Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского Коншин, Николай Николаевич

Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского
<
Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коншин, Николай Николаевич. Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Коншин Николай Николаевич; [Место защиты: Смол. гос. ун-т].- Смоленск, 2011.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/716

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Развитие идеи духовно-нравственного воспитания в педагогическом творчестве С.А. Рачинского 18

1.1. Проблемы формирования духовно-нравственных ценностей личности в России второй половины XIX - начала XX в 18

1.2. Основные этапы формирования духовно-нравственных представлений и становления педагогических взглядов С.А. Рачинского 36

1.3. Вклад С.А. Рачинского в развитие теоретических представлений о формировании духовно-нравственных ценностей личности 57

Выводы по главе 1 83

Глава 2. Средства формирования духовно-нравственных ценностей личности учащегося в педагогической системе С.А. Рачинского 86

2.1. Идея формирования духовно-нравственных ценностей как основа педагогической системы С.А. Рачинского 86

2.2. Особенности организации обучения и воспитания в Татевской школе, направленные на становление духовно-нравственных ценностей личности 109

2.3. Своеобразие содержания учебных предметов и методов обучения в школе С.А. Рачинского 125

Выводы по главе 2 140

Заключение 142

Список литературы 148

Приложения 175

Введение к работе

Актуальность исследования. Глобальные процессы, сопряжённые с развитием научно-технического прогресса, социальной трансформации общества, изменения, происходящие в России в конце XX – начале XXI века, с особой остротой поставили вопрос о необходимости усиления внимания к духовно-нравственному развитию личности. Ослабление этого внимания привело к росту удельного веса деструктивных тенденций в обществе, что отразилось, прежде всего, на подрастающем поколении. Атмосфера бездуховности и безнравственности, игнорирование культурных традиций прошлого, отсутствие нравственных ориентиров спровоцировали у определённой части молодёжи жестокость, агрессию, равнодушие к чужой беде, ненависть к представителям другой национальности и другие негативные проявления. Остро встала проблема духовно-нравственного здоровья молодого поколения.

Особое значение исследуемая проблема приобретает для современной школы в связи с введением в учебные планы образовательных учреждений предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Поэтому значимым становится исследование педагогических систем и трудов отдельных учёных-практиков, выявление их идей, концептуальных положений, вопросов, связанных с методическим обеспечением по данной проблематике. Духовно-нравственное образование личности является одним из основных условий формирования устойчивых этических и эстетических качеств в противоречивом и быстроменяющемся мире. В конце XIX века одной из ключевых фигур в развитии духовно-нравственного воспитания был Сергей Александрович Рачинский (1833 – 1902) – ученый-ботаник, профессор Московского университета, публицист и переводчик, учитель Татевской школы для крестьянских детей в Бельском уезде Смоленской губернии, автор книги «Сельская школа».

В период формирования новой аксиологии бытия, актуальной на данном историческом этапе, тенденция соотнесения реалий настоящего с уникальным историческим социальным опытом, традиционным общественным, нравственным укладом и базовыми ценностями, всем тем, что способствует воспроизводству общества как устойчивой культурной целостности, эффективному решению практических задач духовно-нравственного обучения и воспитания может помочь всестороннее осмысление педагогического наследия прошлого. Идеи С.А. Рачинского выглядят современными и востребованными.

Педагогическое наследие С.А. Рачинского явилось объектом внимания как его современников (А.Д. Воскресенского, В.Т. Георгиевского, Н.М. Горбова, С. Добромыслова, К.В. Ельницкого, В.В. Розанова, А.А. Серякова, С.В. Смоленского, С.И. Танаевского, С.Д. Шереметева и др.), так и учёных нашего времени (И.Н. Антюфеевой, С.Ф. Егорова, А.В. Лухты, О.Е. Майоровой, Н.А. Рачинской, И.С. Соловьёва, М.Е. Стеклова, Л.Ю. Стрелковой, И.В. Топчиевой, Е. Шестуна и др.). К нему обращались в диссертациях (С.А. Ан,

М.Б. Багге, Н.П. Баркова, П.А. Гагаев, Л.В. Милько, Л.В. Романюк и др.). В работах перечисленных авторов были освещены разные аспекты педагогического наследия татевского учителя. Однако отсутствуют специальные исследования, предметом изучения которых были бы духовно-нравственные ценности. А между тем стержнем этого наследия является педагогическая система по формированию «нравственного идеала», духовных и нравственных приоритетов, воспитания «добрых нравов», духовно-нравственного совершенствования человека, формирования духовно-нравственных ценностей личности учащихся.

Изучение системы С.А. Рачинского важно не только с точки зрения вклада в историю образования России дореволюционного периода, но и использования его опыта в современной школе, учитывая проблемы, с которыми сталкивается образование как социальный институт на данном историческом этапе, что и определяет актуальность данного исследования.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблемам духовно-нравственного воспитания личности и педагогического наследия С.А. Рачинского позволил выявить ряд противоречий:

– между потребностью науки и общества в разработке духовно-нравственного становления личности и недостаточной изученностью этого вопроса в истории педагогики;

– между позитивным опытом С.А. Рачинского в области духовно-нравственного воспитания и реализации этих идей в практике современной школы;

– между востребованностью обществом осуществления процесса формирования духовно-нравственных ценностей личности в школе и недостаточная изученность этого аспекта в педагогической системе С.А. Рачинского;

– между существующим опытом и традициями по формированию духовно-нравственных ценностей личности, накопленными в истории педагогической мысли России и использованием этого опыта в современной школе;

– между значением идей по формированию духовно-нравственных ценностей личности одного из выдающихся педагогов прошлого – С.А. Рачинского, создавшего и апробировавшего оригинальную систему духовно-нравственного воспитания, и практическим забвением этой системы.

Исходя из противоречий была сформулирована проблема исследования: какова сущность идеи формирования духовно-нравственных ценностей личности в педагогической системе С.А. Рачинского и особенности ее реализации в Татевской школе.

Актуальность проблемы, её недостаточная теоретико-методологическая разработанность определили тему настоящего исследования – «Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского».

Объект исследования – педагогическая система С.А. Рачинского.

Предмет исследования – процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности учащегося в педагогической системе С.А. Рачинского.

Цель исследования – выявление и научное обоснование своеобразия понимания С.А. Рачинским процесса формирования духовно-нравственных ценностей личности.

Задачи исследования:

1. Исследовать предпосылки возникновения феномена Татевской школы в контексте историко-педагогической обстановки второй половины XIX – начала ХХ в.

2. Выявить, уточнить и расширить сведения об основных этапах формирования духовно-нравственных представлений и становления педагогических взглядов С.А. Рачинского.

3. Раскрыть своеобразие понимания С.А. Рачинским идеи формирования духовно-нравственных ценностей личности.

4. Выявить особенности организации учебно-воспитательного процесса в Татевской школе в соответствии с основополагающей идеей.

5. Раскрыть роль личности учителя в реализации идей С.А. Рачинского по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Методологической основой исследования являются: этико-философские, психолого-педагогические положения о воспитании как общечеловеческой ценности, о признании человека высшей ценностью, основополагающей целью воспитания которого являются духовно-нравственные приоритеты; о связи истории педагогики и современности; принципы историзма, научности и объективности; системный и персоналистический подходы.

Теоретическую основу исследования составляют:

труды классиков русской философии и мыслителей второй половины XIX – начала XX в. по проблеме духовно-нравственного воспитания личности (Н.А. Бердяев, Ф.М. Достоевский, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, А.С. Хомяков и др.);

историко-педагогическое наследие по духовно-нравственному образованию в России в середине XIX – начале XX в. (А.Д. Воскресенский, В.Т. Георгиевский, Н.М. Горбов, К.В. Ельницкий, П.Ф. Каптерев, С. Козубовский, В.Н. Лясковский, Н.И. Пирогов, К.П. Победоносцев, С.И. Танаевский, К.Д. Ушинский и др.);

– современные исследования по истории образования в России обозначенного периода (М.В. Богуславский, О.Д. Волкогонова, В.И. Додонов, С.Ф. Егоров, Г.Н. Зуев, В.М. Кларин, М.Е. Стеклов, А.Н. Стрижев, В.А. Суханова, И.В. Топчиева, Е. Шестун и др.);

– труды современных исследователей, в которых рассматривается процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности учащегося (Е.П. Белозерцев, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Т.И. Власова, О.Е. Воронова, В.Н. Ганичев, А.Я. Данилюк, Ф.Н. Козырев, И.А. Колесникова, А.М. Кондаков, А.П. Лиферов, Б.Т. Лихачев, В.В. Медушевский, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.А. Сластёнин, В.Ю. Троицкий, Г.И. Чижакова и др.);

– культурологические исследования по проблеме духовности и нравственности в образовании (И.Н. Антюфеева, Т.Л. Астраханцева, Т.В. Грачева, Д.С. Лихачев, О.Е. Майорова, М.А. Некрасова и др.).

Методы исследования: изучение и обобщение педагогического опыта, автобиографии С.А. Рачинского, его дневника, архивных документов, мемуарных источников с точки зрения наличия в них материалов по исследуемой проблеме; изучение и анализ историко-педагогической, научно-методической и философской литературы по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный анализ деятельности представителей педагогического движения второй половины XIX – начала ХХ в., систематизация и обобщение исторических фактов, архивных источников, периодических изданий.

Источниковедческая база исследования:

архивные материалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), ф. 427; научно-исследовательского Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ), ф. 631; Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), ф. 418; Государственного архива Смоленской области (ГАСО), ф. 391; Государственного Дома-музея П.И. Чайковского в Клину (ГДМЧ), ф. а4 № 3780; Русского Дома им. Н. Бородиной г. Мерано (Южный Тироль, Италия);

– учебники и методические разработки, рецензии, статьи, письма, дневники, переводы С.А. Рачинского; отзывы, труды педагогов и общественных деятелей, биографо-энциклопедическая литература, педагогические монографии, педагогическая публицистика исследуемого периода.

Этапы исследования.

Первый этап (2006 – 2007 гг.) – изучение архивных материалов, историко-педагогической литературы по теме исследования; составление библиографии.

Второй этап (2007 – 2008 гг.) – разработка проблемы и основных положений исследования, определение структуры и логики изложения диссертации; апробация результатов исследования на научно-практических конференциях, публикация материалов исследования.

Третий этап (2008 – 2009 гг.) – обобщение материалов, формулирование основных выводов исследования, редактирование и оформление текста диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна:

– проанализированы ранее неизученные архивные источники и воспоминания современников С.А. Рачинского;

– выявлены, уточнены и расширены сведения об основных этапах формирования духовно-нравственных представлений и становления педагогических взглядов татевского учителя;

– исследованы педагогические идеи С.А. Рачинского по духовно-нравственному воспитанию в его педагогической системе, выявлены особенности образовательного процесса в Татевской школе;

– введены в научный оборот неопубликованные ранее архивные источники;

– проведено целостное исследование процесса развития педагогической системы С.А. Рачинского, в результате которого установлено, что в основе системы лежит идея формирования духовно-нравственных ценностей личности; выявлен её инновационный потенциал для второй половины XIX–начала ХХ в.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «духовно-нравственные ценности» как качественной характеристики, связанной с внутренним миром ребёнка, целостным развитием, открытием в нём потенциальных возможностей, стремлением к самосовершенствованию; в научном обосновании педагогической системы С.А. Рачинского, в основе которой лежит идея формирования духовно-нравственных ценностей учащихся; выявлении основных этапов формирования духовно-нравственных представлений и становления педагогических взглядов татевского учителя; в составлении и научном обосновании автором частотного словаря терминологических понятий (по материалам трудов С.А. Рачинского). Полученные и систематизированные в ходе исследования знания о жизни и педагогической деятельности С.А. Рачинского дополняют представления об образовательном процессе в народных школах России второй половины XIX – начала ХХ в.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в преподавании курса педагогики и истории педагогики, при создании учебных пособий по истории педагогики, на курсах повышения квалификации педагогических работников, дисциплин по выбору, в работе воскресных школ, в преподавании «Основ духовно-нравственной культуры России». Полученные в ходе исследования результаты, раскрывающие процесс формирования духовно-нравственных ценностей личности в Татевской школе, внедрены в педагогический процесс средних общеобразовательных учреждений Смоленской области.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются многосторонним анализом исследуемой проблемы; чёткостью и обоснованностью методологических позиций; совокупностью методов исследования, адекватных его цели и задачам; привлечением широкого круга архивных источников; апробацией результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного университета, теоретических семинарах аспирантов, на международных и межрегиональных научно-практических конференциях: «Современные проблемы взаимодействия культуры, искусства, образования» (Смоленск, 2007 г.); «Шаг в науку. Духовная традиция земли русской. Культурно-исторический и религиозно-философский аспекты» (Смоленск, 2008 г.); «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности» (Смоленск, 2008 г.); «Культура, искусство, образование: проблемы и перспективы развития» (Смоленск, 2008 г.); «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве» (Петрозаводск,

2009 г.); «Обучение как процесс образования личности» (Владимир, 2009 г.), а также в ходе работы научно-исследовательского проекта Областного государственного учреждения культуры «Смоленский государственный музей-заповедник», в котором материалы диссертации по разработке регионального компонента содержания образования в Татевской школе С.А. Рачинского были внедрены в построение раздела экспозиции «Развитие народного образования на Смоленщине в дореволюционный период». Результаты исследования используются в педагогическом процессе Областного государственного общеобразовательного учреждения среднего профессионального образования «Смоленский педагогический колледж», в Волоковской муниципальной средней общеобразовательной школе Смоленского района Смоленской области, а также освещены в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Возникновение феномена Татевской школы в контексте историко-педагогической обстановки второй половины XIX – начала ХХ в. тесно связано с социальными процессами пореформенной России, когда ставилась задача распространения образования среди народа, а также поиска высокого идеала духовно-нравственного развития личности.

2. Формирование духовно-нравственных представлений и становление педагогических взглядов С.А. Рачинского были связаны с философско-религиозными и педагогическими поисками конца XIX века, что позволило выделить в биографии С.А. Рачинского три основных периода: формирование мировоззрения, философско-религиозных взглядов (1833 – 1856); формирование педагогических взглядов, разработка педагогической системы (1856 – 1875); совершенствование и реализация педагогической системы в Татевской школе (1875 – 1902).

3. Научно-педагогические взгляды С.А. Рачинского по формированию духовно-нравственных ценностей личности представляют собой целостную педагогическую систему в его наследии, так как включают в себя основные компоненты учебно-воспитательного процесса: цель (воспитание духовно-нравственной личности); задачи (воспитание «сердца» ребёнка в направлении всех его стремлений по пути добра, развитие общечеловеческих и православных ценностей и идеалов); принципы (формирование духовно-нравственных ценностей личности учащихся во всех сферах педагогического процесса; приобретение учащимися духовно-нравственных качеств; достижение учащимися культурного уровня; отеческие отношения между учителями и учениками). Содержание определяется приоритетом воспитания (приоритет религиозной направленности в деле духовно-нравственного воспитания).

4. Особенностями организации образовательного процесса в Татевской школе являются: создание учебного заведения семейного типа (с общежитием) для совместного обучения и воспитания детей из благополучных крестьянских семей, а также сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физически здоровых и детей-инвалидов, детей разных национальностей; разработка конструкции учебно-воспитательного процесса, опирающегося на общечеловеческие и православные ценности и идеалы; обеспечение комплекса педагогических условий для эффективного формирования духовно-нравственных ценностей личности; проведение экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностей личности ребёнка в непрерывном воспитательном процессе (уроки, труд, отдых); использование инновационного потенциала сельской школы для организации на её базе новаторского методико-образовательного и духовного центра, центра подготовки учащихся к профессиональной деятельности; практическое решение проблемы подготовки учительских кадров для сельских школ. Религия рассматривается С.А. Рачинским как главный фактор духовно-нравственного воспитания личности учащихся в образовательном процессе с опорой на общечеловеческие ценности, на сознательное отношение к нравственным ценностям православия.

5. Реализация идеи формирования духовно-нравственных ценностей личности тесно связана с личностью самого С.А. Рачинского, который служил образцом глубокого христианского смирения, высокой нравственной и духовной культуры, любви к детям и преданности учительской профессии. Идеальной моделью педагога для татевского учителя являлась его мать – Варвара Абрамовна, а семейное воспитание ею детей служило действенным ориентиром в педагогической деятельности сына. Личные качества матери: доброжелательность, милосердие, любовь к детям, глубокая вера в Бога – служили образцом для подражания, их С.А. Рачинский взял на вооружение в своей педагогической системе.

Структура диссертационной работы определяется логикой историко-педагогического исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основные этапы формирования духовно-нравственных представлений и становления педагогических взглядов С.А. Рачинского

Формирование педагогических взглядов С.А. Рачинского прошло несколько этапов. Считаем целесообразным остановиться на основных фактах его биографии, в которых просматривается основа формирования духовно-нравственных взглядов самого ученого и педагога, а также составляющих его системы формирования духовно-нравственных ценностей личности ребёнка. Источниками исследования явились автобиография С.А. Рачинского, его публикации, архивные материалы, факты биографии педагога. Инструментарием для нашего исследования послужил составленный нами словарь имён, позволяющий соотнести жизнь и деятельность татевско-го учителя с историческими личностями второй половины XIX — начала XX в., а также историческими персонажами, чьи взгляды близки духовно-нравственным представлениям педагога (Приложение № 4).

В процессе исследования установлено: на формирование духовно-нравственных представлений С.А. Рачинского оказали влияние религиозные взгляды его семьи, идеи славянофилов, религиозных философов-идеалистов, прогрессивных отечественных и зарубежных педагогов.

Период формирования мировоззрения, философско-религиозных взглядов (1833-1856)

О рождении С.А. Рачинского упоминается в Автобиографии [274, л.4]. Вот что он писал о себе в письме к В.В. Розанову: «Вы просите моей краткой биографии. Вот она: родился 2 мая 1833 г. в селе Татеве. Воспитывался дома. От 1849 - 1853 года учился в Московском университете. От 1853 до 1855 г. служил в Московском архиве Министерства иностранных дел. От 1859 по 1869 год преподавал в Московском университете физиологию растений. С 1875 г. состоит учителем при Татевской сельской школе. Умер в селе Татево в189...?году»[86,с.619].

Мать С.А. Рачинского - Варвара Абрамовна (1810-1891) - в девичестве Баратынская, сестра известного русского поэта, сумела взрастить в сыне глубокую веру в Бога, стремление к гармоничному познанию мира, любовь к природе, литературе и искусству, труду. Отличавшаяся особенной сердечной добротою, она среди народа слыла «за святую женщину. Свои высокие душевные качества она передала и своим детям, особенно Сергею Александровичу, который и наружностью и душою... был повторение матери» [275, л.160 об.]. Всю свою жизнь В.А. Рачинская посвятила детям — четверым сыновьям и двум дочерям, дала им домашнее воспитание и блестящее образование. Семья была глубоко религиозной, чтила православные традиции, в детях с малых лет закладывались основы духовно-нравственных представлений. Всех детей Рачинских крестили в младенческом возрасте в церкви села Татева, которую называли «Ивановской» (в честь Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи). Священником в то время был в данном приходе Николай Павлович Макаревский (служивший в Татевском храме с 1812 до 1851г., то есть 39 лет) [282, л. 174], поэтому можно предположить, что именно он крестил Сергея Александровича. Рачинские жили по заповедям, чтя церковные и связанные с ними домашние традиции, любя мать и отца, братьев и сестер, родных и близких. Ценность представляет документ 1843 г., хранящийся в РГАЛИ, обнаруженный М.Е. Стекловым, — поздравление Варвары Абрамовны десятилетнего Сергея с днем рождения. По сути, в этом письме заложены уроки духовно-нравственного воспитания, которые С.А. Рачинский пронес через всю жизнь, сделав их основой своей педагогической системы. В.А. Рачинская напоминала сыну о постоянной молитве Богу, в которой заключались просьбы о «родителях, братьях, сестрах и себе самом». Главными обязанностями своего ребёнка она называла: быть послушным сыном, ласковым братом, примерным учеником. «Благодари Бога, если ты хорошо провёл день; кайся, если худо учился или кого-то оскорбил, и проси, чтобы Бог дал тебе силу исправиться. Каждую ночь закрывай глаза и каждое утро открывай их с искренним желанием, чтобы отец, мать и совесть могли быть довольны тобою» [230, с. 14]. Говоря о духовном росте своего сына, Варвара Абрамовна советовала ему не забывать также о теле, душе и уме — «живи и расти телом в силе и бодрости, душою в благонравии, в уме и в полезных знаниях». И самое главное желание матери, чтобы сын был добрым: «Надобно, чтобы мы хотели сделаться добрыми: тогда Бог поможет нам и будем кем быть желаем усердно» [там же]. С детства Сергей Александрович научился заботиться о младших, помогать старшим, быть добрым, внимательным, милосердным. Варвара Абрамовна научила детей любить и понимать язык природы (не только любоваться ею, но и трудиться для её преобразования и процветания) и искусства (Сергей Александрович, его братья и сестры сочиняли стихи, занимались музыкой и пением, рисовали).

«Доброта в отношениях к крестьянам и чисто отеческие о них попечения сделались традиционными у владельцев Татева. С чувством удовольствия крестьяне вспоминают и передают, что ни их отцы, ни даже деды никогда не были унижены помещиками» [284, л. 160]. Особенно много теплых воспоминаний сохранилось среди народа об Александре Антоновиче Рачин-ском (1799-1866), бывшем военном, уездном предводителе дворянства Смоленской губернии (1833, 1841), «добром барине» [там же]. А.А. Рачинский и «потомкам своим завещал лучше относиться к бывшим своим крепостным — помогать им и не давать приходить в упадок их хозяйствам» [197, с.286]. Отец семейства - Александр Антонович — научил детей самодисциплине, гражданственности, любви к труду. С юных лет в Сергее Александровиче было заложено уважение к крестьянам, сочувствие им, желание помогать, умение ценить народные традиции. Всё это впоследствии сыграло свою положительную роль в формировании духовно-нравственных представлений С.А. Рачинского, научив его главному - оставаться в любых обстоятельствах человеком, способным действовать на основании нравственных чувств, на основании голоса совести.

Вклад С.А. Рачинского в развитие теоретических представлений о формировании духовно-нравственных ценностей личности

Проанализировав весь комплекс научно-педагогической литературы и педагогических публикаций по проблеме нашего диссертационного исследования, мы определили степень и характер её изученности, выявили различные точки зрения на вклад С.А. Рачинского в отечественную педагогику.

Самым насыщенным по количеству источников является дореволюционный период, который включает в себя биографические статьи, воспоминания современников, отзывы учеников С.А. Рачинского, свидетельства учителей.

В ноябре 1902 года в «Народном образовании» появился библиографический очерк священника СИ. Танаевского, приуроченного ко дню кончины татевского учителя — «Литературно-педагогические труды С.А. Рачинского». Автор очерка дал краткий обзор источников с указанием содержания того, что было напечатано С.А. Рачинским по вопросам начального образования. СИ. Танаевскому удалось собрать библиографические материалы о С.А. Рачинском, «рассеянные на страницах разных журналов и провинциальных изданий за последние 20 лет» [240, с.361].

Все главные статьи С.А. Рачинского, написанные им до 1891 года, были собраны Н.М. Горбовым в сборнике «Сельская школа» (М., 1891 г.); им же было написано и предисловие к нему. В 1892 году сборник вышел вторым изданием, в 1898 - вышло третье полное издание Училищного Совета при Св. Синоде, в которое вошли и все позднейшие статьи С.А. Рачинского; а в 1899 году Училищным Советом сделано четвертое издание «Сельской школы». Автор очерка сообщал в сносках, что в настоящее время (то есть в 1902 году) печатается 5-е издание.

«Сельская школа» вызвала самые разнообразные толки и мнения. Сочувственные отзывы появились на страницах «Странника» (1883 г., т.Ш, с. 285-306, где сделан «довольно обстоятельный разбор «Заметок о сельских школах», и в 1884 г., т.П, с. 545). Также, сообщает СИ. Танаевский, положи 58 тельные отзывы были опубликованы в «Руси» (1884 г. № 6, с. 14 и № 11, с. 11).

Интерес вызывает статья Ю. Николаева («Московские ведомости», 1891 г., № 109) «Кто побеждает», в которой «Заметки о сельских школах» названы редкой книгой, светящейся осмысленным, глубоким энтузиазмом. По мнению Ю. Николаева, книге С.А. Рачинского по своей определенности, ясности и законченности, уступает IV том педагогических статей Л.Н. Толстого. «Осмысленный энтузиазм» Рачинского автор статьи увидел в «возвышенном уме и благородном сердце» [240, с.367].

С.И. Танаевский называет «прекрасной» статью педагога Н.И. Полетаева «С.А. Рачинский и его примерная педагогическая деятельность», опубликованную в «Оренбургских Епархиальных Ведомостях» за 1891 год и в том же году изданную отдельной брошюрой.

Автор дал обстоятельный разбор книги С.А. Рачинского и настоятельно рекомендовал её «всем ревнителям народного образования в духе православной церкви и русской народности» [там же].

Ю. Николаев, сотрудник «Московских Ведомостей», в своей статье «Книга С.А. Рачинского» (1891 г.) отмечал, что «её читаешь и перечитываешь всё с новым и возрастающим интересом. Содержание её гораздо шире её скромного названия. Это содержание обнимает не только частный вопрос о наших сельских школах, но и огромный вопрос о возможности и необходимости "своей" культуры... Эта книга в высшей степени "оригинальная" - и в этом одно из главных её достоинств... Эта книга живая и жизненная. В ней намечена, и даже в подробностях, работа не одного, а многих поколений и она будет руководить этой работой многих поколений. Таково её значение» [240, с.369].

СИ. Танаевский также освещает обширную переписку С.А. Рачинского по педагогическим и церковно-общественным вопросам, в том числе с преосвященным Антонием, бывшим ректором Казанской Духовной Академии, позже епископом Волынским, К.П. Победоносцевым, В.И. Шемякиным, СВ. Смоленским, В.Н. Лясковским, О.А. Новиковой, о. Никоном, издателем Троицких листков в Сергиевом Посаде.

Значение научно-педагогической деятельности С.А. Рачинского особенно выявляется в статьях, написанных после его кончины (1902 г.), а также в некрологах. «После его смерти долгие годы, вплоть до 1917 года, педагогическая общественность осваивала его наследие» [230, с.235].

В ноябрьском номере «Народного образования» за 1902 г. [т. 2, кн. 11] был опубликован библиографический очерк «Литературно-педагогические труды С.А. Рачинского», а ранее, в сентябрьском номере «Народного образования» [т. II, кн. 9] тот же автор напечатал материал «Татевская школа С.А. Рачинского», где описал внешнюю и внутреннюю стороны жизни Та-тевской школы, проанализировал содержание и цель воспитательной деятельности татевского учителя, коснулся отношений татевских учеников между собой и их общего настроения. Особое место отведено в статье теме дисциплины в школе С.А. Рачинского, затронута проблема наказания за проступки. Автор приходит к выводу, что постоянно ровное и сердечное отношение Сергея Александровича к ученикам предупреждало «и делало невозможными в большинстве случаев самые проступки безнравственные» [241, с. 130]. СИ. Танаевский говорит об общем характере преподавания, о совместном обучении православных с иноверными в школах С.А. Рачинского. Особое место отведено теме учителя в школах С.А. Рачинского. Как главный мотив всей педагогической деятельности Сергея Александровича отмечается любовь к простому народу [241, с. 152]. Именно это и позволило стать С.А. Рачинскому «лучшим выразителем идеалов русской начальной истинно народной школы» [241, с. 155]. Проанализировав весь комплекс научно-педагогической литературы и педагогических публикаций по проблеме нашего диссертационного исследования, мы определили степень и характер её изученности, выявили различные точки зрения на вклад С.А. Рачинского в отечественную педагогику.

Самым насыщенным по количеству источников является дореволюционный период, который включает в себя биографические статьи, воспоминания современников, отзывы учеников С.А. Рачинского, свидетельства учителей.

В ноябре 1902 года в «Народном образовании» появился библиографический очерк священника СИ. Танаевского, приуроченного ко дню кончины татевского учителя — «Литературно-педагогические труды С.А. Рачинского». Автор очерка дал краткий обзор источников с указанием содержания того, что было напечатано С.А. Рачинским по вопросам начального образования. СИ. Танаевскому удалось собрать библиографические материалы о С.А. Рачинском, «рассеянные на страницах разных журналов и провинциальных изданий за последние 20 лет» [240, с.361].

Все главные статьи С.А. Рачинского, написанные им до 1891 года, были собраны Н.М. Горбовым в сборнике «Сельская школа» (М., 1891 г.); им же было написано и предисловие к нему. В 1892 году сборник вышел вторым изданием, в 1898 - вышло третье полное издание Училищного Совета при Св. Синоде, в которое вошли и все позднейшие статьи С.А. Рачинского; а в 1899 году Училищным Советом сделано четвертое издание «Сельской школы». Автор очерка сообщал в сносках, что в настоящее время (то есть в 1902 году) печатается 5-е издание.

Особенности организации обучения и воспитания в Татевской школе, направленные на становление духовно-нравственных ценностей личности

Труды С.А. Рачинского по духовно-нравственному воспитанию личности составили основу его практической деятельности в Татевской школе, включающей в себя, прежде всего, воспитание «сердца» ребёнка в условиях педагогического процесса.

Он взялся за организацию новой школы в Татеве, проектирование и строительство здания с общежитием, где всё было тщательно продумано и проработано. «Не выходя из пределов крестьянского обихода, Сергей Александрович глубоко обдумал каждую деталь, каждую мелочь как во внешней обстановке своей школы, так и в порядке занятий; в образе жизни и во взаимных отношениях и своих к детям, и всех членов школьной семьи между собою. Всё носило печать глубокой практичности и вместе с тем глубокого внутреннего значения» [48, с. 10]. Опираясь на воспоминания современников С.А. Рачинского [48; 49; 70; 76; 108; 129; 130; 131; 176; 212; 240; 241], план Татевской школы с собственноручного наброска С.А. Рачинского (Приложение №6), фотографии, составим описание Татевской школы, поскольку внешний вид учебного заведения, по мнению татевского учителя, играл значительную роль в жизнедеятельности учащих и учащихся школы. Учитывая то, что 1/3 детей были сиротами, школа, где они жили круглый год, становилась их родным домом, представляя нравственную ценность. Учителя школы во главе с С.А. Рачинским весь день проводили с детьми, таким образом, школа функционировала непрерывно и никогда не закрывалась. Используя при планировании Татевской школы «Домострой», Сергей Александрович наладил, прежде всего, быт детей, создал уют и порядок, так как «премудрость житейская», считал С.А. Рачинский, тесно связана с общечеловеческими ценностями и морально-нравственными традициями русского народа.

Татевская школа представляла собою большое деревянное одноэтажное здание с террасой и крыльцом с передней стороны. Эта постройка считалась главным корпусом, к которому примыкала небольшая двухэтажная пристройка внутри, где в двух маленьких комнатах жил Сергей Александрович. Наверху располагались комнаты, в которых учащиеся занимались рисованием и иконописью. С крыльца дверь, над которой висел образ Спасителя, вела в прихожую, откуда можно было, если идти прямо, попасть в помещение учителей - помощников Сергея Александровича, а налево - в столовую и кухню общежития. Дверь направо вела в класс, который представлял собою просторную и светлую комнату, на стенах висели картины и рисунки учеников школы. В переднем углу располагались иконы, украшенные расшитыми полотенцами, перед образами горели лампады.

С левой стороны, которая была сплошь стеклянной, находился своеобразный ботанический сад из комнатных растений и цветов. С балкона школы открывался вид на окрестности Татева, а через дорогу от школы находились школьный сад и огород. Перед школой был разбит цветник, стены террасы и сама терраса были украшены вьющимися растениями и цветами. Все, кто посещал школу С.А. Рачинского, отмечали её чистоту и убранство. В Татевской школе действовал принцип самообслуживания. Необходимо сказать, что чистоту и порядок поддерживали сами дети. В Татевской школе не было сторожа, помогала по хозяйству лишь «баба-стряпуха». Учащиеся Татевской школы заботились о поддержании чистоты и порядка в помещении школы и общежития: выметали сор и пыль, мыли полы, кололи дрова, топили печи, носили воду, помогали поварихе в приготовлении еды, работали в саду и огороде и т.д.

Татевский учитель также принимал участие в работах: полол грядки, руководил работами на огороде и в цветнике и т.д.; или переписывал ноты для школьного хора, разрисовывал крупными славянскими буквами молитвы, тропари и кондаки двунадесятых праздников с разноцветными заставками и орнаментами, которые затем в виде таблиц украшали школьные стены. По воспоминаниям современников С.А. Рачинского, «он принял на себя самую черную из работ - очищать навоз с площади перед школой... Весь этот сор и навоз, тщательно им собираемый, шёл обыкновенно в школьные цветники и на школьный огород. Летом он также охотно полол гряды на школьном огороде (и это было лучшим проявлением метода воспитания детей своим примером — Н.К.). Без всяких особых затрат, при средствах, имеющихся в любой деревне, С.А. Рачинский сумел придать своей школе красивый и художественный вид; благодаря же практично устроенной вентиляции и тщательно поддерживаемой чистоте, школьное здание удовлетворяло и самым строгим требованиям гигиены» [48, с.11].

Работа школы с общежитием требовала расширить учебные программы и особо спланировать учебно-воспитательный процесс. В связи с этим С.А. Рачинский придавал большое значение режиму дня своих учеников.

Подъем для детей, живущих в общежитии, был в 6 часов утра. Далее следовала молитва, руководил которой сам Сергей Александрович, ученики читали молитвы, во время которых звучало пение. После этого дети завтракали. В оставшееся до 9 часов утра время все занимались хозяйственными работами: носили воду и дрова в кухню, поливали цветы, приводили в порядок помещения и т.д. С 9.00 до 12.00 - уроки. В 12 часов был обед. В столовой, «которая была вместе с тем и спальней, — для чего по стенам были устроены нары с отделениями для каждого мальчика, — стояли два длинных стола с лавками по бокам; за одним из столов в конце садился обыкновенно Сергей Александрович, а за другим столом его помощник, и все обедали вместе из одинаковых белых глиняных чашек. Перед обедом и после обеда пелись обычные молитвы» [48, с. 14]. После обеда был перерыв до 14 часов, во время которого учащиеся занимались хозяйственными делами или играли под присмотром учителя. С 14.00 до 16.00 - продолжались уроки в школе. Затем шли полдник, отдых, игры на свежем воздухе или прогулки. С 17.00 до 18.00 -ужин, с 18.00 до 21.00 — вечерние занятия в школе, после которых следовала вечерняя молитва. После этого дети шли спать.

Своеобразие содержания учебных предметов и методов обучения в школе С.А. Рачинского

Особого внимания в системе духовно-нравственного воспитания и обучения С.А. Рачинского заслуживают конкретные методики преподавания отдельных предметов. С.А. Рачинский определял знания как нравственную ценность, и потому преподавание Закона Божия, церковнославянского и русского языков, чтения, арифметики было направлено им как на развитие мыслительных способностей ребенка, усвоение грамотности и прочих навыков в учении, так и на формирование у детей целостного и гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах христианства.

Татевский учитель, будучи сторонником классического образования, своей главной учебной задачей считал развитие ума детей с помощью средств, «помимо коих ещё доселе ничего не найдено, - языков (русского и церковнославянского) и математики (арифметики)» [49, с.39]. Поэтому на первый план С.А. Рачинский выдвигал изучение русской грамматики и отвлечённые математические выкладки (умственный счёт). Путём собственного опыта он выявил, что детям необходимо прививать не знания, а умения, поэтому в Татевской школе совершенно оригинально было поставлено преподавание всех тех предметов, которые Сергей Александрович считал нужным включить в программу начальной школы. Так, на уроках русского языка С.А. Рачинский учил детей «толково читать и писать, владеть языком, как орудием мысли» [48, с.7]. Грамматика в народной школе, по его мнению, должна занимать второстепенное место, уступая место чтению и заучиванию наизусть лучших произведений русской классики. Письменные же работы, считал С.А. Рачинский, должны служить практическим целям: умению написать письмо, прошение, составить договор или условие и др. Практически направленным должно быть, по мнению татевского учителя, и преподавание арифметики в начальной сельской школе, чтобы крестьянин мог пользоваться необходимым ему в обыденной земледельческой и торговой жизни навыком в умственном счёте.

В воспитательных целях С.А. Рачинский находил полезным преподавание в начальной школе важнейших событий из истории гражданской, отечественной и всеобщей, а также русской и всеобщей географии. Во время прогулок, экскурсий и занятий в школьном саду и огороде Сергей Александрович рекомендовал учителям знакомить детей с окружающей природой. Также полезными в сельской школе он считал занятия рисованием и музыкой. В планы С.А. Рачинского входило расширение программы введением дробей, элементарной геометрии, отечественной истории и начал элементарной физики. С энтузиазмом он встречал попытки ввести в начальную школу занятие ремёслами, полезным ручным трудом, сельским хозяйством. «Вот тот небольшой круг предметов, преподавание которых в начальной школе считал полезным Сергей Александрович Рачинский» [48, с.8].

Итак, значительное место в программе С.А. Рачинского занимали русский и церковнославянский языки, чтение, формирующие личность, мировоззрение, характер, идеалы, убеждения, духовно-нравственные ценностные ориентации (совесть, духовность, стойкость, смирение, умение прощать, верность, правдивость, патриотизм, почитание родителей и др.), которые способствовали развитию грамотности, словесно-образного мышления, умственных способностей, памяти и т.п.

В школе С.А. Рачинского обучение грамоте начиналось с совместного обучения чтению и письму на церковнославянском языке. Использование такого метода имело преимущество, состоящее в том, что славянский устав совпадал с печатным начертанием букв. Отметим, что С.А. Рачинский успешно применял церковнославянский язык в качестве способа лечения заикания, которым страдали некоторые ученики Татевской школы [191, с. 143-145].

Осмысливая опыт преподавания русского языка по программе С.А. Рачинского, исследователь Н.М. Горбов описал процесс приобретения умений в Татевской школе: «Прямо и откровенно стремились прежде всего научить читать и писать, затем владеть языком как орудием мысли, и, нако 127 нец, усиленными грамматическими упражнениями старались дать то развитие мыслительных способностей, которое естественно и прямо связано со всякими занятиями языком» [49, с.36].

В процессе обучения дети начинали правильно разговаривать, учились грамотной речи, приобретали навыки писать письма и деловые бумаги. Они читали Священное Писание, Новый и Ветхий Завет, сказки из сборника А.Н. Афанасьева, рассказы Л.Н.Толстого, сказки А.С. Пушкина. Конечно, в предлагаемом С.А. Рачинским списке были и другие авторы: Н.В. Гоголь («Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством»); М.Ю. Лермонтов («Песня про купца Калашникова»); СТ. Аксаков («Семейная хроника»); В.А. Жуковский («Ундина»).

Но всё-таки А.С. Пушкин стоял на первом месте. Вот что читали ученики Татевской школы: «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов», «Полтава» и др. С.А. Рачинский читал с детьми «Дубровского», и Мария Кирилловна Троекурова для них становилась примером большой нравственной силы и верности, а поступок Марии Кочубей из поэмы «Полтава», заплатившей за незаконную связь позором и сумасшествием, становился предметом предостережения. Положительный пример семейных отношений видели ученики С.А. Рачинского в домашней жизни Гринёвых и Мироновых (в «Капитанской дочке»). Капитанская дочка Маша Миронова служила образцом целомудрия и чистоты для девочек школы Рачинского, а мальчики мечтали встретить на своём пути такого человека. В наставлениях детям, в словах Бориса Годунова («Храни - храни святую чистоту. / Невинности и гордую стыдливость - / В семье своей будь завсегда главою. / Мать почитай...») [181, II, с.420] и Гринёва-отца («Помни пословицу: береги платье снова, а честь смолоду») [181, III, с.233], А.С.Пушкин открывал истинно глубокое понимание основ религиозно-нравственной жизни, а люди чести и долга становились у него героями и служили примером для подражания. С.А. Рачинский особое внимание уделял этим произведениям, понимая, что, любя семейный очаг, человек будет любить и своё Отечество.

Похожие диссертации на Идея формирования духовно-нравственных ценностей личности как основа педагогической системы С.А. Рачинского