Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий Иволгина Любовь Никифоровна

Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий
<
Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Иволгина Любовь Никифоровна. Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Сургут, 2000 195 c. РГБ ОД, 61:01-13/798-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические и прикладные предпосылки методической подготовки музыкальных работников для дошкольных образовательных учреждений к вариативному решению задач эстетического воспитания 17

1.1. Обучение студентов педвуза искусству вариативной подготовки к проведению музьнсально-воспитательных занятий с дошкольниками как педагогическая проблема 17

1.2. Вариативность подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении как профессионально-педагогический и методический феномен 30

1.3. Структурно-функциональная характеристика процесса формирования у студентов соответствующего отделения педвуза способности к вариативной подготовке проведения музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении 49

1.4. Поиск оптимальной методики формирования профессионализма у студентов соответствующих отделений и факультетов педвузов в отечественном опыте 65

1.5. Источники профессионально-педагогического становления будущих музыкальных руководителей в воспитании дошкольников за счет вариативной подготовки к проведению занятий с детьми 80

ГЛАВА 2. Педагогическое управление процессом профессионального самосовершенствования будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений в области вариативной подготовки к проведению занятий с детьми 96

2.1. Рациональные методические приемы стимулирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений потребности в поиске спектра ситуативно обусловленных вариантов задач эстетического воспитания 97

2.2. Педагогические условия, способствующие самосовершенствованию профессионализма студентов в области вариативной подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий с дошкольниками 122

2.3. Характеристика сущности основных задач и анализ результатов эксперимента 136

Заключение 144

Список использованной литературы 153

Приложения 187

Введение к работе

Фронтальная реконструкция функционирования вузов

педагогического профиля, смоделированная в Концепции высшего педагогического образования и официально санкционированная Законом Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.); в существенной мере затронула методику и технологию профессиональной подготовки учителей-воспитателей. Музыкально-педагогические факультети педвузов довольно давно выполняют заказ дошкольного звена системы образования на подготовку воспитателей, характеризующихся способностью к осуществлению реальной и полнокровной оптимизации образовательно-воспитательной работы с детьми.

Дошкольные образовательные учреждения, расположенные в регионах, приравненных к Крайнему Северу, испытывают нужду в специалистах по музыкально-эстетическому воспитанию юного поколения, подготовленных к неотложному наставническому реагированию на присущие здешним природно-климатическим (опасные для здоровья детей понижения температуры: средняя температура воздуха по многолетним среднегодовым данным в с.Октябрьское -3,2 град С, в Ханты-Мансийске -1,1 град С) и биолого-гигиеническим (загрязненность воды и воздуха, эпидемии гриппа, острых респираторных заболеваний и т.п.) обстоятельствам изменения образовательно-воспитательных ситуаций.

Адекватная этому социально - педагогическому запросу перестройка занятий с обучающимися на музыкально-педагогических отделениях юношами и девушками объективно невозможна без перехода от укоренившегося написания и "материализации" на занятиях с детьми универсально-однотипных конспектов к соотнесенной со всеми вероятными изменениями ситуаций образовательно-воспитательной деятельности разработке уникально-оригинальных конспектов и сценариев музыкально- воспитательных мероприятий для выбора и использования в

работе варианта, наиболее отвечающего конкретным обстоятельствам ее осуществления. Стало быть, подготовка будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений к занятиям с подопечными должна быть вариативной по своему характеру, а использование конспективной заготовки в деле - избирательным, отвечающим методико-дидактическим требованиям образовательно-воспитательной ситуации.

Представители отечественной психолого-педагогической науки в проводимом поиске уделяют довольно большое внимание вопросам совершенствования профессионально-педагогической подготовки специалистов по общеличностному и музыкально-эстетическому

воспитанию детей дошкольного возраста. Методологический аспект

решения возникающих в этой области педагогической теории и практики проблем раскрывают в своих трудах Э.Б. Абдуллин, Н.А. Алексеев, В.И. Андреев, О.С. Анисимов, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, В.М. Бехтерев, Е.С. Громов, Б.Т. Лихачев, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Л.А. Рапацкая, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин. Вопросы общетеоретического характера на данном направлении вузовской образовательно-воспитательной деятельности плодотворно исследуют Е.М. Герасимова, А.Л.Готсдинер, С.В Громакова, Н.В. Коноплина, Е.Ф. Корой, В.Е Кузьмин, Л.С. Сизова,

К.В. Тарасова, Л.А. Тарасова и др. Педагогический план обеспечения

вариативности профессионального обучения и воспитания студенчества педвузов целенаправленно и интенсивно разрабатывают их коллеги-специалисты по различным учебным дисциплинам, в частности - Е.С. Белько, А.В. Бодак, Н.Ф. Виноградова, А.Ф. Давыдова, СМ. Зубкова, С.А.

Козлова, Т.С. Комарова, А.Г. Конаныхина, А.И. Лысиков, В.Н.

Малиновская, Л.Г.СемушинагП.Ф. Спирин, Н.Н. Ставринова, И.П. Стихийна.

Особенности методики и технологии осуществления широкоформатно-вариативной подготовки педагогических кадров для дошкольного звена системы образования продуктивно изучают А.П. Акимова, Т.С. Бабаджан, Г.И. Белошапка, СИ. Букатина, Е.Я. Кормина, И.Н. Немыкина, Е.В.Панасюго, Е.Ю. Усанова, О.К. Черепанова, В.И. Ядэшко и др. Специфику педагогического стимулирования самосовершенствования студентов, готовящихся стать профессионалами обучения и воспитания подрастающих поколений, в искусстве поливариантного освоения наставнического воздействия на дошкольников с помощью музыкально-эстетических средств препарируют Н.Е. Агапова, Р.А. Белошапка, О.В. Бочкарева, Г.А. Глушаков, Г.Р. Грищенкова, Е.А. Дубровская, В.А. Петрова, З.В. Румянцева.

Большую педагогическую ценность для теоретического освоения и практического решения возникающих на описываемом направлении задач представляют материалы соответствующих изысканий в сфере музыкально-эстетического воспитания дошкольников и учащихся общеобразовательной школы (работы О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Е.С Жуковой, А.Н. Зиминой, Д.И. Иргалиевой, Д.Б. Кабалевского, Н.Г. Кононовой, О.П. Радыновой, А.Э. Симановского, Л.И. Чайчиц, Е.И. Юдиной, и др.)

Несмотря на активное покорение . научно-педагогическим сообществом таинств совершенствования педагогического

профессионализма учительства в целом и преподавателей музыки в частности, сфера поливариантной подготовки будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений к проведению разнообразных занятий и дел с питомцами остается практически неисследованной и открытой для изучения.

Проведенный нами в 1991-1994 гг. опрос 72 преподавателей дисциплин музыкально-эстетического цикла в педагогических учебных

заведениях показал, что специалисты-практики на местах слабо представляют себе сущность и специфику поливариантной подготовки студентов соответствующих отделений к проведению воспитательно-развивающих мероприятий с дошкольниками, а еще далекими оказываются они от методики и технологии осуществления такой работы. Между тем 68 из них (около 97%), равно как и 92% из поступивших в те годы на отделение юношей и девушек с достаточной степенью убежденности заявили о безусловной целесообразности поливариантного освоения искусства благородно-побуждающим образом воздействовать на сознание, чувства, волю, и поведение детей в дошкольном образовательном учреждении с помощью музыкально-эстетических средств.

Вышесказанное свидетельствует о том, что в теории и практике высшего педагогического образования конца XX века ясно обозначилась проблема: каковы по своей сущности и назначению оптимальные совокупности рациональных методических приемов и эффективных педагогических условий формирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий с детьми? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования профессионально-педагогическое

становление будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений как целостный процесс, а предмет исследования - формирования способности к вариативной подготовке проведения занятий с детьми как составная часть данного процесса.

Способность современного музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения к вариативной подготовке проведения занятий с детьми мы воспринимаем и расцениваем как личностное образование, характеризующееся наличием у ведущего

субъекта педагогического действия умений предусмотрительно подбирать адекватные различным предполагаемым образовательно-воспитательным ситуациям содержание, средства, организационные формы и методические приемы психолого-педагогического воздействия на подопечных, а при непосредственном проведении воспитательно-развивающих мероприятий выбирать из накопленного наставнического арсенала для применения самый подходящий к наличным жизненно-практическим обстоятельствам вариант их сочетания. Формирование этой способности у студентов соответствующего отделения педвуза понимается нами как процесс выработки у них умений при подготовке к воспитательно-развивающим занятиям в дошкольных образовательных учреждениях рассматривать ситуацию работы с дошкольниками во всех возможных ее проявлениях и соответственно конкретизированным представлениям заготавливать повариантную педагогико-методическую инструментовку своей предстоящей деятельности.

Гипотеза исследования. Преподаватель музыкально-эстетических дисциплин педагогического вуза сможет содействовать профессионально-педагогическому становлению будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, если в образовательно-воспитательной работе будет творчески управлять процессом самообразования студентов:.

а) адресовывать студенчество к доступным источникам профессионально- педагогического становления;

б) использовать методическую целостность рациональных приемов формирования у студентов способности к вариативной подготовке занятий с дошкольниками;

в) учитывать совокупность педагогических объективных и субъективных условий в создании ситуаций успеха в профессионально-педагогическом становлении будущих музыкальных руководителей.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили комплекс его задач.

1. Рассмотреть вариативность подготовки к проведению музыкально воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении как профессионально-педагогический и методический феномен.

2. Осуществить структурно-функциональную характеристику процесса формирования у студентов специализированного отделения педвуза способности к вариативной подготовке проведения музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении.

3. Выявить и научно описать источники профессионально-педагогического становления будущих музыкальных руководителей за счет поливариантной подготовки к проведению занятий с дошкольниками.

4. Охарактеризовать рациональные психолого-педагогические и методические приемы стимулирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений потребности в поиске спектра ситуативно обусловленных вариантов решения задач музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

5. Предпринять психолого-педагогический анализ педагогических условий, способствующих становлению профессионализма у студентов в области вариативной подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий с дошкольниками.

Теоретико-методологическая основа изысканий представлена: философскими и психологическими теориями развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), социально-педагогическими концепциями активного взаимодействия студенчества педвузов с образовательно-воспитательной средой в процессе их социализации и профессионального самосовершенствования (В.И. Андреев, В.И. Журавлев, П.В. Конаныхин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин), научным обоснованием

структуры учебного процесса и содержания образования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, B.C. Леднев, М.Н. Скаткин и др.), а также организационных форм обучения (Т.А. Ильина, И.И. Легостаев, П.И. Третьяков и др.), теорией многогранности и многомерности художественной и музыкально-эстетической деятельности (Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, А.Л. Готсдинер, Л.А. Рапацкая, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин).

Методы исследования адекватны поисковому замыслу диссертантки. По ходу проведения научно-педагогического эксперимента осуществлялись пролонгированное наблюдение за ростом способности к освоению вариативной методики профессиональной подготовки у студентов, индивидуальные и групповые беседы с лицами, причастными к работе с будущими музыкальными руководителями дошкольных образовательных учреждений. Всего в исследовании нами задействованы 126 студентов (в основных экспериментальных группах А и Б - 40), 72 их наставника из вуза и дошкольных образовательных учреждений, 27 руководителей учреждений системы образования. Широко использовались теоретические методы научно-педагогического исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение. Продуктивными зарекомендовали себя в наших изысканиях методы: моделирование и математическая обработка статистического материала, генерирование новой информации в виде выводов, педагогический эксперимент, определение содержания инновационных понятий.

Экспериментальная база проводимого исследования педагогическое училище, педагогический колледж, педагогический институт г.Сургута. Отдельные теоретические положения сформулированы нами на опыте Московского областного педагогического колледжа (г. Серпухов; директор - заслуженный учитель школы РФ А.И. Лысиков).

Исследование проведено в четыре этапа.

Первый этап поиска (1974-1986 гг.) посвящался познанию и осмыслению реалий образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении северного типа, выявлению и психолого-педагогической характеристике изменений в основах общеличностной культуры детей дошкольного возраста под влиянием наставнических действий. Изыскания осуществлялись в детском саду "Золотая рыбка" (г. Сургут Тюменской области), где соискательница работала музыкальным руководителем детей. Из собственной образовательно-воспитательной практики и из позитивного опыта деятельности коллег вычленялись и обосновывались как оптимальные методические усовершенствования, сулящие чувствительное повышение коэффициента полезного действия воспитательно-развивающих усилий работающего с дошкольниками специалиста по музыке. Нами целенаправленно осваивалась общепедагогическая, специальная и методическая литература по проблеме обеспечения высокого уровня подготовки детей как юных граждан, своим сознанием и поведением олицетворяющих жизненно-практические заветы предшествующих поколений своего народа и требования общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Второй этап поиска (1986-1993 гг.) характеризовался переходом соискательницы на преподавательскую работу в Сургутское педагогическое училище и целенаправленными попытками задействовать в констатирующем эксперименте авторские проекты оптимизации процесса профессионально-педагогической подготовки кадров для образовательно-воспитательной деятельности в детских садах. В этот период интенсивно изучалась литература по философии, этнологии, психофизиологии, социологии, психологии, методике музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (шестилетние дети тогда могли посещать и школу). Особое внимание уделялось нами

целенаправленной проработке публикаций по вопросам

совершенствования обучения и воспитания студентов факультетов и отделений музыкально-педагогического профиля. В соответствии прежде всего с критерием наивысшей продуктивности отбирались и компоновались совокупности рациональных методических приемов и эффективных организационно-педагогических условий, предположительно способных обеспечить ощутимый прогресс в развитии педагогического мастерства занимающихся на отделении юношей и девушек. На данном этапе формулировались и уточнялись исходные позиции предпринятых изысканий, отрабатывался и отшлифовывался понятийно-терминологический и научно-исследовательский аппарат поиска.

Третий этап поиска (1993-1997 гг.) был в основном связан с проведением формирующего эксперимента, проводимого в обстановке перманентного преобразования статуса нашего учебного заведения из педучилища в высший педагогический колледж, а затем - и в педагогический институт. Рамки изыскательской деятельности в данном случае естественно сузились до границ, очерченных вариативной подготовкой подопечных к проведению занятий музыкально-эстетического плана с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Здесь неуклонно и планомерно испытывались на результативность комплексно предложенные диссертанткой пакет методических приемов образовательно-воспитательной работы и спектр педагогических условий, подкрепляющих эффект от совместных усилий преподавателей и студентов отделения в овладении последних педагогической мудростью. Существенными моментами перестройки учебно-воспитательного процесса явились признание и реализация гуманистической парадигмы образования, перевод студентов из позиций объектов профессиональной подготовки в позицию действительных субъектов собственного общеличностного и профессионально-педагогического

совершенствования, трансформация роли вузовского преподавателя в подлинного наставника молодых коллег, все более управляющего их всесторонним самосовершенствованием с помощью доброжелательных рекомендаций, указаний, советов, пожеланий, памяток, инструкций и т.п. В указанные годы соискательница большое значение придавала апробации собственных теоретических и практических наработок путем выступлений перед коллегами на разных уровнях и публикации экспериментально проверенных материалов.

Четвертый этап поиска (1997-1999 гг.) был отведен под контрольный эксперимент, в ходе которого углублялись, уточнялись, объективировались полученные ранее выводы относительно продуктивности и, следовательно, перспективности исследуемой и внедряемой нами в образовательно-воспитательный процесс отделения методической целостности. По мере соотнесения получаемой в исследовании информации с соответствующими положениями современной педагогической науки и опытно-экспериментального подтверждения профессиональной состоятельности авторских выводов наши находки становились достоянием всего педагогического состава отделения, внедрялись в массовую практику подготовки музыкальных работников для дошкольного звена системы образования. Оформлялась диссертационная работа.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования определяются: содержательным рассмотрением вариативности подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении как профессионально-педагогического и методического феномена; осуществлением структурно-функциональной характеристики процесса формирования у студентов отделения педвуза способности к вариативной подготовке проведения музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении;

выявлением и научным описанием источников педагогического становления будущих музыкальных руководителей в воспитании дошкольников за счет поливариантной подготовки к проведению занятий с детьми; характеристикой рациональных методических Приемов стимулирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений потребности в поиске спектра ситуативно обусловленных вариантов решения задач эстетического воспитания детей; психолого-педагогическим анализом педагогических условий, способствующих самосовершенствованию студентами профессионализма в области вариативной подготовки к проведению музыкально-воспитательных занятий с дошкольниками.

Практическая значимость результатов проведенных изысканий состоит в разработке представленной в гипотезе исследования авторской методической целостности, которая может быть принята за основу для модернизации и творческого применения в аналогичной работе коллег по формированию у студентов будущих музыкальных руководителей способности к вариативной подготовке занятий в дошкольных образовательных учреждениях. Новое знание, добытое в экспериментальных условиях, рекомендуется к использованию на занятиях вузовскими преподавателями музьшальнснэстетических дисциплин в соответствующих институтах и на факультетах повышения квалификации, а также в научно-исследовательской работе.

Достоверность и обоснованность добытых в исследованиях выводов и составленных методических рекомендаций обеспечены: применением современной научной теории для интерпретации исходных позиций проводимого поиска и сущности полученного в распоряжение соискательницы эмпирического материала; применением комплекса исследовательских методов, соответствующих обозначенной и решаемым задачам; репрезентативностью включенного в исследование контингента

студентов и преподавателей; опытно-экспериментальным подтверждением авторских выводов и рекомендаций.

На защиту вынесены:

1. Структурно-функциональная характеристика процесса формирования у студентов педвуза способности к вариативной подготовке проведения музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении.

2. Представление источников профессионально-педагогического становления будущих музыкальных руководителей в воспитании дошкольников за счет поливариантной подготовки к проведению занятий.

3. Характеристика рациональных методических приемов стимулирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений потребности в поиске спектра ситуативно обусловленных вариантов решения задач эстетического воспитания детей.

4. Психолого-педагогический анализ педагогических условий, способствующих самосовершенствованию студентами профессионализма в области вариативной подготовки к проведению музыкально- воспитательных занятий с дошкольниками (таких, например, как: создание единого общеинститутского пространства подлинной коллективной заинтересованности в совершенствовании педагогического профессионализма будущих учителей-воспитателей; ориентация режима занятий и отдыха будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений на их личные запросы и притязания; показ поучительных образцов педагогико-методического совершенствования и научно-исследовательского роста преподавательским . составом, работающим со студентами соответствующего отделения; непрерывная целенаправленная актуализация методического фонда музыкально- педагогического отделения).

Апробация и внедрение результатов изысканий в практику осуществлялись в виде выступлений диссертантки на заседаниях кафедры хорового дирижирования и теории и музыки Сургутского государственного педагогического института (1994-1999), на научно-практической конференции преподавателей СГПИ по теме "Актуальные вопросы содержания и методики преподавания учебных дисциплин в педагогическом вузе" (Сургут, 1996), на межрегиональных научно-практических конференциях "Личностно ориентированные модели образовательного процесса в подготовке педагогических кадров" (Сургут, 1994), "Образование и воспитание молодежи: проблемы, поиск эффективных решений" (Нижневартовск, 1997), "Миротворческая деятельность школы и вуза" (Ровно, 1997), "Актуальные вопросы общей профессиональной подготовки юной смены Отечества" (Нижневартовск, 1998). Материалы поиска были представлены автором и получили официальное одобрение на Всеукраинской научно-практической конференции "История науки и техники: проблемы исследования преподавания, гуманизации образования" (Днепропетровск, 1994), на Международной конференции "Воспитание свободной, независимой, ответственной личности" (Санкт-Петербург, 1994), на Ханты-Мансийской окружной научно-практической конференции 1998 г. "Реализация управленческих и педагогических технологий в практике управления развитием учреждений образования", на 2-ой научной сессии Международной педагогической академии (Москва, 1999). По теме исследования соискательницей опубликовано 12 работ.

Диссертация включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 306 наименовании, приложения. 

Обучение студентов педвуза искусству вариативной подготовки к проведению музьнсально-воспитательных занятий с дошкольниками как педагогическая проблема

Обращение научно-педагогического поиска к предметному рассмотрению вариативности профессиональной подготовки юношей и девушек, желающих получить музыкально-педагогическое образование на гуманитарном факультете пединститута, где занимающиеся осваивают методику работы в дошкольных образовательных учреждениях, рассматривается и расценивается нами как переход вузовского образовательно-воспитательного процесса на его новую, повышенную по сравнению с традиционной, а потому с большим интересом воспринимаемою нашими коллегами орбиту. Сущность позитивного отношения массы преподавателей музыкально-эстетических дисциплин в педвузах к этой вожделенной подвижке - преобразованию обучения и воспитания потенциальных музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений может быть неискаженно понята лишь на фоне генезиса массовых ожиданий усовершенствования занятий с подрастающим поколением - прежде всего за счет оптимальной методической инструментовки наставнических акций и их адекватного психолого-педагогического анализа. Такую позицию мы изложили на Днепропетровской Всеукраинской научно-практической конференции 1994 г. "История науки и техники: проблемы исследования, преподавания, гуманизации образования" совместно с руководителем лаборатории педагогической аксиологии при Московском педагогическом университете проф. П.В. Конаныхиным и коллегами по лаборатории Е.В. Агитаевым и О.К. Черепановой.

Мы исходим из того, что проблема методической инструментовки образовательно-воспитательных занятий с подрастающими поколениями, адекватной актуальной политическим и экономическим запросам общества, так или иначе решалась в теории и на практике с древнейших времен. Отвечающие конкретно-историческим условиям методические приемы воспитательно-развивающего воздействия на подопечных увязывались с официально признанными или отвечающими духу времени прогрессивными философско-педагогическими идеалами.

Среди наиболее известных в этом плане выделим идею каллокагатии Аристотеля, принцип природосообразности Я.А. Коменского, свободного воспитания Ж-Ж. Руссо, развивающего и воспитывающего обучения И.Г. Песталоцци, культуросообразности А.Дистервега, народности в воспитании К.Д. Ушинского, коллективистического воспитания А.С. Макаренко, сотрудничества педагогов и питомцев в разработке учителей -экспериментаторов из стран СНГ. Наивысшее научное обоснование и практическое воплощение методологическая инструментовка развивающих занятий с детьми и молодежью получила в предложенной и совершенствуемой Ю.К. Бабанским и его последователями теории оптимизации образовательно-воспитательного процесса.

Обусловленные жизненными потребностями развивающегося общества интенсивные преобразования школьного дела побудили ученых к разработке теории психолого-педагогического анализа. Успех вьщвинутой в 70-х годах XX века и целенаправленно оттачиваемой Л.Ф. Спириным, М.А. Степинским и М.Л. Фрумкиным методики и технологии анализа образовательно-воспитательных ситуации и решения педагогических задач объясняется их четкой методологической интерпретацией. Технология психолого-педагогического анализа продуманно согласуется с принципом целостного подхода к воспитанию (B.C. Ильин и др.) и последовательно реализует требования системного анализа воспитательно-развивающего процесса (Ю.П. Сокольников и др.).

В нашей практике оптимизация образовательно-воспитательной деятельности с различными категориями детей и учащейся молодежи объединение усилий по линии совершенствования методической инструментовки и применения аналитико-оценочных технологий с лихвой оправдывает себя как в образовательной школе, так и в учреждениях высшего педагогического образования.

Материал с раскрытием этой позиции опубликован в сборнике тезисов сообщений данной конференции (5: 220-222).

Принципиальная социально-педагогическая значимость

трансформации вузовского учебно-воспитательного процесса путем поворота к вариативности привлекает к этому методическому ходу взоры большой армии преподавателей музыкально-эстетических дисциплин в педвузах. Идея включения поливариантного освоения арсенала высокопродуктивной подготовки к проведению мероприятий и дел с дошкольниками в контекст вузовской аудиторной и самостоятельной домашней работы студентов соответствующих отделений завораживает своим обоснованным противостоянием укоренившимся в педвузах строго регламентированным и потому шаблонно-однотипным алгоритмам подготовки к воспитательно-развивающим занятиям с детьми -посредством предположения и обеспечения изменчивости, оправданно допустимой модификации преподавательских воздействий на будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений и соответствующего расширения диапазона подготовки студентами мероприятий с детьми, естественно - при уважительно - бережливом отношении к праоснове, сущностному содержанию изменяемой методики. При организации и проведении изыскании по теме мы исходим из общепринятых определений варианта как видоизменения, разновидностей, одной из возможных комбинаций, одной из нескольких редакций какого-либо произведения, официального документа или их части, а также применительно, скажем, к шахматам и шашкам как одной из возможных комбинаций или предпочтительных ходов создавшейся игровой ситуации.

Структурно-функциональная характеристика процесса формирования у студентов соответствующего отделения педвуза способности к вариативной подготовке проведения музыкально-воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении

Профессионально грамотное прогнозирование и уверенное

достижение и уверенное достижение ожидаемых номинальных значений культивируемой в подшефной массе студентов педвуза способности многовариантно готовиться к проведению музыкально воспитательных занятий в дошкольном образовательном учреждении предполагают компетентное владение вузовского преподавателя музыкально-эстетических дисциплин знаниями о структурно-функциональной характеристике подвластного процесса и умения применять их строго по назначению. В принципе это одновременно требование и методолого-теоретического, и методико-практического характера.

Отметим попутно, что именно овладение основами алгоритмической культуры в исследуемой области (в начале 3 этапа научного поиска 1993 г.) способствовало обеспечению нами прорыва, или наиболее чувствительного продвижения, на привлекшем преподавательско-наставническое внимание направлении работы.

Разумеется, этому овладению в значительной мере помогло проникновение сознания исследователя, а заодно и его коллег в сущность с разной интенсивностью фигурирующих на опытно-экспериментальном пространстве психолого-педагогических реалий и феноменов общетеоретического характера, а также отражающих их суть понятий и терминов.

В позиционном отношении исходной интеллектуально-аналитической операцией изысканий явилось оказавшееся весьма протяженным по времени формулировании насколько возможного объективного определения способности современного музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения к вариативной подготовке проведения занятий с детьми. Как уже указывалось во введении, эту способность мы воспринимаем и расцениваем как личностное образование, характеризующееся наличием у ведущего субъекта педагогического действия умений предусмотрительно подбирать адекватные различным предполагаемым образовательно-воспитательным ситуациям содержание средства, организационные формы и методические приемы психолого-педагогического воздействия на подопечных, а при непосредственном проведении воспитательно-развивающих мероприятий выбирать из накопленного наставнического арсенала для применения самой подходящий к наличным жизненно-практическим обстоятельствам вариант их сочетания.

Вторжение в педагогический аспект образовательно-воспитательной работы по теме на отделении было бы практически малоценно без определения феномена формирования этой способности у студентов соответствующего отделения педвуза. Шлифовка данной дефиниции позволила соискательнице к завершающему этапу осуществляемого научного поиска вынести на суд педагогической общественности свое понимание сути этой работы в окончательном варианте - как процесса выработки у подопечных юношей и девушек умений при подготовке к воспитательно-развивающим занятиям в дошкольных образовательных учреждениях рассматривать ситуацию в работе с дошкольниками во всех возможных ее проявлениях и, соответсвенно конкретизированным представлениям, заготавливать повариантную педагогико-методическую инструментовку своей предстоящей деятельности.

Пгюфессионально-педагогическое рефлексирование по поводу понятия процесс применительно к нашей сбразовательно-воспитатестьной и научно-исследовательской работе на избранном направлении и вообще в сфере профессиональной подготовки новых кадров для системы наличие и порядок расположения объективно необходимых и устойчивых компонентов образовательно-воспитательной работы, устремленной к достижению ситуативно вершинных значений искомой способности у будущих специалистов по музыкальному воспитанию дошкольников. Структурная характеристика процесса предполагает наличие достаточно прочных внутренних связей между его элементами создающих, обеспечивающих и удерживающих целостность данного процесса и тождественность самому себе - сохранение основных характерных свойств при внешних и внутренних воздействиях и изменениях.

Обучение поступивших в педагогическое учебное заведение юношей и девушек искусству широкодиапазонного моделирования анализируемого сейчас процесса, т.е. его конструирования, планирования содержательной, формальной и методической подготовки, - объективно главный вид совместной деятельности преподавателя и студентов на этом направлении их профессионально-педагогической подготовки. Поэтому оно выбрано соискательницей в качестве показательного объекта для предметного рассмотрения и структурно-функциональной характеристики как педагогического процесса.

В свете сказанного выше существенным для теоретико-методологического обоснования наших изыскательских замыслов является обнародованное П.Я. Гальпериным в научном труде "Основные результаты исследования по проблеме" Формирование умственных действий и понятий" (М., 1965.- С.34) положение о том, что каждая деятельность включает в себя предмет преобразования, продукт преобразования, средства, акты преобразования, исполнительские действия (операции).

Ради выявления, обозначения структуры и осуществления функциональной характеристики изучаемого и совершенствуемого нами процесса попытаемся описать - представить истолкование структур учебного процесса вообще известными дидактами Отчества.

Рациональные методические приемы стимулирования у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений потребности в поиске спектра ситуативно обусловленных вариантов задач эстетического воспитания

Уже с первого этапа исследования, то есть периода работы в должности музыкального руководителя-воспитателя детского сада, мы с наставнической обеспокоенностью осмысливали, а после перехода на преподавательскую работу в педагогическое учебное заведение целенаправленно подыскивали и проверяли на эффективность довольно представительную совокупность гипотетически перспективных методических приемов, призванных пробуждать или усиливать потребность занимающихся на соответствующем отделении юношей и девушек в овладении искусством вариативно готовить образовательно-воспитательные занятия с дошкольниками, а за счет такой перестройки методического характера совершенствовать свое педагогическое мастерство и повышать качество образования и воспитания дошкольников. Коль скоро теория и практика профессионально-педагогической подготовки музыкантов-воспитателей детских садов на уровне методов работы довольно основательно освоены, мы сочли целесообразным рассматривать и использовать в своих изысканиях методические приемы подготовки подопечных в обозначенном плане. Прием стимулирования у будущих музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных образовательных учреждений потребности в поиске спектра ситуативно обусловленных вариантов решения задач эстетического воспитания детей в нашей трактовке представляет собой определенный способ педагогического прикосновения к личности занимающегося на отделении молодого человека с целью вызвать у него положительную ответную реакцию относительно энергичного включения в самообразовательную деятельность по овладению вариативной технологией подготовки и проведения образовательно-воспитательных занятий, дел и мероприятий с дошкольниками.

Выбранные нами в качестве самых надежных и продуктивных, освященные методологией, поверенные теорией, обоснованные опытно-экспериментальным путем, апробированные на массе коллег в солидных аудиториях и составленные в пакет восемь приемов такой деятельности носят общеметодический характер: не являются строго привязанными к конкретным методам образовательно-воспитательной работы преподавателя музыкально-эстетических дисциплин могут быть задействованы в контексте применения любого из методов - словеснфго, наглядного, стимулирующего и т.д. Рациональность их подтверждена высокой степенью соответствия запросам и психологическим особенностям обучающегося в педвузе юношества, направленностью на реализацию установок гуманистической парадигмы высшего педагогического образования и требований общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, а также в значительной мере оправдывающей ожидания общества результативностью применения.

Первый прием: стимулирование у занимающихся на соответствующем отделении потребности самосовершенствоваться в поливариантной подготовке к проведению музыкально-воспитательных ф занятий с детьми. Сущность приема состоит в повседневном и неуклонном побуждении пришедших на отделение юношей и девушек к действительному прогрессу в личностном, профессионально-педагогическом и музыкально-эстетическом отношениях, в нацеливании занимающихся на последовательное развитие у себя умений и навыков при подготовке образовательно-воспитательных занятий и дел с дошкольниками ориентироваться на возможные ситуации их проведения. Назначение приема - создание у каждого студента потребностного состояния по отношению к освоению искусства вариативно готовить все образовательно-воспитательные акции в дошкольном образовательном учреждении, соотнося содержательные и методические накопления с конкретными обстоятельствами жизнедеятельности детского коллектива.

Разумеется, этот прием воздействия на обучающихся - сквозной, пронизывающий использование всех остальных приемов из нашего пакета. Не вызвав к жизни и не актуализировав саму потребность, стараться стимулировать ее развитие - дело, загодя, обреченное на провал. Поэтому самостимулирование этой потребности обеспечивается применением целой обоймы дополнительных приемов.

Постоянно-непреклонное «пульсирование» этой потребности у студентов задается, в частности, внушением им мысли о том, что музыкальному руководителю дошкольного образовательного учреждения, как мастеру обучения и воспитания дошкольников, должен быть присущ набор общепедагогических умений, позволяющих соответственно складывающимся или изменяющимся обстоятельствам применять сиюминутно значимый оптимальный вариант воспитательно-развивающего мероприятия.

Отсюда - наше стремление теоретико-методически обеспечить на занятиях по дисциплинам музыкально-эстетического цикла формирование у юношей и девушек спектра профессионально-педагогических умений с большими разрешающими возможностями. Четыре таких умения выводятся нами на передний план педагогического мастерства музыкального руководителя детского дошкольного учреждения.

Первое умение - оперативно диагностировать состояние музыкальных и общих способностей детей. Педагогическая ценность этого деятельностно-практического образования в структуре профессиональной подготовленности специалиста по музыкальному воспитанию юной смены отвечают Л.Г.Арчажникова, О.В.Бочкарева, О.СЛитвиненко, Н.П.Ляшко, Д.Х.Макоев, А.Н.Молодов, Л.А.Рапацкая и другие знатоки проблемы. На аудиторных занятиях в институте и на педагогической практике в дошкольном образовательном учреждении наши студенты овладевают методиками фиксирования и качественной характеристики общеличностного развития и музыкальной подготовленности дошкольников. Они применяют целую совокупность исследовательских методов: создание экспериментально-воспитывающих ситуаций, наблюдение, диагностические беседы, интервьюирование сотрудников дошкольного учреждения, тестовые испытания ребят, изучение уместной документации и пр. Владение актуальной информацией о способностях подшефных детей - предпосылка искусного управления их интеллектуально-мировоззренческим, духовно-нравственным и музыкально-эстетическим развитием. Сформированное на достаточно высоком уровне умение студента осуществлять педагогический диагноз -ключ к успеху при решении всего комплекса образовательно-воспитательных задач.

Второе умение - предварительно отбирать многовариантный богатый по содержанию и отвечающий духу общечеловеческих ценностей, музыкально развивающий и эстетически воспитьіваюіций дошкольников репертуар их плановых и импровизированных занятий.

Характеристика сущности основных задач и анализ результатов эксперимента

Выявленные соискательницей возможности пробуждения и взращивания потребности будущих музыкальных руководителей-воспитателей дошкольных образовательных учреждений использовать в качестве рычага повышения результативности своей предстоящей работы с детьми многовариантную заготовку образовательно-воспитательных акций и выбор при непосредственном проведении занятий и дел с подопечными самой подходящей дидактико-методической конструкции, а также резервы формирования и закрепления у них соответствующей способности прошли опытно-экспериментальную проверку. Полигоном для испытаний этих новаций стали музыкально-педагогическое отделение гуманитарного факультета Сургутского государственного педагогического института и базовые дошкольные образовательные учреждения города Сургута, где наши подопечные проходили многоэтапную педагогическую практику. Содержание и методические особенности проведения инновационно-экспериментальной деятельности детермировались ее основными задачами, которые решались поэтапно.

На самом длительном этапе, предваряющем собственно вузовский эксперимент, диссертанткой как музыкальным руководителем детского сада «Золотая рыбка» в городе Сургуте решалась первая задача: путем осмысления действительного положения дел в дошкольном звене системы образования с подготовкой мальчиков и девочек 3-6-летнего возраста к будущей самостоятельной жизни и полноценному участию в общественно-политических, трудовых, духовно-культурных процессах и соотношения этого положения с позициями передовой педагогической теории, а также с открытиями родителей и воспитателей-экспериментаров выявить узкие места в постановке дошкольного образовательно-воспитательного дела, решалась задача вычленения из опыта коллег, соотнесения со своими предварительными наметками-соображениями и проверки в личной образовательно-воспитательной практике разнообразных методических приемов и педагогических условий, предположительно позволяющих формировать у студентов способность идти в подготовке образовательно-воспитательных актов от ситуаций их осуществления. Суть нашего научно-исследовательского замысла тут заключалась в кардинальном преобразовании профессиональной подготовки будущих музьжальных руководителей допшольных образовательных учреждений путем ее значительной интенсификации - за счет составления не одного, как было прежде, а целого веера вариантов проведения занятий с детьми.

На третьем этапе исследования формирующий эксперимент был посвящен решению задачи опытной проверки на эффективность скомпонованной предварительно авторской методической целостности из приемов и условий работы наи данном направлении. Сущность задачи!: составляло практическое испытание комплекса предложенных нами педагогико-методических мер, позволяющих заметно повысить качество общеличностной и профессиональной подготовки обучающейся на отделении молодежи, особенно за счет стимулирования роста их потребности и формирования способности вариативно осуществлять конструктивно-планировочную и иную подготовку к занятиям в дошкольных образовательных учреждениях, в непосредственно для проведения образовательно-воспитательных акций с детьми выбирать оптимальный для каждой ситуации вариант из заготовленных."

На четвертом этапе решалась задача опытно-экспериментального характера, сущность которой сводилась к совершению уточняющих исследовательских операций. Здесь проверялись и дополнительно обосновывались добываемой аргументацией совокупности представленных теперь в диссертации как рациональных методических приемов и как эффективных организационно-педагогических условий, привлечение которых на службу преподавательскому корпусу специализированного музыкально-педагогического отделения ощутимо содействует высокорезультативному формированию у студентов такого значимого личностного образования в структуре их педагогического мастерства и педагогического профессионализма, как способность к вариативной подготовке занятий с воспитуемыми в дошкольном образовательном учреждении.

Под влиянием экспериментального воздействия на студентов и способствованию успеху со стороны специально создаваемых условий-обстоятельств, характеристика которых предпринята нами и представлена в предыдупщх параграфах, повышался уровень сформированности способности студентов из экспериментальных групп к вариативной подготовке образовательно-воспитательных занятий с подшефным контингентом детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Для фиксирования «срезово»-ситуативного состояния формируемой способности у студентов была использована совокупность характеристических показателей ее проявления из пяти критериев.

Первый критерий - умение студента психолого-педагогически описать и интерпретировать предполагаемую, ожидаемую образовательно-воспитательную ситуацию проведения планируемого и конструируемого занятия с подопечными детьми.

Второй критерий - умение студента увидеть-распознать таящиеся и назревающие в ситуации повороты событий ко времени проведения занятия.

Третий критерий - умение студента распределить предварительные содержательно-методические заготовки или подручный материал по всему спектру возможных образовательно-воспитательных ситуаций на момент проведения занятия.

Четвертый критерий - умение студента выбрать из заготовленных вариантов-сценариев и композиций самый подходящий к конкретным обстоятельствам наставнической деятельности.

Похожие диссертации на Формирование у будущих музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений способности к вариативной подготовке проведения занятий