Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения Настинова Кермен Ивановна

Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения
<
Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Настинова Кермен Ивановна. Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Волгоград, 2005. - 219 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения как педагогическая проблема .

1.1. Сущностные характеристики эколого-ориентированного мировоззрения 15

1.2. Педагогические возможности социокультурного наследия калмыцкого этноса в формировании эколого-ориентированного мировоззрения подростков 37

1.3. Модель процесса формирования эколого-ориентированного мировоззрения 67

Выводы по первой главе исследования 95

ГЛАВА II. Процесс формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения .

2.1. Педагогические факторы формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения 97

2.2. Система формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения 117

Выводы по второй главе исследования 139

Заключение 141

Библиография 146

Приложения 166

Введение к работе

Актуальность исследования. Неблагоприятные стороны современной экологической ситуации, принявшей на сегодняшний день глобальный характер и характеризующейся часто необратимыми изменениями природы, связаны с тем, что экологический кризис - также кризис духовный. Путь к гармонизации положения лежит в глубокой нравственной перестройке всего человеческого образа жизни и поведения, его экологизации, переориентации человеческого мировосприятия на развитие диалоговых форм общения с природой - формировании эколого-ориентированного мировоззрения.

Несмотря на вышесказанное, изучение педагогического опыта в Республике Калмыкия показало, что значительное количество учителей недостаточно ориентируются в своей работе на решение мировоззренческой стороны проблемы.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью более глубокого осмысления роли социокультурного наследия природопользования и взаимоотношений народов со средой обитания. Сохранение и возрождение сокровищ национальной культуры представляет одну из первостепенных задач работников школ и вузов. Использование социокультурного наследия разных народов многонациональной России при формировании эколого-ориентированного мировоззрения школьников должны обеспечивать им доступ к культурным и нравственным ценностям общества, реализовывать взаимодействие учеников с другими субъектами образовательного процесса, способствовать рефлексии, формированию экологосберегающей жизненной позиции гражданина современного общества, иначе говоря, развитию экологической культуры учащихся.

Проблема формирования эколого-ориентированного мировоззрения актуальна для подросткового возраста, когда характерными чертами становления личности являются переоценка ценностей, выработка своего стиля поведения во взаимоотношениях с природой, окружающим миром.

Поскольку в подростковом возрасте происходит становление личности, осознание собственной значимости, именно в это время необходимо создать подросткам условия для формирования эколого-ориентированного мировоззрения, что будет способствовать проявлению на практике навыков природоохранной деятельности, положительной мотивации к получению объективных знаний о природе и потребности в освоении экологической культуры.

Передовые педагоги разных стран (А. С. Макаренко,

B. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А. Дистервег, Я. А. Коменский,
А. Любен, И. Г. Песталоцци и др.) оставили неизгладимый след в истории
природоохранного воспитания учащихся, убедительно показав роль природы
как фактора формирования личности человека.

Активно разрабатывают разные аспекты экологического образования и воспитания отечественные ученые (А. Ю. Борисенко, Э. В. Гирусов,

C. Н. Глазачев, Н. В. Добрецова, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев,
Л. П. Салеева, В. В. Сериков, А. П. Сидельковский, Е. С. Сластенина,
И. Т. Суравегина и др.).

Психолого-педагогическим проблемам формирования мировоззрения в процессе изучения мира природы посвящены работы - А. А. Бодалева, А. Я. Герда, М. В. Гусева, С. Д. Дерябо, Д. С.Ермакова, Е. Р. Карташевой, Н. Н. Марфенина, Н. Н. Моисеева, Ю. В. Олейникова, А. В. Олескина, Ю. М. Плюснина, В. А. Ясвина.

Новые подходы к решению проблем личностно-ориентированного образования, как особому виду образования, где абсолютной ценностью является сама личность в её самобытности и ценности, обоснованы в трудах Е. В. Бондаревской, В. И. Данильчука, В. В. Зайцева, Е. А. Крюковой, Н. К. Сергеева, В. В. Серикова, Е. Н. Шиянова, И. С. Якиманской и др.

Приоритет этнокультурной направленности воспитания и образования в многонациональной России принадлежит Г. Н. Волкову. В Республике

Калмыкия и за её пределами получили широкое признание исследования О. Д. Мукаевой, реализующие идею непрерывного образования и формирования личности с учетом этнокультурной направленности образовательного процесса. Работы Л. Н. Мукаевой, С. И. Мургаевой, А. Л. Поляковой, С. А. Даваева и др. раскрывают различные аспекты традиционного воспитания калмыков, формирования национального самосознания и педагогические возможности калмыцкой национально-региональной системы образования.

Несмотря на то, что концепция экологического образования базируется на необходимости формирования экологических ценностей, включения в общую систему образования знаний, умений и навыков, проблема исследования психолого-педагогических механизмов формирования эколого-ориентированного мировоззрения в подростковом возрасте остается недостаточно изученной. Такие важные аспекты эколого-ориентированного мировоззрения как структура, функции, условия, факторы и пути его формирования у подростков, не раскрыты в своих сущностных характеристиках. В формировании эколого-ориентированного мировоззрения недостаточно используются личностно ориентированные технологии и недооцениваются педагогические возможности социокультурного наследия многонациональной России

Исходя из необходимости разработки научных представлений об условиях и средствах построения процесса формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения, с учетом социокультурного наследия калмыцкого этноса проблема исследования была определена следующим образом: каковы педагогические условия и средства, обеспечивающие формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения? Актуальность данной проблемы определила выбор темы исследования - «Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения».

Объект исследования - формирование у подростков (учащихся 9 — 10-х классов) эколого-ориентированного мировоззрения.

Предмет исследования - процесс формирования эколого-ориентированного мировоззрения у подростков.

Цель исследования — разработка научно-методических основ и принципов формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения.

Гипотеза исследования - формирование эколого-ориентированного мировоззрения будет осуществляться более эффективно, если:

будет рассматриваться как специальная цель педагогического процесса, представляющая динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности природы, определяющая личностные особенности, формирующая жизненные планы, моральные нормы, особенности процесса приобретения знаний и навыков, стратегии поведения, мотивы и потребности.

процесс формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения будет носить системный характер и выстраиваться с учетом его структуры, уровней развития и критериев сформированности;

в качестве ведущего средства в процессе формирования эколого-ориентированного мировоззрения будет использоваться комплекс эколого-педагогических, личностно-развивающих ситуаций, направленных на формирование и стимулирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения, становление эколого-ориентированного личностного опыта участников учебно-воспитательного процесса в ходе решения ситуаций экологического характера;

будут использоваться педагогические возможности социокультурного наследия калмыцкого этноса с учетом специфики предметов естественнонаучного цикла, которые образуют предметно-

содержательную базу экологизации образования (в дополнительном курсе экологического профиля «Экология человека»).

В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:

1.Раскрыть сущностные характеристики эколого-ориентированного мировоззрения.

2.0босновать критерии сформированности эколого-ориентированного мировоззрения подростков, дать характеристику уровней развития в соответствии с ними.

3.Обосновать и экспериментально проверить систему средств формирования эколого-ориентированного мировоззрения у подростков, опираясь на концепцию личностно ориентированного образования и с привлечением эколого-педагогического ресурса социокультурного наследия калмыцкого этноса.

4.Выявить основные дидактические условия формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения.

Теоретико-методологической основой исследования являлись основные положения психологии личности и деятельностного подхода в психологии и педагогике (А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн и др.); анализ особенностей мировоззрения в условиях поисков путей выхода из экологического кризиса (М. В. Гусев, Е. Р. Карташева, Н. Н. Марфенин, Н. Н. Моисеев, Ю. В. Олейников, А. В. Олескин, Ю. М. Плюснин); концептуальные положения теории экологического образования, формирования экологической культуры (В. П. Борисенков, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. С. Матрусов, И. Т. Суравегина, И. В. Цветкова и др.); исследования, реализующие идею непрерывного образования и формирования личности с учетом этнокультурной направленности образовательного процесса (Г. М. Борликов, Г. Н. Волков,

С. А. Даваев, О. Д. Мукаева, Л. И Мукаева, С. И. Мургаева, А. Л. Полякова и
др.); концепция личностно ориентированного образования

(Е. В. Бондаревская, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин,
Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.); концепции системно-целостного
подхода к формированию личности в учебно-воспитательном процессе
(Ю. К. Бабанский, Е. П. Белозерцев, В. В. Зайцев, В. С. Ильин,

А. М. Саранов, Н. К. Сергеев и др.).

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили методы исследования: теоретические — анализ педагогической, психологической, философской, экологической, социологической литературы по проблеме исследования с целью анализа основных понятий и категорий и изучения состояния исследуемой проблемы в науке и практике; экспериментально-диагностические - наблюдение, беседа, анкетирование, психодиагностика подростков; формирующий эксперимент - опытно-экспериментальная работа с целью апробации условий формирования эколого-ориентированного мировоззрения; методы корреляционного анализа и математическая обработка результатов исследования.

Основу эмпирической базы исследования составили методики, позволившие выявить уровень эколого-ориентированного мировоззрения подростков «Натурафил» (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, 1989), «СПО» (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, 1993), электронные информационные материалы и методические разработки курса «Экология человека» на уроках биологии.

Достоверность результатов исследования обусловлена

методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, их соответствием тенденциям развития современной педагогики и передовому педагогическому опыту, адекватностью используемых методов логике исследования; корректной теоретической разработкой и экспериментальной проверкой на практике основных положений; реальным положительным результатом в целостном педагогическом процессе; применением

соответствующих предмету методов обработки данных, полученных в ходе эксперимента с опорой на инновационную практику.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в работе, впервые с позиций системно-целостного подхода, концептуальных положений личностно ориентированного образования, обосновано понятие эколого-ориентированного мировоззрения, раскрыты его сущность, структура, функции и место в целостной структуре личности подростка; выделены особенности, признаки проявления и уровни развития эколого-ориентированного мировоззрения; уточнены условия и разработаны средства формирования эколого-ориентированного мировоззрения у подростков в процессе экологического образования с использованием педагогических возможностей социокультурного наследия калмыцкого народа.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в дальнейшей разработке теории экологического образования применительно к формированию эколого-ориентированного мировоззрения. Раскрыты сущностные характеристики эколого-ориентированного мировоззрения у подростков как личностного образования, с одной стороны, представляющего динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности природы, с другой -определяющего личностные особенности, формирующего жизненные планы, моральные нормы, особенности процесса приобретения знаний и навыков, стратегии поведения, мотивы и потребности и проявляющегося в направленности жизнедеятельности человека и формировании его личности с позиций ценности природы.

Обоснована логика процесса от отдельных проявлений компонентов эколого-ориентированного мировоззрения и ситуативной реализации его функций до полноценного функционирования. Раскрыта система педагогических условий и средств формирования эколого-ориентированного

мировоззрения с позиций системно-целостного подхода и концептуальных положений личностно ориентированного образования. Результаты исследования могут служить теоретической основой для решения проблем формирования эколого-ориентированного мировоззрения на других возрастных этапах онтогенеза личности, в иных образовательных условиях, при разработке региональной программы экологического образования. Теоретические положения и методические разработки формирования эколого-ориентированного мировоззрения на основе научного понимания особенностей социокультурной жизни калмыцкого народа в специфических экологических условиях могут быть использованы для решения задач экологического образования в других регионах с учетом эколого-географической специфики территории.

Практическая значимость. Разработана образовательная программа и методическая база (с применением современных информационных технологий на электронных носителях) интегрированного факультативного курса «Экология человека». Подготовлены методических рекомендации по использованию педагогических возможностей социокультурного наследия калмыцкого народа при формировании эколого-ориентированного мировоззрения у подростков учителями биологии, географии, экологии. Данные материалы могут быть использованы для подготовки кадров к педагогической деятельности и повышения профессиональной квалификации учителей образовательных учреждений различного типа.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертации представлены, обсуждены и получили поддержку на международных научно-практических конференциях «Этнопедагогика калмыков и национальная школа» (Элиста, 1997), «Материальные и духовные основы калмыцкой государственности» (Элиста, 2002), «Монголоведение в новом тысячелетии» (Элиста, 2003); III межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука и проблемы региона: из настоящего в будущее»

(Кисловодск, 2002); республиканских научно-практических конференциях «Современное студенчество: социальные ценности и нравственные ориентиры» (Элиста, 2002), «Народы Калмыкии: идентичность и менталитет» (Элиста, 2002); городских конференциях работников образования «Концепция модернизации - стратегия развития столичного образования» (Элиста, 2002), «Новые информационные технологии в учебном процессе» (Элиста, 2003); V конгрессе этнографов и антропологов России (Омск, 2003); XI-м Годичном собрании Южного отделения РАО (Нальчик, 2004); международной научно-практической конференции «Этногенез и цивилизованные перспективы в образовании России». (Новосибирск, 2004); международной междисциплинарной конференции по дикой природе. (Киев, 2004); международном совещании «Традиционные знания и современные технологии для устойчивого развития засушливых экосистем» (Элиста, 2004); семинаре молодых ученых, посвященный 60-летию Московского гуманитарного университета «Актуальные проблемы современной педагогики» (Москва, 2004); 7-й международной научной конференции «Реальность этноса 2005», «Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса» (Санкт Петербург, 2005).

Результаты и выводы исследования отражены в 12 публикациях.

Внедрение результатов исследования. Материалы исследования использовались для формирования эколого-ориентированного мировоззрения с использованием социокультурных ценностей калмыцкого этноса в рамках преподавания элективного курса «Экология человека» и соответствующих разделов биологии, географии и экологии в общеобразовательных учреждениях г. Элисты и Республики Калмыкии. Теоретические положения и методические разработки курса используются также в преподавании курса «Методика преподавания биологии» и при выполнении курсовых и дипломных работ в Калмыцком государственном университете.

Внедрение методических и программно-педагогических разработок получило поддержку в виде гранта Российского гуманитарного научного фонда на тему: «Экологический императив народов Калмыкии: традиции, реалии и перспективы» (проект № 02-01-00367 а/Ю, 2002 -20004 гг.).

Положения, выносимые на защиту:

  1. Эколого-ориентированное мировоззрение — личностное образование, с одной стороны представляющее собой динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов личности, основанных на объективных знаниях и понимании общекультурной ценности природы, с другой - определяющее личностные особенности, формирующее жизненные планы, моральные нормы, особенности процесса приобретения знаний и навыков, стратегии поведения, мотивы и потребности и т.д., проявляющееся в направленности жизнедеятельности человека и формировании его личности с позиций ценности природы.

  2. Критериями сформированности эколого-ориентированного мировоззрения выступают степень развития отдельных компонентов эколого-ориентированного мировоззрения (перцептивно-аффективного, когнитивного, деятельностно-практического); развития его целостных свойств; степень полноты реализации его функций в регуляции отношений личности с природой и обществом, определяющая содержание эколого-ориентированного мировоззрения на всех уровнях его развития - крайне низком, низком, ниже среднего, среднем, выше среднего, высоком.

  3. В системе средств, обеспечивающих эффективное формирование эколого-ориентированного мировоззрения, ведущими выступают основанные на использовании эколого-педагогических возможностей социокультурного наследия калмыцкого народа, личностно развивающие экологические ситуации, ситуации-имитации, ситуации, актуализирующие креативность, ценностно-избирательные ситуации.

4. Процесс формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения представляет собой систему, состоящую из трех взаимно дополняющих компонентов. Первый ориентирован на актуализацию социальной и личностной значимости изучения и использования способов партнерских взаимоотношений с природой, когда увязываю воедино мотивы, цели и потребности в эколого-ориентированной деятельности. Второй направлен на формирование адекватных экологических знаний и навыков партнерского взаимоотношения с природой. Третий способствует реализации подростками собственных знаний и навыков партнерского отношения к природе.

Базой исследования служили образовательные учреждения г. Элисты и Республики Калмыкия - Элистинский технический лицей, средняя школа № 12 города Элисты, гимназия № 1 поселка Троицкое Целинного района, гимназия №1 поселка Кетченеры Кетченеровского района, Шарнутовская школа Сарпинского района.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2000—2002 гг.) — поисково-теоретический — изучение научного знания по проблеме, определение исходных позиций исследования, уточнение его предмета, объекта и гипотезы.

Второй (2002—2004 гг.) — опытно-экспериментальный — конструирование процесса формирования эколого-ориентированного мировоззрения, выявление системы методов и средств, обеспечивающих его эффективность, проведение формирующего эксперимента.

Третий (2004—2005 гг.) — описательно-итоговый — анализ и обобщение результатов исследования, уточнение теоретических и методологических выводов, завершение научного обоснования основных положений исследования, оформление диссертации.

Структура диссертации. Диссертация (165 с.) состоит из введения (12 с), двух глав (гл. 1—82 с, гл. 2—44 с), заключения (5 с), библиографического списка литературы (225 наименований, из них 2 — на иностранном языке), 4 приложений. Текст диссертации сопровождается 3 таблицами, 3 рисунками.

Сущностные характеристики эколого-ориентированного мировоззрения

Экологическое образование становится предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и индивидуального отношения к природе указывается практически на всех международных форумах по проблемам среды. А многие из них посвящаются собственно экологическому образованию.

Концепция экологического образования представлена, в частности, в материалах «Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП» (Тбилиси, 1977 г.), была развита на Международном конгрессе «Тбилиси + 10» (Москва, 1987 г.). Она базируется на представлении о необходимости включения в общую систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы современной комплексной экологии.

Несмотря на определенные различия в подходах к реализации экологического образования, большинством специалистов признается необходимость включать рассмотрение экологических проблем практически во все учебные программы: от философии и социологии до географии и этики.

В дискуссиях, касающихся обновления экологического образования, в основном сделан акцент на «технологических» проблемах и практически не затронут мировоззренческий аспект формирования отношения к природе. Но результаты психолого-педагогических исследований свидетельствуют об отсутствии связи между уровнем знаний подростков об окружающей среде и сознательном, ответственном экофильном отношении к природе [192]. Более того, данные, полученные за последние годы, показывают, что положительно-нейтральное отношение к экологическим проблемам у подростков, в первую очередь у старшеклассников и студентов, преобладает над положительно-заинтересованным 151,152]. Непрагматические ценности имеют стабильно низкие показатели и среди них, такие как здоровье, экологическая обстановка, взаимоотношение с природой [4].

Тогда как для преодоления экологического кризиса необходимо партнерское отношение людей к окружающей их среде обитания, в том числе к живой природе. Для этого требуется, чтобы у человека имелась такая система представлений о мире, для которой характерны:

1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы,

2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком,

3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой [42].

Что должно проявляться в заботе каждого человека о: 1)сохранении благоприятной для всего живого окружающей среды, 2)охране природы во всем ее разнообразии и 3Устойчивости биосферы. И восприятие такого отношения населением (а не отдельными людьми) к природе и своей деятельности как морально-этической нормы.

Человек создает образ, модель окружающего мира в соответствии с возможностями своего сознания. Но влияние на природу идеологических установок общества, а также формирующихся в различных социально -природных условиях индивидуальных особенностей личности и их потребностей остается обычно вне внимания исследовательской проблемы «человек - природа». Одни из первых обратили внимание на эту проблему Р. К. Баландин, Л. Г. Бондарев [9]. Среда влияет на формирование мировоззрения человека в соответствии со своими особенностями. Характер окружающей человека природы за последние десятки тысячелетий во многом определялся преобразованиями, вносимыми человеком. Значит, в общественном сознании в той или иной форме запечатлены результаты преобразований природы, структура изменений биосферы. По принципу обратной связи мировоззрение человека входит составной частью в образ жизни и определяет ее особенности [9]. Следовательно, главная проблема, которую должно решить экологическое образование, - это помощь в формировании такого мировоззрения, без которого реализация принципов партнерского отношения к природе невозможна [111]. В ряду концептуальных положений современной системы экологического образования С. Н. Глазачев называет следующие: «цель экологического образования - взращивание экологического сознания, культуры общества и личности, коррекция... естественнонаучного мировоззрения, формирование нового, целостного мировоззрения, объективно отражающего место человека «посредине мира»; вся совокупность принципов экологического образования обогащается специфическими экологическими: экогуманизацией; обучающей, воспитывающей функцией природы; комплементарностью; интегративностью; опережающим, прогностическим характером образования; требованием мыслить и действовать глобально; включением природы в контекст культуры и образования и др.; область, поле, сфера экологического образования в учебном плане не может быть определена только учебным предметом или их совокупностью...» [36]. Сфера формирования и коррекции мировоззрения «может быть обозначена как экологическая культура... общества, страны - синтез истории опыта и традиций природосообразного поведения и деятельности населяющих ее народов. Мера гармонии, степень коэволюции общества и природы, суперэтноса и вмещающего его ландшафта - показатель зрелости цивилизации» [там же].

Модель процесса формирования эколого-ориентированного мировоззрения

Важнейшей задачей нашего исследования является обоснование модели педагогического процесса, направленного на формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения.

Несколько слов о структуре модели, ее характеристиках и возможностях использования.

В дидактических исследованиях моделирование может быть использовано для количественной (сравнительной и абсолютной) оценки эффективности планирования и организации учебного процесса в целом и учебных методов, приемов, форм обучения; для оценки применяемых дидактических материалов; для оценки эффективности используемых средств обучения; для оптимизации обучения и т.д.

Существенным достоинством моделирования является возможность корректирования учебного процесса до получения окончательных результатов.

Моделирование структуры учебного процесса позволяет анализировать учебно-познавательную деятельность и ее организацию на различных этапах обучения; при изучении различных предметов и установления взаимоотношений этих предметов, включая взаимосвязь обучения с развитием творчества и самостоятельности. Существенным является изучение структур таких важнейших компонентов учебного процесса, как контроль и сообщение знаний.

Модель учебного процесса должна содержать три важнейшие подсистемы: целей, функций и структуры. Целевой аспект модели указывает на структуру личности. Функциональный аспект раскрывает обобщенные характеристики, свойства, которыми должен обладать сам процесс обучения (прежде всего его содержание, формы и методы) как один из факторов развития личности. Структурный аспект характеризует организацию (предметный состав и последовательность этапов) обучения, систему связей с природой, благодаря чему достигается его эффективность в формировании эколого-ориентированного мировоззрения [178].

Основаниями для построения модели педагогического процесса по формированию эколого-ориентированного мировоззрения выступили: -деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); -личностно-ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.); -учет возрастных психологических особенностей подростков -подростков, учащихся 9-10-х классов (М. Кле, Э. Эриксон, В. С. Мерлин, B. М. Мясищев, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. В. Эльконин, И. С. Кон, Л. И. Божович, Л. С. Выгодского); -структура эколого-ориентированного мировоззрения и уровни сфомированности эколого-ориентированного мировоззрения, выделенные на этой основе [1.1]; -педагогические возможности социокультурного наследия калмыцкого этноса в формировании эколого-ориентированного мировоззрения подростков [1.2]. Формирование эколого-ориентированного мировоззрения предполагает возможность изменения личности школьника, а учебная деятельность «есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходит изменение в самом ученике. Это деятельность по самоизменению».

Именно в процессе деятельности подростки приобретают возможности познания значимости эколого-ориентированного мировоззрения, определяя его значимость для себя и других, важности экологической культуры. В основе теории деятельностного подхода заложены идеи Л. С. Выготского о том, «что личность в активной форме должна присваивать исторический опыт человечества, немаловажным элементом которого является культура». [31]

Личностно-ориентированный подход существует в современном Ц1 педагогическом образовании на двух уровнях - обыденном и научном. К первому педагоги относят представления о личностном подходе в образовании как об этико-гуманистическом феномене, связанным с идеями уважения личности ребенка, партнерстве, сотрудничестве, диалога, индивидуализации образования. Что касается научного представления о личностно-ориентированном образовании, то оно имеет разную концептуально-понятийную структуру в зависимости от того, в рамках какой науки эта концепция рассматривается.

В основе концепции личностно-ориентированного образования находится методологический принцип единства двух планов воздействия -внешнего (процессуального) и внутреннего (психологического). Исходным пунктом данной концепции являются представления о личности как о цели и факторе образовательного опыта во время обучения.

Личностно-ориентированное образование «это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса... Личностные функции в данном случае не характерологические качество, а те проявления человека, которые и реализуют феномен «быть личностью». [177]

Основной процессуальной характеристикой личностно ориентированного образования является учебная ситуация, которая актуализирует, делает востребованными личностные функции обучаемых. Триада «задача-диалог-игра» образует базовый технологический комплекс личностно-ориентированного подхода. [178]

Педагогические факторы формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения

Теория исследования проблемы формирования эколого-ориентированного мировоззрения, методологический и содержательный анализ его сущности, предпринятый в первой главе данной работы, необходим для проработки собственно педагогического аспекта исследования: выявления факторов, способствующих формированию у подростков эколого-ориентированного мировоззрения в процессе учебной деятельности.

Изучению факторов развития мировоззрения личности уделяется большое внимание в психолого-педагогических трудах таких исследователей как Е. В. Дмитриева, А. Л. Жохов, Э. И. Моносзон, Р. М. Рогова, Г. И. Школьник.

В широком смысле слова, под факторами понимается причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты [73].

В современной педагогической литературе существует термин «педагогический фактор», который часто используется как синоним понятия «педагогические условия». Анализ же определений понятий «фактор» и «условие» позволяет предположить, что основной педагогический смысл категории «фактор» в том, что она обозначает движущие силы какого-либо педагогического процесса. «При реализации определенных факторов в педагогическом процессе всегда имеет место определенная закономерность изменения направления и характера деятельности преподавания и учения, и в итоге, результатов учебного процесса» [188, с. 87]. Педагогические условия «представляют собой сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые либо способствуют, либо противодействуют проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов» [там же].

Так, В. С. Ильин отмечает, что «педагогические факторы выступают как источник развития личностных свойств, как причина, непосредственно вызывающая следствие, педагогические же условия развития личности усиливают или ослабляют действие факторов» [74]. При этом к педагогическим факторам автор относит: содержание обучения, методы, формы и приемы его организации.

Среди педагогических условий выделяет внешние и внутренние. Внешние условия выступают как обстоятельства, среда, в которой совершается подготовка подростков (отношения учителя и учащихся, отношения в коллективе); внутренние условия коренятся в психической деятельности каждого подростка (направленность его личности, способности и другие психолого-возрастные особенности подростка).

В исследованиях отечественных психологов и педагогов при обсуждении факторов, условий развития личностных качеств в педагогическом процессе выделяют межличностные отношения, влияние содержания и организации учебно-воспитательного процесса, личностные особенности учащихся и т.п.

Опираясь на исследования И. С. Лаптевой [93] в качестве основных условий формирования эколого-ориентированного мировоззрения в процессе учебной деятельности используем следующие:

доверие и сотрудничество. Доверительные отношения не ущемляют чувство взрослости подростков, позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры и на мировоззрение в целом. активность. Большинство оценок и суждений об экологических проблемах, ситуациях должны исходить по возможности не от педагога, а от самих подростков. Поскольку значимость для подростка собственных оценочных суждений и сформулированных ценностных определений неизмеримо выше привносимых извне.

диалогичность. Продуктивная эколого-воспитательная работа педагога возможна лишь в ситуации диалога. Диалог не только последовательный обмен информацией, суждениями, оценками между людьми, не просто их контакт на уровне речевых высказываний. Диалог - это форма межличностного общения, при которой общающиеся воспринимаются как равные собеседники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ восприятия экологической проблемы, экологической ситуации. Диалог невозможен без заинтересованного отношения собеседников друг к другу, готовности каждого представить и понять проблемы другого, без взаимного принятия.

самостоятельность. Выбор и постановка задач самовоспитания должны переживаться подростком как его собственное желание и действия, лишь совершаемые с помощью педагога. Именно такая модель работы с подростком эффективна. Собственные выбор и решения - гарантия того, что подросток будет им следовать и не откажется при первой же трудности.

эмоциональность. Желательно проводить занятия в специально оформленном помещении (классе), где много комнатных растений, есть цветочные композиции, на стенах картины или репродукции с видами природы, животных и т.п. Особую актуальность приобретает воздействие объектов природы на чувственную сферу подростков, поэтому наиболее эффективны уроки, проводимые учителем на природе, когда природа выступает «кабинетом» для проведения эколого 100 ориентированных уроков различной тематики. Помимо этого важно, чтобы научная информация, знания преподносились в такой форме, таким способом, чтобы вызвать катализирующую интерес эмоциональную реакцию - удивление, восхищение, недоумение и т.п. Анализ литературных источников по данной проблеме позволил выявить факторы, обеспечивающие эффективное формирование эколого ориентированного мировоззрения. Процесс формирования эколого-ориентированного мировоззрения у подростков необходимо рассматривать как взаимодействие внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами являются: потребностно-мотивационная сфера личности подростка, ее ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором для учащихся выступает процесс учебной деятельности.

В научной литературе отмечается, что содержание учебного предмета заключает в себе объективные возможности побуждения познавательных и др. потребностей и мотивов, формирования новых стереотипов жизни и деятельности, переосмысления ценностного арсенала, взглядов, убеждений, потребностей личности. Н. Г. Осухова пишет, что «целенаправленный отбор содержания, обращенность его к личности подростка, четкая, предусматривающая постепенное усложнение отобранного материала логика нравственного просвещения на уроках - необходимые условия работы по формированию нравственно - ценностной мотивации» [138, С.75]. В равной мере, исходя из структуры мировоззрения, это относится и к формированию эколого-ориентированного мировоззрения у подростков в процессе учебной деятельности.

Система формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения

Выводы, полученные на этапе теоретического анализа проблемы формирования у подростков эколого-ориентированного мировоззрения, во многом носят гипотетический характер и нуждаются в уточнении и корректировке. Это требует организации собственного целостного процесса, т.е. необходим педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент нами рассматривается как более совершенный, организованный на научной основе, учебно-воспитательный процесс, в котором, благодаря комплексу воздействий, создаются благоприятные условия для ускорения развития личности [87].

Опираясь на теорию целостного подхода [72; 172; 176], процесс формирования эколого-ориентированного мировоззрения мы рассматриваем как развитие его составляющих, отличающихся по характеру влияния на формирование мировоззрение [71]. Каждая из этих составляющих целостного процесса (его этапы, стадии) имеет единую структурную организацию, включающую: изучение исходного состояния и постановку целей формирования, отбор средств и построение их системы, организацию деятельности подростка на основе данной системы средств, получение итогов как результата преломления этой деятельности через внешние и внутренние условия, анализ итогов с точки зрения реализации целей и постановка новых задач. Следовательно, чтобы приступить к организации процесса формирования эколого-ориентированного мировоззрения, необходимо изучить его исходное состояние вначале эксперимента.

Прежде чем приступить к организации процесса формирования эколого-ориентированного мировоззрения у подростков, необходимо было изучить его исходное состояние в начале эксперимента, и предоставить возможность для последующего прослеживания возможной динамики процесса. Нами были составлены две валидные выборки из учащихся 9-х классов средних школ.

Использование диагностических методик позволило выделить в эксперименте несколько групп подростков с различным уровнем развития эколого-ориентированного мировоззрения. Результаты по группам в одной выборке коррелируют с результатами второй, получено значимое число коэффициента корреляции. Поэтому, считаем корректным, одну выборку сделать экспериментальной вторую контрольной, провести с формирующий эксперимент с первой группой, в конце нашего исследования изучить состояние эколого-ориентированного мировоззрения обеих групп и сравнить результаты.

Уровни развития эколого-ориентированного мировоззрения к началу экспериментальной работы отражены в рисунке № 1.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в начале эксперимента большинство подростков, участвующих в нем, характеризуются низким уровнем развития интереса к экологическим проблемам, который в свою очередь аморфен и непостоянен. Отсутствует потребность к проявлению экологических убеждений, практических умений к решению экологических задач, проблем в ситуациях выбора экологически целесообразного решения. Ученики не осознают социальной и планетарной значимости экологической культуры, партнерских взаимоотношений с природой. Учитывая исходную модель формирования эколого-ориентированного мировоззрения, а также особенности структуры эколого-ориентированного мировоззрения, мы посчитали целесообразным представить процесс формирования эколого-ориентированного мировоззрения в виде следующей системы, состоящей из взаимно дополняющих компонентов, которые кратко можно охарактеризовать следующим образом:

1-й компонент — С помощью данного компонента формируется положительное отношение и интерес к вопросам экологии, к экологическим проблемам, происходит осознание социальной и личностной значимости изучения и использования способов партнерских взаимоотношений с природой, т.е. развивается перцептивно-аффективный компонент эколого-ориентированного мировоззрения [1.3].

Задачами первого компонента системы формирования эколого-ориентированного мировоззрения является перевод уровня экологической культуры на более высокий с помощью эмоциональных переживаний. Когда через познание народных традиций возникает эмоциональное переживание и возбужденность — ценностные аспекты приобретают личностный смысл, актуализируется чувство собственной причастности к природе, причастности к решению глобальных проблем экологии, осознание собственного несовершенства переводится в эмоциональное состояние — состояние сомнения и поиска смыслов. Формирование эмоциональной значимости, по мнению исследователей эффективно в случае использования педагогических средств, учитывающих возрастные, индивидуальные и психологические особенности, склонности и потребности ребенка. При этом мы учитывали важность формирования эколого-ориентированного мировоззрения учащихся к природе через интерес к народным традициям, привить любовь и уважение к природе, возможность осознания себя ее частью, выработать собственное отношение к происходящему.

2-й компонент - должен обеспечить ликвидацию значительного разброса в уровнях знаний у большинства подростков, обеспечить их адекватной научной информацией. Предполагает формирование устойчивой мотивации к овладению экологическими знаниями и навыками партнерского взаимоотношения с природой, стойкий интерес к экологическим проблемам, получению знаний о них, путях решения; убежденность в том, что эколого-ориентированное мировоззрение является важным условием для самосовершенствования подростков, совершенствования окружающей их действительности, формируется стремление к самообразованию в области экологии, самооценке и коррекции жизнедеятельности с позиции гуманного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов и т.д. — развитие когнитивного компонента эколого-ориентированного мировоззрения [1.3J.

С помощью второго компонента важно включить учащихся в активную познавательную деятельность, через интерес к традиционным способам взаимоотношения с природой, социокультурным особенностям жизнедеятельности этноса. Научить стремиться овладевать навыками поведения в природе, проявлять интерес к получению знаний о природе, к экологическим проблемам. Формирование познавательного интереса, по мнению исследователей особенно эффективно в случае использования педагогических возможностей социокультурного наследия этноса, учитывающих возрастные, индивидуальные и психологические особенности, склонности и потребности ребенка.

Похожие диссертации на Формирование у подростков эколого-ориентированного мировоззрения