Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников Ванник Марина Элмартовна

Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников
<
Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ванник Марина Элмартовна. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Ярославль, 2006.- 228 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-13/2655

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Педагогические и психологические основы развития творческого воображения учащихся 14

1.1. Анализ проблемы творческого воображения 14

1.2. Особенности воображения младших школьников 37

1.3. Развитие творческого воображения 52

1.4.Индивидуальный подход к учащимся в процессе развития творческого воображения 76

1.5.Модель управления развитием творческого воображения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей 102

Выводы по первой главе 125

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения младших школьников 127

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 127

2.2. Развитие творческого воображения учащихся на уроке и во внеурочное время 137

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 162

Выводы по второй главе 185

Заключение 189

Список литературы 192

Приложения 217

Введение к работе

В XXI веке, в новых социально-экономических условиях все более возрастает значение образования, а также повышаются требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением, для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Это требует как создания новых образовательных концепций, так и разработки методов и средств, которые позволяют реализовать эти концепции. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т.к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия. В практике обучения младших школьников основной акцент делается на выработку процессуальных умений школьников (выполнять мыслительные операции, вычислять, решать стандартные задачи и др.). При этом недостаточное внимание уделяется смысловой стороне изучаемых понятий, что является необходимым признаком индивидуального подхода в обучении.

В последние годы перед обществом встала актуальная проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране, так как именно данная категория людей является главной производственной и творческой силой прогресса. Представители многих научных направлений и школ, рассматривающие развитие человека, его личностных, психологических, дидактических и других качеств, подтверждают продуктивность протекания данного процесса в ходе деятельности и общения, подчеркивая при этом, что не любая деятельность обладает развивающей функцией, а та, которая затрагивает потенциальные возможности ученика, вызывает его творческую познавательную активность.

Учителя, обеспечивая реализацию условий развития творческого воображения при обучении учащихся, с одной стороны, способствуют его становлению, а с другой, определяют большую вероятность сохранения творческого воображения и в дальнейшей деятельности уже взрослого человека (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.). В работах Л.П. Аристовой, И.Э. Унт, Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, И.Ф.Харламова и др. творческое воображение рассматривается как высший уровень познавательной активности, проявляющийся в творческой познавательной деятельности, которая, в свою очередь, характеризуется такими качествами, как оригинальность, самостоятельность. Вопрос о том, можно ли научить человека творчески мыслить, проявлять творческую активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Б.М. Теплов, A.M. Матюшкин, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский определяют смысл познания природы человека и мотив для разработки методов, технологий обучения, направленных на развитие творческого воображения.

Разнообразие подходов, способствующих развитию творческого воображения ученика, прослеживается в существовании нескольких ведущих дидактических концепций:

теории проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин, В. Оконь);

теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

теории оптимизации обучения (Ю.К. Бабаиский);

теории индивидуализации обучения (А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт).

Изучению творческого воображения ученика посвящены следующие исследования:

- важнейшие закономерности в развитии ученика установлены Л.С.
Занковым, В.В. Давыдовым, И.С. Дубровиной, Г.И. Щукиной и др.;

- закономерности процесса обучения обнаружены Ю.К. Бабанским и др.;

- место, роль познавательной активности, творческой познавательной
активности ученика в его учебной деятельности рассматриваются в
работах К.Д. Ушииского, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, М.Н.
Скаткина, А.К.Марковой, Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской и
других ученых;

основания для анализа понятийно-категориальной системы исследуемой проблемы дают труды психологов К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Б.М. Теплова и ученых-педагогов М.Н. Скаткина, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, И.Э. Унт, В.И. Орлова и др.;

определение и основания для определения структуры познавательной активности даны в работах Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, С.Л. Рубинштейна, А.К. Марковой, О.И. Павлюк, И.М. Чередова и других ученых;

различные пути, стороны, аспекты активизации учебной деятельности ученика раскрыты в работах М.А. Галагузовой, 3,И. Калмыковой и др.(содержательный аспект); Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера и др. (организационный аспект); К.Н. Волкова, А.Ю. Гордина, В.А.Кан-Калика, В.Н. Мясищева и др. (субъектный аспект);

- возрастные, индивидуальные и личностные особенности учащихся,
которые целесообразно учитывать при обучении, раскрыты в работах
П.П. Блонского, А.З. Зака, М.В. Кларина, А.А. Кирсанова, Е.С.
Рабунского Е.И.Савонько, В.И. Самохваловой, Е.Л. Яковлевой, И.С.
Кона, И.С. Якиманской и др.;

- возможное влияние социальной, природной среды на развитие детей рассматривается в работах А.В. Мудрика, М.П. Гурьяновой, П.А. Жильцова, И.М. Синагатуллина, Б.Т. Лихачева и др.

психологическим проблемам дифференцированного обучения посвящены работы А.Ф. Ануфриева, Т.В. Кудрявцева, Т.Н. Метельницкой, А.В. Сухарева, Ю.Ю. Щербань и др.

Несмотря на наличие существенных теоретических разработок по проблеме, в теории педагогики существует противоречие, связанное с объективным возрастанием роли творческого воображения в различных видах будущей деятельности учащихся и репродуктивным характером существующего обучения, рассчитанного на «среднего» ученика.

Возникшее противоречие на уровне педагогической практики обусловлено несоответствием между:

1) научными фактами, касающимися развития творческого воображения
ученика, и их недостаточно полным научным обоснованием на основе учета
индивидуальных особенностей школьника в процессе обучения;

  1. необходимостью организации развития творческого воображения каждого ученика на уроках и недостаточной разработанностью этого процесса на уровне частных методик;

  2. сознанием необходимости организации обучения с целью развития творческого воображения каждого школьника и недостаточной компетентностью учителей (методической, теоретической) в вопросах организации обучения.

Выявленные противоречия в педагогической теории и практике позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении, обосновании и эффективной реализации педагогических условий формирования и развития творческого воображения младших школьников на основе индивидуального подхода к обучению. С учетом

этого, тема нашего исследования получила название «Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников».

Цель исследования - определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческого воображения младших школьников в рамках индивидуального подхода.

Объект исследования - процесс развития творческого воображения младших школьников.

Предмет исследования - комплекс педагогических условий, при которых можно реализовать индивидуальный подход к процессу развития творческого воображения младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие творческого воображения учащихся младших классов школы в учебном процессе будет осуществляться эффективно, если:

  1. управление развитием творческого воображения будет осуществляться в соответствии с моделью, разработанной на основе индивидуального подхода;

  2. будет определен комплекс педагогических и психологических условий развития творческого воображения младших школьников;

  1. будет присутствовать демократический стиль руководства при организации обучения, проявление и учителем, и учениками ярких положительных эмоций, а также направленность методов обучения на создание ситуации успеха для каждого ученика;

  2. будет происходить отбор и внедрение в процесс обучения методов, способствующих актуализации личностного опыта ученика и активизации его творческой деятельности;

  3. школьники будут включены в оптимально возможные индивидуальные, групповые, коллективные формы работы;

  4. будет высоким уровень мотивации учения у младших школьников.

Исходя из определения цели и выдвинутой гипотезы, мы поставили следующие задачи исследования:

  1. Уточнить понятие творческое воображение и выяснить особенности творческого воображения младших школьников.

  2. Разработать и апробировать модель управления развитием творческого воображения младших школьников на основе индивидуального подхода.

  3. Выявить условия, при которых реализуется индивидуальный подход к развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста.

  4. По результатам опытно - экспериментального исследования подготовить методические рекомендации по развитию творческого воображения младших школьников.

Методологической основой работы являются;

а) операционная концепция об идеальном, утверждающая наличие
предметного компонента знаний у человека, синтезированного мышлением
из разных схем действий, служащего приспособлением к изменяющемуся
информационному полю и потребностям общества (В.Г. Афанасьев, Л.Н.
Коган и др.);

б) философские, психологические концепции индивидуального,
личностного, деятельностного, возрастного, средового подходов к развитию
личности;

в) психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К.
Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы: монографический метод; изучение нормативных, инструктивно-методических документов по проблеме; изучение опыта учителей, анализ школьной, учительской,

ученической документации; моделирование; педагогический эксперимент; статистические методы обработки экспериментальных данных. База и этапы исследования.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе Русской гимназии Хааберсти города Таллинна. Избранная методическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три этапа.

На первом этапе (1999 - 2000гг.) поисково-теоретическом -происходил выбор темы, ее осмысление, а также изучение и осознание методических и теоретических основ исследования; определялись, уточнялись цель, задачи, рабочая гигготеза исследования. В этот же период проводился констатирующий этап эксперимента.

Второй этап (2000-20 02гг.) характеризуется как опытно-

экспериментальный. На данном этапе был разработан план формирующего эксперимента, уточнялись общие взгляды реализации индивидуального подхода к развитию творческого воображения младших школьников, осуществлялась реализация программы опытно-экспериментальной работы в рамках формирующего эксперимента.

Третий этап (2002- 2005 гг.) - аналитико-обобщающий, который связан с анализом, интерпретацией результатов опытно-экспериментальной работы, их проверкой и корректировкой в ходе экспертизы, формулированием выводов, рекомендаций, оформлением результатов исследования в виде диссертации. Научная новизна исследования состоит в том, что

- выявлен и научно обоснован комплекс педагогических и психологических условий развития творческого воображения младших школьников при их обучении в рамках индивидуального подхода;

- разработана технология развития творческого воображения младших
школьников;

- разработана модель управления развитием творческого воображения в
рамках индивидуального подхода, включающая в себя следующие этапы:
целеполагаюший, диагностический, этап разработки стратегии, этап
реализации, рефлексивный этап.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обосновано влияние комплекса педагогических и психологических условий на развитие творческого воображения младших школьников в процессе реализации индивидуального подхода к обучению, доказано возрастание качества знаний, умений, мыслительных приемов в процессе развития творческого воображения, а также влияние устойчивости и направленности мотивов учения на творчество. Разработана модель управления развитием творческого воображения младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что

предложен диагностический инструментарий, позволяющий получить адекватную информацию о процессе развития творческого воображения школьников;

процесс развития творческого воображения младших школьников был организован на основе разработанной модели, что позволило повысить продуктивность образовательного процесса;

методические разработки и рекомендации использованы в практической деятельности учителей.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается: анализом психо лого-педагогических исследований; продолжительностью экспериментальной работы (с 1995 года); применением комплекса методов адекватных объекту, целям и задачам исследования; этапным характером опытно-экспериментальной работы; личным участием в

ней автора, апробацией выводов, сделанных в изыскании; обработкой результатов методами математической статистики. Апробация и внедрение результатов исследования.

По результатам исследования опубликовано 6 научных статей.

Результаты исследования были доложены на Международной научной конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» (Ярославль, 2005).

Данные диссертации были представлены также в авторском курсе «Индивидуальный подход при развитии творческого воображения» для педагогов Эстонской республики, которые проходят обучение в Таллиннском университете, а также в рамках проекта «Неа algus» («Доброе начало») департамента образования Эстонской республики. На защиту выносятся:

  1. Комплекс психолого-педагогических условий развития творческого воображения младших школьников зависит от сторон активизации познавательной активности (содержательной, организационной, субъектной) и включает использование общей методики индивидуального подхода в процессе обучения; учет индивидуальных особенностей детей при включении их в активные виды самостоятельной деятельности; использование критериев творческой познавательной активности младших школьников и показателей уровня сформированное творческого воображения (количественной продуктивности деятельности, оригинальности воображения, гибкости использования идей).

  2. Модель управления развитием творческого воображения младших школьников состоит из следующих блоков: целевого, организационно-действенного, содержательного, оценочно-результативного.

  3. Технология развития творческого воображения младших школьников в процессе их обучения на основе индивидуального подхода

предусматривает отбор и внедрение в процесс обучения методов, способствующих актуализации личностного опыта ученика и активизации его творческой деятельности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка литературы по проблеме исследования и приложений. Диссертационное исследование иллюстрируется таблицами, диаграммами и рисунками.

Во введении обоснована актуальность диссертационного

исследования, определяется проблема исследования.

В первой главе «Педагогические и психологические основы развития творческого воображения учащихся» - осуществлен теоретический анализ научных источников, определяющих сущность творческого воображения. Проведен анализ проблемы развития творческого воображения младших школьников в процессе обучения на основе данных научной литературы, уточняется смысл таких понятий, как «воображение», «творческое воображение», «индивидуальный подход». Показано своеобразие подходов к рассматриваемой проблеме, формулируются основополагающие характеристики изучаемого явления; также рассмотрена модель управления развитием творческого воображения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения младших школьников» рассмотрены цели и задачи опытио-экспериментальной работы, описаны критерии и показатели оценки уровней творческого воображения младших школьников, описаны методики развития творческого воображения учащихся на уроке и во внеурочное время, а также представлен анализ результатов и выводы опытно-экспериментальной работы.

В заключении содержатся основные выводы диссертационного исследования.

В приложении приведены методические рекомендации по развитию творческого воображения младших школьников.

Анализ проблемы творческого воображения

Проблема воображения относится к наименее четко определенным и разработанным в психологии и педагогике, в связи с чем нам представляется целесообразным обратиться к рассмотрению проблемы воображения, в частности к вопросу о его функциях в процессе познавательной деятельности. Обращение к воображению сугубо человеческому качеству, одной из важнейших способностей личности отвечает гуманистической направленности современного общественного сознания его потребности не только в благоприятных внешних условиях, но и во внутренних факторах, способствующих созданию новых представлений, новых форм общественного бытия. Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Когда мы обращаемся к практике работы с ребенком, то понимаем, что за результативностью проводимой проводимой работы так или иначе стоит то, что можно обозначить словом "воображение", то, что Б.В.Зейгарник обозначила как "достраивание целого образа по детали"[127; с. 26]. О способности схватить целое раньше частей, об умении на основе намека, единой тенденции строить целостный образ писал Э.В.Ильенков [128; 129]. Следует отметить различные способы рассмотрения проблемы воображения в рамках разных научных дисциплин: психологический, историко-научный, философский. Причем, эта общая задача дифференцируется на ряд связанных друг с другом следующих вопросов, определяющих основные направления исследований в контексте целостного философского познания (см. табл. 1). Обращение к этим проблемам, на наш взгляд, может способствовать прояснению и некоторых общефилософских вопросов, в частности исторически конкретного характера взаимоотношений субъекта и объекта в познании, а также общественного бытия в целом, пролить свет на опосредованный способ воздействия социальных условий на познание и получение нового знания. Философский подход предполагает, что проблема ставится и анализируется с историко-философской, философско-методологической, мировозренческой и других точек зрения. Вместе с тем надо отметить, что в философском рассмотрение проблемы воображения существуют определенные концептуальныее подходы в зависимости от того, что берется за основу воображения: образ, способность или творчество (см. табл. 2) Учитывая, что проблема воображения стала предметом активных исследований сравнительно недавно, можно сказать,что в этой области получены значительные результаты. Они нашли свое отражение в работах философов и психологов А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, Я.Э. Голосовкера, Э.В. Ильенкова, A.M. Коршунова, Л.С. Коршуновой, А.Н. Лука, Ж. Пиаже, Т.Рибо, С.Л. Рубинштейн и др. [39; 62; 126; 159; 207; 268; 319; 334]. При этом такие исследователи, как В.Вундт, Д. Селли, Т. Рибо относили воображение к элементу сознания; другие, Э. Мейман, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, отождествляли его с памятью; третьи, 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, утверждали, что оно является продуктом бессознательного [319; 10; 333]. В российской психологии воображение принято рассматривать как преобразование существующих образов, тесно связанное с мышлением и активно включенное в различные ступени познания. Во многих психологических исследованиях, в частности Дж. Рензуллж, Дж. Фелдхьюзен, А.Я. Пономарева, Д.Б. Богоявленской, Е.Л. Яковлевой, Л.В. Поповой и др. выявлена сложность и многомерность явления воображения, включающего в себя как интеллектуальные, так и неинтеллктуальные факторы: мотивационно-личностные и социальные [284; 32]. В психолого-педагогической литературе специфика творческого воображения определяется, прежде всего, его принадлежностью к сквозным психическим процессам и обращенностью к маловероятному или невероятному будущему (Л.М. Веккер); универсальным характером образа, представляющего собой триединство познавательного, аффективного и моторного (волевого) компонентов, подобно "коллективным представлениям", описанным Л. Леви-Брюлем. Эта специфика раскрывается также через понятие "образа мира", введенного в психологию А.Н. Леонтьевым, в котором слово "образ" относится не к индивидуально-конкретному изображению объекта, а к обобщенному [200]. О таких образах говорит Р. Арнхейм, исследуя процесс формирования поэтического образа [18]. Образ творческого воображения - это обобщенный образ будущего опыта, являющийся эмоционально закрепленным способом представления реальности, который позволяет субъекту ориентироваться и действовать в ней. В последние годы росийскими психологами Е.Н.Задориной, И.П.Ищенко, О.И. Чехониной, М.И. Фидельман активно проводились исследования структуры одаренности и творческой деятельности детей и подростков. Проводились исследования соотношения развития творческой и интеллектуальной одаренности в детском возрасте (Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, B.C. Юркевич и др.). При этом большая часть исследований этого направления рассматривало креативность как аспект интеллекта и оценивало её по полученному результату. Мы все-таки полагаем, что в развитии креативности детей следует, прежде всего, рассматривать развитие творческого воображения и его особенности, поскольку именно творческое воображение является неотъемлемым компонентом любой формы продуктивной деятельности как взрослого, так и ребенка.

Особенности воображения младших школьников

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития, индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

На наш взгляд, основные этапы становления личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития его воображения. Исходным положением является мысль известного психолога Л. Выготского о единстве в детском возрасте мышления, памяти и воображения и, развивая одно из звеньев триады, развиваются и остальные [62].

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

В процессе развития ребенка развивается и его воображение. Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях: ? детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла; ? юность - сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»; зрелость - подчинение воображения уму интеллекту [320].

Вображение относится к числу фундаментальных психологических новообразований дошкольного детства. Являясь первоосновой созидательных возможностей и свершений ребенка, личностно развивающим началом его целостного духовно-практического бытия оно активно формируется средствами специфически "дошкольных" видов деятельности - многообразных разновидностей художественного творчества, конструирования, восприятия сказок, самостоятельного сочинительства, игры, и др.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. Каковы же этапы развития воображения у детей Дети до полутора лет не проявляют никаких признаков воображения им для этого не хватает материала. У детей дошкольного возраста складывается план эмоционального воображения, когда ребенок становится способным адекватно предвосхищать "социальные последствия" собственных действий и действий другого лица, первоначально раскрывая смысл тех и других на уровне переживания [33].

Первые проявления воображения, относятся к двум с половиной трем-годам. В этом возрасте ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации, прежде всего в предметной игре. На первом этапе развития воображения связано с процессом опредмечивания образа действием (воображение возникает и начинает выполнять свои функции на этапах формирования предметного действия и восприятия,— оно позволяет ребенку не только уловить общий смысл действия, но и принимать оценку результата со стороны других людей.). Через этот процесс ребенок учится управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое воображение.

До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. И можно сказать, что воображение становится самостоятельным процессом [34].

Воображение ещё неустойчиво, не подчиняется определённой задаче. В более старшем возрасте воображение, развивается в сюжетно-ролевой игре, предоставляющей большие возможности для детского творчества. Появляются первые попытки словесного творчества, конструирования и т.д.

То есть, как было отмечено, с трех лет ребенок начинает выполнять свои действия относительно самостоятельно, может «идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли» [64]. Взаимодействие ребенка со взрослыми, сохраняется, но уже приобретают иную форму, нежели это было раньше.

Вступая в мир культуры, ребенок осуществляет ориентировочно-исследовательскую, творческую деятельность, включающую в себя сложнейшие процессы анализа и синтеза общественных предметов, их внутренних соотношений и компонентов, экспериментирование (в том числе мысленное) с ними, опробование возможных способов преобразования предметных ситуаций.

Однако планировать воображение, заранее составлять в уме план предстоящих действий он еще не в состоянии. Эта способность у детей появляется лишь к четырем - пяти годам.

Игра детей-дошкольников, особенно если она осуществляется при умелом руководстве педагогов-воспитателей, способствует развитию у них прежде всего воображения, позволяющего им придумывать, а затем и реализовывать замыслы коллективных и индивидуальных игровых действий [61; 64].

Цели и задачи опытно-экспериментальной работы

В педагогике и психологии вопросы, связанные с формированием и развитием творческого воображения у детей младшего школьного возраста, изучены, на наш взгляд, недостаточно. Следует отметить исследования творческого воображения детей младшего школьного возраста в области изобразительного искусства и литературного творчества таких ученых, как Игнатьев Е.И., Стрелянова Н.И., Исагулов 3, Батоев Г.Б., Носова Л.В., Ахмедова Х.Б. [125; 362]. Однако диагностика и развитие творческого воображения у детей данного возраста в условиях общего школьного образования является актуальной проблемой отечественной педагогической и психологической наук, представляет огромный потенциал для формирования новых стратегий школьного образования.

В последние годы отечественными психологами Е.Н.Задориной, И.П.Ищенко, О.И.Чехониной, М.И. Фидельман активно изучалась структура творческой деятельности детей и подростков. Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, B.C. Юркевич [195; 223] исследовали процесс развития творческой одаренности в детском возрасте. При этом практически все ученые рассматривали креативность как аспект интеллекта и оценивали её по полученному результату.

Не умаляя научную значимость данных психологических и педагогических исследований, мы полагаем, что в развитии креативности детей следует, прежде всего, рассматривать развитие творческого воображения и его особенности, поскольку творческое воображение является неотъемлемым компонентом любой формы продуктивной деятельности, как взрослого, так и ребенка.

К сожалению, современные сравнительные данные по показателям креативности (творческости) детей в России и США обнаруживают неблагоприятную динамику сдвигов этих характеристик с возрастом у российских школьников. В Эстонии, подобных масштабных исследований не проводилось, однако, проведенные автором исследования в двух школах Таллина свидетельствуют, о тенденции аналогичной российской. В то же время у американских детей наблюдается рост творческих проявлений по всем показателям: беглости, гибкости и оригинальности.

В первую очередь это связано с тем, что в России, как и в Эстонии, школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся. Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам, дедукция, вербально-символический язык, а не более естественный для большинства ребят образный и практический. В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого воображения детей, на развитие самостоятельности выбора и построения поведения, смелости в суждениях. В американской же школе, как частной, так и государственной, в течение последних пяти лет широко распространяются такие программы. Педагог обычной школы в Эстонии, зажатый тисками базисного плана и все более жестких требований всеобщей стандартизации обучения, имеет мало возможностей для собственного творчества и для его развития у своих подопечных.

Поэтому выявление и развитие творческого воображения младших школьников в условиях общего школьного образования, является актуальной проблемой отечественной педагогической и психологической наук, представляет огромный потенциал для выделения новых стратегий школьного образования.

Свое исследование мы относим к категории опытно-экспериментальных в связи с тем, что индивидуальный подход при развитии творческого воображения младших школьников проверялся, обсуждался в соответствии с моделью в учительской практике. Главным объектом при обсуждении были изменения в учебной деятельности ученика, происходящие при реализации индивидуального подхода к обучению и других педагогических условий развития творческого воображения учащихся, а также «наполнением» каждого условия конкретным методическим содержанием. Опытно-экспериментальная работа явилась проверкой на практике теоретических положений, сформулированных в первой главе, через внедрение в педагогическую практику мер, активизирующих учебную работу школьников и формирующих развитие творческого воображения

Цель эксперимента - выявить влияние возможностей стимулирования воображения, как психологического процесса, обосновать и проверить эффективность и действенность реализации педагогических условий, способствующих развития творческого воображения младших школьников.

Задачи опытно-экспериментальной работы: 1. Изучить опыт учителей по развитию творческого воображения ребенка в условиях классно-урочной системы обучения, которым обладает массовая школьная практика. 2. Провести констатирующий эксперимент с целью изучения особенностей учащихся, определяющих уровень и дальнейшее развитие их творческого воображения. 3. Провести формирующий эксперимент по индивидуальному подходу в обучении с целью развития творческого воображения младших школьников. 4. Дать сравнительный анализ результатов экспериментального и традиционного обучения на основе критериев творческого воображения и динамики развития творческой деятельности у учащихся.

Для установления предварительной картины о состоянии готовности учащихся в экспериментальных и контрольных классах к обучению, к взаимодействию с учителем мы провели диагностику психологических, личностных, дидактических, социальных, физиологических особенностей учащихся. С целью выявления психологических, личностных особенностей учащихся мы использовали труды А. Анастази, Г.Ю. Айзенка, Л.Д. Столяренко [12; 2; 359]. Уровень обученности, практических умений, умений наблюдать определяли, используя учебные задания. Физиологические и социальные особенности - лист здоровья, беседы с учениками, родителями, социальными педагогами, обучающими учителями, анкеты.

Развитие творческого воображения учащихся на уроке и во внеурочное время

Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте. Отметим особенности творческого процесса: 1) Творческий процесс предполагает самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. 2) Видение новой функции уже знакомого объекта. 3) Видение новых проблем в знакомых ситуациях. 4) Видение структуры объекта, подлежащего изучению. Все эти черты творческой деятельности неразрывно связаны с воображением, т. к. творческая деятельность предполагает выдвижение разных подходов, вариантов решения, рассмотрение предмета с разных сторон, умение придумывать оригинальный необычный способ решения. Естественно, что ребёнок создаёт субъективно-новое, т. е. новое для него самого, но это имеет важное общественное значение, потому что в ходе его формируются способности личности. В процессе обучения воссоздающее воображение имеет очень большое значение, т. к. без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения. Кроме того, у младшего школьника воображение всё теснее связывается с его жизненным опытом, причём не остается бесплодным фантазированием, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие мысли и образы ребёнок стремится воплотить в реальные предметы. Развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы. Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы выявили условия, которые способствуют развитию творческого воображения именно на уроках трудового обучения: 1) использование на начальном этапе обучения специальных заданий на конструирование, которые выполняются учащимися на предметно- действенном уровне. Эти задания способствуют формированию у детей конструктивных навыков, способности к многократному переструктурированию заданных элементов с целью нахождения возможных вариантов решения поставленных задачи. 2) Использование заданий, моделирующих деятельность воображения на наглядно - образном уровне. Они формируют у учащихся способность осуществлять все операции по переструктурированию элементов во внутреннем плане, а не на уровне предметных действий. 3) Использование на уроках предметно - практического обучения (ручного труда) или во внеклассной работе широкого ассортимента природных и синтетических материалов для обогащения чувственного опыта учащихся, расширение у них объема представлений об окружающей действительности, т.е. с целью формирования структурных компонентов творческого воображения. 4) Направленность обучения па развитие у учащихся на способности к сюжетному конструированию, включению заданных элементов в простой, а за тем в развернутый контекст; формирование у детей целостного видения мира, представление о взаимосвязи объектов окружающей действительность. 5) Выделение в качестве структурного этапа урока деятельности работы с формой, предполагающей создание на основе форм исходных материалов (природных или синтетических) образов различных объектов. 6) Предоставление учащимся свободы в выборе объектов деятельности, материалов для их изготовления, способов их обработки; разъяснение возможности вариативного выполнения одних и тех же объектов за счет использования различных материалов. 7) Использование на этапе планирования предстоящей работы так называемых «открытых планов», позволяющих учащимся в процессе изготовления изделия осуществлять разного рода поправки и дополнения в соответствии с некоторым изменением замыслом или возникновением новых идей относительно изготавливаемого изделия. 8) Включение в качестве структурного элемента на заключительных этапах уроков предметно - практического обучения режиссерских и сюжетно - ролевых игр, подразумевающих создание учащимися воображаемых ситуаций, принятие на себя роли и моделирование в соответствии с нею своего поведения. 9) Создание в процессе занятий проблемных ситуаций, постановка задач логического типа, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения и способствует формированию механизмов комбинаторики данного психического процесса. В рамках нашего исследования, говоря о деятельности, специальным образом организованной, мы имеем в виду комплекс задач и заданий, соответственно построенный и ориентированный на творческую и самостоятельную деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В нашей исследовательской работе мы реализовывали еще одно направление - интеграция учебных предметов через применение на уроках и во внеурочных занятиях общих методов, форм обучения, через предъявление общих требований к оцениванию результатов учебной деятельности учащихся и, наконец, через содержание учебных дисциплин. Неа algus" -доброе начало, что подразумевает уверенное вступление в жизнь каждого ребенка. Старт этой программе был положен дошкольиьш проектом, сегодня она получила поддержку в пятнадцати странах.

Похожие диссертации на Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников