Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интегрированное обучение рукоделию и пению и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Рузиева Мавлюда Давроновна

Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан)
<
Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан) Интегрированное обучение рукоделию и пению  и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рузиева Мавлюда Давроновна. Интегрированное обучение рукоделию и пению и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан): диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Рузиева Мавлюда Давроновна;[Место защиты: Академия образования Таджикистана].- Душанбе, 2015.- 223 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Особенности организации интегрированного обучения рукоделию и пению подростков в психолого-педагогических науках 13-37

1.1.Рукоделие и пение как двуединая интегрируемая трудовая деятельность и формы ее влияния на эстетическую сферу человека 13-37

1.2. Проблемы обучения интеграции в дидактике и общая характеристика развития эстетического вкуса учащихся V-VII классов в процессе традици онного обучения рукоделию и пению 38-63

1.3. Возможности интегрированного обучения рукоделию и пению в формировании эстетического вкуса учащихся V-VII классов 64-83

Выводы по первой главе 84-85

Глава ІІ. Дидактические вопросы формирования эстетического вкуса учащихсяV-VII классов в интегрированном обучении рукоделию и пению ...86-106

2.1. Организация формирования эстетического вкуса учащихся V-VIIклассов в интегрированном обучении рукоделию и пению 86-106

2.2. Содержание, методы и средства формирования эстетического вкуса учащихся V-VII классов в интегрированном обучении рукоделию и пению .107-134

2.3. Эффективность формирования эстетического вкуса учащихся V-VII классов в интегрированном обучении рукоделию и пению 135-152

Выводы по второй главе 153-154

Заключение 155-159

Список использованных источников

Проблемы обучения интеграции в дидактике и общая характеристика развития эстетического вкуса учащихся V-VII классов в процессе традици онного обучения рукоделию и пению

В начале XXI века педагогическая наука в Республике Таджикистан избрала новые научные пути развития и геополитическую стратегию. В настоящее время нам необходимофилософски осмыслить движение интеграции науки и образования, так как это связано с развитием путей морального состояния нации. Формирование человека, здоровье, культура, развитие психики и сознания, противоречивое влияние обучения, соседство образования и культуры, образования и науки за последние десятилетия находятся в центре внимания ученых и исследователей.

В этом направлении несколько путей научных исследований дали следующие находки:

Первый - это научная и образовательная основа интеграции, рожденная новыми технологиями в начале XX века, а также основа теории и методологии будущего, вопросы развития интеграции нации и образования.

Второй путь ставит для решения следующие вопросы: здоровье нации, моральное состояние и образование (экологическое и валеологическое), проблемы формирования здоровья, состояние и будущее психическое здоровье молодого поколения во взаимоподчинении позиции мировоззрения и психическое здоровье индивидуума, а также связь данных вопросов с проблемами экологического воспитания.

Третий путь исследований посвящен вопросам руководства процессом современного образования, правового образованияи его связи с политическим образованием.

Четвёртый путь раскрывает разнообразие нежелательного развития науки и образования и дает точное и широкое представление о технологическом образовании, в том числе, технологии развития мира, предусмотренной для формирования логического мышления.

Основной целью этого преобразования является ознакомление общества с существующими точками зрения и изменениями в образовании, а также его защита, культурная перестройка в обществе с целью реформы общего образования.

Другой существующей инновацией в области педагогического образования представляющейся одной и важнейших проблем являются поиски путей усовершенствования подготовки высококвалифицированных и интеллектуально развитых индивидуумов. Начавшиеся экономические и социальные изменения, последствия педагогического кризиса привели к необходимости реформ, сущность которых давно понимали как представители науки, так и представители практики.

На сегодняшний день изученные и анализированные факты и материалы по теме доказывают, что, не обсудив вопросы устаревших педагогических методов, невозможно перейти к качественно новому типу обучения. Современная школа диктует другие пути, процессы управления и новейшую технологию воспитания и обучения, требует знания и осознания сущности новейшей педагогики. Это способствует не только созданию, упорядочению и соответствию учебно-просветительской деятельности, но и получению разнообразной и множественной информации по эстетическому вкусу, знанию и умению понимать родной язык, общепризнанный таджикский этикет, историю нации и философию жизни. Форма образования определяет форму сознания человека, следовательно, интеграционное обучение необходимо и нужно современной школе, и ему в настоящее время уделяется огромное внимание в силу того, что это процесс сближения и связи с науки. Процесс интеграции воплощает в себе высокую форму реализации на практике межпредметных связей и качества новой степени обучения.Поэтому поводу существуют основные точки зрения: -согласованная организация объединяет ряд дисциплин(рукоделие и пение) с курсами интеграции (направления воспитания); -обучение этим дисциплинамрешается только в творчески развивающейся парадигме (интеграция по методам); -процесс образования происходит на базе компьютернойтехники (интегра-цияпо технологии); -рассматриваются методы взаимоотношений с учащимися на занятиях, являющиеся общими для всех педагогов.

Таким образом, стремление к переходу к интеграции предметов, составляющих обучение, несомненно, является тенденцией в сторону движущегося и естественного процесса мирового, регионального и местного (отечественного) общего образования.

Задача педагогической науки заключается в том, чтобы оказать помощь учителю в осуществлении на практике интеграционного обучения, которое направлено на восстановление и объединение ряда элементов и частей различных наук в абсолютном единстве, в случае единой цели и единых задач образования.

Важнейшими достижениями интеграции в обучении подрастающего поколения являются воспитание единых ценностей в процессе изучения различных наук и единство конечных итогов обучения. Между тем, существуют различные методы реализации данной интеграции. Это, в первую очередь, объединение нескольких учебных дисциплин в единую дисциплину. Необходимо иметь ввиду, что нельзя принять одно и отрицать другое, а, с учетом особенностей учащихся следует распространять систему интеграции на все уровни образования.

Возможности интегрированного обучения рукоделию и пению в формировании эстетического вкуса учащихся V-VII классов

Данная ситуация требует точных знаний. Это действие особенно важно на современной основе, потому что в педагогике стремительно находят пути антинаучные элементы. Например, сегодня, в условиях общего оснащения техникой, общая педагогика в целом и профессиональная педагогика в частности, не могут защитить себя от посягательств производственно-технических знаний. Равнодушие ученых в сфере исследований последствий технического насилия в педагогике может привести к неожиданным результатам и превратить педагогику из самостоятельной отрасли науки в одну из ветвей технических наук. Также требует особого внимания отношение между педагогикой и психологией. Психология также, как и технические знания, является могучей движущей силой развития системы научно-педагогических знаний. Именно поэтому её вмешательство одновременно с положительными сторонами может иметь огромную угрозу для самостоятельности педагогической науки.

При решении проблем методологического синтеза нельзя забывать о факторах обострения межпредметной борьбы в формировании личности человека. В этом деле можно показать три момента: а) технические науки являются основной,связующей ступенью естествен ных и социальных наук [77]; б) психология - орудие связи между культурными средствами человека, соединения естествознания и обществоведения; в) общая педагогика, «педагогика в её широком смысле», которая охва тывает все науки, касающиеся человека: анатомию, физиологию, географию, политическую экономику и др. - объявилаантропологическую педагогику наукой будущего. Так как в мире не существует ни одной науки, которая не была бы связана с человеком, можно предположить, что педагогическая антропология является систематизирующим интеграционным фактором научных сфер. На сегодняшний день её можно назвать антропологией,или человековедением. [3] Внутри самого человековедения существует борьба противоположностей. В связи с этим психологи основную роль отводят психологии [3], а педагоги - педагогике. [16]

Виды интеграционной педагогики (педагогическая интеграция) - это виды, которые обобщаются по своим признакам. М.Н.Берулава показал три вида интеграции общего и профессионального образования: общеметодологический, общенаучный и отдельны- научный. Каждый из них является воплощением разных видов интеграции. В.Е.Гмурман изложил содержание трех видов интеграционных процессов, в том числе межпредметного и внутрипредметного.

Как видим, между видами не существует ни одной общности. Это является свидетельством того, что в решении проблемы определения видов и образцов интеграции не наблюдается единого мнения. На наш взгляд, нельзя зани-матьтакую позицию, так как перечень видов интеграционной педагогики очень велик, его даже можно разделить на варианты и группы.

Последнее замечание требует поискаотносительно плодотворного классификатора видов интеграционной педагогики. На наш взгляд, этим классифи-каторомможет стать категория «Парадигмы» (таблицы склонения).

Для выделения таблицы склонения парадигма интеграционной педагогики может служить как показатель характера отношения между целым и частью. Вы-бор системно-технической или органической парадигмы зависит от того, сос-тоит ли эта система из целых частей, или создает целые части. В первом случае методологические ценности системного отношения, хотя в них есть склонность в сторону цельности, выступают как результат взаимного влияния частей. «В системном исследовании исследуемый объект выступает как определенная группа частей, взаимное влияние которых определяет свойства целостности этих частей» [151].Системное понимание свойственно всемобъяснениям интеграции, имеющим место в педагогике. Например, в одном специальном исследовании интеграционная педагогика толкуется как процесс и результат двустороннего воздействия структурных частей содержания образования, который повышает систематичные знания учащихся. Однако системная целостность не может охватить внутренние связи органической целостности, так как в большинстве случаев внутренние связи изучаются как взаимное воздействие и связи. Для охвата внутренних связей органической целостности нужна «точка зрения» органической парадигмы. Это дает возможность, чтобы она, как живой развивающийся организм, управляя своими частями, имела специализированные свойства и межинтеграционную зависимость. В этом случае характер данного качества определяется не при посредстве сотрудничества частей, а при помощи целостности. В результате органическая интеграция признается как процесс и результат целостногоразвития не посредством «сбора» взаимного влияния частей, а путем открытия цельных внутренних сил. Именно целостность обладает свойством «самособирания», а частям это свойство не свойственно. Целостность определяет цель, систематизирует связи между частями и определяет порядок их сотрудничества. Целостность налаживает движение частей по закономерностям.Хотя части имеют влияние между собой, но самостоятельно они не могут создавать цельное.

Органическое объяснение и комментирование интеграции в педагогике дает возможность реализовать на практике древнюю идею о природе как творческой, самосоздающей и самостроящей силе. Хотя данная идея имеет воображаемую завесу, однако она недалека от осуществляемого значения. Осознание названной идеи дает возможность, пересмотрев традиционное учение, создать качественно новый образ представления и понимания человека. Для подтверждения этогообратимся к К.Д.Ушинскому. Он говорил: « Я читаю главу о рычагах. Подчас много вещей, которые до сих пор для меня казались самостоятельными и непохожими, связываются друг с другом, становятся целым. Здесь и палка под камнем (орудие), нож, лопата и качели - все это разные предметы, организуют одну вещь: все они «рычаги». В этой идее имеет место и страх, и привлекательность. Почему до сих пор я ничего не знал об этом? Почему никто мне не говорил об этом? Почему меня заставляли учить тысячу ненужных вещей, а об этом ничего не говорили? Все, что я открываю, является необычным и интересным. Увеличивается мой интерес, и я прихожу в ужас во время размышления о единстве всего»[147].

Содержание, методы и средства формирования эстетического вкуса учащихся V-VII классов в интегрированном обучении рукоделию и пению

Согласно существовавшим тогда традициям, девушки к 13-15 годом должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые изделия:скатерти, грелки для чайника, рукавицы, полотенца, предметы одежды, головные уборы, фартуки, платья, платки, свадебные костюмы, подарки и т.д.

На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Красиво вышитые изделия иллюстрировали эстетический вкус их создателя. В таджикской семье женщины традиционно занимались вышивкой ручной работы. Они из ниток ткали ткани, вышивали на них и свои секреты передавали своим детям. Вышивка существуети сегодня. Умелые вышивальщицы до сих пор вышивают предметы быта: скатерти, полотенца, наволочки, рукавицы, грелки для чайников, подставки для чайника и т.д.[119]

До настоящего времени декоративные вышивки изготавливают, главным образом, к большим семейным праздникам, и особенно к свадьбам, которые в местном народном быту занимают особое место. Вышитые изделия обязательно входят в приданое жениха и невесты. Поэтому каждая мать готовит своих дочерей к этому искусству чуть ли не с младенческих лет.

Во время свадебных или других народных торжеств воедино сливаются народные мелодии, танцы, пение, пантомимы, костюмы и, конечно, вышивки, служащие основным декоративным оформлением яркого, красочного зрелища. В числе свадебных вышитых изделий невесты обязательно есть новые вещи, в изготовлении которых принимала участие сама нареченная, как правило, в таджикской семье девочку обучают этому искусству с десяти-двенадцати лет. Когда –то, в старые времена, рукоделие было почти единственным занятием женщины и обучение ему было обязательным.[135]

Одежда таджичек является одним из устойчивых элементов народной культуры, которая до сегодняшнего дня сохраняет свой национальный характер. Обычный национальный костюм женщины состоит из платья, шаровар, доходящих до щиколоток, головного платка или тюбетейки, «камзулча» и т.д. Платья шьют из яркого гладкого сатинаа также из шелка, атласа и бархата и украшают вышивкой. В качестве основного материала для вышивок предпочитается цветной сатин темных тонов (красный, вишнёвый, бордо), реже-желтая и белая ткань. В некоторых отдельных районах Таджикистанаещё бытуют вышивки на домотканой крупнозернистой материи желтоватого оттенка- карбосе.[140]

Наиболее распространённый вид шва на платьях-это односторонняя гладь, в местном произношении «гулдузи» -название, которое часто переходит на наименование всей вышивки в целом. Шов «гулдузи» является местной разновидностью шва, применяемогооседлым земледельческим населением Средней Азии. Иногда эта техника сочетается с тамбурным швом, который окаймляет узор по контуру. Применяется также простая гладь со стежками, положенными по контуру узора. Излюбленнымсюжетом среди вышивок является цветок,изображенный в профиль и окруженный как бы нимбом из растительного пояска, в виде розетки.

Древнейшими символами плодородия на Востоке были растительные формы - дерево, цветок, плод. Не случайно в таджикском национальном узоре они занимают ведущее место Мотив дерева является как бы стержневым в композиции вышивок. Во многих случаях он не повторяется, а приобретает акцентированный индивидуальный характер, вокруг которого, как вокруг центра композиции, строятся все остальные узоры».[17]

Отличительной особенностью женской одежды является ее покрой – широкий, прямой без талии. Такой покрой в жарком климате обеспечивает прохладу и удобство, он не стесняет движений. Парадные платья особо подчеркивают это наличием длинных и широких рукавов.

В народном сознании они воспринимались как проявление красоты. В таком покрое проявляются черты местной национальной формы народного костюма, еще далеко не изжившие себя. Это нашло отражение в гармской народной песне:

Ты вышла из дома, стан твой подобен цветку. Рукава твои, висящие вдоль платья Подобны гирлянде гиацинтов. Рожденные в древности практической необходимостью и играющие жизненно важную роль в быту, они естественно и органично сочетались с высокими эстетическими качествами, на основе которых были созданы подлинные шедевры народного искусства.

Многочисленные виды вышивок окружают человека с самого его рождения, неторопливо и постоянно прививая ему определенные привязанности. Они формируют вкус и остаются идеалом на всю жизнь. Большое место испокон веков отводили таджики вышитым предметам во время ритуалов, праздников, которые сопровождали человека в самые значительные периоды его жизни. [17]

Возникнув в древности, искусство вышивки на протяжении веков постоянно совершенствовалось, человек, живший постоянно среди природы и наблюдающий за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки, символы, с помощью которых он выражал свое восприятие окружающего мира, свое отношение к непонятым явлениям природы. Так возникли орнаменты- последовательное повторение отдельных узоров или их групп. В вышивке используются, в основном, геометрические, растительные, животные и птичьи орнаменты. В среднеазиатских вышивках также встречается шрифтовой (вязь) орнамент, напоминающий стилизованные надписи.

При выполнении ручной вышивки нужны несложные инструменты: наперсток, ножницы, пяльцы, карандаш, копировальная бумага или калька, иглы для вышивания и т.д. В качестве материала используют ткани и нитки, выбирают их в зависимости от назначения будущего изделия, характера узора и способа его вышивания. Для вышивки используют однотонные хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные нитки, но лучше всегоподходят нитки «мулине» различных цветов.

Эффективность формирования эстетического вкуса учащихся V-VII классов в интегрированном обучении рукоделию и пению

В развитии эстетического вкуса учащихся важное место принадлежит обучению разным школьным предметам, особенно интегрированному обучению искусству, технологии и музыке. В условиях современного общества эти предметы воплощают красоту жизни людей, пробуждают высокие гуманные и эстетические чувства, мобилизуют на активную борьбу за современные идеалы. Чтобы их воздействие было эффективным, необходимо формировать эстетический вкус именно средствами этих предметов.

Эстетический вкус есть одна из форм общественного сознания. В философской, педагогической и психологической литературе его сущность и структура подчас толкуются по-разному, с разных точек зрения, в связи с чем нам необходимо было найти в этих взглядах общее, существенное. Осознанию непременных признаков эстетического вкуса и его структуры также способствовало многолетнее наблюдение за учащимися с целью выявления недостатков их эстетического и художественного вкуса. Все это позволило сделать вывод о том, что под эстетическим вкусом следует понимать интеллектуально-эмоциональную готовность к правильной оценке и переживанию эстетических ценностей и к их выражению в эстетической деятельности и в жизни. Такое понимание эстетического вкуса помогло нам раскрыть его структуру.

На основе теории и истории вышивки и музыки, а также результатов констатирующего эксперимента мы выделили несколько структурных признаков эстетического вкуса, которые объединили в следующие группы: 1) восприятие, оценка и переживание содержания-идеи и формы; 2) восприятие, оценка и переживание композиции; 3)умение реализовать свои эстетические ценности в художественном творчестве (в рукоделии и пении).

Этипризнаки эстетического вкусасчитались эмпирическими критериями, исходя из которыхмы оценивали уровень развития эстетическоговкуса учащихся и его изменение в ходе обучающего эксперимента. Исследования показали, что эти признаки на самом деле отражают эстетический вкус учащихся и его развитие, что упомянутые критерии являются достоверными при оценке развития эстетического вкуса.

В работе мы исходили из мнения, что эстетический вкус, прежде всего, субъективен, зависит от эстетического развития человека, богатстваего чувств, нопри этом в его формировании решающая роль принадлежит эстетическим идеалам нашего общества. В связи с этим мы полагали, что формирование эстетического вкуса должно опираться на современную научную эстетику и теорию искусства. Это положение легло в основу нашей рабочей гипотезы и программы нашего исследования. При реализации действующей программы технологии и музыки основной акцент мы делали на ознакомлениидетей с эстетикой, теорией и историей вышивки и музыки, а также на интеллектуально-эмоциональном анализе результатов деятельности учащихся по рукоделию и пению, применяя полученные знания на практике. Тем самым мы руководствовались сформированным Л.В. Занковым дидактическим принципомоведущей роли теории. Результаты обучающего эксперимента убедительно показали наличие закономерной связи эстетики и теории искусства, технологии и музыки с развитием эстетического вкуса, умений и навыков создания вышивок и исполнения песен.

Руководствуясь в интегрированном обучении рукоделию и пению принципом ведущей роли теории, мы должны были принять во внимание возрастные особенности учащихся, чтобы интегрированное обучение было доступным. Данные психологической литературы об эстетическом вкусе средних школьников и об их способности проявите его на практике поканемногочисленны. Наше констатирующее исследование пополнило знания об особенностях эстетического вкуса учащихся V-VII классов, что позволило целенаправленнее планировать учебный процесс.

Как показали исследования, отсутствие эстетического вкуса у учащихся ограничивает особенности их восприятия(внимание к отдельным объектам, неспособность воспринять произведения искусства как целое и отсюда вытекающая ограниченность осознания мысли произведения, его идейного содержания), недостаток знаний о красоте и ее создании и с этим связанная ограниченность эстетического мышления(неспособность целенаправленно, с учетом идеи анализировать явления красоты и в искусстве и в жизни, незнание применения средств композиций, недостаток экспериментальных знаний о технике выполнения красивой вышивки и исполнения мелодичностью песни, слабая мотивация творения красоты(ограниченность интересов, потребности красиво вышивать и петь). Экспериментальное обучение на протяжении трех лет способствовало устранению ряда недостатков в эстетическом развитии учащихся V-VII классов. По сравнению с контрольными классами значительно расширились знания учащихся по эстетике, теории технологии и музыки, возросла способность анализировать произведения искусства, поделок и песен. Корреляция между способностью к анализу и творческой деятельности подтвердила эффективность эксперимента.

Экспериментально также была проверена наша предпосылка о возможности переноса способности этико-эстетического анализа произведений искусства не только на вышивку, но и на жизнь (труд, учеба, отношения, спорт, быт), в природу, словом, во все области проявления красоты. Иначе говоря, эстетический вкус учащихся V-VII классов, сформировавшийся на интегрированных уроках рукоделия и пения, находит применение при оценке и переживании красоты не только в технологии, музыке и искусстве, но и в других областях(в жизни, природе и др.). Так достигается всесторонность эстетического вкуса личности.

Похожие диссертации на Интегрированное обучение рукоделию и пению и его ценность в формировании эстетических вкусов и убеждений учащихся V-VII классов (на примере общеобразовательных школ Республики Таджикистан)