Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина Зима Мария Викторовна

Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина
<
Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зима Мария Викторовна. Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Санкт-Петербург, 2004 155 c. РГБ ОД, 61:05-13/3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Отечественная философско-педагогическая мысль X - начала XX века - источник идей И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании 13

1.1. Нравственно-религиозная направленность национально-патриотического воспитания в Древнерусской педагогике X - XVII веков 14

1.2. Воспитание гражданина-патриота в представлении русских просветителей XVIII века 30

1.3. Реализация идеи народности деятелями просвещения XIX - начала XX века 47

Глава 2. Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И.А.Ильина 73

2.1. Жизненный путь И.А.Ильина как идеал духовного служения Родине 74

2.2. Идея о воспитании национального духовного характера как цели национально-патриотического воспитания 83

2.3. Идея духовно здоровой семьи как первоначального института национально-патриотического воспитания 104

2.4. Идея национального самопознания как задачи и средства национально-патриотического воспитания 117

Заключение 136

Введение к работе

Российское государство на современном этапе испытывает необходимость уяснения для себя национально-патриотической идеи, консолидирующей творческие силы всего общества. В основе национально-патриотической идеи лежат позитивное восприятие своего исторического прошлого, отыскание глубинных смыслов общественной жизни через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Развитие этой идеи в общественном сознании предполагает реформы и инновационные изменения в системе образования. Ряд школ, лицеев, гимназий, высших учебных заведений стремится реализовать образовательную модель, основанную на национальных традициях. На этом пути образовательные учреждения испытывают затруднения, во многом на сегодняшний день связанные с недостатками существующей системы национально-патриотического воспитания.

В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" значится одна из целей образования - "обеспечить... историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России" [110, с.4]. Нормативные документы в области образования [32, 53, 87, 111] также предусматривают развитие у подрастающего поколения идеи патриотизма. В них отмечается негативное влияние кризисных явлений в обществе на сознание народа и подчеркивается необходимость на государственном уровне средствами образования, культуры и искусства решать проблемы воспитания патриотизма и гражданственности как основы консолидации общества и укрепления государства. В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы" также говорится о задаче формирования методических основ патриотического воспитания, что понуждает деятелей науки к всестороннему научно-теоретическому осмыслению этой социально-педагогической проблемы, разработке учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием путей приобщения подрастающего поколения к на-

ционально-патриотическим ценностям, подготовке его к военной службе и достойному служению Отечеству.

С началом перестройки в российском обществе возникла проблема национальной идентичности. Прежние идеалы - сначала царской, затем советской России - разрушены, а новые, западнические идеи не оказывают желаемого нравственного влияния на подрастающее поколение. Развитие такого научного направления как "психодемография" - яркое свидетельство того, что доминирование потребительских установок, отсутствие цензуры в средствах массовой информации действуют губительно на молодежь. Разложение нравственности во многом происходит от того, что значительная часть нашего общества утеряла связь со своими национально-духовными корнями и ведет антирусский образ жизни. Несомненным фактом является необходимость воспитания русского человека, укорененного в национальной культуре, формирование личности гражданина России, готового защищать свое Отечество.

В связи с этим назрела жизненная необходимость ориентации системы образования на традиции русской культуры, педагогики и философии, характеризующиеся принятием постулатов о духовной сущности человека, о взаимосвязи веры и знания, признанием нравственного воспитания основной целью образовательного процесса.

После революции 1917 года отечественная педагогическая традиция продолжалась в "России зарубежной". В советское время предельно идеологизированная школа была ориентирована на производство унифицированного стандартного человека - "строителя коммунизма", а потому выступала ретранслятором не национальной, а социалистической идеологии. Традиции русской культуры, во многом не принятые советским государством, пытались сохранить деятели российского зарубежья.

Педагогическая мысль российского зарубежья принадлежит к тем пластам отечественной культуры, которые долгое время предавались забвению. Изучение подходов педагогов российского зарубежья к теоретическим пробле-

мам национально-патриотического воспитания позволяет внести значительный вклад в историю развития отечественной педагогики первой половины XX века, а также отвечает стремлению к синтезу всего ценного, что есть в педагогическом наследии.

В среде российской эмиграции в широком философском контексте обсуждался вопрос о ценностях и идеалах воспитания, разрабатывались проблемы сущности, смысла, содержания национально-патриотического воспитания, об-думывались его цели и задачи, анализировались возможности различных средств национально-патриотического воспитания.

В плеяде известных мыслителей российского зарубежья особое место принадлежит Ивану Александровичу Ильину (1882-1954) - русскому философу, педагогу, религиозному мыслителю, общественному деятелю. Идеи И.А.Ильина о национальной культуре, русской душе, взаимосвязи общечеловеческого и национального, национального и духовного, самобытном воспитании русского человека представляют особый интерес и могут оказаться полезными при разработке теоретических основ национально-патриотического воспитания, а также при его практическом осуществлении в современных учебных заведениях.

Степень разработанности проблемы. Попытки осмысления философии И.А.Ильина русскими учеными были предприняты еще при его жизни. В трудах В.В.Зеньковского и Н.О.Лосского, одинаково озаглавленных "История русской философии", взглядам И.А.Ильина уделено незначительное внимание. В.В.Зеньковский рассматривает преимущественно гносеологию И.А.Ильина [56, с.418-423], а Н.О.Лосский акцентирует внимание на концепции И.А.Ильина "о сопротивлении злу силою" [99, с.493-495].

Являясь популярным публицистом 20 - 30-х годов, И.А.Ильин вызывал большую полемику вокруг своих идей. О нем писали З.Гиппиус, Н.Бердяев, Ю.Айхенвальд, Ф.Степун, П.Струве и многие другие мыслители российского зарубежья [130].

После смерти И.А.Ильина за рубежом стали появляться отдельные научные работы, посвященные анализу его наследия. Среди них наиболее авторитетными признаны работы Н.П.Полторацкого [130, 131], который почти всю свою жизнь собирал работы И.А.Ильина, систематизировал и пропагандировал его идеи.

В СССР творческое наследие И.А.Ильина фактически не изучалось, хотя упоминания о нем можно встретить, например, в "Большой Советской Энциклопедии" [20, с.393] и статье газеты "Правда" М.Кольцова [86, с.1], где приводятся автобиографические данные, а также сведения об антибольшевистской деятельности ученого.

С ростом интереса к отечественному философскому наследию в конце 80-х годов прошлого столетия, в нашей стране стали появляться работы, посвященные творчеству И.А.Ильина [1, 4, 8, 9, 13, 18, 19, 23, 26, 28, 30, 36, 38, 47, 48, 49, 58, 83, 85, 89, 90, 91, 101, 121, 132, 139, 150, 152, 154, 157, 158, 162, 165, 175, 183, 184, 186, 188]. Много потрудился в этом направлении Ю.Т.Лисица, являющийся составителем и комментатором 10-томного собрания сочинений видного ученого [65]. Однако эти труды отражают в основном философские и социально-политические взгляды мыслителя и не касаются педагогических тем.

В 90-х годах XX века к наследию И.А.Ильина обратились и ученые-педагоги. В Саранске под руководством проф. Е.Г.Осовского начались исследования проблем истории образования и педагогической мысли российского зарубежья, в которых некоторое место отводилось идеям И.А.Ильина о нравственном и национально-патриотическом воспитании [17,24, 37,46,118,161].

На рубеже веков философско-педагогическое творчество мыслителя стало анализироваться более основательно. Внимание исследователей привлекают духовно-нравственный потенциал педагогических идей И.А.Ильина [2, 35, 42, 81, 102, 115, 153, 190], воззрения ученого на национальное [105, 143] и семей-

ное воспитание [2, 33, 34, 142], а также богатые литературные изыскания философа [100,163].

Наиболее содержательное исследование выполнила И.М.Коняева, представившая воззрения И.А.Ильина на духовно-нравственное воспитание в современном контексте педагогической действительности [88]. Однако автор отмечает, что многие аспекты философско-педагогического наследия мыслителя остались за пределами ее труда и нуждаются в дальнейшем рассмотрении. Один из таких аспектов - идеи И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании.

Выявленное нами противоречие между нацеленностью нормативных документов на воспитание патриота, практической необходимостью национально-патриотического воспитания, а также исторической важностью конкретных воззрений И.А.Ильина на национально-патриотическое воспитание с одной стороны и отсутствием целостного анализа идей И.А.Ильина на национально-патриотическое воспитание с другой стороны определило выбор темы диссертационного исследования - "Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И.А.Ильина".

Названное противоречие обозначило проблему исследования, которая состоит в изложении целостного взгляда И.А.Ильина на национально-патриотическое воспитание, а также осмыслении этого взгляда относительно основных идей русской педагогики X - начала XX века о национально-патриотическом воспитании.

Объект исследования - философско-педагогическая мысль X - начала XX века о национально-патриотическом воспитании.

Предмет исследования - философско-педагогические воззрения И.А.Ильина на национально-патриотическое воспитание.

Цель исследования - представить идеи И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании, показав их преемственность основным тенденциям русской педагогики X - начала XX века.

Задачи исследования :

представить воззрения отечественных деятелей просвещения X - начала XX века на национально-патриотическое воспитание;

сформулировать идеи И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании;

- показать историческую преемственность педагогического наследия
И.А.Ильина основным идеям русской педагогики X - начала XX века.

Источники исследования: труды отечественных педагогов, философов, историков, деятелей культуры и просвещения X - начала XX века; антологии и хрестоматии по истории педагогики в России; произведения И.А.Ильина, его воспоминания и письма; работы ученых, посвященные различным аспектам творчества И.А.Ильина.

Методы исследования: историко-педагогические - изучение и анализ философско-педагогической литературы, посвященной национально-патриотическому воспитанию; сравнительный анализ взглядов И.А.Ильина и отечественных деятелей просвещения; обобщение и систематизация полученных результатов и выводов.

Методологической базой исследования являются диалектика преемственности идей, соотношение исторического и логического в историко-педагогических исследованиях; герменевтический подход, направленный на толкование философско-педагогических взглядов ученого.

Теоретические положения исследования составили идеи о духовной сущности человека (Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, Н.И.Пирогов, Г.П.Редкин, П.Ф.Юркевич), о взаимосвязи веры и знания (З.В.Видякова, М.В.Захарченко, В.В.Зеньковский, А.А.Корольков, С.В.Перевезенцев, С.А.Рачинский, К.Д.Ушинский, А.С.Хомяков, В.Д.Шадриков)?об усвоении национальной культуры как способе приобщения к общечеловеческим ценностям (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.И.Гессен, В.И.Додонов, Ф.М.Достоевский, К.Д.Ушинский), о духовно-религиозном воспитании как национализирующем

элементе учебно-воспитательного процесса (Н.С.Арсеньев, И.Ф.Гончаров, А.Н.Мигунов, В.А.Мосолов, Н.Д.Никандров, А.Радонежский, Н.К.Симаков, А.Н.Стрижев, В.Ю.Троицкий, Г.П.Федотов).

Научная новизна работы заключается в том, что уточнены философско-педагогические аспекты творческого наследия И.А.Ильина; на основе герменевтического анализа раскрыты педагогические представления И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании; в рамках историко-логического подхода показана преемственность основных идей И.А.Ильина о национально-патриотическом воспитании отечественной философско-педагогической мысли X - начала XX века.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что панорамно представлен исторический аспект проблемы национально-патриотического воспитания; в контексте отечественной философско-педагогической мысли X -начала XX века охарактеризованы идеи И.А.Ильина: о воспитании национального духовного характера как главной цели национально-патриотического воспитания, о духовно здоровой семье как первом и самом важном институте национально-патриотического воспитания, о национальном самопознании как задаче и средстве национально-патриотического воспитания; теоретически углублен вопрос о цели, задачах, содержании, средствах национально-патриотического воспитания.

Практическая значимость работы. Полученные результаты и выводы исследования могут оказаться полезными в ходе дальнейшего изучения проблемы национально-патриотического воспитания, а также педагогического наследия И.А.Ильина; позволят полнее и основательнее освятить вопросы национально-патриотического воспитания в учебных пособиях по истории педагогики. Исследование в целом может составить основу спецкурса или семинара для студентов, способствовать углублению знаний по истории отечественной школы и педагогики. Материалы исследования могут быть использованы как в светских, так и в религиозных учебных заведениях, в системе общего или до-

полнительного образования; применяться в практическом учебно-воспитательном процессе с учащимися разных возрастных групп, а также при разработке лекций и семинаров по курсам "История образования и педагогической мысли", "Основы православной культуры", "Православная педагогика", "Духовное просвещение в светской школе". Положения, выносимые на защиту.

  1. Отечественная философско-педагогическая мысль X - начала XX века характеризуется следующими положениями: о формировании цельной личности, отвечающей нравственным идеалам православной веры; о задаче воспитателя претворить национальный инстинкт ребенка в патриотическое чувство, являющееся самым коротким путем к пробуждению его нравственности; о необходимости первоначального воспитания детей в национальных рамках; о семье, школе и церкви как главных социальных институтах национально-патриотического воспитания; о всестороннем изучении национальной данности (истории, географии, культуры, языка, религии, народных обычаев и др.) и деятельном участии в ней как средствах борьбы против денационализации молодого поколения и воспитания его в национально-патриотическом духе; об уважительной форме преподавания учебных дисциплин, имеющих своим предметом Родину; о значимости нравственно и патриотически настроенных педагогических кадров в деле национально-патриотического воспитания.

  2. И.А.Ильин является видным представителем российского зарубежья, философско-педагогическое творчество которого отвечало стремлению воспринять и в новых социально-исторических условиях отразить педагогические воззрения отечественных деятелей просвещения X - начала XX века на национально-патриотическое воспитание.

3. Преемственность идей И.А.Ильина о национально-патриотическом
воспитании воззрениям русских деятелей просвещения X - начала XX века вы
ражаются в следующем:

а) главной целью национально-патриотического воспитания служит фор
мирование у подрастающего поколения национального духовного характера,
сущностным выражением которого выступает цельная личность с гармонич
ным сочетанием в ней таких духовных качеств и умений, как вера, любовь,
свобода, совесть, патриотизм и национализм;

б) семья выступает первым и самым важным институтом национально-
патриотического воспитания, если обладает духовной, целомудренной любо
вью, религиозной отечественной традицией, искренностью и дисциплиной. Се
мья с такими свойствами называется духовно здоровой и является школой для
воспитания в ребенке любви, веры, свободы, искренности, доверия, почтитель
ности, дисциплины, верного отношения к власти авторита, способности к ду
ховному единению и жертвенному служению своим близким, а в дальнейшем -
своему народу и Отечеству;

в) задачей и средством национально-патриотического воспитания являет
ся национальное самопознание - изучение русских языка, музыки, живописи,
архитектуры, индивидуальной и церковной молитвы, сказки, жития святых и
героев, поэзии, истории с богатым краеведческим материалом.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации. Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается непротиворечивостью и четким обозначением методологических и теоретических позиций, формированию которых способствовал анализ исторической, философской и педагогической литературы по проблеме исследования; применением методов исследования, адекватных предмету, целям, задачам исследования; результатами достаточной апробации основных выводов исследования.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на кафедре педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И.Герцена, на Покровских научно-педагогических чтениях (Санкт-Петербург, 10-14 октября 2003 г.), а также вошли в состав дипломной работы, выполненной на базе Свя-то-Иоанновских Богословско-Педагогических курсов при Отделе религиозного

образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии в 2002 г. Основное содержание диссертации представлено в пяти публикациях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (семи параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Нравственно-религиозная направленность национально-патриотического воспитания в Древнерусской педагогике X - XVII веков

В отечественной педагогике X - XVII веков национально-патриотическое воспитание рассматривалось как неотъемлемая часть всякого воспитания, которое осуществлялось на территории России и идентифицировалось как русское воспитание. Так, П.Ф.Каптерев писал: "Всякая школа есть непременно народная школа, всякое воспитание бывает национальным само по себе, безо всяких хлопот..." [79, с.43]. В этой связи необходимо отметить те главные черты, которые лежали в основе русской воспитательной системы.

Еще задолго до того как на территории Руси в недрах племенных союзов стал намечаться институт государственности, народом уже был накоплен опыт семейного и народного воспитания, которые знакомили ребенка с окружающей средой, способствовали формированию у подрастающего поколения чувства привязанности, любви и уважения к родной земле.

Первой воспитательницей и наставницей ребенка являлась мать. От нее ребенок с рождения воспринимал колыбельные песни, сказки, потешки и запреты, служившие для него источником первых знаний об окружающих его людях, предметах быта, обычаях и традициях своего рода. Народный фольклор приобщал детей к национальной данности, помогал им постигать моральные нормы, принятые в его роде.

После принятия на Руси христианства и объявления его государственной религией православие стало оказывать сильное влияние на становление национально-патриотического самосознания русских людей. Великий князь Владимир, осознавая нужду в лицах, способных встать на путь служения Церкви, "нача поймати у нарочитой чади дети и даяти нача на учение книжное" [120, с.1].

Как свидетельствуют многие памятники древнерусской литературы, главными факторами воспитания на Руси были Церковь, книга и семья. Школа носила церковный характер, являлась для детей преддверием храма Божия. Эти воспитательные средства более всего отвечали сущности и цели образования древнерусских людей, которое состояло "в приобретении познаний истин православной христианской веры и благочестия" [120, с.2].

Издревле храмы и монастыри служили источниками христианского народного просвещения, а во времена монгольского ига были почти единственными хранилищами национального образования. При отсутствии других способов обучения, храм со своим богослужением и глубиной христинской проповеди был "главною школою истины и добра для наших предков" [120, с.2].

Монастыри являлись народными училищами, рассадниками книжного просвещения. В монастырях готовили лиц для занятия высоких степеней церковной иерархии, воспитывали "ревнители веры и благочестия". Отличительными чертами монастырской педагогики являлись пост, молитва, нищелюбие, трудолюбие, терпение, почитание книг, умение отдавать себя на служение общему делу. Последний фактор наиболее всего способствовал формированию патриотических чувств, которые сполна были проявлены во время Куликовской битвы двумя монахами Троице-Сергиева монастыря - Александром Пересветом и Родионом Ослябей. Монастыри также были школой нравственного воспитания русского общества, местом, где сосредотачивалось духовное образование, переписывались книги, которые распространялись в народе.

Древнерусские летописцы-монахи (Иларион, Нестор) в своих исторических повествованиях подчеркивали, что русский народ не без рода и племени, что он имеет свою историю, которой вправе гордиться. Показывая Русское государство в ряду других держав мира, митрополит Иларион отводил ему одно из центральных мест во всемирной истории. В "Слове о законе и благодати" (ок. 1049 г.) он прославлял русский народ, выражал глубокую веру в его великое будущее, так как "вера благодатная по всей земле простерлась и до нашего народа русского дошла" [146, с.26]. В то же время патриотические мысли летописца отнюдь не отличаются национальной ограниченностью. В основе его национально-патриотической концепции лежит идея равноправности народов, вера в возможность совершенствования человеческих отношений с помощью христианской нравственности. Противопоставляя Новый завет ("благодать") Ветхому завету ("закону"), который регламентировал жизнь только одного древнееврейского народа, митр. Иларион прокладывал дорогу свободному развитию многих государств. "Закон", с его точки зрения, разобщает народы, возвышая одни и принижая другие. "Благодать" же снимает односторонность закона и, подобно солнцу, равно светит всем людям. Закону чуждо представление о высшем благе - свободе, он целиком погружен в быт, суету земных отношений. Он только размножает зависть и тяжбы, гнев и преступления. Для митр. Илариона очевидно, что принесенное в мир Евангелие, упраздняя закон, приводит тем самым к уничтожению рабства и возвещает новый смысл человеческой истории.

Испокон веков были присущи русскому национальному сознанию черты уважительности к другим народам. Как отмечал Д.С. Лихачев, "В древней русской литературе сформировалось представление о единстве мира, о единстве человечества и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, - патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма. Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь "обитаемый мир" (йокумену), который стал характерен для нее и в XIX в." [94, с. 10-11].

В эпоху княжеской розни и ожесточенной резни игумен Феодосии Печер-ский проповедовал терпимость и человеколюбие к народам разных вер, советовал твердо следовать христианской заповеди - любить своего ближнего, как самого себя. "Свою веру непрестанно хвали... И подвигайся в своей вере добрыми делами, и милостью одаряй не только единоверцев, но и чужих. Если видишь раздетого, или голодного, или от стужи или от беды какой страдающего, будет ли то иудей, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или язычник любой - всякого помилуй и от беды избавь, и не будешь лишен воздаяния от Бога" [57, с. 162].

Воспитание гражданина-патриота в представлении русских просветителей XVIII века

Период русской истории XVIII века связан с эпохой значительных преобразований общественной и государственной жизни, главным деятелем которых был Петр Великий. Время его царствования представляется историками той гранью, которая отделяет Древнюю Русь от Новой России.

Среди просветителей петровского времени можно выделить два направления. Представители первого направления, традиционалисты, поддерживая петровские нововведения в области просвещения, экономики и государственного управления, не были согласны с церковной реформой, потерей клиром первенства в духовной жизни общества. В церковной реформе Петра I они видели резкий отход от традиции Древней Руси, когда Православная Церковь являлась главным образовательным органом русского народа, регламентирующим отношения человека к Богу, Отечеству и близким. Последователи этого направления видели в распространении протестантских и других, чуждых православию реформаторских учениях препятствие на пути к осуществлению самобытной национальной культуры. Невежество и неграмотность русского народа они считали менее опасными факторами, нежели еретическое просвещение.

Представители второго направления, последователи "новых учителей", отстаивали тенденции развития наук, распространения просвещения, ставили под сомнение авторитет Церкви и духовенства, а также поддерживали церковную реформу самодержца, подчинение церкви и клира государству.

Первое направление возглавлял Стефан Яворский, который поддерживал реформы Петра I, связанные с развитием просвещения, реорганизацией государственного аппарата, созданием регулярной армии и флота, но был ярым пртивником церковной политики царя. Среди единомышленников СЯворского следует отметить первого русского экономиста Ивана Посошкова. Он считал, что для процветания государства, развития ремесел и торговли одного обучения недостаточно, необходимо укрепление веры и благочестия. В системе взглядов Посошкова наблюдалась тенденция к рационализму, секуляризации научной мысли. В то же время русский мыслитель в своем творчестве опирался на народную мудрость, на нравственные ценности русского народа. Горячий патриот, Иван Посошков любил русских людей и не любил иностранцев за то, что они "вносили в русскую жизнь иные воззрения, дурные нравы и обычаи" [120, с.24].

Ко второму направлению принадлежал Феофан Прокопович, Василий Татищев, Гавриил Бужинский и др. Представители данного направления стремились к "обновлению" России и все изменения связывали с деятельностью Петра I.

На практике одержало победу второе направление русской мысли. Активная деятельность Петра I и его единомышленников привела к тому, что роль Церкви в образовательной сфере уменьшилась. Религиозно-церковный характер национально-патриотического воспитания уступил место формированию гражданских качеств личности как приоритетному направлению национально-патриотического воспитания. Беззаветное служение царю, добросовестное исполнение своих профессиональных и гражданских обязанностей - вот запрос государства от образовательной системы того времени, хотя не исключалось и важное значение религии в деле образования подрастающего поколения. При организации обучения в народных университетах Правительством предписывалось, чтобы "все положения и выводы науки были основываемы не на умствованиях, а на религиозных истинах, в связи с богословием" [78, с.68].

Однако, несмотря на внешнюю успешность деятельности Петра Великого, мыслящие люди XVIII века обращали внимание на то, что усвоение западноевропейской образованности превращалось в простое перенимание культурной внешности, вместе с пользой приносило нам и пороки иностранного общества. Далеко не все русские люди оказались способными воспринять здоровые начала западной жизни и делались "иванами, не помнящими родства", соединяя в себе глубокое невежество с внешним европейским щегольством. Во многих сатирических журналах второй половины XVIII века отмечался этот разлад внешнего и внутреннего содержания, высказывались мнения против бестолкового заимствования чужеземных форм.

Так, например, в сатирических журналах Н.И.Новикова ("Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек") высмеивалось рабское преклонение соотечественников перед всем иностранным, их стремление вручить судьбу своих детей в руки гувернеров-иностранцев, не имеющих никаких моральных и профессиональных прав на работу с детьми. Борясь со слепыми поклонниками иноземного образа жизни, пренебрежительно относящимися ко всему русскому, Н.И.Новиков горячо ратовал за то, чтобы учителями в стране были не полуграмотные иностранцы, которых берут в воспитатели только за то, что они французы или немцы, а свои отечественные, получивший образование в России.

Гневно осуждая тех, кто раболепствовал перед чужеземным, оставаясь позорно равнодушным к своему, отечественному, И.П.Пнин говорил, что "сердце россиянина должно исполнено быть благородной гордости" [117, с. 195]. В своем труде "Опыт о просвещении" он доказывал, что главная цель воспитания состоит в том, чтобы "приуготовить для России россиян, а не иностранцев, дабы приуготовить полезных сынов отечеству, а не таких людей, которые бы гнушались тем, что есть отечественное и презирали бы свой собственный язык" [там же].

Жизненный путь И.А.Ильина как идеал духовного служения Родине

Иван Александрович Ильин родился 9 апреля 1883 года. Детство Ивана прошло в Москве, в Шереметевском переулке, в доме с видом на Кремль. "Шесть лет патриотических чувств и любования", - вспоминал И.А.Ильин в эмиграции. "Сколько вокруг этого Дворца гулялось, Александровский Сад -кремлевские стены - детство - все ворота - купол этот!... И мимо него же меня увозили в тюрьму на Лубянку..." - писал он в своих мемуарах. [73, с.49].

Успешно завершив обучение в гимназии, Иван Ильин поступил в Московский университет на юридический факультет. Его незаурядные научные способности проявились уже в студенческие годы. Во многом их развитию способствовал выдающийся государствовед П.И.Новгородцев. Когда Иван Ильин пришел к П.И.Новгородцеву для обсуждения его плана занятий философией, профессор спросил: "Сколько времени молодой студент может уделять этому предмету? Ильин ответил: "Всю жизнь". Действительно, вся жизнь И.А.Ильина - это служение предмету своей деятельности. По окончании университета дипломированный специалист был оставлен на кафедре энциклопедии права и истории философии права для подготовки к профессорскому званию.

Как и многие русские философы тех лет, И.А.Ильин начинал свою научную работу с изучения трудов зарубежных ученых, таких как Аристотель, Фихте, Шеллинг, Гегель, Руссо. По установившейся традиции он был направлен в заграничную командировку. Гейдельберг, Фрейбург, Берлин, Геттинген, Сор-бона - знаменитые университетские центры, в которых молодой ученый слушал лекции выдающихся специалистов по западной философии и социальному праву.

В 1909 году И.А.Ильин сдал магистерские экзамены и был утвержден в звании приват-доцента юридического факультета. Тогда же он приступил к преподавательской деятельности: читал лекции по истории философии права и вел семинар "Общая методология юридических наук" на Высших женских юридических курсах.

Среди первых печатных работ И.А.Ильина центральное место занимает двухтомное издание - "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека", ставшее важной вехой не только для него самого, но и для всей русской философии начала XX века. И.А.Ильину удалось создать целостную систему, в которой гегелевское учение трактовалось в духе иррационализма. Гегелевская концепция, по И.А.Ильину, есть "изображение "пути Бога", соединившегося с материальной стихией и преобразующего ее по своим законам. Судьба мира при этом складывается как цепь побед божественного начала..." [47, с.9]. За этот труд И.А.Ильину были присвоены сразу две научные степени - магистра и доктора философских наук.

В 1917 году философ был избран председателем Общества младших преподавателей Московского университета, в 1921году - членом правления Московского юридического общества, председателем Московского психологического общества, а также доцентом историко-филологического факультета Московского университета.

С 1912 по 1922 год И.А.Ильин преподавал на юридическом и историко-филологическом факультетах Московского университета и Высших женских юридических курсов, в Московском коммерческом институте, Народном университете им.Шанявского, Высшем музыкально-педагогическом институте, Ритмическом институте, Философском исследовательском институте и в других учебных заведениях.

Революционные события 1917 года заставили Ивана Александровича оторваться от академической научной работы и заняться анализом сложившейся жизненной ситуации в России. "Ныне моя главная скорбь в том, что никто не озабочен раскрытием причин нашего национально-духовного крушения и путей к нашему национально-духовному обновлению и возрождению... Люди идут мимо великих заданий, строго поставленных нам Самим Господом, и не видят проблем будущего... Наше поколение уходит, не осмыслив Божиих зада 76

ний; а следующее за нами поколение не имеет ни слов, ни видения, ни чутья для этих проблем. Надо от Евангелия, обновлять культурно-творческий акт - и никто об этом не думает" [73, с. 178] - с горечью писал И.А.Ильин в своих мемуарах.

После прихода к власти большевиков И.А.Ильина в течении 1918 - 1922 годов арестовывали шесть раз. Во время последнего ареста его приговорили к расстрелу, который заменили пожизненным изгнанием за непризнание советской власти. Позднее мыслитель вспоминал: "Это стало хорошей школой для дальнейшего формирования характера и стойкости его, для умения ради свободы как таковой, ради свободы мысли и веры поставить на карту все - себя, свою жизнь, возможности, семью" [68, с.623].

Идея о воспитании национального духовного характера как цели национально-патриотического воспитания

"Новой России, - пророчески писал И.А.Ильин, - предстоит выработать новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь" [62, с. 143].

Национальное воспитание, по мнению И.А.Ильина, - это воспитание, которое отвечает основным и сущностным качествам определенного народа, направлено на укрепление и развитие национально значимых черт личности. Многие русские педагоги и философы, идейные предшественники и современники И.А.Ильина отмечали, что менталитет русского человека значительно отличается от менталитета западноевропейского человека. Для русского человека характерны богоискательство (Г.П.Федотов), свободолюбие (Н.О.Лосский), "всемирная отзывчивость" (Ф.М.Достоевский), культурность как "нарастание в человеке чувств уважения, любви к чему-нибудь" (В.В.Розанов), стремление к жизни по совести (А.С.Хомяков), доброта (Н.А.Бердяев).

Анализируя воззрения русских ученых, И.А.Ильин делает вывод о том, что национально-русское воспитание должно, в первую очередь, развивать и укреплять в детях чувства веры, любви, свободы, совести, духовной очевидности, патриотизма и национализма. В работе "Путь духовного обновления" ученый указывает:

"1. Надо научиться веровать... веровать цельно, вместе с разумом...

2. Такая вера добывается любовью, духовною любовью к совершенному. Верование и любовь связаны воедино...

3. Мы должны научиться свободе... Без свободы не будет настоящей веры и любви.

4. Мы должны научиться совестному акту... Он научит нас самоотверженной любви. Он даст нам величайшую радость - радость быть свободным в добре.

5. Мы должны научиться чтить и любить, и строить наш семейный очагэто первое, единственное гнездо любви, веры, свободы и совести; эту необходимую и священную ячейку родины и национальной жизни.

6. Мы должны научиться духовному патриотизму...

7. Истинный национализм есть как бы завершительная ступень в этом восхождении..." [64, с.287-288].

Все эти компоненты внутренней сущности личности должны составлять национальный духовный характер русского человека, укрепление и развитие которого И.А.Ильин считал самым главным предназначением российской системы образования.

Разделяя воззрения К.Д.Ушинского о национальном идеале воспитания, И.А.Ильин был убежден, что каждый народ, создавая свою национальную культуру, вынашивает "свой особый национально-духовный характер,... свой идеал человеческого облика" [71, с.246]. При этом национальный характер определяется не только физическими факторами (раса, климат, земная поверхность, природа) и психофизиологическими особенностями народа, но главное -"творческою обращенностью к божественной стихии мира" [там же].

В своих произведениях И.А.Ильин обращается прежде всего к анализу понятия "вера", которое рассматривает в качестве основополагающего фактора становления и развития национального духовного характера личности ребенка. В процессе поиска ответов на вопросы: "Что есть вера? Что значит верить?" он различает понятия веры и познавательной уверенности. На бытовом уровне существует представление о том, что верить это значит признавать за истину. На самом деле это не так: вера - гораздо более глубокое явление, не связанное напрямую с физическими доказательствами. Так, например, в области точных и естественных наук считаются истинными математические теоремы и химические формулы, но нельзя сказать, что мы верим в них. По мнению ученого, рассудочное, интеллектуальное осмысление и утверждение какого-либо факта не является верой, так как душа, признавая его истинность, не отзывается на него сердцем. Ученый определяет веру человека не просто как знание какого-либо предмета размышления, а, скорее, как его сердечное, интуитивное чувствование.

Вера человека, согласно исследованиям И.А.Ильина, есть основной и главный источник человеческих мыслей, слов и поступков. Человек может пренебрегать своей верой, заблуждаться или разочароваться в ней, но, главное, он не может жить без веры. Ильин утверждает, что "все люди верят: и образованные и необразованные, и умные и глупые, и сильные и слабые. ...вера всегда остается первичной силой человеческой жизни" [66, с.44], независимо от того, осознает это человек или нет. Это суждение приводит к мысли о необходимости целенаправленного воспитания у ребенка такой веры, которая способствовала бы формированию у него истинных духовно-нравственных ценностей жизни. Поэтому справедливо утверждение мыслителя о том, что воспитание веры должно начинаться с самого начала жизненного пути ребенка и сопровождать его до конца жизни уже в форме самовоспитания и самосовершенствования.

Похожие диссертации на Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина