Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях Бокарев Александр Петрович

Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях
<
Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бокарев Александр Петрович. Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Краснодар, 2006 189 с. РГБ ОД, 61:06-13/1635

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры 14

1.1 Скульптура как один из факторов развивающего и воспитывающего воздействия на личность учащегося: состояние и постановка проблемы 14

1.2 Теория пространственно-образного мышления в социально-историческом контексте 39

1.3 Психолого-педагогические основы формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в учебном процессе архитектурных образовательных учреждений 58

Глава II. Педагогические условия формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях 79

2.1 Роль педагога в регулировании процесса пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях 79

2.2 Современная модель формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях (опыт комплексного опытно-экспериментального исследования) 99

2.3 Анализ результатов исследования средств скульптуры в системе архитектурных образовательных учреждений 123

Заключение 148

Библиография 151

Приложения 164

Введение к работе

Актуальность исследования. Важнейшим вектором третьего тысячелетия являются научные исследования, открытия, обеспечивавшие благосостояние народа в Российском государстве.

Кроме того, социально-экономические изменения в стране сопряжены с обширным кризисом практически всех ее сфер: политической, экологической, нравственной, образовательной. Таким образом, возникает необходимость системного познания средств обучения, обеспечивающих подрастающему поколению готовность жить и работать в новых российских условиях.

В данной ситуации, в качестве доминирующих, выделяются два положения об обучении как объективном и историко-культурном непрерывном процессе, сопутствующем становлению цивилизации, как осознанном специально организованном процессе, обеспечивающем развитие личности.

Успех данного учебно-воспитательного процесса определяется степенью социальной зрелости учащегося, уровнем сформированности его социального характера, что в свою очередь зависит от того, как он сам воспринимает образовательно-воспитательное воздействие или влияние, какова его собственная активность в деле формирования качеств будущего скульптора.

Социальная позиция личности отражает сложную систему ее ценностных ориентации, отношений, установок и мотивов, которыми учащийся руководствуется в своей проектной деятельности. Это активное, избирательное отношение выражает не какую-либо ее отдельную черту или сторону, а интегральную систему личности в целом. По мере формирования и развития возрастает определенность направленности и активность жизненной позиции применительно к будущей профессии скульптора.

Разработанность проблемы в науке. Анализ степени научной разработанности проблемы - формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в условиях архитектурных образовательных учреждений показывает, что в отечественной науке сложились предпосылки к ее комплексному изучению:

теоретико-методологические основания формирования

пространственно-образного мышления в обучении и воспитании личности подростка (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Е.И. Перовский, П.И. Пидкасистый);

образовательно-воспитательные возможности окружающей архитектурной среды (В.А. Бродягин, В.Т. Головеров, Л.В. Котенко, Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов и др.);

обучение личности учащегося основами скульптуры в образовательных учреждениях, способствующих формированию чувства пространственно-образного мышления (Н.А. Андреев, М.А. Керзин, И.В. Крестовский, В.Н. Риттер, М. Манизир, Ю.С. Мануйлов и др.);

- педагогическая деятельность по формированию представлений о скульптуре в образовательном учреждении (А.С. Голубкина, О.П. Воронова).

Физиологическая теория пространственно-образного мышления, как правило, отражает сущность внутренних механизмов нашей зрительной системы (П. Браун, Э. Мак-Николм, У. Маркс, Д. Уолд и др.). В 1990 годах учеными-физиологами изданы первые научные публикации по актуальным проблемам пространственно-образного развития, обучения и воспитания учащихся (В.П. Ермаков, Г.А. Якунин) средствами многомерного пространства (Л. Гурвич, Д. Джадд, Э. Лэнд и др.). Результаты их деятельности нашли отражение в средствах формирования образного мышления личности.

Так Д.С. Лихачев в психофизической теории чувства человека рассматривает в качестве детекторов внешней информации, что позволяет

вычленять освоение учащимися ценностного содержания в окружающем мире, имеющего эстетический, нравственный, патриотический аспекты. Как показали исследования, окружающая среда не только воздействует на эмоциональную сферу личности, но и становится составляющей "культурной средой" человека.

В современной психологической науке наблюдается количественный рост эмпирических исследований, посвященных проблемам формирования и развития личности (Ю.А. Аксенова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, O.K. Конева, П.А. Кудин, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, В.П. Озеров, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин).

В социальной педагогике рассматриваются проблемы обучения личности школьника в процессе социального воспитания (В.Н. Гуров). При этом в отечественных исследованиях последнего десятилетия доминирующими остаются психолого-педагогические рекомендации об интересной деятельности (С.С. Алексеев, Т. А. Копцева).

Стоит отметить, что такие подходы не только обогащают и расширяют сферу исследовательской деятельности в области обучения подрастающего поколения средствами скульптуры, но и определяют вектор деятельности педагогических кадров в решении детских проблем, обусловленных рациональным выбором форм и средств использования будущего профессионального воздействия на личность.

Однако исследования, в которых рассматриваются только отдельные направления и проблемы, не позволяют составить целостное представление об обучающем процессе пространственно-образного мышления с его важной психолого-педагогической составляющей - системой средств - основы скульптурного воздействия.

Неразработанность современных научных концепций, ориентирующих образовательные архитектурные учреждения на целостное представление и решение практических задач обучения учащихся, а также разночтения таких понятий как, «обучение», «пространственно-образное мышление», «средства

воздействия», «скульптура» потребовали, с одной стороны, обращения к философским, культурологическим, психолого-педагогическим основаниям исследуемой проблемы, с другой - вычленения смыслообразующего контекста в разносторонних позициях авторов с учетом всех составляющих, с тем, чтобы логически продолжить их в собственном концептуальном осмыслении проблемы:

-в основе скульптуры как средства обучения учащихся находятся базисные и вновь образованные социальные ценности, которые должны быть восприняты каждым новым поколением;

-окружающая скульптурная действительность предстает как среда, оказывающая существенное, обучающее целенаправленное воздействие на учащегося, неотъемлемой частью которой является его будущая профессиональная самоопределенность.

Современные исследования в области обучения учащихся в архитектурных образовательных учреждениях вызывают потребность в рассмотрении этих процессов на предыдущем опыте. Это позволяет проанализировать исторические предпосылки, методологические и теоретические проблемы с учетом возможностей разработки и внедрения перспективных моделей и технологий средств в практике обучения личности.

В различных исследованиях данного направления мир, переданный средствами скульптуры в окружающем пространстве, как правило, рассматривается в роли трансформатора социальных и культурных ценностей (Р. Адаме, А. Менсел, Ф. Бецольд, В.М. Шугаев, П.А. Шеваров). В этом контексте назрела необходимость конкретизации целостного анализа средств в предметно-пространственной среде, в том числе скульптуры как фактора обучения личности учащегося.

Образовательная практика располагает учебно-методическим пособием «Школа изобразительного искусства», "Искусство скульптуры" (О.П Воронова), в котором уточняется понятийный аппарат, сведения, выявляющие сущность и особенности влияния скульптурной среды на

развитие личности, предлагаются разнообразные практические задания, направленные на более эффективное развитие пространственно-образных ощущений у учащихся.

Но и совокупная локальность научных взглядов на проблемы скульптуры в окружающем мире в данном пособии еще не позволяет раскрыть механизм взаимосвязи между обучением и средствами воздействия, так как обучение учащихся в своих сущностных истоках и основаниях во многом зависят от характера социальных отношений, ценностно-целевых ориентиров в обществе, его духовно-нравственных устоев.

Например, в этих условиях обучение лепке и ее продукты, объединенные в одно понятие - скульптура в архитектурных образовательных учреждениях рассматриваются как взаимосвязанные составляющие целостного процесса развития личности и предусматривают создание комфортных оптимальных условий для оказания педагогически управляемой регулируемой деятельности, направленной на развитие эстетического, духовно-нравственного и художественно-творческого потенциала личности.

Результаты общественного и индивидуального ценностного отношения к учащимся, их обучение различными средствами, в том числе и основами скульптуры, позволили разработать концептуальную суть проблемы, заключающуюся в том, что в процессе обучения учащиеся не просто усваивают социальный опыт через общепринятые скульптурные произведения с реалиями окружающего мира вещей и явлений, но и обращают эти представления в личностные нравственные, эстетические ценности, установки и ориентации.

Этот процесс преобразования социального опыта посредством скульптуры побуждает учащихся к применению полученных знаний и опыта в его последующем духовно-нравственном продвижении на пути профессионального познания и развития.

Скульптурная творческая деятельность учащихся в данном контексте, в свою очередь, неразрывно связана с традициями в области архитектуры, культуры, истории. Следовательно, в данном возрасте происходит активное накопление ценностных представлений о культуре скульптурной пластики в жизни, в результате чего предметная среда, отраженная посредством скульптурных произведений становится неотъемлемой частью личностного бытия и источником вдохновения.

Таким образом, учащиеся не просто усваивают накопленный социальный опыт посредством скульптурного творчества, но и преобразуют его в собственные образы для профессионального подражания.

Актуальность и неразработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования.

Объект исследования: пространственно-образное мышление учащихся средствами скульптуры в условиях архитектурных образовательных учреждений.

Предмет исследования: процесс формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях.

Цель исследования: выявить организационно-содержательные условия формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях.

Достижение цели определяет необходимость решения следующих задач исследования.

1. Выявить своеобразие процесса формирования пространственно-
образного мышления учащихся средствами скульптуры в условиях
архитектурных образовательных учреждений.

2. Исследовать традиционные виды, формы и современные взгляды на
формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами
скульптуры в условиях архитектурных образовательных учреждений.

  1. Определить наиболее эффективные и целесообразные формы приобщения учащихся средствами скульптуры в условиях архитектурных образовательных учреждений.

  2. Разработать модель формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в условиях архитектурных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в условиях архитектурных образовательных учреждений будет более эффективным, если:

- содержание и организация образовательной деятельности учреждения
будут направлены на формирование пространственно-образного мышления у
учащихся средствами скульптуры;

- включение учащихся в процесс формирования пространственно-
образного мышления средствами скульптуры предусматривает ряд приемов
педагогического мастерства у специалистов архитектурного
образовательного учреждения;

архитектурное образовательное учреждение станет открытой социально-педагогической системой, что позволит использовать в образовательном процессе потенциал внешних воздействий на личность учащихся;

- в открытом архитектурном образовательном учреждении будут
созданы психолого-педагогические условия для осуществления процесса
формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами
скульптуры;

- модель формирования пространственно-образного мышления учащихся
средствами скульптуры в условиях архитектурных образовательных
учреждений будет ориентирована на будущую профессиональную
деятельность и отвечать современным требованиям.

Методологическую основу исследования составили идеи, теории и концепции по формированию пространственно-образного мышления, позволившие обосновать стратегию приобщения учащихся к средствам скульптуры в условиях архитектурного образовательного учреждения, работы по искусствознанию и культурологии (Э.А. Баллер, М.С. Каган, Д.С. Лихачев и др.).

Психолого-педагогический аспект диссертации опирается на общую теорию деятельности Н.А. Ветлугиной, Л.П. Робустовой, Л.В. Орловой, Е.И. Корнеевой и др.

Основные методы исследования:

  1. изучение философской, психолого-педагогической, специальной литературы по исследуемой проблеме;

  2. анализ программ для архитектурных образовательных учреждений; целенаправленное педагогическое наблюдение и эксперимент; анализ творческих работ учащихся;

  3. математические методы обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность и возможность формирования пространственно-образного мышления у учащихся в процессе приобщения их к средствам скульптуры в условиях архитектурных образовательных учреждений, а также их творческого развития в результате освоения конструктивных навыков и умений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в условиях архитектурных образовательных учреждений на основе сравнения научного и учебно-методического материала по искомой проблеме позволил выявить как общие (российские корни основного содержания скульптуры в архитектурных сооружениях, архитектурных ансамблях), так и его особенные (локальное своеобразие понятий, текстовые характеристики зарубежных скульптурных произведений, скульптурные

элементы в содержании учебно-методических пособий и т.д.) тенденции. Уточнена сущность понятия «скульптура» и ее составляющих, обуславливающих процесс формирования пространственно-образного мышления учащихся.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут использоваться в широкой практике работы учреждений разного типа в системе общего архитектурного и художественного дополнительного образования. Предложенный в диссертации подход к обучению и воспитанию учащихся средствами скульптуры может использоваться при создании региональных программ, учебных пособий для подрастающей молодежи в образовательных профильных учреждениях. Разработана программа и методика формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры на основе комплексного подхода к обучению, интеграции предметов общенаучного, гуманитарного и эстетического циклов, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности обучающейся молодежи.

Результаты исследования, методические рекомендации по приобщению учащихся к скульптуре могут использоваться учителями общеобразовательных школ, преподавателями архитектурно-строительных колледжей и ВУЗов при разработке содержания курса теории и методики «Скульптура», специальных семинаров, факультативов.

Этапы исследования.

На первом этапе (2000-2001 гг.) изучалась философская, психологическая, специальная литература по искомой проблеме, анализировалось современное состояние педагогической работы в архитектурных образовательных учреждениях. Разрабатывалась программа исследования, определялись содержание и формы опытно-экспериментальной работы в архитектурных образовательных учреждениях с учащимися.

На втором этапе (2002-2003 гг.) проводилась экспериментальная работа в архитектурных образовательных учреждениях. Отрабатывалась программа исследования по формированию пространственно-образного мышления учащихся на основе скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях Краснодарского региона, в частности на примерах ее применения как средства отражения скульптурных объектов, применимых к определенной архитектурной отрасли (городской, сельской и т.д.).

На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) осуществлялись завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования и оформление их в форме диссертационной работы.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Эффективность процесса формирования пространственно-образного
мышления средствами скульптуры в архитектурных образовательных
учреждениях обусловливается активизацией эмоционально-чувственной
сферы учащихся, их когнитивного и художественно-творческого развития;
интеграцией видов деятельности, имеющих гуманитарно-эстетическую
направленность; комплексным взаимодействием видов детской и
педагогической деятельности.

2. Основы скульптуры обладают педагогическими возможностями
познавательного и творческого развития учащихся и являются эффективным
средством формирования пространственно-образного мышления.

3. Модель формирования пространственно-образного мышления
учащихся средствами скульптуры в условиях архитектурных
образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы в 2000-2003 гг. в общеобразовательной школе «Новатор», в Краснодарском высшем педагогическом колледже №3, путем обсуждения на научно-методических конференциях Кубанского государственного университета (Краснодар, 2005);

региональных конференциях «Современные методы обучения в высшей школе и пути их совершенствования» (Краснодар, 2002); «Задачи повышения качества подготовки специалистов в вузе при переходе на новый государственный образовательный стандарт» (Краснодар, 2003); «Совершенствование форм и методов образовательного процесса и его методического обеспечения» (Краснодар, 2004), в ходе работы на курсах повышения квалификации работников образования на кафедре архитектуры и дизайна Кубанского государственного университета (2002-2006).

Достоверность и обоснованность результатов исследования, представленных в диссертации, следует из общей логики исследования, методологической, теоретической и практической аргументации его основных положений, адекватных предмету, цели и задачам исследования, соблюдением требований технологии педагогического исследования, репрезентативностью выборки исследования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа изложена на 163 страницах машинописного текста, содержит 8 таблиц, 1 схему, 6 приложений. Список литературы включает 185 работ, в том числе 158 работ отечественных авторов и 27 - зарубежных.

Скульптура как один из факторов развивающего и воспитывающего воздействия на личность учащегося: состояние и постановка проблемы

То, что изобразительное искусство воссоздает зрительно воспринимаемый мир, определяет многие его эстетические особенности. Оно может передать ощущение живой действительности, и не только запечатлеть внешнее сходство, а раскрыть смысл изображаемого: характер, внутреннюю сущность человека, неповторимую красоту природы, все цветовое и пластическое богатство мира.

Изобразительное искусство называют еще зрительно-пространственным, так как оно воспроизводит явления жизни не только на плоскости, но и в пространстве, и пластическим, потому что в основе его лежат осязаемость и объемность (иллюзия объема может создаваться даже на плоскостных изображениях).

Скульптура, в отличие от живописи и графики, объемна и выполняется она в твердых материалах (дерево, камень, металл, цемент, железобетон). Но и скульптура тоже воспроизводит — только уже не на плоскости, а в пространство — то, что можно воспринять зрительно, ощутить осязанием. Эта особенность относится и ко всем другим видам изобразительного искусства.

По мнению И.Л. Любимского, скульптура — один из древнейших видов человеческой деятельности. Она ведет свое начало от первобытных времен: орудие, которым доисторический человек высекал на скалах изображения зверей и птиц, вырезал круглые объемные фигурки, было собратом огниву и луку. В самых различных регионах земли раскопаны женские фигурки, так называемые «палеолитические Венеры», некоторые из них были созданы около двадцати пяти тысячелетий до н.э. В этих Венерах нет и следа одухотворенности или женственности: у них широкие бедра, огромные животы, мешковидные груди; это женщины, способные тяжело работать и много рожать. Происхождение фигурок было связано с древнейшим культом плодородия, жизненного начала, материнской силы. Фигурки эти, как и более поздние по времени идолы, в том числе и славянские, были для древних людей воплощенными богами.

Скульптура была спутницей человечества на всех этапах его развития. Народы приходили и уходили, государства возвеличивались и разрушались, но искусство оставалось. Многие наши сведения об истории, быте, облике ушедших людей приобретены благодаря искусству. Что мы знали бы о битве городов Лагаша и Уммы (Вавилония), событии, происшедшем около 2500 лет до нашей эры? Но рельефы на стеле, прославляющей лагашского царя Эанатума, так подробны, что мы можем не только проследить ход событий, но и представить их зрительно. Сперва лагаши оплакивают павших, видимо, в начале боя победа склонялась к уммийцам. Но Эанатум не сдался, он снова ведет в бой войска, их много, они идут сплошными рядами — на рельефе изображен сомкнутый строй. Передний ряд воинов держит большие щиты, прикрывая отряд; идущие посередине выставляют между щитами копья. Последняя сцена воссоздает поле, усеянное трупами уммийцев; кружащие над полем коршуны уносят головы убитых.

Некоторые рельефы древности хочется сравнить с исторической хроникой. Но и этого сравнения будет недостаточно. Скульптура воссоздает не только происходившие события, но и дух этих событий. Давая возможность лаконичного, острого и вместе с тем ярко эмоционального восприятия, она позволяет проследить не только за историей народов, но и за их духовной жизнью.

В древнейшие времена скульптура служила для утверждения незыблемости, величия и силы власти. В этом отношении характерно искусство Египта, почти целиком посвятившее себя прославлению фараонов. В рельефах их фигуры вырезались значительно большими по размеру, чем все прочие фигуры. Их статуи делались такими грандиозными, что подавляли своими масштабами все окружающее; казалось, будто они изображают не людей, но каких-то сверхъестественных неведомых существ, не подвластных ни времени, ни обычным законам человеческой жизни.

Создавались специальные посвященные фараонам храмы — иногда они воздвигались на земле, иногда вырубались в сердце горных утесов. В скальных храмах фигуры фараонов нередко поддерживали своды залов — тогда они воспринимались, как могущественнейшие, поддерживающие небесный свод боги. В наземных храмах статуи поражали не только величиной, но и количеством. В святилище храма царицы Хатшепсут (XVI в. до н. э.) их было более двухсот. Полы святилища были выложены золотыми и серебряными плитами, дорогу к нему украшали сфинксы столовой Хатшепсут — каждый попадавший туда был подавлен, чувствовал свое ничтожество и трепет перед властью.

Наряду с культом государственным древняя скульптура утверждала культ религиозный. В самых разных формах она призывала народ к покорности, к отказу от попыток вмешаться в существующие порядки. Обратимся хотя бы к искусству Индии.

Индийские буддисты создали пластическое воплощение образа Будды: неподвижная фигура, сложенные руки, полуприкрытые глаза, лицо, свидетельствующее о глубочайшем раздумье, — все в его статуях создавало атмосферу отрешенности от мира, все звало к самоуглублению, к уходу от реальной жизни. Индийские брахманы разработали учение о том, что мир является ареной постоянной борьбы добрых и злых сил: храмы брахманов становились своеобразными галереями со статуями и рельефами, рассказывающими о сражениях богов с демонами. Главным богом их был могущественный Шива — он создал Вселенную, он управлял ею и разрушал все, что завершало жизненный круг. Глядя на эти лики, человек должен был осознать свое бессилие, понять, что в мире все течет по извечным, непостижимым разуму законам, что в нем ничего невозможно изменить.

Почти во всех странах древности скульптура развивалась одним и тем же путем. Но это вовсе не значит, что она была одинаковой. Напротив, ее разнообразие неисчерпаемо. «Открылась бездна, звезд полна; звездам числа нет, бездне — дна», — писал замечательный русский поэт Г.Р. Державин, слова эти вполне могут быть применены к скульптуре. Чтобы убедиться в этом, сравним уже известную нам брахманскую скульптуру Индии со скульптурой ацтеков (Древняя Америка). У Шивы человеческое лицо, прекрасное и гибкое человеческое тело. У Коатликуэ, ацтекской богини земли и весеннего плодородия, нет ни головы, ни рук, ни ног; тяжелая четырехугольная фигура составлена из каменных блоков, имитирующих то черепа, то кукурузные початки, то клыки и кости ягуара, то клубки извивающихся змей — силы, которыми распоряжалась богиня. Боги Индии, какими бы фантастическими способностями они ни наделялись, изображались вполне реально, иногда даже натуралистично; ацтеки создавали фигуры, лишь отдаленно напоминающие человеческие. Всякий, кто видел статую Коатликуэ (ее экспонировали в Советском Союзе), знает, что ее нельзя было сравнить ни с одной привычной для нас скульптурой.

У каждого народа свои представления о пространстве, динамике, образе, свой неповторимый художественный язык — они определяются национальными традициями и характерами, мироощущением народов и их пониманием жизни, их природой и историей. Поэтому даже в близких по географическим координатам и по религии странах искусство редко бывает однотипным.

Психолого-педагогические основы формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в учебном процессе архитектурных образовательных учреждений

Теперь познакомимся с процессом создания скульптуры. Есть два основных вида скульптурной техники — это лепка и ваяние. Часто эти слова считают синонимами, на самом же деле они далеко не равнозначны. Лепят в мягких материалах — глине, пластилине, воске, т.е. в тех, которые слушаются движения человеческой руки. Ваяют — в твердых: в мраморе, граните, порфире, базальте; эти материалы требуют применения специальных инструментов. По отношению к дереву (а также к алебастру и кости) обычно применяется термин «режут», «вырезают», реже — «вырубают».

Ваяние основано на удалении лишнего материала, скульптор как бы высвобождает из него свое произведение. «В твердый горный камень воображение художника вкладывает живую фигуру, которую он извлекает оттуда, удаляя излишки камня», — объяснял Микеланджело. Сам он работал только методом ваяния. Сделав из воска маленький — в несколько сантиметров высотой — эскиз, довольно приблизительный по форме, сразу врубался в мраморный блок, полагаясь на твердость своей руки и безошибочность внутреннего видения. Своего знаменитого «Давида» он высек из глыбы каррарского мрамора, испорченной глубоко врезавшейся в нее впадиной (отметим мимоходом, что работать с этой глыбой отказались такие мастера, как Донателло и Леонардо да Винчи). Чтобы обойти эту впадину, Микеланджело как бы вписал фигуру в глыбу по диагонали, наклонив ее — внутри блока — на двадцать градусов. Об этом мы знаем только по воспоминаниям современников художника — заметить или даже почувствовать это невозможно.

Метод Микеланджело уникален, обычно скульпторы работают иначе. Начинают всегда с лепки, которая базируется на противоположном ваянию методе — на добавлении материала: один ком глины или воска накладывают на другой. Чаще всего пользуются влажной серой глиной, которую высоко ценят за мягкость и вязкость. «Живая рабочая глина — большая красота, — утверждала А.С. Голубкина. — Относиться к ней небрежно — то же, что топтать цветы». Сперва лепят небольшую модель, в которой проектируют будущую статую или памятник. Затем делают модель той величины, в какой будет осуществляться будущее произведение. Если скульптура большая, ее укрепляют каркасом.

Иногда увеличение производится поэтапно. Э.А. Бурдель, сделав небольшой эскиз, тщательно его прорабатывал, затем отдавал в отливку и в механическое увеличение и снова прорабатывал. И так много раз, пока скульптура не достигала задуманного размера. Такой способ позволяет максимально точно разработать замысел и последовательно отшлифовывать все детали композиции. Когда работа над моделью заканчивается, с нее снимают гипсовую форму, т. е. пластический отпечаток, повторяющий модель в обратном, вогнутом виде. Форму делают из нескольких плотно соединяющихся частей; разъяв их, можно выбрать глиняную массу. При этой операции первоначальная глиняная модель погибает, но, залив во вновь собранную форму гипс, скульптор получает абсолютно точное ее повторение. Затвердевая, гипс становится плотным и достаточно прочным, в хороших условиях он может сохраняться долго. Поэтому художники порой довольствуются гипсовыми отливками, иногда тонируя их, т.е. подцвечивая их поверхность.

Получив форму и гипсовую отливку, можно приступать к исполнению произведения в камне или в металле. И хотя в обоих случаях дело сводится к скрупулезно точному повторению оригинала, процессы эти настолько различны, что в Древней Греции скульптура из мрамора и скульптура из бронзы считались разными видами искусств. Каменную скульптуру высекают по образцу гипсовой модели. Повторение это делается не на глаз, а при помощи пунктировальной машины: гипсовая отливка обмеривается в мельчайших деталях, и все эти обмеры («пункты») переносятся на каменный блок. Врубаясь в камень, строго следят за отметками — сперва обивают его до уровня наиболее выступающих точек, затем переходят к среднему рельефу и к углублениям. Работа эта может быть и творческой и механической, репродуктивной. Все зависит от того, исполняет ее сам скульптор или мраморщики (так называются все копировщики, работающие в твердых материалах).

Чтобы сделать скульптуру из металла (чаще всего из бронзы), пользуются не отливом, а вогнутой гипсовой формой. Ее покрывают внутри восковым слоем и заполняют твердеющей при нагревании массой. При прокаливании формы воск вытапливается, и на его место вливают расплавленный металл. Когда он остынет и затвердеет, форму и огнестойкую сердцевину удаляют и получают полую бронзовую отливку, воспроизводящую модель в мельчайших деталях.

Металлическая скульптура может быть не только отлита, но и выкована или вычеканена. Чеканят ее, выбивая специальным молотком скульптурный рельеф по красной меди или латуни. Крупные произведения чеканятся по частям внутри специальных форм-матриц, представляющих собой слепки с модели. Именно таким образом делалась квадрига с Аполлоном, стоящая на здании Ленинградского театра драмы им. А.С. Пушкина.

«Мню я быть мастером, затосковав о трудной работе, чтоб останавливать мрамора гиблый разбег и крушенье, лить жеребцов из бронзы гудящей с ноздрями, как розы, и быков, у которых вздыхают острые ребра»,— писал Павел Васильев. Действительно, работу скульптора не назовешь иначе, как трудной. Она требует не только творческих, но и физических сил, большого терпения и времени, а подчас и помощи других людей. «Ремесло» скульптора в понимании А.С. Голубкиной с начала и до конца связано с осуществлением творческих замыслов. Это высокое одухотворенное «ремесло», служащее основой для подлинного искусства.

А.С. Голубкина предостерегает молодого скульптора от заученных приемов лепки, от стандартных композиционных схем, от пустого и внешнего оригинальничанья. Говоря о каркасе будущего произведения — скульптурной головы или фигуры, о первоначальной прокладке в глине, о приемах лепки,— она шаг за шагом учит скульптора наблюдать и размышлять с глиной в руках.

По мнению А.С. Голубкиной, каждый момент в создании скульптуры, начиная от самых незначительных, первоначальных, должен таить в себе конечный замысел. В какие бы подсобные технические задачи в процессе своего труда ни вникал скульптор, он всегда должен соизмерять их с основной своей целью — создание пластического художественного образа.

Исходным пунктом искусства скульптуры является для А.С. Голубкиной живая натура. Правдивая передача человека, обнаженного или одетого, служит основой искусства пластики. Уточняя это краеугольное положение своего сочинения, А.С. Голубкина предостерегает юных художников от любительского, непрофессионального подхода к натуре. Лепка поверхности тела без понимания его внутренней костной и мышечной конструкции никак не удовлетворяет А.С. Голубкину. Передавая формы головы, бюста или фигуры в целом, скульптор обязан со всей определенностью выявить своеобразное строение организма, присущее данному человеку. Он должен совершенно правильно наметить четкими гранеными плоскостями общую схему тела человека в его движении или спокойствии. При этом ему нужно обобщенно передать присущие отдельным частям тела пропорции и объемы. Создав подобную схему, скульптор может двигаться дальше в своей работе, уточняя и усложняя пластические формы головы или фигуры по натуре, вплоть до того, когда грани плоскостей станут малозаметны и общий объем скульптуры приобретет жизненную правдивость и завершенность.

Роль педагога в регулировании процесса пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях

Педагогические формы и методы организации учебных занятий по основам скульптуры в образовательных учреждениях взаимосвязаны сегодня, в отличие от предыдущих лет, с графикой, начертательной геометрией, черчением согласно образовательным реформам. Данные знания необходимы как профильные знания по учебной дисциплине и специфике методических средств ее обеспечения. Не менее значимы в образовательном процессе по скульптурной деятельности знания, умения и навыки поведенческой дисциплины, психолого-педагогического самоуправления. А также совершенствование контроля по качеству самостоятельной подготовки подростков.

Очевидно, что это направление требует от специалистов скульптурного профиля не только базовых знаний дисциплинарного предмета, но и первоначальной педагогической подготовки и то, что это новое направление в образовательно-воспитательной работе с обучающимися детьми способно вызывать ряд психолого-педагогических вопросов у преподавателей-скульпторов. И особенно у начинающих свою образовательную деятельность.

Вот почему для разрешения данной проблемы необходимо вновь обратиться к аспектам скульптуры, но уже с педагогической точки зрения.

Итак, скульптура, как и все другие учебные дисциплины в ВУЗах, включает в себя методическое обеспечение, учебно-воспитательную деятельность и самостоятельную работу обучающихся. Но, прежде чем воспринимать скульптуру как образовательное средство для будущих специалистов, необходимо первоочередно психолого-педагогически трактовать его как достоверное средство для формирования пространственно-образного мышления детей.

С этой целью остановимся вначале на доказательном примере перевоплощения образовательной функции, заложенной в учебной дисциплине - скульптура - в воспитательную функцию.

Во-первых, обратимся к более углубленному проникновению в теорию скульптурного образования, но уже в социально-историческом контексте рассмотрим само понятие «скульптура», его этимологию, которые связаны непосредственно с особыми скульптурно-графическими действиями будущего специалиста (техническим рисованием).

И так, как становится очевидным, система развития скульптурного образования представляет собой сложный комплекс символических, демонстративных элементов.

И если до сегодняшнего дня в современной образовательно-воспитательной практике скульптуру общепринято классифицировать как известные знания, умения и конструктивные навыки, как отношение к графическому действию.

То так же, на наш взгляд, нельзя не отметить и тот факт, принимая во внимание педагогический подход, что скульптура имеет самостоятельные отличительные признаки, позволяющие отделить его от других графических и чертежных действий и явлений.

Можно сказать, что оно является средством объективизации соответствующих знаний и умений людей; является «пиктографическим» текстом, включающим элементы, принадлежащие различным кодам (реальному графическому, зрительно-вербальному, персональному, и др.) и выражается в системе стереотипных символических графических действий.

В этом смысле скульптурные объекты с их стороной или составной частью по отношению к скульптуре рассматриваются как исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению общественные установки, идеи, ценности и нормы «графического языка».

Соответственно основы скульптурного образования, являясь формами социально-культурного наследия, встречаются во всех сферах общественной жизни, сохраняются в обществе в течение длительного времени и несут в себе преемственность исторических эпох.

Что в целом отвечает позиции науки философии, в полной ее мере, так как скульптурные объекты могут восприниматься как еще одни продукты духовной и материальной культуры человека.

Обращаясь к психолого-педагогическому процессу, направленному на формирование пространственно-образного мышления учащихся, следует остановиться на том, что воображаемые скульптурные объекты повсеместно воплощаются в реалиях жизни в форме продуктов различного скульптурного творчества.

Более того, продукты скульптурного творчества человеку жизненно необходимы в его общественно-трудовой деятельности. Следовательно, в основу скульптурной деятельности изначально заложены воспитательные формы, направленные на формирование трудовых навыков и умений у подрастающего поколения.

В подобных высказываниях, как правило, необходимы доказательные факты и поэтому обратимся к ряду жизненных общеизвестных примеров Можно сказать, что посредством скульптурной графической и чертежной деятельности отражалась причастность человека не только к его работе, но и к окружающей природе одновременно.

Отсюда постоянно возникает необходимость в привлечении к работе технически грамотных скульпторов и соответственно в образовательной подготовке нового кадрового состава. В этом числе востребованы строители, скульпторы и другие специалисты владеющие «скульптурным чертежно-графическим языком». В русле данного текста следует подчеркнуть, что «стиль скульптуры» имеет международное признание, согласно нормативам, ГОСТам. Им ясно и понятно может выражать свои мысли любой иностранный специалист, не знающий русского языка, как и специалист из нашей страны, нашего региона, не владеющий иностранным языком.

Современная модель формирования пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях (опыт комплексного опытно-экспериментального исследования)

В последнее десятилетие активно развивается массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших технологий на рубеже третьего тысячелетия, которые предопределили революционные изменения в сферах образования, бизнеса, промышленного производства, научных исследований и социальной жизни.

Факторы прогресса все быстрее меняют свое значение и воздействие на исторический прогресс в целом. Если прежде основную роль играли природные ресурсы, давая странам, сравнительное преимущество в системе экономических и политических взаимоотношений, то сейчас на первый план выдвинулся уровень развития людских ресурсов знания, творчество, умение в широком смысле слова.

Эти тенденции, перейдя из сферы стратегических интересов стран, идей и концепций образования, материализовались в виде конкретных потребностей общества. Изменения социальных потребностей, изменения рынка труда привели к ситуации, когда динамика спроса на рынке труда на специалистов определенного профиля и квалификации, в том числе инженерно-строительного профиля вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой. А также с номенклатурой специальностей и специализаций.

Внешним проявлением этого факта является стремление учащихся к получению дополнительных знаний, рядовым явлением стало получение дополнительного образования. Поэтому, в связи со значительными изменениями в жизни общества, проблема совершенствования профессиональной подготовки специалистов, имеющих прямое отношение к графической деятельности приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы работы преподавателей, в том числе по скульптурной деятельности.

Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения «образование на всю жизнь» к непрерывному образованию достигается сегодня в государстве путем основательной фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя в области скульптуры.

Особенностью подготовки квалифицированного специалиста является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.

Эти цели достигаются применением целого ряда педагогических средств, среди которых особое место занимает тест-контроль и оценивание как необходимая составная часть учебного процесса. Педагогический тест-контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса.

Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание К.Д. Ушинский, А. Дистервег, П.Ф. Каптерев. Функции контроля в развитии учащихся исследовались в трудах Б.Г. Ананьева, В.П. Беспалько, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.М. Подласого, Л.А. Свешниковой, В.А. Тюнина и многих других ученых.

Комплексное исследование образовательной и развивающей роли контроля освещались в работах К.Г. Деликатного, Н.П. Краевской, Р.Ф. Кривошаповой, П.И. Пидкасистого, О.Ф. Силютиной, Г.И. Щукиной. Тест-контроль как диагностический элемент в процессе обучения рассматривался с позиций системного анализа в трудах Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. В этих работах раскрываются важнейшие характеристики диагностики педагогического процесса, такие как: объективность, систематичность, своевременность.

Разработка различных педагогических концепций также потребовала рассмотрения роли контроля. Этот вопрос в его различных аспектах описывается в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина.

Вопросы технологии педагогического контроля, его роль в формировании профессиональной компетентности педагога исследуются в трудах B.C. Аванесова, СИ. Архангельского, З.Д. Жуковской, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Кучугуровой, М.М. Левиной, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, Т.В. Тюняевой и других.

Практически каждое исследование по педагогике, так или иначе, затрагивает проблемы контроля.

Совершенствование форм и методов контроля привело, в конечном итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе. Комплексный подход нашел выражение в системе тест-контроля по скульптуре.

Эта система успешно используется многими учебными заведениями, как за рубежом, так и в отечественных образовательно-воспитательных учреждениях. Даже при использовании различных форм организации контроля в Краснодарском крае (Кубанский государственный университет) системы контрольных точек, системе тест-контроля по начертательной геометрии присущи общие цели и задачи, определяемые ролью контроля в педагогическом процессе.

Проблемой рейтинговой технологии занимались многие российские и зарубежные исследователи. Среди них: В.П. Беспалько, А.Г. Молибог, В.М. Монахов, О.П. Околелов, А.Я. Савельев, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, Л. Андерсон, Д. Бриге, Р. Гарнье и многие другие. Создана специализированная серия программных продуктов для технического обеспечения системы тестового контроля в учебных заведениях.

Однако большинство работ посвящено техническим вопросам расчета тестового балла в отрыве от педагогических аспектов организации учебного процесса.

Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени в педагогической практике используется система тест-контроля как отражение потребностей общества в подготовке высококвалифицированных специалистов, в том числе, имеющих прямое отношение к скульптурной деятельности, способных к творческой и активной деятельности.

Похожие диссертации на Формирование пространственно-образного мышления учащихся средствами скульптуры в архитектурных образовательных учреждениях