Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета Пецина Ирина Анатольевна

Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета
<
Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пецина Ирина Анатольевна. Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Самара, 2005 258 c. РГБ ОД, 61:05-13/2298

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования педагогического творчества будущего учителя 13

1.1. Подходы к изучению понятия «педагогическое творчество» 13

1.2. Структура понятия «педагогическое творчество» 34

1.3. Изучение условий формирования педагогического творчества у будущих учителей в учебно-образовательном процессе 56

Глава II. Содержание и организация экспериментальной работы по формированию педагогического творчества у будущих учителей 72

2.1. Характеристика экспериментальной программы по формированию педагогического творчества у будущих учителей 72

2.2. Методы изучения педагогического творчества будущих учителей 99

Глава III. Результативность экспериментальной работы по формированию педагогического творчества у будущих учителей 111

3.1. Уровни сформированности педагогического творчества у учителей музыки 111

3.2. Изучение сформированности педагогического творчества у будущих учителей до внедрения экспериментальной программы 121

3.3. Анализ результатов сформированности педагогического творчества у будущих учителей после внедрения экспериментальной программы 142

Заключение 178

Библиография 187

Приложения 206

Введение к работе

Современные культурные и социально-экономические реформы приводят к необходимости постоянного совершенствования процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим, образовательные учреждения остро нуждаются в творческих педагогах, которым отводится ведущая роль в осуществлении инноваций в системе просвещения. Однако традиционный уровень реализации деятельности массового учителя не соответствует современным требованиям общества и школы в педагоге-творце, что актуализирует проблему формирования педагогического творчества.

Творчество учителя - далеко не новая проблема. В отечественной литературе выделяются философский, культурологический, психологический и педагогический уровни анализа педагогического творчества. На философском уровне выясняется статус понятия «творчество» как научной категории, как источника, механизма движения и атрибута материи, продукта сознания и деятельности человека (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, И.Кант, В.С.Соловьев, Я.А.Пономарев). На культурологическом уровне обосновываются закономерности и тенденции возникновения и развития творчества, как исторического опыта социального взаимодействия, взаимовлияния субъектов в процессе созидательной деятельности, как основы общей культуры (К.А.Абульханова-Славская, Н.С.Злобин, В.А.Сластенин). На психологическом - определяется место личности в творческом процессе (М.В.Кларин, В.В.Краевский, В.Я.Ляудис), исследуются ее изменения в результате включенности в этот процесс (А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, М.М.Поташник), конкретизируются сущностные механизмы творчества (Г.Айзенк, Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, Е.Торранс), условия развития способностей к нему (Р.М.Грановская, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, В.Л.Пошгужный, Е.Л.Яковлева). На педагогическом уровне подробно рассматриваются процессы проявления, формирования и реализации творчества в профессиональной деятельности учителя. Исследуются различные стороны творческого мышления педагогов (Д.Б.Богоявленская, Ю.Н.Кулюткин, Я.А.Пономарев, Г.С.Сухобская), их индивидуально-типологические характеристики (В.А.Крутецкий, В.А.Минияров, П.А.Просецкий, И.М.Юсупов), определяются общие и специфические особенности понятия «творческая педагогическая деятельность» (Э.Б.Абдуллин, Ю.П.Азаров, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.В.Мудрик, Л.С.Подымова, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, О.К.Тихомиров, А.И.Щербаков, Г.М.Цыпин).

Анализ научной литературы показывает, что лишь отдельные работы ученых посвящены изучению результатов, продуктов творческой деятельности учителей, проявляющихся в построенном особым образом взаимодействии с учащимися, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса (Т.А.Глотова, Ф.НГоноболин, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, Н.Н.Лобанова, Н.Ю.Посталюк, И.Ф.Харламов). Ведутся исследования, связанные с поиском методов развития творческого потенциала учителей, с формированием творческой направленности их деятельности (СМГодник, Л.М.Митина, В.Г.Рындак).

Как показывает анализ педагогической практики, выпускники педагогического университета, обладая совокупностью общенаучных и специальных знаний, профессиональных умений и навыков, ощущая известную свободу в выборе форм и методов работы, не готовы в полной мере продуктивно и творчески реализовать их на практическом уровне. Обучение в педагогическом университете все еще сохраняет свой традиционный вариант. Существующие программы, определяя объем знаний, умений и навыков, обязательных для усвоения, мало ориентированы на формирование творчества у будущего учителя. Педагогическая практика, в ходе которой студент действует «по заранее заданному образцу», дает уроки в школе «строго по программе и учебнику», не стимулирует овладение творческими техниками обучения и воспитания.

Таким образом, обозначается реальное противоречие между практической необходимостью формирования педагогического творчества у будущих учителей в период обучения и отсутствием ориентации на создание условий для этого у преподавателей вуза.

Стремление найти пути разрешения этого противоречия и определило проблему данного исследования. В теоретическом плане это проблема создания программы по формированию педагогического творчества у будущих учителей. В практическом плане — проблема определения педагогических условий, со блюдение которых обеспечит его формирование у будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе.

Объект исследования - процесс обучения студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования - формирование педагогического творчества у будущего учителя как аспект процесса обучения в педагогическом университете.

Цель исследования — разработать и апробировать программу формирования педагогического творчества у будущих учителей.

Гипотеза исследования. Если педагогическое творчество есть интегративная, профессионально-значимая характеристика личности будущего учителя, выражающаяся в единстве и взаимосвязи педагогического и психологического аспектов его деятельности, где психологический (креативный и функциональный компоненты) - характеризует ее внутреннюю сторону, а педагогический (содержательный и операционно-технологический компоненты) - проявления творчества в конкретной деятельности, то формирование педагогического творчества у будущего учителя в учебно-образовательном процессе вуза становится успешным тогда, когда:

- конкретизировано научное представление о структуре педагогического творчества, раскрыто ее содержание, выделены показатели проявления педагогического творчества у будущего учителя;

- специально созданы условия, направленные на формирование педагогического творчества у будущего учителя путем «раннего» включения в деятельность, способствующую зарождению интереса к овладению технологиями педагогического творчества, обеспечивающую разблокирование стереотипов, потенциальную многовариантность в продуктивном решении педагогических проблем;

- создана программа, реализация которой позволит накопить теоретические знания о механизмах и современных технологиях педагогического творчества; обеспечит формирование мотивов гуманистически направленной творческой деятельности, а также навыков профессионально-личностной рефлексии, педагогической эмпатии и артистизма; умений формулировать, оригинально и самостоятельно решать педагогические проблемы, планировать перспективы развития учащихся.

Задачи исследования: 1) конкретизировать научное представление о структурных компонентах понятия «педагогическое творчество», раскрыть их содержание, выделить показатели проявления творчества у будущего учителя; 2) определить условия, способствующие формированию педагогического творчества у будущих учителей; 3) сконструировать комплекс методов изучения педагогического творчества у будущего учителя; 4) выявить результативность экспериментальной программы по формированию педагогического творчества.

Новизна исследования:

- конкретизировано научное представление о структуре понятия «педагогическое творчество». Структурными компонентами педагогического творчества являются: креативный (характеристики творческой личности и творческого мышления учителя); функциональный (мотивация творческой деятельности, профессионально-личностная рефлексия и художественно-педагогическая эмпатия); содержательный (знания, педагогические убеждения, творческий опыт); операционно-технологический компонент (умения и навыки оригинального сочетания, самостоятельной интерпретации педагогических методов и приемов, педагогический артистизм, планирование перспектив развития учеников);

- теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие формированию педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения (использование комплексного, рефлексивно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов к организации учебного процесса, осуществляющих раннюю ориентацию студентов на педагогическое творчество; использование образцов творческой деятельности, игровых и тренин-говых форм и методов обучения, способствующих расширению репертуара решений нестандартных, проблемно-поисковых, потенциально многовариантных задач на основе рефлексивного анализа; обеспечивающих диалог, разблокирование стереотипов профессиональной деятельности, создание положительного эмоционального фона занятий);

- разработана комплексная программа формирования педагогического творчества у будущих учителей, включающая в себя 1) курс «Основы педагогического творчества», который содержит теоретический блок (способствующий приобре тению теоретического знания о механизмах и современных технологиях педагогического творчества); методический блок (формирующий навыки применения теоретического знания в практической деятельности учителя, умения создавать проблемно-поисковые ситуации, творческое взаимодействие с учащимися) и тренин-говый блок (обеспечивающий развитие способности самостоятельно и оригинально решать педагогические проблемы на основе навыков художественно-педагогической эмпатии, профессионально-личностной рефлексии, педагогического артистизма, умений самостоятельно интерпретировать и сочетать педагогические методы и приемы), 2) курс «Хоровой класс и работа с хором», представляющий практический блок (способствующий апробации, корректировке и самостоятельному переносу будущим учителем полученных знаний, умений и навыков педагогического творчества на практику, приводящий к осознанию педагогического творчества как принципиально необходимой, профессионально-значимой характеристики его педагогической деятельности; а также 3) курс «Практика работы в школе» - практический блок (обеспечивающий проявление и реализацию всех компонентов педагогического творчества в их единстве и взаимосвязи)

- разработан диагностический комплекс для изучения педагогического творчества будущих учителей, включающий методы исследования продуктивности творческого мышления, характеристик креативности, педагогических убеждений, мотивов творческой деятельности, знаний о сущности, механизмах и структуре педагогического творчества, художественно-педагогической эмпатии и артистизма, профессионально-личностной рефлексии, а также продуктивности квазипрофессиональной деятельности будущих учителей).

Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что его результаты обогащают научные представления об учебно-образовательных возможностях комплексных программ, направленных на формирование педагогического творчества у будущего учителя в процессе обучения вуза; предпринятая в исследовании конкретизация структуры и содержания компонентов педагогического творчества составит основу для широких теоретических представлений об организации учебно-образовательного процесса в педагогическом университете, способствующего обретению студентами знаний о педагогическом творчестве, его пониманию, при менению, анализу, оценке и возможной реализации в дальнейшей профессиональной деятельности; а также повышению качества преподавания различных учебных дисциплин, способствующих развитию творческого потенциала студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию деятельности преподавателя вуза в аспекте формирования профессиональной направленности творчества студентов; выявлены резервы в организации учебно-образовательного процесса, способного разрешить проблему подготовки креативных педагогов; разработка и реализация комплексной программы по формированию педагогического творчества у будущих учителей создают реальные предпосылки для осуществления инноваций в системе образования; специально сконструированный диагностический инструментарий изучения проявлений педагогического творчества в каждом компоненте; полученное в результате исследования новое знание о структуре педагогического творчества может быть положено в основу проектирования спецкурсов и спецсеминаров в системе повышения квалификации учителей.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения философии о творчестве как процессе и продукте деятельности человека; психолого-педагогические теории и концепции, раскрывающие природу и механизмы педагогического творчества учителей, возможности его развития в процессе учебной деятельности; современные подходы к высшему профессиональному образованию.

Источниками исследования являются:

- философские теории творчества (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, Н.О.Лосский, М-Мамардашвили, Р.И.Пригожий, В.С.Соловьев, Э.Гартман, И.Кант, М.Фокс, АШопенгаур, В.Штерн, К.Юнг);

- психолого-философские теории творчества (В.И.Вернадский, А.Л.Никифоров, В.Н.Николко, В.А.Пантурин, Я.А.Пономарев, А.П.Тряпицына, В.СШубинский, А.ГШумилин, А.Бергсон, В.Франкл, З.Фрейд);

- современные теории о сущности, структуре и механизмах формирования творчества (Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, В.Н.Пушкин,

А.И.Пригожин, О.К.Тихомиров, Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, А.Ф.Осборн, А.Ротенберг, Р.Стенберг, К.В.Тейлор, Е.П.Торранс и др.);

- концепции развития творчества учителей (Б.Белл, А.А.Бодалев, Р.М.Грановская, Р.Драйвер, МБ.Кларин, В.А.Левин, И.Я.Лернер, Ю.Л.Львова, М.И.Махмутов, В.СМерлин, А.В.Мудрик, Н.Ю.Посталюк, В.А.Якунина и др.);

- ведущие педагогические технологии профессиональной подготовки учителей, способствующие приобщению студентов к педагогическому творчеству (Ю.К.Бабанский, АА.Бодалев, В.А.Кан-Калик, НБ.Кузьмина, Ю.НКулюткин, Н.Н.Лобанова, М.И.Лукьянова, В.М.Минияров, Л.М.Митина, Н.Д.Никандров, Л.С.Подымова, Н.Ю.Посталюк, Т.И.Руднева, В.А.Сластенин, Л.В .Яковлева);

- современные положения о подготовке педагогов-музыкантов к педагогическому творчеству (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Ю.Б.Алиев, Т.А.Колышева, И.Н.Разовская, Л.А.Рапацкая, Б.М.Целковников, Г.М.Цыпин и др);

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе музыкально-педагогического факультета Самарского государственного педагогического университета. Исследование проводилось в нескольких этапах:

1 этап (1998 - 2000 гг.). Изучение педагогической действительности, конкретного опыта творческой деятельности учителей в условиях социально-экономических перемен и переориентации школы на свободное и всестороннее развитие учащихся обусловило важность и необходимость осмысления роли вузовского обучения в формировании педагогического творчества у будущих учителей. Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы по различным аспектам изучаемого явления выявил основные направления в исследовании проблем формирования педагогического творчества в учебно-образовательном процессе педагогического университета, позволил сформулировать противоречия, определяющие трудности реализации педагогического творчества в профессиональной деятельности учителя, обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать его задачи. Результатом этого этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы.

этап (2000 — 2004 гг.). В ходе эксперимента, сочетавшегося с анализом опыта работы педагогических кадров и выявлением успешности реализации педагогического творчества в профессиональной деятельности педагогов, проверялась и уточнялась гипотеза исследования; были вьщелены показатели педагогического творчества, конкретизированы необходимые для его формирования педагогические условия. Результатом этого этапа явились разработка и реализация комплексной программы формирования педагогического творчества у будущих учителей.

3 этап (2004 — 2005 гг.). Теоретическое осмысление результатов эксперимента послужило основой для конкретизации содержания и педагогических условий, обеспечивающих формирование у будущих учителей педагогического творчества в учебно-образовательном процессе вуза. Эмпирическое знание, полученное в результате сравнительного анализа данных констатирующего этапа эксперимента с данными его формирующего этапа, подвергнуто качественному и количественному анализу. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных его предмету: 1) анализ философской, психологической и педагогической литературы; 2) эмпирические методы (анализ педагогических ситуаций; наблюдение; экспертная оценка независимых судей); 3) социологические методы (беседа, анкетирование, рейтинг, опрос, тестирование); 4) экспериментальные методы (пилотажное исследование, естественный эксперимент); 5) праксиметрические методы (контент-анализ программ учебных дисциплин, учебных планов, педагогических эссе); 6) статистические методы исследования (среднее значение, W-критерий Вилкоксона и V-критерий Ван дер Вардена).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме, осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях, применением комплекса методов адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, материалах и тезисах докладов международного кон гресса по креативности и психологии искусства (Пермь 2005), международньк (Самара, 2004), межрегиональных (Саранск, 2004; Тольятти, 2004; Самара, 2005), научно-практических конференциях (Самара, 2002, Самара, 2004). Окончательные результаты исследования обсуждены и одобрены на расширенном заседании кафедры хорового дирижирования и постановки голоса музьжального факультета Самарского государственного педагогического университета. Материалы исследования внедрялись автором в процессе преподавательской деятельности на музыкально-педагогическом факультете СГПУ. Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из центральных задач современного педагогического образования является подготовка творческих педагогов. Однако существует реальное противоречие между запросами современной практики в педагогически творческих учителях и отсутствием в учебно-образовательном процессе вуза реальных условий для профессиональной ориентации творчества у студентов педагогического вуза. Разрешению данного противоречия должно способствовать формирование у будущего учителя педагогического творчества, компонентами которого являются креативный, функциональный, содержательный и операционно-технологический в их единстве и взаимосвязи. • 2. Совершенствование организации и содержания учебно-образовательного процесса в педагогическом университете, с целью формирования педагогического творчества у будущих учителей, предполагает использования в обучении творческих учителей новых подходов: а) комплексного, при котором, последовательно выстроенные проблемно-поисковые ситуации, расширяют репертуар решений нестандартных образовательных задач, максимально стимулируют проявление и формирование всех компонентов педагогического творчества в их единстве и взаимосвязи; б) рефлексивно-деятельностного, реализация которого, при использовании игровых и тренинговых форм обучения, упражнений групповой поисковой деятельности на основе образного мышления, опыта педагогов-мастеров, образцов их творческой деятельности, осуществляет разблокирование стереотипов педагогической деятельности, стимулирует поиск собственных профессиональных ориентиров, обеспечивает возможность их нахождения; в) индивидуально творческого, где на личностном уровне, через диалог и создание положительного эмоционального фона занятий обеспечивается творческая свобода и демократический стиль общения, выявление творческой индивидуальности будущего учителя, различных сторон его творческого мышления при многовариантном решении проблем педагогической действительности; осуществляется «ранняя» ориентация будущего учителя на творчество в разнообразных видах учебно-образовательной и квазипрофессиональной деятельности.

3. Для формирования педагогического творчества у будущего учителя требуется внедрение комплексной программы, включающей в себя: курс «Основы педагогического творчества», теоретический блок которого формирует теоретическое знание о механизмах и современных технологиях педагогического творчества; способствует осознанию будущим учителем цели и задач творчества, ценности гуманистической педагогики; методический блок помогает осваивать навыки применения теоретического знания в практической деятельности учителя; умения создавать проблемно-поисковые ситуации, творческое взаимодействие с учащимися, психологический комфорт; тренинговый блок развивает способность чувствовать, формулировать и творчески решать педагогические проблемы через приобретение навыков художественно-педагогической эмпатии, профессионально-личностной рефлексии, педагогического артистизма, сочетания и интерпретирования педагогических техник; курс «Хоровой класс и практическая работа с хором», в качестве практического блока комплексной программы, способствует апробации, корректировке и самостоятельному переносу актуальных знаний, умений и навыков педагогического творчества в практическую деятельность будущего учителя; курс «Педагогическая практика в школе», где в процессе самостоятельной подготовки и самостоятельной работы с детьми, творчески решая педагогические проблемы обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе, происходит осознание будущим учителем педагогического творчества как принципиально необходимой, профессионально-значимой характеристики его педагогического труда.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.

Подходы к изучению понятия «педагогическое творчество»

Современные культурные и социально-экономические реформы приводят к необходимости постоянного совершенствования процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим, образовательные учреждения остро нуждаются в творческих педагогах, которым отводится ведущая роль в осуществлении инноваций в системе просвещения. Однако традиционный уровень реализации деятельности массового учителя не соответствует современным требованиям общества и школы в педагоге-творце.

Раскрепостить личность будущего педагога, дать возможность каждому выявить творческую сторону своей индивидуальности, разбудить личную заинтересованность в успехе дела, помочь преодолеть привычку действовать по рецепту, стимулировать потребность в творческом саморазвитии — эти направления в подготовке педагогических кадров выдвигаются сегодня на первый план. Формирование педагогического творчества у будущего учителя в процессе обучения в вузе - это важный аспект развития и становления его как личности профессионально творческой, способной к осознанию целей творчества в своей деятельности, поиску, разнообразию в выборе содержания, форм и методов обучения и воспитания, постоянному профессионально-личностному саморазвитию.

Для определения содержания понятия «педагогическое творчество» обратимся к философскому, психологическому и педагогическому знанию.

Отправной точкой для изучения проблемы формирования педагогического творчества у будущих учителей является понятие «творчество», которое входит в понятийную сетку философии, психологии, культурологии и педагогики, в силу чего приобретает статус междисциплинарного.

Педагогическое исследование предполагает использование различных подходов к изучению явления творчества человека в целом и педагогического творчества в частности.

Философский подход к анализу понятия «творчество» задает общее направление в исследовании проблемы формирования педагогического творчества у будущих учителей. На этом уровне выясняется статус понятия «творчество» как научной категории и явления сознания и деятельности человека.

Психологический подход позволяет определить место личности в творческом процессе, раскрывая ее изменения в результате включенности в этот процесс, а также конкретизировать содержание среды, которая этому способствует.

Культурологический подход обосновывает закономерности, тенденции возникновения и развития творчества, как исторического опыта социального взаимодействия, взаимовлияния субъектов в процессе созидательной деятельности, как основы общей культуры.

Педагогический подход в единстве с другими подходами дает возможность выяснить содержание, структуру понятия и методы формирования педагогического творчества у будущих учителей.

В каждом крупном философском течении существует свое представление о явлении «творчество», рассматриваемом (косвенно или явно) в контексте традиционных философских вопросов, относящихся к проблеме человека: смысл и сущность жизни, продукт сознания, свобода деятельности, «пересотворение» человеком себя и внешнего мира.

Понятие «творчество» как компонент человеческого сознания и деятельности возникло на заре цивилизации. Так, в античном сознании творчество выступает в двух формах: как божественное - акт рождения (творения) Космоса и как человеческое искусство, ремесло. В частности, такой взгляд на творчество можно найти в трудах Платона, который утверждает: «Все, что вызывает переход из небытия в бытие - творчество...», относя это как к духовному, так и к материальному аспектам (19, 88). «То, что приписывают природе, творится божественным искусством, то же, что создается людьми, человеческим, и согласно этому положению существует два рода творчества: один — человеческий, другой - божественный» (там же).

Таким образом, предопределились два подхода в раскрытии понятия «творчество»: 1) творчество - дар божий, 2) творчество - продукт сознания, которые получили развитие в дальнейших исследованиях философов и психологов. Первый подход наиболее ярко проявился в средневековых трактатах, где творчество рассматривалось как бытие, вызванное из небытия посредством волевого акта божественной личности, свободно творящей мир и его обитателей. Тем самым создавалась предпосылка понимания творчества как создания чего-то уникального, небывалого, неповторимого (238).

Во времена Фомы Аквинского творчеству отводилась функция сближения возвышенных религиозных чувств человека, устремленного к божественной сущности, и его разума, обращенного в глубь божественного творения. В эпоху Возрождения усиливается антропологическое звучание понятия «творчество», что явилось космическим по масштабам шагом от культа религиозного начала к культу гения как носителя творческого начала.

Второй подход к понятию «творчество» как продукту человеческого сознания, проявился в первой завершенной концепции творчества, созданной И.Кантом, в которой усилилось предметно-практическое деятельностное видение творчества и стали формироваться понятия «творческий процесс», «творческая деятельность» как продуктивная способность воображения (85).

Осмысление идей И.Канта о продуктивности творчества определяет важный для нашего исследования постулат - содержание творческого процесса является важным показателем структуры сознания.

Через понимание сознания, как высшей формы отражения материи, которая «вбирает в себя все, ибо любое сущное когда-то возникло, любая традиция была новацией» (152, 26) реализуется один из подходов к творчеству и отечественных философов (Р.И.Пригожий, Я.И.Пономарев). В этом аспекте понятие «творчество» рассматривается ими как самое существенное и действенное свойство сознания.

Характеристика экспериментальной программы по формированию педагогического творчества у будущих учителей

Изменившаяся образовательная парадигма, направленная, в первую очередь, на раскрытие творческих возможностей личности, требует определенного переосмысления всего положительного опыта, накопленного отечественной и зарубежной педагогической наукой. Соответственно становится очевидной необходимость исследований, посвященных проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя именно в контексте формирования педагогического творчества.

На основе теоретического анализа педагогической и психологической литературы нами была разработана комплексная программа формирования педагогического творчества у будущих учителей, включающая в себя как традиционные, так и инновационные формы организации обучения.

Однако известно, что формированию педагогического творчества будущего учителя способствуют и общепрофессиональные дисциплины стандартного учебного плана. Их воздействие на формирование и проявление педагогического творчества в профессиональной деятельности будущих учителей мы будем иметь возможность наблюдать в контрольных группах.

Комплексная экспериментальная программа разрабатывалась нами с учетом следующих профессиональных и психофизических особенностей данной возрастной группы студентов:

1) студенческий возраст считается благоприятным для творческого развития, так как, согласно психологическим исследованиям (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский и др.), в этом возрасте еще не наблюдается снижение креативности и продолжается развитие интеллекта;

2) в этот период формируется так называемая «специализированная» креативность как способность к творчеству, связанная с определенной сферой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива (В.Н.Дружинин, Н.М.Гнатко). На данной ступени профессионального образования (экспериментальная программа вводится нами в III семестре 2 курса) у будущих учителей появляется возможность перехода с фазы подражания к фазе оригинального творчества (В.А.Просецкий);

3) специфика и особенности обучения будущих учителей музыки в вузе состоят в том, что к третьему семестру студенты обладают достаточным запасом музыкально-педагогических знаний, умений и исполнительских навыков для проявления, формирования и реализации у них педагогического творчества.

Экспериментальная программа состоит из теоретического, методического, тенингового и практического блоков (см. схему 6), реализация которых обусловила включение трех учебных дисциплин:

- «Основы педагогического творчества», в рамках часов национально-регионального (вузовского) компонента, рассчитана на 36 часов и содержит 8 лекционных, 8 семинарских и 20 практических занятий;

- «Хоровой класс и практическая работа с хором», как дисциплина предметной подготовки учителя музыки, рассчитана на 7 семестров, 482 часа аудиторных занятий;

- «Практика работы в школе», как дисциплина общепрофессиональной подготовки, рассчитана на 6, 7, 8 семестры обучения.

Осуществление комплексной экспериментальной программы по формированию педагогического творчества у будущих учителей начиналось с внедрения дисциплины «Основы педагогического творчества» на 2 году обучения (3 семестр) по следующему учебно-тематическому плану:

Основная цель дисциплины «Основы педагогического творчества» состояла в усвоении будущим учителем способов творческого мышления, творческого поведения, творческого отношения к ученику.

Его задачи следующие:

1) усвоение теоретических аспектов педагогического творчества;

2) перестройка внутренней системы отношений «предмет - ученик -учитель» с традиционных, стереотипизированных, на творческие (личностно-развивающие);

3) развитие творческих поведенческих стратегий и педагогических техник будущего учителя в типичных и нетипичных педагогических ситуациях;

4) установление в профессиональной деятельности будущего учителя паритета между творчеством педагогическим и творчеством научным.

Содержание дисциплины «Основы педагогического творчества» определялось тремя блоками

- теоретическим (лекции-беседы), освещающим теоретические аспекты педагогического творчества, его механизмы и структурные компоненты, современные технологии развития и формирования;

- методическим (творческие семинары), закрепляющим и выявляющим уровень знаний по изучаемой теме, оказывающим методическую помощь в ее освоении;

- тренинговым (лабораторные занятия), включающим имитационно моделирующие, художественно-педагогические и ролевые игры, профессионально-личностные тренинги.

Задачами теоретического блока дисциплины «Основы педагогического творчества» являлось формирование содержательного компонента педагогического творчества будущих учителей, сообщение им необходимых знаний, определение цели и задач творчества, ориентирование студентов на ценности гуманистической педагогики, на творческое развитие личности ребенка. Нам было важно, чтобы студенты, осмыслив мировой педагогический опыт, смогли осознанно сформулировать собственные педагогические приоритеты и принципы.

Для этого в теоретическом блоке рассматривались следующие темы: «Понятие «творчество» как компонент человеческой психики и деятельности», «Педагогическое творчество как сущностная характеристика деятельности учителя», «Содержание и структура педагогического творчества», «Креативность, механизмы творческого мышления» и т.п.

Уровни сформированности педагогического творчества у учителей музыки

Проведение экспериментальной работы, для проверки выдвинутых в виде гипотезы предположений, включало следующие этапы: пилотажный, констатирующий (отборочный), формирующий.

Экспериментальная работа началась с проведения пилотажного исследования (октябрь 2000 г.), основной целью которого было выявление успешности реализации педагогического творчества в профессиональной деятельности выпускников СГПУ. При этом мы ставили следующие задачи:

1) определить отношение учителей музыки к педагогическому творчеству (знание структуры, механизмов педагогического творчества, условий его формирования, его необходимости в профессиональной деятельности);

2) определить наличие мотивационно-творческой направленности в профессиональной деятельности учителей музыки;

3) исследовать актуальный уровень сформированности компонентов педагогического творчества.

Для решения первой и второй задачи проводились интервьюирование и опросы учителей музыки - выпускников СГПУ, студентов очного отделения факультета «Музыка», студентов-заочников, работающих по специальности «учитель музыки», участников хора хормейстеров «Людмила» СИПКРО, участников хора учителей ЭЦВДМ г. Самары, учителей музыки СОШ№ 6, СОШ№ 124, СОШ№ 25, Гимназии №1, Гимназии №2, Гимназии №11 (всего 307 человек).

Пилотажное исследование показало, что молодые учителя, в процессе своего профессионального становления и дальнейшей педагогической деятельности, остро переживают отсутствие опыта педагогического творчества и сожалеют о том, что не приобрели его в процессе обучения в вузе. Респонденты говорят об отсутствии знаний о механизмах педагогического творчества, опыта творческого поиска в педагогической деятельности и условий его осуществления. Возникающие трудности в самостоятельном переносе ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию школьной практики, слабое проявление (а иногда отсутствие) способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи затрудняет рост профессионального мастерства, формирование педагогического творчества респондентов идет трудно и растягивается на годы.

В результате у 36,5% педагогов задачи творчества в своей педагогической деятельности не ставятся вовсе, они считают свою карьеру учителя музыки не сложившейся и предполагают уход из профессии.

У 26,8% опрашиваемых учителей выяснилось, что в связи с «рутинной» работой учителя («каждый день одно и тоже») они остановились в своем профессиональном развитии как исполнители музыки, утратили интерес к работе с детьми в школе, не видят возможности творческой реализации себя как учителя. Формулируя проблемы своей педагогической деятельности, респонденты затруднялись в профессиональном анализе создавшихся педагогических ситуаций и самостоятельном определении путей их решения. Они нередко безразличны к замечаниям, изменениям в своей работе, не отстаивают свою позицию, свое видение проблемы. С целью реабилитации в профессии планируют использовать в своей работе помощь педагогов-наставников (педагогов-новаторов).

У 21,5% учителей - участников пилотажного исследования сохранилась вера в свои потенциальные творческие возможности и как педагога, и как музыканта. Они стремятся изучать и анализировать опыт ведущих специалистов: посещают открытые уроки, семинары, конференции, интересуются технологиями, соблюдение которых обеспечивает решение стоящих перед ними творческих педагогических задач. Однако для них задачи творческого воплощения полученных знаний в работе с детьми постоянными не являются, носят ситуативный, эпизодический характер, часто встают в случае внешней стимуляции (когда нужно дать открытый урок). На наш взгляд, подобное отсутствие внутренней мотивации творчества ведет к снижению эффективности профессиональной деятельности в целом, а также наносит вред личностному развитию учащихся.

Лишь у 10,3% выпускников СГПУ оценка самореализации в профессии учителя музыки называлась успешной. Они охотно рассказывают о своих планах, об эмоциональной поддержке коллег, заинтересованности администрации школы в их профессиональном росте, хорошем оснащении кабинета, удачных публичных выступлениях; говорят о положительном отношении к педагогическим новациям, с интересом анализируют и обсуждают новые учебные программы, используют в своей работе наиболее действенные (на их взгляд) элементы современных методик. Однако свое творчество они больше реализуют в мероприятиях по воспитательной работе (написание сценариев, организация лекций-концертов, творческих вечеров, праздников и т.д.), а в подготовке и проведении уроков музыки пользуются готовыми методическими разработками и пособиями. У 4,9% опрашиваемых учителей ответ вызвал затруднения на поставленные вопросы.

В связи с отсутствием знаний о структуре и механизмах педагогического творчества респонденты зачастую отождествляют понятия «исполнительское творчество» и «педагогическое творчество». Поэтому с целью получения более точных данных, мы в своем дальнейшем исследовании сознательно разделили понятия «проявление творчества в педагогической деятельности» и «проявление творчества в исполнительской деятельности».

Похожие диссертации на Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета