общественной жизни, познания; оптимизм в отношении перспектив общественного развития; гуманизм, социалистический патриотизм и пролетарский интернационализм; единство теории и практики, тес-

15 ная связь научного мировоззрения и коммунистической морали; воинствующий атеизм и непримиримость к любым проявлениям буржуазной идеологий. "Формировать коммунистическое мировоззрение, -как отмечалось на I и II съездах Компартии Кубы, - это значит: вооружать подрастающее поколение глубоким пониманием законов общественного развития, знанием исторического опыта партии Кубы, истории революционной борьбы и социалистического строительства; учить самостоятельно разбираться в сложных и многообразных явлениях современной действительности, воспитывать беспредельную верность делу партии; прививать коммунистическое отношение к ТРУДУ; неустанно обогащать свою память всеми знаниями, которые накопило человечество; вырабатывать у юношей и девушек гражданскую зрелость, готовность строго соблюдать принципы коммунистической морали, формировать умение и потребность отстаивать свои взгляды и убеждения" .

В неисчерпаемо богатом теоретическом и практическом наследии В.И. Ленина содержится достаточно полное определение сущности научно-материалистического мировоззрения, раскрывается его роль и задачи.

Еще в 1903 году, выступая в газете "Студент", В.И. Ленин связывал задачи революционной молодежи с необходимостью изучения марксизма с целью выработки целостного мировоззрения.

В.И. Ленин дал классическое определение научно-материалистического мировоззрения. Характеризуя "Манифест Коммунистической партии", он писал: "В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория т Материалы I и II съездов Компартии Кубы, 1975, с. 245. классовой роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества" .

Как стройная система взглядов на мир мировоззрение дает человеку целостное понимание происходящих в мире явлений и одновременно оказывает определенное влияние на поведение людей, на их психологию, на всю их практическую деятельность, помогая им правильно определить свое место в обществе, уяснить цель и смысл жизни, выработать жизненные идеалы, соответствующие нашей социалистической действительности, и т.д.

Ясно, что марксистско-ленинское понимание мировоззрения исходит из его главной социальной функции - содействовать победе коммунистических общественных отношений, носителем и выразителем которых должен быть и новый исторический тип личности. А отсюда вытекает вывод, что решение социально-экономических и идейно-политических задач коммунистического строительства неотделимо от научно-учебных и воспитательных задач формирования коммунистической сознательности и ее ядра - диалектико-материалистическо-го мировоззрения у всех членов общества.

Таким образом, по своему содержанию мировоззрение является совокупностью научных знаний и убеждений о природе и обществе, о человеке и его месте как конкретно-исторической личности в окружающем мире. Они становятся действенной силой только тогда, когда осознаются нами с целью уяснения своего отношения к действительности и задачам общественного развития, то есть своего поведения. Мировоззрение личности следует рассматривать не как призму, сквозь которую человек рассматривает мир, а как увеличительное стекло, что дает возможность увидеть свои возможности, полнее и сознательнее ориентировать свою деятельность на достижение общественно значимых результатов. -*Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 48.

Не менее важное методологическое значение имеет вопрос о структуре мировоззрения. Сложность проблемы определяется спецификой духовного мира личности, характером ее отношений и практических действий. Сегодня существует несколько подходов к изучению структуры нашего миропонимания. Продуктивным подходом к изучению сущности мировоззрения является анализ собственно мировоззренческих структур в их целостной системе. Он требует перехода от рассмотрения внешних проявлений к анализу внутреннего механизма функционирования мировоззрения, изучения принципов и законов взаимосвязи его элементов. Зто дает возможность раскрыть именно те элементы и их соотношение, целенаправленное влияние на которые обеспечивает повышение эффективности функционирования мировоззрения в преобразующей деятельности человека.

Составными элементами мировоззрения исследователи выделяют знания, представления, убеждения, мировоззренческие принципы и идеалы. От содержания, степени развития и общественной значимости этих духовных образований зависит и эффективность функционирования мировоззрения.

Охарактеризуем структурные элементы и их взаимодействие в мировоззренческой системе.

Как известно, мировоззрение основывается на определенных знаниях. Научные знания выступают основополагающим компонентом мировоззрения. В процессе трудовой деятельности, общения с другими людьми, в процессе овладения духовной культурой у человека возникает потребность познать мир, взаимосвязи вещей и явлений, познать себя. Это не самоцель, а жизненно необходимое обстоятельство для того, чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире. Таким образом, к знаниям, на которых основывается мировоззрение, могут быть отнесены не всякие, а такие, в которых, во-первых, заключается определенное понимание /а следовательно, и

18 объяснение/ взаимоотношений человека с окружающим миром; и, во-вторых, дается та или иная ориентация на деятельность по отношению к социальной и природной среде. Это прежде всего философские, социально-политические, естественнонаучные и другие знания.

Знания, входящие в мировоззрение, не совпадают со всей совокупностью знаний, которые дают науки. В мировоззрение включаются лишь те знания, которые определяют место и назначение человека в обществе и в природе и его отношение к ним. Поэтому одним из важнейших путей формирования коммунистического мировоззрения является овладение всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, теоретический и философский уровень которых способен обеспечить уровень мышления, необходимый для свободной ориентации в новом знании.

Для каждой науки характерно изучение закономерностей определенной области объективного мира, и, соответственно, каждый учебный предмет вносит свой вклад в формирование мировоззренческих взглядов учащихся. Естественные науки, нашедшие отражение в содержании школьного образования, помогают учащимся постигнуть главную мировоззренческую идею о материи как источнике и первопричине всего. Изучая многообразие объектов материального мира, включая человека, школьники узнают, что все это - результаты развития материи.

Особо необходимо указать на усиление взаимосвязи между естественнонаучными знаниями с различными социальными институтами, сферами и явлениями общественной жизни, которое наблюдается на современном этапе развития общества. Это усиление и обусловливает возрастание роли естествознания в формировании как общественного сознания в целом, так и мировоззрения отдельной личности. Естественнонаучное отражение действительности, отвечая определенным потребностям материального производства и других видов

19 социальной практики, содержит в себе как ценностные ориентации определенных классов, партий и личностей, на основе которых строится их деятельность, так и собственно философское представление, что является теоретической базой их мировоззрения и идеологической интерпретации самих знаний.

Мировоззренческое значение естественнонаучного знания глубоко раскрыто в философском наследии В.И. Ленина.

Другим элементом научного мировоззрения выступают представления и взгляды. Они складываются на основе общего понимания и обобщенной оценки явлений действительности, имеющих существенное жизненное значение.

Важнейшая особенность гносеологической природы мировоззренческих представлений и взглядов состоит в том, что в них отражены не отдельные свойства предмета или явления реального мира, а явление в целом, со всеми присущими ему положительными и отрицательными свойствами с точки зрения потребностей субъекта. Неоднородность, противоречивость и динамизм явлений социальной жизни находят свое выражение в представлениях и взглядах человека такими, какие они есть. По нашему мнению, мировоззренческими можно назвать только те представления и взгляды, которые ориентируют, определяют активную деятельность людей, совпадают с ней и реализуются в ней.

Очень важным элементом целостной структуры мировоззрения является убеждение. Их часто и по праву называют главным элементом мировоззрения. Это объясняется природой человеческой деятельности, ее активным, целеполагающим характером. Известно, что успех всякой человеческой деятельности зависит от того, как в ней согласуются объективная оценка с субъективной готовностью действовать, то есть от глубокой убежденности в необходимости и правомерности своих действий. Следовательно, убеждения определя-

20 ют жизненную позицию личности, сознательное и активное отношение к действительности, а в конечном результате - ее социальную зрелость, целостность и неповторимость. Общественная значимость, глубина и прочность убеждений определяют общественно-историческую ценность личности. Поэтому интегративный характер диалектической взаимосвязи знаний, представлений, взглядов и убеждений составляет структурно-логическую сущность мировоззрения личности. Именно такое качество личности имел в виду К. Маркс, когда говорил, что идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения, преобразуются в узы, из которых нельзя освободиться, не разорвав своего сердца.

Важным структурным компонентом научного мировоззрения являются идеалы - как самая высокая цель деятельности личности, ее желаний. Идеалы бывают идейно-политические, нравственные, эстетические. Они несут в себе все самое лучшее, самое совершенное, чем богата наша действительность.

Особое место в структуре мировоззрения занимают общественные идеалы. Они объединяют людей, содействуют достижению общественно важной цели, помогают преодолевать жизненные неурядицы. Это своеобразные ориентиры, маяки, которые освещают путь человеку, зовут вперед.

В основе коммунистического идеала лежит развитие творческих сил каждого человека, который гармонично объединяет в себе духовные богатства, нравственную чистоту и физическое совершенство.

Многие из исследователей этой проблемы выделяют в структуре мировоззрения ценностные ориентации как относительно стойкие избирательные направленности потребностей личности на определенную группу социальных ценностей.

Мировоззрение человека формируется в системе ценностных

21 общественных отношений, где важную стимулирующую функцию выполняют потребности. Именно они и определяют отношение личности к окружающей действительности, побуждают ее к целенаправленной деятельности. Ценностные ориентации лежат в основе мотивов деятельности человека и связаны с ее чувствами, стремлениями.

Однако ни знания, ни представления и взгляды, ни убеждения как сами по себе, так и в своем единстве не в состоянии выявить свою активность и действенность. Они могут быть только идеальной основой мировоззрения, для реализации которой необходима практическая деятельность. В процессе общественно-исторической практики формируются мировоззренческие принципы как социально-психологические регулятивы практической деятельности человека.

У мировоззренческих принципов ведущим выступает принцип единства теории и практики.

Принцип единства теории и практики выступает в мировоззрении ведущим потому, что он взаимодействует во всеми структурными элементами системы, соединяет их в диалектическое единое целое. На основе этого принципа содержание мировоззрения как в целом, так и в отдельных структурных элементах носит нормативно-ценностный характер. Такой характер мировоззрения проявляется в единстве научных знаний, идей и норм поведения субъекта в практической деятельности.

Важную роль в формировании мировоззрения личности играют и такие принципы, как: материалистическое понимание сущности труда, общественной природы коллективизма и гуманизма, коммунистической перспективы общественного развития и др., в которых сегодня получает отражение совокупная общественно-историческая практика человечества.

Благодаря"действию" мировоззренческих принципов, мировоззрение становится внутренней ориентацией человека в жизни, в практической деятельности. Иначе говоря, человек приобретает на основе мировоззрения стратегическую программу методологической и идеологической ориентации.

Но мировоззрение является категорией не только социально-философской, но и психолого-педагогической.

Развивая положения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина об идеологической работе с трудящимися и, в частности, с подрастающим поколением, выдающиеся деятели Коммунистической партии Советского Союза М.И. Калинин, Н*К. Крупская, талантливые педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. внесли значительный вклад в разработку теории и практики формирования у молодежи диалектико-материалистического мировоззрения.

В педагогических трудах М.И. Калинина большое место занимает проблема формирования диалектико-материалистического мировоззрения молодого поколения.

Определяя задачи воспитания, М.И. Калинин говорил о формировании научного мировоззрения молодежи: "Такая формулировка в общих чертах охватывает все, что мы вкладываем в понятие воспитания, как-то: внедрение определенного мировоззрения, нравственности и правил человеческого общежития, выработку определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развитие определенных физических свойств и т.п." . Следовательно, воспитывать человека - это значит формировать его физически и умственно, формировать в нем научное мировоззрение.

Калинин считал, что коммунистическое мировоззрение должно определять поведение и деятельность человека. "Для того, чтобы быть крепким коммунистом, требуется прежде всего твердое коммунистическое мировоззрение. Коммунистическое мировоззрение да-Ї Калинин М.й. О коммунистическом воспитании. - М.: Учпедгиз, 1956, с. 178. ет нам возможность умело подходить к каждому вопросу, правильно подойти к каждому явлению" .

В деле формирования характера и научного мировоззрения Калинин придавал большое значение самообразованию, которое является важным средством развития личности, ее кругозора. Самообразование Калинин оценивал, с одной стороны, как осознанный акт, стремление к знанию, с другой - как волевой акт, как преодоление трудностей в достижении самих знаний. Такое самообразование - действительно важное средство формирования научного мировоззрения.

По мнению М.И. Калинина, для формирования научного мировоззрения требуются: сознательное овладение основами научных знаний; связь обучения и воспитания с жизнью, с социалистической действительностью, производительным трудом; наглядность, конкретность преподавания; самообразование; высокая идейность учителя, уїление преподавателя использовать жизненные факты; участие социалистической семьи, комсомольской и пионерской организаций.

Среди задач советской школы, говорила Н.К. Крупская, важное место занимает утверждение в сознании молодого поколения нового, подлинно научного мировоззрения - диалектического и исторического материализма. Эта задача решается на основе сознательного усвоения научных знаний и их применения в жизни, на практике.

Единство обучения и воспитания молодого поколения в школе с интересами социалистического строительства, с практикой рассматривалось Н.К, Крупской как главное условие сознательного усвоения научных знаний и как важнейший фактор формирования научного мировоззрения.

Исходя из ленинских указаний, Н.К. Крупская рассматривала формирование основ марксизма-ленинизма в сознании учащихся как важнейшую сторону развития личности. Школа должна дать учащимся I Калинин М.И. О коммунистическом воспитании, с. 108.

24 знание законов развития природы и общества. Школьное обучение необходимо связать с участием детей в общественно полезном труде, и на этой основе школа должна воспитывать учащуюся молодежь в духе коммунистической морали, в духе марксистско-ленинской теории. По мнению Крупской, основы марксистско-ленинского мировоззрения закладываются уже в детские годы.

Среди предметов, изучаемых в школе, особое место в формировании материалистического мировоззрения Н.К.. Крупская отводила т естествознанию , которое помогает человеку понять причины явлений природы, а овладение законами природы дает человеку возможность изменять природу. "Наша школа, - писала Н.К. Крупская, - должна давать настоящее , подлинно коммунистическое воспитание... Она должна давать не какие-то обрывки и клочки знаний, а давать самое нужное, самое важное, должна закладывать основы материалистического, марксистско-ленинского мировоззрения... Надо, чтобы ребята научились в школе учиться. Всем им придется в жизни прорабатывать серьез-ный научный материал, и они должны быть к этому готовы" .

Среди всех вопросов коммунистического воспитания А.С. Мака-ренко придавал большое значение формированию коммунистического мировоззрения в сознании подрастающего поколения, хотя и не оставил специальных работ, посвященных этой проблеме. Использование педагогических идей А.С. Макаренко в работе школы способствует более эффективному формированию мировоззрения школьников.

Организованное, целеустремленное воспитание человека происходит прежде всего в школе. "Школа должна бороться за коммунизм с такой же волей, с таким же мужеством, с таким же напряжением,

1 Крупская Н.К. Пед. соч. М., I960, т. 9, с. 686. 2 Крупская Н.К. Пед. соч. М., т. 5, с. 472 - 473. как и все наше общество. И с такой же радостью" *. Придавая огромное значение проблемам воспитания в труде, А.С. Макаренко признавал, что формирование научного мировоззрения молодежи происходит прежде всего на базе сознательного усвоения научных знаний. Организованное, систематическое овладение основами наук осуществляется в школе под руководством учителя, которому в этом процессе принадлежит решающая роль. Поэтому идейная направленность личности самого учителя, его мировоззренческая подготовка имеют большое значение в деле идеологического воспитания учащихся.

Макаренко особо подчеркивал необходимость "марксистски освещенных знаний". Писатель, педагог, ученый должны анализировать действительность, рассматривать каждый факт,.явление с позиций марксизма-ленинизма, что составляет основу формирования научного мировоззрения.

Значительный вклад в разработку вопросов формирования мировоззренческих качеств у учащихся различных возрастных групп внес В.А. Сухомлинский. Он дал образцы комплексного подхода к решению задач, связанных с формированием у молодежи научного мировоззрения, определил основные пути и методы работы, раскрыл роль эмоций в формировании у школьников научного мировоззрения. В работах В.А. Сухомлинского раскрываются особенности овладения мировоззренческими представлениями, понятиями и идеями. Большое значение имеют положения выдающегося педагога о роли общественно полезного труда в формировании коммунистического мировоззрения школьников.

Определенный интерес в плане разработки вопросов мировоззрения школьников имеют также исследования А.Н. Алексеева, 1 Макаренко А.С. Соч. М., 1951, т. 5, с. 343.

Ш.П. Балавадзе, З.А. Зимак, Г.Е. Залевского, Н.Д. Нелюбина, Т.О. Тамбовцева и др.

Коммунистическая партия Кубы постоянно заботится об идейной закалке молодежи, выработке у нее высокого коммунистического сознания, марксистско-ленинского мировоззрения. В практике работы современной кубинской школы широко используется педагогическое наследие выдающихся советских педагогов, результаты научных исследований советских авторов. Передовые кубинские учителя всю свою многогранную деятельность направляют на осуществление задач, поставленных партией в плане формирования у подрастающего поколения коммунистического мировоззрения.

2. Создание системы научных понятий как необходимая предпосылка формирования мировоззрения

Вся система обучения в социалистической школе, содержание школьных предметов, окружающая действительность содействуют формированию научного мировоззрения учащихся. Но если этот процесс будет осуществляться стихийно, самотеком, то знания школьников могут остаться набором конкретных фактов, ценных самих по себе, но не сформированных в целостную и убедительную систему. Чтобы предупредить это, важно раскрывать причинно-следственные связи между предметами и явлениями природы, показывать их объективность и познаваемость, систематически обобщать отдельные факты. Такая работа приведет к формированию у учащихся мировоззренческих понятий разной степени сложности.

Понятия в научной литературе рассматриваются как сложная, логическая, гносеологическая категория. Они являются одной из высших форм мышления, форм отражения материальной действительности.

Особую роль играют понятия в формировании мировоззрения школьников. Они способствуют более полному раскрытию перед учащимися современной научной картины мира. "...Уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий /суждений, заключений/, - подчеркивал Б.И. Ленин, - означает познание человеком все более и более глубокой объективной связи мира" . Знание о природе, ее разнообразии, развитии, которое раскрывается с помощью понятий, составляет фундамент диалектико-материалистическо-го мировоззрения. Усвоение учащимися системы научных понятий необходимо для формирования важнейших мировоззренческих выводов о материальном единстве мира и законах его развития, о познаваемости сложнейших явлений природы и использовании научных знаний в хозяйственной деятельности человека.

Следовательно, для того, чтобы успешно решать задачу выработки у учащихся правильных взглядов на мир, необходимо: а/ выделить в каждом предмете совокупность основных теоретических понятий, обобщений мировоззренческого характера и определить пути их усвоения учащимися; б/ наметить систему межпредметных связей, дающих возможность с общих позиций и с разных сторон раскрыть сущность изучаемых явлений природы и общественной жизни.

Каждый учебный предмет включает систему взаимосвязанных научных понятий, от усвоения которых учащимися зависит качество их знаний по предмету в целом. Без усвоения понятий не может быть сознательного усвоения законов и теорий. Понятия есть знание существенных свойств сторон предметов и явлений окружающей действительности, существенных связей и отношений между ними. В то же время понятия - одна из форм мышления, и выступает оно и как средство познания, и как форма отражения материальной действительности. "Понятие, - подчеркивал В.И. Ленин, - высший продукт

Ленин В.И. Полы. собр. соч., т. 29, с. 361. мозга, высшего продукта материи" .

В отличие от представлений и житейских понятий научные понятия отражают не непосредственные чувственные свойства предметов, а общие и существенные объективные связи вещей и явлений. Эти связи обнаруживаются не непосредственно восприятием, а в процессе деятельности. Следовательно, источник научного понятия -не сам чувственный опыт, а определенное действие, которое путем преобразования предметов обнаруживает у них новые отношения и свойства.

Научные понятия, как отмечают советские философы В.С.Готт, Ф.М. Землянский и др., выделяют и закрепляют функциональные свойства вещей и явлений. Образование новых понятий не обязательно связано с обнаружением новых вещей. Оно связано с выявлением свойств, существенных для выполнения теми же вещами какой-нибудь новой функции /или, наоборот, для осуществления "старой" функции новыми вещами/. Следовательно, новые понятия закрепляют обнаруженные функции вещей и явлений.

Таким образом, научные понятия не просто "выводятся из опыта", а создаются в соответствии с поставленной задачей. При этом уже имеющиеся знания используются с новой точки зрения для выработки новых классификаций объектов, новых способов решения задач. О том, что такой путь образования понятий существует, свидетельствует история науки.

Создание системы научных понятий как необходимая предпосылка формирования мировоззрения представляет собой активную деятельность, направленную на решение познавательных задач.

В процессе обучения постепенно раскрывается содержание уже принятых на "вооружение" науки понятий, широко используемых в научных исследованиях и в практической деятельности людей. " Ленин В.И. Поли, собр. соч., т. 29, с. 365.

Овладение понятием связано с активной мыслительной деятельностью учащихся, с выполнением таких умственных операций, как анализ и синтез, сравнение, и сопоставление, абстрагирование и обобщение, поэтому формирование понятий имеет важное значение для развития мышления учащихся и для формирования научного мировоззрения.

Источниками формирования научных понятий служат жизненный опыт школьников, изучение учебного материала курса учебных дисциплин, чтение научно-популярной литературы, просмотр научно-популярных фильмов, прослушивание передач по радио и просмотр по телевидению и т.п. Все эти факторы необходимо учитывать при целенаправленном формировании понятий.

Учащиеся не сразу овладевают понятием, а постепенно усваивают его содержание, объем, связи и отношения с другими понятиями. В процессе иззгчения того или иного учебного предмета у школьников вначале формируются отдельные понятия, а затем система понятий /понятий определенной темы или раздела, курса/. Усвоение понятий одной системы осуществляется через их связь с понятиями других систем.

Образование понятий у учащихся может осуществляться ...различными способами, причем способы формирования понятий зависят от их содержания, общего развития учеников, их предшествующего опыта и знаний. Существенной стороной этой проблемы является выявление и анализ взаимосвязи донаучных /обыденных/ представлений с формируемыми научными понятиями.

В условиях современной научно-технической революции проблема соотношения и взаимосвязи научного и обыденного приобретает особо важное значение. Обусловлено это прежде всего тем, что научно-техническая революция коренным образом изменяет и преобразует не только сферу производства, науки, техники, но и сферу нашей повседневной жизни, наш быт, являющийся основным источником возникновения обыденного. С изменением повседневной жизни меняется и ее отражение, то есть обыденное сознание. К тому же в современных условиях научное становится все более доступным для большего числа людей, возрастает и объем научного в структуре сознания людей.

В учебно-воспитательном процессе, как в процессе познания вообще, взаимодействие научного и обыденного имеет весьма существенное значение. В.И. Ленин писал: "В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным" .

Формирование понятий в процессе обучения происходит в основном по той же схеме, как и в процессе научного познания, а именно: выявление обыденного — снятие обыденного — формирование научного.

Формирование системы понятий в процессе обучения становится одним из наиболее действенных средств приобретения учащимися глубоких и прочных знаний, развития у них навыков диалектического мышления, выработки у них диалектико-материалистического мировоззрения. Задача обучения состоит не столько в том, чтобы давать учащимся готовые понятия, сколько в том, чтобы исследовать с учениками и для учеников происхождение понятий. Учитывая, что любое научное понятие так или иначе связано с обыденными житейскими представлениями учащихся и часто воспринимается ими через призму этих представлений, исследование происхождения понятий необходимо начинать именно с выяснения значимости обыденных I Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 102. "прародителей" данного научного понятия.

Разумеется, вовсе нет необходимости исследовать их происхождение с отдаленных представлений; начинать исследование происхождения понятий необходимо в основном с обыденных представлений учащихся того класса, в котором изучается рассматриваемое понятие. И не только, как считают некоторые исследователи, в начальных, а в любом классе, с учетом специфики вновь вводимого понятия. И брать при этом надо не просто обыденное строго индивидуальное , а обыденное для тех учащихся, у которых мы хотим сформировать данное научное понятие.

Условиями успешного "перевода" обыденного понятия в научное являются:

Учет особенностей личности и ее мотиваций. Формирование понятий управляется определенной целью и возникает под влиянием соответствующих мотивов. Функций объектов, отображаемые понятиями, должны заинтересовать ученика, стать необходимыми для решения задач. Тогда восприятие и мышление учащегося начинают искать и выделять в объектах соответствующие функции. Следовательно, обучение понятиям должно осуществляться путем постановки задач, которые требуются для образования и использования этих понятий.

Направленные усилия, поиски и многократные попытки, сопровождаемые проверкой результатов. Такие поиски приводят к осознанию все новых отношений и свойств объектов, пока среди них не обнаруживаются существенные для решения данного типа задач. В ходе решения задачи на каждом следующем шаге обнаруживаются новые отношения исходных элементов. На этой основе возникает новое их понимание, те же элементы подводятся под новое понятие. Эти новые понятия становятся средствами решения задачи.

Наличие соответствующих знаний и умений. Прежде, чем обучать понятиям, учащихся следует ознакомить со свойствами, отношениями и функциями объектов, на которые опираются изучаемые понятия. В этом плане ряд психологов и педагогов /Н.А. Менчин-ская, В.А. Усова/ рекомендуют начинать обучение с наиболее общих понятий, то есть общих свойств изучаемой области действительности.

Предварительный анализ сущности мыслительной задачи и оценка возможных ее решений. Понятие образуется быстрее и правильнее, если учащийся осознает, для чего оно нужно, какие задачи позволяет решать, к каким областям действительности относится.

Направленность мышления. Только одного желания, прилежания и знания зачастую недостаточно для образования у учащегося правильных понятий. Нужно, чтобы мышление было направлено на соответствующие функции и свойства объекта.

В отличие от процесса формирования житейских представлений почти весь багаж научных понятий и их значений человек создает не сам, а получает готовым от общества посредством школы, книг и других средств информации. Таким образом, главный путь формирования научных понятий - обучение, при этом ведущим является содержание обучения. Знания,, которые ученик получает, задачи, которые он решает в ходе обучения, - вот что определяет содержание и форму понятий, а также характер практических, перцептивных и умственных действий ученика, выявляющих значимые и существенные стороны отражаемых в понятиях объектов.

Нужна специальная и систематическая работа, которая предусматривает постепенное формирование и обобщение мировоззренческих понятий разной степени сложности. Каждое сформированное понятие - это ступень к образованию нового. Так, на основании биологических понятий формируются мировоззренческие понятия первой степени обобщенности /на уровне частичносистемных ассо- циаций/. На базе мировоззренческих понятий первой степени обобщенности формируются понятия второй степени обобщенности /на уровне внутрисистемных ассоциаций/. Например, при обобщении биологических понятий об отличии живого от неживого формируются мировоззренческие понятия о материальности процессов живого, о жизни как особом, высшем этапе развития материи. Синтез глубоких биологических и философских знаний составляет основу правильного понимания учащимися положений диалектического материализма.

Для понимания школьниками материальности живой природы необходимо, чтобы они усвоили прежде всего такие положения:

Все, что нас окружает, - это материя. Материя - весь окружающий мир; живая и неживая природа - это объективная реальность, которая существует вне и независимо от человеческого сознания.

Живая природа возникла на определенном этапе развития неживой. Следовательно, живая природа - это продукт развития неживой. Она существует объективно и независимо от человеческого сознания.

Организм - особая внешняя форма материи.

Развитие животного мира привело к возникновению человека и появлению такого свойства головного мозга, как сознание.

Сознание - высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку.

Основным фактором появления сознания является трудовая деятельность.

Для педагога важно не просто способствовать усвоению понятий учениками, а прямо и активно управлять этим процессом. Для управления процессом формирования правильных понятий учителю необходимо, во-первых, вместе с учениками выделить соответствующие существенные свойства объектов, во-вторых, показать их зна-

34 чение для решения определенных задач. Так, при изучении вопросов о растительных и животных организмах необходимо подчеркивать их материальность, объективность существования, демонстрировать на этих примерах разнообразие форм живой природы.

Выделение существенных свойств достигается двумя путями: на основе целенаправленного моделирования, когда необходимые свойства сразу изображаются с помощью схем и символов,или на основе варьирования, когда предъявляемый материал видоизменяется и чередуется так, чтобы в нем выявлялись некоторые существенные свойства. Значимость для ученика достигается тем, что выделенные существенные свойства используются при решении определенных задач. Эти свойства становятся нужными ему как ориентиры целесообразного действия.

Учитель должен показывать ученикам существенные свойства объектов, демонстрируя действия, посредством которых эти свойства могут быть выявлены или воспроизведены в процессе формирования понятий.

Это может достигаться двумя путями. Первый заключается в том, что ориентиры действий устанавливаются и осваиваются на отдельных конкретных образцах. Этот путь начинается с формулирования схемы, которая указывает: I/ какие свойства объекта и в какой последовательности следует выделять; 2/ какие действия следует выполнять при наличии тех или иных свойств; 3/ какие результаты могут давать эти действия; 4/ под какое понятие следует подвести объект при получении того или иного результата. Многократное использование этой схемы применительно к различным конкретным объектам /образцам/ приводит к формированию у учащегося соответствующих понятий. Второй путь заключается в том, что в качестве объектов учащемуся даются не конкретные образцы, а общие принципы и структура изучаемого класса предметов /явле- ний/. В этом случае учащийся сам, исходя из общих принципов, выделяет ориентиры действий с конкретными объектами.

Таким образом, формирование понятий предполагает, с одной стороны, усвоение системы специфических операций для создания достаточной и необходимой характеристики понятия, а с другой -усвоение учащимися логической схемы, общей системы операции: включение предметов в данное понятие как последствие, обусловленное принадлежностью предмета к данному классу и т.п.

Оперативный аспект собственно является психологическим механизмом понятий. Без него понятия не могут быть сформированы у учащихся, не могут быть также использованы в решении различных проблем. Поэтому система операций позволяет руководить формированием понятий.

3. Формирование диалектического мышления школьников

В период научно-технической революции, когда объем знаний быстро растет, а производство непрерывно совершенствуется, школа не может дать достаточных знаний на всю жизнь. Не менее важной задачей, чем вооружение учащихся определенной суммой знаний, умений и навыков,становится задача вооружения учащихся методами самостоятельного добывания знаний, развития их познавательных способностей, воспитания у них познавательных потребностей, стремления постоянно учиться и постигать новое.

Вся практика коммунистического строительства, возросшие требования к духовному потенциалу человека предполагают такую подготовку мышления школьников, которая обеспечивала бы логико-содержательную основу как для всестороннего развития личности, так и для успешного отображения и разрешения ею в дальнейшем движущих : вперед противоречий социальной действительности и познания.

Школа должна формировать у учащихся основы целостного диа-

36 лектического мышления. К решению этой задачи, посильной только социалистической школе, она подготовлена всем предшествующим развитием педагогики и марксистско-ленинской философской науки.

В материалистическом понимании диалектическое мышление -высшая форма мышления: оно способно вскрыть противоречия действительности как внутренний источник всякого изменения и развития, выражать конкретную диалектику вещей прежде всего в логике понятий, постигать всеобщую связь в природе, обществе и человеческом мышлении. Развитие диалектического мышления неразрывно связано с творческим усвоением марксизма-ленинизма, с подготовкой молодежи /в том числе и учащейся/ к тому, чтобы видеть закономерности и перспективы общественного развития, вести непримиримую.борьбу против буржуазной идеологии, что особенно важно для сегодняшней социалистической Кубы.

Формируя диалектико-материалистическое мировоззрение школьников, необходимо в посильной форме и доступно их пониманию раскрыть прежде всего основы марксистско-ленинской теории: уяснить, что живой душой марксизма является материалистическая диалектика, которая уже по своему существу является критичной и революционной.

Необходимо также подчеркнуть, что для марксистско-ленинской теории, рабочего класса, трудящихся масс это испытанный в практике революционных битв и коммунистических преобразований всеобщий научный метод познания и изменения мира.

Диалектическим методом проникнуто все революционное творчество К. Маркса и Ф. Энгельса. Они материалистически разработали основные законы и категории диалектики. При этом в центре внимания К. Маркса и Ф. Энгельса находилось учение о противоречиях. Диалектическое мышление учитывает то, что "противоречия... по- стоянно снимаются, но так же постоянно создаются вновь" , что I Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., ч. I, т. 46, с. 382. с проникновением в глубь материи "или - или" становится все бот-лее и более недостаточным" х и что 'научные истины всегда пара- доксальны, если судить на основании повседневного опыта" . Не случайно диалектическую логику "в 'целом определяли именно как логику противоречия" . Такая логика и позволяет "постигать специфическую логику специфического предмета" .

В.И. Ленин развил в новых условиях марксистское понимание диалектической логики, утвердив совпадение диалектики, логики и теории познания. Он дал ей определение содержательной логики, которая как учение о законах развития мира есть "итог, сумма, вывод истории познания мира" . При этом диалектика - "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односто-ронности виде" .

В,И. Ленин сформулировал основные элементы диалектики, где первым выступает объективность рассмотрения. Им раскрыты четыре главных требования диалектической логики: I/ изучить все стороны предмета, "все связи и "опосредствования"; 2/ "брать предмет в его развитии, "самодвижении"; 3/ включать всю человеческую практику "в полное "определение" предмета"; 4/ помнить, что "абстрактной истины нет, истина всегда конкретна" . 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., ч. I, т. 20, с. 527. 2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., ч. I, т. 16, с. 131.

3 История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа. М., 1971, с. 186.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., ч. I, т. I, с. 325.

Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 84. с D Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 23, с. 43 - 44.

Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 290.

Все эти марксистские положения школьники должны уяснить, ибо их непонимание и неучет в обучении становится значимым фактором, мешающим усвоению школьной программы. Только организуя в обучении ситуации действия диалектического мышления, можно привести школьников к пониманию и усвоению диалектического по внутреннему содержанию учебного материала. Содержание и цель диалектического мышления включают в себя также и отражение диалектики природы, общества и мышления. Раскрытие диалектики мира и познания предполагает, как это следует из основных черт диалектической логики, обращение к практике, которая ведет к конкретной истине во всей полноте ее определений. Поэтому и главная задача в формировании диалектического мышления связана с возможностями доказательного раскрытия на уроках и во внеурочной работе диалектики процесса развития природы, общества и мышления и, прежде всего, при изучении основ наук о природе и обществе.

Социалистическая педагогика накопила определенный опыт формирования у учащихся'диалектического мышления. Эта система складывалась и проверялась опытом повседневной работы лучших учителей.

То, что развитие у школьников диалектического мышления -необходимость социалистической школы, понимала еще Н.К. Крупская. Поставив диалектический метод в центр внимания педагогической мысли, она особо подчеркивала "необходимость брать предмет в его развитии, "самодвижении" . Одно из важных условий развития мышления наметил и А.С. Макаренко, когда он говорил о воспита-нии человека не по частям, а "синтетически" . Другой известный советский педагог А.П. Пинкевич справедливо считал, что ученик 1 Крупская Н.К. Пед. соч.: В 10-ти т. М., 1959, т. 3, с. 556. 2 См.: Макаренко А.С. Избр. пед. соч.: В 2-х т. М., 1957, т.1, с. 258. должен "пройти длинный путь преодоления противоречий" *.

В последующие годы проблему формирования диалектического мышления у учащихся советской школы развивали Н.П. Ягодовский, говоривший о возможности такого мышления для учащихся старших классов, и П.Н. Груздев, признававший "зачатки диалектической логики и в начальном обучении. Значительный вклад в разработку проблемы внесли В.А. Добромыслов, Ю.В. Ходаков, А.В. Ефимов, А.З. Редько, М.А. Данилов, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев, Э.И.Мо-носзон и др.

Важное значение в плане практической реализации идей формирования диалектического мышления школьников имеет вопрос о его структуре.

В педагогике можно выделить сейчас три главных направления формирования диалектического мышления.

Первое связано с исследованием движущихся сил учебно-воспитательного процесса /М.А. Данилов, В.И. Загвязинский и др./ и ориентировано на диалектическое противоречие.

Главную особенность этого направления составляет признание существенной роли в развитии диалектического мышления диалектических противоречий и непосредственной работы с ними учащихся.

Во втором, по логике нашего анализа, направлении особый смысл придается требованиям исторического подхода к явлениям и всестороннего их изучения. Не случайно в центре направления, объективно нацеленного на раскрытие в обучении конкретной диалекти- -ки вещей, - педагогически осмысленный, известный в диалектике метод "восхождения от абстрактного к конкретному". Он как бы концентрирует в себе возможности постижения явлений, отражения основных этапов исторического движения вещей и в то же время об-

Пинкевич А.П. Введение в педагогику. М., 1930, с. 58.

40 ращен к раскрытию сущности в ее многообразных определениях.

В.В. Давыдов, опираясь на диалектическую идею "восхождения", строит даже особый тип обучения, в котором формируется теорети- т ческое мышление учащихся" .

И, наконец, третье из направлений рассматривает пути формирования у учащихся в обучении категориального аппарата диалектического мышления.

Усвоение отдельных категорий, законов и принципов диалектики включается в общую задачу формирования диалектико-материалистического мировоззрения при изучении разных предметов. Например, знакомство на уроках химии с окислительно-восстановительными процессами открывает возможности для оперирования категориями противоречия необходимости и случайности, тождества и различия; материал биологии, отражающий живую природу как огромное поле возможностей, может служить для раскрытия таких категорий, как возможность и действительность.

Формирование категориального аппарата диалектики осуществляется и на уроках обществоведения, где учащиеся непосредственно знакомятся с ее важнейшими понятиями, законами и принципами как основными формами отражения всеобщего в мире.

Указанные направления не просто связаны друг с другом, они уже сейчас образуют своего рода единство многообразного, помогающее определить и структуру целостного диалектического мышления учащихся, и систему его формирования.

Современная диалектическая и материалистическая по существу форма отражения мира как итог обозначенного выше долгого пути развития диалектического мышления предполагает проявление трех основных способностей:

См.: Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972.

I/ способности оперировать диалектическими противоречиями, раскрывать их смысл;

2/ способности отражать конкретную диалектику вещей;

3/ способности постигать в формах категориального аппарата диалектической логики всеобщую объективную связь и развитие.

Первая способность выражает исток и сущность диалектического мышления. Эта сущность развертывается в способность отражать конкретную диалектику вещей в многообразных областях действительности. В свою очередь, вторая способность оказывается взаимосвязанной со способностью постигать всеобщую связь и развитие. В третьей способности диалектическое мышление приобретает высшую -синтетическую категориальную форму, форму всеобщего метода познания и преобразования действительности.

Это и есть структура целостного диалектического мышления, охватывающая основные ситуации его проявления, а следовательно, и указывающая три последовательных и взаимосвязанных этапа его формирования.

Таким образом, выявленные три направления объективно обращены к формированию трех важнейших сторон целостной структуры диалектического мышления.

Однако раскрытие структуры диалектического мышления - это лишь одна сторона необходимого основания для начала работы учителя по развитию основных диалектических способностей школьников. Второй такой стороной является необходимость развития у учащихся способности оперировать противоречиями. Речь идет не о превращении категорий диалектики познания и развития общества в непосредственный предмет изучения в школе. Нужна такая организация учебного материала, которая бы максимально способствовала формированию соответствующих мыслительных и познавательных структур. К ним, например, можно отнести поиск элементов проти-

1Гесударствснн»*|

I БИБЛИОТЕК* воречия в явлении, определение различий между внешней формой явления и его существенной характеристикой, раскрытие явлений в их развитии и т.д. Но непременным условием решения этой задачи является необходимость создания в процессе обучения таких ситуаций, в которых мышление школьников сталкивалось бы с диалек-тико-логическими противоречиями.

Конечно же, мы понимаем, что в рамках школы нельзя достичь такого уровня сформированности мышления школьников /а соответственно и познания/, при котором они будут готовы самостоятельно решать сложные мировоззренческие проблемы. Для этого нужен не только профессионализм, но и огромный опыт.

Нельзя ожидать самостоятельного зрелого решения актуальных вопросов современности от школьников. Речь идет о том, чтобы они, постепенно усвоив некоторую систему фактов и связей, определенный минимум теоретических положений марксизма-ленинизма и методов научного познания, были бы способны пользоваться этим содержанием как средством для самостоятельного оперирования знаниями. Руководствуясь определенными методологическими нормами, ученики должны научиться понимать проблемы, рассматриваемые в научной и политической литературе, самостоятельно анализировать и осмысливать конкретные факты и явления, используя общие закономерности и категории. Нужно формировать у всех школьников способность понимать научное освещение природных и социальных явлений, оперировать конкретными и теоретическими знаниями в соответствии с известными им нормами диалектического мышления, творчески осмысливать конкретный материал под углом зрения методологических установок и положений марксизма-ленинизма.

class1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ДИАЛЕКТНО- МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ class1

Сущность и структура диалектико-материалистического мировоззрения

На различных этапах исторического развития люди придерживались различных взглядов и представлений. В каждую эпоху возникало соответствующее мировоззрение, и в каждой общественно-экономической формации оно имело свои специфические особенности, выражающие интересы и условия общественной жизни тех или иных классов и групп в обществе.

Величайшие учителя пролетариата К. Маркс, Ф. Энгельс и В,И. Ленин в своих произведениях уделяли большое внимание вопросам формирования научно-материалистического мировоззрения у подрастающего поколения. К. Маркс и Ф. Энгельс открыли законы формирования мировоззрения и всестороннего развития личности, дали диалёктико-материалистическое объяснение этим процессам. Они постоянно подчеркивали, что формирование научного мировоззрения является основным звеном в системе коммунистического воспитания человека нового коммунистического общества.

Вот почему и в Программе коммунистического строительства на Кубе, и в документах I и II съездов Коммунистической партии Кубы важное место отводится задаче воспитания нового человека,

формированию у него "коммунистической сознательности, готовнос т ти, воли и умения строить коммунизм" . Это положение законодательно закреплено и в новой Кубинской Конституции, провозгласившей, что одна из основных задач нашего социалистического государства - воспитание человека коммунистического общества, владеющего основами научного марксистско-ленинского мировоззрения. 1 Материалы I и II съездов КПК, 1975, с. 240. Мировоззрение вообще - целостная система взглядов на мир, место и назначение человека в нем. Оно складывается под влиянием различных форм общественного сознания, достижений науки, общественной жизни, посредством усвоения общественного опыта. Характер мировоззрения определяется образом жизни, уровнем социального развития духовной культуры, состоянием просвещения и воспитания. Это с одной стороны. А с другой - это отражение в наиболее обобщенном виде окружающей человека действительности и наиболее общих потребностей человека.

Создание системы научных понятий как необходимая предпосылка формирования мировоззрения

Вся система обучения в социалистической школе, содержание школьных предметов, окружающая действительность содействуют формированию научного мировоззрения учащихся. Но если этот процесс будет осуществляться стихийно, самотеком, то знания школьников могут остаться набором конкретных фактов, ценных самих по себе, но не сформированных в целостную и убедительную систему. Чтобы предупредить это, важно раскрывать причинно-следственные связи между предметами и явлениями природы, показывать их объективность и познаваемость, систематически обобщать отдельные факты. Такая работа приведет к формированию у учащихся мировоззренческих понятий разной степени сложности.

Понятия в научной литературе рассматриваются как сложная, логическая, гносеологическая категория. Они являются одной из высших форм мышления, форм отражения материальной действительности. Особую роль играют понятия в формировании мировоззрения школьников. Они способствуют более полному раскрытию перед учащимися современной научной картины мира. "...Уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий /суждений, заключений/, - подчеркивал Б.И. Ленин, - означает познание человеком все более и более глубокой объективной связи мира" . Знание о природе, ее разнообразии, развитии, которое раскрывается с помощью понятий, составляет фундамент диалектико-материалистическо-го мировоззрения. Усвоение учащимися системы научных понятий необходимо для формирования важнейших мировоззренческих выводов о материальном единстве мира и законах его развития, о познаваемости сложнейших явлений природы и использовании научных знаний в хозяйственной деятельности человека.

class2 ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛЕКТНО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО

МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ class2

Мировоззренческие возможности содержания образования предметов естественного цикла в 5 - 6 кл

В формировании взглядов и убеждений человека большое место занимает системы биологических знаний о современной научной картине мира.

Естественные науки вместе с общественными создают научный фундамент диалектико-материалистического мировоззрения человека, ибо только обобщение данных всех наук позволяет сделать вывод о всеобщем характере философских законов.

Естественные науки дают материал для понимания учащимися материального единства природы, общих законов диалектического развития неорганического и органического мира, количественных и качественных изменений вещества, эволюции живых организмов и др. В процессе обучения предметам естественнонаучного цикла учитель разъясняет, каково место человека в природе и способы активного ее преобразования. В произведениях Ф. Энгельса "Диалектика природы" и "Анти-Дюринг", в работе В.И. Ленина "Материализм и эмпи-риокритицизм" показано фундаментальное значение естествознания в развитии научного мировоззрения человека.

Формирование мировоззрения школьников предполагает создание у них представлений о современном мире - природе, обществе и человеческом мышлении.

Все науки о природе /биология, физическая география, физика, химия, астрономия и др./ и соответствующие им основы наук в школе имеют один и тот же объект изучения - природу. Но каждая наука вычленяет из этого объекта только отдельные стороны, совокупность определенных свойств, изучение которых создает благоприятные условия для раскрытия и обоснования материальности мира, диалектического характера его развития, методов и приемов познания.

Похожие диссертации на Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения школьников в процессе обучения (на материале изучения предметов естественного цикла в школах Республики Куба)