Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца Титова Наталья Ивановна

Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца
<
Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Титова Наталья Ивановна. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Смоленск, 2001 212 c. РГБ ОД, 61:02-13/590-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Идеи гуманистического воспитания и творческий путь А.В.Запорожца

1.1. История развития гуманистических идей в педагогике 11

1.2. Творческий путь А. В. Запорожца 34

1.3. Обзор исследований психолого - педагогического наследия А.В.Запорожца 53

ГЛАВА 2. Характеристика концептуальных положений А.В.Запорожца о воспитании

2.1. Психологические и педагогические позиции А.В.Запорожца 64

2.2. Гуманистические ценности воспитания 83

2.3. Принципы и методы воспитания 124

2.4. А.В. Запорожец о роли личности педагога в воспитании детей 152

2.5. Изучение научного наследия А.В.Запорожца как средство формирования гуманистически ориентированных педагогов - воспитателей 160

Заключение 177

Список литературы 182

Приложения 200

Введение к работе

Гуманистическая традиция никогда не угасала в культуре человечества и сохранялась философской мыслью в течение многих веков. На всем протяжении своего существования она обогащалась идеями личности как высшей ценности и ее развития, пониманием самоценности различных периодов жизни человека, необходимостью раскрытия его внутреннего потенциала. Осознание человека как уникального явления, утверждение приоритета целостности его внутреннего мира, осмысление его роли в своей жизни, актуализация сущностных сил и творческого начала, создание оптимальных условий для раскрытия способностей, саморазвития и самореализации в гармонии с собой и обществом с самого раннего детства определяет сегодня смысл педагогической деятельности.

В «Национальной доктрине образования в РФ», определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования, подчеркивается важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов (151 .С.З).

Успешное решение социальных, экономических, культурных вопросов применительно к особенностям времени требует развития новых качеств и свойств воспитательной теории и практики, ориентированной на гуманистические ценности. Существенную помощь в этом призвано оказать изучение творческого наследия виднейших представителей педагогической и психологической науки, к которым относится Александр Владимирович Запорожец (1905 - 1981гг.), основоположник системы дошкольного воспитания в нашей стране.

Изучению различных аспектов психолого - педагогического наследия ученого посвящены работы Д.М.Арановской, Л.А.Венгер, Е.В. Заики, В.П.Зинченко, Г.Г.Кравцова, Е.Е.Кравцовой, Л.Ф.Обуховой, Л.А.Парамоновой, Н.Н.Поддьякова, Л.П.Стрелковой. Велика роль В.В.Давыдова, В.П.Зинченко,

4 Д.И.Фельдштейна, А.Г.Асмолова в подготовке и издании психологических трудов А.В.Запорожца, статей о его деятельности и педагогических взглядах.

Осмысление зарубежной и отечественной традиции гуманистического воспитания предполагает концентрацию исследовательского взгляда на изучении механизмов и закономерностей физиологического, психического, интеллектуального, личностного, творческого, профессионального и социального роста человека на различных возрастных ступенях своего развития. Учет этих закономерностей необходим при разработке путей и способов гуманизации образования в быстро меняющихся условиях современной социальной практики.

Для понимания сущности гуманистической направленности воспитания представляют ценность работы Ш.А.Амонашвили, М. В.Богуславского, Е.В.Бондаревской, О.С.Газмана, В.А.Караковского, С.А.Козловой,

Г.Б.Корнетова, В.М.Коротова, И.А.Колесниковой, В.Я.Лыковой, А.В.Мудрика, Н.Д.Никандрова, П.И.Пидкасистого, В.В.Серикова, Т.В.Тарунтаевой, И.И.Фролова, Е.Н.Шиянова и др.

Гуманистический потенциал несут педагогические и психологические принципы, утверждаемые российскими психологами Б.С.Братусь, В.П.Зинченко, В.Т.Кудрявцевым, С.Л.Новоселовой, Т.А.Репиной, Н.Н.Поддьяковым, В.Э.Чудновским, И.С.Якиманской и др.

Общественная и научная деятельность А.В.Запорожца была посвящена изучению вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, его закономерностей, противоречий, движущих сил и условий. Раскрытие сущности указанных положений позволило ученому утверждать, что главной ценностью в педагогическом процессе является ребенок. Обеспечение его полноценного, гармоничного развития возможно лишь при условии глубокого познания законов его развития.

А.В.Запорожец сформулировал и развил теорию максимального обогащения содержания, форм и методов специфически детских видов игровой, практической, изобразительной деятельности и общения детей как необходимое

5 условие разностороннего воспитания ребенка, фактор его свободного развития, поиска и самоопределения. Именно в детстве как самоценном периоде жизни человека, утверждал ученый, богатство возможностей открывает для ребенка свободу широкого выбора разнообразных видов деятельности, в которых у него появляется шанс найти те, которые близки его способностям и задаткам.

Исследования А.В.Запорожца в общей, экспериментальной, медицинской, возрастной и детской психологии во многом послужили основанием его педагогических концепций. Научная проницательность, фундаментальность идей, оригинальность и разнообразие экспериментальных замыслов, мастерство их реализации, глубина теоретического содержания и смысла сделанных им обобщений представляют огромный интерес для рассмотрения их с педагогической точки зрения.

Методологические и теоретические основы воспитания, выработанные в научном наследии А.В.Запорожца, его организаторская деятельность по строительству системы дошкольного воспитания, сыграли основополагающую роль в становлении общественного дошкольного воспитания в нашей стране, стали направляющими в его развитии и создании дошкольной педагогики. На основе обобщения результатов исследования в области воспитания и развития ребенка и анализа практического опыта воспитательно-образовательной работы детских дошкольных учреждений он наметил пути разрешения возникающих перед дошкольным воспитанием проблем, определил стратегию его дальнейшего развития.

В многочисленных статьях и выступлениях он показал, что современные психологические и педагогические исследования вскрывают большие потенциальные возможности детей дошкольного возраста, не используемые полностью в дошкольном воспитании. В научных трудах разных лет А.В. Запорожец касался проблем практически всех видов воспитания: нравственного, эстетического, физического. Под его руководством разработана научно обоснованная система, воспитания детей раннего возраста. «Дошкольное детство, судьба ребенка, его воспитание, формирование и развитие, счастливое детство миллионов детей были стержнем не только научных, но и жизненных личностных интересов этого замечательного человека - гуманиста и гражданина» (102.С.8).

Актуальность взглядов А.В.Запорожца с точки зрения современной гуманистической парадигмы, недостаточная изученность идей ученого с педагогических позиций обусловливают необходимость глубокого анализа положений его психолого - педагогического наследия, в связи с чем был сделан выбор темы исследования «Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А.В.Запорожца».

Объект исследования - научное наследие А.В.Запорожца,

Предмет исследования - гуманистические основы воспитания в психолого-педагогическом наследии А.В.Запорожца.

Цель исследования - научное обоснование концепции гуманистического воспитания в научном наследии А.В.Запорожца, определение значения основных положений его теории для современной практики воспитания.

Задачи исследования:

На основе анализа научного наследия А.В.Запорожца раскрыть сущность его концептуальных положений о воспитании детей.

Выявить и научно обосновать гуманистические основы воспитания.

Определить актуальные идеи и положения научного наследия А.В.Запорожца, которые могут быть использованы в теории и практике современного воспитания детей.

Разработать для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей школ методические рекомендации по изучению гуманистических идей А.В.Запорожца.

Мы исходили из предположения о том, что изучение и анализ основных положений о воспитании, разработанных А.В.Запорожцем, и их соотнесение с современными тенденциями развития педагогической науки и практики будут способствовать глубокому осмыслению гуманистических традиций

7 отечественной педагогики, формированию гуманистической ориентации воспитателя и учителя.

Методологическую основу исследования составляют положения о единстве исторического и логического в педагогическом познании; о воспитании как общечеловеческой ценности; о присущей мировому педагогическому процессу тенденции развития в гуманистическом направлении, о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации.

Методы исследования: теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы, систематизация, сопоставление, классификация, обобщение фактов и явлений; беседа, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.

Источниковедческую базу исследования составили труды А.В.Запорожца; материалы научного архива Российской Академии образования; современные публикации, диссертационные работы по вопросам гуманизации воспитания; исследования различных аспектов педагогического наследия А.В.Запорожца.

Базой для опытно - экспериментальной работы по внедрению спецсеминара, посвященного изучению психолого - педагогического наследия А.В.Запорожца, явились прогимназия «Полянка» и детское дошкольное образовательное учреждение №3 г.Смоленска.

Этапы исследования:

На первом этапе /1997-1998 гг./ изучалась научная литература по проблеме исследования, архивные материалы; определялись исходные теоретические позиции.

На втором этапе /1998-1999 гг./ осуществлялся анализ педагогического наследия А.В.Запорожца в соотношении с современными тенденциями развития воспитания в гуманистическом направлении.

На третьем этапе /1999-2000 гг./ анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались экспериментальные данные, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации. Разрабатывались и

8 внедрялись научно - методические рекомендации по использованию гуманистических идей А.В.Запорожца в современной педагогической практике.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые целостно представлено учение А.В.Запорожца о воспитании; раскрыты гуманистические основы воспитания в научном наследии А.В.Запорожца; выявлены и сформулированы принципы, методы и гуманистические ценности воспитания; систематизированы закономерности воспитания, развития, становления личности ребенка в психолого — педагогическом наследии ученого; обосновано соответствие гуманистических положений теории воспитания А.В.Запорожца с современными тенденциями развития воспитания в направлении гуманизма.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении и конкретизации понятия «гуманистические основы воспитания»; выделении критериев гуманистического воспитания и установлении их соответствия с гуманистическими положениями теории воспитания А.В.Запорожца-

Практическая значимость исследования: разработана программа спецсеминара по изучению педагогических идей А.В.Запорожца и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей школ, которые могут быть использованы в подготовке специалистов в педвузах и педколледжах, а так же в процессе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, привлечением широкого круга документальных, архивных источников, апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся:

Концептуальные положения А.В.Запорожца, определяющие гуманистические основы воспитания;

Принципы, методы и гуманистические ценности воспитания в психолого -педагогическом наследии А.В.Запорожца;

9 Научно обоснованная программа спецсеминара по использованию педагогического наследия А.В.Запорожца в современной практике воспитания.

Апробация результатов исследования: материалы диссертации докладывались на заседании кафедр педагогики и дошкольной педагогики Смоленского государственного педагогического университета, на Международных научно - практических конференциях (Смоленск 1997г., 1998г., 1999г., Одесса 2000г., Москва 2000г.), на Всероссийской конференции (Санкт -Петербург 1998г.), перед педагогическими коллективами дошкольных образовательных учреждений г, Смоленска. Материалы исследования составили основу для разработки программы спецсеминара, посвященного изучению педагогического наследия А.В.Запорожца.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Идеи гуманистического воспитания и творческий путь А.В.Запорожца» - дан ретроспективный анализ развития гуманистической педагогики, прослежены взгляды современных ученых по вопросам гуманизации воспитания и образования, выделены критерии гуманистических основ воспитания, рассмотрен творческий путь А.В.Запорожца, освещены истоки его педагогического мировоззрения, представлен обзор исследований его психолого - педагогического наследия.

Во второй главе — «Характеристика концептуальных положении А.В.Запорожца о воспитании детей» - рассмотрены психологические и общепедагогические позиции А.В.Запорожца о воспитании, принципы, методы и ценностные основания его теории; раскрыт вопрос об изучении педагогического

10 наследия А.В.Запорожца как средства формирования гуманистической ориентации педагогов - практиков.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшей разработки.

История развития гуманистических идей в педагогике

В совокупном педагогическом опыте человечества, отражающем гуманистическую позицию, базовой мыслью является провозглашение уникальности и непреходящей ценности человека. С того самого момента, «когда возникает человек, как существо, противостоящее бездуховному началу, неодухотворенной природе, человек, как предпосылка развертывания его собственных сущностных сил», возникают гуманные мысли о его высшем предназначении и о том, что сам человек является конечной целью своей собственной творческой деятельности (173.С.17). Эта идея существовала в разные эпохи и у разных народов в своем особенном содержании и всегда была включена в системы разных идеологических воззрений, соответствующих тем или иным социальным структурам, она сквозной нитью проходит через всю историю человеческого общества и степень ее зрелости и развития в значительной мере определяет то, что мы назывем человеческой культурой, прогрессом и цивилизацией.

Всеми осознаваемое в настоящее время кризисное состояние общества порождено многими причинами, одна из которых заключается в том, что человек все еще остается не субъектом, а объектом воздействия государства, социальной среды, школы.

Сегодня требуется разработка проблематики и понятийной системы, соответствующей объяснению сущности человека в сложных условиях современного существования. Систематическая теоретическая разработка этой проблемы - не просто второстепенная операция, цель которой извлечение текстов или наиболее выразительных цитат и их последующее истолкование и организация в логическом порядке. Это единственное средство преодоления той стадии гуманизма, когда он находится под бременем красивых слов, восхвалений, но теоретически не обосновывается. Это преодоление предполагает выяснение содержания понятия «гуманизм» и его проблематики (115. С. 113).

Рассмотрим, как менялось содержание этого понятия на протяжении веков, какие сферы общественной жизни оно завоевывало, что нового вносилось в его трактовку, в чем заключалась его сущность.

Гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) в широком смысле - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле гуманизм — культурное движение эпохи Возрождения (52).

С точки зрения этики гуманизм — это принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию; необходимость свободы, защиты достоинства личности; идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества (204).

Идеи гуманизма имеют длительную историю. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, в нравственно -философских и религиозных концепциях различных народов, начиная с глубокой древности.

Первый яркий опыт гуманизма явила миру античная философия. Ее главной целью было познание законов бытия человека, развития природы и высшего начала независимо от религиозного откровения.

С самых первых шагов философы отказались от служения только практическим нуждам и поставили на первое место бескорыстную жажду истины. Для чего живет и как должен жить человек? Существует ли истина или она мираж? Сократ первый из античных философов искал ее не в природе, а в человеке, не в космосе, а в недрах человеческого духа. Он учил: «Познай себя», обратись к себе, своему разуму, и он научит тебя мужеству, покажет необходимость воздержания, умеренности, правдивости.

В качестве главной цели воспитания он выдвигал освобождение человеческого интеллекта от негативных внешних влияний и создание гармоничного единства жизненных потребностей и способностей личности, стимулом развития которой является интерес к знаниям. Наиболее эффективным методом воспитания он признавал убеждение, а не насилие. Сократ говорил, «ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого, и старого, и молодого заботиться, прежде всего, не о теле и не о деньгах, а о душе, чтобы она была как можно лучше» (5).

Мысли Сократа - первые ростки гуманизма, провозглашающие силу и благо человека в его нравственном качестве, в его способности самостоятельно решать свою судьбу.

Платон утверждал, что внутреннее преобразование личности неотделимо от социального переустройства. Он считал, что государственный порядок есть воплощение морального состояния граждан, а сами нравственные принципы коренятся в человеческом добре, которое должно определять жизнь человека, Поэтому, по - мнению Платона, воспитание должно заключаться в непрерывном стремлении укреплять доброе начало в душе. В связи с этим он придавал особое значение изучению философии, ведущей к познанию добра и красоты. «Можно или нельзя научиться мудрости? Ей можно научиться. Она делает человека блаженным и счастливым». (5). Главная задача педагогики — передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души.

В Риме под гуманизмом понимали идеал греческого образования, образ мысли, достойный человеческой жизни. Содержанием гуманизма было воспитание людей (знатных римлян) через образование по греческому образцу. Цицерон часто обозначал словом гуманизм «высшее образование», духовную культуру. Он выкладывал из мозаики принципов облик гармонической человеческой совместимости. «Доброта порождается добротой»,- утверждал Цицерон, «мы обязаны уважать, защищать и поддерживать узы единения и братства, существующие между всеми представителями рода человеческого» (224.С.І92).

Во времена Римской империи, особенно благодаря стоикам, все больше гуманизм приобретает значение разумного человеческого поведения по отношению к другим людям, независимо от уровня образования. Поэтому формула Геллия гласит: «Гуманизм в Древней Греции - воспитание, гуманизм в Римской империи — дружелюбие к человеку».

Не одоленные временем слова философа Хилона «Познай самого себя», высеченные на фронтоне Дельфийского храма Аполлона, стали символом античной эпохи и вечным тезисом для философов всех поколений.

С этого времени изучение человеческой души, человеческих стремлений и идеалов, духовно - нравственного опыта становится целью философских учений. Деятели культуры всех времен постоянно обращаются к античной философии как источнику гуманистических ценностей. Пройдет двадцать пять веков и Г.Гегель повторит: «Высшая абсолютная цель мирового духа - возврат к самому себе. Все, что совершается, что происходит во времени, стремится лишь к тому, чтобы дух познал себя, сделал себя самого предметом, нашел себя. Высшее достижение для духа заключается в том, чтобы познать себя» (5). Античная философия внесла огромный вклад в становление гуманистической традиции западной педагогики, впервые пытаясь поставить, теоретически обосновать и практически решить проблему обучения человека исключительно ради него самого, его жизненного успеха (125.С.40).

Творческий путь А. В. Запорожца

Александр Владимирович Запорожец - известный отечественный психолог, посвятивший плодотворную научную деятельность изучению кардинальных проблем психологии. Его научная биография неотделима от истории психологической науки в нашей стране. В.П. Зинченко, ученик и единомышленник А.В. Запорожца, отмечал, что «жизненный путь и научная биография его учителя заслуживает монографического описания» (110.С.81).

Тем не менее, до сих пор не предпринималось попыток целостного исследования научного наследия А.В. Запорожца с позиции его педагогической значимости, хотя актуальность отдельных идей и подходов ученого к решению проблем педагогики отмечалась исследователями.

Попытаемся на основе имеющихся данных, а так же воспоминаний самого Александра Владимировича, проанализировать формирование его педагогических идей, которые имели широкий выход в практику воспитания дошкольников.

В театре Леся Курбаса. А.В. Запорожец родился 12 сентября в 1905 году в семье школьной учительницы и инженера. Детство и юность А.В. Запорожца прошли в Киеве. Этот период юношества известен нам лишь по воспоминаниям самого А.В.Запорожца, написанным за три месяца до смерти, по просьбе украинского режиссера и исследователя театра А.С.Танюка. Александр Владимирович поделился воспоминаниями о своем ученичестве и работе в театре Леся (Александра Степановича) Курбаса, основоположника нового направления в театральном искусстве. Из этого очерка следует, что интерес к научному познанию внутреннего мира человека, к исследованию процесса становления его личностных качеств возник у Александра Владимировича именно тогда, когда он в юные годы был учеником Л.Курбаса.

Интерес к этой сфере жизни привел А.В.Запорожца в Музыкально — драматический институт им. Н.В.Лысенко на факультет русской драмы.

Желание поступить было настолько сильным, что отцу пришлось просить за сына, чем был потрясён декан факультета В.В.Сладкопевцев, редкий родитель просит, чтобы сына приняли в актёры, а не наоборот. О своём поступлении в институт сам А.В.Запорожец вспоминал с некоторым снисхождением, с улыбкой, говоря о неадекватных притязаниях и эмоциональной неуравновешенности, свойственной юности.

Тем не менее, в этом страстном стремлении стать студентом Музыкально-драматического института, вырисовывались черты незаурядной личности, которая, ставя перед собой цели, добивается их осуществления. Что же поддерживало столь стойкий интерес к театру в 15- летнем юноше в те голодные 20-ые годы? Что заставляло, по словам самого А. В. Запорожца, знать наизусть весь украинский и русский репертуар театра, увлекаться Мейерхольдом, спорить о новом искусстве, слушать лекции П.Тычина, К.М. и И.М.Миклашевских? Именно тогда стал возникать, возможно, еще неосознанно, интерес к человеческой сущности, к природе человеческих чувств, к средствам их выражения. Позже А.В.Запорожец назовет это тем, «что постигалось им интуитивно» (102.С.34.).

Тем не менее, мы должны отметить, что уже тогда будущего ученого интересовало не только содержание изучаемого, но и форма преподнесения, интересное, талантливое воплощение в театральной педагогике идеи воспитания молодого актера, высказанной впервые Ф.Шиллером, о родстве детской игры и искусства, о генетических связях театрального перевоплощения с символикой сюжетно-ролевого действия ребёнка (102.С.26).

А.В, Запорожец стал страстным приверженцем педагогической системы и театрального мастерства своего учителя, которого он мог сравнить с такими великими мастерами и преобразователями мирового театрального искусства, как К.С.Станиславский, Гордон Крег, В.Э.Мейерхольд, Е.Б.Вахтангов или С.М.Эйзенштейн (102.С.35.).

Вспоминая эти годы и уроки своего первого учителя А.В.Запорожец писал о том, что А.С.Курбас ставил перед молодыми актерами задачу овладения сценическим поведением и эмоциями в терминах преобразования или превращения собственных движений.

В те годы начинали закладываться основы значительно позднее оформившегося понимания режиссуры как практической психологии, предметом которой выступало действие, представляющее собой материал актерского искусства. Безусловно, причастность к воплощению столь революционных идей в искусстве не могла не сказаться на дальнейшей деятельности А.В. Запорожца.

Думается, что влияние А.С.Курбаса непосредственно на личность будущего психолога было значительно важнее и многогранней, чем просто влияние на последующий выбор деятельности будущего ученого. Вспоминая учителя, сыгравшего решающую роль в формировании его мировоззрения и в духовном развитии, А.В.Запорожец отмечал, что «такие уроки имеют громадное значение особенно для молодого человека, независимо от того, какой жизненный путь он впоследствии изберет, пойдет ли он по стезе науки или искусства» (102.С.35). А.С.Курбас оказал огромное влияние как человек, незаурядный и талантливый. Он учил, прежде всего, своим поразительным трудолюбием, преданностью высоким нравственным и эстетическим идеалам, непреклонной волей и мужеством. Именно эти личностные качества, в высшей степени присущие и Александру Владимировичу, по словам его учеников и соратников, помогали ему на протяжении долгих лет работать в психологии, которая продолжительное время была гонимой наукой.

Неоценимое влияние на А.В.Запорожца оказал А.С.Курбас как педагог, в центре внимания которого была человеческая личность, сочетающая в себе высокоразвитые физические, нравственные, интеллектуальные качества. А.С.Курбас стремился воспитать не просто актера, а актера, способного отобразить духовный мир личности, ее связи и взаимоотношения с окружающими людьми, а для этого актёра надо воспитывать свободным и раскованным человеком, импровизатором, сочинителем и автором в одном лице, что возможно осуществить лишь с самого раннего детства, с младенчества. По мнению А.С.Курбаса, детство само по себе - игра, «театр для себя», преображение личности. Многие, кто общался с А.С.Курбасом в то время, удивлялись его трепетному, совершенно нестандартному, несвойственному тому времени, отношению к детству, к человеческой природе.

Гораздо позже, рассуждая о роли воспитателя, Александр Владимирович напишет, что это должна быть необыкновенно привлекательная, цельная личность, «живой образец», наглядная модель нравственности, которая учит ребенка своим собственным примером отношения к людям, своему долгу, семье. Безусловно, А.С.Курбас оказал неоценимое влияние на формирование педагогического мировоззрения будущего ученого, предвосхитив его исследования в области произвольных движений, общих закономерностей психического развития ребенка, структуры его личности, источников и предпосылок ее развития.

А.В.Запорожец писал, что «Курбас идеей создания философского театра, утверждением того, что творчество актёра и режиссёра должно строиться не на голой интуиции, а на сознательном отношении к изображаемым событиям, на глубоком понимании их внутреннего смысла, побудил в нем, сам того не подозревая, интерес к психологии, к научному познанию внутреннего мира человека, к исследованию законов возникновения его мыслей и эмоциональных переживаний, процесса становления его личностных качеств» (102.С,34). Обнаружилось, что, несмотря на глубокое различие его предшествующей научной деятельности, между ними существует какая-то внутренняя связь и то, что раньше постигалось интуитивно, теперь должно стать предметом объективного и экспериментального изучения, концептуального осмысления.

Всё это побудило А.В.Запорожца, в конце концов, уйти из театра, поступить во 2-ой МГУ и заняться изучением психологии.

Харьковский период (1923-1941гг.) «Допсихологическое» прошлое, выражаясь словами В.П.Зинченко, было вполне «психологическим», так как А.В.Запорожец пришел в науку с уже сложившейся программой психологических исследований и стратегией ее реализации (110.С.80).

В этот период, будучи студентом, он входил в группу молодых исследователей - психологов, которыми руководил известнейший ученый Л.С.Выготский. Через всю жизнь он пронес любовь и уважение к своему учителю. Научные идеи Л.С.Выготского легли в основу его исследований, послужили исходным пунктом для построения собственной теории психического развития ребенка (34.С.42). Но столь же верно, подчеркивает В.П.Зинченко, что программа А.В.Запорожца обогатила культурно - историческую теорию Л.С.Выготского и психологическую теорию деятельности А.Н.Леонтьева. Более того, она прочертила для них новую перспективную линию развития, или зону ближайшего развития, в которой находится психическое действие (110). Проблемы, которые ставились, дискутировались и решались в этот период среди ученых - психологов стали на долгие годы ориентирами в развитии психологии. Не случайно, отмечает А.А.Леонтьев, что «научная история харьковской группы еще не написана. Лишь ничтожная часть выполненных ею исследований доступна сегодня в виде публикаций» (134.С.11). В эти годы А.В.Запорожец проводит первые фундаментальные исследования, выдвинувшие его в ряд ведущих ученых в области изучения детства. Вместе с А.Н.Леонтьевым он сформулировал широко известную ныне гипотезу о происхождении психики и возникновении чувствительности, смыслом которой явилось положение о том, что возникновение чувствительности, появление ориентировочной реакции возможны лишь в поисковой ситуации при условии активного действия.

Психологические и педагогические позиции А.В.Запорожца

Осмысливая специфику дошкольного детства и изменений, происходящих в этом возрасте, А.В.Запорожец отмечал, что вопросы теории и практики воспитания решаются наиболее успешно в ходе раскрытия диалектических процессов психического развития, строящихся на основе законов общественного развития и достоверных, научных знаний о человеке.

На базе диалектики, выполняющей теоретические, методологические, мировоззренческие функции, существуют объективные законы, выражающие устойчивые, существенные, повторяющиеся связи между явлениями. Сознательное применение диалектики, с точки зрения философии, позволяет вскрыть действительные закономерности и движущие силы развития, дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость и изменчивость, научно предвидеть грядущее и находить реальные способы его созидания (220.С.158).

В процессе общественного взаимодействия возникают важные тенденции, определяющие характер требования к человеку, его образованию и воспитанию. «Закон на этом уровне можно определить как проявление устойчивых тенденций - требований, оказывающих существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов» (220.С.73). Выведение законов общественного развития, в том числе и педагогических законов, свидетельствует о том, что «люди сами творят свою историю при материальных и духовных предпосылках, унаследованных от предшествующих поколений, и определенных обстоятельствах» (220.С Л 89).

Попытка выявить и сформулировать объективные законы и закономерности воспитания, развития, становления и видоизменения личности, имеющие отражение в психолого - педагогическом наследии А.В.Запорожца, представляется нам чрезвычайно актуальной. Идеи ученого, с нашей точки зрения, созвучны современным проблемам педагогической науки, требующей законосообразного построения и содержательного наполнения (17.С.40).

Согласно мнению А. В. Запорожца, решение педагогических задач необходимо начинать с определения системного подхода к предмету дошкольной педагогики, который ученый рассматривал как «особый целостный процесс совокупной, коллективной деятельности детей и педагога, в ходе которой, дети активно овладевают достижениями материальной и духовной культуры, созданной человечеством, усваивают общественные требования, нравственные нормы и идеалы, что и определяет развитие их личности» (160.С.46). Системный подход, по мнению ученого, позволяет рассматривать различные стороны воспитания в их совокупном влиянии, взаимосвязи в целостном процессе детского развития.

Учитывая диалектику развития, ученый так определяет задачу, стоящую перед теорией дошкольного воспитания: «Успехи педагогики будут зависеть от того, насколько ей удастся подняться до подлинного системного рассмотрения изучаемого материала, насколько она сможет в едином синтезе охватить всю совокупность причин и процессов формирования детской личности» (69.С.17). Вслед за К.Д. Ушинским и П.Ф. Каптеревым А.В. Запорожец разрабатывал идеи антропологии, вбирающие в себя весь комплекс знаний о человеке в процессе воспитания. Основой методологии исследований, по мнению ученого, должно явиться целостное постижение личности ребенка и процессов ее развития, которую он рассматривал в единстве созревания и усвоения общественного опыта, аффекта и интеллекта, социальной обусловленности и саморазвития, свободы в выборе различных видов деятельности и систематической воспитательно - образовательной работы.

Опираясь на культурно - историческую традицию, подходя к изучению человека с точки зрения антропологии, А. В.Запорожец сформулировал объективные законы конкретно - исторического процесса воспитания, тесно связанного с условиями развития общества и общественной практикой воспитания, раскрыл закономерности возрастного развития психики ребенка, определил движущие силы, установил механизмы данных явлений, что представляет значимость для педагогической науки в целом.

Основным законом воспитания является закон обязательного усвоения детьми духовной и материальной культуры, общественного опыта предшествующих поколений, как необходимого условия вхождения ребенка в общественную жизнь, осуществления взаимосвязи поколений, приобретения специфических для человека способностей и нравственных качеств личности, позволяющих двигаться дальше по пути социального и научно — технического прогресса (99. С. 254,262).

Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в формировании национального характера, стандартов поведения, структуры самосознания и самооценки человека, ученый опирался на традиции зарубежной и отечественной психологии, в частности М.Мид, Г.Г.Шпета, Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна (142, 144, 4, 45, 197). А.В.Запорожец считал, что данный закон действует в разные исторические эпохи, на всем протяжении существования человеческого общества, меняется лишь содержание и структура опыта и видов деятельности, которые усваиваются воспитанником. Подчеркивая значимость данного закона, ученый отмечал, что детство, длительное и богатое по содержанию и характеру происходящих на его протяжении изменений, дает громадное преимущество ребенку до достижения зрелости овладеть всем богатством культуры, созданной обществом. По образному выражению автора, встав «на плечи» предшествующих поколений, ребенок становится неизмеримо богаче нравственно и духовно, культурное развитие помогает ему безболезненно войти в жизнь социума.

Опираясь на данный закон, А.В.Запорожец выводит закономерность о необходимом использовании всего богатства нравственной культуры человечества в воспитании личности ребенка, способной мыслить, действовать, быть гражданином и субъектом культуры. С точки зрения современного понимания цели воспитания как воспитание человека культуры, и культуры как среды, растящей личность, идеи ученого особенно актуальны и могут служить не только теоретическим, но и практическим руководством для педагогов.

Одним из необходимых условий существования данного закона является усвоение культурного опыта в процессе взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, А.В.Запорожец формулирует закономерность о необходимости использования активной деятельности ребенка в процессе воспитания с цепью приобщения его к духовной и материальной культуре общества. «Развитие ребенка нельзя представить односторонним влиянием взрослых, родителей, воспитателей на сознание ребенка, который остается бездеятельным, пассивным. Без детской активности невозможно никакое усвоение общественного опыта, никакое развитие» (1 .С. 10).

Гуманистические ценности воспитания

Ценности воспитания рассматриваются исследователями как человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном образе человека, культурных образцах жизни. В современной социокультурной ситуации особое значение приобретает идея о качественном своеобразии и специфике ценностей образования, их самостоятельной роли в системе гуманистических ценностей. Ценностные основания и целевые установки личностно - ориентированного воспитания связываются исследователями с воспитанием гражданина России, человека культуры и нравственности, центрированного на национальные ценности (Е.В.Бондаревская (26), Н.ДНикандров (156), З.И.Равкин (185)).

С целью обоснования гуманистических основ воспитания нас интересовали ценностные ориентиры наследия А.В.Запорожца. В раннем детстве, по мнению ученого, ребенок приобретает основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими, духовными ценностями и ассоциирующиеся с такими ценнейшими качествами личности как любовь к Родине и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию, культура общения, открытость к сотрудничеству, сохранение здоровья, поддержание красоты окружающего мира (239.С.764).

Детство как ценность Ценность детства является основой гуманистического содержания и главным ценностным основанием научного наследия ученого. В концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что «сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимание его как первого этапа становления личности требует сегодня пересмотра задач педагогической работы с детьми» (72. СЛЗ).

Детство как непреходящий период в жизни человека, рассматривается ученым в русле того особого значения, которое оно оказывает на становление основ личности — самовоспитания, саморазвития, формирования ценных человеческих качеств.

На основе многочисленных психологических и педагогических исследований А.В.Запорожцем были сделаны выводы о том, что каждый возрастной этап развития ребенка характеризуется только ему присущими новообразованиями, он неповторим в процессе дальнейшего развития, а формирование взаимоотношений с окружающими, новых мотивов поведения и ценностных установок носит уникальный характер. Специфические условия каждой возрастной ступени, сензитивность к определенного рода воздействиям, овладение определенного рода содержаниями и способами деятельности открывают безграничные возможности познания ребенка, его внутреннего мира, помощи ему в индивидуальном становлении.

Содержание воспитания, по мнению ученого, должно отражать современное состояние науки о ребенке, понимание движущих сил и причин его развития, роль и значение ранних периодов детства для формирования личности, учитывать механизмы и закономерности усвоения знаний и убеждений. Выделенные ученым процессы функционального и возрастного развития позволяют видеть механизмы происходящих изменений и дают возможность управлять ими,

В свете идеи самоценности детства проблемы стадиальности, специфики его отдельных периодов, психологического содержания процессов развития в дошкольном возрасте, по утверждению А. В. Запорожца, имеют особое значение.

Детство как ценность рассматривалось ученым не только в соотнесении с будущим, со значимостью этого периода для последующего развития личности. Все наследие А. В. Запорожца проникнуто заботой о сегодняшнем дне ребенка, о ценности его настоящей жизни. Со всех точек зрения - философской, психологической, педагогической - настоящий момент жизни уникален, и хотя ребенок не может осознать этого, по мнению ученого, он должен чувствовать радость жизни, беззаботность, возможность заниматься своими делами, свободно проявлять свои интересы, играть. «Это неотъемлемое право детей, а задача взрослых - обеспечить это право каждому ребенку» (I .С.29). Из этого положения вытекает мысль автора о том, что ценность отдельной личности, уникальность ее жизни должны осознать, прежде всего, окружающие взрослые, родители, воспитатели и максимально способствовать созданию благоприятных условий для осуществления жизни детей.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что психолого - педагогическое наследие ученого отличает ориентированнсть системы ценностей на личность ребенка и ее развитие.

Детство и культура Важнейшим ценностным основанием воспитания, его источником, движущей силой и содержанием А.В.Запорожец считал культуру, культуру нравственную, духовную, культуру общения и поведения. «Помимо наследственно фиксируемого и индивидуального опыта в психическом развитии человека решающую роль играет совершенно особая форма опыта, материализованного в произведениях общественной культуры, продуктах физического и духовного труда. В них воплощены, опредмечены духовные силы сущности человеческого рода» (102.С.108).

Исходным пунктом его взглядов был вывод о том, что отдельный индивид, ребенок должен овладеть богатейшим запасом человеческих знаний, исторически сложившимися формами и способами различных видов деятельности. «С точки зрения культурно — исторической теории, отдельный индивид, чтобы реализовать в онтогенетическом развитии достижения своего рода, должен на протяжении своего детства усвоить общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями, зафиксированный в предметах духовной культуры, созданной человечеством» (102.С.109).

А.В.Запорожец раскрыл роль социокультурного контекста в развитии человека. Исследуя процессы развития ребенка, А.В.Запорожец сделал вывод, что ростки культуры порождаются в раннем возрасте во взаимодействии со взрослым. Усваиваемый ребенком опыт чрезвычайно велик и содержателен. «Отдельный индивид на протяжении детства овладевает конденсированным сенсорным общественным опытом для анализа окружающего и упорядочивания своего опыта» (102.С Л 09). Содержанием культурного становления являются усваиваемые средства мышления, способы наглядного моделирования событий и явлений, которые вырабатываются и культивируются человечеством с глубокой древности (102.С.219).

Овладение способами практической и познавательной деятельности, культурой общения и поведения, нравственными нормами, принятыми в данном обществе становятся достоянием ребенка не автоматически, а преломляясь через его личностное видение. Творческий характер развития индивида всегда подчеркивался ученым. «Отличительной чертой детских видов деятельности является постоянное возникновение новых для ребенка условий, требующих не простого воспроизведения полученного опыта, а творческого подхода (конечно, в субъективном смысле)» (160.С.61).

Культурное содержание усваиваемого общественно - значимого опыта способствует открытию и построению ребенком своего собственного культурного мира, открытию себя в этом мире, своего места и осознание способов достижения целей.

С нашей точки зрения, важнейшее значение для культурного становления личности имеет открытие А.В.Запорожца, касающееся овладения ребенком специфически человеческими действиями, которые являются более ранними, по сравнению со знаком, источниками возникновения психических функций. Благодаря этому происходит постепенное овладение ребенком собственным поведением, становление его как субъекта деятельности, духовное освобождение, позволяющее самостоятельно решать вопросы собственного развития, самоопределения в мире культуры и творческой самореализации. Таким образом, складывается важнейшая черта психологического портрета ребенка дошкольного возраста — его социальная и культурная компетентность, способность ориентироваться в многообразии человеческих отношений.

Из теоретических и методологических исследований А.В.Запорожца вытекали идеи, составляющие основу его научных интересов, - овладение процессом развития человека. Основной вывод, сделанный ученым, содержал оптимистические и гуманные положения, касающиеся психической и духовной организации человека. Человеческое, как потенциал реализуется, прежде всего, не в теоретической деятельности, а в практическом отношении к действительности. В связи с этим, при исследовании мышления и речи глухих детей ученый сделал вывод о том, что компенсация дефекта идет по линии создания связей, которые замыкают ребенка с миром не напрямую, а через другого человека, в смысле кооперации с другим человеком. Именно совместную деятельность и общение рассматривал А.В.Запорожец как движущую силу развития, как средство воспитания, как процесс передачи общечеловеческих ценностей, имеющих важнейшее значение для вхождения ребенка в культуру.

Похожие диссертации на Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца