Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради Гнайкова Галина Викторовна

Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради
<
Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гнайкова Галина Викторовна. Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Волгоград, 2004 208 c. РГБ ОД, 61:05-13/558

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Социально-исторические условия становления педагогических взглядов Е. И. Конради 14

1.1. Социально-исторические и субъективные предпосылки становления педагогических взглядов Е. И. Конради 14

1. 2. Материнское воспитание в общепедагогическом наследии Е. И. Конради 43

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 76

ГЛАВА 2. Сущность и основное содержание материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради 79

2. 1. Теоретические аспекты проблемы материнского воспитания 79

2. 2. Взгляды Е. И. Конради на материнское воспитание 118

2. 3. Использование идей материнского воспитания Е. И. Конради в современной воспитательной практике 151

Выводы по второй главе 168

Заключение 171

Список литературы 176

Приложения 197

Введение к работе

Актуальность исследования. Снижение социального статуса воспитания, наблюдаемое в последние годы, привело к деформации ценностного сознания, потере ценностных ориентиров. Гуманистические тенденции современного семейного воспитания предполагают, что цель, содержание воспитания направлены на самоценность детства, приоритет личности, способной к самоопределению и самореализации в современном социокультурном пространстве, важнейшими качествами которой являются творческая активность, вариативное мышление, развитое стремление к созиданию (И. В. Бестужев-Лада, Е. В. Бондаревская, В. В. Бойко, Н. К. Сергеев, И. С. Кон, О. Д. Мукаева, А. Г. Хрипкова и др.).

В настоящее время воспитание рассматривается как «человекоориентированный, культуросообразный, жизнетворческий процесс» (Е. В. Бондаревская). Это побуждает педагогов-исследователей и педагогов-практиков к переосмыслению ценностных оснований воспитания, к необходимости соотнести специфические особенности традиционной педагогики с современными инновациями, происходящими в образовательной сфере.

Решая проблему поиска интегральных факторов воспитательных ценностей, необходимо обратиться к системе ценностей, которые составляют основу отношений личности к человеку и к миру в целом. Ценности выступают важным фактором, обусловливающим мотивацию действий и поступков личности.

Этико-философские аспекты категории «ценность» рассматривались в трудах как отечественных учёных (Н. А. Бердяев, А. И. Введенский, Н. Грот, А. А. Гусейнов, В. И. Несмелое, В. В. Розанов, В. С. Соловьёв, М. М. Тареев, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк и др.), так и зарубежных исследователей (Ф. Ницше, Г. Лотце, О. Шпенглер, М Хайдеггер и др.).

Гуманизм как культурная реальность имеет под собой соответствующие ценностные основания. На всем протяжении своего существования гуманистическая традиция обогащалась идеями личности как высшей ценности (В. Г. Белинский, П. П. Блонский, К. Н. Вентцель, М. В. Ломоносов, А. С. Макаренко, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.) Огромное значение проблема ценностей приобретает в современной педагогике и психологии воспитания (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. Я. Лыкова, Л. П. Разбегаева, В. А. Ситаров, В. А. Сластёнин и др.).

Важное значение для исследуемой нами проблемы имеют психологические труды Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, М. В. Корепановой, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, А. Маслоу, В. А. Петровского, Н. Н. Поддъякова, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., в которых подчёркивается самоценность детства, необходимость учёта в воспитании своеобразия и особенностей психического развития ребёнка, создание условий для его саморазвития и творческой активности, роли матери в становлении внутреннего мира ребёнка.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей. В ряду этих факторов особое место занимают отношения матери и ребёнка. Проблема материнского воспитания относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества.

Нравственные установки и ценности закладываются у ребёнка в раннем детстве. Важная роль в этом процессе принадлежит значимым для ребёнка взрослым. Наиболее близкие психологические и духовные связи устанавливаются между ребёнком и матерью. Однако в современной ситуации наблюдается отчуждение матери и ребёнка. Д. И. Фельдштейн отмечает: «Налицо серьезный дефицит внимания, уважения к ребенку... - в результате у многих ребят развивается чувство одиночества, доходящее порой до отчаяния, растет цинизм, проявляющийся в более открытых, чем у взрослых формах, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям» (1997) (221). Тема ценности материнского воспитания в связи с этим, на наш взгляд, очень серьёзна и значительна. Она заслуживает всестороннего научного исследования и осмысления.

В педагогике накоплен большой концептуальный материал, имеющий важное значение для осмысления проблемы материнского воспитания. В ряду таких труды Е. Н. Водовозовой, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, М. Олесницкого, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского. Однако до сих пор остаётся малоисследованным педагогическое творчество Е. И. Конради. Анализ показал, что она явилась одним из видных представителей дошкольной педагогики второй половины XIX века. Её современники и в последующем исследователи её творчества отмечали вклад Е. И. Конради в историю борьбы за образование женщины и теорию материнского воспитания. Имеются отдельные публикации Л. И. Красногорской, Г. С. Лапшиной, Э. А. Павлюченко, В. Л. Погребной, И. В. Чувашева по изучению её деятельности и педагогического наследия. Однако глубокого исследования её педагогических взглядов и теории материнского воспитания осуществлено не было.

В связи с актуализацией ценностей в сфере материнского воспитания, переосмыслением концептуальных основ педагогики возникает потребность в переосмыслении ценностей материнского воспитания, поиска новых базисных оснований для воспитания успешной и социально адаптированной личности ребёнка. Поэтому представляется значимым изучение теоретических положений Е. И. Конради о материнском воспитании.

Прогрессивные идеи Е. И. Конради (1838 - 1898), представителя отечественной педагогики второй половины XIX века, созвучны с концепциями её выдающихся современников: Е. Н. Водовозовой, Н. И. Пирогова (воспитание всесторонней личности ребёнка), П. Ф. Лесгафта (физическое воспитание дошкольников и младших школьников), А. С. Симонович (общественное воспитание детей), К. Д. Ушинского (воспитание народными традициями) и др.

В зарубежной педагогической мысли роль матери в воспитании ребёнка отражена в трудах Я. А. Коменского, Г. Песталоцци, позже - в психологических трудах Дж. Боулби, М. Мид, 3. Фрейда, Э. Эриксона и др.

Деформация семейных отношений, вызванная нестабильностью социально-экономического состояния современного общества отражает противоречия между:

- возрастающей потребностью общества в воспитании эмоционально благополучной, социально адаптированной, успешной личности и реально доминирующей, прагматично направленной системой воспитания человека;

- значимостью семейного, в частности, материнского воспитания на ранних этапах становления личности ребёнка и общественным воспитанием, отчуждающим взаимоотношения матери и ребёнка;

- ориентацией современного материнского воспитания на преобладающее удовлетворение материальных потребностей ребёнка и приоритетностью в трансляции ему духовных ценностей, согласно концепции Е. И. Конради.

Данные противоречия обусловили проблему исследования, которая состоит в недостаточном осмыслении идей материнского воспитания Е. И. Конради применительно к современным образовательным потребностям общества.

С учётом проблемы был осуществлён выбор темы исследования, которую мы сформулировали следующим образом: «Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради».

Объект исследования - педагогическое наследие Е. И. Конради.

Предмет исследования - ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради.

Цель исследования - выявить и научно обосновать ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради, показать значение основных положений её теории для практики воспитания.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Определить методологические позиции и проанализировать социально-исторические и субъективные предпосылки становления педагогических взглядов Е. И. Конради.

2. На основе анализа педагогического наследия Е. И. Конради раскрыть сущность её общепедагогических позиций о воспитании детей.

3. Определить и научно обосновать ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради.

4. Определить актуальные идеи материнского воспитания Е. И. Конради, которые могут быть использованы в теории и практике современного воспитания, и показать реальный опыт практического освоения этих идей.

Решение поставленных задач потребовало тщательного изучения и анализа различных архивных и научных изданий, раскрывающих сущность исследуемой проблемы и определяющих значимость для современной теории и практики воспитания.

Методологическую основу исследования составляют:

- культурологический и цивилизационный подходы, позволяющие рассматривать образование как одну из основных составляющих культурных ценностей цивилизации (Е. В. Бондаревская, В. В. Веселова, Г. Б. Корнетов, Э. В. Онищенко и др.);

- исследования в области истории педагогики в трудах отечественных учёных (Г. С. Лапшина, Э. А. Павлюченко, В. Л. Погребная, И. В. Чувашев и др.);

- системный подход к изучаемой проблеме, требующий приведения в определённую систему различных позиций отечественных и зарубежных учёных (В. С. Ильин, В. В. Краевский, А. М. Саранов, Н. К. Сергеев и др.);

- аксиологический подход к проблеме ценностей воспитания (Н. М. Борытко, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, Л. П. Разбегаева и др.);

- личностно-ориентированный подход, позволяющий определить влияние материнского воспитания на ребёнка, как субъекта деятельности, познания, общения, саморазвития, самореализации (Е. В. Бондаревская, Е. А Крюкова, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, В. В. Сериков, Е. О. Смирнова и др.).

При анализе и классификации материала нами были использованы следующие методы исследования.

- метод исторического и логического анализа, требующий научного, конкретно-исторического подхода к проблеме ценностей материнского воспитания;

- теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы;

- изучение, сопоставление и сравнение различных документальных, литературных, исследовательских данных для определения основных факторов, повлиявших на становление и развитие педагогических взглядов Е. И. Конради;

- биографический метод, позволяющий выявить теоретические позиции и взгляды Е. И. Конради, в контексте жизнедеятельности и становлении её педагогической индивидуальности.

Источниковедческую базу составили статьи, рецензии Е. И. Конради и её фундаментальный труд «Исповедь матери»; историческая, социальная, психолого-педагогическая и философская литература по проблеме исследования. Огромное значение и интерес для нашего исследования имели архивные материалы и документы Рукописного отдела Института русской литературы Академии наук России (РО ИР ЛИ), материалы отдела рукописей Российской Государственной библиотеки (ОР РГБ), а также материалы отдела редких и ценных книг Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького; публикации российских педагогов о Е. И. Конради, материалы периодической печати. Нами использовались статьи из журналов «Женский Вестник», «Неделя», «Вопросы истории», «Вестник Запорожского державного университете» и др., отечественная и зарубежная литература, а также ресурсы Интернета.

Достоверность полученных результатов обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, апробацией результатов исследования.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что: на основании представления Е. И. Конради о материнском воспитании уточнено современное понятие «материнское воспитание»; целостно исследовано педагогическое наследие Е. И. Конради. Впервые феномен «материнское воспитание» в контексте педагогического наследия Е. И. Конради стал предметом педагогического исследования. На основе аксиологического подхода систематизированы ценностные ориентиры материнского воспитания детей в педагогическом наследии Е. И. Конради.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении теории личностно-ориентированного образования теорией материнского воспитания; создании целостного представления о педагогическом наследии Е. И. Конради, которое вносит вклад в развитие теории и истории образования, а также вклад в разработку нового направления педагогики - пренатальную педагогику.

Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что материалы диссертации можно использовать при подготовке лекций, учебных пособий и спецкурсов в процессе профессиональной подготовки студентов и аспирантов педагогических вузов, повышения квалификации учителей; в практике работы дошкольных образовательных учреждений с родителями, в частности, с матерями, по популяризации идей материнского воспитания на этапах раннего детства, а также в работе с будущими родителями в период ожидания ребёнка.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях центра «Проблемы современного воспитания» Волгоградского государственного педагогического университета; докладывались на Международной и Всероссийских научно-практических конференциях: «Социально-педагогическая адаптация детей и подростков: проблемы и решения» (Волгоград, 2003), «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Пятигорск, 2004), «Проблемы экологической безопасности и здоровье дошкольников» (Волгоград, 2004), «Современное профессиональное образование: актуальные проблемы и перспективы развития» (Волгоград, 2004), «Современное детство: развитие, образование, культура» (Ульяновск, 2004); нашли своё отражение в научных статьях и тезисах.

Внедрение результатов исследования в практику работы клуба для будущих родителей «Просвещённое материнство» организованного на базе МДОУ детского сада №111 «Радуга» г. Волжского Волгоградской области; чтение лекций для студентов заочного отделения факультета педагогики и методики начального обучения и дошкольного воспитания (специальность: дошкольная педагогика и психология) Волгоградского государственного педагогического университета, в работе со слушателями курсов повышения квалификации Волгоградского государственного института повышения квалификации работников образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Базовую основу педагогического наследия Е. И. Конради составляют теоретические и практические аспекты аксиологического опыта отечественной и зарубежной педагогики, а также идеи гуманистической педагогики, к их числу относятся: - воспитание человека на протяжении его жизни рассматривается как единый процесс от раннего возраста до зрелости; важная роль в этом процессе принадлежит матери; взаимосвязь общественного и семейного воспитания выступают основой воспитания и социализации личности, механизмом выявления её общественного и личностного потенциала. Эффективность воспитания, по Конради, связана с уровнем образования матери, зависит от её личностных качеств, подготовленности к выполнению воспитательных функций.

2. Сущность и основное содержание педагогического наследия Е. И. Конради сводится к следующим положениям:

- основной целью воспитания личности ребенка является развитие нравственных, умственных и физических способностей; формирование самостоятельности и свободы в жизненных проявлениях;

- целью семейного воспитания является формирование в ребёнке качеств, определяемых обществом;

- главным нравственным принципом взаимоотношений в семье является ненасилие.

3. К основными ценностям материнского воспитания в наследии Е. И. Конради, значимым для современной педагогической науки и практики относятся следующие:

- эмоционально ценностное отношение матери к ребёнку, на основе принятия ребёнка;

- взаимное отождествление, т. е. идентификация матери и младенца, обеспечивающее формирование у ребёнка чувства доверия сначала к матери, а позднее к миру;

передача элементарного социального опыта деятельности и взаимоотношений, первичного познания мира и зарождения глубоких привязанностей;

- материнское воспитание приобретает исключительно важное значение для ребёнка на начальном этапе его жизни, так как этот период является

наиболее сензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру.

4. К актуальным идеям педагогического наследия Е. И. Конради, значимым для современного воспитания нами отнесены:

- образованность матери, ей личностные качества, как непременное условие полноценного воспитания ребёнка;

- признание самоценности личности ребёнка на разных этапах его развития;

- целостный подход в воспитании ребёнка. Этапы исследования:

На первом этапе (2000 - 2002 гг.) - изучалась, анализировалась отечественная и зарубежная научная литература по проблеме материнского воспитания; рассматривались взгляды на данную проблему мыслителей разных периодов, в частности, Е. Н. Водовозовой, В. Н. Жука, бл. Иеронима, Я, А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, Г. Песталоцци, Платона, Л. Н. Толстого и др.; определялись исходные теоретические позиции; был открыт клуб для будущих родителей «Просвещённое материнство»; осуществлялась диагностическая работа со старшеклассниками по изучению их отношения и принятия родительских функций.

На втором этапе (2002 — 2003 гг.) - изучались архивные материалы, педагогические труды Е. И. Конради, изучался её фундаментальный труд «Исповедь матери», осуществлялся анализ педагогического наследия Е. И. Конради в соотношении с современными тенденциями развития материнского воспитания с присущими ему ценностными ориентирами.

На третьем этапе (2003 - 2004 гг.) анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались данные, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации, проводилась апробация разработанного спецкурса «Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради» в процессе подготовки будущих педагогов.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, определяются положения, выносимые на защиту, показаны апробация и внедрение полученных результатов.

В первой главе «Социально-исторические условия становления педагогических взглядов Е. И. Конради» дана характеристика процессов, происходивших в обществе, которые повлияли на становление педагогических взглядов Е. И. Конради; рассмотрен её творческий путь, проанализированы общепедагогические позиции Е. И. Конради, представлен обзор исследований её педагогического наследия.

Во второй главе «Сущность и основное содержание материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради» дан анализ философско-этических и психолого-педагогических подходов к сущности понятия «ценность», «материнское воспитание», «ценности материнского воспитания»; рассмотрены положения о материнском воспитании с точки зрения современных походов; представлены взгляды отечественных и зарубежных педагогов XIX и XX вв. по данной проблеме; определены и научно обоснованы положения теории материнского воспитания, представленные в наследии Е. И. Конради; выделены ценности материнского воспитания, согласно её теории; показано практическое применение идей Е. И. Конради.

В заключении подведены общие итоги исследования, сделаны основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

В приложении представлены авторские разработки материалов исследования.

Социально-исторические и субъективные предпосылки становления педагогических взглядов Е. И. Конради

Для формирования личности мы располагаем достаточно мощным потенциалом мировой классической педагогики, сложившейся на базе общечеловеческих ценностей; отечественной философской, психологической и педагогической мыслью с устойчивой тенденцией к гармоничному (целостному) рассмотрению индивидуума; потенциалом отечественной и мировой культуры; опытом усилий советской школы по формированию и развитию человека; опытом современной практики воспитания.

Одним из условий познания педагогической истины является неразрывная связь истории педагогики с современностью, что побуждает нас постоянно обращаться к педагогическим трудам учёных прошлого. Развитие педагогической науки и воспитательной практики немыслимо без творческого освоения наследия, созданного предыдущими поколениями, без выделения в этом наследии того, что принадлежит будущему.

Мы полагаем, что внимательное изучение аксиологических аспектов воспитания в наследии педагогов-классиков позволит переосмыслить основы воспитания, работу педагогов современной школы и детского сада, вызвать к жизни нравственно-духовный потенциал, так необходимый сегодня для возрождения российской школы.

Как отмечает Э. В. Онищенко, «современная интерпретация культуры, как полифункционального феномена, позволяет рассматривать её с эволюционной точки зрения, согласно которой научное наследие и достижения прошлого являются неотъемлемой частью общемирового и национального достояния образования» (150. С. 1).

В настоящее время, в условиях, когда резко изменилась социально-экономическая и политическая ситуация, знание истории педагогики обретает новые качественные характеристики, наполняется новым содержанием. Этот предмет становится серьёзным подспорьем в подготовке поколений будущих учителей, которые смогут воспитывать молодое поколение в духе уважения к культуре и традициям. Оно помогает опереться на опыт, накопленный предшествующими поколениями, и мысли, выверенные из этого опыта и проверенные в практике многих профессионалов.

В 1979 году известный российский историк педагогики Э. Д. Днепров, автор библиографического указателя «Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России, 1918 - 1977» (53), отмечал бедность библиографических и историографических исследований в историко-педагогической науке. Совершенно прав Э. Д. Днепров, написавший, что без серьёзных историографических исследований невозможно уяснить процесс развития историко-педагогического знания и определить перспективы дальнейшей работы в истории педагогики. Такие исследования смогут помочь тем, кто сегодня вступает в науку и педагогическую жизнь.

Вопрос о включении биографий в содержание историко-педагогического учебного материала имеет, на наш взгляд, принципиальное значение, так как знание жизненного пути того или иного педагога помогает, во-первых, уяснить истоки формирования его мировоззрения, что очень важно для анализа педагогических идей и открытий этого деятеля. Во-вторых, вопрос о личной жизни педагога и его собственных детях, по нашему глубокому убеждению, не такой уж и праздный, как может первоначально показаться, поскольку творчество великих людей тесно связано с их личной судьбой, перипетиями жизни. Для педагога наличие собственных детей очень важно, так как есть возможность в своём доме, в своей семье как наблюдать, так и влиять на развитие и воспитание ребёнка, выверять выдвигаемые положения в практике воспитания. Достаточно вспомнить книгу Е. И. Конради «Исповедь матери», чтобы убедиться в этом. Одним словом, без знания хотя бы краткой биографии педагога трудно определить его уникальность.

С таких позиций мы подошли к исследованию педагогического наследия Е. И. Конради (1838 - 1898), о жизненном пути и научном творчестве которой пойдёт речь в этом параграфе.

Основные вехи деятельности Е. И. Конради тесным образом связаны с основными этапами развития педагогической мысли в России в XIX веке. Поэтому целесообразно обратиться к характеристике того периода, когда Е. И. Конради начинала свою творческую деятельность. Кратко остановимся на процессах, происходивших в обществе и повлиявших на формирование её мировоззрения.

Рост капитализма в России, который привёл к падению крепостного права, развитие денежного хозяйства, торговли и промышленности обусловили экономический подъём России. Создались условия для резкого обострения классовой борьбы на всех участках общественной жизни, для развития промышленности и культуры. Ясно обозначились два направления в общественно-политической жизни - либерально-буржуазное и революционно-демократическое, отражавшие политико-экономические противоречия между господствующим и эксплуатируемыми классами.

Шестидесятые годы XIX в. характеризуются небывалым расцветом русской науки, стремившейся удовлетворить назревшие потребности промышленно-экономической и культурной жизни страны. На развитие науки и мировоззрение виднейших русских учёных сильное влияние оказало революционно-демократическое материалистическое учение Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского.

Передовая русская наука в эти годы сделала огромные успехи во всех областях человеческого знания. Характерной чертой передовых русских учёных был пламенный патриотизм, стремление раскрыть отношение той или иной науки к действительности, поднять науку на уровень требований жизни, содействовать процветанию родины. Это относится и к русским учёным-педагогам.

В шестидесятые годы XIX в. в России возникает и развивается общественно-педагогическое движение, не имевшее себе равного в мире по размаху и глубине содержания. Вопросы воспитания стали «вопросами жизни», вокруг них разгоралась острая борьба. В эти годы развернули свою творческую деятельность крупнейшие классики русской педагогики (В. И. Водовозов, Е. Н. Водовозова, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Н. В. Щелгунов и др.), обеспечивающие русскому народу почётное место в истории развития мировой педагогики, приоритет в решении многих принципиальных вопросов педагогической теории и практики.

Буржуазно-демократическое движение шестидесятых годов XIX в. вызвало могучий подъём прогрессивной демократической педагогической мысли, направленной на решение важнейшей проблемы - создания народной школы, отвечающей историческим условиям развития народа. В этой области много потрудились крупнейшие русские педагоги — представители прогрессивного буржуазно-демократического направления - К. Д. Ушинский и его последователи.

Материнское воспитание в общепедагогическом наследии Е. И. Конради

К концу XIX века всё более приоритетной становится проблема самопознания человека и, соответственно, идея свободного, ответственного, самодеятельного служения идеалу путём духовно-нравственного самосовершенствования. В рассматриваемый период, и этому мы находим подтверждение у Е. И. Конради, реально достижимый нравственный идеал трактовался достаточно «демократично, признавалось несовершенство человеческой натуры», наличие неодинаковых природных и духовных возможностей у каждого индивида, объявлялось недопустимым давление на личность. Нравственный идеал в новой трактовке уже не требовал, полного самоотречения в служении Богу, но, подразумевая, что истинно нравственным следует считать такой образ действий, который гармонично сочетает свой интерес и тех, кто рядом, то, что тогда обозначалось понятием «порядочный человек» (9. С. 96).

Анализ педагогического наследия Е. И. Конради даёт основание полагать, что центральным вопросом педагогики Е. И. Конради считала определение цели воспитания и образования детей. Она указывала, что абстрактный идеал воспитания человека, выдвинутый Н. И. Пироговым, лишён социального содержания, что требование гармонического развития личности ребёнка страдает неопределённостью, так как установить общую норму естественно возможного, гармонического развития трудно и ещё труднее угадать её в каждом отдельном случае, тем более в разные исторические эпохи. Наука не установила, какие средства имеются, чтобы распознавать этот естественный высший предел развития, доступный каждой из сторон личности человека. Многие стремятся пойти по пути одностороннего физического или умственного развития (что ведёт к вредным последствиям) или избирают средний путь -развивать все стороны человека, уравновешивать их (это ведёт к обезличению индивидуальности). Надёжного мерила, кроме личных вкусов воспитателя, здесь нет.

Отзываясь о педагогической деятельности Н. И. Пирогова, Е. И. Конради писала: «Мы твёрдо запомнили урок Пирогова и знаем теперь, что наша задача не в том, чтобы готовить из нашего ребёнка «техника, чиновника, купца, офицера или учёного», а в том, чтобы воспитывать в нём человека... В самом деле, что такое этот «человек», которого мы хотим воспитать в своих детях?» (96. С. 28).

Напомним, что статья Н. И. Пирогова «Вопросы жизни» вышла в свет в 1856году и вызвала в обществе бурю вопросов. В ней педагог напоминает русскому обществу, что в воспитании оно преследует узкоутилитарные цели, то есть создаёт негоциантов, солдат, механиков, врачей, юристов, но не людей. Быть человеком, для Н. И. Пирогова, это общее для всех призвание. «Жить, вот ремесло, которому я хочу его научить. Выйдя из моих рук, он не будет, сознаюсь в том, ни судьёю, ни солдатом, ни священником, он будет прежде всего человеком, но, при случае, сумеет быть не хуже всякого другого всем, чем человек должен быть, и куда не бросит его судьба, он везде будет на своём месте» (161. С. 1).

Следует отметить, что аналогичная мысль звучит в высказывании В. Г. Белинского по поводу воспитания, которое должно видеть в ребёнке «не чиновника, ни поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком» (13).

Излагая внутренний смысл девиза «быть человеком» Е. И. Конради, отражая передовые взгляды современников, трактует его следующим образом: «Можно определить это понятие, как гармоническое, полное развитие всех нравственных, умственных и физических способностей, совокупность которых составляет человека» (96. С. 29).

Период 60-х годов XIX века характеризуется блестящим, но весьма коротким периодом пробуждения и умственного движения русского общества.

Е. И. Конради указывала, что решающую роль в определении цели воспитания в это время играют общественные требования и интересы.

«Дело воспитания, - писала она, - вовсе не есть личный только счёт между нами и нашими детьми... Есть ещё третья заинтересованная сторона, которою он должен быть скреплён и, интересы которой имеют решающий голос; сторона эта - общество, среди которого мы живём и будут жить наши дети; интерес этот - всё то, что способствует увеличению суммы света, справедливости и добра в обществе. Сделать наших детей возможно производительными членами общества, приспособить их к служению делу света, добра и справедливости - таково первенствующее соображение, которому должны подчиняться как произвол нашего родительского деспотизма, так и самоотверженная щепетильность нашего чадолюбия» (201. С. 32).

Поставив перед семьёй задачу - вырастить «производительных членов общества», Е. И. Конради задаётся вопросом: не противоречит ли такая цель воспитанию высокоразвитой личности, не следует ли ограничивать личность во имя общества? В решении этой проблемы автор книги отталкивается от «разумного эгоизма» Чернышевского. Рассуждая о том, что главные качества развитой личности - доброта и «нравственное чувство», она подчёркивает: «Только нравственное чувство, побуждающее человека употреблять свою силу и способность в пользу других и изыскивать к тому средства,... удесятеряет цену личности как члена общества» (201. С. 39). Только развитая личность и может быть «производительным» его членом. «Раз мы в нашем идеале развитой личности поставили на подобающее место нравственное чувство, толкающее человека искать блага других, как существенного элемента собственного счастья, и избегать всего, несогласимого с этим благом, как помехи собственному счастью, - для нас уничтожается сам собой кажущийся антагонизм между развитием личности во всей её полноте и требованиями общего блага», - пишет Е. И. Конради (201. С. 40).

Теоретические аспекты проблемы материнского воспитания

Проблема воспитания относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для неё задачами социально-экономического, нравственного и культурного развития испытывает потребность в личности с определённым уровнем духовного развития и принципов поведения.

Это требование приобретает особую актуальность в современных условиях. Стало совершенно очевидным, что от самого человека, его внутренних ресурсов и в первую очередь от его нравственных ценностей и установок, от его нового мышления зависит будущее человечества, его выживание, сохранение земной цивилизации. Это повышает ответственность системы воспитания во всём мире за характер общественного воздействия на личность, за формирование гуманистических идеалов.

Нравственные установки и ценности закладываются у ребёнка в раннем детстве. Важная роль в этом процессе принадлежит значимым для ребёнка взрослым. Наиболее близкие психологические и духовные связи устанавливаются между ребёнком и матерью. Тема ценности материнского воспитания в связи с этим представляется очень серьёзной и значительной. Она заслуживает всестороннего научного исследования и философского осмысления.

Для того, чтобы перейти к обоснованию ценностей материнского воспитания, остановимся на категории «ценности». В этимологическом словаре русского языка слово «ценность» стоит в одном ряду с такими словами как «достоинство», «дорогой», «оценка», «стоящий много» (261. С. 1186). Сущностная характеристика этой категории прослеживается в развитии этико-философской и психолого-педагогической мысли.

Этика как наука и практическая философия подвергают весьма углубленному анализу очень многие важные понятия морали, среди которых — добродетели и ценности, характеризующие моральное сознание. Специфика норм морали заключается в том, что её предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека. Поэтому в нравственной жизни должны быть определённые авторитетные ориентиры - высшие ценности, которые бы направляли нравственную жизнь общества и личности.

По мнению А. А. Гусейнова и Р. Г. Апресян, «мир человека - это мир ценностей. Ценности - это значимые для человека объекты (материальные или идеальные), это обобщённые, устойчивые представления о чём-то как о предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)» (48. С.228).

В ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению; отношение, в котором проявляется признание этого чего-то как важного, значимого для человека. В своём поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, ориентируется на ценности. Важнейшие для индивида ценности определяют его «систему координат» - систему ценностных ориентации.

В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: именно идеалом определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т. д. В воспитании идеалом конечной целью является нравственная личность. Нравственное воспитание формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям, которые изучает уже не этика, а аксиология.

Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности, на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность (226. С. 545).

Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. Современный философский словарь даёт следующее определение: «Ценность» - это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от сознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое» (196. С. 1001).

Следует отметить, что теоретико-ценностная проблематика появляется вместе с возникновением философии, так как по своей природе философия не только стремится постигнуть «всю мира внутреннюю связь» (Гёте), но и определить ориентиры ценностных отношений человека в мире. Ф. Ницше сделал очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные оценки для мировоззрения. Ценностные оценки являются для него «физиологическими требованиями сохранения определённого способа жизни»; в них выражается «воля к власти». Он пытался осуществить переоценку всех ценностей и «упорядочение их по рангам» (106. С. 507).

Взгляды Е. И. Конради на материнское воспитание

Исследование творчества Евгении Ивановны Конради показало, что проблемы женского образования, воспитания, труда, политической, общественной, семейной деятельности женщины волновали её на протяжении всей жизни. Подчёркивая важную роль семейного воспитания в развитии личности будущего гражданина, Е. И. Конради указывала на неоценимую роль женщины в этом процессе. Она одна из первых подошла к проблеме материнского воспитания с точки зрения его ценностного содержания и непреходящего значения в период дошкольного детства. Е. И. Конради написан уникальный труд «Исповедь матери», в котором, размышляя об опыте воспитания собственных детей, она приходит к убеждению, что мать является для ребёнка незаменимым источником в познании социальной действительности, мира отношений, познании самого себя. Только мать с её любовью, терпением может зародить в формирующемся сознании ребёнка основы нравственности и гражданского сознания. Её идеи о материнском воспитании неразрывно связаны с отношением общества к женщине, её положением в нём. Эти проблемы постоянно звучат в научном творчестве Е. И. Конради. Личность матери, её образование и признание обществом выступают в её творчестве как одно из положений, лежащих в основе эффективности материнского воспитания.

Е. И. Конради служила делу эмансипации личным примером, своим пером. Её публицистика и беллетристика имеют современное звучание. Многие идеи, высказанные русской писательницей и педагогом второй половины XIX века, имеют ярко выраженный феминистский характер. Как зарубежный обозреватель «Женского вестника», Е. И. Конради выступает с целым рядом статей, рецензий, обзоров по проблемам женской эмансипации. Знакомя русских читательниц с положением женщин во Франции, Германии, Англии, США, останавливается на политических, социальных, литературных фактах из их жизни. Рассмотрим некоторые из её рецензий.

Рецензию книги «Новая атмосфера» Г. Гамильтон, вышедшей в Соединенных Штатах и связанной с проблемой женской эмансипации, Е. И. Конради посвятила рассмотрению положения современной американской женщины в семье. Автор книги пишет о том, что девушек в американском обществе воспитывают в духе стремления к замужеству. Замужество рассматривается как высшая цель, как награда за добродетель. Девушки стремятся выйти замуж за первого встречного, лишь бы не остаться в старых девах. Г. Гамильтон утверждает, что женщина, желающая испробовать свои силы и энергию на том или другом поприще, даже если она избрала самостоятельную жизнь без мужчины, счастливее той, которая вышла замуж без любви.

Е. И. Конради считает, что рассуждения американской писательницы о необходимости женского образования и труда весьма ценные, так как они близки и понятны потребностям и проблемам русских женщин. Евгения Ивановна указывает на то, что важно не то, где женщина может принести пользу (в семье или обществе), а то, насколько толково, добросовестно и компетентно это делается. Она замечает, что английские, американские, немецкие хозяйки, матери семейств, заняты своими детьми, хозяйством, тогда как русские барыни отдают детей на попечение нянюшек, мамушек.

Поддерживая возмущения Л. Н. Толстого о том, что детей слишком рано отрывают от семьи и передают чужим людям на воспитание, жизнь русской женщины Конради рассматривает как многосерийную ссылку. Маленькая девочка, не приголубленная своей матерью, отправляется в детскую к няне. Из ссылки в детскую она переходит в ссылку классной комнаты или пансиона, «где она училась всему, не зная для чего, и не выучилась ничему» (98. С. 44). Далее девушка выходит замуж. Это семейная ссылка. Конради утверждает, что для того, чтобы жизнь женщины не была ссылкой, нужно совершенно по-новому воспитывать русских женщин, развивать в каждой из них личность, «способность к осмысленному, честному труду, будь этот труд стряпанье на кухне, няньчанье грудного ребенка или служение науке» (98. С. 44).

У автора рецензии вызывает сомнение мысль Г. Гамильтон о том, что «нравственная природа женщины ставит известный предел её развитию,... женщине присуща потребность преклоняться перед тем мужчиной, которого она любит» (98. С. 26), женщина, не желающая преклоняться перед мужчиной, не ощущающая такой потребности, «оказывается существом для семейной жизни негодным и обрекается на серое, вечное одиночество» (98. С. 27).

Похожие диссертации на Ценности материнского воспитания в педагогическом наследии Е. И. Конради