Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе Аль-Рикаби Азиз Мезал

Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе
<
Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аль-Рикаби Азиз Мезал. Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Аль-Рикаби Азиз Мезал; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т].- Воронеж, 2010.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/383

Введение к работе

Актуальность исследования. Последовательные изменения

общественно-экономической жизни социума существенно повлияли на развитие современного образования, в котором главной системообразующей идеей становится воспитание человека-созидателя, человека культуры, способного решать актуальные жизненные и профессиональные проблемы. Человек выступает главной ценностью образования, центром культуры, а ориентация системы образования на развитие личности требует создания соответствующих оптимальных условий для раскрытия ее способностей, творческого потенциала, становления эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру, воспитанию нравственных и эстетических чувств (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, СВ. Кульневич, Б.М. Неменский, А.А. Мелик-Пашаев, В.В. Сериков и др.).

Система образования востребовала инициативного, мобильного, творчески активного педагога, умеющего работать в режиме самостоятельного педагогического поиска путей воспитания и обучения подрастающего поколения в новых социокультурных условиях. Очевидно, что содействовать развитию креативной, свободной, самостоятельной личности, субъекта собственной жизни может педагог, сам обладающий вышеперечисленными качествами.

В современных условиях задачи высшего художественно-педагогического образования не сводятся только к подготовке «узкого» специалиста для урока изобразительного искусства, но к становлению и развитию личности педагога-художника, формированию его компетентности, к созданию условий реализации личностного потенциала, творческого самовыражения в процессе художественно-образовательной деятельности. При этом наиболее действенной силой воспитания педагога-художника выступает творческое самовыражение личности студента как способ формирования чувства прекрасного, как художественный способ освоения действительности и как способ познания самого себя (Н.Н. Волков, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Е.В. Шорохов, Б.П. Юсов и др.).

Известно, что проблема творчества в психологии традиционно изучается в контексте реализации творческого потенциала личности во внешне продуктивной деятельности (А.В. Брушлинский, Дж. Гилфорд, А.А. Матюшкин, Б.С. Мейлах, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, М.А. Холодная и др.). Вместе с тем не менее важным является изучение процессов, происходящих внутри личности, направленные на совершенствование внутреннего потенциала, творческий поиск при решении внутренних проблем (Д.Б. Богоявленская, B.C. Мерлин, В.А. Петровский и др.).

Психолого-педагогические исследования ряда ученых (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, B.C. Кузин, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, П.Я. Якобсон и др.) выявили закономерности творческого процесса, определили связь процессов восприятия, воображения и мышления.

Культура личности и ее художественно-эстетическое воспитание были объектом исследования философов: Л.Н. Когана, И.Ф. Ляшенко, Р.А. Пельчаровой и др.; психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.; искусствоведов: В.Ф. Асмуса, Ю.Г. Бореева, С.Х. Раппопорта, А.Н. Сохора и др.; педагогов-художников: Н.Н. Волкова, Н.Н. Рериха, Н.Н. Ростовцева, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова и др.

Некоторые аспекты рефлексивной совместной деятельности изучались в трудах СЮ. Степанова, Г.С. Суховской, Т.В. Фроловой, B.C. Швырева.

Актуальные научно-методические проблемы специальных дисциплин по изобразительному искусству изучались такими учеными как Г.В. Беда, РВ. Ветров, Н.Н. Волков, РГ. Горелов, P.M. Золотухзина, Е.Е. Иконников, Т.М. Кожагулов, B.C. Кузин, В.А. Непомнящий, А.Л. Павловский, А.Г. Плахотников, А.В. Репринцев, Н.Н. Ростовцев, К. Салех, Г.Б. Смирнов, Н.М. Сокольникова, А.Е. Терентьева, П.Ф. Чистяков, Е.В. Шорохов, А.П. Яшухин и др.

Рассматривая различные известные источники по вопросам творческого самовыражения студентов в процессе художественно-педагогического образования, необходимо отметить, что комплексно и систематично данная проблема не исследовалась, а входила лишь частично в те работы, где изучались творческие способности, воображение, творческая активность (Т.М. Кожагулов, А.Г. Плахотников, И.Р. Семичева, B.C. Щербаков и др.)

В этой связи становится очевидной актуальность проблемы творческого самовыражения студентов и поиск механизмов, побуждающих студентов к творчеству.

Актуальность исследования, изучение особенностей формирования творческого самовыражения студентов позволили выявить следующие противоречия:

между рационально-логическими и эмоционально-образными процессами познания и доминированием методов обучения, ориентированных на репродуктивное мышление;

между возрастанием сложности работы учителя, связанной с развитием творческих способностей учащихся, формированием эстетическо-ценностного восприятия действительности и неразработанностью педагогических условий, способствующих творческому самовыражению студента-будущего учителя изобразительного искусства в процессе художественно-педагогического образования;

между необходимостью осознавать и развивать свои связи и отношения с окружающим миром, которые побуждают личность к творческому самовыражению, становлению ее целостности, и недостаточным пониманием специфики и неразработанностью технологий обучения, направленных на развитие художественно-творческого потенциала студента-будущего учителя изобразительных искусств.

Вышеизложенные противоречия, определение направления, характера и содержания формирования творческого самовыражения студента в процессе

художественно-педагогического образования позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении педагогических условий, способствующих побуждению личности студента к творчеству через самопознание к самовыражению, к становлению совершенного учителя изобразительного искусства.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе».

Объект исследования: процесс художественного образования в педагогическом вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования творческого самовыражения студентов педвуза в процессе художественно-педагогического образования.

Цель исследования: теоретически обосновать, определить и экспериментально проверить педагогические условия эффективного формирования творческого самовыражения студентов-будущих учителей изобразительного искусства.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования творческого самовыражения студента будет эффективным, если: учтены индивидуально-личностные особенности студентов, включающие помимо способностей эмоциональную и интеллектуальную сферу и довузовскую подготовку, которые определяют характер и специфику творческого самовыражения студента;

конструирование содержания художественного образования на интегральной основе даст импульс и художественную направленность процессу формирования творческого самовыражения студента;

выявлены и учтены факторы и педагогические условия, способствующие процессу формирования творческого самовыражения студента;

- создана модель формирования творческого самовыражения студента, основанная на комплексном воздействии всех ее компонентов на саморазвитие, самосовершенствование личность в творческом познании художественной действительно сти.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

  1. Провести анализ научно-теоретической литературы с целью научного обоснования сущности формирования творческого самовыражения личности.

  2. Выявить специфику формирования творческого самовыражения студентов-будущих учителей изобразительного искусства в педагогическом вузе.

  3. Разработать модель формирования творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования.

  4. Определить и теоретически обосновать педагогические условия формирования творческого самовыражения студентов.

Теоретико-методологические основы исследования составили:

учение о единстве мышления, сознания, деятельностно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.);

ведущие положения системного подхода (П.К. Афанасьев, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, СВ. Овчарова и др.), лично стно-деятельно стного подхода (А.Н. Леонтьев, А.С Петелин, С.Л, Рубинштейн, Н.К. Шабанов, В.Д. Шадриков и др.), аксиологического подхода (И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.), культурологического подхода (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, М.С Каган, Е.В. Шорохов и др.);

психологическая теория развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.);

идеи о роли культуры, искусства и творчества в процессе духовного развития личности (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.П. Зинченко, М.С. Каган, Ю.М. Лотман, B.C. Соловьев и др.);

исследования по теории эмпатической эстетики и искусствознания (Е.Я. Басин, Ю.В. Борев, М.С. Каган, В.П. Крутоус и др.);

концепция художественно-эстетического воспитания личности (А. А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и др.);

положения о культурно-образовательной среде как пространстве развития личности (Е.П. Белозерцев, И.Ф. Бережная, Н.И. Вьюнова, В.А. Петровский, Б.П. Юсов и др.);

идеи о творческом самовыражении личности (Ю.А. Азаров, Н. Аль-Салти, Е.В. Бондаревская, С.С. Брикунова, Н.В. Волков, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, М. Меккия и др.);

теория художественного образования (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, И.А. Ивахнова, РГ. Казакова, Д.Н. Кардовский, А.А. Кирило, В.С, Кузин, В.К. Лебедко, СП. Ломов, Л.Г. Медведев, Б.М. Неменский, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, Н.Н. Рерих, Н.М. Сокольникова, Б.А. Соловьев, А.В. Триселев, А.А. Унковский, П.П. Чистяков, Н.К. Шабанов, Е.В. Шорохов и др.).

Для решения поставленных задач в процессе диссертационного исследования использовались следующие методы:

теоретические: анализ философской, искусствоведческой, психологической, педагогической и учебно-методической литературы; анализ нормативных документов в области художественного образования; анализ диссертационных исследований по данной проблеме; моделирование гипотезы исследования; проектирование результатов исследования; синтез; обобщение;

эмпирические: обсервационные (прямое и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, беседы, тестирование, опросы, интервьюирование), экспертная оценка, анализ творческих работ студентов, обобщение опыта педагогов высшей школы в области художественно-педагогического образования, констатирующий и формирующий педагогический эксперименты;

статистические: ранжирование, шкалирование, математическая обработка полученных результатов.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили факультет художественного образования Воронежского государственного педагогического университета, институт культуры и искусств при Воронежском государственном педагогическом университете, Воронежская государственная академия искусств, Багдадский университет.

Научно-исследовательская работа проводилась в период с 2007 по 2010 годы и состояла из трех этапов.

Первый этап (2007-2008 гг.) - на основе изучения и анализа философской, искусствоведческой, психологической, педагогической литературы по теме исследования выявлялись основные подходы и осмысливалась проблема исследования; определялись объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования; формировалась общая идея исследования.

Второй этап (2008-2009 гг.) был направлен на разработку модели формирования творческого самовыражения студентов, определения совокупности педагогических условий и выявления факторов, установление и конкретизацию критериев, показателей и уровней сформированности творческого самовыражения студентов.

Третий этап (2009-2010 гг.) был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы, обобщению результатов и целостному оформлению диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

на основе сложившихся в педагогической теории подходов к пониманию творческого самовыражения была определена сущность и выявлена специфика формирования творческого самовыражения студентов в процессе художественно-педагогического образования. Уточнено содержание понятий «творческое самовыражение» и «формирование творческого самовыражения» с позиций системного, личностно-деятельностного, аксиологического и культурологического подходов;

создана модель формирования самовыражения студентов в процессе художественно-педагогического образования, представляющая собой совокупность структурных компонентов, способных максимально влиять на развитие личности: целевой блок (цель, подходы, принципы, задачи), содержательно-процессуальный блок (содержание, формы, методы, средства, факторы, условия, этапы); функциональный блок (содержащий функции: культурологическую, творческо-познавательную, рефлексивную, деятельностную), диагностический блок (критерии, уровни, результаты);

разработаны критерии и показатели, позволяющие определить эффективность педагогической деятельности в процессе формирования творческого самовыражения студентов;

разработана и апробирована педагогическая программа «Мое творчество» по формированию творческого самовыражения студентов, которая направлена на развитие профессионально значимых качеств личности, воспитание эмоционально-ценностного отношения к действительности, развитие творческой активности и самореализацию в ходе художественно-образовательной деятельности;

- определены и обоснованы педагогические условия, способствующие
формированию творческого самовыражения студентов в процессе
художественно-педагогического образования: учет индивидуально-
художественных склонностей и личностных особенностей студентов,
психолого-педагогическая поддержка творческого самовыражения, обретение
опыта художественно-творческой деятельности в учебно-воспитательном
процессе, активное участие студентов в организации и проведении выставочной
деятельности.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

представленные в диссертации материалы обогащают и дополняют теорию художественно-педагогического образования систематизированной и конкретизированной информацией об особенностях творческого самовыражения студентов, что позволяет выделить педагогические условия и факторы формирования творческого самовыражения студентов в процессе художественно-педагогического образования;

научно обоснована организация процесса формирования творческого самовыражения студентов в ходе художественно-педагогического образования (принципы: единства и комплексности учебно-воспитательного процесса, оптимального соотношения теоретического, наглядно-образного и практического аспектов образования, личностной направленности, творческой активности, сотрудничества, положительной мотивации познания художественной культуры, включенности национальной художественной культуры, в которой воспитывается студент, в образовательный процесс, самостоятельности, творческой самореализации); раскрыты основные подходы к построению содержания творческого самовыражения студентов и их формирования (системный, личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический); представлены основные этапы формирования творческого самовыражения студентов в процессе художественно-педагогического образования (целеполагающий, процессуальный, аналитиче ский);

выявленная специфика формирования творческого самовыражения студентов в процессе художественно-педагогического образования позволяет удовлетворить потребности личности в поиске активных способов художественно-творческой деятельности, развитию творческих способностей и способности к самоорганизации, становлению и проявлению новых способов самовыражения;

полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы при разработке комплексных учебных программ для различных типов образовательных художественных учреждений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты позволяют эффективно осуществлять процесс творческого самовыражения студентов с помощью комплекса принципов, средств, форм и методов художественно-педагогической деятельности.

Разработана авторская программа по формированию творческого самовыражения студентов в процессе художественно-педагогического

образования «Мое творчество», построенная на основе теоретического и эмпирического материала с учетом личностно-художественного развития студента и его профессиональной подготовки.

В ходе исследования разработаны тестовые материалы и измерительные шкалы, позволяющие глубоко и дифференцированно изучить и оценить уровень сформированности компонентов творческого самовыражения студента в процессе художественно-педагогического образования (репродуктивный, интерпретирующий, творческий), которые ориентированы на ценности и смысл получения профессии — учителя изобразительных искусств. Программа используется в образовательном процессе факультета художественного образования и художественного училища.

Результаты исследования могут служить основой для инновационной деятельности учреждений художественно-педагогического образования, для поиска научных подходов к разработке и реализации педагогических технологий.

Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений культуры и искусства среднего специального, высшего и послевузовского образования, а также в учреждениях системы дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки педагогов, психологов, работников сферы образования, культуры и искусства.

Достоверность и обоснованность научных положений, полученных результатов и выводов, содержащихся в диссертационном исследовании, обеспечены методологической обоснованностью и определенностью исходных теоретических позиций, соответствующим развитию художественного образования; применением взаимодополняющих психолого-педагогических методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам и логике исследования; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; объективным количественным и качественным анализом полученных данных, подтвержденных статистическим анализом результатов педагогического эксперимента; личным опытом деятельности диссертанта в вузе, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на различных этапах эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческое самовыражение трактуется как активный процесс преобразования и создания новых художественных продуктов с целью совершенствования себя и реализации своего «Я» посредством развития личностных возможностей и индивидуальных способностей в конкретной творческой деятельности. Формирование творческого самовыражения личности студента осуществлялось в ходе художественно-педагогического образования и представляет собой процесс целенаправленного развития художественно-творческих способностей, воображения, художественного вкуса, эмоционально-эстетического опыта на основе устойчивой мотивапионной базы.

  1. Формирование творческого самовыражения личности студента в процессе художественно-педагогического образования направлено на развитие интереса общения с произведениями изобразительного искусства, на умение видеть новые грани в художественном образе, на эмоциональное сопереживание окружающего мира и создаваемого художественного образа, на творческое отношение к художественному материалу, на становление диалога культур художника и зрителя, на которые существенное влияние оказывают ряд обстоятельств: профессиональное самосознание личности, художественно-творческие способности, эстетический опыт студента, профессионально-педагогическая и художественно-педагогическая и художественно-творческая направленность личности студента, диалог видов изобразительного искусства, окружающая среда.

  2. Модель формирования творческого самовыражения студента в процессе художественно-педагогического образования, состоящая из взаимосвязанных блоков: целевой, включающий в себя цель, подходы, принципы и задачи формирования творческого самовыражения студентов в процессе личностно-ориентированного художественно-педагогического образования; содержательно-процессуальный, включающий факторы, педагогические условия, содержание, средства, методы, формы и этапы формирования творческого самовыражения в учебно-воспитательном процессе; функциональный, включающий в себя функции: культурологическую, творче ско-познавательную, рефлексивную и деятельностную); диагностический, характеризующий критерии и уровни сформированное творческого самовыражения личности студента.

  3. Педагогические условия, способствующие формированию творческого самовыражения личности студента в процессе художественно-педагогического образования:

учет индивидуально-художественных склонностей и личностных особенностей студента: мотивационную сферу личности, специфику творческих способностей, особенностей притязаний и художественной деятельности, поэтапное формирование творческого самовыражения через систему знаний и умений на основе сочетания различных видов деятельности;

психолого-педагогическая поддержка творческого самовыражения, которая заключается в оказании помощи преодоления возникающих затруднений, сомнений, негативных состояний и т.д. в процессе художественно-педагогического образования;

обретение опыта художественно-творческой деятельности в учебно-воспитательном процессе и производственной практике, который обеспечивает направленность на педагогическую профессию, способствует воспитанию ценностных отношений к художественно-творческой деятельности и потребности к творческой самореализации;

активное участие студентов в организации и проведении выставочной деятельности, которая будет способствовать развитию самостоятельности,

самореализации, самоопределению студента в процессе совместной деятельности и взаимодействия на основе принципов гуманизма, диалога, творческой активности.

Апробация и внедрение результатов исследования проходила на факультете художественного образования Воронежского государственного педагогического университета и на факультете искусства Багдадского университета республики Ирак.

Материалы диссертации обсуждались на Международных научно-практических конференциях «Художественная культура и общество» (Багдад, 2009), «Актуальные проблемы профессионального образования: подходы и перспективы» (Воронеж, 2010), «Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях» (Воронеж, 2010). Основные результаты и выводы исследования изложены в опубликованных работах, докладах и обсуждались на заседаниях кафедр педагогики, изобразительного искусства Воронежского государственного педагогического университета и на кафедре изобразительного искусства Багдадского университета.

Структура диссертации вытекает из задач исследования,

целесообразности изложенного материала, логики раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе