Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников Громова Людмила Анатольевна

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников
<
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Громова Людмила Анатольевна. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Казань, 2007 293 с. РГБ ОД, 61:07-13/1413

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты художественно-эстетического воспитания младших школьников .

1.1 Сущность и особенности художественно-эстетического воспитания младших школьников 16

1.2 Педагогический потенциал татарского национального изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании младших школьников 40

1.3 Критерии художественно-эстетической воспитанности учащихся начальной школы 59

Выводы по первой главе 70

Глава 2. Педагогическое обеспечение реализации художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами произведений татарских художников .

2.1 Организация художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами произведений татарских художников 72

2.2 Проектирование и реализация программы по художественно- эстетическому воспитанию младших школьников средствами произведений татарского изобразительного искусства 92

2.3 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации программы художественно-эстетическому воспитанию учащихся начальной школы средствами произведений татарского изобразительного искусства 117

Выводы по второй главе 153

Заключение 156

Список использованной литературы 159

Приложения

Введение к работе

Гуманистическая направленность современного образования, закрепленная в документах по модернизации российской школы и в Болонском соглашении, сфокусировала внимание на личностно-творческой направленности учебно-воспитательного процесса. Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий, смена стиля взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и другие нововведения, с одной стороны, значительно повысили уровень требований к профессиональным качествам учителя, а с другой стороны, предоставили ему большую свободу для проявления своей индивидуальности, а также для осуществления творческой самореализации личности младшего школьника.

У каждого народа имеется своя национальная система воспитания. Чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательная система определяется национально-неповторимыми идеями. Осознание значимости педагогической культуры народа возможно в приобщении его к историческому прошлому, к богатому наследию духовных идеалов и ценностей. Поэтому для развития педагогической науки важно возвращение к истокам этнических культур на основе познания самобытности и уникальности каждого народа, внедрение в практику работы с детьми педагогического опыта, накопленного тем или иным народом с целью устранения ассимиляции культур как явления характерного для процесса поглощения одной культуры другой.

Особую роль в творческой самореализации школьника играет национально-культурный потенциал искусства, связанный с

народными традициями, художественно-изобразительной, музыкальной и театральной деятельностью.

Разработке вопросов, связанных с использованием учебно-воспитательных возможностей народного художественного творчества в школьной практике, уделяли внимание В. В. Алексеева, И. П. Глинская, Б. М. Неменский, В. Н. Петров, М. С. Чернявская, Б. П. Юсов и др. За последние годы появились работы, специально посвященные вопросам обучения и воспитания школьников на традициях народного искусства; эти проблемы получили достаточно широкое освещение в педагогических исследованиях С. Ф. Абдуллаева, Е. С. Асылханова, Н. А. Горяевой, А. А. Данилова, А. И. Ефимова, Е. Р. Ковальской, М. А. Рыбниковой, Т. Я. Шпикаловой и др.

Важное место в системе национально-культурного, эстетического воспитания учащихся занимает обучение изобразительному искусству: на уроках изобразительного искусства можно полнее раскрывать особенности русской и национальной татарской традиционной культуры.

Известно, что искусство - уникальное явление человеческого бытия, которое проявляется в художественном творчестве, имеет силу в правде и красоте и формирует культуру восприятия человеком окружающего мира. Наибольшую значимость оно имеет в воспитании нравственности, внутренней свободы и дисциплины человека, в формировании его мироощущения, миропонимания, а значит, оказывает непосредственное влияние на развитие культурного общества.

Кризис образовательной системы в России 90-х годов XX века выдвинул на первый план гуманистически направленные концепции художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М.Неменский, А.М.Предтеченская, В.В.Ваислова, Т.Б.Лихачева, Б.Г.Юсова и др.).

Древняя тысячелетняя Казань с ее исторически сложившейся высокой культурой имеет богатые художественные традиции. В нашем городе интерес к изобразительному искусству определился еще к концу XIX века. Многие поколения казанских педагогов, учителей культуры и искусства отмечали, что одним из условий успешной человеческой деятельности является художественное развитие личности, которое, с одной стороны, влияет на духовную культуру человека, а с другой -помогает реализовать творческие задатки.

Художественное развитие личности должно рассматриваться как одна из самых актуальных проблем современной педагогики, системы воспитания и образования. В связи с этим на первый план выходит проблема использования элементов национальной культуры и учебно-воспитательном процессе. При разработке теоретических основ интеграции элементов национальной культуры в учебно-воспитательный процесс нами учитывались результаты исследований в области татарской художественной культуры С.С. Айдарова, В.Н.Беркутова, Ф.Х.Валеева, Я.И.Ханбикова, Ф.Ф.Гуловой, Л.Н.Гумилева, Г.М.Давлетшина, Г.Г.Исхаки, Ш.Марджани, С.М.Михайловой, К.Насыри, Р.Г.Фахрутдинова, А.Х.Халикова, М.Х.Хасанова, С.М.Червонной и других.

Между тем, в исследованиях ряда ученых (В.Ж.Келле, А.Т.Энасе, Д.С.Лихачёва, Л.Ю.Сироткина) национальная культура рассматривалась как процесс культурного творчества в котором человек представляется в качестве её элемента, как субъект того творческого процесса, в котором создаются и осваиваются явления культуры.

Народная культура, традиции, фольклор эффективно воздействуют на воспитание трудолюбия, гуманности, справедливости, гордости за свой народ. Эти проблемы нашли отражение в

исследованиях М.Г.Арсланова, А.Л.Бугаевой, Г.Н.Волкова,

О.В.Волковой, В.Г.Закировой, Р.Ш.Маликова, З.Г.Нигматова, Э.И.Сокольниковой, Я.И.Ханбикова и др.

У казанских учителей накоплен большой опыт преподавания изобразительного искусства и художественного труда. На основе уже имеющихся школьных программ учителями разработаны авторские программы, включая национально-региональный компонент. Среди них программа Ф.Ш.Адыловой (школа №75 г. Казани), Н.М.Насриевой «Древнее искусство казанских татар», Г.М.Гайнутдиновой, М.А.Харисовой (гимназия №5 г. Казани) «Татарская культура», Д.Г.Низамовой (гимназия №11 г. Казани), «Декоративно-прикладное искусство татарского народа», С.Х.Прямичкиной (гимназия №8 г. Казани), И.Ф.Федотова «Резьба по дереву и кости», Ф.Г.Габдуллиной (татарская гимназия №10 г. Казани) «Изготовление головных уборов».

В научной литературе по проблеме исследования уделено немало внимания вопросам педагогического воздействия на воспитание учащихся отдельных видов народного искусства (мозаики, резьбы, чеканки, декоративной росписи). Этим вопросам посвящают свои исследования А.С.Меликтесян, Ю.П.Желтухова, Д.Г.Пилипенко и др.

В настоящее время достаточно хорошо исследованы вопросы
воспитательного воздействия народного творчества на ряду с русской
народной художественной культурой А.П.Усова и др. белорусского
(И.М.Елатомцева и др.), казахского Б.А.Альмухамбетов,

К.Ж.Амиргазин и др.), узбекского (А.М.Кадырова, А.Э.Туракулова и др.), киргизского (Э.Х.Мурадова и р.), молдавского (И.М.Фадеева и др.) и других народов.

К изучению татарских народных традиций в эстетическом воспитании как важнейшей составной части народной педагогики

впервые обратился Я.И.Ханбиков, С.И.Раимовой же были намечены конкретные пути использования национальных традиций культуры и искусства татарского народа для осуществления эстетического воспитания учащихся.

Однако вопросы художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами произведений татарских художников не получили еще достаточного освещения, не разработана целостная система углубленного изучения изобразительного искусства татарских художников в массовой школьной практике.

Кроме того, не умаляя значимости развития культурных национальных традиций всех проживающих в Республике Татарстан народов, все же следует признать справедливой тенденцию усиления внимания к развитию национальной культуры, языка, искусства именно татарского народа. И говоря о данной проблеме с точки зрения педагогики, необходимо отметить, что наилучшие условия для реализации потенциала татарского изоискусства создаются в том случае, если знакомство детей с ним начинается с раннего возраста.

Изучение художественно-эстетического воспитания в ряде школ г.г. Набережные Челны, Лениногорска, Нижнекамска, Казани показало: в массовой школе значительная часть учащихся слабо осведомлена о татарском декоративно-прикладном искусстве, мало знакома с творчеством татарских народных умельцев, почти не знает национальных традиций по изготовлению украшающих нашу жизнь декоративных изделий. Учителя нуждаются в научно-обоснованных методических рекомендациях по использованию в общеобразовательной школе традиций татарского изобразительного искусства для формирования личности, умеющей понимать и ценить духовное наследие своего народа.

В связи с вышесказанным возникают противоречия между потребностью общества в этнокультурном образовании и отсутствием конкретных методик и технологий его включения в воспитательно-образовательный процесс начальной школы, между необходимостью формирования интереса, уважения к художественной культуре, искусству татарского народа и недооценкой возможности использования культурно-исторических традиций татарского народа в художественно-эстетическом воспитании младших школьников, а также потребностью в разработке технологии реализации педагогического потенциала художественных традиций татарского народа в педагогическом пространстве начальной школы.

Отсюда возникает проблема: каковы педагогические условия обеспечения процесса художественно-эстетического воспитания младших школьников посредством татарского изобразительного искусства.

Цель исследования состоит в определении и разработке педагогических условий, теоретическом обосновании и экспериментальной апробации курса по художественно-эстетическому воспитанию младших школьников на основе татарского изобразительного искусства.

Объектом исследования является процесс художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами татарского изобразительного искусства.

Предметом исследования выступают организационно-педагогические условия использования татарского изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании младших школьников.

На основе предварительного обобщения теории и практики исследуемой проблемы была выдвинута гипотеза исследования,

согласно которой использование татарского национального изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании учащихся будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

- разработке и внедрении системного курса изучения учащимися
1-4 классов татарского изобразительного искусства;

проведении отбора произведений татарского изобразительного искусства;

раскрытии педагогического потенциала татарского национального изобразительного искусства в эстетическом воспитании младших школьников;

организации процесса обучения на основе учета специфики предлагаемого содержания учебного материала, определяющего выбор методов и форм обучения;

обеспечении проведения интегрированных уроков изобразительного искусства и труда, организации коллективной и индивидуальной творческой деятельности учащихся младших классов;

приобщении школьников к татарскому национальному изобразительному искусству как целостному учебно-воспитательному процессу;

- разработке и внедрении интегрированных уроков
изобразительного искусства и художественного труда с использованием
информационных технологий.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами.

1.Раскрыть педагогический потенциал татарского

изобразительного искусства в системе художественно-эстетического

воспитания учащихся как средства формирования умений и навыков художественного труда, художественно-эстетических способностей, художественно-эстетической воспитанности и национального самосознания младших школьников.

2.Выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия включения татарского изобразительного искусства в художественно-эстетическое воспитание младших школьников.

З.Разработать и обосновать критерии художественно-эстетической воспитанности младших школьников.

4.Разработать и апробировать программу курса по

художественно-эстетическому воспитанию младших школьников на основе татарского народного изобразительного искусства.

Методологической основой исследования являются положения философской науки о роли народа в создании духовной художественной культуры, об отношении его к наследию прошлого, о сущности традиций и их роли в жизни народа; своеобразии и самобытности культуры различных народов; положения о роли национальной культуры, фольклора в просвещении татарского народа (К.Насыри); положения концепций эстетического воспитания и художественного образования учащейся молодежи (А.И.Буров, В.К.Скатерщиков, Л.А.Волович, Г.А.Петрова, Г.В.Мухаметзянова, Ю.Б.Алиев, С.А.Герасимов, Б.Т.Лихачев, О.В.Дивненко и др.); теории развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, М.И.Махмутов и др.); концепции гуманизации и гуманитаризации образования Ш.А.Амонашвили, В.И.Журавлев, Т.В.Шуртакова, З.Г.Нигматов, Р.А.Валеева и др.); выводы ученых о воспитательном потенциале народного творчества (Т.Я.Шпикалова, Н.А.Горяева и др.); положения

Концепции воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан о необходимости обогащения процесса учебно-воспитательной работы элементами национальной культуры, искусства и широкого использования национальных традиций.

В раскрытии роли народного искусства как важного средства воспитания школьников мы опирались на теоретические исследования различных ученых-педагогов (И.В.Квятковский, И.Н.Лейзеров, Б.Т.Лихачев, В.А.Разумный и др.).

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической методической философской литературы в области художественно-эстетического воспитания; изучение трудов искусствоведов, беседы с родителями, учителями, учащимися; анкетирование и интервьюирование учащихся, учителей; наблюдение за способными учениками и ученическим коллективом; обработка и оценка результатов исследования; диагностические методы.

Этапы исследования и опытно-экспериментальная база.

Первый этап (2000-2001 г.г.) - изучение и анализ психолого-педагогической, философской, методической, искусствоведческой литературы; анализ и обобщение состояния проблемы в школах РТ №№ 10, 18, 125, 110, детской архитектурной школе, детском центре творчества, детских художественных школах № 1, № 3, отделах образования г. Казани; формулировка гипотезы; определение цели и задач исследования; разработка методики опытно-экспериментальной работы, уточнение и дополнение критериев художественно-эстетической воспитанности учащихся; накопление первичного эмпирического материала по результатам констатирующего эксперимента; разработка методических рекомендаций для учителей по исследуемой проблеме.

Второй этап (2001-2002г.г.) - проведение формирующего эксперимента; дальнейшее углубление и проверка гипотезы, обобщение полученных данных. В эксперименте, проводимом на базе средней школы № 10 и татарско-русской гимназии, детской архитектурной школе «Дашка», детских художественных школах №№1,3 проводилось массовое и монографическое исследование динамики развития художественно-эстетической воспитанности учащихся, уважительного отношения к татарскому народному творчеству (в частности, татарскому декоративно-прикладному искусству) путем анкетирования, бесед, анализа выполненных специальных заданий; сравнение результатов работ учащихся параллельных групп (контрольных и экспериментальных классов).

Третий этап (2002-2006г.г.) - обработка и оформление материалов формирующего эксперимента, систематизация, формулировка выводов; литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

выявлена и обоснована специфика художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в теоретическом, методическом и психологическом аспектах;

раскрыт педагогический потенциал татарского изобразительного искусства как средства художественно-эстетического воспитания младших школьников, заключающийся в формировании у учащихся художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морального облика, воспитания активного отношения к действительности, искусству, явлениям художественной культуры,

народным художественным традициям, пробуждения и развития чувства национального достоинства и гордости за свой народ;

обоснованы критерии художественно-эстетической

воспитанности младших школьников: наличие у младших школьников представлений о татарском изобразительном искусстве; формирование эмоционально-ценностного отношения к татарскому изобразительному искусству; продуктивно-творческий характер изобразительной деятельности учащихся;

выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия художественно-эстетического воспитания младших школьников посредством изучения татарского изобразительного творчества: внедрение системного курса изучения учащимися 1-4 классов татарского изобразительного творчества, отбор произведений татарского изобразительного творчества, использование в учебном процессе интегрированных уроков изобразительного искусства и художественного труда с использованием информационных технологий, опора на специально разработанный курс художественно-эстетического воспитания младших школьников;

разработан и внедрен учебный курс по татарскому
изобразительному искусству «Школьникам о татарском

изобразительном творчестве».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют общетеоретические представления о возможностях художественно-эстетического воспитания младших школьников посредством ознакомления с татарским художественным искусством. Разработано содержание курса по художественно-эстетическому воспитанию младших школьников, установлены

основные методические ориентиры для организации учебной деятельности учащихся младших классов в этом направлении.

Результаты исследования расширяют и конкретизируют представления о художественно-эстетическом воспитании младших школьников:

- уточнено понятие художественно-эстетическое воспитание
применительно к учащимся младших классов младших школьников
средствами татарского изобразительного творчества;

- выявлены особенности художественно-эстетического развития
младших школьников в процессе изучения татарского искусства,
проявляющиеся: на когнитивном, эмоционально-ценностном и
деятельностном уровнях развития личности младших школьников.

Практическая значимость исследования состоит в научно-методическом и дидактическом обеспечении процесса эстетического воспитания младших школьников посредством ознакомления с произведениями татарских художников. Экспериментальное апробирование результатов исследования осуществлялось в процессе проведения семинаров, научно-практических конференций, практических занятий и консультаций для учителей начальных классов РТ, публикации материалов, подготовки лекций, круглых столов и сообщений по курсам; разработки авторского курса изучения учащимися начальных классов изобразительного искусства татарского народа, который нашел применение в ряде школ РТ. Данные материалы могут быть использованы не только учителями изобразительного искусства и художественного труда, но и руководителями кружков, факультативных занятий, изостудий, детских художественных и архитектурных школ, учреждений дополнительного образования. Результаты исследования могут быть использованы также при

подготовке учителей в педагогических вузах и в процессе повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность результатов проведенного исследования обеспечивается оптимальным выбором методологических оснований, опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики и психологии, целостным подходом к исследованию проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, рациональным сочетанием теоретического и экспериментального исследования, непротиворечивостью исходных теоретических положений, практическим подтверждением основных теоретических положений результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы в татарско-русских гимназиях, общеобразовательных школах, детских художественных школах г. Казани с демонстрацией авторских уроков (более 300 открытых уроков и мероприятий), в том числе и урока на конкурсе «Учитель года» (Казань, 2005 г.) Материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на Международных, региональных научно-практических конференциях (г. Набережные Челны, г. Нижнекамск, 2002г., г. Казань, 2003-2006гг., Кукморский район РТ, 2006г.); на семинарах, курсах повышения квалификации учителей и заседаниях методических объединений (ИПКРО РТ г.Казань, 2002-2005гг.; АПКиПРО г. Москва, 2002-2004 гг.). Исследование выполнялось в рамках научно-исследовательского направления кафедры культурологии Института развития образования РТ, кафедры художественного образования АПКиПРО РФ, Центра художественного образования РФ (2001 - 2007гг.).

На защиту выносятся:

1. Научно-практическое обоснование педагогического
потенциала татарского изобразительного искусства в художественно-
эстетическом воспитании младших школьников.

  1. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие художественно-эстетического воспитания младших школьников.

  2. Содержание и методика реализации авторского курса «Школьникам о татарском изобразительном искусстве», способствующего формированию общей художественной культуры, художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей.

Структура и объем диссертации соответствует решению выдвинутых в исследовании задач и их логике. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка и приложения, иллюстрирована рисунками, схемами, диаграммами. Список литературы насчитывает 376 работ отечественных и зарубежных авторов.

Сущность и особенности художественно-эстетического воспитания младших школьников

Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, так же трудно понять и современного культурного человека без развития эстетических взглядов, без знаний истории культуры, без полноценного эстетического отношения к миру не только как к объекту созерцания, но и как к предмету активного преобразовательного действия.

Проблема эстетического развития подрастающего поколения относится к числу непреходяще актуальных проблем, поскольку каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности. Таким образом, эстетическое воспитание - явление конкретно-историческое, социально обусловленное. Проблемы эстетического воспитания в современной действительности очень непросты. Они неразрывно связаны с общими проблемами воспитания подрастающего поколения, изменившимися в условиях нашего непростого времени.

Назовем несколько таких проблем. 1. Общая неблагоприятная духовная атмосфера общества способствует потере идеалов, обесцениванию нравственных ценностей; в таких условиях часто духовные потребности подавляются материальными, что осложняет развитие эстетической культуры школьников. 2. Негативное воздействие на развитие культуры в некоторых случаях оказывают средства массовой информации (СМИ) -радио, телевидение, печать, ставшие для многих сегодня основными средствами удовлетворения духовных потребностей. Зачастую СМИ не способствуют наполнению этих потребностей высоким духовным содержанием. 3. Огромный скачок в развитии научно-технической базы, который основан, главным образом, на достижениях точных и естественных наук, что порождает несоответствие между рациональным и эмоциональным развитием человека. 4. Существует и проблема недостаточного использования в системе эстетического воспитания школьников национальной культуры; в массовой школе не придается достаточно значения воспитанию эстетических вкусов школьников на основе их приобщения к богатству культуры своего народа, что, естественно, не способствует решению поставленных в воспитательных программах задач по формированию национального самосознания школьников.

На основании вышеизложенного мы пришли к выводу о необходимости более глубокого изучения различных аспектов эстетического воспитания учащихся применительно к перспективам его совершенствования в современной школе.

Во главу основной задачи воспитания в современной школьной практике можно поставить следующую направленность эстетического воспитания: «Познавая прекрасное в труде, общественных отношениях, природе, окружающей среде, искусстве, приобретая и закрепляя чувственно-эмоциональный опыт человечества, личность формирует в своем сознании общественные идеалы, этико-эстетические нормы общечеловеческой морали в ее лучших традициях, вырабатывает критерии в своем эстетическом отношении к действительности и искусству» [188, с. 15].

Сегодня трудно найти школу, гимназию, лицей, колледж, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию. В то же время, имеются определенные недостатки в системе эстетического и художественно-эстетического воспитания учащихся. Иногда учителя, осуществляющие практическую деятельность по эстетическому воспитанию школьников, испытывают некоторые затруднения в определении сущности, задач и основных понятий эстетического воспитания.

В связи с этим представляется необходимым уточнить ведущие понятия, на которые мы будем опираться в последующем изложении. Среди многочисленных источников справочного и научно-педагогического характера мы будем ориентироваться на поздние издания.

В научной литературе понятие «эстетическое воспитание» обычно рассматривается как формирование способности полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве и действительности, выработка эстетических понятий, вкусов, идеалов, развитие творческих задатков и творческой деятельности. [28, с.39]. Другое определение принадлежит О.В.Дивненко: «Эстетическое воспитание - формирование определенного эстетического отношения человека к действительности» [118, с.206]. По мнению других ученых, эстетическое воспитание - это часть духовной сферы общества, определяющей цели и задачи развития творческих способностей, интеллектуальных и эмоциональных свойств человека и общества в целом. Эстетическое воспитание, по мнению авторов, должно строиться на гуманитарной основе образования и не сводиться только к определенному комплексу мероприятий, направленных на повышение культуры личности [121, с. 125].

Выделяют три основных пласта эстетического воспитания: - как явление общественное (им занимается все общество в целом); - как профессия (им занимаются люди, чья профессия связана с человеческим общением); - как самовоспитание (главенствующий пласт). В любом из указанных пластов в процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты в искусстве и любой сфере жизнедеятельности. Эстетическое воспитание всеохватывающе. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека и определяет не только знания, но и характер человека, глубину его мышления, установки, тонкость чувств и т.д.. Особая ценность эстетического воспитания состоит в том, что оно способствует самопознанию и самоуглублению личности и является высшей формой приобщения человека к человечеству, т.е. высшей формой социализации человека. Здесь, наверное, уместно привести высказывание М.Горького: «Эстетика - этика будущего» [100, с.252].

Педагогический потенциал татарского национального изобразительного искусства в художественно-эстетическом воспитании младших школьников

Давно замечено, что периоды преобразований, роста национального самосознания и духовного возрождения народа всегда связаны с возвращением к национальным культурно-историческим традициям, к фольклору. Сегодня, когда отмечается подъем общественной активности, мы не можем не опираться на вековые традиции художественной народной культуры и искусства. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свое Отечество, свой народ (задача чрезвычайно важна и актуальна в настоящее время) не может быть осуществлено без глубокого изучения культурно-исторического наследия своего народа; наши дети должны чувствовать гордость и уважение к самобытным традициям своего края. В нынешних условиях экономических преобразований в обществе, диктующих «идеалы» массовой культуры, когда образцы культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение наших детей, устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство (живопись, скульптура, графика, рисунок, дизайн) должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения. Ведь «строить образование и воспитание в отрыве от национальной культуры - значит, считать учащихся людьми без роду и племени. Именно несформированность национального самосознания, неподготовленность в национально-культурных вопросах чаще всего создает благоприятную почву для деформаций в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизма». Это значит, что именно сегодня системе школьного учебно-воспитательного процесса должен быть присущ характер выявления возможных и эффективных методов и приемов для осуществления воспитания учащихся на народных традициях и искусстве, так как все самое ценное, что веками сформировано мудростью и культурой народа, должно стать частью системы воспитания и образования современной школы.

Ценность народного искусства в том, что оно представляет собой кристаллизовавшийся мир подлинной народной художественной культуры и является своего рода духовным мостом, соединяющим современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации. Об этом не раз говорили и говорят ученые, мыслители, педагоги всего мира: «Народное искусство во всем многообразии его проявлений - это великая память народа, без которой человек лишен своих исторических корней, не способен осмыслить себя, свое место в жизни» [148, с.22]; «Это - прошлое в настоящем, это живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох», в которой проявляется родовая сущность человека [369, с.55]. «В произведения искусства народы вложили свои самые содержательные внутренние созерцания и представления, это искусство часто служит ключом, а у некоторых народов единственным ключом для понимания их мудрости и религии». «Мир народного искусства - уникальное явление духовной жизни народа, мир, опоэтизированный мечтой о благе и красоте» [148, с. 162].

Соответственно уроки народного искусства - уроки жизнелюбия, высокой нравственности, эстетического подхода к действительности, уроки гармонии и гуманизма, непреходящей красоты и мудрости -обретают сегодня особую остроту и актуальность. Они необходимы для «полного, происходящего сознательным образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвращения человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному» [226, с.588].

Исследования последних лет, как в нашей стране, так и за рубежом, свидетельствуют о такой закономерности: чем раньше приобщать детей в современном мире к яркому, красочному народному творчеству, тем быстрее и плодотворнее удается развить их творческое воображение, изобретательность, самостоятельность, воспитать эстетический и художественный вкус.

Как пишет В.Н.Полунина, «Начальное изучение языка профессионального искусства, воспитание способности читать образ в памятниках архитектуры, декоративно-прикладного искусства и живописных произведениях, наконец, знание исторической ступени развития искусства от древнейших времен, изучение многовекового коллективного художественно-нравственного опыта, законов композиционного мышления, в частности, в композиции колористической, композиции на плоскости, композиции в декоративно-прикладном и различных видах и жанрах искусства - все эти задачи педагог может наиболее успешно решать только на материале народного искусства». [282, с.6]. Традиционное народное творчество наиболее понятно и близко детям, ибо по своей наглядно-образной специфике оно зачастую доступнее восприятию ребенка, нежели профессиональное. Непосредственность, красочность, декоративность средств выражения народного искусства близки внутреннему миру детей, соответствуют особенностям их творчества. Нетрудно обнаружить много общего в творчестве народных мастеров и детей. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах [223,с.5]. Известные исследователи народного искусства (А.В.Бакушинский, В.Н.Василенко, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова) в своих трудах неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров, художников Татарстана, выдвигая главными критериями подобной близости непроизвольность и простоту создаваемых ими образов, живость и богатство воображения, особое чувство ритма, пластики, отсутствие эклектики, лаконичность, ритмичность и звонкость мазков, в чем заключается совершенство композиции, праздничность и мажорность, отражающие оптимистическое восприятие мира. Именно поэтому искусство может стать хорошим учителем вкуса, эстетического и нравственного идеала, художественно-творческих способностей, стимулировать развитие творческих возможностей, формировать творческие начала личности учащихся и т.п. (наверное, невозможно было бы перечислить те благотворные влияния, которые оказывает народное искусство на ребенка в процессе его воспитания). Учась у народного искусства художественно-поэтическому выражению действительности, дети как бы исподволь начинают приобщаться к пониманию форм, цветовых сочетаний и т.д. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая произведения народного искусства, наши дети приобретают новые знания о жизни, о труде людей, о том, как народ понимает красоту, какие качества человека ценит, какие порицает, о чем мечтает; таким образом, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные), получают представление о добре и зле, патриотизме, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему удивительно-красивые изделия искусства, живописные, графические полотна, стремясь научиться создавать прекрасное своими руками. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку и миру на земле, бережное отношение к природе [248, с. 17]. Общеизвестно, что усвоенное в детстве, когда впечатления особенно сильны, остается с человеком на всю жизнь, постепенно превращаясь в личные взгляды, убеждения, мировоззрение.

Организация художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами произведений татарских художников

Для того чтобы изучить, в какой мере решается задача художественно-эстетического воспитания школьников (в том числе средствами произведений татарских художников) на практике и находит ли оно отражение в современных художественно-педагогических концепциях, необходимо было проведение соответствующего эмпирического исследования, изучение имеющегося педагогического опыта, а также действующих программ и методик художественно-эстетического образования и воспитания.

Для выяснения состояния данной проблемы мы выделили следующие пути изучения художественно-эстетического воспитания школьников (в том числе и средствами художественных произведений татарских художников) в современных школах Республики Татарстан: - получение представления об общем уровне художественно-эстетической воспитанности учащихся (в том числе и средствами произведений изобразительной деятельности в разных жанрах производства); - изучение опыта отдельных учителей изобразительного искусства и художественного труда; - анализ современных программ по художественно-эстетическому воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла РФ и РТ; - изучение авторских и самодеятельных программ по художественно-эстетическому воспитанию учащихся (в том числе и средствами народного искусства) средних общеобразовательных школ РФ и РТ.

Исследование было начато с определения состояния общей эстетической культуры и уровня художественно-эстетической воспитанности учащихся 1-3 классов общеобразовательных школ №№ 9, 10, 18, 26, ПО, детских художественных школах №1, №3, Детской архитектурной школе «ДАШКА», детских центров творчества г. Казани.

Для этого нами были использованы разнообразные методы научно-педагогических исследований (наблюдение, беседы с учащимися, учителями, родителями, анкетирование, тестирование, ознакомление с творческими работами учащихся, их участием в кружках, факультативных занятиях и т.д.). Так, с учащимися начальных классов было проведено более 200 бесед, из которых стало ясно, какие предметы эстетического цикла им нравятся, какое содержание интересует школьников в этих учебных предметах, чем ребята занимаются в свободное время, т.е. был получен первичный констатирующий материал об уровне развития эстетического воспитания школьников и знаний татарских художников и их творчества в разных жанрах. Проведенные с учащимися младших классов беседы выявили приблизительно одинаковое отношение школьников к различным предметам эстетического цикла: музыке, изобразительному искусству, литературе. Наше изучение показало, что в отношении содержания предметов художественно-эстетического цикла дети считают интересным красивое (красивая мелодия, песня, красивая картина, рисунок, красивое стихотворение и т.д.), профессиональное (профессионально исполненное музыкальное произведение, качественно выполненный эскиз к художественному произведению и его внутреннее содержание).

В свободное время около 70% школьников посещают музыкальные и художественные школы, детскую архитектурную школу, дизайнерские школы, детские художественные школы, центры детского творчества, различные спортивные, хореографические секции. Однако 30% детей, к сожалению, все свое свободное время проводят либо на улице, либо у телевизора, компьютера и т.д.

В беседах с учителями мы старались выяснить, какие методы и приемы применяет конкретный учитель (на уроках по изобразительному искусству, музыке, литературе) для развития художественно-эстетической воспитанности школьников и какие из них он считает наиболее эффективными.

Как показало наше изучение, чаще всего методы, используемые учителями на уроке, носят объяснительно-иллюстративный и репродуктивный характер. Реже применяются такие дидактические приемы стимулирования активности, как смена деятельности, элемент занимательности, игра, использование современных компьютерных технологий, аудио- видеоаппаратуры, где дети могут более внимательно рассмотреть и понять художественное произведение.

Проведенные с родителями беседы имели целью выяснение новых, дополнительных фактов о занятиях школьников дома, о понравившихся уроках (или их фрагментах) по предметам эстетического цикла (и что именно им понравилось - содержание, метод и т.д.), а также сопоставление этого материала с полученными результатами бесед с учащимися и учителями.

Другим методом педагогического исследования было анкетирование и тестирование. Предлагая учащимся ответить на вопросы анкет и тестов, мы хотели получить репрезентативное представление: 1) об общем уровне художественно-эстетического развития учащихся (широта духовно-культурных потребностей, характер литературных, музыкальных, художественных интересов, частота посещений музеев, концертов, выставок, встречи с художниками); 2) об уровне сформированности их эстетических знаний, умений, навыков в области татарской национальной культуры. Анкетный опрос был проведен среди учащихся начальных классов школ №№ 10, ПО, г. Казани. Всего было опрошено 1000 учеников, из них 460 - учащиеся начальных классов. Также в опросе приняли участие родители исследуемых учащихся и 40 учителей изобразительного искусства школ городов Республики Татарстан.

Проектирование и реализация программы по художественно- эстетическому воспитанию младших школьников средствами произведений татарского изобразительного искусства

Одним из ведущих условий эстетического воспитания школьников вообще и художественно-эстетического, в частности, как известно, является разработка и проектирование содержания учебного материала.

Об этом неоднократно писали и пишут известные ученые, педагоги, психологи, исследователи. Среди них Л.С. Выготский, который ориентировал педагогику не столько на разработку эффективных способов обучения, сколько на разработку проблемы содержания усваиваемых знаний, тем самым, подчеркивая ведущее значение содержания обучения для развития личности; В.В.Краевский, назвавший содержание «педагогической моделью социального заказа, обращенного к образованию» [38, с.48-49]; Ю.К. Бабанский, считавший, что положительная реализация задач обучения на практике, в первую очередь, зависит от построения содержательного компонента обучения и т.д. Таким образом, очевидно, что содержание учебного материала является важным источником и одним из основных условий развития художественно-эстетической воспитанности учащихся. Поэтому поиск эффективных форм, методов и приемов художественно-эстетического воспитания школьников средствами произведений татарских художников должен начинаться с проектирования и разработки содержания учебного курса, с продуманной последовательностью для всех уровней учащихся.

Разработка учебной программы (по любому учебному предмету) требует учета многих условий. Прежде всего мы должны согласиться с тем, что содержание учебной программы до некоторой степени произвольно и зависит, в первую очередь, от социально-политических условий государства, от теоретической концепции системы обучения, на которую опираются создатели программы, от статуса школы, которая будет работать по данной программе. Однако кроме этих условий (как правило, только частично модифицирующих содержание просвещения), существуют другие, как бы универсальные критерии, которые необходимо учитывать в любой дидактической системе и в любых социальных условиях. Они касаются необходимости учета требований, связанных: 1) с ребенком, вовлеченным в учебный процесс; 2) с развитием культуры, применительно к обучению; 3) с изменяющимся обществом в образовательном пространстве; 4) школьная учебная программа должна быть разработана с учетом возрастных особенностей школьников, их интересов; 5) содержание программы должно быть направлено на ознакомление с памятниками культуры, живописи, скульптуры, графики, архитектуры; освоение культурных ценностей; 6) содержание обучения должно формировать творческое отношение подрастающего поколения к таким важным проблемам в изменяющейся жизни общества, как любовь к Родине и своему народу, социально-гражданская жизнь страны, просвещение, профессиональный труд, семья.

Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от того, насколько усваиваемый школьниками учебный материал обладает необходимыми качествами, соотносимыми с общедидактическими требованиями к содержанию учебного предмета, а именно: - научностью, т.е. отражать взаимосвязь с современным научным знанием; - системностью, т.е. раскрывать явления в их развитии и связях, вскрывать причинность и всеобщий характер происходящих процессов; - методологичностью, т.е. содержать описание путей поиска, анализа, обобщения, логики исследования и построения доказательств; - практичностью, т.е. содержать элементы, требующие практических операций, обладающие жизненной ценностью; - новизной, т.е. содержать новые, неожиданные факты, закономерности, теории, формы изложения и подачи материала в современной школе; - повторностью, наличием частично знакомого материала, позволяющего осуществлять закрепление, упражнение и перенос знаний и навыков; - сложностью, т.е. значительным числом элементов (знаний, навыков), подлежащих усвоению; - увеличенным объемом, т.е. наличием дополнительного материала, позволяющим обогащать содержание новыми фактами, проводить более широкие обобщения, аналогии [407, с. 123].

Однако существует определенная специфика учебных предметов художественно-эстетического цикла, которая обуславливает некоторые дополнительные требования к содержанию учебного материала таких предметов. В частности, Н.Б.Берхин [36, с.43-44] выделил следующие принципы: - художественность, которой должен отличаться материал, отбираемый для уроков искусства; - ярко выраженное конкретно-чувственное содержание материала, т.к. необходимо добиваться непосредственных эмоциональных впечатлений при организации усвоения искусства; - материал, подбираемый для восприятия учащимися, должен вызывать у них эстетическое наслаждение; - содержание предметов по искусству должно быть насыщено такими художественными образами, которые способствуют глубокому обогащению личности учащихся, т.е. иметь выраженную воспитательную направленность.

Кроме того, считаем целесообразным добиться, того чтобы при проектировании программы преподавания уроков художественно-эстетического цикла должны быть учтены современные требования, согласно которым необходимо больше внимания уделять разработке новых типов дидактического материала, содержащих и отражающих регионализацию. Необходимо добиваться соответствия материала интересам, вкусам, потребностям школьников; обеспечения межпредметных связей: музыка - изобразительное искусство, изобразительное искусство - родной язык (литература, мировая художественная культура, история, краеведение, иностранный язык и т.д.).

Опыт показывает, что необходимо постепенное и последовательное усложнение процесса обучения. Одновременно с этим надо воспитывать у учащихся и интерес к изобразительной деятельности, и способности к трудовым усилиям, к длительному напряжению. Педагогически целесообразно начинать с внешних приемов, побуждающих ребенка сосредоточиться, а затем постепенно научить его активно управлять своей деятельностью.

Творческие способности школьников проявляются и интенсивно формируются, когда возникает объективная необходимость, созданы для этого возможности, когда эта необходимость и возможность осознаны ребенком и воспринимаются им как потребность.

Похожие диссертации на Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в процессе изучения произведений татарских художников