Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками Локтева Оксана Борисовна

Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками
<
Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Локтева Оксана Борисовна. Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 195 c. РГБ ОД, 61:99-13/701-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕРЕТИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕШШ ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ПАРАГРАФ 1. Межпредметные: связи в педагогическом процессе 12-35

ПАРАГРАФ 2. Современные подходы в изучении произведении искусства младшими школьниками 36-76

ПАРАГРАФ 3. Обоснование іштегрироваш-юго курса, направленного

на изучение произведешш искусства младщшми школьниками 77-104

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИЩЕГРИРОВАННОГО КУРСА ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.

ПАРАГРАФ 1. Развитии цветоощущения как начальный этап знакомства с шчжзведенпялш искусства 105-129

ПАРАГРАФ 2. Ознакомление с обрядами и традициями русского народа на основе произведении декоративно прикладного искусства 130-151

параграф 3. Изучение доступных произведении искусства, отражающих основы отечественной духовной

КУЛЬТУРЫ 152-173

ЗАКЛЮЧНИЕ 174-182

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 183-195

Введение к работе

В настоящее время, время возрождения России как независимого государства, время формирования и развития гражданского самосознания, большую роль играют учебные предметы и курсы, призванные раскрыть особенности русской традиционной культуры. Вводимые в учебную программу, дисциплины ставят своей целью познакомить учащихся с различными аспектами поступательного движения русского общества, с историческими закономерностями этого движения, с отражением в искусстве и культуре различных его этапов. Все это будет способствовать повышению самосознания россиянина, гордящегося прошлым и настоящим своей страны. С одной стороны, необходимость изучения подобных курсов не вызывает сомнения. С другой, их введение влечет за собой чрезмерную перегрузку учащихся, является причиной их переутомления. Выходом из сложившейся ситуации может стать интеграция получаемых знаний, объединение их в один учебный предмет. При такой интеграции важно выделить доминанту -основную учебную дисциплину и определить вспомогательные элементы, дополняющие восприятие материала. Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста - конкретность восприятия, необходимость опоры при обучении на зрительные образы, можно предположить, что наиболее рациональным будет выделение как доминанты изучение произведений искусства, обучение детей их анализу. Постигая особенности произведений искусства, дети не только будут знакомиться с их внешним оформлением, но и обратят внимание на то. как в искусстве отражается мировоззрение людей, их идеи и стремления, проследят поступательное развитие человеческого общества, запечатленное в них.

Таким образом, ознакомление с шедеврами живописи и архитектуры позволит с различных сторон - художественной, мировоззренческой, исторической - взглянуть на наше культурное наследие, на развитие русского человека и общества в целом. Чтобы восприятие было полным, дополнительными элементами интеграции становятся: ознакомление с обрядовыми и фольклорными традициями, обращение к основным событиям отечественной истории и духовной культуры.

Искусство, как специфическая форма общественного сознания, исследовалось такими философами как: Г. Гегель, И. Кант, Л. Феербах, Н. Г. Чернышевский, идеи и теории которых явились основанием для понимания сущности эстетического развития человека.

Прослеживали изменения в типологии художественного сознания на протяжении истории развития человечества такие философы и искусствоведы как: В. М. Алпатов, В. В. Бычков, И. К. Кузьмичев, А. Ф. Лосев, И. Ф. Волков.

Изучалась проблема художественного восприятия и психологического воздействия цвета на человека такими искусствоведами и психологами как : Ауэр К., К.. Венгер Л. А.. Волков Н. Н., Выготский Л. С. Гете И., Дерибери М.. Доде Л.. Леонардо да Винчи. Люшер М.. Ферри Ш.

В отечественной педагогике вопросами, связанными с изучением произведений искусства в обшей системе эстетического воспитания занимались: Кубышкина Э. И., Кузин В. С, Неменский Б. М., Полунина В. Н., Шпикалова Т. Я.. Шуртакова Т. В.

Ряд диссертационных исследований посвящен проблеме восприятия и анализа произведений искусства. Это работы Кевиш Н. М., Керимешеевой О. А.. Коробки Ю. В.. Лукина Н. Н . Рыбниковой О. Н.. Скильского Д. М.. Шешко И. Б., Хижняк Е. А.

В настоящее время появился ряд нетрадиционных программ, направленных на изучение русской культуры и истории. Это: факультативный Kvpc "Введение в народоведение1' ( автор М. Ю. Новицкая ). экспериментальная

5 программа по истории в системе Л. В. Занкова ( автор Н. Я. Чутко ), программа "Введение в историю11 ( авторы Е. В. Саплина, А. И. Саплин ).

Также значительный интерес представляют исследования по истории, этнографии, фольклористике, костюму таких авторов как: В. Брун, И. Е. Забелин, 3. Косидовский, Н. И. Костомаров, Д. С. Лихачев, М. Н. Мерцалова.

Несмотря на широкое теоретическое освещение вопроса изучения произведений искусства, в начальной школе недостаточно разработаны компоненты интеграционного изучения произведений искусства. Поэтому нами был разработан интегрированный курс, основной целью которого стало обучение младших школьников глубокому и всестороннему анализу произведений искусства. Компонентами предложенной интеграции являются: развитие цветоощущения как основной характеристики внешнего оформления произведения искусства, ознакомление с обрядами и традициями, раскрывающими основы мировоззрения древних авторов, изучение отечесівенной истории и духовной культуры, позволяющие г.тубже понять содержание произведений искусства.

Необходимость разработки интегрированного курса диктовалась тем, что. с олппй стороны, проблема ознакомления детей с произведениями искусства теоретически исследована, существуют некоторые попытки ее практической реализации. С другой стороны, данная проблема разработана односторонне, изучение произведений живописи и декоративно-прикладного искусства рассматривается или в связи с обучением рисованию или изолированно без учета связей с предметами гуманитарного цикла. Все это делает актуальным выбор темы исследования " Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками1".

Интеграция знаний предполагает необходимость глубокой связи между изучением произведений искусства и обращением к этнографическому и историческому материалу. Данный подход обеспечит не только целостность восприятия, но также будет способствовать развитию образного и логического стилей мышления.

Известно, что обучение в школе направлено, в основном, на развитие левого полушария, на формирование логической стратегии мышления, что приводит к некоторому регрессу в развитии образности. У младших школьников наблюдается тенденция к репродуктивному характеру деятельности, к игнорированию творческого подхода при решении учебных задач, отмечается нежелание учеников воображать, придумывать новое. Однако развитие образной стратегии мышления не менее важно, чем развитие логической.

Интегративный подход предполагает изучение специфических особенностей цвета - его художественного, психологического и символического значений, а также анализ произведений искусства с точки зрения их внешнего оформления и внутреннего содержания. Все это будет способствовать развитию образности. При этом обращается внимание также на отражение в произведениях исісусства мировоззрения создателей, на определенные стороны исторического развития. Изучение этого требует определенной логики, в часі нос їй умения понимать закономерности исторического хода событий. Логика постижения и восприятия исторического материала характеризуется как исторический тип мышления.

Под историческим мышлением понимается "умственная деятельность, обращенная на осмысление прошлого, настоящего и прогнозируемого будушсго'Х И, Я. Лернер). Такой тип мышления формируется на протяжении 3 - х лет обучения. Дети постепенно подводятся к анализу исторических событий. первоначально, обращаясь к картинам исторического жанра, далее изучая обрядовые и фольклорные традиции в логике их причинности, соблюдения, религиозного значения. И наконец, на основе изученного, обращаются к историческому материалу, с тем. чтобы в комплексе искусствоведческих, этнографических и исторических знаний, осознать поступательное движение

7 русского общества. Все это непосредственно направлено на развитие логической стратегии мышления. Таким образом, образный и логический компоненты мышления развиваются параллельно. При этом большая доля образного компонента характеризует первоначальный этап, логический же компонент превалирует на завершающем этапе.

Кроме того, данный подход обеспечивает прочность усвоения знаний. Отсутствует отрывочность, все изучаемое логически взаимосвязывается и обуславливается причинно-следственными зависимостями.

Вопрос о возможности формирования историко-культурных зависимостей при изучении произведений искусства является недостаточно изученным. проблема исследования формулируется следующим образом - каковы педагогические условия интеграции знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является учебная деятельность младших школьников в процессе изучения произведений искусства.

В качестве предмета исследования выступает процесс интеграции знаний при изучении живописных произведений искусства младшими школьниками.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи: проанализировать роль интеграции в учебном процессе, дать анализ основных подходов в изучении произведений искусства младшими школьниками. обосновать интегрированный курс изучения произведений искусства в 1 - 3 классах. - выявить н экспериментально обосновать педагогические условия интеграции знании младших школьников при изучении живописных произведений искусства.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что интеграция знании при изучении произведений искусства младшими школьниками будет эффективной; если ее компонентами станут: - ознакомление с художественной, психологической и символической функциями цвета, как одного из основных средств выразительности живописи, - освоение национальных традиций и обрядов, раскрывающих мировоззрение русского народа с 1-9 в.в., являющееся основоіі для понимания произведении декоративно-прикладного искусства. - изучение основ отечественной истории и духовной культуры, необходимое для анализа и глубокого понимания идеи и цели создания произведения пск\ сства.

Методологию исследования составляют общефилософские проставлення о сущности искусства в развитии человеческого общества, о его влиянии на отдельно взятую личность, о чувственно-рациональном познании, а также положения эстетики о развитии типов художественного мышления, основные положения психологии о единстве логического п образного в структуре познавательной деятельности младшего школьника, основные этапы его развития, общепедагогические понятия о необходимости интеграции знании, о связи модели и оригинала при обучении, учете основных педагогических принципов, методов, приемов и форм работы.

В диссертации используются следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогпческоп, исторнко-искусетвоведческой литературы; изучение учебных программ и курсов, посвященных практическим вопросам изучения произведении искусства младшими школьниками; обучающий эксперимент: наблюдение; анализ продуктов деятельности учеников; анкетирование; количественный анализ результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлась средняя школа № 1083. в эксперименте участвовали ПО учеников начальной школы.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1994 - 1995гг.) - теоретический. Он был посвящен анализу педагогической, психологической, искусствоведческой литературы, а также изучению передового опыта, раскрывающего состояние данной проблемы в школьной практике. Было разработано в общих чертах содержание обучающего эксперимента. Полученный при этом материал позволил обосновать программу исследования. Проводился обучающий эксперимент I начальный этап).

Второй этап (Ї995 - 1997 гг.) - опытно-экспериментальный. Продолжался обучающий эксперименте основной и завершающий этапы ). Полученные данные систематизированы.

Тіктпп этап (1997 - 199 Si т. ) - обобщающий. Он включал обработку. оОобшснпе и систематизацию результатов опытно- экспериментальной работы. Написание и оформление текста диссертации.

Научн&я новизна и теоретическое значение исследования зак;почается в том. что: дана сущностная характеристика интеграции знаний, выявлены этапы интеграции знании в процессе изучения младшими школьниками произведений искусства. Ими являются:развитне пп его ощущения как начального ознакомления с произведениями искусства, ознакомление с обрядами и традициями русского парода на основе произведении декоративно-прикладного искусства, изучение досланных произведении искусства, отражающих основы отечественной истории и духовной культуры. обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия интеграции знаний в процессе изучения произведении искусства младшими школьниками. К ним относятся: обязательное наличие внутрикомпонентных связен, установление межкомпонентных связей, учитывающих усложнение от этапа к этапу; постоянное установление связей между изучаемыми явлениями, событиями фактами и отражением их в произведениях искусства; обязательное сочетание усвоения знаний с практическим применением их при анализе произведений искусства, в творческих работах. разработаны внутри и нтегратнвные компоненты каждого этапа, адекватные разработанным педагогическим условиям.

Практическая значимость исследования определяется разработанностью интегрированного курса, направленного на изучение произведений искусства младшими школьниками, возможностью использования его содержания в учебной работе с детьми этого возраста. Материалы исследования могут применяться в системе, а также как дополнительные элементы на уроках обучения грамоте, математиків чтения и ознакомления с окружающим миром. Результаты исследования могут быть включены и пособия для учителей и студентов педагогических ВУЗов.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечена опорой на научную теоретическую базу исследования, разработанностью на ее основе содержания обучающего эксперимента, которое соответствует поставленным задачам и подтверждено сравнительным анализом полученных данных.

На зашиту выносятся следующие основные положения: сущностная характеристика межпредметных связей в учебном процессе: уровни п этапы интеграции знаний в процессе изучения младшими школьниками произведении искусства; --«**—

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертации, нашли отражение в пяти публикациях, а также в цикле лекций для студентов МПГУ, в преподавании авторского курса в школах № 112,1083 г. Москвы. Отзыв о преподавании получил одобрение в департаменте.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении обосновываются актуальность, проблема, объект, предмет, цель исследования, его задачи, гипотеза, методология, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе "Теоретико-педагогические основы изучения произведений искусства в начальной школе" рассматриваются роль интеграции в учебном процессе, анализ современных подходов к изучению произведений искусства младшими школьниками, обосновываются особенности содержания и преподавания интегрированного курса, направленного на изучение произведений искусства младшими школьниками.

Во второй главе "Опытно-экспериментальная работа по реализации ишегративного курса изучения произведений искусства младшими школьниками" представлено содержание обучения, проанализированы полученные результаты.

В заключении изложены основные выводы проделанной работы, намечены перспективы дальнейших исследований.

Список литературы включает 242 источника.

Основные результаты исследования отражены в пяти публикациях.

Межпредметные: связи в педагогическом процессе

Еще Ли Амос Коменскнй считал одной из причин непрочности знании учащихся изолированное изучение взаимосвязанных явлений; Гак Б "Великой дидактике7 он писал: "Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи"! 102. стр. 190). считая, что содержание одного предмет"а должно наполняться фактами. полученными при изучении Других дппшплтш. Идею связи в преподавании учебных предметов высказывали такие педагоги, как И. Песталоштн. И. Гербарт, А. Дпстервсг. Все они считали, что взаимосвязь между изучаемыми дисциплинами обеспечит прочность п систематичность знаний. Но при этом стоит отмстить, что высказанная неоднократно мысль о необходимости межпредметных связей, не нашла реального воплощения в практике школы.

В России идея интеграции в обучении получила широкое отражение в 19- и 20 веках в трудах В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова. Н. Г. Чернышевского, А. И. Герцена, Д. И. Писарева. Так Н. Г. Чернышевский говорил о необходимости применения знаний, полученных при изучении одной дисциплины, к другим преподаваемым предметам (225, стр. 261). Особое место в развитии идеи межпредметных связей занимает К. Д. Ушинскии. Он полагал, что без связи между учебными предметами не может быть системных и прочных знаний. По его мнению важно не только постигнуть теоретический материал, но и суметь связать его в единое целое с другими полученными знаниями, понять возможности его трансформации в различных дисциплинах, его применение на практике. В связи с этим он писал: " Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто" (215, стр. 178).

Кроме того, К. Д. Ушинскии делает попытку психолого-педагогического обоснования необходимости межпредметных связей.

Теоретическое наследие К. Д. Ушинского, революционных демократов, педаїогов прошлого оказало значительное влияние на методическую разработку теории межпредметных связей, которая нашла отражение в работах таких педагогов как: В. Я. Стоюнин, Д. Д. Семенов, Н. Ф. Бунаков. Среди трудов, посвященных теме межпредметных связей были предложения : по установлению связи между учебными предметами в школе; по устранению излишнего повторения, влекущего за собой потерю времени; по устранению противоречий в определении терминологии учителями различных дисциплин; по преемственности в содержании отдельных предметов и преемственности знаний, полученных в различных дисциплинах; по связи теории с практикой; по совместной работе преподавателей по развитию интеллектуальных способностей учащихся.

Значительная роль в практическом воплощении межпредметности в обучении отводится первому наркому просвещения А. В, Луначарскому, который неоднократно подчеркивал необходимость связи политехнического воспитания с умственным, трудовым, физическим, нравственным и эстетическим воспитанием.

Современные подходы в изучении произведении искусства младшими школьниками

Развитии цветоощущения как начальный этап знакомства с шчжзведенпялш искусства link3 Проанализировав сущность интеграцнии в обучении, рассмотрим возможность ее реализации в процессе изучения произведении искусства младшими школьниками. Для этого обратимся к современным подходам ознакомления с живописными произведениями искусства в начальном звоне обучения. Проанализировав основные тенденции в изучении произведений искусства, определим возможности применения интеграционных процессов в нем. Ознакомление с произведениями искусства реализуется на уроках эстетического цикла: изобразительное искусство, музыка, художественный труд, эстетика, а также на факультативных занятиях, которые являются подготовительными для курса "Мир художественной культуры", введенный в среднюю школу. В рамках этих дисциплин предполаїается уделять большое внимание анализу произведений искусства. Вот как об этом пишет Лихачев Б. Т. в своей книге "Теория эстетического воспитания младших школы п псов": "Изобразительное искусство необходимо анализировать, оно отображает жизнь, запечатленную в ярких художественных образах... Искусство не только знакомит с жизнью, но будит в людях радость общения с красотой, заставляет переживать различные чувства"! 122, стр.64). Кроме чисто эстетического наслаждения красотой во время соприкосновения с произведениями искусства, происходит постижение выраженного создателями своего отношения к миру, к обществу, к личности. Ведь своеобразие, специфика искусства состоит в том, что оно является концентрированным выражением человеком в различных жанрах и видах, художественных образах своего эстетического н идейно-направленного отношения к действительности. I Таким образом, "... в искусстве диалектически сочетаются объективное и субъективное: отражение общественных явлений и их творческое субъективное выражение в форме того или иного художественного произведения, теми или иными художественными средствами" (122, стр. Воспринимая и анализируя произведения искусства, дети учатся понимать и чувствовать человека - автора, созданных шедевров и общность людей - народ, творческим потенциалом которого сформированы основные традиции создания изображения и декора. Итак, определяется два направления изучения произведений искусства. Первое направление - учить детей наслаждаться красотой произведений искусства. Второе - оживлять связь между произведением и его автором, приоткрывать зависимость между изображением и настроением создателя, представлениями того или иного времени и народа об изображенном явлении. Искусство, являясь одной из форм общественного сознания, не может существовать и развиваться вне социума, т. е. для него огромную роль играет закон социальной обусловленности. Суть этого закона заключается в том, что в произведениях искусства находят отражение многочисленные исторические события и явления , философские направления и течения общественной мысли. Трансформируясь, видоизменяясь они воплощаются в произведениях искусства в конкретных художественных образах, а также в различных стилях. Таким образом, в работе с произведениями искусства выделяется еще одно направление - изучая их можно составить представление об исторических событиях и общественных явлениях. анализируя характерные особенности направлений - определить их философскую и творческую позицию, вклад в развитие социума. Искусство позволяет не только лучше узнать человека, но и понять, как развивалось общество, какие ступени преодолевало по мере становления. Крайне важна взаимообусловленность этих двух процессов изучения: с одной стороны, произведения искусства создают возможность обращения к историческому движению социума, с другой, знание основных вех в развитии общества и его культуры поможет лучше понять произведения искусства. Такой подход может способствовать гуманизации обучения, что создаст возможность обращения, благодаря произведениям искусства, к таким областям как: история, культорология, этнография, обществоведение. Логически продуманное, научно обоснованное изучение произведений искусства продвинет далеко вперед возможности традиционного обучения. ОПЫТНО - ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИЩЕГРИРОВАННОГО КУРСА ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ. link3 Развитии цветоощущения как начальный этап знакомства c межзвеньями искусства

Охарактеризовав систему интеграционных компонентов изучения произведений искусства, нами был выделен 1 компонент, направленный на развитие цветоощущения ( ему соответствует 1 этап обучения ). Его первостспенность определяется тем, что произведения искусства отражают реальные объекты действительности особыми выразительными средствами, к основным из которых относится цвет. Не чувствуя особенностей использования цвета, ребенок не сможет насладиться в полной мере красотой, переданной автором зрителю. Поэтому целесообразно первоначально подготовить ребенка к восприятию произведений живописи, развитием цветоощущений - умением видеть, замечать, различать цвета, тона и оттенки в природе, окружающей жизни, в живописи. Такая подготовка даст возможность зрителю уловить грани прекрасного, переданного в произведении искусства, почувствовать с помощью колорита глубину эмоционального напряжения, пафос полотна. Поэтому первым этапом обучения становится этап Цветоведение", в основе которого лежит изучение цвета, как одного из главных выразительных средств живописи. Обращаясь к художественной, символической и психологической характеристикам цвета, мы способствуем развитию зрительного восприятия, образного мышления, подводим детей к анализу живописных полотен. Таким образом, данная работа направлена на обогащеіше возможности каждого ребенка воспринимать и анализировать произведения искусства. В последствии эта возможность будет обогащена изучением этнографического и исторического материала, предлагаемого на этапах: "Языческие представления древних" п "Историко-релппюзиые основы русском культуры". В результате предложенной интеграции знаний цветоводческого, этнографического и исторического материала у детей младшего школьного возраста сформируется представление о развитии русской культуры, сложится устойчивая система знаний о ее поступательном движении в различных аспектах развития: искусствоведческом и историческом, что является неотъемлемой частью воспитания образованного человека.

Проанализируем особенности интеграции на 1 этапе, определим перспективы включения цвета в анализ произведений декоративно-прикладного искусства, иконописи.

Похожие диссертации на Интеграция знаний в процессе изучения произведений искусства младшими школьниками