Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности Петрунина Марина Александровна

Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности
<
Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрунина Марина Александровна. Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Оренбург, 2006 171 с. РГБ ОД, 61:06-13/1697

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности 12

1.1. Эстетическая деятельность как социально-педагогический феномен 12

1.2. Характеристика процесса формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности 34

1.3. Анализ опыта организации эстетической деятельности в современных образовательных учреждениях 56

Выводы по первой главе 77

Глава 2. Социально-педагогические условия эффективности формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности 79

2.1. Моделирование процесса эстетической деятельности в целях развития социальной активности младшего школьника 79

2.2. Научно-методическое обеспечение социально значимых видов эстетической деятельности младших школьников 97

2.3. Диагностика динамики уровня социальной активности младшего школьника в условиях эстетической деятельности 120

Выводы по второй главе 140

Заключение 142

Список использованной литературы 144

Приложения 163

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями социокультурной ситуации современного российского общества, характеризующейся кризисом эстетических идеалов, снижением уровня духовного развития подрастающего поколения, что обостряет востребованность социально активной личности, способной к коррекции жизненных перспектив на основе понимания прекрасного в жизни и искусстве. Особую значимость при этом приобретает деятельность начальной школы, где закладываются мировоззренческие основы, познавательные интересы и эстетические ориентиры младшего школьника при включении его в различные виды образовательной деятельности.

Однако в последние годы в образовательных учреждениях начального звена наблюдается ослабление внимания к вопросам формирования социальной активности младшего школьника, по-прежнему отдается предпочтение обучению предметным знаниям без должного внимания к проблеме активизации личностных качеств ученика. В современных условиях целесообразно рассматривать формирование социальной активности личности на основе занятий искусством, обеспечивающих творческое созидание и опыт взаимодействия с внешним миром, с окружающими людьми, самим собой.

Одним из эффективных средств формирования социальной активности младшего школьника выступает эстетическая деятельность, в которой активизируется социальная позиция и социально одобряемое поведение подрастающего поколения. Наиболее успешно развитие социальной активности младшего школьника происходит в социально значимых музыкально-творческих занятиях, пробуждающих чувство прекрасного, умение оценить окружающую действительность по законам красоты.

Теоретико-методологический анализ научных трудов по проблеме формирования социальной активности младшего школьника в эстетической дея-

4 тельности свидетельствует о наличии достаточного объема научно-педагогического знания, позволяющего обосновать базис исследования.

Научную ценность для изучения проблемы представляют: философские и психологические основы теории деятельности (К. А. Абульханова-Слав-ская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Э. Г. Юдин); теория социализации личности в контексте образования, воспитания и развития (Н. М. Борытко, В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, В. С. Мухина, В. Г. Рындак, С. В. Сальцева, Ф. Ш. Терегулов); идея социальной активности школьников в различных сферах жизнедеятельности и социально-педагогической среде (А. Я. Журкина, Ю. С. Мануйлов, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, В. Д. Семенов, С. Т. Шацкий); научные положения об эстетическом воспитании личности как процессе развития нравственности и гуманных чувств (В. И. Водовозов, Т. П. Гаврилов, А. В. Запорожец, С. М. Каргаполь-цев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, В. И. Тасалов, К. Д. Ушинский, Б. П. Юсов и др.); идеи эмоциональной отзывчивости как основы эстетического познания мира (Н. А. Ветлугина, А. Г. Костюк, Г. С. Тарасов, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов); идеи музыкально-эстетического воспитания (Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, Г. М. Цыпин, В. Н. Шацкая).

Исследование теории и практики формирования социальной активности младшего школьника позволило выявить основные противоречия между:

возросшей потребностью общества в социально активной личности и неразработанностью теоретических основ организации эстетической деятельности в педагогической практике;

потребностью детей младшего школьного возраста в приобретении социокультурного опыта и неразработанностью педагогических условий организации эстетической деятельности, обеспечивающей самореализацию личности;

- имеющимся педагогическим потенциалом эстетической деятельности и
недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения социо-
ориентированной направленности эстетического воспитания.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке и практике обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности».

Объект исследования: эстетическая деятельность младшего школьника.

Предмет исследования: формирование социальной активности младшего школьника.

Цель исследования: обосновать педагогические условия формирования социальной активности младшего школьника.

Гипотеза исследования: формирование социальной активности младшего школьника происходит эффективнее, если моделирование исследуемого процесса в совокупности целей, задач, принципов и содержания реализуется в эстетической деятельности на основе соблюдения следующих педагогических условий:

включенность младшего школьника в социально значимые музыкально-творческие занятия, обогащающие эстетический и социальный опыт;

разработанность научно-методического обеспечения социально направленной эстетической деятельности, предусматривающей интеграцию эстетического развития и социализации школьников;

обоснованность содержания и методов развивающей диагностики социальной активности личности, обеспечивающей контроль, оценку и коррекцию процесса формирования социальной активности младшего школьника.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Выявить сущностные характеристики социальной активности младшего школьника в процессе эстетической деятельности.

  1. Разработать структурно-содержательную модель формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности.

  2. Обосновать научно-методическое обеспечение эстетической деятельности как контекста формирования социальной активности младшего школьника.

Методологической основой исследования являются: идеи гуманистической направленности воспитания; теория формирования личности в деятельности и общении; теория формирования личности в изменяющихся социальных условиях; принципы и концептуальные идеи эстетического воспитания.

В теоретическом плане использовались: гуманистические философские положения о человеке, личности и ее предназначении как важнейшей ценности (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, А. Д. Демакова, А. В. Кирья-кова и др.); философские аспекты формирования эстетической культуры (Ю. Б. Борев, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, В. А. Разумный, Л. Б. Соколова и др.); идеи духовного воспитания личности (П. Ф. Каптерев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.); концепции музыкального творчества детей (Д. Б. Кабалевский, С. М. Каргаполь-цев, Ю. И. Кривов, В. Г. Кудрявцев, Л. Л. Куприянова, В. В Медушевский, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, Н. Г. Тагильцева и др.); социально-педагогические теории (В. Г. Бочарова, А. В. Мудрик, В. И. Попова, С. В. Сальцева, Е. И. Холостова и др.).

Особо значимыми для нашего исследования являются диссертационные работы по проблемам подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию младших школьников (Н. В. Долматова); формирования активности младшего школьника в познавательно-музыкальной деятельности (Г. Г. Ракова); формирования основ духовности младшего школьника (Е. Ю. Анохина); эмоционального развития учащихся в музыкально-исполнительской деятельности (А. Г. Гройсман); развития способностей детей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии (Е. В. Болотова); развития творческой активности младшего школьника средствами народного прикладного искус-

7 ства (Е. И. Винокурова); адаптации первоклассников к школьным условиям в музыкальной деятельности (О. Н. Новикова) и др.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе лицея № 2, общеобразовательных школ № 1, 12, Областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко г. Оренбурга. В исследовании принимали участие в общей сложности 130 учащихся 7—11 лет, педагоги, воспитатели групп продленного дня, руководители творческих объединений.

Исследование проводилось в три этапа с 2001 по 2006 г.

Первый этап (2001—2003 гг.) был посвящен разработке концептуального замысла исследования, определению его эмпирической базы, разработке программы опытно-экспериментальной работы. Основные методы исследования: анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы; включенное и фрагментарное наблюдение; анкетирование, тестирование, интервьюирование; статистические методы первичной обработки.

Второй этап (2003—2005 гг.) включал уточнение содержания проблемы, формулирование исходных положений гипотезы исследования, отбор развивающих диагностических методик, обоснование программ диагностики. Разработана модель формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности, проведена ее опытно-экспериментальная апробация; проанализирован ход и результаты эксперимента. Основные методы исследования: теоретические (моделирование, проектирование социально-педагогических ситуаций и способов их разрешения), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование), игровые методики, статистические методы обработки результатов.

На третьем этапе (2005—2006 гг.) обрабатывались полученные результаты по проверке комплекса педагогических условий формирования социальной активности младшего школьника. Формулировались выводы исследования, оформлялся текст диссертации, разрабатывались научно-методические рекомендации и осуществлялось их внедрение в практику.

8 Научная новизна исследования:

уточнены сущностные характеристики понятия «социальная активность младшего школьника» как личностного качества, проявляющегося в деятельном освоении субъектом эстетических знаний, интересов, отношений и приобретении творческого опыта эстетической деятельности;

создана структурно-содержательная модель формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности, отражающая в совокупности цель, принципы, содержание, средства, критерии, этапы, педагогические условия и выступающая теоретико-технологическим основанием проектирования и прогнозирования предполагаемого результата;

обоснована совокупность педагогических условий результативности процесса формирования социальной активности младшего школьника (включенность младшего школьника в социально значимые музыкально-творческие занятия; разработанность научно-методического обеспечения социально направленной эстетической деятельности; обоснованность содержания и методов развивающей диагностики социальной активности личности).

Теоретическая значимость результатов исследования:

определены этапы формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности (организационно-адаптационный, обеспечивающий социально ориентированный контекст взаимодействия; ко-ординационно-деятельностный, предусматривающий интеграцию различных образовательных областей; диагностико-аналитический, обусловливающий оценку и корректировку проявлений социальной активности младшего школьника), позволяющие формировать социальную активность личности на основе последовательно усложняющихся целей;

обоснованы основополагающие принципы формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности: принцип целенаправленности и социальной ориентированности, отражающий взаимосвязь целей личности и социума; принцип свободы выбора школьниками му-

9 зыкально-творческих занятий и паритетных отношений взрослых и детей; принцип целостности и эстетической гармонии взаимодействия личности и среды; принцип личностной самореализации, определяющие социально и личностно значимую направленность эстетической деятельности младшего школьника, что вносит существенный вклад в теорию воспитания в русле концепции социально-педагогического подхода;

- выявлены уровни сформированности социальной активности младшего
школьника (воспроизводящий, интерпретирующий и творческий), содержа
тельные характеристики которых позволяют исследовать динамику и коррек
тировать результативность процесса формирования социальной активности
личности в эстетической деятельности, расширяя теоретические представле
ния об основных параметрах педагогического обеспечения взаимодействия
субъектов эстетической деятельности.

Практическая значимость:

обосновано научно-методическое обеспечение эстетической деятельности младшего школьника, включающее совокупность проектов раннего и разновозрастного развития: «Видеть, слышать, чувствовать», «Музыка — своеобразный язык родного края», «Музыкальный фольклор»;

выявлены критерии: когнитивный (совокупность эстетических знаний в области музыкальных народных традиций отечественной культуры), мотивационный (потребность в эстетической деятельности, наличие эстетических интересов), практический (опыт подготовки и проведения музыкально-творческих праздников, социоориентированных на познание мира, человека и природы) — и уровни (воспроизводящий, интерпретирующий и творческий) сформированности социальной активности младшего школьника;

разработан спецкурс «Музыкально-творческая деятельность школьника: технологии и организация», раскрывающий содержание и методику организации процесса формирования социальной активности.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обусловлена целостным подходом к решению поставленной проблемы, предусматривающим анализ компонентов формирования социальной активности младшего школьника; соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности; репрезентативностью экспериментальных данных; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Социальная активность рассматривается как личностное качество, обеспечивающее деятельное участие субъекта в освоении культурного опыта человечества, выступающее в совокупности когнитивного, мотивационного, практического аспектов, что позволяет определить функции, структуру и содержание социоориентированной эстетической деятельности, а также комплекс педагогических действий в целях активизации эстетических интересов, осознания красоты окружающего мира и человеческих отношений, обогащения творческого опыта младших школьников.

  2. Структурно-содержательная модель отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель (формирование социальной активности младшего школьника), этапы (организационно-адаптационный, координацион-но-деятельностный, диагностико-аналитический), средства (проекты и социально-педагогические ситуации, музыкально-творческие праздники), критерии (когнитивный, мотивационный, практический), педагогические условия, предполагаемый результат, определяя логику педагогического обеспечения актуализации субъектной позиции школьника в эстетической деятельности.

  3. Успешность реализации процесса формирования социальной активности младшего школьника обеспечивается следующими педагогическими условиями: включенность младшего школьника в социально значимые музыкально-творческие занятия; разработанность научно-методического обеспечения эстетической деятельности; обоснованность содержания и методов развивающей диагностики социальной активности личности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования и полученные результаты докладывались на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях (Оренбург, 2003, 2004—2006 гг.; Ульяновск, 2005 г.; Москва, 2005 г.; Пенза, 2006 г.); семинарах, заседаниях кафедры социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета, методических объединений учителей начальных классов Южного административного округа г. Оренбурга.

Личный вклад автора состоит:

в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности;

в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, систематизации полученных данных;

в обосновании и апробации педагогических условий формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Эстетическая деятельность как социально-педагогический феномен

В условиях перехода к многоукладной экономике, рынку усиливается социальная напряженность, неустроенность и незащищенность населения страны, и прежде всего детей и молодежи. Проблема состоит в том, чтобы в создавшихся условиях у школьника была возможность проживания в комфортных условиях, а для этого необходимо учиться взаимодействовать с любыми окружающими его системами по нормам этих систем (с природой, социумом, техникой, культурой, самим собой). Деятельность является смыслом и содержанием жизни человека, а среда, в которой он живет, — внешним условием его саморазвития. Постоянное изменение внутреннего мира человека (потребностей, установок, интересов) предусматривает непрерывность овладения разными видами деятельности в течение всей жизни.

Современная социокультурная ситуация характеризуется многочисленными негативными явлениями, которые отражают разные аспекты переживаемого российским обществом кризиса духовности. В этой обстановке особенно актуальным становится поиск путей и способов духовно-нравственного становления подрастающего поколения, что, в свою очередь, является важнейшей составляющей развития государства. В условиях реформирования современного образования образовательные учреждения остаются основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

Построение образовательного процесса на основе потребностей личности важно для того, чтобы каждый школьник мог найти ответ на вопросы, как построить свой образ жизни, какой выбрать режим интеллектуального, эмоционального развития, как пройти путь социальной адаптации не в смысле приспособления, а достойного проживания по законам красоты. Именно в этом контексте могут быть решены задачи сокращения зон социального риска для учащихся в целях расширения возможностей реализации себя как существа самобытного и активно преобразующего общественную жизнь.

Для исследования содержания и резервов эстетической деятельности школьников в условиях образовательного учреждения как пространства для воспитания и развития личности потребовалось обращение к проблемам образования на основе учета сущностных структурно-функциональных преобразований, коснувшихся школы. Образование на современном этапе базируется на ряде основных принципов:

1. Принцип равных возможностей — каждый гражданин имеет возможность получения дополнительного образования в интересующей его отрасли знаний на любом доступном для него уровне.

2. Принцип многообразия образовательных программ, содержания, форм и методов дополнительного образования предполагает дифференциацию и индивидуализацию взаимоотношения педагога с учащимися.

3. Принцип сотрудничества предусматривает установление в образовательном учреждении атмосферы взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности педагога и обучаемых.

4. Принцип открытости означает преодоление замкнутого (идеологического, экономического, педагогического и т.п.) корпоративного, ведомственного строя и духа образовательного учреждения.

5. Принцип регионализации означает прежде всего целесообразный отбор содержания основного и дополнительного образования, отказ от повсеместно унифицированных учебных планов, программ, учебников. Регионализация образования — это дальнейшее усиление культурообразующих функций учреждения за счет создания самых разнообразных образовательных программ для детей и родителей; вхождение образовательного учреждения в общее информационно-образовательное пространство региона; проектирование в связи с этим совместных стратегических программ.

6. Принцип непрерывного развития личности, знаний и навыков. Самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, выполняет роль связующего звена между ступенями и стадиями обучения, придавая образовательному процессу восходящий характер.

Однако в современных условиях остается нерешенной проблема учета интересов и склонностей учащихся, создания ситуаций их творческого саморазвития, что требует изменения содержания, методов и средств обучения, воспитания и развития личности. Решать данные проблемы предстоит школе и учреждениям дополнительного образования, которые в современных условиях становятся мощным педагогическим инструментом интеллектуального развития, гармонизации социальных отношений.

Таким образом, главным ориентиром исследования эстетической деятельности школьников является образовательный процесс, который характеризуют открытость, гуманизация и гуманитаризация, дифференциация и мобильность, развивающий и деятельностный характер, непрерывность образования, предполагающие не просто восхождение по ступенькам образования, но и возможность обеспечения целостного эстетического развития личности школьника.

Для современного общества значимой является разработка комиссией ЮНЕСКО концепции образования на протяжении всей жизни, которая основывается на четырех базовых принципах, важных для нашего исследования: научиться жить (содействовать расцвету собственной личности, развитию общих и специальных способностей в интересующей деятельности); научиться познавать (сочетать общую культуру с возможностью углубленной работы в одной из областей), научиться делать и научиться жить вместе (справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть). Эта возможность будет более доступной, если школьники смогут проверить свои способности и приобрести начальный творческий опыт в различных направлениях эстетической деятельности параллельно учебе; научатся осуществлять общие проекты использования силы искусства в благородных целях: по-новому осмысливать окружающий мир, творить в этом мире по законам красоты.

В свете предпринятого анализа состояния общего образования теоретические основы эстетической деятельности школьников составляют философские и психолого-педагогические идеи, позволяющие соотнести процессы образования и деятельности. Категория деятельности является ключевой в понимании развития человека, его социальных характеристик и в настоящее время не перестает занимать умы философов, экономистов, социологов, психологов, лингвистов.

Многомерные исследования вскрывают неисчерпаемые возможности деятельности — это всегда расширение, обогащение, развитие бытия. В общей теории деятельности особое звучание приобретает теория, созданная Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном. Деятельность ими рассматривается как особого рода активность, в результате которой порождается сознание и которая, в свою очередь, сознанием регулируется (44, 141). Особое значение для педагогического процесса имеет выделение сущностных свойств деятельности, таких как целеполагание, предметность, осмысленность, преобразующий характер (Л. П. Буева, В. П. Зинченко, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, Э. Г. Юдин и др.), выражающих единство объективного и субъективного в деятельности (32, 64, 79, 92, 203).

Характеристика процесса формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности

Теоретико-методологический анализ научных трудов по проблемам эстетической деятельности школьников обнаружил значительный воспитательный потенциал для развития их социальной активности. Оставаясь значимым социально-педагогическим фактором, эстетическая деятельность заслуживает особого внимания и пристального рассмотрения в качестве позитивно ориентированной среды жизнедеятельности детей, являющейся действующей силой человеческой жизни, дающей веру в жизнь и помогающей выносить возможные неудачи, кризисы и конфликты современной жизни. Данные приоритетные направления в совокупности обеспечивают формирование социальной активности младшего школьника в едином воспитательно-образовательном пространстве.

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации. Таким образом, развитие — общий процесс становления человека; социализация — развитие, обусловленное конкретными социальными условиями.

В аспекте нашего исследования потребовалось обращение к сущностным характеристикам социальной активности младшего школьника, внешних и внутренних противоречий, имеющих важное значение для получения практического опыта в эстетической деятельности: теоретических представлений о красоте окружающего мира, эстетической тяги к произведениям искусства, к эстетической гармонии с миром; овладения практическими предметными действиями и процедурами. Одним из внешних противоречий воспитательно-образовательного процесса является противоречие между внешними требованиями и поведением самого учащегося; его реальными данными и требованиями общества к его поведению и деятельности; между позицией воспитанника и его стремлением к самостоятельности.

К числу внутренних противоречий относится противоречие между притязаниями школьника и его возможностями. Если потребность школьника удовлетворяется соответствующим предметом или действием и в необходимом размере, то противоречие снимается на ранних стадиях. Однако наблюдаются и негативные тенденции, когда потребность удовлетворяется не сразу и не в полной мере, в этой ситуации возникает противоречие, порождающее напряжение.

Осмысление и выявление вектора движения современной педагогической мысли в направлении определения целей, задач, содержания, условий и результатов формирования социальной активности младшего школьника потребовало обращения к ведущим позициям эстетической деятельности, поскольку именно в ней создаются условия, при которых социальная активность личности предстает как мера проявления социальной дееспособности младшего школьника. В педагогической теории к настоящему времени отсутствует научное осмысление направлений, характеризующих сами объекты эстетической деятельности школьника, более того, современная социальная ситуация характеризуется негативными проявлениями эмоциональной отверженности подрастающего поколения.

Таким образом, эстетическую деятельность мы рассматриваем как возможность совершенствования в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании красоты в окружающей действительности.

Социальные ожидания от эстетической деятельности велики, поскольку она транслирует доминанты современной социально-педагогической парадигмы: принципы актуальности, целевой направленности, этичности, контек-стности, эстетичности, базирующиеся на правилах и нормах поведения, апробируемых в социуме, проверенных временем. При этом учитываются социально-педагогические аспекты эстетической деятельности: назначение (обеспечение преемственности поколений), структура (овладение опытом и соответствующее развитие личности), способ осуществления (эстетически окрашенная жизнедеятельность обучающихся), источник (социальные отношения, общение людей).

Специфика социально-педагогической инструментовки формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности состоит в учете ряда объективных факторов, которые имеют решающее значение для изменения современного сценария протекания процесса образования младшего школьника (29, 48, 112, 129, 149), взгляда на социализацию как на развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социально-педагогическая ценность эстетической деятельности проявляется в том, что она обеспечивает приобщение к культуре общества в целом; создает условия для индивидуального и дифференцированного развития воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной структуре общества.

Ведущей в эстетической деятельности школьников является идея о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса в его субъект (28, 77, 150, 155, 177), при этом воспитание понимается как «восхождение к субъектности» (67). Эстетическая деятельность в аспекте направленности на развитие духовных сил и творческих способностей выступает как процесс взаимообусловленного комплекса идей о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя на основе гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей и норм.

Таким образом, основу эстетической деятельности составляет активность личности. Формирование активной личности, особенно в условиях глобальных социально-экономических преобразований российского общества, является задачей актуальной, поскольку акцентирует внимание на подготовку обучающихся не только к социальной адаптации, но и к активному освоению и преобразованию ситуации социальных перемен. Новая парадигма образования состоит в существенно изменяющейся формуле образованности, которую в большей мере определяет не количество знаний, а общее развитие, культура методологического мышления, способность человека оперативно включать информацию в контекст своей деятельности, нравственный долг. Это переориентирует эстетическую деятельность на целостное развитие личности, гуманистический человекоцентрированный подход, связывающий меру и критерий общественного прогресса с развитием человека как субъекта истории и культуры.

Моделирование процесса эстетической деятельности в целях развития социальной активности младшего школьника

Опытно-экспериментальная работа, организованная на базе МОУ № 1, № 12 г. Оренбурга, МОУ «Средняя общеобразовательная школя № 3 п. Пере-волоцкий» Оренбургской области, Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко (в дальнейшем ОДТДМ), решала задачи апробации педагогических условий формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности.

Исследование теоретических основ и практики организации эстетической деятельности позволило разработать структурно-содержательную модель формирования социальной активности младшего школьника (рис. 1).

Предлагаемая модель формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности представляет собой систему элементов, воспроизводящих определенные стороны, связи, функции предмета исследования (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский), и отражает целостный педагогический процесс, интегрирующий цель (формирование социальной активности младшего школьника); этапы (организационно-адаптационный, координацион-но-деятельностный, диагностико-аналитический); средства (проекты и социально-педагогические ситуации, музыкально-творческие праздники); критерии (когнитивный, мотивационный, практический); педагогические условия; предполагаемый результат, определяя логику педагогического обеспечения актуализации субъектной позиции школьника в эстетической деятельности.

Осуществляя намеченные в ходе опытно-экспериментальной работы задачи моделирования эстетической деятельности, мы руководствовались следующими основополагающим принципами организации эстетической деятельности: - принцип целенаправленности и социальной ориентированности, отражающий взаимосвязь целей личности и социума; - принцип свободы выбора занятий и паритетных отношений взрослых и детей; - принцип целостности и эстетической гармонии во взаимодействии личности и среды на основе общечеловеческих ценностей; - принцип природосообразности и культуросообразности образования; - принцип личностной самореализации, имеющий направленность на личностную включенность в деятельность и заинтересованность в продуктивном протекании процесса.

Главным системообразующим элементом структурно-содержательной модели формирования социальной активности младшего школьника является цель. В соответствии с ведущим целевым ориентиром нашего исследования — формирование социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности — осуществлялось включение личности в процесс познания, видения, чувствования и понимания красоты окружающей действительности.

Базисом формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности служило систематическое приобщение детей к определенной области искусства на основе интеграции с другими видами искусства. Понимание эстетического как совершенного предполагало гармоническую связь различных видов искусства, являющихся частью окружающей ребенка действительности и влияющих на воспитание чувств, вкусов и отношений к самой жизни (учтены особенности программы музыкального образования Д. Б. Кабалевского и программы художественного развития Б. М. Йеменского, полихудожественный подход Б. П. Юсова).

Мы исходили из моделирования «эстетического пространства» и учитывали его особенности на разных уровнях структурирования, анализа и синтеза, предполагающих рассматривать его в качестве предмета теоретических изысканий, эксперимента и практики в виде следующих факторов:

- фактора обучения при взаимодействии учащегося и эстетического пространства, когда образовательный процесс воздействует на учащегося, а сам учащийся выступает в качестве объекта воздействия (традиционный аспект);

- фактора обучения и развития по субъект-субъектной схеме: понимание человека как субъекта, индивидуальности, находящегося во взаимодействии со своим окружением (инновационный аспект);

- фактора развивающего обучения, при котором эстетическое пространство представляло собой совокупность возможностей для проявления и развития способностей школьника (совместные проектные действия учителя и младшего школьника на основах творческого эстетического воображения и фантазии в противовес штампам, пустому подражательству, слепому копированию).

Стратегией формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности являлось создание мажорной, оптимистической атмосферы образовательного учреждения, позволяющей активно работать с талантливыми детьми, а также поддерживать начальные попытки творчества всех желающих заняться той деятельностью, в которой школьнику хочется добиться успеха.

Апробирован опыт интеграции детей разных социальных групп в единое сообщество, ибо это взаимодействие в условиях эстетической деятельности помогало каждому ребенку получить новые знания о себе как человеке, способном жить в разнообразном сообществе, помогать и принимать помощь от других, совместно с другими заниматься творчеством.

Философским основанием для нашего исследования явилась «онтология субъективности»: человек не объект и конечный продукт социальных влия 83 ний, а субъект свободного и ответственного самосозидания. Смысл содержания педагогической деятельности заключался в понимании развивающейся личности младшего школьника с его проблемами свободы, смысла жизни; учете в эстетической деятельности онтологических состояний ребенка (забота, грусть, страх, тоска, беспокойство и т.п.); развитии эстетической тяги к произведениям искусства, к переживанию чувства прекрасного.

Движущей силой организуемого процесса становилось проявление разумной требовательности к успешности творчества младших школьников, побуждение их к достижению качественных результатов. Формирование социальной активности младшего школьника происходило целенаправленно в педагогически управляемой деятельности, при взаимодействии педагогов, родителей и самих учащихся.

В контексте наших интересов при организации эстетической деятельности принципиально важную роль имел процесс развития ребенка, создания условий для его социального и личностного становления. В связи с этим эстетическую деятельность мы рассматривали как педагогически организуемый процесс и в то же время лично регулируемый, направленный на развитие потенциальных возможностей школьника.

Структурно-содержательная модель формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности характеризуется единством структурных составляющих, целостностью и реализовывалась поэтапно в соответствии с усложняющимися на каждом этапе целями. Этапы (организационно-адаптационный, обеспечивающий социально ориентированный контекст взаимодействия; координационно-деятельностный, содействующий формированию социальной активности младшего школьника на основе интеграции различных образовательных областей; диагностико-аналитический, обусловливающий корректировку проявления социальной активности младшего школьника) предусматривали отбор содержания, методов и средств музыкально-творческих занятий младших школьников, со 84 здающих творческую атмосферу эстетической деятельности в соответствии с усложняющимися целями.

Организационно-адаптационный этап обеспечивал социально ориентированный контекст взаимодействия, объединение усилий и создание многообразных взаимосвязей сотрудничества педагогов, родителей и школьников, участвующих в опытно-экспериментальной работе, благодаря чему прогнозировалась возможность мотивации к формированию социальной активности младшего школьника в эстетическом освоении действительности.

Научно-методическое обеспечение социально значимых видов эстетической деятельности младших школьников

Исследование теоретических основ и практики организации процесса формирования социальной активности младшего школьника в эстетической деятельности показало, что в младшем образовательном звене доминирует традиционная парадигма образования, содержащая узкопредметную направленность, не дающую простора для формирования социальной активности младшего школьника, что учтено нами при создании Программы музыкально-творческих праздников младших школьников как разновидности эстетической деятельности.

Апробация Программы музыкально-творческих праздников (далее — МТП) как педагогического фактора развития социальной активности младшего школьника происходила с позиций социально-педагогического подхода. Педагогический смысл предлагаемой нами программы заключался в предъявлении к системе образования требований по поводу постановки задачи развития у растущего человека опыта эстетически грамотного восприятия явлений окружающего мира (не по репродуктивным, вторичным, отражательного характера произведениям искусства), а по истинным законам красоты природы, жизни, взаимоотношений людей. Стержневым средством эстетического познания мира при этом выступало восприятие объективного мира, результатом которого являлось новое знание.

Младшему школьнику предстояло научиться взаимодействовать с природой, социумом, культурой, самим собой в соответствии с полихудожественным подходом. Отсюда наше предположение, что эстетическая деятельность может и должна стать смыслом и содержанием жизни в дальнейшем, а среда, в которой он живет, — внешним условием его саморазвития. Постоянное изменение внутренних условий (потребностей, установок, интересов) обеспечивало (предполагало) непрерывность овладения разными видами деятельности в течение всей жизни.

Исходя из философского положения о том, что обретение смыслов — суть бытия человека, мы посредством МТП акцентировали школьников на обнаружение, выбор смыслов среди ценностей жизни и культуры, поскольку бессмысленная жизнь — это жизнь вне культуры. МТП есть деятельность со смыслами, выработка ребенком личной культуры смыслов.

МТП располагали такими преимуществами, как гибкость, разнообразие и доступность времени и пространства, а каждый его участник получал возможность познания в других областях. При этом обеспечивалась рационализация досуговой деятельности младшего школьника, каникулярного времени и летнего отдыха детей. Стратегической целью выступало непрерывное саморазвитие каждого ребенка, а тактической целью реализации заявленных задач являлось создание целостной эстетической среды для освоения обучающимися социокультурных ценностей как осознанной способности реализовать свое жизненное предназначение.

Особенность программы состояла в том, что в центре эстетической деятельности находился не педагог, который проектировал, организовывал, управлял, отслеживал и оценивал, а сам учащийся, который изменялся, развивался, восходил к своему новому состоянию — более духовному, творческому. Младший школьник реализовал себя благодаря эстетико-социальной практике, разнообразие которой составляло содержание МТП и в процессе которой реализовались три мотива: эстетическая мобильность (не только поиск эстетических ресурсов, но и творческая деятельность); эстетико-социальная грамотность (познание и освоение общечеловеческих ценностей, вечных истин как основы социальных действий, ориентированных на современность); личностная направленность (действия, индивидуально значимые для участника эстетической деятельности, востребованные и значимые для сегодняшнего дня).

Направления программы определялись: современными запросами общества и личности в условиях развивающегося общества; потребностями разностороннего развития личности на разных этапах жизнедеятельности; необходимостью совершенствования уровня эстетической направленности личности; осознанием ведущей роли эстетико-социального знания.

Содержательно программа опиралась на традиции народных обычаев, фольклора, приобщала школьника к национальным жизненным истокам: естественному протеканию жизни человека как фактора духовности. Под гармоничным образом жизни понимался такой, который позволял поддерживать социальное, духовное, психическое и физическое здоровье, успешно реали-зовывать свое жизненное предназначение, личностный рост и творческое функционирование. В основу программы заложена народная система будней и праздников: термин «будни» в народном быту употреблялся для характеристики рабочего времени. Понятия «будничный», «обыденный», «ежедневный» определяли нормы поведения в этой временной сфере. Главной составной частью будней был труд. Будни включали и такие жизненно важные дела, как семейные заботы, обучение детей, уход за больными, сватовство, крестины и т.д. Другую часть жизнедеятельности составляли праздники, так называемые «свят» или «свята». Они включали в себя воскресенья, семейные и общинные торжества, особо значимые дни, в которые работа могла и не прекращаться. Основным стабильным регулятором чередования будничного и праздничного времени было воскресенье.

Учитывалось, что со словом «праздник» связывалось многообразие ситуаций: от кратковременного отдыха в будни до полного выключения из обычной жизни и хозяйственной деятельности на несколько дней. Значителен потенциал изучения традиционной духовной культуры для русского и других народов России, в том числе традиционных религиозных русских праздников, которые сопровождались своеобразными обрядовыми «действами».

Образовательно-воспитательный ресурс программ МТП обеспечивал возможность достижения учащимися уровня эстетической образованности; способствовал интеграции в содержании эстетической деятельности различных образовательных областей; обосновывал идею интеграции в единое сообщество детей разных социальных групп (интеграционное эстетическое пространство) с учетом индивидуального образовательно-воспитательного маршрута школьника.

Программа сочетала цели Госстандарта музыкального образования (инвариантная часть) и интересы личности школьника (вариативная часть), что придавало программе черты целостного процесса.

Похожие диссертации на Формирование социальной активности школьника в эстетической деятельности