Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв. Береснева Лариса Николаевна

Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв.
<
Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Береснева Лариса Николаевна. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв. : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Киров, 2005 273 c. РГБ ОД, 61:05-13/2226

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Проблемы нравственного воспитания в русской педагогической журналистике второй половины XIX-начала XX вв 11

1.1 Роль русской педагогической журналистики в освещении педагогических проблем 11

1.2 Характеристика ведущих педагогических журналов: "Учитель", "Педагогический сборник" и "Педагогический листок" 34

1.3 Педагогическая дискуссия о нравственном воспитании детей и юношества на страницах ведущих педагогических журналов 51

Глава 2 Анализ теории и практики нравственного воспитания детей и юношества на основе материалов русской педагогической журналистики второй половины XIX - начала XX вв 70

2.1 Цели нравственного воспитания детей и юношества 70

2.2 Содержание нравственного воспитания подрастающего поколения ... 92

2.3 Формы, методы и средства нравственного воспитания детей и юношества 129

Заключение 156

Библиографический список 160

Приложения 205

Введение к работе

Проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения во все времена являются самыми значимыми и сложными для людей. Но как назвать совокупность проблем, образующих единое целое и составляющих сущность

te воспитательного процесса? Это основы, под которыми мы понимаем совокуп-

ность исходных положений относительно целей, содержания, форм, методов и средств воспитания, направленных на развитие способности осознавать и сохранять человеческое в человеке, знать и реализовывать в повседневной жизни общественные нормы морали, стремясь к Истине, Добру и Красоте; уметь отстаивать свои нравственные убеждения, уважать достоинства личности каждого

f- и брать на себя ответственность за собственные поступки.

В России прогрессивно мыслящие люди всегда думали о нравственном воспитании, чему способствовали сложившиеся на протяжении веков традиции (И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, П.Г. Редкий, К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель, А.Н. Острогорский, Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров и многие другие). Ими провозглашалась необходимость развития нравственного начала в человеке как основы его воспитания.

Потребность каждого человека в любви, радости, самореализации и потребность общества в нравственно развитых людях остаются вне времени и пространства, что стимулирует постоянный процесс поиска, анализа и синтеза прошлого исторического опыта нравственного воспитания подрастающего поколения с современным. Несмотря на смену поколений, в прошлом, настоящем и будущем перманентным остается измерение, в основе которого находится че-

Щ ловек как мера всего, что существовало, существует и будет существовать; его

фундаментальное качество - нравственность. Именно она является ключевой характеристикой личности и общечеловеческой ценностью, которая проявляется на потребностно-мотивационном и поведенческом уровнях в реальных, а не в абстрактных жизненных ситуациях (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, М.Н. Дудина, Б.Т. Лихачев, А.С. Романова, Г.К. Селевко, Т.Г. Самойленко,

* В.Н. Цатуров, А.И. Шемшурина, О.В. Шуляпова, М.П. Щетинин,

Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская и другие).

Ряд диссертационных работ был посвящен анализу воспитательного идеала (Н.Н. Баркова, 1996; А.И. Ватулин, 2002), взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания (Н.М. Прокофьева, 1972; Н.Л. Чупахина, 2000),

принципам воспитания (С.А. Минюкова, 1999), развитию гуманистических идей (Н.Б. Ромаева, 1993), идей ненасилия (О.В. Пиманова, 1996) в русской педагогике второй половины XIX - начала XX вв.

По единодушному мнению ряда исследователей (Э.Д. Днепров, П.Н. Груздев, М.М. Маянц, Т.Д. Крылова и другие), отечественная педагогическая наука не может быть достоверно оценена без важнейшего ее источника -педагогической журналистики, названной профессором П.Н. Груздевым энциклопедией педагогики, психологии и народного образования, а также живой современностью, потому что журналы освещали вопросы, которые остаются актуальными и для нашего времени.

Русская дореволюционная педагогическая журналистика исследовалась с точки зрения ее классификации (В.А. Зеленко, Е.А. Зиневич, Н.Н. Аблов, Т.Д. Крылова), отражения идей зарубежной педагогики (О.Ю. Образцова), роли в развитии русской прогрессивной педагогики (З.Г. Полуяктова), улучшения состояния научно-педагогической культуры учителей математики (Н.И. Антропова), вклада в разработку проблем народного образования, обучения и воспитания (Л.Н. Литвин), значения ранней педагогической журналистики (к. VIII - н. XIX вв.) для развития отечественного образования (И.А. Месе-няшин). В 70-80-х гг. уже XX в. предлагалось использовать педагогическую (В.А. Юрова) и детскую (Г.Х.-А. Махмудова) печать как эффективное средство нравственного воспитания школьников.

Анализ исследований, тематически связанных с нашим, показал, что нравственное воспитание рассматривается в рамках двух направлений: духовного (религиозного) и светского (конкретно-научного). В данной работе мы также придерживаемся обозначенных тенденций. Однако основы, т.е. подходы, концепции, цели, содержание, формы, методы и средства нравственного воспитания детей различного возраста в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв. не подвергались целенаправленному изучению. В то же время гуманизация школы как приоритетное направление в развитии современного образования может быть реализована через совокупность ценностных идей нравственного воспитания, заложенных в предшествующие исторические периоды.

Хронологические рамки: вторая половина XIX - начало XX вв. были выбраны для исследования по следующим причинам. Во-первых, это эпоха мощных общественно-педагогических движений, направленных на реформирование

школы и системы образования. Во-вторых, это период становления и интенсивного роста педагогических журналов, которые способствовали развитию теории нравственного воспитания подрастающего поколения. Именно в это время теория воспитания обретает статус самостоятельного раздела педагогики. В-третьих, это крайне противоречивый период в истории России и, соответственно, в выдвижении идей, сосуществовании различных тенденций в области образования. В-четвертых, это эпоха становления рыночных отношений, что также сближает ее с настоящим. В-пятых, она характеризуется кризисом морали, упадком нравственности в обществе, что можно наблюдать и в современной нам России. В-шестых, православная церковь в то время влияла на процесс формирования личности прямым образом. Сегодня она пытается это делать опосредованно, поэтому выявление историко-педагогических фактов, увеличение их основного фонда для стимулирования творческого поиска новых путей развития теории и практики нравственного воспитания является обоснованием актуальности нашего исследования.

Существующее противоречие между социальной потребностью общества в нравственно развитых людях и недостаточной изученностью ценностных идей нравственного воспитания, заложенных в педагогической журналистике второй половины XIX - начале XX вв., позволяет определить проблему исследования: каковы концептуальные идеи, составляющие основы нравственного воспитания детей и юношества и как они представлены в русской педагогической журналистике исследуемого периода?

Стремясь разрешить обозначенное противоречие и проблему, нами была сформулирована тема исследования: "Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв."

Цель исследования: ретроспективный анализ теории и практики нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв.

Объект исследования: нравственное воспитание детей и юношества во второй половине XIX - начале XX вв.

Предмет исследования: проблемы теории и практики нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать роль русской педагогической журналистики в освещении педагогических проблем в рассматриваемый период.

  2. На основе систематизации и анализа публикаций в ведущих педагогических журналах выявить актуальные проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения.

  3. Проанализировать постановку целей нравственного воспитания детей и юношества в исследуемый период.

  4. Раскрыть содержание, формы, методы и средства нравственного воспитания детей и юношества, представленные в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв.

Методологическая основа работы. Ключевыми идеями в процессе выбора методологических позиций стали: идеи гуманистического направления в воспитании с точки зрения аксиологического, системного, деятельностного, мировоззренческого и личностно-ориентированного подходов; идеи целостности и единства педагогического процесса; идеи познания педагогической действительности средствами массовой информации; идеи о гармонизации ума, чувства и воли в нравственном воспитании подрастающего поколения; идеи о нравственных чувствах и поступках как ведущих критериях нравственной воспитанности личности; идеи взаимодействия семьи, школы и внешкольных организаций в процессе воспитания нравственного человека. В процессе выбора методологии мы придерживались следующих принципов историко-педагогических исследований: объективности; изучения явлений в их историческом развитии и взаимосвязи; связи теории с практикой; единства исторического и логического в изучении историко-педагогических явлений.

Теоретической основой исследования являются:

работы дореволюционных авторов (В.Г. Белинский, Н.А. Бердяев, И.И. Бецкой, Н.Ф. Бунаков, К.Н. Вентцель, Н.Х. Вессель, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, А.Н. Острогорский, Н.И. Пирогов, B.C. Соловьев, Д.И. Тихомиров, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и современных исследователей (Е.О. Галицких, П.С. Гуревич, А.А. Гусейнов, И.Ф. Харламов, А.И. Шемшури-на, М.П. Щетинин, Н.Е. Щуркова), в которых в разных контекстах рассматриваются проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения;

'#

исследования психологов, посвященные анализу роли чувств и воли в общей структуре личности (В.К. Вилюнас, Б.Н. Додонов, Я.Л. Коломинский, М.Е. Литвак, Е.А. Панько, А.В. Петровский, П.В. Симонов, В.В. Синельников) и в рамках педагогической психологии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Лук).

труды отечественных ученых по истории (Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов), истории педагогики (Э.Д. Днепров, Е.И. Зейлигер-Рубинштейн, Д.И. Латышина, П.А. Лебедев, Е.Н. Медынский, З.И. Равкин, А.И. Пискунов, М.Ф. Шабаева), истории журналистики (Н.Н. Аблов, Л.П. Громова, Р.Л. Доватор, Б.И. Есин, Т.Д. Крылова, Л.Н. Литвин, И.А. Месеняшин, О.Ю Образцова, С.А. Переселенков, З.Г. Полуяктова), методологии историко-педагогических и публицистических исследований (А.И. Пискунов, И.Н. Данилевский, Я.Р. Симкин), в которых нашли отражение оценка и анализ исследуемого периода;

публикации педагогических журналов ("Журнал для воспитания", "Журнал Министерства народного просвещения", "Учитель", "Педагогический сборник", "Педагогический листок", "Воспитание и обучение", "Вестник воспитания", "Русская школа", "Энциклопедия семейного воспитания и обучения")

архивные материалы (РГИА)

справочная литература (энциклопедии, словари, указатели).

С целью составления более глубокого представления о предмете исследования диссертант ознакомился с журналами и газетами, которые советские исследователи дореволюционной журналистики не называли прогрессивными: "Вестник народного образования" (1911, №1-3), "Вестник школы" (1914, т.1), "Гимназия" (1889, №1-12), "Городской и сельский учитель"(1894, вып. 1-2), "Для народного учителя" (1907, №6-12), "Ежегодник экспериментальной педагогики" (все выпуски с 1909 по 1914 гг.), "Журнал Министерства народного просвещения" (1860, ч.105-107; 1861, ч.109-112), "Народное образование" (1896, №1-12), "Народная школа" (1869, № 1-12; 1870, №1-12), "Церковноприходская школа" (1887, июль-авг.); газетой "Школьное обозрение" (1889, №7-13), "Школа и жизнь"(1912, №1-53); общенаучным журналом "Научное обозрение" (1903, №1-12); психолого-философским журналом "Вопросы философии и психологии" (все номера с 1889 по 1916 гг.). В каждом из вышеназванных журналов и газет были опубликованы статьи, отражавшие духовно-

нравственный кризис общества, проблемы касающиеся необходимости нравственного развития личности и призывавшие к осознанию всеми людьми, а особенно педагогами своей ответственности перед обществом за результат воспитания детей.

Выбор методов исследования обусловлен обозначенными задачами. Мы использовали общенаучные методы: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, концептуализацию, схематизацию, интерпретацию полученных данных; методы гуманитарных наук: контекстуальный анализ, семантический анализ; методы историко-педагогического исследования: генетический метод, периодизацию, классификацию, сравнение и противопоставление.

Исследование осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (2000-2001 гг.) был определен объект, предмет, цель, задачи исследования, перечень источников, изучалась историческая, психолого-педагогическая литература.

На втором этапе (2002-2003 гг.) на основе выбранных источников осуществлялся сбор исследовательского материала, его систематизация, анализ и обобщение.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) - оформление и редактирование текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены и охарактеризованы концептуальные идеи, составляющие основы нравственного воспитания подрастающего поколения во второй половине XIX - начале XX вв.: идеи воспитания нравственных чувств и воли в процессе общественно-полезной деятельности, сотворчества; гармонизации умственного и нравственного развития; создания благоприятной среды для нравственного воспитания детей и юношества. Определена отличительная особенность целей нравственного воспитания - полиструктурность, т.е. постепенное развертывание цели посредством реализации системы взаимосвязанных задач.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в содержании нравственного воспитания детей и юношества выявлены ценностный и психологический аспекты, а также два блока идей: социальный - идея поднятия уровня нравственности в обществе через увеличение количества нравственно развитых людей - и педагогический - идеи гуманизма; гармонизации нравственного и умственного развития; нравственных чувств и воли; необходимости постоянного самосовершенствования человека и создания благоприятной среды

для его развития; определены ключевые нравственные чувства и качества, которые представлены в трех блоках: аксиологическом, волевом и рефлексивном. Установлено, что самым основным в нравственном воспитании детей и юношества признавалось чувство любви, а системообразующей - идея развития нравственных чувств и воли. Выявлено, что термины "методы" и "средства" не дифференцировались; в 60-е гг. XIX в. существовала специальная отрасль педагогической науки - "ходегетика", в рамках которой разрабатывались методы и средства нравственного воспитания подрастающего поколения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в создании спецкурсов по изучению основ нравственного воспитания детей и юношества во второй половине XIX - начале XX вв. на факультетах педагогических вузов и системы повышения квалификации воспитателей, учителей, в курсах общей педагогики, истории образования и педагогической мысли, истории русской журналистики. Щей, отражающие положительный опыт нравственного воспитания, могут применяться в современных образовательных учреждениях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается:

мировоззренческой позицией автора, отражающей принципы научно-педагогических исследований: объективности; изучения явлений в их историческом развитии и взаимосвязи; связи теории с практикой; единства исторического и логического в изучении явлений;

использованием системы методов исследования, адекватных решаемым задачам;

многоаспектностью источниковедческой базы, позволяющей обеспечить решение системы исследовательских задач.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседании кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета. Основные идеи и различные аспекты содержания диссертации нашли свое отражение в выступлениях на межрегиональной (Киров, 2003 г.) и международных (Пенза, 2002 г., Киров, 2003 г.) научно-практических конференциях, а также в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Русская педагогическая журналистика во второй половине XIX - начале XX вв. была ведущим источником формирования общественного мнения по педагогическим проблемам, а именно: цели, задачи и перспективы развития педагогики как науки; различные аспекты воспитания детей и юношества; реформы образования; социально-педагогические условия осуществления просветительных реформ; передовой опыт учебно-воспитательной работы; деятельность просветительных организаций.

  2. Систематизация и анализ публикаций, представленных в ведущих педагогических журналах, позволили установить актуальные проблемы нравственного воспитания детей и юношества: цели, содержание, формы, методы, средства, смысл и содержание ведущих понятий и терминов.

  3. В контексте целей нравственного воспитания подрастающего поколения можно выделить основополагающий признак: нравственно развитой человек. В научном направлении цели нравственного воспитания рассматривались с позиций общечеловеческого, деятельностного, системного и мировоззренческого подходов.

  4. Анализ содержания нравственного воспитания детей и юношества во второй половине XIX - начале XX вв. позволил выявить ведущие аспекты: ценностный и психологический, которые базировались на общечеловеческих ценностях и закономерностях психофизиологического развития детского организма. Ведущей формой нравственного воспитания детей и юношества была вне-учебная деятельность, а религиозно-нравственного обучения - урок. С 1887 г. предлагалось ввести уроки морали вместо "Закона Божия", с середины 90-х гг. XIX в. - уроки этики, в 900-е гг. XX в. - нравственных обязанностей. Средствами нравственного воспитания школьников считались: процесс обучения и учебные предметы, помогающие нравственному становлению личности; внеклассное чтение лучших образцов мировой художественной литературы, исторических книг, Библии; общественно-полезный труд; свободно избранное дело; шефство старших учеников над младшими; коллективные игры; атмосфера, "дух" школы.

Структура исследования подчинена его цели и задачам. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (647 наименований) и 5 приложений.

Роль русской педагогической журналистики в освещении педагогических проблем

Обратившись к различным словарям и энциклопедиям, мы обнаружили, что термин "педагогическая журналистика" отсутствует. Однако все исследователи дореволюционной педагогической периодики в своих работах активно использовали именно это словосочетание, но не давали его определение. Почему не периодика, не пресса, не публицистика, а журналистика? Прежде чем ответить на возникший вопрос, сделаем ценное, на наш взгляд, уточнение. Термин "журналистика" употребляется как ведущий, а термины "периодика", "публицистика", "пресса", "печать", "периодические издания" - как своеобразные синонимы "журналистики". Для выяснения причины данного явления мы обратились к словарям и энциклопедиям. Так, согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля (1880-1882 гг.) слово "журналистика" означало журнальную, срочную словесность, а "периодическое издание" - "повременное, срочное, т.е. газеты и журналы". Сегодня под журналистикой принято понимать, с одной стороны, деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (Большая советская энциклопедия (1972 г.), Большой энциклопедический словарь (1998 г.); Толковый словарь русского языка (1999 г.) /45; 46; 317/, с другой стороны, собирательное значение - "периодические издания" /317, с. 196/.

Термин "периодика" рассматривается в собирательном значении периодических изданий (газеты, журналы, ежегодники) /317/. Термины "печать" и "пресса" трактуются как синонимы и означают массовые периодические издания - газеты, журналы, периодические сборники, бюллетени /46; 317/. Термин "публицистика" означает литературу или род произведений по актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества, по общественно-политическим вопросам современности /46; 317/.

Таким образом, мы можем сделать предварительный вывод: термин "журналистика" в изученных нами словарях и энциклопедиях рассматривается в двух аспектах: как вид деятельности и как периодические издания. Все остальные термины отражают более узкие аспекты: либо это массовые периодические издания (пресса, печать), либо собирательное значение (периодика); либо литература по актуальным вопросам современности (публицистика). Следовательно, термин "журналистика" шире, чем термины "периодика", "печать", "пресса", "публицистика". Однако мы допускаем мысль, что в контексте исследования их можно использовать как синонимы в значении периодически выходящих изданий по актуальным проблемам, за исключением публицистики, которая в современном понимании больше касается литературы, чем периодики.

Если сравнивать современную и дореволюционную трактовки слова "журналистика", то также видны определенные сходство и различие. Сходство заключается прежде всего в общем происхождении данного термина от французского слова "журнал", означающем "дневник", поденную книгу, а также в том, что с середины XIX в. все периодически выходящие издания обозначались данным термином. А различие состоит в толковании слова "журналистика".

В России практически до середины XIX в. под журналистикой понималась совокупность журналов, т.к. газет было немного. Кроме того, согласно словарю В.И. Даля, термин "журналистика" означал срочную словесность, т.е. в переводе на современный язык - публицистику. Определение публицистики в словаре В.И. Даля отсутствует. Что касается современного значения термина "журналистика", то он значительно расширил свою семантику, сохранив при этом собирательный смысл, соответствующий изучаемому историческому периоду.

Как мы уже отмечали, в словарях и справочниках отсутствует определение словосочетания "педагогическая журналистика". Однако есть - "журналы педагогические", под которыми понимаются "периодические издания, посвященные вопросам образования, воспитания и обучения как подрастающих поколений, так и взрослых" /370, стлб.40; 371; 501; 540, с.221/. Мы предлагаем следующее определение: педагогическая журналистика - это специфическая деятельность по сбору, обработке и распространению информации по актуальным проблемам образования (воспитания и обучения) в периодически выходящих журналах, газетах, ежегодниках и т.п. изданиях, радио и телепередачах, а также на интернет-сайтах, видеоконференциях, предназначенных для педагогов, родителей и студентов.

В данной работе мы рассматриваем только периодику, потому что во второй половине XIX - начале XX вв. она стала первым и длительное время доминирующим средством массовой информации.

Дореволюционными (В.А. Зеленко, Н.М. Лисовский) и советскими (Н.Н. Аблов, П.Н. Груздев, Л.Н. Литвин, Р.Л. Доватор) авторами неоднократно отмечались трудности в определении общественно-педагогического направления периодики /6; 97; 125; 167; 248; 249/. Это связано с одной из ее особенностей - эклектикой. Педагогические журналы содержали противоречивые по своему миросозерцанию элементы. Даже в таких определенных журналах, ка-ким являлось синодское "Народное образование", и то уживались противоположные взгляды /167/.

Характеристика ведущих педагогических журналов: "Учитель", "Педагогический сборник" и "Педагогический листок"

Последовательность характеристики журналов представлена нами в зависимости от даты их возникновения, т.е. "Учитель" (1861 г.), "Педагогический сборник" (1864 г.) и "Педагогический листок" (1871 г.).

"Учитель" (1861-1870) - частный журнал, редакторы Н.Х. Вессель (1861-1864), И.И. Паульсон (1861-1870).

В 1860 г. редакторы педагогического журнала "Учитель" ощутили насущную необходимость в издании данного журнала, и это, действительно, было оправдано. Во-первых, ведомственный "Журнал Министерства народного просвещения" содержал преимущественно статьи теоретического характера, предназначенные для педагогов, которые работали в сфере высшего образования, тогда, как учителям, работавшим в низших и средних учебных заведениях, требовались теоретические и, главным образом, практикоориентированные публикации. Во-вторых, педагогическая литература была "...бедна сочинениями по части воспитания и обучения" /399, л.4/ и, соответственно, не могла в полной мере удовлетворить духовные потребности наставников детей и юношества. Согласно документу от 4 июня 1860 г. за №745: "Дело о разрешении И.И. Паульсону и Н.Х. Весселю издавать журнал "Учитель", провозглашалась цель издания - ознакомление читателей с тем, "что необходимо воспитателю и преподавателю, как для собственного своего усовершенствования, так и для успешного исполнения своих обязанностей..." /399, л.15/. Предполагаемая читательская аудитория журнала "Учитель" была достаточно широкой - наставники, родители и все желающие заниматься воспитанием и обучением детей вне зависимости от сословной принадлежности. Такая постановка цели и выбор сегмента потенциальных подписчиков вполне отвечали демократическому духу начала 60-х гг. XIX века.

Программа периодического издания состояла из двух основных отделов. Первый отражал "материалы для самоусовершенствования, т.е. сведения из различных наук, необходимые учителю, как образованному человеку вообще и воспитателю в особенности". Второй отдел содержал "...материалы для преподавания в семействе и в низших и в средних учебных заведениях" /399, л.4-5/. Структура первого отдела включала учение о физической природе человека; опытную психологию; популярную практическую логику; педагогику, т.е. теорию воспитания, сообразную с законами человеческой природы: а) воспитание физическое, умственное, эстетическое и религиозно-нравственное в приложении к различному возрасту и полу, б) воспитание домашнее и общественное (школьная педагогика), в) историю воспитания: очерки воспитания отдельных личностей и биографии замечательных педагогов. Описание как проектов, так и реально существующих иностранных и отечественных воспитательно-учебных заведений; сведения из прочих отраслей знания: естественных наук (зоологии, ботаники, минералогии, химии, физики, астрономии и т.д.), из народного хозяйства, технологии, математики, истории, географии и т.п. /399/.

Структуру второго отдела журнала "Учитель" составляли: дидактика; методика по таким учебным дисциплинам, как "общенаглядное обучение; чтение и письмо; закон Божий; арифметика; геометрия; естественная история; начала физики; география; история; языки (русский и иностранные); рисование: гимнастика и проч." /399, л.6/. Предполагалось давать указания и объяснения по различным искусствам, ремеслам, а также играм и механическим занятиям, которые считались приличными для детей различного возраста.

Кроме этих двух отделов журнал включал еще три рубрики: 1) критика и библиография, где рецензировались педагогические сочинения русских и иностранных авторов, учебные пособия и руководства по всем предметам, книги для детского чтения. 2) Смесь - небольшие заметки различного содержания, относящиеся более-менее к воспитанию и обучению. Вопросы и задачи из различных наук для размышления и решения. 3) Важнейшие правительственные распоряжения.

Таким образом, редакторы журнала И.И. Паульсон - домашний учитель немецкого языка и Н.Х. Вессель - кандидат С.-Петербургского Университета -предполагали охватить самые различные области знания с целью самосовершенствования своих читателей. Публикации действительно были как описательного, так и полемического характера из самых разных отраслей знания. Однако большую часть периодического издания занимали переводные статьи педагогической тематики с комментариями переводчиков, что было связано с периодом становления русской педагогики как самостоятельной науки, а также переводные статьи служили поводом для бесед с читателями о проблемах российского образования. Журнал выходил два раза в месяц, т.е. в год - 24 номера. Каждый выпуск состоял из 2-3 листов текста, формат самый большой - восьмая доля, печать четкая, но уплотненная (убористая) в два столбца, нумерация страниц была сквозная, т.е. по истечении одного года получался весьма солидный том около одной тысячи страниц. Кроме того, редакция "Учителя" выпускала приложение - "Чтение для юношества", которое было задумано с целью просвещения и воспитания подрастающего поколения. Считаем необходимым сказать о том, что педагогические и детские журналы были тесно взаимосвязаны между собой. Часто при педагогическом журнале (например, "Учитель") выходило приложение для детского чтения или, наоборот, при детском журнале (например, "Детское чтение") издавалось приложение для педагогов и родителей ("Педагогический листок"). Рассмотрение детской журналистики не входило в задачи данного исследования. Однако, по предварительно собранной нами информации, многие публикации таких журналов, как "Чтение для юношества", "Детское чтение", "Детский отдых", "Маяк", "Родник", "Всходы", "Задушевное слово" могут и сегодня применяться для работы с детьми школьного возраста по нравственному и гражданскому воспитанию.

Редакторы журнала "Учитель" старались придерживаться намеченной программы издания, о чем свидетельствуют публикации за 1861, 1862, 1863, 1864 гг. Как отмечает современный исследователь В.Б. Помелов, "...с течением времени отношения двух соредакторов - Весселя и Паульсона становились все более напряженными", потому что Н.Х. Вессель, являясь сторонником реализма, в 1864 г. предвидел, что развитие школы пойдет по пути классицизма, поэтому занял позицию классицистов и пришел к выводу о том, что сначала нужно "...уяснить значение и сущность общего и специального образования и продумать характер устройства соответствующих учебных заведений", иначе может повториться печальный опыт Германии, когда "... учебные курсы гимназий и реальных училищ крайне усложнились... и превратились в средство... ослабления физических и духовных сил учащихся" /381,с.108/. Переход Н.Х. Весселя на сторону классицистов не понравился И.И. Паульсону, потому что последний отстаивал позиции реалистов.

Цели нравственного воспитания детей и юношества

Анализ различных педагогических концепций воспитания, которые рассматривались на страницах дореволюционных журналов, позволил установить, что разработка педагогических теорий и их противоречивый характер определялись предлагавшимися решениями краеугольного вопроса - о цели воспитания. Эта важнейшая теоретическая и методологическая проблема воплотила в себе определенные исторические и философские устремления педагогов того времени. Так, Е.К. Кемниц, анализируя в 1864 г. состояние педагогической науки, писала: "Самый капитальный вопрос в воспитании есть, разумеется, вопрос о цели; потому что от его решения зависит здесь все остальное. Но едва ли этот вопрос приходил в голову большинству наших отечественных педагогов; а если и приходил, то они никогда не давали себе труда достаточно его обдумать" /218, с.660/. Резкое суждение Е.К. Кемниц о нежелании многих учителей задуматься над целью воспитания было довольно типичным в педагогической прессе и оправданным для России 60-х годов XIX в. Изменение социально-экономических отношений, увеличение доли частной инициативы в решении государственных вопросов требовало кардинального пересмотра цели воспитания подрастающих поколений.

На основе контент-анализа 522 публикаций, затрагивающих проблемы нравственного воспитания детей различного возраста с 1861 по 1917 гг., нами были определены:

I. количество статей, рецензий, заметок, в которых прямо или косвенно упоминается о целях нравственного воспитания;

II. выявлены классификационные признаки;

III. основные направления в формулировании целей нравственного воспитания;

IV. их особенности и аксиологическое содержание.

I. Из 522 журнальных статей, заметок, рецензий 213, или 40,8 % от общего количества, отражают постановку целей нравственного воспитания детей и юношества. При этом по десятилетиям публикации распределились следующим образом (см. таблицу 3, составленную на основе приложения 2):

Согласно приведенным данным наибольшее внимание разработке целей и задач нравственного воспитания подрастающего поколения уделялось в 60-е, 90-е гг. XIX в. и 900-е гг. XX в. Именно в эти десятилетия в России общественно-педагогические движения были на пике подъема. Сущность общественно-педагогического движения в 60-е гг. XIX в. заключалась в изменении общественного сознания, места человека в жизни общества и приоритетном развитии самостоятельного мышления, самодеятельности без различия сословий и вероисповеданий (Н.И. Пирогов, Н.Х. Вессель, Ф.Ф. Резенер, А.Н. Острогорский и другие). В конце XIX - начале XX вв. - в приоритетном развитии индивидуальности каждого человека, его творческом самовыражении в процессе общественно-полезной деятельности (И.И. Иванов, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев и другие). Для 70-х - середины 80-х гг. XIX в. был характерен спад в общественно-педагогическом движении ті своеобразный кризис в период проводимых правительством России контрреформ. Кроме того, напомним, что "Педагогический листок" временно прекратил свое издание с 1885 по 1891 гг. включительно, поэтому при подсчете статей, заметок, рецензий в эти годы мы учли материалы, опубликованные только в "Педагогическом сборнике". Возможно, данное обстоятельство повлияло на сокращение количества публикаций, посвященных целям нравственного воспитания детей и юношества.

II. На основе анализа публикаций цели воспитания можно определенным образом классифицировать. Однако мы исходим из того, что любая классификация связана с ограничением, некоторым упрощением реальной ситуации, выделением ключевых идей, поэтому акцентировали внимание на следующих классификационных признаках: 1) степень абстрактности, присущая сформулированным в педагогических журналах целям воспитания; 2) степень смыслового охвата и 3) адресная направленность. В педагогике под целями понимают осознанный образ или осознанное идеальное представление результата деятельности, которого нужно достичь к заранее определенному моменту времени /536/. 1) По степени абстрактности цели воспитания мы подразделили на идеализированные и реальные. Идеализированные цели воспитания трактуются нами как долгосрочные, статичные, неизменяемые на протяжении длительного периода существования человечества и практически не достигаемые индивидом состояния, т.е. это цели-идеалы, к которым нужно стремиться, которые служат ориентирами в воспитательной деятельности людей, к которым можно приблизиться в большей или в меньшей степени, но достигнуть в массовой практике воспитания в настоящее время не возможно. Так, цель гармоничного развития личности, сформулированная еще в Древней Греции, как и позднее возникшая цель всестороннего развития личности, остаются актуальными и для нашего времени. Сегодня основной целью современного воспитания признано "формирование всесторонне и гармонично развитой личности..." /61, с.55; 540, с.868/. Однако в последнее время наметилась тенденция к доминированию цели гармоничного развития личности над остальными в рамках гуманистической парадигмы образования /368; 536/.

Содержание нравственного воспитания подрастающего поколения

Основываясь на выводах предыдущего параграфа, мы переходим к рассмотрению содержания нравственного воспитания детей и юношества во второй половине XIX - начале XX вв. Научный подход по сравнению с житейским и религиозным выделялся своей перспективностью, системностью, большей проработанностью и специальной направленностью на решение проблем образования подрастающего поколения. Исходя из анализа дореволюционных публикаций и учитывая цели нравственного воспитания детей и юношества в исследуемый период, можно утверждать, что содержание нравственного воспитания подрастающего поколения отличалось многоаспектностью. По количественному признаку преобладали два аспекта: аксиологический (ценностный) -встретился в каждой третьей публикации и психологический - в каждой седьмой. Под аксиологическим аспектом содержания нравственного воспитания мы понимаем процесс целенаправленного взаимодействия взрослых и детей, направленный на овладение социальными (к другим людям, к труду, к природе) и духовными (к себе, к Богу) отношениями. Под психологическим аспектом содержания нравственного воспитания мы подразумеваем развитие познавательных процессов личности (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) и ее психических состояний (потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства, эмоции, склонности, способности и т.д.) в процессе воспитания. Трудовой (деятельностный) аспект присутствовал в каждой тринадцатой публикации и был выделен нами в составе аксиологического.

Религиозный аспект, который также входит в состав аксиологического, встречался в публикациях реже, чем психологический и трудовой. Для нас это стало открытием, т.к. в исследуемый период воспитание, как правило, называлось религиозно-нравственным! Данный факт мы можем объяснить двумя предположениями. Первое - публицистика, и журналистика в том числе, пропагандировали различные идеи, но на фоне послабления цензуры (1865 г., 1905 г.) в статьях содержались менее консервативные взгляды, чем в периоды ее ужесточения (70-е - 80-е гг. XIX в.) в связи с проводимыми контрреформами. Уже с конца 80-х гг. XIX в. А.Н. Острогорский констатировал факт об уменьшении религиозного авторитета в обществе и в своей статье предлагал заменить школьное религиозное воспитание уроками морали, тем самым "...избавить детей от давления государства в интересе господствующей церкви" /333, с.30-31/. Второе предположение заключается в том, что чем старше становился ученик, тем очевиднее было для него противоречие между авторитарной, назидательной системой преподавания Закона Божия и своими индивидуальными потребностями, достижениями естественных наук, отражавшими реальную жизнь. Уже в 1861 г. Н.Х. Вессель подчеркивал возможность быть нравственным при малой религиозности и констатировал факт, согласно которому "...есть множество религиозных людей, которые, тем не менее, остаются безнравственными" /64, с.828/. Согласно одному из постановлений, принятому на заключительном заседании Второго международного конгресса по нравственному воспитанию, мораль могла рассматриваться как на основе религии, так и без нее /176/. Следование религиозным предписаниям (посещение церковной службы, молитва, пост и т.д.) могло быть и внешним, и внутренним. В первом случае это было формальное выполнение своих обязанностей, т.е. показное, внешнее, а во втором - это внутреннее переживание, затрагивающее чувство, ум и волю. Эта искренняя вера, религиозность и стремление осуществлять свою деятельность в соответствии с ее предписаниями была сильно искажена к началу XX в. под влиянием социалистических идей и догматического преподавания учения Ии суса Христа. Так, на Первом Всероссийском законоучительском съезде (1909 г.) по всеобщему мнению, содержащемуся "в прессе всех направлений", была признана постановка преподавания Закона Божия в средней школе неудовлетворительной. Констатировался факт "постепенного, начиная с III класса, понижения со стороны учащихся интереса к Закону Божию; а в старших классах часы Закона Божия отмечаются учащимися, как самые нудные и скучные часы классных занятий" (Н. Александров) /10, с.446/.

По результатам анкетирования студентов (выборка составила 2000 человек) С.-Петербургского технологического института в 1910 г. на вопрос: "Признаете ли основы какой-либо религии?" ответы распределились следующим образом: да - 39,4%; нет - 46,2%, неопределенно и уклончиво ответили - 14,4% респондентов. На вопрос: "Если признаете (основы религии), то какой именно?" ответы сгруппированы так: основы христианства вообще - 17,9%; право славия - 8%; католичества - 1,6%; лютеранства - 1,0%; толстовства - 1,7%;

собственную религию - 1,6% /10, с.450/. Данные анкетирования наглядно показывают безразличное, в большинстве своем, отношение студентов к религии.

Чем можно объяснить сложившуюся ситуацию? Главный аргумент педагогов того времени - неверный подход к сущности и преподаванию Закона Божия, который рассматривался как учебный, образовательный предмет. Другими

словами на уроках Закона Божия преимущественно давалось религиозное обра зование. Под религиозным образованием во второй половине XIX - начале XX вв. понимали "сообщение отвлеченных истин религиозного знания о Боге, как Творце мира, Спасителе, Судии и Мздовоздаятеле, и о человеке, в его должных и нормальных отношениях к Богу; сообщение этих истин рассчитано на восприятие их умом, познавательной способностью детей" /10, с.449/. Так, в течение 1862 г. в каждом номере прогрессивного педагогического журнала "Учитель" печатались беседы для детей священника Д. Соколова о вере и нравственности. Они отражали содержание Нового Завета применительно к детскому возрасту и могли использоваться как учителями, так и родителями для наглядного объяснения учения Иисуса Христа детям школьного возраста. В 1863 г. предлагалось наглядное объяснение Божьих заповедей, из которых первые четыре отражали должные взаимоотношения между Отцом - богом, с одной стороны, и детьми Его - людьми, с другой; последующие шесть заповедей предназначались для регулирования отношений между людьми. Об этом же свидетельствовало соответствующее разделение заповедей на скрижалях /646/. Содержание и интерпретация Божьих заповедей представлены в приложении 3.

В средней школе исследуемого периода давался, как правило, когнитивный аспект религиозно-нравственного воспитания, что было крайне односторонне и неверно, поэтому некоторыми законоучителями (Н. Александров, Куш-талов, П. Городцев) совершенно обоснованно критиковался такой подход к преподаванию Закона Божия. Ими отстаивалась принципиально иная позиция, которая заключалась в том, чтобы признать предмет "Закон Божий" воспитательным. Под религиозным воспитанием понималось возбуждение "сердечных чувствований в детях", переживание "чувства благоговения, преданности и любви к Богу, как Существу Всесовершенному, Всемогущему, Правосудному и Любвеобильному. Чтобы вызвать в детях эти чувства нужно дать им религиозные познания о Боге..." /10, с.449/.

Похожие диссертации на Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX - начала XX вв.